Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Дании Й.Кофодом, Москва, 9 октября 2020 года
Уважаемые дамы и господа,
Мы провели переговоры с Министром иностранных дел Дании Й.Кофодом. У нас целый ряд актуальных вопросов двусторонней повестки дня, в том числе тех, которые накопились с момента нашей прошлой встречи в Нью-Йорке в сентябре 2019 г. «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН.
Мы отметили, что отношения между Россией и Данией имеют давние традиции добрососедства, взаимоуважения, никогда не омрачались войнами и конфликтами с той поры, когда в 1493 г. был заключен Договор о любви и братстве. Постоянная российская дипломатическая миссия появилась в Дании еще в 1700 г., а в 1893 г. она была преобразована в посольство. Наверное, это одни из самых долгих дипломатических, договорных отношений, которые есть у Российской Федерации с зарубежными партнерами.
К сожалению, мы вынуждены были констатировать, что за последние годы наш политический диалог значительно деградировал. С 2011 г. не было встреч на уровне глав государств и правительств, не реализуется значительный потенциал межпарламентского сотрудничества. Сегодня мы говорили о том, что хорошо бы возобновить такие контакты между нашими парламентариями, как и контакты между различными ведомствами, которые сейчас тоже, по сути дела, «подморожены», и не только по причине коронавирусной инфекции.
С удовлетворением отметили, что диалог между нашими министерствами иностранных дел не прерывался на уровне заместителей, территориальных департаментов и по линии департаментов, которые отвечают за региональные и международные вопросы.
У нас достаточно серьезный товарооборот, но, начиная с прошлого года, он сокращается. В этом году добавились причины, связанные с коронавирусной инфекцией. Но есть и положительные моменты. Датские предприятия, которые работают в России, – а здесь представлено около десятка датских фирм – активно локализуют свое производство на нашей территории. Это «Карлсберг», «Роквул», «Ново Нордиск», «Данфосс», «Грундфос», «Идаванг» и др. Причем есть интерес со стороны новых компаний, которые пока еще не представлены в нашей стране, прийти на российский рынок. Мы это приветствуем.
Договорились о необходимости, как только позволит эпидемиологическая ситуация, провести очередную сессию Российско-Датского Межправительственного совета экономического сотрудничества. Предыдущая сессия состоялась в Москве в феврале 2018 г., очередная должна пройти в Копенгагене. Надеюсь, что это будет полезно для выработки практических шагов, ориентированных на восстановление позитивной тенденции товарооборота, и рассмотрения других возможностей углубления взаимовыгодного экономического и инвестиционного сотрудничества.
Признательны нашим датским коллегам за согласие учредить пост почетного консула Российской Федерации на Гренландии. Кандидатура согласована. Сейчас мы занимаемся завершением бюрократических формальностей.
Также приветствуем позитивные подвижки на культурно-гуманитарном направлении. Партнеры откликнулись на наше предложение провести в Дании в 2022 г. масштабный проект «Русские сезоны», который призван представить широкой датской общественности достижения российской культуры. Такой проект уже реализовывался в ряде других стран Евросоюза.
Очень неплохо развивается сотрудничество в сфере образования. 22 российских вуза участвуют в различных международных мероприятиях, которые проводят их датские коллеги. Больше 20 российских регионов также сотрудничают со своими партнерами в Дании.
В целом мы готовы продвигать сотрудничество на всех направлениях, на которых наши датские коллеги к этому открыты.
Много говорили о региональной, международной повестке дня. В 2021 г. к России переходит председательство в Арктическом совете. Мы уделили большое внимание проблематике этого нашего общего региона.
Говорили и о вопросах безопасности в регионе Балтийского моря. Мы привлекли внимание наших партнеров к беспокоящему нас наращиванию военной активности НАТО в непосредственной близости от российских границ. Подчеркнули, что не видим в этой части Европы, как, собственно, и в целом в Европе, каких-либо проблем, которые требуют военного решения. Подтвердили нашу позицию против конфронтации, за налаживание конструктивного диалога, в том числе между военными ведомствами, военными в целом, как по линии двусторонних отношений, так и в рамках взаимодействия между Россией и НАТО. Напомнили о многочисленных предложениях, которые российская сторона направляла Североатлантическому альянсу, по нормализации ситуации, укреплению доверия в нашем общем регионе, включая предложения о том, чтобы отодвинуть учения от «линии соприкосновения» между Россией и натовскими странами, а также договоренность о согласовании минимальной дистанции, которая должна всегда соблюдаться военно-морскими флотами и военно-воздушными силами. Никакого ответа на эти конструктивные предложения со стороны НАТО мы пока не получили.
Также напомнили нашим датским коллегам о том, что мы давно предлагаем заключить с ними двустороннее межправительственное соглашение об избежании непреднамеренных инцидентов в морском пространстве между нашими странами и в воздушном пространстве над этими водами. Рассчитываем, что, как и другие наши соседи, с которыми у нас есть такие соглашения, Дания рассмотрит это наше предложение. Оно, безусловно, будет способствовать укреплению доверия в целом между нашими государствами.
Мы говорили о кризисе на востоке Украины. Здесь у нас общая позиция, что его нужно преодолевать на основе выполнения Минских договоренностей полностью, в том виде, в котором они были утверждены Советом Безопасности ООН. В этой связи привлекли внимание наших коллег к заявлениям, звучащим из Киева на самом высоком уровне, о необходимости пересмотреть, переделать Минские договоренности как по существу, так и в том, что касается последовательности действий. Это неприемлемо. Мы рассчитываем, что наши европейские коллеги, прежде всего Франция и Германия как соавторы минского «Комплекса мер», не оставят без жесткой публичной реакции подобные провокационные заявления.
Говорили и о других международных, региональных вопросах. Продолжим эту дискуссию за рабочим завтраком, к которому приступим, как только закончим пресс-конференцию.
Считаю, что мы провели очень полезный разговор. Признателен за это моему коллеге и предоставляю ему слово.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать позицию западных стран, в том числе Дании, относительно выборов в Белоруссии?
С.В.Лавров: Позиция по-моему достаточно противоречива. ЕС непросто формулировать единые оценки, которые были опубликованы.
Мы видим (это не является секретом, это происходит на наших глазах), если по-крупному, там противоборствуют две тенденции. Первая всячески подпитывается теми странами, которые являются непосредственными соседями Белоруссии, прежде всего, Литвой и Польшей. Они занимают агрессивную позицию, включая апеллирование к историческим временам, когда существовало Великое княжество Литовское, Речь Посполитая. Эти страны явно движимы достаточно серьезным искушением освоить, так сказать, дополнительное геополитическое пространство. Причем делают это под откровенным неприкрытым лозунгом не допустить, чтобы Белоруссия оставалась вместе с Россией. Надо оторвать Белоруссию от России. Таких в ЕС, насколько я понимаю, меньшинство.
Другая тенденция, которую продвигают ответственные, серьёзные государства, заключается в том, что ЕС не следует повторять ошибки, совершенные в отношении Украины неоднократно, в том числе последний раз в 2014 году. Это в том числе подпитывается пониманием того, о чем я сказал в своем вступительном слове. А именно то, что украинское руководство не хочет и, наверное, не может выполнять Минские договорённости, заключенные при непосредственном активном участии лидеров ЕС - Германии и Франции. Эти две тенденции сталкиваются. Они едва ли могут быть совместимы, поэтому ЕС принимает достаточно обтекаемые заявления, в которых явно чувствуется, что между этими двумя тенденциями есть молчаливое пока большинство, которое очень не хочет «сжигать мосты» и делать заявления, которые потом не смогут реализоваться.
Как не раз говорил Президент России В.В.Путин, выдвинутая Президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко инициатива проведения конституционной реформы является хорошей возможностью наладить общенациональный диалог, в ходе которого все слои белорусского общества могут договориться о том, как они хотят дальше развивать свое государство.
Вопрос (перевод с английского): Хотел бы попросить Вас несколько подробнее осветить российско-датские отношения в связи с инцидентами в Балтийском море, нарушениями воздушного пространства, участием датских судов в учениях в Баренцевом море?
С.В.Лавров: Хочу еще раз подтвердить то, что уже сказал. Мы заинтересованы в стабильной, безопасной обстановке на нашей границе со всеми нашими соседями, в том числе с Данией.
Случаются инциденты. Помним шум, поднявшийся в августе, когда нас обвинили в том, что российский военный самолет нарушил воздушное пространство Дании на несколько минут. Повторю, наши военные строго следуют всем международным нормам. Для того, чтобы не было недопониманий, мы предложили нашим датским соседям заключить соглашение об избежании непреднамеренных инцидентов в морских водах и воздушном пространстве над ними. Если бы такое соглашение было заключено, был бы механизм реагирования на любые озабоченности, любые подозрения с той или иной стороны. Подчеркну, что такие соглашения у нас есть со всеми соседями - прибрежными арктическими странами, кроме Дании. Равно как со всеми нашими соседями, включая Норвегию, Швецию, Финляндию, у нас есть устойчивые механизмы контактов по линии военных.
Дании мы делали такое предложение многократно. Наши датские коллеги все еще думают. Сегодня обо всем этом напомнили. Мне кажется, что если есть искренняя заинтересованность в деэскалации обстановки, в преодолении каких-то конфронтационных тенденций в атмосфере наших отношений, то здесь нужно руководствоваться конкретными делами. Дел мы пока не видим, в том числе со стороны НАТО, которой мы предложили целый ряд мер по деэскалации обстановки, касающихся и военных учений, и соблюдения дистанции между военными кораблями и военными самолетами, и использования транспондеров военной авиации, от чего НАТО категорически отказывается. Нам здесь скрывать нечего. Несколько «мячей» на стороне наших соседей. Будем ждать какой-то реакции.
Вопрос (перевод с английского): Как бы Вы могли прокомментировать просьбу относительно почетного консульства в Нууке?
С.В.Лавров: Чем объясняется наша просьба к датскому руководству дать согласие на назначение Почетного консула России на Гренландии, для меня странный вопрос.
Мы соседи. Мы хотим сотрудничать. У нас есть достаточно устойчивые экономические, культурные связи с Фарерскими островами и Гренландией. Датское руководство об этом прекрасно осведомлено. И тот факт, что наше обращение с просьбой поддержать кандидатуру Почетного консула на Гренландии была достаточно оперативно поддержана, говорит о том, что в Копенгагене заинтересованы в том, чтобы наши отношения развивались. Мы это ценим.
Вопрос (перевод с английского): Вы говорите о доверии между Россией и ЕС, но через несколько дней, как ожидается, ЕС предложит новые санкции в отношении России в связи с отравлением А.Навального. Как Вы считаете, куда это приведет двусторонние отношения?
С.В.Лавров: Отношения между Россией и ЕС активно деградируют. Мы видим, как в дополнение к давно известному весьма агрессивному русофобскому меньшинству добавляются и попытки в серьезных, староевропейских странах, так сказать, возглавить это движение, в том числе в Германии. Нас это печалит, но мы ничего не можем с этим поделать.
Наша позиция открытая, честная. Все эти годы мы говорили ЕС, что не понимаем причин, по которым они стали разваливать все механизмы сотрудничества с 2014 года: саммиты, заседания Постоянного совета партнерства, двадцать с лишним секторальных диалогов. Все это было нашей повесткой дня, тканью нашего сотрудничества. Четыре общих пространства, Партнерства для модернизации и многое другое.
ЕС прервал все эти отношения после того, как Франция, Германия и Польша посредничали в феврале 2014 года на Украине, достигли договорённостей, подписанных тогдашним Президентом В.Ф.Януковичем и оппозицией. Франция, Германия и Польша поставили свои подписи под этой договоренностью, положив тем самым на чашу весов весь авторитет ЕС, только для того, чтобы утром следующего дня увидеть, как оппозиция разорвала это соглашение, по сути дела, наплевав на обязательства, которые взяли на себя три европейские столицы, а вместе с ними Евросоюз. ЕС не только не произнес ничего с осуждением подобного рода действий, а по сути, поддержал их, несмотря на то, что новые власти, осуществив антиконституционный государственный переворот, сразу заявили о том, что будут проводить антироссийскую политику, о необходимости отменить законы, гарантировавшие права русского языка, о необходимости выгнать русских из Крыма. ЕС все это, по крайней мере, молчаливо принимал. От собственного бессилия остановить надругание над репутаций ЕС, против нас же были введены санкции только за то, что мы поддержали справедливость и тех, кто отказался на Украине и в Крыму принимать антиконституционный переворот. За это против нас были введены санкции и остановлены все каналы сотрудничества.
Мы слышим объявления, угрозы, предупреждения о том, что в понедельник на Совете министров иностранных дел будут введены санкции. Уже перечисляются некие персонажи, которые будут подвергнуты этим наказаниям за то, что был отравлен А.Навальный.
Нас уже не удивляет, что ЕС действует без суда и следствия. От нас требуют провести расследование. Никаких фактов нам не предоставляют. Германия, заявляя что это дело уже не двустороннее, а международное, отправляет в ОЗХО. «Они все туда сообщили, там все знают». Мы идем в эту Организацию. Там нам сначала лгут о том, что запрос от Германии не поступил. Потом признаются, что поступил. Целый месяц они рассматривают этот запрос. В итоге выпускают достаточно короткое и сдержанное объявление о том, что обнаруженное вещество похоже на что-то. Не называется «Новичок», но это вещество не входит в запрещенные списки. На вопрос, который мы задаем, могут ли они объяснить, что обнаружили и где результаты исследования, нам говорят, что запрос поступил от Германии, поэтому это «германское дело», «идите к немцам». Идем к немцам, а там опять, как у нас говорят, «сказка про белого бычка».
Наш коллега много раз сегодня на переговорах и здесь сейчас говорил о необходимости уважать международное право. Мы полностью с этим согласны. К сожалению, Германия пренебрегает своими обязательствами по международному праву. Четыре запроса российской Генеральной прокуратуры были направлены в соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам. По этой конвенции ответы должны были быть предоставлены. Вместо этого слышим отговорки и совершенно абсурдные заявления о том, что Россия должна сама расследовать это преступление. Мы не можем расследовать дело, по которому у нас нет каких-либо фактов.
Наши следственные органы опросили около 200 свидетелей. Так и не смогли добиться ясного ответа от ворвавшихся в комнату гостиницы в Томске после того, как А.Навальный оттуда выписался. Нет объяснений, почему они стали забирать оттуда предметы, которые потом были, как я понимаю, без огласки перемещены в Германию и объявляются теперь доказательством того, что отравление было осуществлено. Но если это вещественное доказательство, так тем более надо вместе расследовать этот вопрос. Но для этого нам нужны факты, которые немцы категорически отказываются предоставлять.
Было сделано предложение о совместной работе. Оно было высокомерно проигнорировано. Нас очень тревожат тенденции возрождения высокомерия в Германии. Это плохой процесс. Надеемся, что здравые голоса, которые слышны в ФРГ, все же возобладают, и Германия будет вести себя ответственно.
Официально мы обратились в ОЗХО. Если они не могут нам показать то, что сделали в ответ на общение Германии, то мы сами к ним обратились. Пригласили их экспертов приехать сюда, и вместе с нами разобраться с теми фактами, которые у нас есть. На большее мы не можем пойти физически. Нам необходимо взаимодействие.
То, что будут объявлены санкции, как анонсируется, без какого-либо доказательства, даже без завершения расследования, на котором настаивают Германия и прочие европейские страны, и которое мы не можем без их содействия провести, нас не удивляет. Такое мы видели, когда пару лет назад было отравление в Солсбери. Кстати, Скрипали, как и А.Навальный, прекрасно себя чувствуют. Живы, здоровы. Только их никому не показывают, как не показывают А.Навального. Но тогда были введены санкции без установления истины. Британские власти заявили, что «хайли лайки», скорее всего, есть серьезные основания полагать, что это сделали российские представители. Под эту сурдинку заставили подавляющее большинство членов ЕС выгнать российских дипломатов. И американцев тоже ввели в заблуждение, какое количество будет выгонять Европа. Помните эту историю. С тех пор я не раз спрашивал у моих европейских коллег в доверительных контактах (не буду называть с кем конкретно общался, но у меня было несколько таких разговоров) предъявили ли англичане им что-нибудь в доверительном, конфиденциальном плане помимо того, что они публично в стиле «хайли лайкли» произнесли. Нам сказали, что нет, ничего не предъявили, но обещали в скором времени завершить расследование и ознакомить с фактами. Я не поленился и некоторое время назад в контактах с теми же моими коллегами из Европы спросил: «Все-таки передали из Лондона то, что обещали?» Потупив глаза, все мои собеседники сказали: «Нет, пока ничего не передали». Уверен, что скорее всего, так будет и в этой истории, которая чем дальше, тем больше вызывает вопросы, на которые мы не можем дать сами ответы.
Если те, кто громогласно нас обвиняют и требуют наказать виновных, будут продолжать исходить из того, что дескать, они цивилизованные страны — Германия, Франция, Швеция, целый ЕС— и вы нам не верите? Я так не рекомендую никому разговаривать ни с Россией, ни с любым другим государством. Это просто мания величия и полное неуважение к партнерам.