12.09.1214:03

Комментарий и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ по итогам участия во встрече министров иностранных дел стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Астана, 12 сентября 2012 года

1676-12-09-2012

  • ru-RU1 en-GB1 es-ES1

 

 

Уважаемые коллеги,

В Астане состоялось 20-ое юбилейное заседание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Эта структура была сформирована по инициативе Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в 1992 г. За эти годы Совещание утвердилось в качестве очень полезной диалоговой площадки для обсуждения проблем, которые испытывают страны азиатского континента, а также поиска возможностей их решения.

Проблемы, прежде всего, связаны с угрозами терроризма, наркотрафика, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения. Эти вызовы - общие для всех стран региона. Более того, многие государства, расположенные в Азии, испытывают на себе последствия различных конфликтных и кризисных ситуаций. Это касается положения вокруг иранской ядерной программы, ядерной проблемы Корейского полуострова, Афганистана и всего, что происходит вокруг него, а также Ближнего Востока, «арабской весны», Сирии, ближневосточного урегулирования, палестинской проблемы. Перечень этих неурегулированных конфликтных ситуаций достаточно обширен. Если любая из них перейдет в «горячую» фазу (а многие уже находятся на грани), то последствия будут ощущаться далеко за пределами соответствующей страны – все государства региона их ощутят, а регион подвергнется угрозе серьезной дестабилизации.

Поэтому сегодня мы привлекли внимание к необходимости обеспечить, чтобы СВМДА вносило свой вклад в усилия других многосторонних структур, а их немало в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Мы, в частности, привлекли внимание к выдвинутой в 2010 г. Россией и Китаем инициативе о коллективном, с участием всех многосторонних форумов, формировании архитектуры общей безопасности, основанной на принципах равноправия, неущемления безопасности любого из участников этой системы и неделимости безопасности. Интерес к инициативе есть. По понятным причинам не сразу можно рассчитывать, что люди сядут за переговоры и начнут готовить конкретные концептуальные документы. Но мы все же наращиваем критическую массу в пользу осознания того, что только такая коллективная, равная, внеблоковая система безопасности сможет обеспечить надежную «страховочную сетку» на будущее.

В рамках Совещания я встретился с Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым, передал ему поздравительное послание Президента России В.В.Путина по случаю 20-летия СВМДА, а также провел переговоры с Министром иностранных дел Казахстана Е.Х.Казыхановым. Мы обсудили целый ряд вопросов двустороннего сотрудничества, включая предстоящие контакты на высшем уровне, наше взаимодействие в международных организациях. Особое внимание уделили предстоящей сессии ГА ООН, накануне которой в Нью-Йорке пройдет координационная встреча министров иностранных дел стран-членов ОДКБ. Мы рассмотрим ход выполнения одобренных год назад коллективных указаний постоянным представителям стран ОДКБ при международных организациях в Нью-Йорке, Вене, Женеве и в других точках, где есть многосторонние структуры. Мы также обновим эти коллективные указания с учетом изменений, которые произошли на соответствующих направлениях международной политики, и будем координировать наши шаги по различным вопросам повестки дня ООН.

Вопрос: В зарубежной прессе появилась информация о том, что западные партнеры якобы убедили Россию занять более жесткую позицию по отношению к Ирану на сессии ГА ООН. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: Иранская проблема не будет обсуждаться на сессии ГА ООН, ее нет в повестке дня. Сейчас в Вене проходит сессия Совета управляющих МАГАТЭ, на которой наши западные партнеры хотели принять проект очень жесткой резолюции санкционной заряженности. Делегации России и Китая выступили против подобных подходов, имеющих явно односторонний уклон в принудительную сторону и не учитывающих необходимость создать условия для возобновления переговоров. Мы вместе с китайской стороной предложили, чтобы «шестерка» приняла заявление с изложением нашего видения путей, которые позволят прийти к урегулированию ситуации через переговоры.

Наше заявление было основано на принципах, заложенных в резолюции, одобренной Советом управляющих МАГАТЭ консенсусом год назад. Эта резолюция нацеливает как Иран, так и МАГАТЭ на поиск возможностей урегулирования остающихся вопросов. В конечном итоге наши западные партнеры приняли все концептуальные подходы и формулировки, заложенные в российско-китайском заявлении. Мы сочли целесообразным превратить его в резолюцию в тех же самых формулировках, которые нацелены на переговорное, а не силовое решение проблемы, и внесли проект этой резолюции на одобрение сессии СУ МАГАТЭ.

Уверен, что документ будет принят консенсусом. Таким образом, могу отметить, что западные страны нашли в себе силы признать, что на данном этапе их принудительные идеи нецелесообразны и контрпродуктивны.

Вопрос: Только что появилась информация, что Совет Безопасности ООН принял решение не поддерживать инициативу России и не осуждать теракты в Сирии. Как бы Вы могли это прокомментировать?

С.В.Лавров: Конечно, это прискорбно. До сих пор СБ ООН неизменно реагировал на любые теракты жестким осуждением, подчеркивал неизменную позицию, что терроризм неприемлем, какими бы причинами он ни оправдывался. Терроризму нет оправдания. Впервые наши западные партнеры отклонились от этой позиции, когда состоялся теракт в здании Службы безопасности САР в Дамаске, в результате которого погибли руководители ряда правоохранительных структур Сирии. Тогда объяснение западной позиции свелось к тому, что это не совсем теракт, т.к. от него пострадали руководители вооруженных силовых структур, которые ведут борьбу с повстанцами. Если честно, оно вызвало у меня оторопь. Теракт есть теракт. Перефразируя пословицу, можно сказать: если он выглядит как теракт, замышляется как теракт и реализуется как теракт, то это теракт.

Что касается последних эпизодов, мы предложили осудить теракты не только в Алеппо, где погибли 27 человек и около 100 были ранены, но и серию терактов, произошедших в тот же день в самых разных частях Ирака, когда более 100 человек погибли и сотни были ранены. Наши западные партнеры взяли паузу, видимо, советуясь со столицами, а в итоге отказались от какой-либо реакции, что наводит на мысль о принципиальном изменении позиции некоторых западных стран. Судя по всему, теперь она заключается в том, что, когда с точки зрения Запада речь заходит о политической целесообразности, террористические акты для них приемлемы. Буду очень рад, если наши партнеры опровергнут это мое подозрение, но пока не остается ничего иного, как сохранять его.

Дополнительные материалы

Видео

Организация по безопасности сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Совет Европы (СЕ)

НАТО

Европейский союз (ЕС)

x
x
Дополнительные инструменты поиска