23.10.0411:46

СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.В.ЛАВРОВА НА ЗАСЕДАНИИ МИНИСТЕРСКОЙ ВСТРЕЧИ СВМДА (Г.АЛМА-АТА, 22 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА)

2279-23-10-2004

  • en-GB1 ru-RU1



Уважаемые министры,

Уважаемые участники заседания,

Прежде всего, хотел бы выразить искреннюю признательность нашим казахстанским коллегам за прекрасную организацию сегодняшней встречи. "Локомотивная" роль Казахстана и личный вклад Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева в продвижение процесса СВМДА во многом способствовали его успеху.

Мы позитивно оцениваем путь, пройденный Совещанием за десять лет существования. Считаем, что утвержденный первым саммитом СВМДА его формат как диалогового форума наилучшим образом отвечает политическим реалиям на пространстве, объединяющем наши страны, и здесь я полностью согласен с уважаемым Председательствующим Министром иностранных дел Казахстана. Видим основное предназначение Совещания в том, чтобы объединять усилия широкого круга азиатских государств активно участвовать в формировании в Азии единого пространства безопасности и доверия. Надо вести дело к созданию целостной, органичной сети противодействия новым вызовам и угрозам. Это тем более важно, поскольку здесь сохраняются очаги терроризма и региональных конфликтов, не урегулированы многие пограничные споры, актуальны проблемы ракетно-ядерного распространения, нелегального оборота наркотиков и оружия.

Россия хочет видеть азиатский континент мирным, процветающим, стабильным, интегрированным сообществом суверенных государств. С этих позиций оцениваем и свое участие в СВМДА.

Важно, что этот форум переходит от стадии становления к этапу практических дел в унисон с активизацией других многосторонних объединений в Азии - Шанхайской организации сотрудничества, АСЕАН и ее Регионального форума по безопасности, механизмов АСЕАН+3, форумов АТЭС и "Азия-Европа". Эта тенденция свидетельствует об укреплении на азиатском пространстве кооперативных, многосторонних начал. В связи с этим хотел бы привлечь внимание к недавней Ташкентской инициативе ШОС о формировании партнерской сети многосторонних объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Представляется, что эта идея весьма актуальна и, кроме того, полностью вписывается в философию СВМДА. Мы все могли бы активно участвовать в ее реализации.

Наша встреча посвящена рассмотрению ряда важных документов, направленных на укрепление стабильности и безопасности в Азии. Трудно переоценить значение Каталога мер доверия СВМДА, который мы сегодня утверждаем. Впервые в истории азиатского континента появился столь масштабный документ, предусматривающий многостороннее сотрудничество государств-членов по обширному спектру ключевых вопросов стабильности и безопасности.

Принятие Каталога и, главное, его реализация могут внести значительный вклад в дело многостороннего сотрудничества в политической, антитеррористической, экономической, гуманитарной и иных сферах. У нас нет замечаний по проекту этого документа. Считаем, что наши старшие должностные лица и эксперты подготовили его добротно, с прицелом на практические дела. Возможно, следующим шагом должно стать создание механизма реализации зафиксированных в Каталоге мер доверия. Уже сейчас можно было бы приступить к разработке параметров и условий обмена информацией о компонентах вооруженных сил.

Важное значение имеет также принятие Правил процедуры СВМДА, которые создают правовую основу для структуры и текущей деятельности Совещания.

Наше общее видение ситуации в мире и в азиатском регионе, единый подход к решению неурегулированных проблем, наши озабоченности и направления дальнейшего взаимодействия отражены в проекте Декларации Министерской встречи, которую нам предстоит сегодня принять. Хочу особо подчеркнуть важность ее антитеррористических положений. В условиях, когда международный терроризм бросает вызов всему человечеству, стремится дестабилизировать обширные регионы и столкнуть между собой различные народы, конфессии и культуры, когда террористы пытаются завладеть ядерным, химическим и биологическим оружием, мы обязаны противопоставить новому измерению террористической опасности качественно новый уровень антитеррористического партнерства.

Одной из приоритетных задач является активное участие государств-участников СВМДА в международных усилиях по восстановлению Афганистана, содействие созданию необходимых условий для становления этой страны в качестве суверенного, демократического государства, живущего в мире и согласии со своими соседями и остальным международным сообществом. Государство, на территории которого никогда больше не должно повториться то, что произошло, когда территория страны была использована международными террористами для атак на суверенные страны.

Что касается урегулирования ситуации в Ираке, то мы исходим из позиций, предполагающих неукоснительное выполнение резолюции 1546 Совета Безопасности ООН и зафиксированного в ней графика политического процесса. Считаем приоритетным обеспечить участие в этом процессе всех политических сил страны, включая оппозиционные, проведение на этой основе всеобщих демократических выборов, достижение в Ираке национального согласия. По нашему мнению, этому способствовало бы проведение международной конференции по Ираку с участием его соседей, членов Совета Безопасности ООН, Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция. Старт этому процессу может дать предстоящая в конце ноября в Египте министерская встреча по Ираку, в которой Россия примет активное участие.

Важные позитивные подвижки происходят в южноазиатском регионе. Приветствуем набирающий силу политический диалог между Нью-Дели и Исламабадом. Обе стороны приступили к реализации широкого спектра мер доверия, налаживают деловые контакты, обсуждают возможности расширения торгово-экономического сотрудничества. Надеемся, что политическая воля с обеих сторон позволит продолжать этот важный процесс в интересах укрепления региональной стабильности и безопасности.

Россия выступает за скорейшее разблокирование палестино-израильского конфликта и возобновление переговоров в соответствии с "дорожной картой", разработанной "четверкой" международных посредников и одобренной СБ ООН резолюции 1515. "Дорожная карта" - как документ, принятый обеими сторонами, с его логикой встречных шагов предлагает оптимальный путь к достижению прочного мира в регионе. Международно-правовой основой мирного процесса должны являться резолюции Совета Безопасности ООН, мадридские принципы, формула "земля в обмен на мир", имеющиеся соглашения и договоренности, а также – подчеркну это особенно – общеарабская мирная инициатива.

Уважаемые коллеги!

В деятельности СВМДА наступает ответственный период практических шагов, которые должны подтвердить его полезность в деле содействия миру и безопасности в нашем обширном регионе. Россия вместе со всеми участниками Совещания будет активно работать на этом важном направлении азиатской политики.

Уверен, что наши дальнейшие шаги по наполнению имеющихся договоренностей конкретным содержанием будут повышать реальный вклад СВМДА в дело укрепления региональной и глобальной стабильности, безопасности и развития.

22 октября 2004 года

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска