22.11.0516:34

Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам министерской конференции по “Северному измерению”, Брюссель, 21 ноября 2005 года

2475-22-11-2005

  • en-GB1 ru-RU1

 

 

С.В.Лавров: В Брюсселе состоялась министерская конференция в рамках так называемого "Северного измерения". Эта программа была разработана в конце 90-х годов в Евросоюзе и замысливалась как способ решения ряда проблем Севера Европы на основе тех проектов, которые осуществляются в ЕС. Другие страны Севера приглашались к участию в этих проектах. Ясно, что такой подход не вполне устраивал российскую сторону, и в ходе последних лет велись переговоры о новой основе, на которой можно развивать сотрудничество в рамках "Северного измерения". С удовлетворением могу сказать, что сегодня такая основа одобрена. Она предполагает дальнейшее сотрудничество в рамках "Северного измерения" на равноправных началах с участием России, Евросоюза, Норвегии и Исландии.

Решение, принятое сегодня, поручает экспертам подготовить уже юридические документы, которые, скорее всего, будут апробированы во второй половине будущего года, когда в Евросоюзе будет председательствовать Финляндия.

Мы удовлетворены работой. В директивах, которые определят направления деятельности экспертов, отражена концепция развития так называемых партнерств. Уже неплохо действует партнерство в природоохранной сфере, есть уже готовые наработки развития партнерства в сфере здравоохранения и социального обеспечения, будут также прорабатываться темы, связанные с торговлей, инвестициями, экономическим сотрудничеством в различных формах, в ликвидации последствий стихийных бедствий, предотвращении техногенных катастроф, науке, образовании, контактах между людьми.

Принципиально важно – с общего согласия зафиксирован подход, который предполагает, что проекты в рамках "Северного измерения" между Россией и Европейским союзом будут вписаны в общие рамки сотрудничества Россия-ЕС в контексте реализации "дорожных карт" по четырем общим пространствам, одобренным на саммите Россия – Евросоюз в Москве. Так что здесь не будет дублирования. Многие выступавшие сегодня подчеркивали необходимость сопрягать усилия в рамках "Северного измерения" с деятельностью других северных форматов, в том числе таких организаций, как Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона.

Многие сегодня отмечали, что ключевым участником проектов в рамках "Северного измерения" является Россия. Наш вклад и конструктивный подход к подготовке новых основ сотрудничества получил высокую оценку. Мы тоже удовлетворены тем, что впредь "Северное измерение" будет развиваться на равноправных, коллективных началах через совместную реализацию обоюдовыгодных проектов.

Вопрос: Если позволите, немного южнее. Какова российская позиция в связи с решением парламента Ирана о возможности блокирования инспекций МАГАТЭ?

С.ВЛавров: Я не слышал, что было решение о блокировании инспекций МАГАТЭ. Я слышал, что парламент Ирана высказался по поводу того, что ядерное досье Ирана не должно передаваться в Совет Безопасности, иначе он начнет работы по обогащению урана. Это то, что я успел услышать сегодня, улетая из Москвы. Мы не исключаем того, что иранский вопрос может быть передан в Совет Безопасности, если возникнет реальная угроза распространения оружия массового уничтожения. Но такой угрозы мы на данном этапе не видим. Мы считаем, что при сохранении нынешней ситуации, когда Иран не проводит работ по обогащению урана, мы должны продолжать действовать через МАГАТЭ. Инспекторы работают, они имеют доступ ко всем объектам, к которым Иран обязан предоставить в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия и с Дополнительным протоколом к Соглашению о гарантиях. Инспекторы рассчитывают получить дополнительную информацию, и последний доклад, который Генеральный директор МАГАТЭ представил Совету управляющих, вновь фиксирует дополнительное продвижение в сторону закрытия остающихся вопросов. Повторяю, при сохранении такой динамики, пусть не очень быстрой, но устойчивой, мы не видим оснований менять нынешний формат рассмотрения этого вопроса. Что касается различных заявлений, которые делают политические и общественные деятели, парламенты, – то это все-таки не политика исполнительной власти.

Вопрос: Какие проекты в рамках "Северного измерения" планируется осуществить в России?

С.В.Лавров: Проектов, которые осуществляются в России, немало. Пока, в основном, это проекты в рамках природоохранного партнерства, зарождающегося партнерства в сфере социального обеспечения и здравоохранения.

Вопрос: В принятой сегодня Декларации упоминается Белоруссия. Каково ее участие в "Северном измерении"?

С.В.Лавров: В "Северном измерении" участвуют все страны Евросоюза, и, как я уже сказал, не входящие в Евросоюз – Россия, Исландия и Норвегия. Белоруссия – потенциальный кандидат для участия в экспертной проработке вопросов, отраженных в документе, который сегодня был принят в качестве перспективных направлений сотрудничества. Мы приветствуем такой подход. Считаем, что важно вовлекать все заинтересованные страны в сотрудничество в рамках "Северного измерения". Напомню, что сегодня в работе министерской конференции участвовало немало наблюдателей, представляющих страны, расположенные в гораздо более южных широтах, нежели Белоруссия.

Вопрос: Может ли реально способствовать сотрудничество в рамках "Северного измерения" реализации четырех общих пространств Россия – ЕС?

С.В.Лавров: Об этом я уже сказал. Именно мы выступали за то, чтобы "Северное измерение" планировалось и реализовывалось в таком контексте, чтобы вписываться в "дорожные карты". И все эти четыре "дорожные карты", если вы посмотрите, в Декларации, которая сегодня была принята, упомянуты. Перспективные проекты "Северного измерения" подверстаны под каждое конкретное направление, касающееся четырех "дорожных карт".

Вопрос: Шесть лет уже все же прошло с тех пор, как эта инициатива была выдвинута, потом принята Евросоюзом. Как Вы оцениваете ее результаты для России? Была ли она эффективна, какую принесла пользу?

С.В.Лавров: Мы особо в ней не участвовали в практическом плане, потому что мы добивались изменения основ, на которых эта инициатива реализуется. Были отдельные конкретные проекты, но я об этом уже говорил: мы, главное, сегодня добились изменения концептуальной основы, на которой это сотрудничество развивается.

 

22 ноября 2005 года

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска