15 October 200913:09

Summary of Remarks by Russian Minister of Foreign Affairs Sergey Lavrov at the Twelfth Session of the Barents Euro-Arctic Council, Murmansk, October 15, 2009

1542-15-10-2009

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Ladies and Gentlemen, Colleagues and Friends,

Today we can state with satisfaction that the prevailing development trend in the North is a dynamic intensification of cooperation and mutual understanding among the Arctic states. Our long experience in relationships and the work of one of the system-forming intergovernmental organizations in the region – the Barents Euro-Arctic Council – convincingly attest that our countries can solve any problems by relying on the now firmly established tradition of collaboration.

The story of the BEAC is a success story. Over its years of existence, the Council has established itself firmly on the political map of Europe and gained a reputation as an organization that prefers, rather than loud declarative statements, concrete action for the benefit of the people living in the region. Although our collaboration is mostly composed of hundreds of small projects, each of them is maximally close to the practical interests of those involved. The BEAC partners have grasped and harnessed the specifics of the North, where even the harsh climatic conditions conduce to mutual help among people and between nations.

BEAC can take credit for a lot of useful things. But our cooperation still has great potential, opening up broad horizons for us. A powerful factor in strengthening regional collaboration will doubtless be efforts to implement the existing plans for developing the hydrocarbon resources of the Barents Sea continental shelf, and to launch other promising projects for exploring and exploiting the natural resources of the Arctic seabed and subsoil and developing and improving infrastructure. In general, hardly anyone would argue with the fact that the role of the Barents Euro-Arctic Council in Arctic and, indeed, world affairs objectively will only increase.

Summarizing the chief outcomes of Russia's BEAC chairmanship in 2007-2009, I would like to point out that we have succeeded in fulfilling the tasks that were set in the Joint Communiqué of the Rovaniemi session and in the Russian Chairmanship Program. As you know, our priority was to "ensure sustainable development in the Barents Region with emphasis on the socioeconomic factors closely tied to the observance of environmental requirements, as well as support of the indigenous peoples." Here are just some of the most significant developments and trends in the Barents cooperation over the past two years.

In December 2008, the first intergovernmental agreement in the history of the BEAC, on cooperation in emergency prevention, preparedness and response, was signed in Moscow. As a follow on to it, extensive international training exercises, Barents Rescue 2009, were held in the Murmansk Region this past September.

A whole array of long-term specific cooperation plans was adopted. Thus, the Working Group of Indigenous Peoples drew up the Action Plan for 2009-2012, outlining priorities, in particular, in the areas of their traditional economic activities, preservation of their distinctive cultures and national languages, health care, and the protection of the environment where the Arctic indigenous peoples live. A long-term program of regional cultural cooperation for 2008-2012, "New Trends in the Barents Region," was approved at the BEAC culture ministers meeting in Arkhangelsk in June 2008 and is being implemented. Several programs have been adopted and are being carried out in the joint working group on health care and other social issues, including a major three-year support program for children and young people in the high risk group. Such long-term plans constitute a significant contribution to ensuring continuity of cooperation within the BEAC.

The practice of combining efforts by various BEAC thematic working groups to deal with complex tasks has yielded good results. For example, at the initiative of the environmental working group – and the Norwegian Chairmanship organized its very intensive and productive activity – a regional intersectoral conference on climate change in the Barents Region was held in September in Vadso, Norway, for the first time. The scientists and local area representatives arrived at the conclusions and recommendations that help ease, in particular, the adaptation of the Arctic indigenous peoples to climate change and open up new potential areas for the Barents cooperation. Mention can also be made of the synergies arising from the incipient interaction of the BEAC working groups dealing with economic matters – trade, transportation, customs cooperation. Held in December 2008 in Arkhangelsk, the ‘Barents Industrial Partnership' international conference bore out everyone's disposition towards practical cooperation in such areas as collaborative efforts of the chambers of commerce of the countries of the region, the optimization of the work of large ports, the development of joint approaches in the field of telecommunications and in other spheres.

We look forward to considerable practical results of the Murmansk International Economic Forum opening today – where we will yet be – which could become a permanent authoritative regional platform for establishing new business contacts and for advancing fresh ideas concerning regional economic and other cooperation.

As a result of the efforts of the concerned agencies of our states and their regions, as well as the Council new life has been breathed into some working groups. The youth working group has resumed its work; a useful meeting of the ministers of our states responsible for youth policy took place here, in Murmansk, two weeks ago on its initiative.

At the suggestion of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation, backed up by Finnish Lapland, the BEAC established a sectoral working group on tourism. Judging by the enthusiasm with which the members of the new group have set to work, it has excellent prospects and is really capable of tapping additional reserves for the expansion of tourist exchanges between the BEAC member states.

Petrozavodsk State University showed a praiseworthy initiative and held a representative international education and science conference of the BEAC and EU countries in November 2008. We are certain that as the new head of the Council's joint working group on education and science, the University will make a tangible contribution to the promotion of regional cooperation in this important area.

One of the significant components of the BEAC's success is its close collaboration with the Barents Regional Council, incorporating 13 regions of the Russian Northwest, Norway, Finland and Sweden. In April this year we held special full-scale consultations between the Chairman of the Regional Council and the Chairman of the BEAC Committee of Senior Officials in Moscow. I think such consultations should be introduced into practice and held annually.

The list of specific BEAC-promoted accomplishments includes a program to fight AIDS, tuberculosis and other infectious diseases, which brought considerable practical benefit to all of its participants, and the work to wipe out environmental hot spots within Russia. Transport cooperation was vigorously promoted. A series of regional theoretical and practical conferences helped bring member states' approaches closer together in respect of national transport strategies, and turn out a number of concrete proposals concerning the further development of regional transport infrastructure, especially in the East-West direction. I think that the ultimate goal should be to devise a unified strategy for developing transport corridors and logistics chains in the Barents Region. Dozens of interesting activities, including film and theater festivals, exhibitions, and concerts, were held as part of cultural exchanges. Of course, this is only a fraction of all that was done.

Our parliamentarians continued to play a noticeable role in developing the Barents cooperation and in ensuring its close connection with the interests of the people living here, as borne out by the outcomes of the 4th Barents Parliamentarian Conference held in Syktyvkar in May this year. We expect regional inter-parliamentary ties to continue to fulfill the role of an important feedback channel matching decisions with Northerners' everyday needs and expectations.

During the Russian Chairmanship, the package of founding documents of the International Barents Secretariat was finalized and the Secretariat itself began operating in January 2008. I am sure that I will express the common view, noting that the Secretariat is off to a good start and successfully fulfilled its chief task – to assist the BEAC chairing state. We felt it almost daily.

One important factor in success for the BEAC in our view has been the maintenance and streamlining of interaction with other Northern international and regional organizations and councils, especially with the Arctic Council, Nordic Council of Ministers, Council of the Baltic Sea States and the Renewed Northern Dimension partnerships. Held at Russia's initiative as BEAC Chairman in St. Petersburg this past September, the first meeting of leaders of the four Northern Councils at the level of Deputy Foreign Ministers offered recommendations for improvement of the effectiveness of the Northern multilateral cooperation architecture, an optimal division of labor among the Regional Councils, the synchronization and coordination of their activities, and more rational use of existing resources.

Esteemed colleagues, of course, like any developing organism, we have unresolved problems, and ideas not yet implemented.

The world economic and financial crisis has put before us the issue of financing for the Barents cooperation. We in Russia are thinking about how to help our participating regions with project financing. Perhaps, in the new conditions it is necessary to again calmly weigh up the expediency of establishing a BEAC bank or fund to co-finance projects at state parties' expense. More broadly, we would be prepared to positively consider the proposal by Sweden and Finland to soon organize a meeting of the economy ministers of our states to develop common approaches to the maintenance and expansion of the Barents cooperation. Of course, that meeting might be appropriate only if it is carefully prepared in advance.

We should think about a way to ensure that the concrete benefits of the international Barents cooperation accrue not just preeminently to the border regions, but also to the other regions that are part of the Barents Regional Council. For Russia they are Nenets Autonomous Area and the Komi Republic. For example, in the Working Group of Indigenous Peoples there should, in our view, be adequately represented the interests of all indigenous peoples living in the region, including, in particular, the Nenets and Komi.

Esteemed Colleagues,

I think you will agree that the BEAC's success has in no small measure been due to the activities of its "executive body," the Committee of Senior Officials. I express my gratitude to all the representatives of the BEAC member states for their support of the efforts of the Russian Chairmanship and for the close cooperation and constructive approaches.

I would also like on your behalf to thank the "national" and "regional" chairs and co-chairs of the BEAC working groups who ensured the advancement of the Barents cooperation in specific areas and did so with great dedication and energy.

Ladies and Gentlemen,

Perhaps the greatest achievement of the Barents cooperation over the years is respect, mutual trust and warm personal relations between people living in this northern region. A lot of things unite us – a unique and picturesque nature, a rich historic and cultural heritage, a storehouse of natural resources and all this together with vast intellectual, scientific and technical potential serves as an earnest in further strengthening our relationship in all areas and in working for the common good of our peoples. I am certain that the Barents cooperation will to an increasing extent continue to be in demand as an essential element of interaction among the North European countries.

Thank you for your attention.

October 16, 2009

Additional materials

Video

Photos

Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Council of Europe (CoE)

NATO (North Atlantic Treaty Organization)

European Union (EU)

x
x
Advanced settings

15.10.0913:09

Тезисы выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на XII сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, Мурманск, 15 октября 2009 года

1542-15-10-2009

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Уважаемые дамы и господа,

Коллеги, друзья,

Сегодня мы можем с удовлетворением констатировать, что превалирующей тенденцией развития событий на Севере является динамичное углубление сотрудничества и взаимопонимания арктических государств. Наш длительный опыт отношений, работа одной из системообразующих межправительственных организаций в регионе – Совета Баренцева/Евроарктического региона, – убедительно свидетельствуют о том, что наши страны способны решать любые вопросы, опираясь на окрепшие традиции взаимодействия.

История СБЕР – это история успеха. За годы своего существования Совет успел прочно утвердиться на политической карте Европы, зарекомендовал себя в качестве организации, предпочитающей громким декларациям конкретные дела во благо людей, живущих в регионе. Наше взаимодействие в основном складывается из сотен небольших проектов, но каждый из них максимально приближен к практическим интересам его участников. Партнерам по СБЕР удалось понять и задействовать специфику Севера, где даже суровые климатические условия содействуют тому, чтобы люди и государства помогали друг другу.

СБЕР может занести себе в актив много полезных дел. Но потенциал нашего сотрудничества еще очень велик и открывает для нас широкие перспективы. Мощным фактором укрепления регионального взаимодействия станет, без сомнения, реализация имеющихся планов освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Баренцева моря, запуск других перспективных проектов разработки арктических недр, развития и совершенствования инфраструктуры. В целом, вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что роль Баренцева/Евроарктического региона в арктических, а значит, и в мировых делах объективно будет только возрастать.

Подводя главные итоги российского председательства в СБЕР в 2007-2009 годах, хотел бы отметить, что нам удалось выполнить задачи, которые были поставлены в Совместном коммюнике предыдущей сессии Совета в Рованиеми, а также в Программе российского председательства. Как известно, нашим приоритетом было «обеспечение устойчивого развития Баренцева региона с акцентом на социально-экономические факторы в тесной увязке с соблюдением экологических требований, а также поддержка коренных народов». Вот только некоторые наиболее значимые события и тенденции Баренцева сотрудничества за истекшие два года.

В декабре 2008 года в Москве было подписано первое за всю историю СБЕР межправительственное Соглашение о сотрудничестве стран региона в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации. В его развитие в сентябре этого года в Мурманской области проведены масштабные международные учения «Баренц Рескью 2009».

Принят целый ряд долгосрочных планов сотрудничества в конкретных сферах. Так, рабочая группа по вопросам коренных народов разработала «План действий на 2009-2012 годы», наметивший приоритеты, в частности, в области традиционной экономики, сохранения самобытной культуры и национальных языков, здравоохранения, охраны окружающей среды мест проживания коренных народов Севера. На встрече министров культуры государств СБЕР в Архангельске в июне 2008 года одобрена и реализуется долгосрочная программа регионального культурного сотрудничества на 2008-2012 годы «Новые веяния в Баренцевом регионе». Ряд программ принят и выполняется в совместной рабочей группе по здравоохранению и другим социальным вопросам, включая важную трехлетнюю программу поддержки детей и молодежи «группы риска». Подобные долгосрочные планы – существенный вклад в обеспечение последовательности сотрудничества в рамках СБЕР.

Хорошие результаты принесла практика объединения усилий различных тематических рабочих групп Совета для решения комплексных задач. Например, по инициативе рабочей группы по экологии – а норвежское председательство организовало ее весьма интенсивную и продуктивную деятельность – в сентябре в норвежском Вадсё впервые состоялась региональная межсекторальная конференция по вопросам изменения климата в Баренцевом регионе. Представители науки и местных территорий вышли на выводы и рекомендации, позволяющие, в частности, облегчить адаптацию коренных народов Севера к последствиям изменения климата и открывающие новые потенциальные направления Баренцева сотрудничества. Можно говорить и о возникшей синергии в результате начавшегося взаимодействия рабочих групп СБЕР, относящихся к экономическому блоку – по вопросам торговли, транспорта, таможенного сотрудничества. Проведенная в декабре 2008 года в Архангельске международная конференция «Баренцево промышленное партнерство» подтвердила настроенность всех на практическое сотрудничество в таких областях, как взаимодействие торговых палат стран региона, оптимизация работы крупных портов, выработка совместных подходов в области телекоммуникаций и в других сферах.

Рассчитываем на большую практическую отдачу открывающегося сегодня международного Мурманского экономического форума – где мы еще побываем, – который мог бы стать постоянной авторитетной региональной площадкой для установления новых деловых контактов и выдвижения свежих идей в отношении регионального экономического и иного сотрудничества.

В результате усилий заинтересованных ведомств наших государств и их регионов, а также Совета удалось вдохнуть новую жизнь в некоторые рабочие группы. Возобновила работу группа по вопросам молодежи, по инициативе которой две недели назад здесь, в Мурманске, состоялась полезная встреча министров наших государств, отвечающих за вопросы молодежной политики.

По предложению Министерства по делам спорта, молодежной политики и туризма Российской Федерации, поддержанному финской Лапландией, в рамках СБЕР была учреждена отраслевая рабочая группа – по вопросам туризма. Судя по энтузиазму, с которым участники новой группы взялись за дело, она имеет отличные перспективы и реально способна вскрыть дополнительные резервы расширения туристического обмена между государствами-членами СБЕР.

Высокой оценки заслуживает инициатива Петрозаводского государственного университета по проведению в ноябре 2008 года представительной международной конференции по вопросам образования и науки государств СБЕР и ЕС. Уверены, что в качестве нового руководителя совместной рабочей группы Совета по вопросам образования и науки Университет внесет свой заметный вклад в продвижение регионального взаимодействия в этой важнейшей сфере.

Одна из значимых составляющих успеха СБЕР – его тесное взаимодействие с Баренцевым Региональным Советом, включающим 13 регионов российского Северо-Запада, Норвегии, Финляндии и Швеции. В апреле этого года мы провели в Москве специальные полномасштабные консультации между председателем Регионального Совета и председателем Комитета старших должностных лиц СБЕР. Думаю, такие полезные встречи надо ввести в практику и проводить ежегодно.

В списке конкретных дел, продвижение которых обеспечивалось по линии СБЕР, – выполнение программы борьбы со СПИД, туберкулезом и инфекционными заболеваниями, принесшей немалую практическую пользу всем ее участникам, работа по ликвидации экологических «горячих точек» на территории России. Активно продвигалось сотрудничество в области транспорта. Проведение серии региональных научно-практических конференций позволило сблизить подходы стран-участниц в отношении национальных транспортных стратегий, наработать ряд конкретных предложений по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры региона, прежде всего в направлении Восток-Запад. Думается, что конечной целью должна быть выработка единой стратегии развития транспортных коридоров и «логистических цепей» в Баренцевом регионе. Десятки интересных мероприятий, включая кино- и театральные фестивали, выставки, концерты, состоялись по линии культурных обменов. Разумеется, это лишь малая толика всего, что было сделано.

Заметную роль в развитии Баренцева сотрудничества, в обеспечении его тесной связи с интересами живущих здесь людей продолжали играть наши парламентарии, что подтвердили итоги прошедшей в мае этого года в Сыктывкаре 4-й Конференции парламентариев Баренцева региона. Рассчитываем, что региональные межпарламентские связи будут и в дальнейшем выполнять роль важного канала обеспечения «обратной связи», сопрягая принимаемые решения с каждодневными нуждами и чаяниями северян.

В период российского председательства была завершена работа над пакетом учредительных документов Международного Баренцева Секретариата, а сам Секретариат начал свою деятельность с января 2008 года. Уверен, что выражу общее мнение, отметив, что Секретариат взял хороший старт, успешно выполнил свою главную задачу – содействие государству-председателю СБЕР. Мы это ощущали практически ежедневно.

Одним из важнейших условий успешной работы Совета Баренцева/Евроарктического региона мы считали поддержание и упорядочение взаимодействия с другими международными и региональными организациями и советами на Севере, прежде всего с Арктическим советом, Советом министров северных стран, Советом государств Балтийского моря, а также с партнерствами обновленной политики «Северного измерения». На проведенной по инициативе России, как председателя СБЕР, в сентябре этого года в Санкт-Петербурге первой встрече руководителей четырех северных советов на уровне заместителей министров иностранных дел были даны рекомендации в отношении повышения эффективности всей архитектуры многостороннего сотрудничества на Севере, оптимального разделения труда между региональными советами, синхронизации и координации их деятельности, более рационального использования имеющихся ресурсов.

Уважаемые коллеги, разумеется, как у всякого развивающегося организма, у нас остаются нерешенные проблемы и нереализованные идеи.

Мировой финансово-экономический кризис поставил перед нами вопрос финансирования Баренцева сотрудничества. Мы в России думаем над тем, как помочь нашим регионам, участвующим в нем, с финансированием проектов. Наверное, в новых условиях нужно еще раз спокойно взвесить целесообразность создания банка или фонда СБЕР для совместного финансирования проектов за счет государств-участников. В более широком плане мы были бы готовы позитивно рассмотреть предложение Швеции и Финляндии об организации в ближайшее время встречи министров экономики наших государств для того, чтобы выработать единые подходы к поддержанию и расширению Баренцева сотрудничества. Разумеется, такая встреча была бы целесообразна только при условии ее тщательной заблаговременной подготовки.

Нужно подумать, как сделать так, чтобы конкретные выгоды от международного Баренцева сотрудничества получали не только преимущественно приграничные регионы, но и другие регионы, входящие в Баренцев Региональный Совет. Для России это – Ненецкий автономный округ и Республика Коми. Например, в рабочей группе по вопросам коренных народов должны, на наш взгляд, быть адекватно представлены интересы всех коренных народов, живущих в регионе, включая, в частности, ненцев и коми.

Уважаемые коллеги,

Думаю, вы согласитесь с тем, что в немалой степени успешной работе СБЕР способствовала деятельность его «исполнительного органа» – Комитета Старших должностных лиц Совета. Выражаю признательность всем представителям государств-участников СБЕР за поддержку усилий российского председательства, тесное сотрудничество и конструктивность подходов.

Хотел бы от вашего имени также поблагодарить «национальных» и «региональных» председателей и сопредседателей рабочих групп СБЕР, которые обеспечили продвижение Баренцева сотрудничества в конкретных областях и делали это с большой самоотдачей и энергией.

Дамы и господа,

Возможно, самое большое достижение Баренцева сотрудничества за истекшие годы – уважение, взаимное доверие и теплые человеческие отношения между людьми, населяющими этот северный регион. Нас многое объединяет – уникальная живописная природа, богатое историческое и культурное наследие, «кладовая» природных ресурсов, и все это в совокупности с обширным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом служит залогом дальнейшего укрепления наших взаимосвязей по всем направлениям, работы на общее благо наших народов. Уверен, что Баренцево сотрудничество в нарастающей степени будет востребовано и в дальнейшем как важнейший элемент взаимодействия североевропейских государств.

Благодарю за внимание.

15 октября 2009 года

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска