• en-GB1 ru-RU1

 

 

Обеспечение уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного, равноправного международного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей и ценностей каждого государства, всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников входят в число приоритетных задач внешней политики России, направленной на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений на основе общепризнанных норм международного права и принципов равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств в целях обеспечения надежной и равной безопасности каждого члена мирового сообщества.

В рамках деятельности Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права готовятся периодические обзорно-аналитические доклады о ситуации с соблюдением  прав человека в государствах мира, осуществляется мониторинг фактов и случаев нарушения иностранными государствами своих международно-правовых обязательств в сфере прав человека, демократии и верховенства права, включая нарушения прав и законных интересов российских граждан. Особое внимание уделяется положению русскоязычного населения в Прибалтике и на Украине, в частности, в свете дискриминационных законодательных инициатив, касающихся ограничения доступа к образованию на русском языке и его использования в общественно-политической жизни этих стран.

В контексте принципиальной линии Российской Федерации на всемерное противодействие попыткам фальсификации истории Второй мировой войны собираются, анализируются факты и свидетельства проявлений нацизма, неонацизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, представляющих прямую угрозу основополагающим ценностям демократии и прав человека, серьезный вызов международной и региональной безопасности и стабильности в целом.

В 2019 г. подготовлен и опубликован очередной доклад МИД России о ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Документ содержит обзор основных тенденций и свидетельств распространения неонацизма, иных человеконенавистнических идей и концепций нетерпимости в ряде стран на пространстве Европейского союза, в США, Канаде, государствах Прибалтики, на Украине, а также  примеры наилучшей практики по борьбе с указанными явлениями на законодательном и правоприменительном уровнях.

Российские подходы к вопросам человеческого измерения ОБСЕ:

Вынуждены констатировать, что в деятельности ОБСЕ на протяжении долгого времени сохраняется несбалансированность между тремя измерениями ОБСЕ, а также тематические и географические перекосы в работе «третьей корзины».

Руководство гуманитарных структур ОБСЕ игнорирует нарушения прав человека в государствах Прибалтики, где основных прав и свобод лишена значительная часть населения.

При этом незамеченными остаются проблемы лиц африканского происхождения в США и случаи неправомерного и непропорционального применения силы американскими полицейскими. Не вызывает у них опасений и рост проявлений национализма и неонацизма в Западной Европе, а также правозащитные аспекты нынешнего миграционного кризиса в Евросоюзе и его коренные причины. Широкомасштабные нарушения прав человека, преследование инакомыслящих, убийства общественных и политических деятелей, журналистов, притеснение нацменьшинств на Украине также не получают адекватной реакции исполструктур ОБСЕ.

Вместе с тем в фокусе внимания оказываются даже самые незначительные случаи, произошедшие в странах «к востоку» от Вены.

Невостребованными в ОБСЕ остаются такие важнейшие правозащитные темы, как защита прав детей, социальные и экономические права, защита прав нацменьшинств с акцентом на проблематику безгражданства, противодействие распространению идей национализма и неонацизма, свобода передвижения, обеспечение права на невмешательство в частную жизнь, противодействие «трэффикингу» с упором на торговлю органами и тканями человека, согласование единых принципов наблюдения за выборами, верховенство права. Вместо этого некоторые страны-участницы с настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, вбрасывают для обсуждения в рамках гуманитарного измерения одни и те же темы, что ярко проявляется из года в год на Обзорном совещании в Варшаве. Продолжение этой линии, несомненно, будет иметь негативные последствия для авторитета Организации.

Непозволительным является наблюдающееся в последнее время в ОБСЕ размывание межправительственного формата Организации и принципа консенсуса. Необходимо разработать механизм участия НПО в гуммероприятиях (в настоящее время каких-либо правил, касающихся участия НПО в правозащитных форумах ОБСЕ, по сути, не существует). При всей важности работы гражданского общества на площадке Организации оно не может и не должно «подменять» государства-участники.

Все вышеперечисленное говорит, на наш взгляд, о назревшей необходимости реформировать модальности гуманитарных мероприятий ОБСЕ. Наши подходы к изменению модальностей совещаний в области человеческого измерения ОБСЕ являются частью видения глубокой реформы Организации в целях установления баланса между всеми тремя «корзинами».

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

 

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ежегодным докладом Госдепартамента США о ситуации с правами человека в мире

777-23-04-2018

  • ru-RU1 de-DE1 en-GB1

Обнародованный 20 апреля ежегодный доклад Государственного департамента США о ситуации с правами человека в мире, как и предыдущие подобные опусы, изобилует политизированными оценками и грубыми идеологизированными штампами.

В соответствии с докладом государства, в зависимости от выставляемых им безапелляционных оценок уровня «демократичности», преподносятся либо как главные нарушители прав человека, либо как вставшие на путь исправления. Соответствующим циничным образом подаются и оценки положения в правозащитной сфере вплоть до прямых выпадов в адрес национальных властей суверенных государств. Такой подход не стал для российской стороны неожиданностью, поскольку полностью вписывается в применяемую США практику двойных стандартов в правозащитной сфере в зависимости от того, насколько то или иное государство лояльно внешнеполитическому курсу Вашингтона и используемым им методам защиты демократии и прав человека.

Что касается России, то, к сожалению, констатируем, что от русофобских стереотипов Вашингтону избавиться пока не удалось. Так, раздел, посвященный России, подготовлен в априори негативистском ключе и без учета неоднократно дававшихся российской стороной основательных разъяснений как публично, так и на профильных международных правозащитных площадках по конкретным темам обеспечения прав человека в Российской Федерации.

Авторы доклада по-прежнему не гнушаются приемов, имеющих своей целью сформировать стойкое негативное отношение к России как «основному нарушителю прав человека». Для придания «весомости» этому тезису Вашингтон использует в докладе шаблонный набор обвинений, во многом скопированный из предыдущих докладов, и подверстанные под них «факты».

Еще один показательный элемент: ответственность за деградирующую ситуацию с правами человека на Украине фактически перекладывается на Россию. При этом - что, на наш взгляд, недопустимо для претендующего на объективность доклада - налицо продолжение замалчивания масштабных и грубейших нарушений прав человека на Украине при отсутствии призывов к исправлению этой ситуации, включая «замороженные» с молчаливого согласия США (содержание доклада дополнительно подтверждает этот наш аргумент) расследования приведшего к многочисленным жертвам поджога Дома профсоюзов в Одессе и «дела снайперов» на киевском Майдане.

Вместе с тем вновь за рамками доклада по-прежнему оказывается весьма неблагоприятная ситуация с правами человека, демократией и верховенством права в США. Игнорируются нарастающие системные проблемы, включая закоренелую расовую дискриминацию, небывалый размах ксенофобских идей и деятельности экстремистских организаций, безнаказанность за бесчеловечное обращение и пытки в рамках спецпрограмм ЦРУ, массовую прослушку людей в CШA и за их пределами и другие острые вызовы в этой сфере.

Американским властям давно пора всерьез заняться решением именно этих назревших проблем у себя дома, прислушаться, наконец, к многочисленным настоятельным рекомендациям профильных межправительственных структур и правозащитников, а не увлекаться поучениями тех, кто в них не нуждается.

Показывается результатов: 1.