20.12.1911:48

Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 19 декабря 2019 года

2642-20-12-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемый господин Председатель,

По итогам саммита в «нормандском» формате направлены четкие сигналы о необходимости дальнейшей деэскалации, политического урегулирования и согласования сторонами внутриукраинского кризиса мер гуманитарного характера. В этих целях лидеры «нормандской четверки» призвали активизировать работу Контактной группы, в рамках которой представители Киева, Донецка и Луганска имеют все возможности для прямого диалога по ключевым аспектам реализации Минских соглашений. К сожалению, не все эти сигналы были восприняты.

Всю прошедшую неделю в Донбассе продолжали стрелять. Количество нарушений режима прекращения огня составило порядка пяти тысяч. Не прекращался и подвоз вооружений ВСУ по железной дороге – Спецмониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) наблюдала десятки единиц артиллерии и бронетехники на станции Рубежное в Луганской области (в разные дни там видели 18 гаубиц 2С1 «Гвоздика», 5 пушек МТ-12 «Рапира», 15 танков и 30 БМП). В этой связи особую значимость приобретает реализация достигнутой в минской Контактной группе еще в июле этого года договоренности о прекращении огня, которая носит бессрочный характер. На заседании Контактной группы 18 декабря стороны подтвердили приверженность «режиму тишины» и реализации мер в его поддержку. Речь идет о выполнении имеющихся обязательств. Важно добиться полного и всеобъемлющего прекращения огня, а не нового «перемирия», как об этом говорят многие украинские политики.

К сожалению, на завершающей в текущем году личной встрече в рамках минской Контактной группы представителям Киева и Донбасса не удалось согласовать новые участки разведения на линии соприкосновения. Украинские переговорщики не только уклонились от конструктивной дискуссии с донбассцами, но даже не представили своих предложений. Не прослеживается и готовность Киева к разведению вдоль всей линии соприкосновения. Вместе с тем, определить участки и реализовать меры по разведению следует в русле поручения парижского саммита «нормандской четверки» – до конца марта 2020 года. Результативное осуществление отвода сил и средств, а также разминирования, дало бы возможность подумать и над увеличением количества пунктов пропуска для гражданского населения.

Сторонам пока не удалось выполнить другое поручение «нормандской четверки» и выйти на дату обмена удерживаемыми лицами до конца текущего года по принципу «всех установленных на всех установленных». В ходе переговоров с представителями Донбасса в гуманитарной подгруппе Контактной группы Киев так и не смог представить предложения по так называемой процессуально-юридической очистке лиц, подлежащих обмену. Донецк и Луганск, напротив, такой механизм представили. Напомню, что амнистия и недопущение преследования участников событий в Донбассе прямо предусмотрены пунктом 6 минского «Комплекса мер».

С тревогой наблюдаем, как на этом фоне в Киеве имитируют или вовсе отказываются от выполнения политических обязательств по Минским соглашениям. Видим, как их пытаются подменить полумерами или актами, едва ли имеющими отношение к Минским соглашениям. Например, продление на год так и не вступившего в силу закона об особом статусе Донбасса, который должен носить постоянный характер. Кстати, в нынешнем виде документ содержит отсылки к недействительным нормативно-правовым актам. В числе таких имитаций и внесение конституционных поправок в части децентрализации. Они не содержат упоминания об особом статусе Донбасса, с его представителями не обсуждались и являются, по сути, лишь набором мер по реформе административно-территориального устройства, окрещенной «децентрализацией».

Вместе с тем, как следует из Минских соглашений, именно подлинное всеобъемлющее политическое урегулирование – необходимая основа для установления мира на востоке Украины. Продвижение на политическом треке должно осуществляться синхронно с реализацией мер в сфере безопасности, как это одобрено «нормандским» форматом и согласовано Киевом. И такое продвижение, естественно, невозможно без активизации переговоров между Киевом, Донецком и Луганском в Контактной группе.

Пока же в столице Украины звучат странные заявления о готовности к диалогу с некими людьми с Донбасса – правда, с теми, кто жил там, но покинул регион несколько лет назад. И это при том, что при работе над текстом «Комплекса мер» в Минске тогдашний украинский президент П.Порошенко настаивал на том, чтобы реальные представители Донецка и Луганска – руководители отдельных районов Донбасса – поставили свои подписи под этим документом. Они это сделали. Однако затем в Киеве методично уклонялись от прямого диалога, камуфлируя свою тактику псевдопатриотическими соображениями. Все эти попытки воспрепятствовать результативному прямому диалогу с Донбассом являются не чем иным,  как проявлением желания продолжать вооруженное противостояние в Донбассе и не допустить урегулирования.

Цена продолжающейся на востоке страны силовой операции Киева продолжает расти. По сведениям СММ, в 2019 году ее жертвами стали 145 мирных граждан, из которых 18 убиты. Увеличилось количество поврежденных гражданских объектов – в этом году их не менее 550, включая 14 действующих детских учебных заведений. Большинство жертв и разрушений в результате обстрелов произошли на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей: в окрестностях самого Донецка, Горловки, Первомайска, поселков Коминтерново, Саханка, Золотое-5/Михайловка. Данные СММ наглядно иллюстрируют, на кого направляются орудия украинских силовиков.

К слову, жестокость участников «операции объединенных сил» к населению Донбасса проявилась не только в ходе неизбирательных обстрелов, но и в результате действий на подконтрольной ВСУ территории. Эти сведения нашли отражение в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации на Украине за период с 16 августа по 15 ноября. Сообщается о продолжающихся грубых, систематических и зачастую безнаказанных нарушениях прав человека, включая право на жизнь. В докладе упоминаются случаи внесудебных казней, произвольных задержаний, применения пыток и жестокого обращения с гражданским населением, мародерства, грабежей и насилия со стороны ВСУ. Все это стало поводом для обращения Наблюдательной миссии ООН по правам человека на Украине к правоохранительным органам страны с призывом расследовать преступления участников силовой операции Киева в Донбассе. Отмечается и удручающее положение в сфере защиты прав журналистов.

Кстати, о журналистах. Под занавес «нормандского» саммита В.Зеленский публично пригласил российских журналистов посетить Украину. Однако за последние десять дней произошло несколько инцидентов, связанных с ограничением украинскими властями их работы. Трижды во въезде на территорию страны было отказано корреспондентам телеканала «НТВ». 13 декабря при вылете из Киева была задержана съемочная группа телеканала «Звезда».

Уважаемый господин Председатель,

В уходящем году в урегулировании внутриукраинского кризиса были некоторые обнадеживающие моменты. Были подвижки в работе минской Контактной группы, проведено разведение сил и средств на трех пилотных участках, состоялся саммит «нормандской четверки». Тем не менее, противоречивые сигналы от руководства Украины о его дальнейшей стратегии пока не дают повода говорить, что процесс вышел на «полную мощность». Из Киева то и дело раздаются рассуждения, в том числе из уст министра иностранных дел В.Пристайко, о необходимости некой «коррекции» положений минского «Комплекса мер», которые, по его мнению, «частично утратили актуальность». Предостерегаем от попыток переписать этот документ, одобренный резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН и признанный безальтернативной международно-правовой основной урегулирования кризиса на Украине.

Одних заявлений украинского руководства о стремлении к миру недостаточно. Настал своеобразный момент истины, когда Киеву следует проявить политическую волю, перестать имитировать выполнение обязательств и на практике заняться реализацией минского «Комплекса мер», полновесно включившись в диалог с Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.

Новостная лента

Новостная лента