Выступление и ответ на вопрос СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Таджикистан С.Мухриддином, Москва, 24 февраля 2020 года

339-24-02-2020

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры с нашими таджикистанскими коллегами были весьма плодотворными, как всегда прошли в доверительном, дружественном ключе и были весьма содержательными.

Наши отношения – это отношения союзников, стратегических партнеров. Именно под этим углом зрения мы обсудили ключевые аспекты наших отношений во всех сферах в русле тех договоренностей, которые были достигнуты в ходе визита в Россию в апреле 2019 г. Президента Таджикистана Э.Ш.Рахмона.

Россия – ведущий торгово-экономический партнер Таджикистана, один из ключевых зарубежных инвесторов в экономику Республики. С удовлетворением констатировали позитивную динамику взаимной торговли, общий объем которой по итогам 2019 г. составил практически 1 млрд долл.США. Мы приветствовали ту роль, которую в достижении таких хороших результатов играет Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Сегодня мы рассмотрели ход подготовки к ее очередному заседанию, которое должно состояться в Москве. При этом особое внимание имеется в виду уделить дальнейшему улучшению условий деятельности российских компаний на рынке Таджикистана и таджикистанских компаний на рынке России.

Для облегчения поставок таджикистанской сельхозпродукции завершается работа над внедрением системы упрощенного таможенного контроля, т.н. «зеленого коридора». Договорились принять дополнительные меры для создания в Таджикистане соответствующего оптово-распределительного центра.

Подчеркнули, что договоренности о взаимодействии в военной и военно-технической областях, включая дальнейшую модернизацию вооруженных сил Таджикистана, будут и впредь выполняться в полном объеме.

Конечно же, мы говорили и про трудовых мигрантов. В частности, проанализировали ход реализации межправительственного Соглашения об организованном наборе граждан Таджикистана для осуществления трудовой деятельности в России. Помимо этого Соглашения есть еще и Меморандум о сотрудничестве между Центром помощи мигрантам «Мир» и Миграционной службой Министерства труда Таджикистана, который был подписан в прошлом году.

Углубляются культурные и гуманитарные, образовательные контакты. В числе успешных отметили проект направления в школы Таджикистана преподавателей из России. Этим начинанием, кстати, заинтересовались и другие страны центральноазиатского региона. Россия ратифицировала еще один документ - межправительственное Соглашение о строительстве и оснащении в Таджикистане пяти школ (в Душанбе, Кулябе, Худжанде, Бохтаре и Турсунзаде), где обучение будет вестись на русском языке. Мы едины в том, что последовательное выполнение этого Соглашения станет эффективным ответом на растущий запрос таджикистанцев на российское образование.

Динамично продвигается диалог по линии внешнеполитических ведомств. Мы только что подписали очередную Программу сотрудничества между министерствами иностранных дел. С удовлетворением отметили выполнение предыдущей двухлетней программы в полном объеме. 

Сегодня мы обсудили наше взаимодействие в рамках ОДКБ, СНГ и ШОС. Россия будет и впредь оказывать странам Центральной Азии необходимую помощь в деле борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков. У нас единое мнение, что серьезным фактором стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии остается 201-я военная база России в Таджикистане.

Большое внимание уделили ситуации в соседнем Афганистане. Выразили озабоченность присутствием боевиков международных террористических организаций в северных афганских провинциях, по сути дела, на границе с Таджикистаном и другими нашими центральноазиатскими партнерами. Мы подтвердили готовность содействовать мирному процессу в этой многострадальной стране, в том числе с использованием Московского формата консультаций по Афганистану, возможностей ОДКБ и контактной группы «ШОС-Афганистан».

Россия подтвердила, что будет и далее всемерно способствовать тенденции активизации взаимодействия между всеми пятью центральноазиатскими государствами.

Мы сверили наши позиции по повестке дня ООН. У нас много совместных инициатив, в том числе по таким актуальным вопросам, как недопустимость героизации нацизма, необходимость предотвратить размещение оружия в космосе, укрепление доверия в сфере мирного освоения космического пространства и целому ряду других.

Нынешний год проходит под знаком 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Решающий вклад в Победу во Второй мировой войне внесли народы Советского Союза. Сегодня мы обсудили мероприятия, которые в этой связи проводятся в рамках СНГ, ОДКБ и по двусторонним каналам. Мы, конечно же, ждем Президента Таджикистана Э.Ш.Рахмона на юбилейные торжества 9 мая в Москве.

Вопрос: За последнее время Турция снабжала вооруженные формирования в зоне деэскалации в Идлибе опасным оружием, в т.ч. американскими переносными зенитными установками. Не считаете ли Вы, что такие действия не соответствуют духу сочинских договоренностей и тем обязательствам, которые взяла на себя Турция. Не нужно ли пересмотреть эти договоренности в новых реалиях продвижения сирийской армии, в т.ч. контроля на международной трассе. Что ожидается от ближайших четырехсторонних встреч?

С.В.Лавров: Договоренности по Идлибу касались создания зоны деэскалации, в рамках которой должно было произойти отмежевание вооруженной оппозиции, которая сотрудничает с Турцией, от террористов "Джабхат ан-Нусры", "Хейят Тахрир аш-Шам" – всех структур, причисленных к террористическим организациям по решению Совета Безопасности ООН. Это была первая задача. Вторая – отвести от внешнего периметра тяжелые вооружения, чтобы они не могли наносить удары по позициям сирийской армии, гражданским объектам и российской военно-воздушной базе "Хмеймим". Третья – обеспечить беспрепятственное функционирование двух автомобильных магистралей (М4 и М5). Сразу же после договоренностей, которые были достигнуты еще в сентябре 2018 г., затем переподтверждались в октябре 2019 г., было видно, что зона деэскалации превращалась в зону эскалации. Бандиты, которые не захотели ни от кого отмежеваться, оттуда наносили удары по объектам за пределами этой самой зоны. Конечно же, в рамках достигнутых соглашений между Президентом России В.В.Путиным и Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом никто никогда не договаривался, что по террористам не будут наноситься ответные удары в случае, если они будут пытаться действовать так, как они и стали действовать. Тут ничего неожиданного ни для кого не было. Уверен, что турецкие военные, работающие «на земле», все прекрасно видят и понимают. Тем более что террористы много раз атаковали наши позиции, сирийских войск, сирийские гражданские объекты буквально с той точки, где развернуты наблюдательные посты Турецкой Республики.

Вопросы, возникающие сейчас в связи с Идлибом, конечно же, нужно решать. Этому были посвящены два раунда консультаций в Анкаре и в Москве, которые состоялись между дипломатами, военными и представителями служб безопасности наших стран; недавний очередной телефонный разговор В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана. Сейчас готовятся очередные консультации, которые, мы надеемся, смогут вывести нас на договоренность о том, как добиться того, чтобы это действительно была зона деэскалации, чтобы там не хозяйничали террористы.

Если мы говорим о "Джабхат ан-Нусре" и "Хейят Тахрир аш-Шам", то нас тревожит отношение к этим террористическим организациям некоторых западных государств, в частности США. Обе эти структуры официально включены в списки террористических организаций СБ ООН, они же включены в национальный список террористических организаций США. Тем не менее, уже не первый раз официальные лица Вашингтона, включая Специального представителя США по сирийскому урегулированию Дж.Джеффри, допускают высказывания, из которых следует, что они рассматривают "Хейят Тахрир аш-Шам" не такой уж и террористической организацией, что при каких-то обстоятельствах с ней можно было бы наладить диалог. Такие достаточно прозрачные намеки мы слышим не первый раз и считаем их абсолютно неприемлемыми.

Напомню, в 2016 г. Президенты России и США В.В.Путин и Б.Обама договорились и поручили мне и бывшему Госсекретарю США Дж.Керри с участием военных согласовать договоренности, которые реально могли бы разрешить сирийский кризис еще на том этапе, осенью 2016 г. Договоренности были серьезными, далеко идущими. Единственным условием было обязательство США отмежевать вооруженную оппозицию, которая сотрудничала с Вашингтоном и американскими военными, от террористов. Тогда это была "Джабхат ан-Нусра", которая еще не приняла нового обличия. Договоренность не смогла реализоваться, т.к. американцы не смогли – а многие говорят, что не захотели – разводить тех, кто с ними сотрудничал, помогая и рассчитывая, что "Джабхат ан-Нусра" обладает достаточно серьезной силой, чтобы противодействовать законному сирийскому правительству и чтобы ее можно было бы сохранить на случай, если она понадобится для усиления военных действий против законного президента и правительства Сирии.

Если все эти факты выстроить в одну цепочку, то получается достаточно серьезная картина. Еще раз подчеркну, мы будем категорически противодействовать любым попыткам оправдать террористов, которые в качестве таковых определены СБ ООН. Надеюсь, что продолжающиеся контакты между нашими и турецкими военными с участием дипломатов и служб безопасности завершатся позитивно, и мы сможем сделать так, чтобы террористы не хозяйничали в этой части САР, как, собственно говоря, они нигде больше не должны хозяйничать.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x