13.02.1701:30

О сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации с Республикой Белоруссией

Белоруссия (Республика Беларусь) остается одним из ведущих, а среди государств СНГ и ЕАЭС - основным зарубежным партнёром Калининградской области.

Договорной основой двусторонних отношений является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь (РБ) о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации (КО) с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Беларусь от 14 октября 1999 года. Действуют также отдельные соглашения с Гродненской (1996г.), Минской (1996г.), Брестской (2004г.) и Гомельской (2009г.) областями Белоруссии.

С 2000 года функционирует Российско-Белорусский Совет по долгосрочному сотрудничеству КО с областями, министерствами, органами государственного управления РБ (далее Совет). В ходе очередного (13-го) заседания Совета, состоявшегося 16 марта 2016 года в г. Светлогорске КО, утвержден План двусторонних мероприятий на 2016-2017 годы (Приложение 1).

Имеющие значительный потенциал торгово-экономические связи КО с регионами Белоруссии, тем не менее, отмечены спадами, вызванными мировым финансово-экономическим кризисом 2008 года, антироссийскими санкциями, а также ответными контрмерами.

 

Товарооборот Калининградской области Российской Федерации с Республикой Беларусь за 2008-2015 годы

млн. долларов США

 

2008

год

2009

год

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

Товарооборот

459,2

156,0

116,0

130,1

178,7

294,5

316,4

210,5

Импорт

95,6

45,1

75,5

73,7

95,4

193,3

155,2

117,5

Экспорт

363,6

110,9

40,5

56,4

83,3

101,1

161,2

93,0

Сальдо

+267,4

+65,8

-35

-17,3

-12,1

-92,2

+6

+24,5

 
 

-200 .. - ------ ----- -......... -- ........................................................................................................................................................................            j

 

 

 

 

 

В 2015 году двусторонний товарооборот составил 210,5 млн. долларов, что на 33,3% ниже, чем в 2014 году, в т.ч. калининградский экспорт (117,5 млн. долларов) сократился на 26,7%, тогда как импорт белорусских товаров (93,0 млн. долларов) сократился на 40,1%. Сальдо внешней торговли с Белоруссией второй год подряд для КО положительное (24,5 млн. долларов).

Такая тенденция сохранилась в январе-феврале 2016 года (при товарообороте 23,3 млн. долларов калининградский экспорт составил 13,7 млн. долларов, импорт - 9,6 млн. долларов, сальдо + 4,1 млн. долларов).

По вышеприведенным данным[1] белорусской стороной делаются уточнения, что фактический экспорт из РБ в КО как минимум на 10% больше, поскольку статистикой не учитываются поставляемые через другие российские регионы либо третьи страны, в т.ч. Литву и Польшу, отдельные партии стоимостноёмких белорусских товаров (пассажирские автобусы, тракторы, самосвалы, лифтокомпл екты).

В то же время подобные уточнения не ставят под сомнение очевидное смещение торгового баланса в пользу КО, проявляющееся как в традиционных для белорусов позициях - продукты питания, калийные удобрения, строительные материалы, продукция машиностроения, так и в оказывающих существенное влияние на товарооборот поставках белорусских нефтепродуктов[2].

Такое развитие является закономерным следствием реализации стратегической линии на обеспечение продовольственной безопасности калининградского региона, дополняемой систематической финансовой поддержкой из средств федерального бюджета мер по импортозамещению.

В результате, при сохраняющемся повышенном спросе местного рынка на ряд продовольственных товаров из Белоруссии (молоко, сливки сгущенные и несгущенные, овощи, мясо цыплят, консервированные продукты из сельди), белорусский сегмент калининградского импорта в 2015 году значительно сократился. Проблемной остается общая ситуация, связанная с предлагаемой Белоруссией авто- и сельхозтехникой, весьма уступающей по качеству, цене и обслуживанию продаваемой на сопредельном и поэтому особенно привлекательном для калининградцев рынке вторичной автопродукции стран ЕС.

В свою очередь, в структуре калининградского экспорта в РБ положительная динамика сохраняется за такими товарными позициями, как рыбопродукты, соевый шрот и соевое масло, композиты полиэтилена, краны мостовые, шоколад.

Действующие в КО российские фирмы, являющиеся в основном поставщиками белорусской продукции, ограничиваются рамками купли-продажи и практически не участвуют в совместных производствах и начинаниях интеграционной направленности. Единственный пока крупный (33 млн. долларов) инвестпроект - агрологистический центр в г.Сморгонь Гродненской области реализован Группой компаний «Содружество», г. Светлый КО.

Проявлением заинтересованности Минска получить большую отдачу в делах на калининградском направлении стал весьма представительный состав белорусской делегации (Приложение 2) и ее настрой на продуктивную работу в ходе 13-го заседания Совета.

Белорусами был внесен ряд конкретных предложений, касающихся партнерства в жилищном и промышленном строительстве (готовность построить до 10 современных овощехранилищ), сооружения спортивных объектов (ледовый дворец и участие в подготовке г. Калининграда к проведению матчей ЧМ-2018 по футболу), гарантированных поставок на льготных условиях строительных материалов (щебень), мелиорации земель (включая поставки специализированной техники), транспорта (организация дополнительных авиарейсов), здравоохранения (сотрудничество по линии онкологических центров), туризма, а также содействия развитию в регионе промышленного садоводства (поставка до 1 млн. саженцев плодовых деревьев).

Калининградская сторона, не проявив готовность к предметному диалогу, предпочла акцентировать собственные претензии к белорусам по отдельным нерешенным вопросам. В Протокол 13-го заседания Совета (Приложение 3) оказались включенными выражения озабоченности отсутствием решения по поводу конфискованного белорусской таможней в 2014 году груза электронной бытовой техники, а также запись о необходимости погашения задолженности ОАО «Гомельский рыбокомбинат» за рыбопродукцию, поставленную калининградским ОАО «СП Росбелрыба». Белорусская сторона, в свою очередь, настояла на включении в Протокол своей претензии, касающейся закрепления за ОАО «СП Росбелрыба» на долговременной основе квоты на вылов рыбы в Балтийском и Баренцовом морях.

Как результат, отраслевые разделы Плана мероприятий на 2016-2017 годы, принятого по итогам 13-го заседания Совета, сформулированы в обтекаемых формулировках и содержат только 27 пунктов, что вдвое меньше, чем в Плане мероприятий на 2014-2015 годы.

В связи с изложенным можно отметить следующее.

Торгово-экономическое сотрудничество КО с регионами РБ, несмотря на благоприятный фактор географической близости, не стало динамичным и напрямую зависит от общего состояния российско-белорусских взаимоотношений. К факторам повышенной чувствительности, в ряду других, относятся попытки зарубежных партнеров использовать белорусское направление для обхода запретительных контрмер по импорту.

Достижимость заявленной в ходе 13-го заседания Совета установки выйти по итогам 2016 года на товарооборот в 300 млн. долларов достаточно проблематична, поскольку калининградской и белорусской сторонами не выявлен пока ресурс качественного сдвига в вопросах взаимовыгодного сотрудничества.

Руководство и бизнес-сообщество КО, полагаясь на устойчивую поддержку федерального центра (прежде всего, в рамках государственной Программы социально-экономического развития Калининградского региона до 2020 года и подготовки к ЧМ-2018 года по футболу), продолжают относиться к взаимодействию с белорусами как к средству преодоления главным образом форс-мажорных обстоятельств. Остаются недооценёнными возможности кооперативно-интеграционных связей в масштабах таких отраслей, как сельское хозяйство, мелиорация земель, строительство, транспорт и здравоохранение.

Прогнозируется, что одним из осложнений в делах с белорусскими партнерами может стать прекратившееся с 1 апреля 2016 года функционирование режима льгот по уплате таможенных и налоговых (НДС) пошлин в рамках калининградской Особой экономической зоны. В связи с чем предстоит переход к реализации на территории региона не имеющей аналогов в России сложной конструкции поддержки местной экономики3.

Кроме того, в белорусской торгово-экономической практике по-прежнему сохраняется общая склонность к административно-командным методам ведения дел, проявляющаяся зачастую в несоблюдении сроков поставок и договорных цен, в недооценке рекламной поддержки собственной продукции и интернет-каналов ее реализации, что не может не сказываться на доверии и заинтересованности калининградских предприятий и бизнесменов. Остается также нерешенной проблема хронического дефицита финансово-кредитного обеспечения белорусского участия в российских тендерных мероприятиях.

Таким образом, следует предположить, что снятие имеющихся сложностей, в т.ч. при помощи действующих с 1 января 2015 года механизмов ЕАЭС, и последовательная реализация взаимовыгодных связей при существующем потенциале могут способствовать удержанию на стабильном и динамичном уровне сотрудничество КО с Белоруссией.

 

Приложение 1

 

 

Действующие документы об отношениях Калининградской области Российской

Федерации с Республикой Белоруссией

  •  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Беларусь от 14 октября 1999 года.
  •  Соглашение о сотрудничестве между администрацией Калининградской области Российской Федерации и Гродненским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь от 14 марта 1996 года.
  •  Соглашение о сотрудничестве между администрацией Калининградской области Российской Федерации и Минским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь от 15 марта 1996 года.
  •  Соглашение о сотрудничестве между администрацией Калининградской области Российской Федерации и Брестским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь от 14 мая 2004 г.
  •  Соглашение между Правительством Калининградской области Российской Федерации и Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь о торгово- экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 16 ноября 2009 года.
  •  Протокол двенадцатого заседания Российско-Белорусского Совета по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Беларусь (подписан 1 декабря 2014 в г. Минске).
  •  План мероприятий по сотрудничеству между Правительством Калининградской области Российской Федерации и Брестским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь на 2013-2015 годы (подписан 4 декабря 2012 года в Минске).
  •  Программа сотрудничества в области культуры между Министерством культуры Калининградской области Российской Федерации и Министерством культуры Республики Беларусь на 2013-2015 годы от 29 апреля 2013 года.
  •  План мероприятий по сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации и Республики Беларусь на 2014-2015 годы (подписан 20 ноября 2013 года в г. Калининграде).
  •  План мероприятий на 2015-2016 годы по реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Калининградской области Российской Федерации и Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь (подписан 2 декабря 2014 года в Минске).

Примечание: По линии городов, районов и муниципальных образований сторон заключены и действуют 11 документов о партнерстве.

 

[1] Данные основаны на официальных материалах таможенной статистики Республики Беларусь.

[2] В 2015г. по сравнению с 2014г. сократились поставки /в долларах США/: нефтепродуктов - на 36,2 млн. (на 58,7%), яйца кур - на 2,1 млн. (на 38,1%), масла сливочного - на 2,3 млн. (на 50,4%), масла рапсового - на 3,5 млн. (на 80,7%), удобрений калийных - на 1,9 млн. (на 26%), цемента - на 2,9 мнл. (на 42,8%), изделий из цемента и бетона - на 2,8 млн. (на 44,3%), кирпича строительного - на 1,8 млн. (на 43,8%), гальки, гравия и щебня - на 0,5 млн. (на 45,2%), лесоматериалов распиленных - на 1,2 млн. (на 48%).

3 Планируется возмещать предпринимателям затраты по уплате НДС из образовывающихся в связи с отменой таможенных преференций поступлений в федеральный бюджет. Однако пока не отработан порядок функционирования информационного обмена, в т.ч. его электронной версии, между участниками процедуры компенсации таможенных льгот.