Публикатор

17.06.0820:50

Участие России в зонах свободной торговли (ЗСТ)

(справочная информация)

 

10-06-2008

Россия участвует в формировании и развитии преференциальных торговых зон, включая ЗСТ, на основе многосторонних и двусторонних соглашений.

Россия является участником двусторонних соглашений о ЗСТ со всеми 11 странами СНГ, а также Сербией и Черногорией (СиЧ) - бывшим Союзным государством Югославия. Последнее было подписано в августе 2000 г. и вступило в силу, но не было ратифицировано.

Странами СНГ 15 апреля 1994 г. было подписано многостороннее Соглашение о создании зоны свободной торговли и Протокол к нему от 2 апреля 1999 г. В соответствии с указанными документами ЗСТ в рамках СНГ создается на основе двусторонних соглашений и протоколов об изъятиях из режима свободной торговли.

С участниками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - режим свободной торговли осуществляется без изъятий на основе соответствующих многосторонних и двусторонних соглашений. В соглашениях с другими государствами СНГ и СиЧ существует ограниченный перечень изъятий (сахар, водка, спирт). С отдельными странами подписаны протоколы об их поэтапной отмене. В рамках ЕврАзЭС реализуются элементы единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, в т.ч. идет формирование Таможенного союза. Указанные двусторонние соглашения о свободной торговле соответствуют нормам и правилам ВТО (статья XXIV ГАТТ-1994).

Ряд стран, включая Эквадор, Пакистан, Исландию и др. выразили желание начать консультации о создании с Россией двусторонних ЗСТ. По итогам переговоров об условиях присоединения России к ВТО наша страна возьмет на себя обязательства по снижению ставок импортного тарифа, а также ряд системных обязательств, реализация которых окажет влияние на положение в отдельных секторах экономики и на макроэкономическую ситуацию. Начало переговоров по созданию зон свободной торговли до вступления России в ВТО является преждевременным. Решения о целесообразности начала таких переговоров, о формате и основных целях возможных преференциальных соглашений должны приниматься Правительством Российской Федерации и основываться на детальном анализе преимуществ и потерь для российской стороны. Этот процесс в любом случае должен быть скоординирован с планами формирования Таможенного союза на пространстве СНГ.

Календарь

x
x