6.07.2016:09

О международных связях Алтайского края в области туризма

 

Туристическая отрасль для Алтайского края является одним из важных элементов социально-экономического развития региона.

В настоящее время в крае действует 1008 субъектов сферы туризма (по состоянию на 01.09.2019 г.). Отдых туристов обеспечивают 321 коллективное средство размещения общего назначения, 41 санаторно-курортное учреждение, более 180 сельских гостевых домов, более 170 турбаз и организаций отдыха. Количество мест единовременного размещения в регионе составляет порядка 50 тыс., из них круглогодично - 20,4 тыс., в том числе в санаторно-оздоровительных учреждениях - 7,8 тыс. Туроператорские и турагентские услуги в регионе оказывают более 180 организаций.

По предварительным данным управления Алтайского края по туризму и курортной деятельности, туристский поток в субъект Федерации в 2019 г. остался на уровне 2018 г., составив порядка 2 млн. человек.

Лидером высокотехнологичного туризма в крае служит региональный санаторно-курортный комплекс, который ежегодно обслуживает более 150 тыс. человек. Большинство санаторно-курортных организаций Алтайского края сконцентрировано в городе-курорте федерального значения Белокуриха.

С целью создания благоприятных условий для развития сферы туризма, регион принимает активное участие в федеральных проектах в данной сфере. Благодаря такой работе осуществляется развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета». В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» сформированы туристско-рекреационные

кластеры «Белокуриха», «Барнаул - горнозаводской город» и автотуристский кластер «Золотые ворота». Реализация данных инвестиционных проектов осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, при котором за счет бюджетных средств создаются объекты обеспечивающей инфраструктуры (автомобильные дороги, сети электро-, водоснабжения), за счет частных инвестиций возводятся туристские объекты (средства размещения туристов, объекты показа, торговли, питания).

Начиная с 2011 г. в субъекте Федерации реализуются мероприятия государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае», направленной на устойчивое развитие данной отрасли, продвижение туристского продукта на внутренний и зарубежные рынки.

В рамках указанной программы предусмотрены различные виды государственной финансовой поддержки хозяйствующих субъектов сферы туризма, включая:

-        субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию сельских гостевых домов;

-        компенсацию затрат на развитие социального туризма посредством субсидирования части затрат на оборудование коллективных средств размещения, объектов показа необходимой инфраструктурой для приема туристов с ограниченными возможностями здоровья;

-        компенсацию части затрат на проведение классификации гостиниц;

-        предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере туризма по направлениям: «Реализация социально значимых проектов, ориентированных на развитие туризма в регионе, а также на формирование имиджа края как туристского региона»; «Реализация проекта по организации туристско-экскурсионных поездок по Алтайскому краю для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В целях повышения эффективности правового регулирования на региональном и муниципальном уровне в 2018-2019 гг. в Алтайском крае приняты законы «О туризме в Алтайском крае» от 03.04.2018 г. № 14-ЗС и «Об особо охраняемых территориях рекреационного назначения в Алтайском крае» от 11.11.2019 г. № 83-3C.

Одной из основных задач развития туризма в крае является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения региона как туристского центра России. Популяризацией туристско-рекреационного потенциала Алтайского края, продвижением его туристского продукта, а также предоставлением достоверной и максимально полной информации для приезжающих туристов и жителей края о туристско-рекреационных и санаторно-курортных возможностях занимается краевое государственное бюджетное учреждение «Туристский центр Алтайского края» («Алтайтурцентр»),

Сформирована краевая туристическая информационная система, в которую входят два ресурса, аккумулирующие информацию о туризме. Это Интернет-портал www.visitaltai.info (визиталтай.рф) и информационные терминалы, установленные в наиболее посещаемых туристами местах г.Барнаула и других городах и районах края.

В рамках продвижения туристского продукта на международном и российском рынках регион принимает ежегодное участие в крупнейших туристических выставках, таких как «IТВ» (г.Берлин), «Интурмаркет» (г.Москва), «МIТТ» (г.Москва).

В 2019 г. взаимодействие с иностранными партнерами в сфере туризма также осуществлялось в ходе визитов и участия в следующих межрегиональных и международных мероприятиях:

-        в рамках Смешанной Российско-Австрийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству (24-26 марта, г.Вена, г.Грац);

-        визит в Алтайский край представителей городского округа Карамай СУ АР КНР (15-16 мая, г.Барнаул);

-        визит в Алтайский край немецкой делегации во главе с президентом Германского совета лесного хозяйства Г.Ширмбеком (5-13 июля, г.Барнаул, г.Белокуриха);

-        первый российско-итальянский бизнес-семинар «Россия и Италия: искусство инноваций» (9 июля, г.Барнаул);

-        российский этап проекта «Российско-Китайский молодежный бизнес-инкубатор (21-29 сентября, г.Барнаул);

-        первое заседание Экономического совета регионов Большого Алтая в Алтайском крае (14 октября, г.Белокуриха);

-        XVI Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств на тему «Актуальные вопросы развития приграничного сотрудничества» (6-8 ноября, г.Омск).

Осуществляется активное взаимодействие с федеральными и региональными СМИ, в том числе в ходе проведения ежегодных информационно-ознакомительных пресс-туров по краю.

В рамках реализации государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» в регионе регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для субъекта Федерации видам туризма, в том числе Международный туристский форум «VISIT ALTAI», который включает в себя различные мероприятия и завершается праздником «Цветение маральника», открывающим высокий летний туристский сезон. Зимний туристский сезон начинается с событийного мероприятия – праздника «Алтайская зимовка».

Большое внимание в Алтайском крае уделяется подготовке кадров в сфере туризма. Сформирована система многоуровневой подготовки специалистов различной квалификации. В четырех вузах открыты специальности «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело» с уровням подготовки «бакалавр» и «магистр». Шесть образовательных учреждений среднего профессионального образования имеют направления «Туризм» и «Гостиничный сервис». В них проходят обучение более 900 человек, ежегодно выпускается около 300 учащихся.

Флагманом в подготовке специалистов среднего звена является созданное в 2014 г. краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайская академия гостеприимства». Наличие в Академии собственной сети базовых предприятий способствует оптимизации процессов производственного обучения и целенаправленной профессиональной ориентационной учащихся.

В целом, Алтайский край обладает достаточно высоким потенциалом для продвижения регионального туристического продукта на внешний рынок. Международная повестка региона в данной сфере также достаточно насыщена и направлена, прежде всего, на взаимодействие с представителями стран СНГ, Северо-Восточной Азии и Европейского Союза. Как представляется, взаимодействие Алтайского края с зарубежными партнерами в сфере туризма способствует развитию международных и внешнеэкономических субъекта Федерации в целом.