25.05.1612:32

О деятельности органов власти Республики Бурятия по продвижению инвестиционного потенциала за рубежом

 

 

Благоприятными факторами для развития инвестиционного сотрудничества Бурятии являются выгодное транспортно-географическое положение по отношению к внутренним и внешним рынкам, богатая минерально-сырьевая база, туристско-рекреационные ресурсы, стратегические запасы питьевой воды.

          Основным руководящим документом по реализации инвестиционной политики является Инвестиционная стратегия на период до 2020 г. (утв. 7.02.2014 г.).  Действуют Совет по улучшению инвестиционного климата при Главе Бурятии, назначены уполномоченные по инвестициям (зампред правительства по экономическому развитию) и по защите прав предпринимателей.  Практическую работу по привлечению инвестиций в экономику республики ведет специализированная некоммерческая организация – Фонд регионального развития Республики Бурятия (Фонд РР), учредителем которого выступило правительство в лице минэкономики. Функционирует Инвестиционный портал Республики Бурятия. Сформирована нормативно-правовая база для поддержки инвесторов. Своеобразным «инвестиционным кодексом» служит закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия» (8.05.2009 г.), определяющий гарантированные органами госвласти права инвесторов и дающий ряд преференций – налоговых, кредитных, имущественных. Принята инвестиционная декларация (6.05.2013 г.), устанавливающая основные принципы и условия взаимовыгодного сотрудничества инвесторов с местным правительством для эффективной реализации и продвижения инвестиционных проектов и инициатив на территории Бурятии.

          Потенциальными зарубежными инвесторами, в силу географического положения Бурятии, рассматриваются партнеры из стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Китая, Монголии, Республики Корея, Японии.

Инвестиционные проекты, предлагаемые Бурятией, имеют широкий спектр направлений. В работе Фонда РР находится 55 предложений на общую сумму свыше 225 млрд.руб. Это проекты в минерально-сырьевом комплексе (геологоразведка, строительство горнодобывающих, горно-обогатительных производств и др., всего 21 на 155,8 млрд.руб.), основанные на высокой доле запаса полезных ископаемых в Бурятии. Предложения в промышленном и жилищном строительстве (строительство заводов, комплексная застройка г.Улан-Удэ, всего 8 на 34,2 млрд.руб.) и туристско-рекреационном кластере (строительство спортивно-оздоровительного, лечебного и туристического комплексов, всего 8 на 22,2 млрд.руб.). Предлагаются проекты в агропромышленном комплексе (строительство агропарка, откормовочных комплексов, молочно-товарной фермы, 12 предложений на 9 млрд.руб.). Перспективными являются проекты в транспортно-логистическом комплексе, т.к. территория республики открывает международный транспортный коридор для перевозки грузов в Монголию и Китай с сокращением сроков поставки до 12 дней (6 на сумму 3,9 млрд.руб). Все они размещены на специализированном интернет-портале на 3 языках, распространяются в буклетном виде.

Для продвижения инвестиционного потенциала Бурятии за рубежом проводятся презентации в ходе зарубежных форумов. Однако такая форма является затратной для республиканского бюджета, количество зарубежных поездок с участием исполнительных органов госвласти существенно сократилось в последние годы. В 2014 г. презентации Бурятии прошли в рамках китайского новогоднего форума зарубежных инвестиций (январь, Пекин), сельскохозяйственной выставки «Зеленая неделя» (январь г. Берлин), Российско-китайского ЭКСПО (июль г. Харбин), китайской горнорудной конференции и выставки «ChinaMining» (октябрь г.Тяньцзинь), Кантонской торгово-экономической ярмарки (ноябрь г. Гуанчжоу), монгольской выставки-ярмарки продуктов питания и напитков (ноябрь, Улан-Батор).

В 2015 году экономическая ситуация и возможности республиканского бюджета позволили совершить поездки на правительственном уровне лишь в г.Харбин на 2-й Российско-китайский ЭКСПО (октябрь) и в г.Хух-Хото АРВМ КНР (октябрь). Были также организованы бизнес-миссии по городам КНР: в г.Ланьчжоу (январь),  г.Шеньян (июль) и в г.Линьи на 6-ю китайскую международную выставку торговли и логистики (октябрь).

В этом контексте интересно предложение Генконсульства России в Шеньяне о проведении менее затратных мини-презентаций (2-3 человека от региона)  на площадке РЗУ и с его организационной поддержкой. Вопрос прорабатывается с заинтересованными министерствами республики.

Потенциал республики презентуется в ходе ставших уже традиционными международных форумов в России и Бурятии, таких как «Интурмаркет», «Агропромдаш», «ПродЭкспо» (г.Москва), «Байкальский диалог», «Байкальское гостеприимство», «Туризм и отдых в Бурятии» (г.Улан-Удэ). Для переговоров с инвесторами задействуется площадка  представительства Бурятии при Президенте РФ (май, июнь 2014г.). Наработан опыт по презентации республики в посольствах России за рубежом (Пекин, Сеул, Париж), в российских зарубежных торгпредствах (Нидерланды, Германия, Республика Корея), а также в зарубежных посольствах в России (Китая, Японии). В марте 2011 г. в Особняке МИД России прошла презентация Бурятии с участием представителей федеральных и региональных органов власти России, дипломатического корпуса, российских и зарубежных деловых кругов, СМИ.

Зарубежные предприниматели проявляют стабильный интерес к республике. В 2014 г. - из Республики Корея по строительству в Улан-Удэ «Умного города» (март), Канады по строительству мусороперерабатывающего завода и переработке отходов на действующих и законсервированных полигонах (июнь), Германии  по созданию бройлерной птицефабрики и жилья эконом-класса (июль) и другие. В 2015 г. в Бурятии побывали 12 бизнес-миссий, в т.ч. предприниматели из Японии, интересовавшиеся добычей каменного угля для экспорта в страны АТР (февраль), а также из Китая: представители правительства и бизнесмены провинций Ляонинь, Цзилинь, АРВМ КНР, г.Пекин.

Деловые круги из АРВМ и других провинций КНР чаще остальных посещают республику, спектр инвестиционного сотрудничества широк: минерально-сырьевой комплекс, деревопереработка и фармацевтический бизнес, добыча и розлив бутилированной питьевой воды, создание тепличных комплексов. Минсельхоз республики заинтересован в китайских инвесторах, способных организовать в Бурятии производство и переработку сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими качествами, ведутся переговоры о создании совместных предприятий по производству мяса, молока, овощей, разведению крупного рогатого скота.

Среди зашедших на рынок Бурятии инвесторов также превалируют китайские компании. На сопровождении Фонда РР 12 инвестпроектов с иностранным участием на общую планируемую сумму инвестиций 46,8 млрд.руб: китайские партнеры участвуют в комплексной застройке одного из кварталов г.Улан-Удэ, строительстве гостиничного и туристского комплекса  («Тян Чен»); жилищном строительстве («Цзюпэн», «Гонконг Санрайз»); создании завода по розливу байкальской воды в Кабанском районе («Пекинская международная торговая компания «Цзинь Бэй Юань»);  строительстве логистического центра и международного торгового комплекса («Чжун Гунсинь»); строительстве таможенно-логистического терминала и автотранспортной компании («Тхянь Ю»); создании комплекса глубокой переработки древесины («КР ДженьКей»). Южнокорейские компании инвестируют в строительство бройлерной птицефабрики в Иволгинском районе («Чунчеон Дакгалби») и в строительство жилого комплекса («KL FAS»). Японская компания «Mitsui» участвует в создании объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

В 2015 г. Фондом РР подписано 12 соглашений с зарубежными компаниями о сотрудничестве в инвестиционной сфере: по освоению месторождений - каменноугольного (Республика Корея), золоторудного, добыче вольфрама (Китай); строительству казино и гостиничного бизнеса (Китай), созданию предприятия по заготовке и переработке древесины (Китай) и в других областях.

Проводимый уполномоченной службой мониторинг соглашений, подписываемых с зарубежными компаниями в инвестиционной сфере, показывает, что многие из них остаются только на бумаге. В таких случаях принимаются решения о расторжении документов. Реализация ряда соглашений приостанавливается по объективным причинам: н-р, в области строительства – в связи с изменением цен на рынке строительных материалов и сокращением квот на привлечение иностранной рабочей силы. Серьезным барьером для потенциальных инвесторов, как российских, так и иностранных, остаются низкая инфраструктурная освоенность территории, большая удаленность от экономических центров России, невысокая емкость рынка внутреннего потребления, а также дотационность региона, выражающаяся в сильной зависимости от финансовой поддержки из федерального центра.

В 2014 г. инвестиции в основной капитал составили 31 млрд.руб. с сокращением к предыдущему периоду на 3,8% (по полному кругу организаций - 36 млрд.руб. с сокращением на 16,8 %). Они распределились в транспорт и связь (21%), добычу полезных ископаемых (18%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12%), обрабатывающее производство (7,7%) и по другим видам экономической деятельности. Инвестиций в основной капитал от организаций с участием иностранного капитала в 2014 г. поступило 32,7 млн.руб. (в 2013 – 4,2 млрд.руб.), которые распределились в обрабатывающее производство, строительство, оптово-розничную торговлю и др. Статистику поступлений иностранных инвестиций с 2014 г. ведет Центробанк России, официально публикуется информация только по прямым инвестициям, в 2014 г. они составили 7 млн.долл.США, за первое полугодие 2015 г. – 26 млн.долл.США. В 2013 г. объем прямых иностранных инвестиций составил 274 млн.долл.США., такой высокий показатель объясняется разовым крупным кредитом на дорогостоящее оборудование для Тугнуйского угольного разреза.

В правительстве Бурятии осознают, что естественные ресурсы не будут работать на регион без создания для инвесторов благоприятной правовой, институциональной, инфраструктурной и административной среды. Поэтому инвестору, решившему вложить деньги в создание или развитие бизнеса в Бурятии, предлагаются гарантии максимальной лояльности и содействие в подготовке необходимой инфраструктуры (инженерной, дорожной, энергетической), урегулировании всех вопросов по принципу «одного окна», подготовке кадров, а также в виде госгарантий, налоговых льгот, предоставлении имущества в залог и аренду. Очевидно, что предпринимаемых мер не вполне достаточно, т.к. по результатам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России 2015 г., Бурятия заняла 51-е место среди 76 регионов, попав в IV группу субъектов, показавших результаты ниже среднего.