6.06.1318:17

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам 18-й Министерской сессии Совета государств Балтийского моря, г.Пионерский, Калининградская область, 6 июня 2013 года

1156-06-06-2013

  • en-GB1 ru-RU1

 

 

Уважаемые дамы и господа,

Мы завершили министерское заседание Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Прежде всего, наша «тройка» (Россия, Финляндия, Германия) от всех членов Организации хотела бы выразить признательность жителям, Правительству и губернатору Калининградской области Н.Н.Цуканову за гостеприимство и содействие в организации 18-й министерской сессии СГБМ.

Мы провели весьма конкретную и полезную дискуссию о перспективах укрепления регионального сотрудничества на Балтике в самых разных областях. Позвольте коротко остановиться на главных итогах российского председательства в Совете.

На этом посту Россия стремилась действовать в духе преемственности, повышать значимость прикладной деятельности Совета, его ориентацию на конкретные проекты в интересах жителей всех стран региона и создавать для этого необходимые финансовые инструменты. Можно констатировать, что конкретные результаты были достигнуты. Совместно с нашими партнерами из Германии была начата программа Партнерства для модернизации на Юго-Востоке Балтийского моря (SEBA), в рамках которой начата реализация ряда проектов, крупнейший из которых - создание инновационного природно-туристического кластера «Виштынецкое озеро» на границе трех государств – России, Литвы и Польши. 7 июня в Калининграде открывается конференция по итогам первого этапа реализации SEBA. Рассчитываем, что на ней будут рассмотрены новые проекты для реализации как в Калининградской области, так и в других регионах Балтийского моря.

В период российского председательства начал работать Фонд проектного финансирования по реализации программ, имеющих общерегиональное значение. Уже одобрено выделение средств на осуществление четырех пилотных проектов, включая международный модуль молодежного лагеря «Балтийский Артек». Действует пилотная финансовая инициатива СГБМ с участием германского банка KfW и российского Внешэкономбанка, а также Постоянного международного секретариата СГБМ. В рамках этой инициативы уже подписаны кредитные соглашения на 175 млн. долл. США для финансирования проектов в области инновационного малого и среднего предпринимательства на Северо-Западе России и строительства в Санкт-Петербурге современного завода по переработке твердых отходов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Все перечисленное –вполне конкретные дела.

Знаковым событием российского председательства в СГБМ стала Конференция глав правительств стран Балтийского моря по защите экологии Балтики (апрель 2013 г., Санкт-Петербург) в развитие прошедшего по инициативе Финляндии в 2010 г. Саммита действий по Балтийскому морю. Учитывая хрупкую экологическую атмосферу в районе Балтийского моря, считаем весьма важным направление, связанное с охраной природы.

Существенное значение придаем развитию прямых контактов между жителями региона Балтийского моря, прежде всего, молодыми людьми. Уверены, что активизация молодежного сотрудничества превратит его в действенный канал формирования на Балтике пространства доверия, стабильности и добрососедства.

Мы также рассмотрели итоги деятельности парламентского измерения – Парламентской конференции СГБМ и Форума НПО – регионы Балтийского моря. У нас общее мнение, что и парламентское сотрудничество, и взаимодействие по линии гражданского общества заслуживает всяческой поддержки в будущем.

В заключение хотел бы поблагодарить Германию, которая председательствовала в СГБМ до России и оставила очень хорошее наследство в виде прочного задела инициатив, нацеленных на повышение предметности в нашей работе и достижение конкретных результатов, которые ощущают наши граждане.

Хотелось бы также пожелать Финляндии, заступающей на пост председателя Организации, активнее работать по реализации программы, которую сегодня на заседании изложил Министр иностранных дел Э.Туомиойя и поддержали все участники.

Вопрос: Благодарим Вас за эстетическое удовольствие от проведения данного мероприятия в таком красивом месте, как Калининград. Надеемся, последующие сессии СГБМ будут проходить в не менее живописных уголках.

Известно, что в ходе двусторонних встреч «на полях» СГБМ обсуждалась в том числе тема Сирии. Действительно ли с организацией международной конференции по сирийской проблематике в Женеве возникли почти непреодолимые трудности? На какой стадии сейчас находятся переговоры по ее подготовке? Каково Ваше отношение к перспективе созыва этой конференции, больше оптимистическое или пессимистическое?

С.В.Лавров: Сегодня мы обсуждали, безусловно, более конструктивные вопросы, чем то, что происходит в Сирии. Но вчера в ходе двусторонних контактов со многими коллегами перед началом нашей работы тема Сирии неизбежно затрагивалась, и это понятно. Ситуация там никого не может устроить, она всех очень тревожит. Во-первых, потому, что продолжают гибнуть люди, в том числе ни в чем не повинные мирные граждане. Во-вторых, потому, что ситуация уже начинает негативно сказываться на положении дел во всем регионе – активизируются межконфессиональные и межэтнические противоречия. И все это происходит на фоне развивающихся весьма тревожных процессов в других странах этого региона, в т.ч. стран, где произошли «революции», где «расцвела арабская весна».

Мы заинтересованы в том, чтобы все эти проблемы рассматривались комплексно, чтобы мировое сообщество не заужало взгляд какими-то «шорами» и не концентрировалось лишь на сиюминутной задаче – сместить одного лидера, затем другого, не очень обращая внимания на последствия таких действий. По-моему, сейчас приходит осознание того, что в рамках «арабской весны» все взаимосвязано и что нужно определиться, с кем международное сообщество и здоровые силы этого региона: с теми, кто берет курс на насильственное решение вопросов власти в той или иной стране, не считаясь с жертвами среди мирного населения, или с теми, кто все-таки хочет решать эти проблемы путем переговоров.

Проблемы есть, перемены в этом регионе давно назрели, возможно, даже перезрели. Мы твердо выступаем за то, чтобы урегулировать любые возникающие ситуации исключительно путем переговоров. Именно поэтому мы были инициаторами первой женевской конференции в июне 2012 г. Тогда нас активно поддержал К.Аннан. Весь последующий период мы добивались того, чтобы наладить работу по практическому выполнению договоренностей, достигнутых в июне прошлого года в рамках Женевского коммюнике.

Теперь, когда американская сторона в ходе визита в Москву Госсекретаря США согласилась с такой логикой, и мы с Дж.Керри сформулировали и выдвинули инициативу по проведению конференции для организации переговоров между делегациями правительства и различных оппозиционных сирийских групп, появился шанс, чтобы начать реализовывать эту задачу. Я говорю начать реализовывать потому, что за один присест ее не решить. Это неизбежно будет небыстрый процесс, учитывая ком накопившихся противоречий.

Мы приступили к подготовке организационной стороны дел, т.к. содержательную сторону должны решать сами сирийцы. Россия и США, получив на словах поддержку практически от всех в той или иной мере значимых участников сирийской драмы, по просьбе остальных стран и с согласия ООН занимаются обсуждением и согласованием организационных вопросов. Прежде всего, это касается круга участников. Мы твердо исходим из необходимости строго следовать Женевскому коммюнике, где говорится о том, что будут делегации правительства и оппозиционных групп.

Необходимо, чтобы все сирийские структуры присутствовали на этой конференции. Это касается не только «Национальной коалиции», которая пока не смогла занять конструктивную позицию в пользу участия в конференции, но и тех оппозиционных структур, которые не хотят присутствовать на женевской конференции в случае ее созыва под «зонтиком» «Национальной коалиции», считая, что ее позиции не способствуют налаживанию делового разговора и достижению согласия. К числу организаций, которые хотят самостоятельно участвовать в международной конференции, относится «Национальный координационный комитет», представляющий внутреннюю сирийскую оппозицию, члены которого в своем большинстве никогда не уезжали из страны, не эмигрировали, а всё переживали вместе со своим народом. Самостоятельно хотят участвовать также курды. По крайней мере, об этом четко заявило руководство Высшего совета курдов Сирии.

Считаем необходимым предоставить всем оппозиционным структурам Сирии возможность донести свою точку зрения на конференции и участвовать в процессе согласования компромисса, который обеспечил бы мир, стабильность, равные права для всех этнических и конфессиональных групп в этой стране и содействовал бы успокоению ситуации в регионе в целом, а также созданию условий для продвижения к очень важной задаче, о которой начинают забывать под воздействием «арабской весны». Имею в виду создание условий для скорейшего возобновления переговоров о палестино-израильском урегулировании.

Так что, одна задача, которая пока не решается, – это обеспечение участия всех сирийских оппозиционных групп в конференции. Повторю, «Национальная коалиция» не хочет этого делать и выдвигает предварительные условия – сначала смена режима, а потом будем договариваться. Думаю, нелогичность, как минимум, такой позиции, хорошо всем видна.

Вторая проблема – это другие участники конференции, внешние игроки. Мы убеждены, что все соседи Сирии и другие страны, которые реально могут влиять на ситуацию, обязательно должны получить приглашение. На данном этапе наши партнеры в достаточно категоричной форме высказываются против приглашения Ирана. Считаем это ошибкой и будем настаивать на том, чтобы все, кто могут воздействовать на ситуацию, обязательно были приглашены за переговорный стол в Женеве. Внешние игроки не должны быть наделены функцией предрешать за сирийцев договоренности, которые позволят преодолеть нынешний кризис. Это должны сделать сами сирийские стороны. А задача внешних участников – в том, чтобы постоянно подталкивать сирийцев к поиску согласия.

Что касается содержательной стороны вопроса, еще раз скажу, решать самим сирийцам. В том числе, применительно к судьбам отдельных персонажей на политической сцене. В Женевском коммюнике четко сформулировано, что целью переговорного процесса должно быть формирование переходного управляющего органа на основе согласия между правительством и оппозицией.

Я слышал, что итоги состоявшейся вчера в Женеве встречи между представителями России, США и ООН, на которой как раз рассматривались все эти вопросы, несколько специфически комментировали представители Госдепартамента США. В частности, было заявлено, что Россия, США и ООН согласны с тем, что целью новой конференции в Женеве должно стать формирование нового переходного правительства в САР. Это действительно совпадает с тем, что было записано еще в прошлом году. Но дальше представитель Госдепа добавил (если верны сообщения, которые я получил) – «переходного правительства, которому нынешние власти в Дамаске передадут все полномочия». Если это действительно было произнесено представителем Госдепартамента, то это очень сильное передергивание того, о чем шла речь. Согласитесь, что сформировать правительство на основе согласия нынешнего правительства и оппозиции – это одно дело. А сформировать его путем передачи власти от правительства оппозиции – совсем другое. Поэтому рассчитываю, то, о чем мы договорились с Госсекретарем США Дж.Керри, будет соблюдаться в практических действиях американских переговорщиков. Наши переговорщики будут строго придерживаться именно этих договоренностей.

Вот, собственно, оценки, которые можно сделать на данном этапе. Пока в условиях расхождений по составу внешних участников и в ситуации, когда «Национальная коалиция», на которую делают ставку очень многие спонсоры оппозиционеров в Сирии, не может согласиться с российско-американской инициативой, взята пауза до 25 июня. Американские партнеры заверили, что будут стараться выполнить свою часть работы и добиться наконец конструктивного подхода со стороны «Национальной коалиции». Мы тем временем будем продолжать работать с правительством САР, которое уже заявило, что готово участвовать в конференции и что Министр иностранных дел Сирии возглавит правительственную делегацию. Продолжим работать и с другими оппозиционными силами, поскольку, как я уже подчеркнул, их участие в конференции абсолютно необходимо. И будем, конечно, добиваться согласия на то, чтобы круг внешних участников был представительным и не формировался на основе каких-то геополитических или иных предпочтений.

Вопрос (адресован Г.Вестервелле): Правда ли, что ЕС вернется к вопросу об эмбарго на поставки оружия в Сирию в зависимости от результатов предстоящей конференции по Сирии?

Можете ли Вы сказать, что сообщает немецкая разведка о нынешних поставках Россией в Сирию комплексов С-300?

С.В.Лавров (добавляет к ответу Г.Вестервелле): Хочу поддержать сказанное Г.Вестервелле в том, что касается необходимости срочно установить все факты, связанные с сообщениями о возможном применении сторонами химического оружия. В этой связи считаем, что Секретариат ООН допустил крупную ошибку, когда не откликнулся на конкретную просьбу сирийского руководства расследовать сообщения о применении химических отравляющих веществ в районе г.Алеппо 19 марта, и вместо этого затребовал беспрепятственный неограниченный доступ к любому объекту на сирийской территории. Понятно, что Дамаск не захотел повторять иракский опыт. Но тот конкретный случай надо было расследовать. Также нужно расследовать то, о чем сказала участница Независимой комиссии К.дель Понте об имеющихся у нее фактах применения химического оружия оппозицией.

Пользуясь случаем, хочу вновь напомнить, что мы по-прежнему ожидаем полной информации от наших турецких коллег в связи с тем, что, как сообщалось больше недели назад, на территории Турции были задержаны боевики «Фронта ан-Нусра», у которых был обнаружен газ зарин. Мы бы очень хотели получить ясность во всех этих вопросах потому, что тема химического оружия становится предметом спекуляций и провокаций. Не исключаю, что кто-то хочет использовать ее для того, чтобы заявить, что «красная линия» перейдена и нужна внешняя интервенция.

В вопросе руководителя радиостанции «Эхо Москвы» А.А.Венедиктова звучала еще тема поставок оружия оппозиции. Я на этот счет уже высказывался – могу лишь повторить одну простую вещь. Оппозиция в любом случае широким потоком получает оружие, в том числе тяжелые вооружения. В частности, когда правительственные войска возвратили контроль над городом Аль-Кусейр, там были обнаружены тяжелые вооружения, включая средства противовоздушной обороны, артиллерии. Так что, каналы поставки необходимого для продолжения войны сохраняются открытыми. Кстати, там находились и зарубежные инструкторы, которые работали вместе с боевиками из экстремистских группировок.

Вопрос: В своем выступлении Вы назвали хорошим «маяком» для совместной работы по установлению безвизового режима между странами ЕС и Россией эксперимент на границе с Польшей – Соглашение о местном приграничном передвижении жителей приграничных территорий, которое успешно реализуется с августа 2012 г. Как Вы оцениваете перспективы переговоров по заключению аналогичного соглашения между Россией и Литвой?

С.В.Лавров: Российско-польское Соглашение о местном приграничном передвижении жителей приграничных территорий – это уже не эксперимент, а практика, которая полностью себя оправдала. В отличие от некоторых скептических предсказаний, когда мы вводили этот режим с нашими польскими коллегами, практически нет нарушений этого режима. Есть только одна проблема – скапливаются длинные очереди, в том числе и потому, что люди хотят поехать из Калининградской области в Польшу купить там что-то подешевле, поляки приезжают сюда приобрести дешевый бензин. Считаем, что это нормальный процесс. Договорились с моим польским коллегой, что будем содействовать созданию более комфортных условий, делать более современные пункты пропуска, расширять их и помогать людям двигаться беспрепятственно.

Что касается возможности распространения этой практики на наши отношения с Литвой (Калининградской области с сопредельными районами Литвы, сопоставимыми по площади, как это было сделано с Польшей), то это зависит от наших литовских коллег. Мы давно предлагаем заключить аналогичное соглашение. Литовская сторона исходит из того, что лучше двигаться, как нам говорят, сразу к безвизовому режиму между Российской Федерацией и ЕС. Да, это тоже наша цель, но пока она не достигнута я не вижу причин, почему мы не должны сделать более комфортным взаимодействие и контакты между людьми: россиянами, живущими в Калининградской области, и литовцами, которые также заинтересованы в поддержании связей – деловых, культурных, семейных – с калининградцами.

Из числа стран-участниц СГБМ, представленных здесь сегодня, у нас есть договоренность о малом приграничном передвижении с Норвегией. Правда, на ограниченном участке границы, но, тем не менее, это достаточно востребованная договоренность, позволяющая нашим гражданам активно общаться через границу. Вчера вступило в силу Соглашение о малом приграничном передвижении между Россией и Латвией. В соответствии с ним до 1 июля с.г. будут составлены списки граждан, которые хотят участвовать в этой программе. После этого начнется выдача удостоверений для пересечения границ, чтобы каждый раз не ставить штамп в паспорте, поскольку тогда его придется очень часто менять.

Что же касается Литвы, то если наши литовские соседи согласятся распространить эту практику на отношения между нашими странами, мы будем только рады.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)


x
x
Дополнительные инструменты поиска