Публикатор

17.11.2119:16

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 17 ноября 2021 года

2343-17-11-2021

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О предстоящем расширенном заседании Коллегии МИД России с участием Президента Российской Федерации
  2. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Узбекистан А.Х.Камиловым
  3. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Швеции А.Линде
  4. О предстоящих переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Ливанской Республики А.Бу Хабибом
  5. О XXXVII заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России
  6. О ситуации на азербайджано-армянской границе
  7. О текущей ситуации в Афганистане
  8. О высказываниях Генсекретаря НАТО по России
  9. Об антироссийских заявлениях Министра иностранных дел Великобритании Э.Трасс
  10. О подписании Великобританией и Украиной соглашения об укреплении сотрудничества в военной сфере
  11. О публикации в издании «Die Welt» о битве под Москвой осенью 1941 г.
  12. О годовщине начала Нюрнбергского процесса
  13. О завершении наступательной Прибалтийской операции советских войск
  14. О награждении В.С.Пащенко медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (посмертно)
  15. О текущей ситуации в Боснии и Герцеговине
  16. О ситуации вокруг американской дипломатической собственности в Йемене
  17. О Рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта ЮНЕСКО
  18. О 55-летнем юбилее Организации Объединенных Наций по промышленному развитию
  19. О передаче российской продовольственной помощи Лаосской Народно-Демократической Республике
  20. О поставках российской вакцины «Спутник Лайт» в Киргизию
  21. О работе «Школы реальной журналистики» в Киргизии

Из ответов на вопросы:

  1. О миграционном кризисе на польско-белорусской границе
  2. О российско-казахстанских отношениях
  3. О ситуации вокруг В.А.Балашова
  4. О приостановке процедуры сертификации «Северного потока – 2»
  5. О призывах к России повлиять на Белоруссию в ситуации с мигрантами
  6. О российско-американских контактах на женевской площадке
  7. О действиях западных партнеров по искусственному нагнетанию напряженности в акватории Чёрного моря
  8. О присутствии иностранных военных на территории Украины
  9. О ситуации в Афганистане
  10. Об «обвинениях» России в миграционном кризисе на польско-белорусской границе
  11. Об оказании Россией гуманитарной помощи Донбассу
  12. О ситуации на армяно-азербайджанской границе
  13. О действиях России по сохранению режима прекращения огня и защите мирного населения Карабаха

 

О предстоящем расширенном заседании Коллегии МИД России с участием Президента Российской Федерации

 

18 ноября состоится расширенное заседание Коллегии Министерства иностранных дел России с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина.

В мероприятии ожидается участие руководства Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента России, а также министерств и ведомств, участвующих в реализации внешнеполитического курса страны.

С момента последней очной встречи Президента России с руководством центрального аппарата и загранучреждений МИД летом 2018 г. в России и мире произошел целый ряд значимых событий. В нашей стране были приняты поправки в Конституцию, утверждены новые национальные цели развития, обновлена Стратегия национальной безопасности России.

Международная обстановка характеризуется сложными и противоречивыми тенденциями. Ускорилось перераспределение баланса сил в мире, что в ряде случаев спровоцировало нарастание межгосударственных противоречий. Вместе с тем открываются и новые возможности для конструктивного международного сотрудничества в различных областях, таких как борьба с пандемией и другими общими вызовами и угрозами.

Упомянутые факторы, безусловно, имеют серьезную проекцию на формирование и реализацию отечественной внешней политики. Ожидаем, что новые задачи будут поставлены перед дипслужбой в установочном выступлении Президента России В.В.Путина.

 

Назад к оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Узбекистан А.Х.Камиловым

 

18 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет переговоры с Министром иностранных дел Республики Узбекистан А.Х.Камиловым в рамках его рабочего визита в Москву.

Министры сверят «часы» в преддверии предстоящего визита Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева в Российскую Федерацию, проведут обзор готовности документов, подлежащих подписанию «на полях» российско-узбекистанского саммита.

Будет рассмотрен ряд наиболее актуальных вопросов российско-узбекистанских отношений, международной и региональной повесток дня.

 

Назад к оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Швеции А.Линде

 

Как уже сообщалось в ходе прошлого брифинга, 19 ноября состоятся переговоры главы российского внешнеполитического ведомства С.В.Лаврова с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Швеции А.Линде. В ходе встречи будет обсужден широкий спектр вопросов текущей работы ОБСЕ с акцентом на подготовку к заседанию Совета министров иностранных дел (СМИД) этой Организации, запланированному на 2-3 декабря с.г. Кроме того планируется уделить особое внимание деятельности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине и работе Контактной группы.

Министры иностранных дел России и Швеции рассмотрят актуальные вопросы двусторонних отношений и взаимодействие в региональных форматах, прежде всего в контексте председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг.

 

Назад к оглавлению

 

О предстоящих переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Ливанской Республики А.Бу Хабибом

 

20-23 ноября в Москве с рабочим визитом будет находиться Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Ливанской Республики А.Бу Хабиб. 22 ноября (в этот день в Ливане отмечается национальный праздник - День независимости) переговоры с ним проведет Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.  

В ходе предстоящей встречи предполагается осуществить обстоятельный обмен мнениями по актуальным темам международной и региональной повестки дня. Особое внимание будет уделено развитию обстановки в Ливане. Планируется предметно рассмотреть комплекс вопросов развития традиционно дружественных двусторонних отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество и гуманитарные связи.

С удовлетворением отмечаем регулярный характер российско-ливанского политического диалога, включающего контакты как с официальными властями Ливанской Республики, так и ведущими политическими силами этой страны, обоюдный настрой Москвы и Бейрута на дальнейшее расширение взаимодействия в различных областях.

Россия неизменно выступает в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности Ливанской Республики. Поддерживаем усилия недавно сформированного ливанского правительства во главе с Премьер-министром Н.Микати, направленные на создание необходимых условий для преодоления переживаемого страной затяжного социально-экономического кризиса и обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в соответствии с конституцией Ливанской Республики. Исходим из того, что все острые вопросы национальной повестки дня Ливана должны решаться в правовом поле по взаимному согласию его ведущих политических сил без диктата извне.

 

Назад к оглавлению

 

О XXXVII заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России

 

24 ноября под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится XXXVII заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России. В нем примут участие входящие в состав Совета губернаторы, руководящие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Главная тема повестки дня – развитие культурных связей регионов России с иностранными партнерами.

Растущее значение культуры и в целом гуманитарной составляющей – одна из тенденций мировой политики. По своему культурно-духовному потенциалу и вкладу в развитие человеческой цивилизации Россия по праву является одной из ведущих культурных держав мира. Поэтому активная культурная политика на этом направлении – один из важнейших внешнеполитических ресурсов нашей страны. Весомую лепту в его использование вносят регионы России.

В ходе встречи планируется обсудить текущее состояние, задачи и перспективы международных культурных связей субъектов Федерации, а также выработать нацеленные на достижение практических результатов рекомендации.

 

Назад к оглавлению

 

О ситуации на азербайджано-армянской границе

 

Из заявлений официальных представителей Баку и Еревана видно, что стороны диаметрально противоположно оценивают ситуацию и обвиняют друг друга в произошедшем.

Россия находится в контакте и с Азербайджаном, и с Арменией для перевода ситуации в мирное русло.

Вчера состоялся телефонный разговор Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном. Министр обороны России С.К.Шойгу провел телефонные разговоры с азербайджанским и армянским коллегами. В результате этих посреднических усилий боестолкновения прекратились с вечера вчерашнего дня.

Продолжается совместная работа с целью снятия напряженности. Призываем обе стороны проявлять сдержанность, не допускать новых инцидентов и решать все споры исключительно политико-дипломатическим путем.

Готовы и далее оказывать сторонам содействие в интересах поддержания мира и стабильности в регионе.

Последние события подтверждают всю важность скорейшего запуска процесса делимитации и последующей демаркации азербайджано-армянской границы и начала работы соответствующей совместной комиссии на основе ранее представленных российских предложений.

Что касается деятельности сопредседателей (Россия, США, Франция) Минской группы ОБСЕ, то вы, наверное, видели их совместное заявление от 15 ноября с.г., в котором они выражают глубокую обеспокоенность в связи с недавними пограничными инцидентами.

Сопредседатели продолжают активные посреднические усилия. 10 ноября с.г. в Париже «на полях» Генассамблеи ЮНЕСКО состоялись их раздельные и совместные встречи с министрами иностранных дел Азербайджана Д.А.Байрамовым и Армении А.С.Мирзояном. Сейчас «тройка» находится в Вене для обсуждения текущей обстановки.

Вновь отмечаем важность скорейшей организации поездки сопредседателей в регион.

Поступили также вопросы касательно возможности задействования положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г., а также механизмов ОДКБ.

Россия серьезно относится как к своим двусторонним, так и многосторонним обязательствам. По двусторонней линии проводятся соответствующие консультации. Что касается Организации Договора о коллективной безопасности, то, по нашей информации, там внимательно следят за ситуацией на армяно-азербайджанской границе.

 

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Афганистане

 

Обеспокоены сохраняющейся террористической активностью в Афганистане. Решительно осуждаем произошедшие в этой стране за последнюю неделю теракты: в районе Спингар афганской провинции Нангархар 12 ноября с.г. и в шиитском районе Кабула (Дашти Барчи) 13 ноября с.г. Есть жертвы. Выражаем соболезнования родным и близким погибших, желаем раненым и пострадавшим скорейшего выздоровления.

Вопросы противодействия исходящей с афганской территории террористической угрозе обсуждались на очередном заседании расширенной «тройки» по Афганистану, состоявшемся в Исламабаде 11 ноября с.г. В совместном заявлении участники встречи призвали Движение талибов разорвать связи со всеми международными террористическими организациями и подтвердили ожидание, что талибы выполнят свое обещание по предотвращению использования территории Афганистана против стран-соседей, других стран региона и мира в целом. Стороны также выразили обеспокоенность сложной гуманитарной и социально- экономической обстановкой в этой стране, подчеркнув важность международной гуманитарной поддержки.

В рамках сверки подходов по содействию афганскому урегулированию 15 ноября с.г. в Москве состоялись консультации Специального представителя Президента Российской Федерации по Афганистану З.Н.Кабулова со Специальным представителем США по Афганистану Т.Уэстом. Обсуждалась текущая ситуация в Афганистане, а также дальнейшая координация международных усилий по достижению устойчивого мира и постконфликтному восстановлению этой страны.

 

Назад к оглавлению

 

О высказываниях Генсекретаря НАТО по России

 

Услышали ряд заявлений от западных партнеров относительно ситуации на польско-белорусской границе с обвинениями в адрес России. Хотелось бы прокомментировать некоторые их них и в этом контексте, и исходя из антироссийской риторики.

НАТО продолжает информационную обработку населения стран Европы, убеждая людей в том, что источником нестабильности на континенте является Россия и ее «агрессивное» поведение. Недавно Генсекретарь альянса использовал для этого заседание 73-й сессии Северного совета, где опять повторил уже вошедшие в его плохую традицию обвинения нашей страны во вмешательстве в дела других государств. При этом никаких доказательств, как обычно, не привел. Попросту использовал заготовки, отработанные и апробированные штампы для агитации в пользу повышения активности НАТО в северных широтах, для втягивания Финляндии и Швеции в процесс милитаризации Арктического региона, превращая его из зоны сотрудничества в пространство для геополитической конкуренции.

Хочу обратить внимание на того, кто на самом деле является виновником роста конфронтации в Европе и непосредственно в упомянутом регионе. Не Россия, а союзники по Североатлантическому блоку сделали все, чтобы воссоздать разделительные линии на континенте. Об этом говорят факты. Они развалили ключевые элементы обеспечения евробезопасности (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Договор по открытому небу). Девальвировали диалоговые механизмы с Россией. По вине альянса Совет Россия-НАТО превратился из площадки для консультаций, механизма выработки совместных решений, управления проектами сотрудничества в «сцену» для чтения политических нотаций, причем в формате монолога. Ответной речи не предусмотрено. Последовательно и целеустремленно создавались неприемлемые условия для работы российских дипломатов.

Натовцы готовы заниматься всем чем угодно, кроме предметного рассмотрения путей снижения военно-политической напряженности. Уходят от обсуждения мер по предотвращению военных инцидентов, отказываются от моратория на размещение в Европе ракет средней и меньшей дальности. Не замечают расширения контингентов собственных стран на европейском континенте, стягивания их к границам нашей страны.

Говоря об оборонительном характере своего союза, альянс агрессивно расширяет орбиту своих интересов. Делается это не в теории, а на практике. Давит на балканские страны, с тем чтобы они форсировали переход своих вооруженных сил на стандарты НАТО. Накачивает вооружениями Украину и Грузию. В планах имеется программа по закреплению в Центральной Азии. Такая практическая мечта.

Всё говорит о том, что НАТО уже давно превратилась из оборонного союза в инструмент для продвижения геополитических интересов и обеспечения, как им кажется, доминирующего положения коллективного Запада в мировых делах, не имеющего ничего общего с подлинными интересами укрепления безопасности в Европе и в евроатлантическом регионе. С настоящим доминированием, которое основывалось бы на лидерстве, нет ничего общего. Это «колос на глиняных ногах».

 

Назад к оглавлению

 

Об антироссийских заявлениях Министра иностранных дел Великобритании Э.Трасс

 

Обратили внимание на опубликованные в «Санди Телеграф» антироссийские высказывания министра иностранных дел Великобритании Э.Трасс, попытавшейся возложить на Москву ответственность за миграционный кризис на белорусско-польской границе и призвавшей страны Европы выступить с Лондоном единым фронтом против газопровода «Северный поток-2». Лучше бы рассказала в этой статье, как замерзают люди в ее королевстве, какие данные статистики есть на этот счет и какие меры рекомендуются подданным Её Величества для согревания вместо того, чтобы заниматься подобными выпадами в адрес России.

Рассматриваем эти заявления как очередное подтверждение недружественной линии Лондона по отношению к России и стремление закрепить за собой лидирующие позиции в лагере недоброжелателей нашей страны. В этом нет никакого откровения. Новаторства тоже. Повторение старого. Зачем? Для чего? Тем более так неуклюже. Не знаю.

В Лондоне намеренно игнорируют гуманитарную подоплеку кризисной ситуации, складывающейся на белорусско-польской границе. Полностью замалчивается наличие прямой связи между нынешними событиями и массированным, масштабным, колоссальным по размахам и объемам  британским участием в военных интервенциях в Ираке, Афганистане и событиях в Сирии. Всё это не просто убивало людей и разрушало государственность, но и уничтожило экономику этих стран. В статье не написано ни слова о том, что именно эти действия, в первую очередь Британии (она уступает в этом только своему старшему брату – США),  вынудили значительную часть населения упомянутых стран направиться в другие части света даже ни столько в поисках лучшей жизни, сколько возможности выжить.

Недоумение вызывает и воинственная риторика Лондона в отношении газопровода «Северный поток-2». Каким образом призывы Э.Трасс соотносятся с сохраняющимися кризисными явлениями на топливном рынке самой Великобритании и планами по декарбонизации экономики? Это интересный вопрос. Может быть, на этот счет тоже следует порассуждать на страницах британской прессы. Всё это становится примером только одного – двойных стандартов и нечистоплотной конкуренции.

Лучше британскому внешнеполитическому ведомству и его руководителю заниматься нормализацией межгосударственных связей с нашей страной, а не повторять печальный опыт своих предшественников, усердно стремившихся их демонтировать.

 

Назад к оглавлению

 

О подписании Великобританией и Украиной соглашения об укреплении сотрудничества в военной сфере

 

13 ноября с.г. было объявлено о подписании Великобританией и Украиной рамочного соглашения о сотрудничестве в военно-морской сфере, предусматривающего выделение Киеву кредита в размере 1,7 млрд ф.ст. на десять лет. Планируется, что средства будут направлены на приобретение или строительство кораблей, а также на возведение баз в Очакове и Бердянске для украинских ВМС. Речь идет о юридическом оформлении двусторонних договоренностей по взаимодействию в военной и военно-технических сферах по итогам визита президента Украины В.А.Зеленского в Великобританию в 2020 г.

Расцениваем данный факт как очередное практическое доказательство наращивания британской военной активности в граничащих с Россией государствах и, в частности, на Украине. Это к вопросу о предыдущей теме и о высказываниях, которые позволили себе британский министр и глава НАТО о якобы создаваемой Россией напряженности в Европе. Фактов нет. А то, что я говорю – это факты. Я привожу конкретные документы и их названия. Конкретные цифры указаны в этих конкретных документах. Здесь нет никаких сомнений, что всё вышеперечисленное является фактором нестабильности и дестабилизации ситуации на европейском континенте.

Если ранее речь шла о содействии со стороны Лондона в подготовке украинских военнослужащих (в рамках операции «Орбитал»), то теперь следует говорить о распространении взаимодействия на военно-морскую сферу и поставки вооружений (по имеющейся информации, предполагается закупка в Британии двух ракетных катеров и двух тральщиков).

Полагаем, что подобное рвение Лондону стоило бы проявлять не в деле дестабилизации обстановки на российских границах, а в усилиях по урегулированию конфликта и, прежде всего, в побуждении Киева к строгому соблюдению «Комплекса мер» по выполнению Минских соглашений. Вместо этого фактическое поощрение англичанами реваншистских планов Киева создает реальные риски для региональной безопасности. Это риски и для проживающего там мирного гражданского населения.

Мы, безусловно, вынуждены учитывать все эти обстоятельства и принимать адекватные меры.

 

Назад к оглавлению

 

О публикации в издании «Die Welt» о битве под Москвой осенью 1941 г.

 

Обратили внимание на недавнюю статью в немецкой газете «Die Welt» под заголовком «78 дивизий вермахта должны были взять Москву. Но тут началась распутица». Я процитировала не название художественного фильма и даже не главу в диссертации. Это статья в СМИ. Автор данного материала, возможно, внутренне претендовал на некую историчность. На самом деле получилось наоборот. Материал получился псевдоисторическим.

Автором является редактор исторической рубрики этого издания С.Келлерхоф – человек довольно известный, но скандальной репутацией, т.к. в 2019 г., он поставил под сомнение значимость сражения под Прохоровкой и договорился до того, что установленный там памятник советским танкистам стоило бы снести, поскольку он якобы не отвечает критериям исторической достоверности). Этот самый человек, рассказывающий нам, потомкам людей, отдававших свои жизни, чьи судьбы были сломаны, не считавшихся ни с чем, начиная со здоровья, заканчивая интересами, для того, чтобы иметь надежду на выживание, а потом подарить её нам, обеспечив мирное, достойное существование будущим поколениям. И этот человек нам рассказывает, какие памятники сносить, какие устанавливать? Не надо. Мы знаем. Хорошо запомнили урок.

Эти безумные, бездушные и неправовые попытки продолжились. С.Келлерхоф пошел еще дальше и заявил на страницах газеты о том, что едва ли не единственными причинами поражения гитлеровцев под Москвой, с его точки зрения, являются дожди и проблемы с материально-техническим обеспечением. Якобы вермахт застрял на подступах к советской столице и просто не добрался до Москвы из-за непогоды, хотя дорога туда была открыта. Ощущаются симпатии автора к собственным предкам и разочарование в постигшей их неудаче. Предки не те, которые защищали свою собственную страну от врага, шедшего под знаменами уничтожения всего живого, а симпатия как раз к тем, кто шел под этими знаменами по земле чужой страны, убивая всё на своем пути. О героизме и самоотверженности стоявших насмерть советских воинов он не проронил ни слова. Ведь есть немецкие исторические хроники, источники, написанные в том числе и солдатами вермахта, повествующими о тех событиях. Можно же было к ним обратиться.

Такой подход не нов. К сожалению, в последнее время все чаще приходится наблюдать попытки (как в ФРГ, так и на Западе в целом) переписать историю, умалить подвиг Красной армии, сумевшей в тяжелейших условиях остановить, а затем и отбросить врага от Москвы, перейти в наступление и освободить Европу от «коричневой чумы». Остается только удивляться, каким образом подобные, по сути, реваншистские и реабилитирующие агрессора публикации в германских СМИ соотносятся с декларируемым официальным Берлином курсом на покаяние и историческое примирение по итогам Второй мировой войны, нашедшим отражение в т.ч. в выступлениях Федерального президента ФРГ Ф.-В.Штайнмайера 18 июня с.г. в связи с 80-ой годовщиной нападения нацистской Германии на Советский Союз, а также по поводу отмечаемого в ФРГ 14 ноября с.г. Дня памяти и скорби.

Обычно мы приглашаем в нашу страну друзей, гостей, партнеров, людей, с которыми мы выстраиваем отношения, сотрудничество, которых мы уважаем, любим, ценим. Наверно, я сделаю исключение, как у нас говорится, «через не хочу». Я не хочу приглашать этого автора к нам, но у него есть возможность исправить свою ошибку (может, намеренную ошибку)приехав и посмотрев на ту самую дорогу, по которой шли солдаты вермахта. Зря он пишет, что они не дошли до Москвы. Они практически дошли. Пусть немецкий автор увидит количество установленных памятников, среди которых не просто архитектурные сооружения, а могилы. Там лежат наши солдаты, которые своими телами, судьбами, жизнями, силой воли и духа защищали этот самый город. Возможно, он что-то переосмыслит и передумает. Эти памятники находятся через каждые несколько километров. Там всегда есть венки и живые цветы. У них проходят торжественные мероприятия 9 Мая. Возможно, он увидит нашу традицию – как к этим памятникам приезжают молодожены, которые только начинают свою совместную жизнь. Эта странная для него традиция объясняется одним: начиная свою совместную жизнь и выстраивая свое будущее наши люди помнят, кто дал им такую возможность.

Не очень понятно, по какому праву немецкие авторы, и тем более СМИ, пишут такие псевдонаучные «опусы».

 

Назад к оглавлению

 

О годовщине начала Нюрнбергского процесса

 

76 лет назад, 20 ноября 1945 г., в Нюрнберге начался судебный процесс над главными военными преступниками Второй мировой войны.

Соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси» было заключено 8 августа 1945 г. в Лондоне. Там же был принят и Устав Международного военного трибунала (МВТ).

Перед судом предстали 24 главных нацистских преступника. МВТ рассмотрел тысячи документов, допросил 116 свидетелей и принял сотни тысяч письменных показаний. На 403 открытых судебных заседаниях трибунала были вскрыты ужасающие преступления нацистов в годы Второй мировой войны. 1 октября 1946 года процесс завершился оглашением сурового, но справедливого приговора.

Современная демократическая Россия неоднократно заявляла о своей приверженности принципам, провозглашенным на Нюрнбергском процессе. Их соблюдения мы ожидаем и от всех других участников Организации Объединенных Наций. Опыт Нюрнберга показывает, что осуществление международного правосудия должно быть результатом коллективных усилий всех заинтересованных государств-членов ООН. Только в этом случае вердикты органов международного правосудия будут пользоваться должным авторитетом у мирового сообщества. Совершенно недопустимо, чтобы роль «международного судьи», под каким бы то ни было предлогом, брало на себя отдельное государство или военно-политический блок, не считаясь при этом с мнением других стран и международных организаций.

Казалось бы, незыблемость принятых в Нюрнберге решений очевидна и неоспорима. Однако в наши дни все чаще получают распространение суждения, имеющие целью фактически пересмотреть постановления Трибунала, извратить их суть, так или иначе, оправдать нацистов, их пособников и совершенные ими злодеяния. Искажаются представления о жертвах войны и военных преступлений. В ответ на эти попытки считаем важным и сегодня всемерно способствовать сохранению принципов Нюрнбергского процесса, поддержанию духа его справедливых решений во имя упрочения авторитета международного права как неотъемлемой и необходимой основы современного цивилизованного общества.

 

Назад к оглавлению

 

О завершении наступательной Прибалтийской операции советских войск

 

24 ноября 1944 г. завершилась стратегическая наступательная операция войск Ленинградского, 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов и части сил Балтийского фронта по освобождению Латвии, Литвы и Эстонии от немецко-фашисткой оккупации.

Германия рассматривала Прибалтику как «жизненно важное пространство», которое является буфером между Восточной Пруссией и СССР и дает свободу для маневров на Балтийском море. Иллюзии прибалтийских республик в отношении оккупационного режима Третьего рейха прошли довольно быстро – нацисты не планировали дать Прибалтике независимость. Гитлеровские войска стали активно проводить политику террора и геноцида при участии местных коллаборационистов. В состав гитлеровской группировки войск вошли 2 латышские и 2 эстонские пехотные дивизии.

В ходе Прибалтийской стратегической наступательной операции (14 сентября - 24 ноября 1944 г.) было задействовано 900 тыс. военнослужащих Красной армии, около 17,5 тыс. орудий, 3 тыс. танков и 2,6 тыс. боевых самолетов. В освобождении своей земли от захватчиков помимо советских войск принимали активное участие 16-я литовская стрелковая дивизия, 8-й эстонский и 130-й латышский стрелковый корпус. Безвозвратные потери Красной армии, при освобождении Прибалтики составили 61,5 тыс. человек.

За годы войны нацисты и их пособники в ходе карательных операций, казней, охраны концлагерей уничтожили в Латвии свыше 300 тыс, мирных жителей и примерно столько же военнопленных, в Эстонии — около 61 тыс. гражданских и 64 тыс. пленных советских воинов, в Литве - 150 тыс. мирных жителей и 230 тыс. военнопленных. Прибалтийские коллаборационисты принимали непосредственное участие в проводимой нацистами политике по уничтожению еврейского населения.

Сегодня прискорбно наблюдать, как предается забвению героический подвиг советских войск, которые плечом к плечу вместе с латышами, литовцами и эстонцами сражались за освобождение Прибалтики от фашизма и нацизма, демонтируются и сносятся под предлогом пропаганды коммунизма памятники Воинам-освободителям.

В последнее время на Западе предпринимаются попытки героизации тех, кто выступал под вражескими знаменами, называя их «поборниками независимости», уделяется повышенное внимание «оккупационной» проблематике, деятельности коллаборационистов, которые тесно сотрудничали с нацистами. Такого рода шаги направлены на пересмотр итогов Второй мировой войны, героизацию нацистов и их пособников, а также обоснование материальных и территориальных претензий к современной России.

 

Назад к оглавлению

 

О награждении В.С.Пащенко медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (посмертно)

 

Сегодня в Москве в Министерстве обороны России проходит торжественная церемония передачи высшей государственной награды родственникам младшего сержанта Пащенко Василисы Сергеевны, геройски погибшей при освобождении Чехословакии в апреле 1945 г. Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 16 августа 2021 г. № 465 ей присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

С инициативой о ее награждении выступили неравнодушные граждане Чехии. Идея была поддержана чешскими муниципальными властями и военно-историческими клубами. Большую работу провели российские дипломаты и непосредственно наше Посольство в Праге.

19 апреля 1945 года в составе экипажа самолета А-20 «Бостон» воздушный стрелок-радист В.С.Пащенко выполняла боевую задачу в районе железнодорожной станции Брно. Самолет подвергся обстрелу вражеской зенитной артиллерии и был подбит. По свидетельствам местных жителей, после падения самолета на территории неприятеля В.С.Пащенко выжила и отстреливалась из пулемета до последнего патрона. Для подавления ее сопротивления нацистам пришлось вызвать бронетехнику. Предпочитая смерть плену, В.С.Пащенко застрелилась из табельного оружия и была захоронена местными жителями в братской могиле недалеко от места гибели.

В 2012 году усилиями российской стороны на здании муниципалитета поселения Лоденице была открыта мемориальная доска в память об экипаже бомбардировщика.

Награждение В.С.Пащенко Президентом Российской Федерации – пример сохранения памяти о великом подвиге и о том, кто и какой ценой победил нацизм, освободив страны Европы, включая Чехию, от коричневой чумы.

Никто не забыт, ничто не забыто!

 

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Боснии и Герцеговине

 

11 ноября с.г. в боснийско-герцеговинских СМИ было опубликовано интервью Министра иностранных дел ФРГ (Германии) Х.Мааса по широкому кругу тем, касающихся актуальной ситуации в Боснии и Герцеговине.

Вызывает удивление то, как безапелляционно легко и совершенно не вдаваясь в предшествующие обстоятельства, казалось бы, опытный германский политик возложил всю ответственность за масштабный внутриполитический кризис в этой стране исключительно на Республику Сербскую. Тем самым от имени Берлина как одного из ключевых международных участников процесса мирного урегулирования в БиГ произвольно назначены виновные. Уже раздаются громоподобные угрозы применить различного рода односторонние санкции против легитимно избранных руководителей суверенной Боснии и Герцеговины, которые законными политическими методами отстаивают конституционные права, попранные внешним волюнтаризмом, все более напоминающим колониальную политику.

Парадоксально, что реализация Общего рамочного (Дейтонского) соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г. сводится Х.Маасом только к укреплению административной вертикали, роли нелегитимного Высокого представителя и его «грозному» инструментарию. Основа основ Дейтона - равноправие трех народов (бошняков, сербов и хорватов) и двух энтитетов (Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской) - напрочь забыта, как будто совсем не имеет значения. Более того, вновь и вновь раздаются указания о том, как именно народам БиГ следует проводить преобразования у себя на родине, в своем собственном доме, с тем чтобы ФРГ со своими единомышленниками, осталась довольна.

Убеждены в пагубности подобных предвзятых оценок и инструкций. Налицо пренебрежение и неуважение к независимой Боснии и Герцеговине и ее государствообразущим народам, к Дейтонскому соглашению, к многосторонним усилиям в пользу межнационального примирения и сотрудничества. Такая линия со стороны Берлина, учитывая, что речь идёт о его официальных представителях, способна только разрушить многолетние позитивные наработки на боснийском направлении, сформировать новые проблемы и разделительные линии, углубить противоречия внутри БиГ. Сомневаемся, что это может способствовать укреплению мира, стабильности и безопасности на Западных Балканах.

В очередной раз призываем партнеров отказаться от эгоистической повестки, вернуться к практике конструктивного многостороннего взаимодействия.

 

Назад к оглавлению

 

О ситуации вокруг американской дипломатической собственности в Йемене

 

Обратили внимание на растиражированное в СМИ заявление Госдепартамента США о вторжении представителей движения «Ансар Алла» в здание Посольства США в Сане, прекратившего свою деятельность в 2015 г., а также об аресте работавших там сотрудников из числа местных жителей. Слова негодования высказали по этому поводу влиятельные американские сенаторы, конгрессмены. При этом они делают отсылки и проводятся сравнения, параллели с захватом американских дипобъектов в Тегеране в 1979 г. и Бенгази в 2012 г.

Мы решительно осуждаем любые нарушения иммунитета и неприкосновенности дипломатических учреждений и нападения на их персонал, в какой бы стране это ни происходило. Надеемся, что здание американского диппредставительства в йеменской столице будет возвращено его владельцам, а местные власти продолжат обеспечивать его охрану, как они это делали на протяжении последних 6 лет.

Учитывая, что американская сторона сделала такие исторические параллели, то вспомнились две вещи. Одна из них связана с тем, как наши партнёры,  в первую очередь американские, противодействовали принятию заявлений Председателя Совбеза с осуждением террористических атак, производившихся в отношении российских посольств в различных странах мира. Были моменты, когда мы действительно выступали единым фронтом. Нас поддерживали. Мы поддерживали подобные заявления регулярно. Наша позиция давно определена: мы против любых нападений, захватов и любого насилия в отношении дипломатического, консульского персонала. Когда же нужно было поддержать нас, хорошо помним, что американские партнёры почему-то этого не делали. Заявлений на этот счёт мы делали немало.

Начиная с 29 декабря 2016 г. американские власти захватили шесть дипломатических объектов, принадлежащих России на правах собственности, и соответствующим образом зарегистрированных в Госдепартаменте США. Речь идет о базах отдыха Посольства в Вашингтоне и Постоянного представительства при ООН в Нью-Йорке, особняке Торгового представительства в Вашингтоне, двух наших зданиях в Сан-Франциско (Генконсульство и резиденция Генконсула) и одном в Сиэтле (резиденция Генконсула). Несмотря на иммунитет они были подвергнуты незаконным обыскам, в том числе со взломом дверей, с них сорваны российские флаги. Многое было сделано вне установленных порядков и правил.

На данный момент эта недвижимость фактически захвачена. Госдепартамент продолжает упорно отказывать в допуске на территорию нашей собственности российских дипломатов, а также эксплуатационных бригад для контроля за исправностью систем жизнеобеспечения. При этом официальные лица США неоднократно и регулярно рекомендуют ее (собственность) продать, что вызывает прямые ассоциации как с «рейдерским» захватом, так и с вымогательством.

Я читала некие заявления американской стороны (не помню точно были ли они официальные или какие-то утечки) о том, что в связи с отсутствием возможности нанимать в России местный персонал для своих дипломатических объектов, якобы «поставленных» под угрозу Россией из-за наличия там оборудования, за которым нужно наблюдать, поддерживать в должном состоянии, т.к. оно обеспечивает функционирование жизнедеятельности самого здания. И это говорят нам люди, которые пять лет не дают возможности инженерам и соответствующим специалистам посетить наши объекты, комплексы зданий, которые пережили уже ни одну зиму, смену климатических сезонов. Это почему-то всё в расчёт не берётся.   

 

Назад к оглавлению

 

О Рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта ЮНЕСКО

 

16 ноября с.г. в Париже в ходе 41-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была утверждена Рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта. Россия с самого начала активно подключилась к разработке данного документа и внесла значимый экспертный вклад в его содержание.

Данная Рекомендация призвана заложить универсальные основы этичного использования систем с искусственным интеллектом на благо каждого индивида и общества в целом, в интересах гармоничного развития всего человечества. В ней нашли отражение принципы, отвечающие российским подходам в этой сфере: защита прав и свобод человека, безопасность применения самообучающихся алгоритмов, необходимая прозрачность их функционирования.

Считаем особенно важным, что эта рекомендация может применяться на практике гибко, с учетом специфики реалий государств, достигнутого ими уровня технологического развития. Это позволит адаптировать реализацию ее положений под уже созданные в этой сфере национальные механизмы, такие как, например, Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, недавно подписанный крупнейшими российскими компаниями-разработчиками искусственного интеллекта.

Рассчитываем на плотное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами и секретариатом ЮНЕСКО в осуществлении Рекомендации в ее различных аспектах.

 

Назад к оглавлению

 

О 55-летнем юбилее Организации Объединенных Наций по промышленному развитию

 

17 ноября 2021 года 55-летний юбилей с момента основания отмечает Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), утверждённая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

Наша страна стояла у истоков создания этой структуры, её последующего превращения в спецучреждение ООН. Рассматриваем ЮНИДО в качестве стратегического партнера в сфере устойчивого и всеобъемлющего промышленного развития. Участвуем в деятельности Организации и входим в состав ее руководящих органов. Россия - донор проектов Организации в странах СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. Высоко оцениваем наше взаимодействие. Уделяем особое внимание работе этого спецучреждения ООН по таким направлениям, как развитие реального сектора экономики, продвижение женского экономического лидерства и предпринимательства.

Поддерживаем усилия ЮНИДО по индустриализации Африки, ее координирующую роль в осуществлении Третьего десятилетия промышленного развития Африки.

 

Назад к оглавлению

 

О передаче российской продовольственной помощи Лаосской Народно-Демократической Республике

 

9 ноября с.г. во Вьентьяне в рамках реализации единовременного целевого взноса Российской Федерации в фонд Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН состоялась церемония передачи лаосской стороне очередной партии продовольственной помощи в виде 118 т витаминизированного растительного масла.

Данная акция стала продолжением усилий нашей страны по оказанию помощи Лаосу в решении проблем продовольственной безопасности с задействованием потенциала ВПП ООН.

Доставленное в ЛНДР масло будет распределено среди граждан этой страны, прежде всего в пострадавших от разрушительных наводнений в провинциях Паксе и Удомсай.

В ходе состоявшегося мероприятия представитель ВПП ООН в Лаосе Я.Делбер отметил важность и своевременность оказанного российской стороной содействия.

 

Назад к оглавлению

 

О поставках российской вакцины «Спутник Лайт» в Киргизию

 

12 ноября с.г. в Киргизскую Республику доставлена партия российской вакцины против новой коронавирусной инфекции «Спутник Лайт» в количестве 200 тысяч доз (на сумму 1,2 млн долларов США). Поставка лекарственного препарата осуществлена безвозмездно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации об оказании гуманитарной помощи Киргизии в борьбе с COVID-19.

Ранее в апреле, мае и июне с.г. в Киргизию были поставлены партии российской двухкомпонентной вакцины «Спутник V» в количестве 60 тысяч комплектов (из двух доз), из них 5 тысяч - на безвозмездной основе.

Данные акции являются продолжением усилий России по оказанию помощи Киргизии и другим партнерам по СНГ в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и преодолении последствий пандемии.

 

Назад к оглавлению

 

О работе «Школы реальной журналистики» в Киргизии

 

12-13 ноября с.г. уже в третий раз в Бишкеке в рамках международного проекта «Школа реальной журналистики» с успехом прошли мастер-классы для представителей СМИ и блогосферы Киргизии. Организаторами проекта, который ориентирован на повышение профессионального мастерства русскоязычных журналистов постсоветского пространства, являются Автономная некоммерческая организация «Русские Репортеры», Россотрудничество и российский Фонд президентских грантов.

В мероприятии в очном и онлайн форматах приняли участие более 170 представителей ведущих СМИ Киргизии, сотрудников пресс-служб министерств и ведомств республики, блогеров, а также студентов факультетов журналистики.

Со своей стороны приветствуем подобные инициативы по расширению сотрудничества между профессиональными сообществами журналистов России и Киргизии.

 

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель ранее заявил, что Евросоюз не пустит к себе мигрантов, призвал заняться их репатриацией на родину. Как в Москве расценивают подобное заявление? В условиях, когда ЕС категорически отказывается принимать мигрантов, поможет ли Россия Белоруссии с организацией их возвращения на родину? Не опасаются ли в Москве, что, не сумев попасть на территорию Евросоюза, отчаявшиеся мигранты попробуют отправиться в Россию? Вы ранее говорили, что Россия опасается, что экстремисты и террористы могут оказаться среди афганских мигрантов, устремившихся в страны Центральной Азии на фоне дестабилизации ситуации в Афганистане. Не допускаете ли вы аналогичные риски в отношении мигрантов, оказавшихся в Белоруссии?

