Вступительное слово и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Китая Ван И, Пекин, 29 апреля 2016 года

861-29-04-2016

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Министр, дорогой друг,

Дамы и господа,

Наши переговоры с Министром иностранных дел Китая Ван И прошли в присущем российско-китайскому диалогу доверительном партнерском ключе. Мы с удовлетворением констатировали поступательную динамику российско-китайских отношений, которые достигли беспрецедентно высокого уровня. Вчера и сегодня мы провели подробный обзор их результатов за последние годы, учитывая, в частности, что в этом году мы отмечаем 20-летие установления отношений стратегического партнерства и 15-летие действия Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между нашими странами. Мы подтвердили значение этих документов в качестве основополагающих принципов, определяющих направления нашего дальнейшего сотрудничества. Основное внимание было уделено, в том числе в ходе вчерашнего приема нашей делегации Председателем КНР Си Цзиньпином, подготовке очередного саммита – визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Китай в июне этого года. Мы подробно обсудили предложения, которые готовятся к этому знаковому событию на уровне министерств иностранных дел и других ведомств, в том числе  проекты документов, касающихся развития нашего практического двустороннего сотрудничества в различных сферах, включая высокие технологии, а также документов, которые будут включать оценки руководством России и Китая основных тенденций в международных отношениях.

Пользуясь случаем, я еще раз поздравляю наших китайских друзей с прекрасным проведением министерской встречи Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, состоявшейся вчера в Пекине, на которой был принят очень важный документ, отразивший основные темы, содержавшиеся в выступлении Председателя КНР на открытии этого министерского Совещания.

Мы обсудили вопросы деятельности ШОС в контексте предстоящего саммита этой организации в Ташкенте в июне этого года, с учетом задач, вытекающих из предыдущих договоренностей, в том числе из решения саммита ШОС в России в г.Уфе, на котором, в частности, было принято решение пригласить Индию и Пакистан начать процесс присоединения к ШОС.

Рассмотрели наши отношения с Исламской Республикой Иран с учетом принципиально новой ситуации вокруг этой страны, связанной с заключением договоренности об урегулировании иранской ядерной проблемы, а также того, что Россия и Китай активно участвуют в реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по обеспечению полного соответствия ИЯП мирному характеру и всем достигнутым договоренностям.

Мы также обсудили ситуацию в Афганистане и вокруг него. Россия и Китай заинтересованы, чтобы ситуация пошла по пути нормализации обстановки и содействия национальному примирению. Афганистан – это очень важный партнер для наших двух стран. Считаем, что возможности ШОС в содействии нормализации обстановки в этой стране должны по-прежнему активно использоваться. ШОС – это уникальный формат, в котором в качестве членов или наблюдателей участвуют и активно работают Афганистан и все его соседи.

Мы обменялись мнениями по проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона. Подтвердилось совпадение наших позиций в том, что в этом важном районе мира важно продвигать коллективные подходы к обеспечению безопасности, которые будут опираться на принципы внеблоковости, инклюзивности, равной и неделимой безопасности. Именно в таком ключе Россия и Китай, а также все другие участники Восточноазиатских саммитов работают последние пять лет над согласованием общего документа, который открывал бы путь к созданию именно такой коллективной, открытой, справедливой, равноправной архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уже состоялись четыре раунда переговоров. Очередной пятый раунд пройдет в июне этого года здесь, в Китае.

Из актуальных вопросов региона мы уделили особое внимание обстановке на Корейском полуострове, которая существенно обострилась после недавних очередных ядерных ракетных испытаний КНДР. Мы едины в том, что северокорейская сторона должна воздержаться от любых новых безответственных шагов. Одновременно подчеркнули контрпродуктивность и опасность попыток использовать действия Пьхеньяна при всей их неприемлемости как предлог или повод к наращиванию военного потенциала в регионе и развертывания здесь позиционного района глобальной ПРО США. Считаем, что все вопросы, касающиеся обеспечения безопасности могут решаться только на коллективной основе. В этой связи мы напоминаем, что в рамках шестисторонних переговоров, которые, как мы надеемся, смогут возобновиться, и мы будем делать все, чтобы создать для этого условия, была в свое время сформирована рабочая группа по миру и безопасности в Северо-Восточной Азии. Это именно тот формат, в котором должны обсуждаться любые озабоченности относительно собственной безопасности. Призываем наших американских, южнокорейских и других партнеров по этим шестисторонним переговорам руководствоваться такими подходами.

Мы обсуждали ситуацию в Южно-Китайском море. Российская позиция неизменна: эти проблемы не должны каким-либо образом интернационализироваться, никто из внешних «игроков» не должен пытаться вмешиваться в их решение. Существуют Конвенция ООН по международному праву, Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море, которую заключили Китай и страны АСЕАН, а также руководящие принципы, согласованные между Пекином и столицами стран АСЕАН. Именно этим и нужно руководствоваться и решать любые возникающие проблемы, включая территориальные споры, через прямой диалог непосредственно заинтересованных стран политическими и дипломатическими методами. Мы подтвердили эту позицию, она остается в силе.

Мы также договорились продолжать координировать позиции по всем вопросам нашей международной повестки дня, включая сотрудничество в СБ ООН, а также в «Группе 20», саммит которой в этом году пройдет в Китае, в БРИКС и в других международных форматах по таким актуальным проблемам мировой политики, как Сирия, Ирак, Йемен, Ливия.

Я искренне признателен нашим китайским друзьям за приглашение и гостеприимство. В свою очередь передаю Министру Ван И приглашение в очередной раз посетить Российскую Федерацию с визитом.

Вопрос: Почти год назад было подписано заявление о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути». Что было сделано на этом направлении за прошедшие 12 месяцев? Как идет сопряжение и когда появится документ, который будет подписан не только Россией и Китаем, но и Китаем и непосредственно ЕАЭС?

С.В.Лавров: Есть механизм консультаций между ЕАЭС и КНР. В рамках ЕАЭС сейчас завершается подготовка позиционного документа, который ляжет в основу этого консультативного процесса и будет именно коллективным документом всех стран Евразийского экономического союза. Параллельно мы ведем диалог на уровне министров иностранных дел России и Китай, посвященный согласованию перечня перспективных проектов для реализации в контексте общих рамок, которые мы характеризуем термином «сопряжение». Эти проекты разрабатываются не только как исключительно российско-китайские, а как открытые для присоединения других заинтересованных партнеров. Я считаю, что эти два параллельных процесса - один ЕАЭС-Китай, посвященный формированию принципов и концептуальных рамок, и второй, который одновременно может помочь насытить эти рамки конкретными проектами, - хорошо развиваются. Мы сегодня условились доложить об этом нашим руководителям в ходе саммита, который состоится в Пекине в июне этого года.

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Показывается результатов: 1.
x
x