6.06.0203:50

ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ И.С.ИВАНОВА РИА «НОВОСТИ» И ГАЗЕТЕ «ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО» В СВЯЗИ С ПРЕДСТОЯЩИМ САММИТОМ СОВЕЩАНИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И МЕРАМ ДОВЕРИЯ В АЗИИ (СВМДА)

1148-03-06-2002

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Вопрос: 4 июня в Алма-Ате открывается первый саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Игорь Сергеевич, поскольку термин СВМДА до последнего времени практически не фигурировал на страницах печати, не могли бы Вы сказать несколько слов об истории и сути процесса СВМДА?

Ответ: Идея Совещания была выдвинута Президентом Казахстана Н.Назарбаевым в 1992 г. на 47 сессии Генассамблеи ООН с целью запуска общеазиатского процесса по выработке механизмов решения ключевых проблем континента и обеспечения безопасности в Азии. Как видите, потребовалось десять лет напряженной работы для того, чтобы этот замысел получил практическое воплощение.

Россия с самого начала поддержала инициативу Назарбаева и вошла в состав инициативной группы государств, в рамках которой велась подготовка саммита.

На сегодняшний день его участниками являются 16 государств Азии и Северной Африки: Азербайджан, Афганистан, Египет, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан. Общая площадь государств-участников - 390 млн. кв. км, что составляет около 89% всей территории Азии с населением свыше 2,8 млрд. чел. - около половины всего населения земного шара. Такие страны, как США, Япония, Республика Корея, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Украина и Австралия имеют статус наблюдателей. Наблюдателями являются и ведущие международные организации, включая ООН и ОБСЕ. Иными словами, процесс носит весьма представительный характер, что позволяет говорить о его серьезных перспективах.

Вопрос: В чем Вы видите специфику и значение Алма-атинского форума?

Ответ: Его значение прежде всего в том, что за одним столом соберутся руководители и высокие представители государств, главным образом Азии, столь различных по своим историческим и культурным традициям, политической и экономической ориентации. Поэтому не будет преувеличением сказать, что саммит СВМДА - событие неординарное как в международном плане, так и в региональном масштабе.

Особую актуальность предстоящему форуму придает нынешний международный фон - формирование глобальной антитеррористической коалиции и проводимая ею операция в Афганистане. Кроме того, в Совещании представлены ведущие страны из других районов острой нестабильности - ближневосточного и южноазиатского.

Вопрос: В связи со сказанным Вами напрашивается следующий вопрос: какие задачи ставит перед собой российская дипломатия в Алма-Ате?

Ответ: Наш подход абсолютно ясен: СВМДА может внести заметный вклад в оздоровление ситуации в Азии, прежде всего - в дело противодействия террористической угрозе. Конечная же цель, как мы ее видим, - это формирование единого и неделимого пространства безопасности на азиатском континенте. Задача огромная по своим масштабам и сложности и требует самых энергичных общих усилий. Работать предстоит по многим измерениям: от урегулирования локальных конфликтов и недопущения распространения ОМУ до устранения этноконфессиональной розни. пресечения незаконного оборота наркотиков и оружия. Актуальнейшая проблема - искоренение первопричин т.н. вызовов нового поколения, которые кроются в сохраняющейся бедности и отсталости, растущем разрыве между развитыми и развивающимися странами. Одним словом, здесь - огромное поле для диалога и сотрудничества.

У России в Азии очень обширные и многообразные интересы. Происходящее в регионе напрямую затрагивает нашу страну, прежде всего, в том, что касается обеспечения безопасности и стабильности наших восточных рубежей, создания условий для развития районов Сибири и Дальнего Востока.

Повторю, что в охватываемом СВМДА регионе находятся два крупнейших кризисных очага современности - ближневосточный и афганский. Участниками Совещания являются Индия и Пакистан, острое противостояние между которыми в настоящее время вызывает глубокое беспокойство в мире.

Россией накоплен богатый опыт работы по укреплению доверия и противодействию новым вызовам международной безопасности. Напомню о Соглашениях по мерам доверия в военной области и по сокращению вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы, подписанных нами совместно с Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Это первые такого рода соглашения в истории Азии. Немало полезного опыта в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и транснациональной оргпреступностью накоплено в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества. Полезно упомянуть и нашу совместную с АСЕАН работу по подготовке Декларации о руководящих принципах взаимоотношений в АТР «Тихоокеанское согласие» - своего рода Кодекса поведения в регионе. Все это - наш конкретный весомый вклад в укрепление общеазиатской безопасности. Саммит СВМДА дает дополнительные возможности наращивания многосторонних усилий с целью стабилизации обстановки в Азии. И мы намерены активно использовать эти возможности.

Вопрос: Саммит СВМДА проводится встык со встречей глав государств-участников ШОС. Не имеется ли в виду в будущем как-то совместить два объединения?

Ответ: Здесь нужно четко видеть разницу между ШОС и СВМДА. ШОС создается как полномасштабная региональная организация, четко структурированный механизм практического многопрофильного взаимодействия шести государств-участников по самым различным азимутам: от укрепления доверия и совместного противодействия общим угрозам до торгово-экономического и культурного партнерства. Что же касается СВМДА, то это форум для диалога и консультаций, который не имеется в виду преобразовывать в международную организацию.

ШОС открыта для конструктивного сотрудничества с другими странами и международными структурами, поэтому дискуссии в рамках СВМДА способны стать полезным подспорьем для налаживания работы этого нового межгосударственного объединения.

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска