Публикатор

25.11.0520:06

5-я Министерская конференция ВТО (справочная информация)

5-я Министерская конференция ВТО

(справочная информация)

25-11-2005

Пятая Министерская конференция ВТО состоялась в г.Канкуне (Мексика) в декабре 2001 года.

Центральными вопросами повестки дня форума стали выработка параметров будущего соглашения в области сельского хозяйства, а также принятие решения о начале переговоров по распространению правил ВТО на новые сферы – инвестиции, конкуренцию, транспарентность (открытость) правительственных закупок, упрощение торговых процедур. Эти сферы получили название "Сингапурские вопросы", поскольку изучение торговых аспектов данных областей ведется по решению состоявшейся в Сингапуре первой Министерской конференции ВТО (декабрь 1996 г.).

В преддверии Канкуна переговоры по сельскому хозяйству велись по следующим направлениям: поэтапная и окончательная ликвидация экспортного субсидирования во всех его формах; улучшение доступа на рынки сельхозтоваров; сокращение объемов внутренней поддержки сельхозпроизводителей. Подготовленные к конференции два проекта количественных параметров соглашения по этим вопросам вызвали резкую негативную реакцию у большинства членов ВТО. Ряд стран (ЕС, Япония, Швейцария, Южная Корея, Норвегия) расценили их как слишком амбициозные, а другие (прежде всего США и страны Кернской группы – Австралия, Аргентина, Новая Зеландия и другие ведущие сельхозэкспортеры) – как слишком умеренные. Незадолго до начала конференции США и ЕС представили компромиссный проект документа, не содержавший, однако, конкретных количественных параметров.

Позиции основных групп стран по "Сингапуским вопросам".

Накануне Канкуна сводились к следующему. Развивающиеся страны (во главе с Индией и Пакистаном) считали, что конференция должна принять отдельное решение о переговорах по этим темам, жестко увязывая их включение в переговоры текущего раунда с предоставлением льгот и уступок этим странам по другим вопросам повестки дня. Развитые стран полагали, что принятая в Дохе Министерская декларация уже содержала мандат на переговоры, которые должны начаться после конференции в Канкуне.

По указанным выше ключевым вопросам повестки дня конференции развернулись острые дебаты как между развитыми и развивающимися странами, так и внутри этих групп государств, которые так и не позволили выйти на консенсусные решения. В результате вместо министерской декларации, традиционно принимаемой на подобных конференциях, члены ВТО согласовали лишь краткое заявление министров, в котором отмечен "значительный прогресс" в реализации повестки дня МТП и намерение "сохранить достигнутое взаимопонимание".

Конференция, таким образом, завершилась в целом безрезультатно. Ее единственным успехом можно считать прием в члены ВТО двух наименее развитых стран - Камбоджи и Непала.

Как представляется, ответственность за провал конференции лежит как на промышленно развитых странах, оказавшихся неготовыми к отмене сельхозсубсидий национальным производителям, так и на странах Юга, не согласившись на компромисс по "сингапурским вопросам". Предложенные развитыми странами темпы либерализации мировой торговли, очевидно, оказались не под силу развивающимся странам, которые до сих пор не могут "переварить" результаты Уругвайского раунда. Не проявили должной готовности к компромиссу и промышленно развитые страны, которые, как и прежде, рассчитывали "методом кнута и пряника" "продавить" нужные им решения. Традиционная тактика развитых стран – включение в повестку дня чрезмерного числа технически сложных вопросов в расчете на то, что развивающимся странам просто не хватит интеллектуальных ресурсов на их проработку, в Канкуне не сработала.

Наибольшую активность на конференции проявляла делегация ЕС, прибывшая в Канкун с твердым намерением отстаивать свои экономические интересы, прежде всего в отношении реформированной Единой сельскохозяйственной политики. Для достижения своих целей ЕС согласился принять предложение Мексики о разделении "сингапурского блока" и начале переговоров только по вопросам правительственных закупок и торговых процедур. Предполагалось, что такое предложение найдет понимание у развивающихся стран, поскольку оно "оставляет за бортом" системы ВТО тематику инвестиций и конкуренции. Однако этого не случилось.

США, вопреки ожиданиям ЕС, фактически отошли от ранее декларируемых ими принципов многосторонней торговой системы, оставив Евросоюз наедине с развивающимися странами. Похоже, не видя реальной возможности выхода на компромиссные решения, США на данном этапе решили сделать акцент на двусторонней и региональной либерализации. Об этом, в частности, свидетельствуют заключенные ранее с Чили и Сингапуром.

Примечательным фактом конференции стал раскол в Кернской группе стран. Ее часть (11 стран), поддержанная Китаем, Египтом, Индией, ЮАР, Индонезией, Турцией, Перу и рядом других развивающихся стран, образовала новую группировку – т.н. "Группу 21". Эти страны выступили против начала переговоров по "Сингапурским вопросам", а также против общего снижения тарифов и субсидий (как внутренних, так и экспортных) в национальном сельскохозяйственном секторе.

Развивающиеся страны в Канкуне впервые объединились не по идеологическому принципу, а на основе осознанных и четко сформулированных экономических интересов. Твердая позиция этих государств продемонстрировала, что промышленно развитые страны (в первую очередь США и ЕС) уже не могут, как прежде, диктовать свои условия.

Российская делегация в Канкуне высказалась за то, чтобы либерализация мировой торговли проводилась эволюционными, а не революционными методами. По вопросу нашего вступления в ВТО было подчеркнуто, что мы готовы взять на себя обязательства, которые отражают уровень развития экономики страны и соотносятся с уровнем обязательств других членов ВТО. Присоединение России, однако, не должно использоваться для "обкатки" спорных идей и концепций, в отношении которых нет единого мнения внутри ВТО.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска