Публикатор

10.02.1421:07

Россия и Всемирная торговая организация

10-02-2014

 

(справка)

Российская Федерация 22 августа 2012 г. официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это произошло на тридцатый день после передачи в Секретариат Организации уведомления о ратификации Россией Протокола о присоединении к ВТО, который был подписан министром экономического развития Российской Федерации и Генеральным директором ВТО 16 декабря 2011 г. в ходе Восьмой министерской конференции ВТО.

В качестве страны-члена ВТО Россия приняла на себя обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Соглашение о ВТО) со всеми изменениями, которые выработаны членами Организации на дату вступления в силу Протокола о российском присоединении. Дополнительные условия членства, которые Россия согласовала по итогам переговоров с заинтересованными партнерами по ВТО, отражены в Перечнях уступок и обязательств России по товарам и услугам.

Перечень уступок и обязательств России по товарам, который охватывает 11567 тарифных линий, консолидирует результаты двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, продолжавшихся с 1998 по 2008 гг. По истечении всех переходных периодов около 50% пошлин останется на уровне не ниже действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Снижение более чем на 5% коснется ставок на ограниченную группу товаров (рыба, соки концентрированные, лекарства, шины, самолеты, мебель и др.). В среднем средневзвешенные ставки импортных пошлин снизятся на 3%.

Предусматривается поэтапная отмена экспортных пошлин, которая затронет 700 товарных групп. Россия продолжает квотировать импорт охлажденной и мороженой говядины, свинины, мяса птицы. Сохраняются отдельные меры внутренней поддержки сельского хозяйства.

Перечень специфических обязательств России по услугам и перечень изъятий из Статьи II ГАТС обобщают результаты двусторонних переговоров с 30 странами-членами ВТО. В общей сложности договоренности охватывают 116 секторов. В 39 секторах, включая трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг и др., Россия не берет на себя обязательств.

В Докладе Рабочей группы (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО отражены результаты дискуссий в рамках РГ по отдельным элементам экономической системы и торгового режима России. В нем описываются торговый режим России и Таможенного союза (ТС), а также обязательства российской стороны, обеспечивающие соответствие российского торгового режима правилам ВТО в ключевых сферах: экономика и экономическая политика; правовая система в области торговой политики; политика в области торговли товарами; режим, применяемый в отношении прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); политика в сфере торговли услугами; транспарентность; соглашения о таможенных союзах и зонах свободной торговли. Отдельные параграфы Доклада имеют статус обязательств.

В 2009-2011 гг. Доклад РГ был в значительной степени переработан в связи с образованием ТС. После запуска ТС и перехода части полномочий по регулированию торговли на наднациональный уровень Россия должна обеспечивать выполнение требований ВТО на уровне ТС. Разработанный странами-членами ТС Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, который должен гарантировать реализацию таких обязательств, был подписан в Минске 19 мая 2011 г. и ратифицирован всеми сторонами.

13 сентября 2013 г. Россия присоединилась к Соглашению ВТО об информационных технологиях, став 78-м участником данного документа.

На начальном этапе участия в ВТО усилия России сосредоточены на решении комплекса задач внутри- и внешнеполитического характера. Принят План действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства в ВТО. Мнение бизнеса относительно желательных регулятивных изменений в свете вступления страны в ВТО аккумулировано в отдельном Плане реализации предложений делового сообщества.

Задачи России на торгово-политическом направлении связаны, прежде всего, с эффективным встраиванием в повседневную работу ВТО. В декабре 2013 г. российская делегация впервые приняла полноформатное участие в Министерской конференции Организации.

В 2012 г. Россия подключилась к Рабочим группам по присоединению Казахстана и Беларуси к ВТО. С Казахстаном проводится регулярная работа над разделами Доклада Рабочей группы и по гармонизации будущих тарифных обязательств Казахстана в ВТО с российскими.

В декабре 2013 г. Россия инициировала первое разбирательство в рамках Органа по разрешению споров ВТО (ОРС), запросив консультации с ЕС по поводу применяемого Евросоюзом метода энергетических корректировок при проведении антидемпинговых расследований в отношении ряда российских товаров. Россия также присоединилась в качестве третьей стороны к восьми спорам в ОРС.

Важное направление работы - снятие действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 октября 2013 г. 18 стран применяют защитные меры в отношении российских товаров. Всего действуют 78 ограничительных мер в основном в виде антидемпинговых и специальных защитных пошлин, нетарифных мер и технических барьеров. На долю стран дальнего зарубежья приходится 70% всех применяемых ограничений. Наибольшее количество из них применяют США (17 мер) и ЕС (16 мер). Ограничительные меры применяют также Австралия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Мексика, Таиланд и Турция.

Совместно с Минэкономразвития России прорабатывается вопрос о создании Постоянного представительства Российской Федерации при ВТО.

 

Департамент экономического

сотрудничества МИД России

январь 2014 года

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска