12.08.2119:43

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ по вопросу ухудшающейся ситуации на Украине и продолжающегося невыполнения украинскими властями Минских договоренностей, Вена, 12 августа 2021 года

1580-12-08-2021

Уважаемая госпожа Председатель,

Прошедшая неделя не принесла подвижек в урегулировании кризиса на Украине. Скорее, наоборот. Киев продолжает неприятно удивлять. Несколько дней назад нам пришлось стать свидетелями публичных заявлений руководства страны, которые укрепляют сомнения относительно его способности отказаться от агрессивных планов по строительству моноэтнического государства. Печально слушать рекомендации Президента В.Зеленского (в интервью телеканалу «Дом») «считающим себя русскими» жителям Донбасса «ехать и искать место в Россию». Жаль, что украинский лидер не понимает: игнорирование культурно-исторических прав различных групп своего населения безотносительно районов их проживания цементирует и без того глубокие разделительные линии в украинском обществе и не способствует урегулированию внутриукраинского кризиса.

Судя по всему, в перспективе участь «изгоев» может постичь всех нелояльных политике форсированной украинизации. Озвученные Президентом «советы» далее развил уполномоченный по защите государственного языка Т.Кремень (в эфире «Четвертого канала»). Чиновник прямо заявил, что любому жителю страны, несогласному с действующим лингвистическим законодательством Украины, лучше «отправиться в другие страны, где им будет спокойнее». Что это, если не продолжение развязанной Киевом культурно-языковой войны против своего населения? Что это, если не попытка насильно изменить национально-культурную идентичность жителей Украины, которым, к слову, конституцией и законодательством страны формально гарантированы равные права и обязанности?

В ОБСЕ мы неоднократно обстоятельно указывали на то, что принятые властями Украины законы об образовании и государственном языке нарушают как ее внутренние нормы, в частности, 10, 22, 24 и 53 статьи Конституции, так и международно-правовые обязательства – Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств и пр. Говорили и про недавний одиозный закон «О коренных народах Украины», претендующий на экстерриториальность и предполагающий неравное политико-правовое положение для различных этнических групп. Киеву давно пора покончить с безответственными экспериментами и прекратить ставить своих граждан перед ложным выбором, навязывая украинцам образ России как «экзистенциальной угрозы».

Тем временем буксует процесс политического урегулирования. За период президентства В.Зеленского не внесено ни одного законопроекта, нацеленного на практическую реализацию «Комплекса мер». Технически продленный на текущий год закон об особом статусе Донбасса не действовал ни одного дня и не имеет постоянного характера. Власти Украины отказываются законодательно зафиксировать порядок введения его в действие по «формуле Ф.-В.Штайнмайера». Нет подвижек по конституционной реформе и отражению особенностей самоуправления Донбасса в основном законе страны, по амнистии, местным выборам и так далее. Эти вопросы должны обсуждать в Контактной группе, которой давно пора возобновить встречи в Минске в очном формате.

Наоборот, 4 августа Кабинет министров Украины одобрил законопроект «О государственной политике переходного периода», который направлен на зачистку региона от нелояльных Киеву сил и вообще исключает возможность политического урегулирования на основе «Комплекса мер». В нем – ни слова об особом статусе, языковых правах и амнистии. Документ, по сути, перечеркивает собственные инициативы Киева – проект «дорожной карты», предложенный Л.Кравчуком в Контактной группе в конце прошлого года, и проект «ключевых кластеров по реализации Минских соглашений, подготовленный Киевом 19 января для советников лидеров стран «нормандского формата».

Гуманитарная ситуация на востоке Украины деградирует. От политики украинских властей страдают наиболее незащищенные и уязвимые слои населения. В этих условиях Россия продолжает оказывать гуманитарную помощь жителям Донбасса, в отношении которых Киев осуществляет многолетнюю социально-экономическую и транспортную блокаду, по сути, удушая регион. Так, сегодня, 12 августа, МЧС России направляет очередной гуманитарный конвой для отдельных районов Донецкой и Луганской областей с незаменимыми в период пандемии коронавируса медикаментами. Россия не может быть безучастной к брошенным на произвол судьбы людям, вина которых состоит только в том, что они хотят жить с достоинством и говорить на русском языке наперекор всем «метастазам» антиконституционного переворота 2014 года.

Военная обстановка в Донбассе, к сожалению, остается напряжённой. Доклады Спецмониторинговой миссии (СММ) свидетельствуют о росте нарушений режима прекращения огня. По сообщениям из Донецка, 9 августа под обстрел вооруженных сил Украины (ВСУ) снова попали жилые кварталы. Есть жертвы среди мирного населения. Тревогу вызывают факты фиксации наблюдателями на подконтрольных ВСУ территориях тяжелых вооружений за линиями отвода вне выделенных мест хранения. Речь, в частности, о замеченных СММ 4 и 5 августа трех зенитно-ракетных комплексах «Оса» в н.п. Касьяновка и Калиново. В этом контексте востребована адекватная реакция Действующего председательства и государств-участников на вскрываемые нарушения. Напомним и о возложенных на Миссию задачах по мониторингу происходящего на остальной территории Украины в рамках мандата. Этой информации явно не хватает в отчетах.

Считаем, что Киеву пора положить конец политическому плутовству и саботажу процесса мирного урегулирования на основе «Комплекса мер», одобренного резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН. Предупреждаем: ставка на накопление и сосредоточение военного потенциала в Донбассе для подготовки решения конфликта силовым путем чревата самыми плачевными последствиями. Прискорбно, что развитию и боевой «накачке» ВСУ всячески способствуют некоторые государства-участники ОБСЕ, приславшие, например, на днях в Винницкую область группу военнослужащих для участия в очередных маневрах. Кроме того, 5 августа в акватории Черного моря начались международные военные учения с участием стран-членов НАТО и их партнёров, включая Украину, «Dive-2021». Такая деятельность никак не направлена на имплементацию Минских соглашений. Видимо, некоторые страны готовы взять на себя ответственность за последствия авантюр своих подопечных. Напоминаем об обязанности СММ отлеживать ход подобных учений и включать информацию о них в регулярные отчеты.

Что касается прозвучавших на днях призывов из Киева, например, от вице-премьера А.Резникова, относительно желания разместить подразделения ПВО США на своей территории, то это – губительный путь для украинской государственности. Попытки интегрирования Украины в иностранные военно-политические структуры приведут страну, уже давно находящуюся под внешним управлением, к окончательной утрате суверенитета.

В завершение. Кризис на Украине не имеет военного решения. Конфликт может и должен быть урегулирован исключительно политико-дипломатическим путем на основе реализации Минских соглашений во всей их полноте, последовательности и взаимосвязи в рамках прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.