• en-GB1 ru-RU1

- Кризис на Украине возник не на пустом месте, и уж точно не по вине России. Во многом он был спровоцирован Западом, который использовал растущее в украинском обществе недовольство и протестные настроения для отрыва страны от России, создания на наших юго-западных рубежах источника постоянной напряженности.

Формальным поводом послужило принятое в ноябре 2013 г. решение украинского руководства во главе с В.Ф.Януковичем отложить подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Оно было преподнесено оппозиционными и националистическими силами как предательство интересов страны и стало, по сути, «спусковым крючком» для формирования широкого антиправительственного движения, пользовавшегося медийной и финансовой поддержкой из-за рубежа. В центре Киева на «Площади независимости» («Майдане незалежности») были организованы уличные протесты, которые быстро переросли в жесткое противостояние с подразделениями правопорядка.

- 21 февраля 2014 г. было подписано соглашение между бывшим президентом Украины В.Януковичем и в то время лидерами оппозиции А.Яценюком, В.Кличко и О.Тягнибоком об урегулировании политического кризиса на Украине, которое засвидетельствовали министры иностранных дел Германии и Польши, политдиректор МИД Франции. Первым пунктом этого соглашения было обязательство создать правительство национального единства, после чего этот орган занялся бы подготовкой конституционной реформы, которая бы устроила всех на Украине. На основе новой Конституции должны были состояться всеобщие выборы.

Несмотря на это, под давлением лидеров майдана Верховная Рада Украины 22 февраля 2014 г. приняла постановление о «самоустранении» В.Ф.Януковича от выполнения обязанностей Президента Украины, хотя президент продолжал находиться на территории Украины и не делал заявлений о сложении полномочий. Вместо правительства национального единства было объявлено о формировании «правительства победителей». Таким образом, в нарушение Конституции, был осуществлен неприкрытый госпереворот. При этом США и ЕС не стали требовать соблюдения Соглашения от 21 февраля 2014 г., а предпочли констатировать «смену власти» на Украине.

- Произошедший в Киеве путч привел к резкой поляризации украинского общества, что создало предпосылки для вооруженного гражданского конфликта. Украинские ультрарадикалы направили все силы для захвата власти в остальных регионах страны. Все это сопровождалось насилием, ущемлением прав местного населения: постоянно звучали призывы к чуть ли не полному запрету русского языка, люстрации, ликвидации оппозиционных партий и организаций, закрытию неугодных СМИ, снятию ограничений на пропаганду неонацистской идеологии.

- Совершенно естественно, что здравомыслящие люди в Крыму и на юго-востоке Украины не могли спокойно на это реагировать. Именно тогда возникло движение сопротивления против преступных действий национал-экстремистов, началось стихийное формирование сил народного ополчения. Дальнейшие события в Донбассе наглядно показали, какая судьба могла ждать Крым, не провозгласи он свою независимость и стремление вернуться в состав России.

Новые «майданные власти» поспешили принять меры по вооруженному подавлению протестов на юго-востоке Украины. Реакции США и стран ЕС на развязанную Киевом т.н. «антитеррористическую операцию» в Донбассе не последовало, хотя в период антиправительственных выступлений они жестко требовали от В.Ф.Януковича не применять силу к протестующим.

- 21 марта 2014 г. на Украине приступила к работе Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ, в мандат которой входит сбор информации об обстановке в области безопасности, информирование об инцидентах, установление фактов нарушения принципов и обязательств ОБСЕ, мониторинг за соблюдением прав человека и основных свобод, включая права нацменьшинств, содействие диалогу на местах с целью снижения напряженности.

- 17 апреля 2014 г. в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел России, США, Украины и Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам, по итогам которого было принято заявление о необходимости немедленно начать широкий общенациональный диалог с целью осуществления конституционной реформы, основанной на принципах децентрализации. Его претворение в жизнь позволило бы избежать гражданской войны в Донбассе. Из-за обструкции со стороны Киева реализовать положения женевского документа не удалось.

- По мере разрастания военного противостояния на юго-востоке Украины на первый план вышла задача немедленного прекращения огня. Очередная попытка была предпринята после того, как Президент России вместе с Президентами Украины, Франции и Канцлером ФРГ на торжествах в Нормандии по случаю 70-летия открытия второго фронта договорились запустить переговорный процесс по поиску мирного решения конфликта в Донбассе в рамках так называемого «нормандского формата». Министры иностранных дел России, Украины, Франции и Германии 2 июля 2014 г. на встрече в Берлине приняли заявление с призывом о немедленном и безусловном прекращении огня.

- 3 сентября 2014 г. Президент России В.В.Путин выступил с инициативами по стабилизации обстановки в Донбассе. Их ключевые элементы – прекращение активных наступательных операций вооруженных формирований ополчения юго-востока, отвод вооруженных подразделений силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами РСЗО, исключение применения боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов зоне конфликта, осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и оперативной обстановкой, обмен удерживаемыми лицами без каких-либо условий по принципу «всех на всех», открытие гуманитарных коридоров для беженцев и доставки помощи в пострадавшие районы, начало ремонтных работ по восстановлению разрушенной жизнеобеспечивающей инфраструктуры.

- По итогам состоявшихся в Минске 5 и 19 сентября 2014 г. заседаний Контактной группы с участием представителей Киева, Донецка и Луганска, а также посредников от России и ОБСЕ, были подписаны документы: Протокол относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России, а также Меморандум по соблюдению режима прекращения огня на Украине.

- В январе-феврале 2015 г. обстановка на юго-востоке вновь резко обострилась. Во избежание дальнейшей эскалации ситуации в регионе Президент Российской Федерации 15 января 2015 г. направил Президенту Украины послание относительно необходимости неукоснительного выполнения сторонами конфликта режима «тишины» и соблюдения достигнутых в сентябре 2014 г. в Минске договоренностей об отводе тяжелой артиллерии от линии соприкосновения. В результате интенсивной совместной работы лидеров стран «нормандской четверки» с участием представителей Донецка и Луганска в Минске 12 февраля 2015 г. удалось добиться подписания «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», который 17 февраля 2014 г. был одобрен резолюцией 2202 СБ ООН. Ключевой посыл документа – прямой диалог сторон конфликта – Киева, Донецка и Луганска, синхронизация шагов в области безопасности (прекращение огня, разведение противоборствующих сил, отвод вооружений от линии соприкосновения) с политическим аспектами урегулирования (предоставление Донбассу закрепленного в Конституции на постоянной основе особого статуса, проведение местных выборов, осуществление всеобщей амнистии).

- По существу Киев так и не выполнил ни одного из пунктов этого документа. Более того, он пытается грубо искажать суть имеющихся договоренностей и очередность их выполнения, подрывает эффективность и авторитет Контактной группы, ссылаясь на «нелегитимность» представителей Донбасса.

Вопреки положениям минского «Комплекса мер», решению Верховного суда Украины от 4 сентября 2018 г., призывам ООН, ЕС и т.д. не сдвигается с мертвой точки и вопрос выплаты жителям Донбасса пенсий и социальных пособий. С декабря 2017 г. буксует процесс обмена удерживаемых лиц по принципу «всех на всех».

15 марта 2017 г. Украина узаконила введенную ранее де-факто тотальную торгово-экономическую и транспортную блокаду Донбасса. В 2018-2019 гг. киевскими властями приняты законодательные и нормативные акты, идущие вразрез с Минскими соглашениями и затрудняющие возможность восстановления национального согласия: законы «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (о «реинтеграции» региона), «Об образовании», «Об обеспечении украинского языка как государственного» и др.

- В настоящее время переговорный процесс по внутриукраинскому урегулированию идет параллельно по нескольким переговорным трекам. Основным форматом, где обсуждаются и принимаются решения по всем аспектам реализации «Комплекса мер», является Контактная группа под руководством Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ (сейчас австриец М.Сайдик) и ее четыре подгруппы (по вопросам безопасности, политическим, социально-экономическим и гуманитарным аспектам), в которых участвуют стороны конфликта - Киев, Донецк и Луганск, а также посредники в лице России и ОБСЕ.

«Нормандский формат» в составе России, Украины, Германии и Франции (функционирует на разных уровнях, в т.ч. на высшем – в 2015-2016 гг. состоялись саммиты в Париже и Берлине) отслеживает ход выполнения Минских соглашений и работу Контактной группы, инициирует варианты решений, которые затем должны быть одобрены в Контактной группе. Однако подменять ее собой, брать на себя функцию принятия основополагающих решений «нормандский формат» не может в силу отсутствия там представителей Донецка и Луганска.

Обмен мнениями о путях внутриукраинского урегулирования ведется (с мая 2015 г.) и в рамках отдельных консультаций между помощником Президента России В.Ю.Сурковым и спецпредставителем Госдепартамента США по Украине (с 2017 г. - К.Волкер, сменивший на этом посту зам. Госсекретаря США В.Нуланд).

- В сентябре 2017 г. Россия внесла в Совет Безопасности ООН свой проект резолюции об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ. Реакция западников и Украины была негативной. Они настаивают на более радикальном варианте «поэтапного развертывания» миссии ООН в Донбассе. По сути, речь идет об «оккупации» «голубыми касками» территории региона, создании гражданской администрации с полицейским компонентом, организации выборов под эгидой ООН. Ни про диалог с Донбассом, ни про синхронизацию военных шагов с политическими аспектами урегулирования в этом варианте нет ни слова. Российский проект резолюции Совбеза ООН – реальная основа для компромисса. Он не подменяет собой Минские соглашения, роль Контактной группы, «нормандского формата» и миссии ОБСЕ.

- Россия исходит из того, что Минские соглашения являются единственной основой преодоления кризиса на Украине. Альтернативы им нет. Без прямого диалога Киева с Донецком и Луганском сделать это невозможно. Это - ключ к внутриукраинскому урегулированию. Для реализации достигнутых в Минске договоренностей требуется политическая воля, которой явно не хватало тем, кто руководил страной последние пять лет.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ в ответ на доклады спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе М. Сайдика и главы СММ ОБСЕ на Украине Я.Х. Чевика, Вена, 5 сентября 2019 года

1784-07-09-2019

Уважаемый господин Председатель,

Рады приветствовать уважаемых послов М.Сайдика и Я.Х.Чевика в зале Постсовета ОБСЕ. Благодарим за представленные доклады.

Разделяем прозвучавшие оценки о том, что «хлебное перемирие», вступившее в силу 21 июля 2019 года, способствовало деэскалации в Донбассе. Военная напряженность, действительно, заметно снизилась. Вместе с тем ситуация далека от идеальной. Перестрелки не прекратились. Среди мирных жителей есть раненые. По-прежнему фиксируется размещение военной техники в нарушение линий отвода, в том числе тяжелых вооружений. Из отчетов Миссии следует, что с начала перемирия и по сегодняшний день количество отсутствующей в местах хранения военной техники ВСУ более чем в три раза превышает аналогичный показатель у ополчения. Ежедневно - не одна сотня новых нарушений режима прекращения огня. Вновь повреждены жилые дома и социальные объекты, включая школы в Горловке и Михайловке. Только за последнюю неделю в результате обстрелов территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей были сильно повреждены дома культуры в пос. Голубовское (отчет за 29 августа) и пос. Коминтерново (отчет за 2 сентября). Напоминаем о необходимости обобщения в форме тематического отчета данных СММ о жертвах среди мирного населения и разрушениях объектов гражданской инфраструктуры.

К сожалению, ряд подразделений ВСУ использовал перемирие для укрепления своих позиций, а где-то - и для дальнейшего продвижения. 14 августа всего в 200 м к западу от Донецкой фильтровальной станции (ДФС), в т.н. «серой зоне», СММ выявила новую боевую позицию ВСУ (отчет за 15 августа). Она расположена на дороге, ведущей к ДФС. Это подвергает еще большей опасности ежедневно проезжающих по ней сотрудников станции.

В то же время есть и некоторые позитивные моменты. Разминирование подходов к разрушенной части моста в Станице Луганской и работы по демонтажу фортификационной инфраструктуры сторон создают предпосылки для начала его ремонта. Модальности взаимодействия сторон по подготовке и проведению такого ремонта следует согласовывать в профильной подгруппе Контактной группы. Примеры прямого взаимодействия уже есть - совместное инспектирование 22 и 29 августа, а также 2 сентября представителями Киева и Луганска результатов разминирования вблизи моста. Помимо этого, гражданские инженеры, представлявшие Киев и Луганск, 29 августа совместно осуществили визуальную оценку состояния конструкций его разрушенной части. Призываем уважаемых послов М.Сайдика и Я.Х.Чевика содействовать такому прямому взаимодействию в дальнейшем.

Требуется импульс для скорейшего завершения разведения на других согласованных участках - в Золотом и Петровском, где ситуация по-прежнему далека от стабильной. За последние две недели там неоднократно выявлялась бронетехника ВСУ. Внутри участка в Золотом зафиксировано свыше десятка нарушений РПО и почти две сотни - в границах его пятикилометровой периферии.

С нынешними внутриполитическими переменами на Украине многие связывают надежду на изменение подходов Киева к Донбассу. Открывающееся сейчас «окно возможностей» позволяет новому украинскому руководству отойти от воинственной риторики и нагнетания военной напряженности, которые широко практиковали прежние власти.

В числе других назревших первоочередных мер - снятие блокады Донбасса, восстановление социально-экономических связей и транспортного сообщения, как это предусмотрено п.8 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года. Введенные Киевом ограничения ударяют, прежде всего, по самым незащищенным слоям населения. Пенсионеры и льготники по-прежнему вынуждены совершать небезопасные поездки через линию соприкосновения за получением причитающихся им выплат.

Беспокойство вызывает также и ситуация с находящимися на подконтрольной Киеву территории временно перемещенными лицами. СММ сообщает о предстоящем в конце текущего года расформировании центров их временного размещения в Харькове, Житомире и Славянске. Сотни людей, многие из которых остались без жилья в результате боевых действий Киева в Донбассе, окажутся перед угрозой очередной потери крыши над головой.

Уважаемый господин М.Сайдик,

Перемены в Киеве открывают возможности для активизации переговоров в Контактной группе и ее подгруппах по всем аспектам урегулирования. Позитивно оцениваем Ваши усилия по их координации. Ожидаем, среди прочего, скорейшей письменной фиксации в Контактной группе «формулы Ф.-В.Штайнмайера» о порядке вступления в силу закона об особом статусе Донбасса. Это позволит развить и другие контакты по урегулированию кризиса на Украине. Необходимость реализации имеющихся договоренностей была подтверждена и в ходе состоявшейся 2 сентября в Берлине встречи внешнеполитических советников стран «нормандской четверки».

Уважаемый господин Я.Х.Чевик,

Несмотря на действующее перемирие, наблюдатели Миссии продолжают работу в крайне непростых условиях. За последние две недели ВСУ неоднократно осуществляли меры прямого препятствия мониторингу, связанные с непосредственной угрозой жизни и безопасности наблюдателей. Осуждаем обстрелы украинскими силовиками патрулей СММ на северо-восточной окраине пос. Коминтерново 1 и 4 сентября (по факту обстрела выпущены ситуационные отчеты СММ). Снаряды и пули прилетали на расстояние 25-30 м от сотрудников Миссии. Лишь по счастливой случайности в обоих случаях обошлось без жертв.

Другой вопиющий инцидент - ситуация в пос. Счастье Луганской области. Там 30 августа наблюдатели Миссии с применением беспилотника осуществляли мониторинг военной активности вблизи позиций украинских военных у моста. На блокпосту ВСУ от них не только потребовали удалить отснятый дроном материал в обмен на свободу передвижения, но и, по сути, незаконно удерживали в течение двух часов. В отчете СММ за 31 августа Миссия описывает случившееся как «отказ в доступе». Вместе с тем, подобный инцидент, связанный с вмешательством в работу Миссии и угрозами физической безопасности наблюдателей, заслуживает отдельного ситуационного отчета. Призываем украинскую сторону воздерживаться от давления и угроз в адрес Миссии и попыток воздействовать на работу ее оборудования.

Непростой остается ситуация и на остальной территории Украины. События вокруг Украинской православной церкви (УПЦ), права национальных меньшинств и свобода СМИ должны оставаться в поле зрения СММ. 25 августа в Кривом Роге Днепропетровской области полностью сгорел Борисоглебский храм УПЦ. 4 сентября в с. Малин Ровенской области сторонники церковной структуры, созданной предыдущим политическим руководством Украины, срезав замки проникли на территорию Петропавловского храма УПЦ, после чего устроили драку с прихожанами этой церкви. 28 августа в пос. Золочев Харьковской области совершено нападение на съемочную группу общенационального украинского телеканала. Информация об этих инцидентах и их последствиях пока не нашла отражения в отчетах Миссии. Призываем СММ пристально следить за такими инцидентами. Нужен и мониторинг последствий реализации законодательных новелл, введенных предыдущими властями. Это касается, в том числе, вступления в силу 16 июля закона о госязыке, различных аспектов реализации закона «Об образовании» и др. Востребован тематический отчет об имевших место на Украине проявлениях агрессивного национализма, ксенофобии и неонацизма.

И в завершение. Пришедшая на Украине к власти новая политическая команда не раз заявляла о стремлении приблизить мир в Донбассе. Ближайшее время станет проверкой их на способность проявлять к этому ответственный подход. Успех будет напрямую зависеть от наличия у новой команды политической воли не на словах, а на деле добиваться результата. Следует понимать, что мир приближают не столько новые саммиты, сколько способность и готовность Киева на практике реализовывать достигнутые договоренности.

В день своего вступления в должность новый министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко сделал примечательное заявление. Он сказал, что в нынешних условиях «не так важно», каким образом Киев будет идти к миру в Донбассе - через некую миротворческую миссию «или путем выполнения Минских соглашений». Хотели бы предостеречь от столь легкомысленного восприятия Киевом имеющихся обязательств. Не устаем напоминать, что подписанный представителем Украины минский «Комплекс мер» от 12 февраля 2015 года остается безальтернативной основой разрешения внутриукраинского кризиса. Он одобрен резолюцией СБ ООН 2202 и определяет необходимые шаги для достижения мирного, политико-дипломатического, и - что самое важное - жизнеспособного урегулирования. Складывающаяся сегодня конъюнктура позволяет открыть Киеву принципиально иную страницу в отношениях с Донбассом. Призываем украинскую сторону воспользоваться шансом для запуска всестороннего и уважительного диалога с Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.