Публикатор

1.10.1919:56

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на заседании Совета Безопасности ООН по положению на Ближнем Востоке, Нью-Йорк, 30 сентября 2019 года

2006-01-10-2019

Уважаемые дамы и господа,

Благодарим Спецпосланника Генерального секретаря Гейра Педерсена за доклад и всех выступавших за высказанные соображения и оценки.

Совет Безопасности неоднократно рассматривал вопросы политического урегулирования в Сирии, однако сегодняшнее заседание – особенное. Впервые мы встречаемся тогда, когда можем с удовлетворением сказать – созданы и появились реальные условия для запуска и продвижения вперед по пути долгосрочного и справедливого урегулирования сирийского кризиса в интересах всех без исключения сирийцев. Как нам только что подтвердил спецпосланник Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсен, полностью завершена работа по формированию Конституционного комитета. Это, бесспорно, очень серьезное достижение для всего международного сообщества. Напомню о том, что идея образования Конституционного комитета была принята представляющими все слои сирийского общества участниками Конгресса сирийского национального диалога в Сочи в 2018 г.

Согласны с Г.Педерсеном, что само по себе создание комитета не конец, а только начало большого пути. Ведь речь идет о том, чтобы сирийцы сами согласовали параметры будущего обустройства своей страны. Напомню и о ключевом принципе такой их самостоятельной работы, который закреплен в резолюции 2254 СБ ООН и заключается в продвижении политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами.

Приветствуем намерение провести первое заседание Конституционного комитета в Женеве в конце октября. Россия совместно с Ираном и Турцией внесли решающий вклад в определение состава и согласования правил процедуры. При этом страны-гаранты максимально плотно работали с сирийскими сторонами – правительством и оппозицией, - и тесно координировали свои усилия с Генсекретарем ООН А.Гутеррешем и его спецпосланником по Сирии Г.Педерсеном. Россия будет и впредь всячески содействовать успешному запуску и устойчивой работе Конституционного комитета. Cоответствующие заверения прозвучали и от уважаемых представителей Турции и Ирана. При этом вся деятельность стран-гарантов Астанинского формата будет основываться на неукоснительном соблюдении суверенитета, независимости, единстве и территориальной целостности САР. Об этом президенты трех стран вновь твердо заявили в ходе пятого тройственного саммита в Анкаре 16 сентября. Будет продолжена и практика проведения международных встреч высокого уровня по Сирии в Астанинском формате (МВСА). Проведение очередной такой встречи намечено в столице Казахстана в ближайшее время.

Исходим из того, что всем нам следует очень бережно относиться к тому межсирийскому диалогу, который начнется в конце октября в Женеве.  У нас нет сомнений, что сирийцы, представляющие одну из древнейших и уникальнейших стран Ближнего Востока, с вековыми традициями мирного плодотворного сосуществования этнических и конфессиональных групп, смогут сами найти взаимоприемлемые решения. Для этого у них есть и достаточный экспертный потенциал. Недопустимы, убеждены, попытки вмешательства в межсирийский диалог, навязывания сирийцам рецептов, несовместимых с их культурными, религиозными и национальными традициями. Также недопустимо установления искусственных временных сроков, выдвижение требований об уступках, обращенных только к одной из сторон. Именно на этих позициях будет стоять Астанинский формат, готовый, как и прежде, оказать конструктивное содействие сирийцам в координации с ООН. Приглашаем всех искренне заинтересованных в возвращении мира в Сирию конструктивно подключиться к нашим усилиям.

Здесь прозвучали слова о том, что странно, что с нами за столом находится представитель Ирана. Мне же кажется странным, что эти слова прозвучали вообще в этом зале. Иран, как участник Астанинской тройки, много сделал для разгрома терроризма в САР. Зато мне трудно вспомнить то, что некоторые западные участники так называемой «малой группы» сделали для запуска политического процесса и создания для него условий. Разговоров и нотаций много, дел – мало. Надеюсь, что это будет исправлено.

Мы говорим сегодня о Сирии, но прекрасно понимаем, что если удастся пройти по пути надежного, долгосрочного политического урегулирования в этой стране на основе, повторю, приверженности ее суверенитету и территориальной целостности, то это, безусловно, окажет столь нужное сегодня нам всем благотворное воздействие на весь регион. Пойдет на пользу обеспечению мира, безопасности и стабильности на Ближнем Востоке. Пришло время поощрять, а не противодействовать возвращению Сирии в арабскую семью.

Сирийский народ одержал, в том числе при поддержке России, решающую победу над терроризмом. Сегодня главные силы ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры», как бы она ни называлась, и других террористических группировок, признанных таковыми СБ ООН, уничтожены. Но искоренение террористов, включая такой крупный очаг как Идлиб, должно быть продолжено при максимальной заботе о жизни и безопасности мирных жителей.

Разочарованы тем, что прийти к консенсусу не удалось по большинству вопросов при недавнем обсуждении ситуации в Идлибе. Повинны в этом те, кто под гуманитарным предлогом внес на утверждение Совета заведомо непроходную политизированную резолюцию.

Конечно, нас не может не беспокоить и обстановка на северо-востоке Сирии, где активизируются «спящие ячейки» ИГИЛ. Исходим из того, что достижение стабильности и безопасности в этих районах возможно только при условии их возвращения под контроль законного правительства.

Недопустимы и попытки закрепить те разделительные линии, которые, к сожалению, прочерчены в сегодняшней Сирии, в частности под предлогом так называемого общенационального прекращения огня. Ведь замирения с террористами не должно быть по определению, а внутрисирийские проблемы должны решаться через широкий, инклюзивный диалог.

Сегодняшний поворот к лучшему в деле политического урегулирования создает условия для того, чтобы предпринять конкретные шаги по оказанию комплексного гуманитарного содействия в постконфликтном восстановлении Сирии. Это поможет укрепить экономику страны, а также создать условия для возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц к своим родным очагам. Именно об этом в последние годы много говорили наши западные партнеры, которые буквально умоляли о помощи запуску Конституционного комитета в качестве главного условия разблокирования финансирования на нужды послевоенной реабилитации. Считаю аморальным обставлять шаги навстречу Дамаску все новыми и новыми политическими требованиями.

Наконец, хотел бы высказаться в поддержку слаженных усилий международного сообщества, если они направлены на подлинное продвижение мирного процесса, а не на решение своих узкокорыстных геостратегических задач. Убежден, что вместе мы сможем сделать для Сирии и для сирийцев больше, чем поодиночке.

Благодарю.