8.02.1700:00

О развитии международных и внешнеэкономических связей Республики Бурятия в 2016 году

 

Основные принципы и направления международного сотрудничества Бурятии определены в республиканской госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» и ее подпрограмме «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности» (утверждена в 2013 г., с изменениями 2016 г.). Программа рассчитана на период 2014-2020 гг., показателями ее эффективности служат данные экспорта, количество заключенных соглашений, участие Бурятии в международных и межрегиональных мероприятиях. Осуществляется стратегическое планирование: разрабатывается программа социально-экономического развития до 2030 г. Действует Совет при Главе республики по стратегическому планированию, функционируют экспертные площадки в профильных министерствах.

Правовую базу составляют российско-монгольское межправсоглашение об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией (1999 г.), а также соглашения Правительства Республики Бурятия о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Мэрией г.Улан-Батора (Монголия, 2013 г.) и Правительством Автономного района Внутренняя Монголия (КНР, 2003 г.).

Экономика и промышленность республики в 2016 году развивались под воздействием сохраняющихся неблагоприятных внешних факторов, таких как антироссийские санкции Запада, неопределенность с поставками комплектующих изделий из Украины, скачок валютного курса и ставок по кредитам, цены на нефть. Негативное влияние оказывали ограничения на приобретение импортного оборудования в рамках программ по техперевооружению и модернизации производства.

На этом фоне, по данным Сибирского таможенного управления, объем внешней торговли Бурятии за 10 месяцев 2016 года упал на 35 % и составил 828,3 млн.долл.США (за 10 месяцев 2015 – 1,275 млрд.долл.США). Экспорт сократился до 780,2 млн.долл. (АППГ – 1,182 млрд.долл.), импорт – до 48,1 млн.долл.США (АППГ – 93,7 млн.долл.).

Спад объясняется сокращением поставок за рубеж продукции ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (крупнейший экспортер и налогоплательщик республики, входит в холдинг «Вертолеты России») и, соответственно, снижением закупки комплектующих для ее производства (двигатели турбореактивные и турбовинтовые из Украины).  На сокращение стоимостного объема экспорта повлияло снижение цен на уголь, занимающий значительную долю в экспорте.

Подавляющую часть товарооборота – 94,7% – заняли страны дальнего зарубежья, страны СНГ – 5,3% (в АППГ 95,7 против 4,3). Соотношение стран дальнего зарубежья и СНГ в экспорте – 95,1% и 4,8% (в АППГ 99,9 и 0,05), в импорте – 87,6% и 12,4% (в АППГ 42,07 и 57,9), что свидетельствует о многократном снижении доли импортных поставок из стран СНГ на фоне повышения экспорта в страны Содружества.

Внешнеторговые операции осуществлялись с 50 странами. В пятерке основных (в % от товарооборота): Китай (20,8), Ангола (18,7), Бангладеш (15,2), Япония (9,7) и Республика Корея (6,6). Приграничная Монголия на 8 месте (3,4).

В экспорте 46,2% заняли топливно-энергетические товары (в основном уголь каменный); 41,4% - продукция машиностроения; 9,3% - древесина и целлюлозно-бумажные изделия. В импорте 62,3% пришлось на продовольственные товары и сырье, 21,1% - машиностроительную продукцию, 8,6% - металлы и изделия из них.

Устоявшаяся географическая и товарная структура внешней  торговли обусловлена близостью стран АТР, участием в производстве и сбыте авиационной техники. Кроме того, республика, обладая большими запасами полезных ископаемых и лесного фонда, осуществляет экспорт сырья и продукции лесопереработки.

Главными задачами во внешнеэкономической деятельности в 2016 году стали: выполнение республиканского плана по импортозамещению и его координация с федеральными планами (например, Улан-Удэнским локомотивовагоноремонтным заводом осваивается производство колесных пар для подвижного состава ОАО «РЖД», ранее производимых на Украине); продвижение продукции бурятских товаропроизводителей на внешние рынки и  привлечение инвестиций в экономику (страновыми приоритетами остаются Монголия и Китай); создание инвестиционно-привлекательного имиджа. Проводилась работа по включению организаций республики в федеральный Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, утверждаемый Минпромторгом России. От Бурятии в него включены:  ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Селенгинский ЦКК», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ЗАО «Байкальская лесная компания», ЗАО «Закаменск» и ООО «Тимлюйский цементный завод», что позволило им воспользоваться субсидиями из федерального бюджета на компенсацию процентов по кредитам коммерческих банков.

Продвижению республики на российском и международном направлениях служит ежегодный план выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. В 2016 году в его рамках реализовано 9 республиканских выставок, обеспечено участие Бурятии в 30 межрегиональных и международных ярмарках. Презентации региона прошли на традиционных международных форумах: в России - «ПродЭкспо» (Москва, февраль), «Интурмаркет» (Москва, март), «Байкальское гостеприимство» (Иркутск, май), «Агропромдаш» и «Золотая осень» (Москва, октябрь); в Бурятии - «Туризм и отдых в Бурятии» (апрель), «Улан-Удэнская ярмарка» (май); а также за рубежом: «International Travel Mart» (Монголия, март), 17-я выставка продуктов питания, напитков и индустрии гостеприимства «SIAL-China» (Китай, май), «Алтанбулаг-Экспо» (Монголия, май), российско-монгольская ярмарка (Монголия, октябрь).

В рассматриваемый период на территории Бурятии состоялось несколько крупных международных мероприятий федерального значения. Особое внимание получило выездное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам ФС РФ на тему «Роль приграничного и межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации в сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» (на примере Республики Бурятия) под председательством К.И.Косачева (октябрь).

Позитивный резонанс имели встреча национальных координаторов России, Монголии и Китая по подготовке автопробега «Тяньцзинь – Улан-Батор – Улан-Удэ» (май) и мероприятия по случаю его завершения (август), XII Конференция парламентариев Арктического региона, на которой обсуждались вопросы развития коренных малочисленных народов (июнь), а также международный форум, посвященный пенсионным реформам России, стран СНГ и Грузии (август).

Значимыми событиями года стали также III международный форум «Интеграция на Великом чайном пути» (январь), рекламный тур «Великий чайный путь» (март), XII Международный бурятский фестиваль «Алтаргана» (июль) и 350-летие г.Улан-Удэ (сентябрь).

На правительственном уровне для участия в крупных форумах за рубежом (в составе российских делегаций и самостоятельно) состоялись зарубежные поездки министров: природных ресурсов Ю.П.Сафьянова – дважды в Японию для участия в бизнес-миссии «Торгово-промышленный диалог: Россия - Япония»  (февраль-март) и в рамках визита Президента Российской Федерации В.В.Путина (декабрь); промышленности и торговли А.С.Мишенина – во Францию и Германию в рамках программы деловых миссий Минпромторга России (май); экономики З.Г.Сангадиева – в АРВМ КНР для участия в первом совещании руководителей туристических администраций России, Китая и Монголии (июль) и в Монголию на конференцию Всемирной туристской организации по кочевническому туризму и устойчивому развитию городов на Шелковом пути (октябрь).

На уровне заместителей профильных министров обеспечено участие республиканского правительства в российско-монгольском совещании по реализации межправительственного Соглашения об охране лесов от пожаров, конференции Международного Университета «Их Засаг» (октябрь, г.Улан-Батор); XIV заседании Постоянной российской-китайской рабочей группы в области освоения и использования лесных ресурсов (декабрь, г.Пекин).

Местные власти участвуют в деятельности Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии, мероприятиях по линии межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток и Забайкалье». Поддерживается практика проведения деловых встреч предпринимателей Бурятии с зарубежными партнерами, преимущественно из Китая, Республики Корея и Японии, направленных на развитие взаимной торговли и инвестиций.

Перспективные направления двустороннего взаимодействия обсуждались в рамках визитов в Бурятию иностранных дипломатических делегаций: Посольства Латвии в Москве во главе с Послом А.Курме в сопровождении латвийского бизнеса (июль), Генеральных консулов Республики Корея в Иркутске Пак Чон Нам (январь, май, июнь), Китая в Иркутске Цао Юньлун (сентябрь), Польши в Иркутске К.Свидерека (ноябрь), дипломатов Посольства США в Москве (апрель), Хабаровской канцелярии Генконсульства КНДР (декабрь).

Приоритетом остается развитие и углубление партнерства с Монголией и Китаем, основывающееся на географическом положении, тесных экономических, культурных связях и наработанной базе соглашений, протоколов о сотрудничестве. Обе страны - важнейшие торговые партнеры Бурятии.

Монголия  по итогам 10 месяцев 2016 года заняла 8 место во внешней торговле (3,4 % от всего объема), в т.ч. 10 в экспорте и 2 в импорте. Товарооборот составил 28,1 млн.долл.США (в АППГ – 27,5). Экспорт – 23,2 млн.долл.США ( в АППГ – 21,7), импорт 4,8 млн. (в АППГ – 5,8).

Ассортимент поставляемой продукции широкий. Бурятия экспортировала в Монголию молочную, мукомольно-крупяную, мясную и рыбную продукцию, фрукты, орехи, злаки, кондитерские изделия. Из Монголии ввозились мясо и мясные субпродукты, плодоовощная продукция.

Органы исполнительной власти Бурятии осуществляли сотрудничество с партнерами из Монголии в рамках межведомственных протоколов. По данным минэкономики, 18 сельских муниципальных образований республики имеют партнерские связи с 12 сельскими аймаками Монголии. Координацию действий осуществляет представительство Республики Бурятия в г.Улан-Баторе. Поддерживался активный диалог по линии парламента, деловых и культурных кругов, муниципалитетов. В апреле подписано соглашение между Бурятским республиканским союзом туроператоров и Ассоциацией туроператоров Монголии о совместном развитии туристических направлений, проведении фестивалей.

Повестка пополнилась рядом мероприятий в честь 95-й годовщины установления российско-монгольских дипломатических отношений: выставка монгольских фотохудожников (февраль, Улан-Удэ), концерт объединенного оркестра (март, Улан-Удэ), гастроли Бурятского цирка в Монголии (апрель-май). Проводился обмен ветеранами для оздоровления в реабилитационных учреждениях «Их Тамир» и «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн». В числе вопросов, обсуждаемых с монгольской стороной, поднималась возможность строительства в Улан-Баторе здания Представительства Республики Бурятия и Бурятского культурного центра.

Серьезное беспокойство у местных властей, экологов и общественности вызывают планы монгольской стороны по строительству гидротехнических объектов на монгольской части рек Байкальского бассейна. Общественные слушания по указанной теме, планировавшиеся осенью 2016 года, перенесены на 2017 год. Специалисты в Бурятии посчитали, что монгольская сторона не учла замечаний при подготовке пакета документов для организации слушаний.

С участием заинтересованных представителей монгольских госорганов неоднократно обсуждались вопросы в связи с ростом потока монгольских туристов, что связано с восстановлением безвизового режима. С одной стороны, на фоне снижения покупательской способности местного населения, это способствовало развитию гостиничного бизнеса и розничного товарооборота. С другой, возникают проблемы, связанные с нагрузкой на пункты пропуска бурятского участка российско-монгольской границы и оформлением полисов ОСАГО для монгольских водителей.

Китай, занимавший в 2006-2008 гг. до 50%  внешнеторгового оборота Бурятии, за последние годы существенно снизил свои позиции.  Несмотря на первое место по итогам 10 месяцев 2016 года (в т.ч. второе по экспорту и лидерство в импорте), доля Китая от всего объема внешней торговли составила всего 20,8%. В стоимостном выражении товарооборот составил 172,8 млн.долл.США (в АППГ – 187,2 млн.долл.). При этом экспорт снизился – 142,7 млн.долл. (в АППГ – 163,3), а импорт вырос  – 30,08 млн.долл. (в АППГ – 23,9).

В Китай экспортировались топливно-нефтяная продукция (уголь каменный), древесина и изделия из нее. Из Китая в Бурятию ввозились плодоовощная продукция, фрукты и орехи, одежда, оборудование и механические устройства, черные металлы, средства наземного транспорта.

С китайскими партнерами, преимущественно из АРВМ КНР, поддерживаются контакты в торгово-экономической, туристической сферах, в области науки и образования. Бурятия приняла 10 специализированных поездов с китайскими туристами, поездки организуют туркомпании Бурятии и КНР совместно с Минэкономики РБ в рамках дружественных детско-юношеских обменов между Россией и Китаем.

В целом, в 2016 году международные и внешнеэкономические связи Бурятии развивались в рамках общих для российской экономики тенденций и в пределах полномочий, предоставленных регионам. На сокращение объема внешней торговли и экономические показатели повлияли негативные внешние факторы, дотационный характер экономики республики, ограничения в связи с отнесением региона к особо охраняемой Байкальской природной территории. 

Правительство Бурятии заинтересовано в создании серьезных логистических центров, выходе на монгольский и китайский рынки с долгосрочными проектами. Поступательная работа республиканских органов власти по развитию приграничного и межрегионального сотрудничества, направленная на формирование активной позиции Бурятии в интеграционных процессах в АТР, отмечена Комитетом Совета Федерации по международным делам в октябре 2016 года. Вместе с тем, требуется работа по дальнейшему улучшению показателей делового и инвестиционного климата в республике, которая в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив в 2015 году вошла в 4-ю группу и заняла 51 место среди 76 регионов-участников (в 2016 году оглашены только топ-20 регионов из 85 участников). Переломным для развития республики власти считают включение региона наряду с Забайкальским краем в декабре 2016 года в Концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа, что позволит получать республике дополнительную господдержку федерального центра.