8.06.2109:30

О социально-экономическом положении и инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики

Социально-экономическое положение.

Удмуртская Республика по основным макроэкономическим показателям входит в группу регионов Российской Федерации со средним уровнем развития.

Экономика отличается многоотраслевой структурой, наличием мощного промышленного потенциала и высококвалифицированного персонала, развитым агропромышленным и строительным комплексом, богатыми природными ресурсами, динамично развивающимися финансово-кредитной и научно-технической сферами.

В связи с ограничительными мероприятиями, связанными с распространением коронавирусной инфекции, социально-экономическое развитие Удмуртской Республики в 2020 году характеризовалось снижением промышленного производства, оборота розничной торговли, увеличением среднемесячной заработной платы, снижением реальных располагаемых денежных доходов населения, сложной ситуацией на рынке труда, вызванной ростом количества безработных граждан.

По данным Удмуртстата объемы промышленного производства в Удмуртии по итогам 2020 года показали снижение на 7,3% по сравнению с 2019 годом, в том числе за счет сокращения индекса промышленного производства по добыче полезных ископаемых на 9,4%, в обрабатывающих производствах – на 5,6%.

Оборот розничной торговли (с учётом всех источников реализации) составил в 2020 году 239,7 млрд. рублей или 95,4% к январю-декабрю 2019 года в сопоставимых ценах.

Среднегодовой индекс потребительских цен составил 103,3%  к 2019 году, к декабрю 2019 года – 105,2%.

Объём продукции сельскохозяйственной отрасли в 2020 году составил 71,7 млрд. рублей, индекс производства – 104,3% к соответствующему периоду предшествующего года.

В республике сдано в эксплуатацию 802,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 42,7 тыс. кв. м или на 5,6% больше, чем в январе-декабре 2019 года. Индивидуальными застройщиками введено 417,9 тыс. кв. м жилых домов (на 2,2% меньше), что составило 52,1% от общего ввода по республике.

В 2020 году среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 101,5% и составили 25 446 рублей, реальные денежные доходы сократились на 2,2%.

Средняя заработная плата по  республике составила 35 953 рубля, показав рост на  4,8%, реальная заработная плата – на 1,5%.

По данным на начало 2021 года суммарная просроченная задолженность по заработной плате в Удмуртии составила 6067 тыс. рублей.

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2020 года составил 2,1% экономически активного населения. Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 1 января 2021 года насчитывала порядка 16,0 тыс. человек.

Демографическая ситуация за 2020 год в Удмуртской Республике характеризуется снижением уровня рождаемости, ростом уровня смертности населения, естественной убылью населения.

Главными точками роста в 2021 году станет восстановление в сегменте платных услуг населению, транспорте, оживление в строительной отрасли и розничной торговле, дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства. Кроме того, ожидается восстановительный рост промышленного комплекса, во многом за счет роста объемов производства обрабатывающих отраслей. На сектор добычи полезных ископаемых продолжит оказывать негативное влияние ограничение в рамках пролонгированного соглашения ОПЕК+.

Инвестиционная привлекательность.

По итогам 2020 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу составил 109,4 млрд. рублей, что на 3,7 млрд. рублей больше по сравнению с 2019 годом, но в сопоставимых ценах на 2,9% ниже 2019 года.

Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составили 65,1 млрд. рублей.

Преобладающую часть – 68,3 % объема инвестиций составили собственные средства предприятий; 17,1 % –бюджетные средства; 6,7%–кредиты банков.

Наибольший объем инвестиций -16,1 млрд. рублей был направлен на добычу полезных ископаемых; 14,0 млрд. рублей – в обрабатывающие производства; 7,7 млрд. рублей - транспортировка и хранение. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения составил 73098 рублей.

Основные факторы, влияющие на инвестиционные процессы и отмеченные в качестве усиливающих факторов, способствующих росту производства:

  • реализация мер государственной политики направленных на поддержку инвестиционной деятельности;
  • расширение перечня видов экономической деятельности для реализации инвестиционных проектов на территориях опережающего социально-экономического развития «Город Сарапул» и «Город Глазов»;
  • импортозамещение (рост спроса на продукцию российского производства, увеличение количества современных инновационных товаров российского производства хорошего качества);
  • расширение географии поставок (увеличение стоимости оборудования импортного производства привело к тому, что отечественное оборудование стало более привлекательно по цене);
  • выход на новые зарубежные рынки.

Основные сдерживающие факторы:

  • снижение инвестиционной активности в связи с введением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19);
  • необходимость в замене и ремонте устаревших производственных фондов; – нехватка оборотных средств вследствие снижения прибыли, а также отсутствия доступного финансирования, в том числе высокие процентные ставки, отсутствие долгосрочных дешевых кредитных ресурсов;
  • рост цен на сырье, материалы, импортные комплектующие, удорожание импортируемого оборудования, удорожание импортируемых инвестиционных товаров;
  • общая экономическая неуверенность инвесторов, уточнение (свертывание) инвестиционных программ в части снижения величины инвестиционного бюджета, номенклатуры и количества приобретаемого оборудования;
  • острая зависимость предприятий ОПК от наличия ГОЗ.

С целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионе реализуется государственная программа «Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 580.

С 1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». Закон предусматривает стабилизационную оговорку: инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. 

В настоящее время в республике проводится работа по созданию региональной нормативной правовой базы по данному направлению.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 22 июня 2006 года № 26-РЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» инвесторам оказывается государственная поддержка при реализации инвестиционных проектов.

Наиболее популярными и востребованными мерами государственной поддержки инвесторов при реализации инвестиционных проектов являются: налоговые льготы, аренда земельных участков и пользование недвижимым имуществом на особых условиях.

В соответствии с распоряжениями Главы Удмуртской Республики в 2020 году приняты решения о предоставлении инвесторам в аренду без проведения торгов 22 земельных участка для реализации 15 инвестиционных проектов на сумму 23,5 млрд. рублей.

Одним из инструментов развития моногородов и привлечения инвестиций в регион являются территории опережающего социально-экономического развития, созданные в моногородах Удмуртской Республики: ТОСЭР «Сарапул» и «Глазов».

Резидентам ТОСЭР предоставляется широкий спектр преференций, таких как:

  1. снижение налоговой нагрузки;
  2. пониженные ставки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды до 7,6% (для нерезидентов ставка составляет 30%);
  3. предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов;
  4. сниженный размер арендной платы за земельные участки, полученные резидентами в аренду без проведения торгов;
  5. возможность строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры за счет софинансирования со стороны Удмуртской Республики, монопрофильного муниципального образования и Фонда развития моногородов;
  6. возможность получения льготного займа от Фонда развития моногородов, в том числе по ставке 0% годовых.

По состоянию на 1 апреля 2021 года на территории ТОСЭР «Сарапул» и «Глазов» зарегистрировано 38 резидентов, из них 22 – в 2020 году. 

За период с момента заключения соглашений о создании ТОСЭР по 2020 год резидентами создано 891 рабочих места, из них в 2020 году – 583, освоено инвестиций 408,3 млн. рублей, из них в 2020 году – 234,9 млн. рублей. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики от резидентов составил 49,6 млн. руб., из них в 2020 году – 38,2 млн. руб.

В 2021 году в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития планируется включить не менее 12 резидентов, освоить 4,2 млрд. руб. инвестиций и создать 1166 новых рабочих мест.

Создание ТОСЭР является инструментом для стимулирования предпринимательского ресурса, повышения инвестиционной привлекательности моногородов и снижения зависимости от градообразующих предприятий, что, в свою очередь, позволит диверсифицировать экономику, ускорить социально-экономическое развитие и создать комфортные условия для населения.