22.11.0511:15

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на министерской конференции по “Северному измерению”, Брюссель, 21 ноября 2005 года

2464-22-11-2005

  • en-GB1 ru-RU1

 

 

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа,

Рад возможности сегодня совместно с Вами дать старт обновленной региональной инициативе, задуманной как средство углубления взаимодействия между Россией, Евросоюзом, Норвегией и Исландией. "Северное измерение" будет охватывать обширную географическую зону от Арктики до районов, прилегающих к южной части Балтийского моря, от Исландии и Гренландии до северо-запада России. Уже в силу этого оно представляется уникальным форматом международного регионального сотрудничества.

Наше в целом благожелательное отношение к запущенной Евросоюзом в 1999 году политике "Северного измерения" хорошо известно. Вместе с тем, на ранних этапах ее формирования и реализации возникало немало вопросов о степени учета российских интересов, включая практические интересы наших регионов. Мы критиковали коллег из ЕС, но делали это конструктивно так, чтобы не препятствовать "Северному измерению", а постараться оптимизировать его, сделать действительно эффективным и ценным инструментом равноправного регионального взаимодействия. Не все в этом в плане удалось и, можно сказать, что "Северное измерение", по сути, превратилось в "зонтик", под который искусственно подтягивались уже реализуемые в рамках других программ проекты.

Сдвинуть с места задачу реформирования "Северного измерения" удалось только в текущем году в результате интенсивной, планомерной экспертной работы, направленной на поиск оптимального баланса интересов. Цель была определена достаточно амбициозно: не пытаться провести косметический ремонт ветхого здания, а построить его фактически заново на новом, более прочном фундаменте. Пришлось и побороться, но в конечном счете, взаимная тяга к сотрудничеству сыграла решающую роль.

Документ, который нам с вами сегодня предстоит утвердить –"Директивы по разработке политической декларации и рамочного политического документа по "Северному измерению" начиная с 2007 года", радикально отличается от своих предшественников. Удовлетворены тем, что в нем отражены многие наши приоритеты и принципиальные подходы.

Мы приветствуем укрепившееся в ЕС понимание того, что Россия –ключевой участник "Северного измерения". Очень важна стержневая идея документа, заключающаяся в трансформации "Северного измерения" в общую политику России, Евросоюза и не входящих в него Норвегии и Исландии.

Принятие Директив для "Северного измерения" обеспечит условия для устойчивого развития этой программы в ближайшие годы. На этой основе будем разрабатывать новые документы. Для осуществления повседневного взаимодействия создается рабочая группа. Думаю, в ее состав было бы логично включить наших экспертов, непосредственно разрабатывавших Директивы. Одной из задач для них в будущем году станет подготовка согласованных предложений по приоритетным проектам, к реализации которых можно было бы приступить безотлагательно.

"Северное измерение" видится общим достоянием и общим инструментом для всех его участников. Оно должно полностью интегрироваться в партнерские отношения России и ЕС. Соответственно, его нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста отношений Россия – ЕС, в частности от утвержденных в мае этого года "дорожных карт" по четырем общим пространствам. Воспринимаем "Северное измерение" и как региональное воплощение глобального партнерства России и Евросоюза. Таким образом, есть все предпосылки для того, чтобы "Северное измерение" стало значимым элементом регионального сотрудничества России со странами Евросоюза и его институтами.

Оно нацелено на большую состыковку усилий северных региональных организаций (СГБМ, СБЕР, Арктический совет и т.д.), уменьшение дублирования в их деятельности, оптимальное использование имеющихся ресурсов. Каждая из перечисленных субрегиональных структур имеет собственный опыт, определенную историю и повестку дня. Они вполне могут найти свои ниши в меняющейся с запуском обновленного "Северного измерения" архитектуре регионального сотрудничества. Мы совместно должны сделать так, чтобы "Северное измерение" не растворило их в себе, а способствовало эффективному решению стоящих перед ними задач.

Что касается перспективных направлений и проектов по линии "Северного измерения", то обозначу, прежде всего, экономику, торговлю и инвестиции, бизнес-взаимодействие, энергетику, транспорт, связь. Важнейшей составляющей "измерения" видятся наука, образование, социальное обеспечение и здравоохранение, а также защита окружающей среды и ядерная безопасность. Контакты между людьми ставим в этот же ряд.

Несколько слов об уже реализуемом в рамках "Северного измерения" природоохранном партнерстве. Этот бизнес-проект изначально был построен на равноправной, сбалансированной основе, в пользу чего последовательно выступала и выступает российская сторона. Опыт природоохранного партнерства заслуживает самого внимательного учета в дальнейшей работе.

Что касается партнерства в области здравоохранения и социального обеспечения, то мы неизменно высказывали принципиальную заинтересованность в его развитии в качестве одного из самых перспективных в рамках Северного измерения. Но при этом нужны реформы, чтобы повысить эффективность и реальную отдачу. Не буду вдаваться в детали: наша позиция неоднократно озвучивалась в ходе контактов экспертного уровня. Надеемся, что и это Партнерство теперь "встанет на ноги".

Что касается финансирования "Северного измерения", то понимаем так, что, начиная с 2007 года, главную роль со стороны ЕС в этой сфере будет играть новый Инструмент европейского соседства и партнерства. Вместе с тем, считаю необходимым подчеркнуть, что данная ситуация не означает распространения на российские регионы или Российскую Федерацию в целом Европейской политики соседства или каких-либо механизмов ее реализации. Наша позиция состоит в том, что основным инструментом реализации проектов в рамках "Северного измерения" станет будущая модель финансового сотрудничества России и ЕС после истечения срока действия программы ТАСИС в 2007 году. Думаю, мы сумеем совместно найти подходящие формы взаимодействия, которые в большей степени, нежели ТАСИС, соответствовали бы уровню и динамике стратегического партнерства России и Евросоюза.

В заключение хочу обратиться к Вам в качестве министра иностранных дел страны, председательствующей в Арктическом совете. Эта организация с широким географическим охватом поддерживает прочные связи с европейскими региональными организациями на Севере, имеет с ними немало общего, Арктический совет видит в KEC важного перспективного партнера. Рассчитываем, Арктический совет и КЕС смогут определить конкретные программы сотрудничества.

В общем, многосторонних форматов в нашем распоряжении немало. Вопрос в их эффективном использовании, и "Северное измерение" здесь нам должно помочь.

Благодарю за внимание.

 

22 ноября 2005 года

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска