Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции

1 января 2015 г. вступил в силу подписанный президентами Белоруссии, Казахстана и России в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 29 мая 2014 г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)[1].

С присоединением к ЕАЭС Армении (2 января 2015 г.) и Киргизии (12 августа 2015 г.) полноправными членами Союза являются пять государств. Таким образом, сформирован единый рынок c «емкостью» более 184 млн. потребителей и совокупным ВВП свыше 1,9 трлн. долларов США. 14 мая 2018 г. статус государства-наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова, 11 декабря 2020 г. – Республика Узбекистан и Республика Куба.

Евразийский экономический союз является эффективным, отвечающим современным требованиям интеграционным объединением. В его рамках создаются условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах увеличения благосостояния населения, их всесторонней модернизации и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. При его создании учитывался как собственный опыт интеграционного взаимодействия государств-членов, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая практику ВТО.

В 2015-2021 гг. проведено 41 заседание руководящих органов ЕАЭС: 15 заседаний Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств и 26 заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМС) на уровне глав правительств. На регулярной основе проводятся заседания Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 не помешала плановой работе органов Союза. Несмотря на чрезвычайные обстоятельства, оперативно были приняты комплексные меры, направленные на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечение жизненно важных потребностей населения, поддержание свободного передвижения товаров и взаимной торговли, создание условий для последующего экономического роста и возобновления пассажирского сообщения.

В пределах таможенной территории Союза во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Реализуются четыре свободы – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Функционирование ЕАЭС предполагает координацию экономической политики государств-членов в ключевых отраслях – финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.

Расширяется договорно-правовая база Союза. В развитие Договора о Евразийском экономическом союзе был подписан ряд соглашений по различным направлениям экономической деятельности (транспорт, промышленность, сельское хозяйство, субсидии, конкуренция, энергетика, цифровизация, маркировка товаров, система прослеживаемости и пр.). Также утверждены и реализуются программы формирования общего электроэнергетического рынка (29 мая 2019 г. подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части формирования электроэнергетического рынка), общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

С 1 января 2018 г. заработал один из ключевых документов – новый Таможенный кодекс. С его принятием существенно повысился уровень унификации таможенного законодательства в ЕАЭС. Сохраняющиеся в Кодексе отсылки на национальное законодательство носят преимущественно технологический (технический) характер и, как правило, устанавливают подробную детализацию действий участников соответствующих правоотношений. Документ также значительно расширил полномочия ЕЭК в сфере таможенного регулирования и передал на наднациональный уровень ряд новых компетенций. Кодекс переводит на качественно новый уровень таможенное регулирование. Один из его главных приоритетов – упрощение таможенных процедур. В частности, на это нацелены механизмы «единого окна», электронные методы таможенного декларирования и т.д. Данные нововведения соответствуют передовой мировой практике, а по некоторым аспектам даже опережают ее.

В 2017 г. завершен процесс формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. На смену национальным нормам принят пакет из более 40 документов, регламентирующих весь цикл обращения этой продукции на таможенной территории Союза. Это позволяет сделать эти социально значимые рынки более прозрачными, снизить цены на товары для потребителя и эффективнее бороться с контрафактной продукцией.

На заседании ВЕЭС 1 октября 2019 г. в Ереване утверждена Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, систематизирующая работу по подготовке международных соглашений, регулирующих данную сферу. В документе определены направления создания инфраструктуры общего финансового рынка, этапность реализации ключевых направлений его формирования и развития.

Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. Действующие на территории Союза унифицированные правила в 55 секторах услуг (что составляет более 50% от общего объема услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС) позволили максимально упростить процедуры ведения бизнеса: предпринимателям нет необходимости проходить повторно процедуру учреждения в другом государстве ЕАЭС, получать разрешения на деятельность и на работу своих сотрудников.

Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. Формирование единого рынка услуг происходит в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).

Последовательно устраняются барьеры в рамках торгово-экономического взаимодействия стран Союза. Одним из важных достижений на этом направлении стало признание эквивалентности системы ветеринарно-санитарного контроля Киргизии. В соответствии с Решением ВЕЭС от 8 мая 2015 г. № 6 на киргизско-казахстанском участке государственной границы отменен ветеринарно-санитарный контроль (надзор) с 30 мая 2019 г. Россия принимала активное участие в создании и оснащении специализированных лабораторий на территории Киргизии. 

На системной основе ведется работа по ликвидации различного рода ограничений на союзном рынке. С 2016 г. устранен 51 барьер. На заседании ЕМС 4 декабря 2020 г. была утверждена «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза в 2021-2022 гг. (12 позиций).

11 октября 2017 г. в Сочи главы государств-членов ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. – программный документ, определяющий контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создании соответствующей инфраструктуры и развитии кадрового потенциала.

Запущена разработка цифровых проектов: «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», «Унифицированная система поиска «Работа без границ»», «Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС». С 1 июля 2021 г. всеми государствами-членами Союза вводится в промышленную эксплуатацию «Унифицированная система поиска «Работа без границ»».

В 2020 г. на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции разработано мобильное приложение «Путешествую без COVID-19».

Одним из новых и перспективных направлений деятельности ЕАЭС стала работа по введению маркировки товаров средствами идентификации, нацеленная на борьбу с серым импортом и защиту прав потребителей.

Промышленная политика в рамках Союза реализуется государствами-членами в соответствии с пятилетним планом – Основными направлениями промышленного сотрудничества, утвержденными Решением ЕМС от 8 сентября 2015 г. На основе этого документа разработаны, в частности, перечень приоритетных евразийских технологических платформ (в сфере космоса, медицины, информационно-коммуникационных технологий и др.), Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере, учрежден Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению. На заседании ВЕЭС 29 мая 2019 г. в Нур-Султане подписано решение о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС.

Для эффективного использования научного и инновационного потенциала стран Союза в сфере агропромышленного комплекса в ходе ЕМС 26 мая 2017 г. в Казани утвержден Порядок организации совместных НИОКР в данной отрасли. В ходе заседания ВЕЭС 14 мая 2018 г. в Сочи создан Совет по агропромышленной политике ЕАЭС. Он занимается разработкой общей стратегии развития агропромышленного комплекса и скоординированного продвижения союзной продукции на рынки третьих стран. На заседании ЕМС 17 июля 2020 г. было принято распоряжение о разработке карты развития агроиндустрии ЕАЭС – информационного ресурса, который включает сведения о крупных инвестиционных и инновационных проектах в сфере АПК, реализуемых и планируемых к реализации в государствах-членах; направлениях, на которых целесообразно реализовывать проекты в целях ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения; о сельскохозяйственных товарах и ресурсах, по которым наблюдается большая доля импорта на рынке ЕАЭС.

На территориях государств-членов Союза функционирует общий рынок труда; реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам государств-членов ЕАЭС, желающим работать в странах Союза, не требуется оформлять разрешительные документы, такие как патенты или разрешения на работу.

Взаимное признание дипломов, полученных в учебных заведениях государств-членов, производится в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц внутри ЕАЭС уплачивается по резидентной ставке с первых дней работы по найму. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС по заграничным паспортам, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая особенность Договора о ЕАЭС – возможность применения национального режима для трудящихся граждан государств-членов и членов их семей в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В частности, государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

В соответствии со Статьей 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. С вступлением с 1 января 2021 г. в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, подписанного 20 декабря 2019 г., данная категория граждан сможет сформировать, сохранить и реализовать свои пенсионные права на всей территории ЕАЭС независимо от того, в каком государстве приобретен стаж.

На заседании ВЕЭС 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая дополняет имеющиеся в ЕАЭС договоренности по формированию общих рынков новыми инициативами и сферами сотрудничества государств-членов. В орбиту евразийской интеграции были включены такие темы, как образование и наука, здравоохранение, туризм, спорт, торговое межрегиональное сотрудничество. В Декларации указана необходимость стимулирования научно-технического развития, включая проработку совместных проектов в области зеленых технологий, энергосбережения, энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, биоинженерии и нанотехнологий, охраны окружающей среды. Сферы, в которых могут реализовываться кооперационные проекты, дополнены космической деятельностью, ядерными и радиационными технологиями.

В целях реализации Декларации на заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. – ключевой программный документ Союза, разработанный ЕЭК совместно с правительствами государств-членов. Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и перечня конкретных мер и механизмов (332 позиции), сгруппированных в 11 системных блоков по основным направлениям деятельности ЕАЭС:

  1. завершение формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
  2. повышение эффективности функционирования рынков товаров;
  3. совершенствование таможенного регулирования;
  4. обеспечение гарантий качества и безопасности товаров;
  5. формирование цифрового пространства Союза;
  6. выработка механизмов целевого содействия экономическому развитию;
  7. выстраивание системы управления совместными кооперационными проектами, развитие высокопроизводительных секторов;
  8. стимулирование НТП;
  9. повышение эффективности институциональной системы ЕАЭС;
  10. расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта; 11) международная деятельность Союза.

Задачи, зафиксированные в Стратегии, должны быть выполнены к 2025 году. 5 апреля 2021 года Совет ЕЭК утвердил План мероприятий по реализации Стратегических направлений, который содержит наименование конкретных мероприятий по выполнению мер и механизмов программного документа с указанием сроков и результатов их исполнения, а также ответственных исполнителей. В целом в соответствии с Планом предусматривается разработка и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативно-правовых актов Союза, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, а также изменений в национальные законодательства государств-членов.

В целях создания единой площадки для взаимодействия представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС 21 мая 2015 г. в Астане было подписано Соглашение о создании Делового совета Евразийского экономического союза – постоянно действующего координационно-совещательного органа предпринимательских кругов государств-членов Союза. В состав Делового совета вошли Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Национальная палата предпринимателей Казахстана, Киргизский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей. 24 мая 2016 г. на должность Президента Делового совета был назначен бывший председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко.

Согласно Решению ВЕЭС от 1 октября 2019 № 16, уже зарекомендовавший себя Международный выставочный форум «Евразийская неделя» преобразован в Евразийский экономический форум. Мероприятие будет ежегодно проходить поочередно в государстве-члене ЕАЭС, председательствующем в органах Союза, в привязке к заседанию ВЕЭС.

Регулярное наполнение получает международная повестка дня Союза.

Действует Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, регулирующее порядок рассмотрения государствами-членами инициатив по заключению международных договоров с третьими сторонами в формате ЕАЭС, деятельность единой переговорной делегации нашего интеграционного объединения, порядок координации позиций государств-членов в ходе соответствующих переговоров.

Более 50 государств выразили заинтересованность в торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Первое соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом (вступило в силу 5 октября 2016 г.). 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли ЕАЭС-Иран. На заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. подписано решение о начале переговоров с целью заключения постоянного и полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном. 1 октября 2019 г. «на полях» заседания ВЕЭС в Ереване было подписано соглашение о свободной торговле ЕАЭС-Сингапур. 25 октября 2019 г. в г. Москве подписано торговое соглашение между ЕАЭС и Сербией.

Ведутся переговоры по проектам ССТ с Израилем и Египтом, одобрен запуск переговорного трека по либерализации торговли с Индией.

На площадке Комиссии прорабатывается перечень новых потенциальных партнеров ЕАЭС. В частности, созданы совместные исследовательские группы с целью изучения целесообразности заключения ССТ с Монголией и Индонезией, планируется проведение предварительных консультаций с Алжиром по вопросу развития торговых отношений с ЕАЭС.

Налажена практика установления Союзом диалоговых механизмов сотрудничества с государствами и интеграционными объединениями, стремящимися к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и правительствами Узбекистана, Монголии, Перу, Чили, Камбоджи, Сингапура, Южной Кореи, Марокко, Иордании, Индонезии, Эквадора, Кубы, Таиланда, Бангладеш, Фарерских островов, а также с Андским сообществом, АСЕАН, Африканским союзом, Исполкомом СНГ, Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), МЕРКОСУР, Тихоокеанским альянсом, Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (СИЕКА), и Совместная декларация о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греции.

В ходе заседания ВЕЭС 16 октября 2015 г. в Казахстане было принято Распоряжение № 3 «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП)». Данный документ предполагает взаимодействие стран-участниц Союза  по вопросам участия в китайском проекте ЭПШП (в настоящее время называется «Один пояс, один путь»), в том числе по вопросам соответствующих двусторонних меморандумов с КНР и параллельно с переговорами по заключению торгово-экономического соглашения в формате ЕАЭС-КНР.

17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Документ регламентирует вопросы отраслевого сотрудничества, конкуренции, таможенного и технического регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, а также меры защиты внутреннего рынка, санитарные и фитосанитарные меры. 25 октября 2019 г. Соглашение вступило в силу.

21 ноября 2020 г. вступило в силу подписанное 6 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге «на полях» Петербургского международного экономического форума Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР. Оно призвано ускорить процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и Китая, а также повысить транзитную привлекательность стран-участниц Соглашения.

По инициативе есовского Брюсселя, увязывающего налаживание отношений между ЕЭК и Еврокомиссией в полном объеме с выполнением Россией Минских соглашений, свернут политический диалог ЕАЭС и ЕС, в т.ч. по продвижению инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте. Контакты между ЕЭК и Еврокомиссией сведены до экспертного уровня и ограничиваются согласованием технических вопросов (СФС-меры, техрегулирование, таможенная проблематика).

 

 


[1] На заседании ВЕЭС 31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры Евразэс в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.