Asset Publisher

Foreign Minister Sergey Lavrov’s interview with Hungarian newspaper Magyar Nemzet, August 23, 2021

1633-23-08-2021

 

Question: Despite the EU sanctions against Russia, Hungary has tried to maintain pragmatic economic and political relations with Moscow in recent years. Are there any unresolved issues that you would like to discuss during your visit to Budapest?

Sergey Lavrov: We take into account the fact that the EU and NATO membership imposes certain obligations on Budapest, which, among other things, involve Hungary’s participation in multilateral sanction regimes against third countries even when it runs counter to its national interests. On the whole, we believe that such cases of coercion towards bloc solidarity have no place in the 21st century. Moreover, sanctions are an inadequate political instrument, and what is more, they are futile when applied to Russia.

As for Russian-Hungarian relations, especially in trade and the economy, they are free from tangible irritants that could not be removed in the course of regular working consultations. Our recipe for success has stood the test of time. It is based on healthy pragmatism, respect for each other’s interests and mutual resolve to work constructively.

I would like to note with satisfaction that cooperation between our countries has reached an unprecedented level. It became possible, above all, thanks to the strong political will of the Russian and Hungarian leaders and their mutual wish to develop multidirectional bilateral ties, which undoubtedly meets the aspirations of our nations.

Question: The EU sanctions have taken a toll on Russian-Hungarian trade. What opportunities are there for developing bilateral economic links in this increasingly hostile international environment?

Sergey Lavrov: The anti-Russian restrictions imposed by the European Union in 2014 have cut the trade between Russia and the EU by more than half. While in 2013, the trade between Russia and the EU was estimated at $417.7 billion, in 2020 it stood at just 192.2 billion. Hungary is not the only affected country, of course. Some of our other trade partners in Europe have suffered from the consequences as well.

It is important to point out that the EU sanctions are mostly hitting the more recent EU members harder while seasoned members are even managing to benefit from the situation, as my colleague Peter Szijjarto has repeatedly stressed by quoting rather telling statistics.

On my part, I can confirm that Russia is ready to develop trade and economic cooperation with Hungary to the extent that our partners in Budapest are ready to achieve. Opportunities for restoring both mutual trade and cooperation in investment, science, technology and industrial production are still there, by all means. Our economies largely complement each other.

It is good to see that, despite the obstacles created by Brussels with the sanctions, we manage to not only consistently proceed with our flagship projects launched earlier but also to identify new fields where we can jointly work together. In this context, I should mention our successful coordinated action to counter the COVID-19 pandemic. I would just like to remind you that Hungary remains the first and only EU country to have licensed Russia’s Sputnik V vaccine and purchased significant amounts of it. We are discussing the possibility of producing the vaccine in Hungary as well.

Overall, I can say that Russia-Hungary relations enjoy good prospects in terms of economic cooperation. This conclusion is based on the favourable dynamic of our bilateral trade which between January and May 2021 increased by almost 35 percent year-on-year.

Question: Last time Vladimir Putin and Viktor Orban had a meeting was in Budapest in 2019. The Hungarian Prime Minister’s visit to Moscow scheduled last year had to be cancelled due to the pandemic. When can we expect the next high-level meeting?

Sergey Lavrov: Despite our mutual readiness to continue regular in-person contacts at the high level, our countries’ leaders have to consider the risks posed by the pandemic. We expect that the direct dialogue between President Putin and Prime Minister Orban will resume when the sanitary and epidemiological situation becomes more stable.

Question: A number of European countries do not trust Russia. They are criticising the construction of the Nord Stream 2 gas pipeline, saying that Europe will become even more dependent on Russia. What needs to be done to rebuild trust?

Sergey Lavrov: We consider the Nord Stream 2 gas pipeline a solely commercial, mutually beneficial project. Concerns that it will make Europe more dependent on Russia are groundless. It is more accurate, we believe, to speak about a positive interdependence because Russia is also interested in selling its goods, in this case, energy, to the Europeans.

The launch of Nord Stream 2 will provide for an additional diversification of gas delivery routes without increasing the volume of gas deliveries at this time. Sustainable gas supplies to European customers will travel the shortest route, which will help to reduce the environmental impact. In addition, we are not abandoning the existing agreements on gas deliveries to Europe; however, the transit countries will have to compete for the right of transit, instead of trying to dictate their own conditions.

Thus, strategically speaking, Nord Stream 2 will improve Europe’s energy security for decades ahead. That is why the interested European capitals are set on finishing the construction of the pipeline.

As for trust, it is a complex issue. It is well known that trust takes years to build, while it can be lost in an instant. As long as we are speaking about energy, I should remind you that starting from the 1960s, we have never given cause to distrust our reliability as a hydrocarbon commodity supplier. Let us recall the cold February and March of 2018, which were nicknamed the Beast from the East. Who mobilised urgent additional deliveries of gas to the freezing Europe?

By the way, our trust in many of our European partners in the energy sphere has been seriously undermined. In May 2019, the EU adopted amendments to the so-called gas directive of the Third Energy Package, tailored to the Nord Stream 2 project. They were adopted post factum, when the main investments had already been made. It was a blow to one of the fundamental principles of market relations: the protection of the rights of conscientious investors. Naturally, this dented our confidence in the reliability of our partners.

It takes time to rebuild trust. The first constructive step by the European Union could be abandoning the attempts to politicise its trade and economic interaction with Russia. As President Vladimir Putin said during the Davos Agenda 2021 online forum in January, “we need to approach the dialogue with each other honestly, discard the phobias of the past and look to the future.”

On our part, we are always open to constructive cooperation based on equality, mutual respect and consideration for each other’s interests. Now the ball is in the EU’s court.

Question: Ukraine does not recognise its Russian and Hungarian minorities as indigenous peoples. Ukraine's new education law restricts the use of these ethnic groups’ native languages. Do you think there is any chance this unfavourable situation will change?

Sergey Lavrov: The continuing degradation of fundamental human rights in Ukraine is definitely alarming. On July 21, Vladimir Zelensky signed a discriminatory law, On the Indigenous Peoples of Ukraine. Along with the previously adopted laws on the state language and on education, the new legislation seriously infringes on the interests of Russians, Hungarians and other peoples historically living in various regions of modern Ukraine. In fact, we are witnessing an artificial division of the country’s population into categories with different sets of rights, which is very similar to the theory and practice used by Nazi Germany.

Kiev's steps to impose the ideology of nationalist intolerance in Ukraine, primarily in relation to Russians, are absolutely unacceptable. As a reminder, in early August, Commissioner for the Protection of the State Language Taras Kremin proposed all non-Ukrainian-speaking residents of Ukraine should leave the country. Vladimir Zelensky in an interview published on August 5 recommended that Russians should “leave and seek a place in Russia.” We regard such statements as inciting ethnic hatred. Incidentally, this is a crime in the European Union countries.

We have repeatedly alerted specialised international agencies at the UN, OSCE, Council of Europe, and UNESCO about such excessive manifestations. We will continue to push for Kiev to fulfil its obligations to respect human rights, including the cultural and educational rights of ethnic minorities. It is important that the Kiev authorities hear public criticism from European politicians. The so-called quiet diplomacy our Western colleagues often resort to is clearly not working in relation to Ukraine.

Attempts by the EU countries to secretly negotiate with Kiev over the exemption of the EU languages ​​from the restrictions while leaving Russian as the only language banned, lead to double discrimination of Russian-speaking citizens in Ukraine, in relation to the Ukrainian language as well as to European languages.

The Law on Education adopted on September 1, 2020, fully eliminated schools with tuition in Russian. At present, children can study in their native language only in elementary school (grades 1 through 4) while profoundly learning Ukrainian, which is mandatory. At the same time, schoolchildren being educated in the official languages ​​of the EU member states have been granted a deferral until 2023. Russian-speaking students have been denied such a delay.

Other exceptions from the total Ukrainisation are Crimean Tatars, Karaites and Krymchaks who were granted the right, as indigenous peoples of Ukraine, to receive education in their own languages. At the same time, the Ukrainian population statistics are indicative about the percentage of those groups actually living in Ukraine: 3,000 Crimean Tatars (out of a total of 280,000), about 400 Karaites (out of 2,000), and 120 Krymchaks (out of 1,500).

I would like to remind you that millions of Russians are living in Ukraine, and the overwhelming majority of the country's residents speak and use the Russian language.

Question: President of Russia Vladimir Putin and US President Joe Biden declared at their meeting in Geneva in June that they do not want a new cold war. Is the current security situation comparable to that period of tension?

Sergey Lavrov: I do not think that historical parallels of this kind are appropriate. The current global military-political situation has indeed similarities with the cold war period, but the two periods also have drastic, fundamental differences. In any case, at present, we are far from the worst point of the Soviet-American confrontation like the Caribbean crisis of 1962, when we were literally on the brink of a nuclear war. However, one cannot ignore the current disagreements between major global players, which, unfortunately, continue to deepen.

One of the reasons for this is Washington's policy of containing the development of Russia and China. The unilateral dismantling of the system of arms control agreements, the buildup of US military capabilities in the European and Pacific theatres are definitely part of this policy.

Nevertheless, a joint statement was adopted following the Geneva meeting between the presidents of Russia and the United States, confirming their mutual adherence to the principle first declared 35 years ago that there can be no winners in a nuclear war and it should never be unleashed. On the American side, this was the second step this year – after the New START extension – towards restoring a responsible approach to key aspects of international security.

The first round of the US-Russian strategic stability dialogue held on July 28 in Geneva to follow up on the June summit between their leaders was encouraging news as well. The two countries should also start collaborating on cybersecurity and establish systemic cooperation in responding to common challenges. The president of Russia has clearly indicated, including publicly, that the two nations can achieve results in all areas – but only through negotiations and finding a balance of interests that would suit both sides.

Be that as it may, we are realists and understand that the path towards de-escalation will be difficult. Unlike in the Cold War era, Russian-American agreements are not the cornerstone of everything, although much still depends on them. There are far more players and factors influencing the international security situation today. As a permanent member of the UN Security Council, Russia will continue to make its significant contribution to maintaining global stability by pursuing a responsible, pragmatic and predictable foreign policy aimed at neutralising threats and challenges to global security, as well as at creating favourable conditions for the peaceful development of all states.

 

x
x

Публикатор

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова венгерской газете «Мадьяр Немзет», 23 августа 2021 года

1633-23-08-2021

Вопрос: Несмотря на санкции ЕС в отношении России, Венгрия в последние годы старалась поддерживать прагматичные экономические и политические отношения с Москвой. Есть ли неразрешенные вопросы, которые Вы хотели бы обсудить в ходе своего визита в Будапешт?

С.В.Лавров: Мы принимаем во внимание, что членство в ЕС и НАТО налагает на Будапешт известные обязательства, касающиеся, среди прочего, и участия в многосторонних санкционных режимах против третьих стран даже в тех случаях, когда это противоречит национальным интересам Венгрии. В принципиальном плане считаем, что в XXI веке не должно быть места подобным проявлениям принуждения к «блоковой солидарности». К тому же санкции – негодный инструмент политики, а в отношении России они бесперспективны.

Что касается российско-венгерских отношений, особенно в торгово-экономической сфере, то в них нет ощутимых раздражителей, которые нельзя устранить в ходе нормальных, рабочих консультаций. Наша «формула успеха» испытана временем. В ее основе – здоровый прагматизм, уважение интересов друг друга, взаимная нацеленность на созидательную работу.

С удовлетворением отмечаю, что сотрудничество между нашими странами на нынешнем этапе вышло на беспрецедентный уровень. Это стало возможным благодаря, прежде всего, ярко выраженной политической воле лидеров России и Венгрии, их обоюдному настрою на всестороннее развитие двусторонних связей, что, безусловно, отвечает чаяниям наших народов.

Вопрос: Есовские санкции негативно отразились на российско-венгерском товарообороте. Какие возможности существуют для развития двусторонних экономических связей во все более враждебной международной обстановке?

С.В.Лавров: Введение Евросоюзом в 2014 г. антироссийских ограничительных мер привело к более чем двукратному сокращению товарооборота между Россией и ЕС. Если в 2013 г. он составлял 417,7 млрд долл., то в 2020 г. – 192,2 млрд. Пострадала, конечно, не только Венгрия, но и другие наши торговые контрагенты в Европе.

Важно, что санкции ЕС больно бьют по «младоевропейцам», а «еврогранды» умудряются даже извлекать из сложившейся ситуации выгоду для себя. На это неоднократно обращал внимание мой коллега П.Сиярто, приводя весьма показательные статистические данные.

Со своей стороны, могу подтвердить, что Россия готова развивать торгово-экономическое сотрудничество с Венгрией в таком объеме и на такую глубину, к каким будут готовы наши партнеры в Будапеште. Возможности для восстановления не только взаимной торговли, но и инвестиционного, научно-технологического и промышленного взаимодействия, безусловно, сохраняются. Наши экономики во многом дополняют друг друга.

Отрадно, что, несмотря на создаваемые Брюсселем санкционные препятствия, нам не только удается последовательно реализовывать запущенные ранее флагманские проекты, но и определять новые сферы приложения совместных усилий. В этой связи отмечу успешное взаимодействие в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции. Напомню, что Венгрия первая и пока что единственная из всего Евросоюза лицензировала российскую вакцину «Спутник V», закупив ее в значительном количестве. Прорабатываются варианты производства этого препарата на венгерской территории.

Так что в целом можно говорить о хороших перспективах российско-венгерских отношений в экономической сфере. К этому выводу подводит и благоприятная динамика двустороннего товарооборота, который по итогам января-мая 2021 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. почти на 35 %.

Вопрос: Последний раз В.В.Путин и В.Орбан встречались в Будапеште в 2019 г. Запланированный в прошлом году визит венгерского премьер-министра в Москву не состоялся из-за пандемии. Когда ожидается следующая встреча на высшем уровне?

С.В.Лавров: Несмотря на обоюдную готовность к продолжению регулярных очных контактов на высшем уровне, руководство наших стран вынуждено делать поправку на риски, вызванные пандемией коронавируса. Исходим из того, что прямой диалог Президента В.В.Путина и Премьер-министра В.Орбана возобновится по мере стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки.

Вопрос: Целый ряд европейских стран относится к России с недоверием. Сейчас они критикуют строительство газопровода «Северный поток-2», утверждая, что Европа станет еще более зависимой от России. Что нужно для того, чтобы восстановить доверие?

С.В.Лавров: Рассматриваем строительство газопровода «Северный поток-2» («СП-2») как исключительно коммерческий, взаимовыгодный проект. Утверждения, что он усилит зависимость Европы от поставок газа из России, необоснованны. Более правильно, на наш взгляд, говорить о позитивной взаимозависимости – ведь Россия тоже заинтересована в том, чтобы европейцы приобретали ее товары, в данном случае – энергоресурсы.

С вводом «СП-2» в эксплуатацию будет обеспечена дополнительная диверсификация маршрутов транзита «голубого топлива» без увеличения его объемов на данный момент. Устойчивые поставки газа европейским потребителям можно будет осуществлять по кратчайшему пути, что приведет к снижению «экологического следа» от его транспортировки. Кроме того, мы не отказываемся от соблюдения имеющихся договоренностей по поставкам российского газа в Европу – при этом странам-транзитерам в будущем придется конкурировать за право транзита, а не пытаться диктовать собственные условия.

Таким образом, в стратегическом плане «СП-2» укрепит энергобезопасность Европы на десятилетия вперед. Именно поэтому заинтересованные в проекте европейские столицы твердо выступают за завершение строительства газопровода.

Что касается доверия, то это материя сложная. Хорошо известно, что доверие нарабатывается годами, а растратить его можно в одночасье. Раз уж мы затронули тему энергетики, следует напомнить, что, начиная с 60-х гг. прошлого века, мы ни разу не дали повода усомниться в нашей надежности как поставщика углеводородного сырья. Вспомните морозные февраль и март 2018 г., вошедшие в историю под именем «The Beast from the East». Кто тогда мобилизовал срочные дополнительные поставки газа в замерзающую Европу?

К слову, наше доверие ко многим европейским партнерам в энергетической сфере тоже серьезно подорвано. В мае 2019 г. специально под проект «СП-2» в ЕС были приняты поправки в т.н. газовую директиву «Третьего энергопакета». Приняты задним числом, когда основные инвестиции уже были произведены. Тем самым был нанесен удар по одному из фундаментальных принципов рыночных отношений – защите прав добросовестного инвестора. Конечно, это не добавило нам уверенности в надежности наших партнеров.

Для восстановления доверия потребуется время. Первым конструктивным шагом со стороны Евросоюза мог бы стать отказ от попыток политизировать торгово-экономическое взаимодействие с Россией. Как метко отметил Президент В.В.Путин в ходе выступления на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» в январе с.г., «нужно подходить к диалогу друг с другом по-честному. Нужно избавиться от фобий прошлого…, смотреть в будущее».

Со своей стороны всегда открыты к конструктивному сотрудничеству на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов. «Мяч» на стороне есовских коллег.

Вопрос: Украина не признаёт русское и венгерское меньшинства в качестве коренных народов, закон об образовании и языке ограничивает использование родного языка этих этнических групп. По Вашему мнению, есть ли шансы, что эта неблагоприятная ситуация изменится?

С.В.Лавров: Продолжающаяся деградация в сфере соблюдения основных прав человека на Украине не может не тревожить. 21 июля В.Зеленский подписал дискриминационный закон «О коренных народах Украины». Вкупе с принятыми ранее законами о госязыке и образовании он существенно ущемляет интересы русских, венгров и других народов, исторически населяющих земли современной Украины. По сути, речь идет об искусственном делении людей на категории с отличающимся набором прав, что очень напоминает теорию и практику нацистской Германии.

Абсолютно неприемлемы действия Киева по насаждению на Украине идеологии национальной нетерпимости, прежде всего, по отношению к русским. Напомню, что в первых числах августа Уполномоченный по защите госязыка Т.Креминь предложил всем неукраиноязычным жителям Украины покинуть страну. В.Зеленский в опубликованном 5 августа интервью посоветовал русским «уезжать и искать себе место в России». Расцениваем такие заявления как разжигание межнациональной розни. Кстати, в странах Евросоюза за это предусмотрена уголовная ответственность.

Неоднократно привлекали к подобным эксцессам внимание профильных международных структур – в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ЮНЕСКО. Продолжим добиваться от Киева выполнения его обязательств по соблюдению прав человека, включая культурные и образовательные права национальных меньшинств. Важно, чтобы киевские власти услышали публичную критику в свой адрес и со стороны европейских политиков. Так называемая тихая дипломатия, на которую любят ссылаться наши западные коллеги, применительно к Украине явно не сработает.

Попытки стран Евросоюза келейно договориться с Киевом о выводе языков ЕС из-под рестрикций, оставив под запретом только русский язык, приводят к двойной дискриминации русскоязычных граждан Украины по отношению к украинскому языку и языкам стран ЕС.

По закону Украины «Об образовании» с 1 сентября 2020 г. в стране были полностью ликвидированы русскоязычные школы. Дети могут получать образование на родном языке только в начальной школе (с 1 по 4 классы) при обязательном углубленном изучении украинского. При этом для школьников, обучающихся на официальных языках стран-членов ЕС, предоставлена отсрочка до 2023 года. Русскоязычным учащимся в такой отсрочке было отказано.

Еще одним «исключением» из тотальной украинизации является декларирование права «коренным народам» Украины, к которым Киев причислил только крымских татар, караимов и крымчаков, получать образование на своих языках. При этом показательна статистика численности населения этих народов, проживающих на Украине: крымских татар – 3 тыс. человек (из 280 тыс.), караимов – около 400 человек (из 2 тыс.), крымчаков – около 120 человек (из 1,5 тыс.).

Хотелось бы напомнить, что на Украине проживают многие миллионы русских, а русским языком владеют и пользуются подавляющее большинство жителей страны.

Вопрос: Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент США Дж.Байден на встрече в Женеве в июне с.г. заявили, что не хотят новой «холодной войны». Сравнима ли нынешняя ситуация в сфере политики безопасности с периодом напряженности того времени?

С.В.Лавров: Не думаю, что исторические параллели такого рода уместны. Военно-политическая обстановка в мире сегодня имеет и сходства с периодом «холодной войны», и большие, принципиальные отличия. Так или иначе, от низшей точки советско-американской конфронтации в виде «карибского кризиса» 1962 г., когда мы оказались буквально на грани ядерной войны, мы сейчас далеки. Однако нельзя игнорировать противоречия между основными мировыми игроками, которые, к сожалению, продолжают углубляться.

Одной из причин стал курс Вашингтона на сдерживание развития России и Китая. Часть этой политики – односторонний демонтаж системы договоренностей в области контроля над вооружениями, наращивание силовых возможностей США на европейском и тихоокеанском ТВД.

Тем не менее по итогам состоявшейся в Женеве встречи президентов России и США принято совместное заявление, подтверждающее обоюдную приверженность принципу, объявленному впервые еще 35 лет назад, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. С американской стороны это стало вторым в текущем году после продления ДСНВ шагом в русле восстановления ответственного подхода к ключевым аспектам международной безопасности.

К обнадеживающим моментам я бы также отнес состоявшуюся по решению лидеров 28 июля в Женеве первую установочную встречу в рамках российско-американского диалога по стратегической стабильности. Должна начаться и совместная работа в сфере кибербезопасности, направленная на налаживание системного сотрудничества в отражении общих вызовов. Президент России четко обозначил, в том числе публично, что результат на всех направлениях возможен – но только через переговоры и выработку баланса интересов, устраивающего обе стороны.

Как бы то ни было, мы реалисты и понимаем, что путь к деэскалации напряженности очень непрост. В отличие от эпохи «холодной войны», далеко не всё, хотя и многое, в этой области зависит от российско-американских договоренностей. Игроков и факторов, влияющих на ситуацию в сфере международной безопасности, сегодня значительно больше. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Россия продолжит вносить свой весомый вклад в поддержание глобальной стабильности, проводя ответственную, прагматичную и предсказуемую внешнюю политику, нацеленную на нейтрализацию угроз и вызовов всеобщей безопасности, а также создание благоприятных условий для мирного развития всех государств.

x
x