Ответ: Заявление Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на пресс-конференции по итогам заседания Совета ЕС по иностранным делам 15 ноября с.г. разошлось широко. Но оно не полное, цитировалось с искажениями. В оригинале – «они не смогут попасть в Европу, но не должны умирать от холода на границе». Справедливости ради необходимо отметить, что это заявление должно рассматриваться в общем контексте изложенной Ж.Боррелем позиции ЕС в отношении миграционного кризиса на белорусско-есовской границе, которая неоднократно и на различных уровнях нами комментировалась. Нужно исходить из этого.

Если говорить о позиции западных стран и ЕС (даже на уровне представителей этого регионального объединения), то речь идет о двуликости. Это даже не двойные стандарты. Двойные стандарты – это что-то сопоставимое, что можно каким-то образом сравнить. В измерительном приборе хватает делений для измерения разных подходов, но существуют несоизмеримые, несопоставимые вещи. Подходы, заявления, концептуальное видение ситуации настолько разнятся у стран Запада в отношении схожих, близких, или идентичных ситуаций, что их невозможно сопоставлять.

Первый блок – отсутствие ощущения ответственности за судьбы конкретных людей, регионов, в связи с собственными ошибками, просчетами, преступлениями. Словно  этой темы нет. Всё, что было в Ираке в начале 2000-х годов и длилось там много лет, в Ливии, в Сирии, в Афганистане, в регионе в ходе «Арабской весны», которую поддерживал Запад. Как будто во всем этом нет роли коллективного Запада, это сделали другие люди, не связанные с «их» странами.

Второе – как будто исторически эти ситуации, нынешняя обстановка, кризисы, вторжения и оккупации не имеют между собой ничего общего. Это двуликость, обман, неправда, введение в заблуждение, манипуляция фактами.

Третье – основополагающие вещи, связанные с правами человека. Под лозунгами защиты прав человека что только Запад не предпринимал! Была даже концепция, связанная с тем, что именно права человека, в первую очередь, дают возможность для вторжения в то или иное государство. Если с точки зрения коллективного Запада где-то страдают люди, и они оценивают эти страдания как масштабные, то это дает им возможность всё нарушать. Не только международное право, а все правила, нормы, границы и заниматься как прямыми интервенциями, так и косвенным влиянием на ситуацию в суверенном государстве. Нам говорили: права человека настолько важны и актуальны, что перед ними меркнут все остальные правила, нормы, законы, традиции и т.д.

Что мы видим на сегодняшний день? От позиции поборников прав человека не осталось и следа. Есть холодный, где-то примитивный, во многом даже бесчеловечный, расчет как выгоднее, правильнее, с их точки зрения, разрешать ситуацию в  свою пользу. Где здесь права человека? Речь идет уже не о них, а о жизни и здоровье человека. Эти люди находятся там продолжительное время. Они оказались в этом месте не от хорошей жизни, так их еще поливают водой на холоде (среди них женщины и дети) и каким-то газом, им угрожают применением оружия и применяют против них физическую силу. Наверное, это вторично по сравнению с остальными страданиями. Но если права человека – «наше всё», с точки зрения Запада, то это тоже важно.

В отношении них проводится настоящая кампания по психологической обработке: использование громкоговорителей, запугивание, устрашение, информационная кампания в СМИ, которая не предоставляет возможности прямого обращения этих людей, защиты их позиций. Она нацелена только на одно – подтверждение подходов и защиты правильности действий соответствующих властей, принимающих наблюдаемые нами антигуманные меры. Говорить на эту тему можно много. Иногда кажется, что уже прокомментировали и вроде бы всё сказано. Потом смотришь новое видео, думаешь, что опять? Всё уже было: колючая проволока, водометы, крики, слепящие прожекторы, громкоговорители, дубинки, избиения, тысячи солдат стянуты на границу. Каждый раз надеешься, что на этом они остановятся. Но придумывается что-то новое, еще более жестокое.

Насчет возвращения мигрантов на родину уже были сделаны  соответствующие заявления со стороны Минска, равно как и о путях выхода из этой ситуации. Были транспортные и логистические предложения. Нужно садиться за стол переговоров или в виртуальном формате вести контакты. Делать всё, чтобы ситуацию можно было каким-то образом разрешить, и она не усугублялась.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В недавней статье «Россия и Казахстан: сотрудничество без границ» глава МИД С.В.Лавров заявил о том, что за случаями ксенофобии в отношении русскоговорящих в Казахстане стоят внешние силы. Если выйти за рамки заявления, то есть ли четкий ответ на вопрос, что конкретно делает МИД России для решения сложившейся ситуации? Будет ли задействован, например, департамент «мягкой силы»?

Ответ: Вы спрашиваете, что конкретно делается. Значит, речь идет о уже существующих инструментах и механизмах. То, что еще не создано, давайте оставим на потом.

Последовательно отстаиваем законные права и интересы российских граждан и соотечественников. Немало говорила об этом на брифингах. Недавно прошел Всемирный конгресс соотечественников, где подробнейшим образом обо всем рассказывалось. Материалы опубликованы. Занимаемся поддержкой русского языка, популяризацией достижений отечественной культуры и образования, продвижением объективного образа России за рубежом.

Если говорить непосредственно о Казахстане, то мы находимся в тесном контакте с властями этой страны, которые в публичном пространстве и в ходе наших встреч подтверждают настрой решительно пресекать любые проявления «бытового национализма», а также – что очень важно – готовы совместно вести «профилактическую» работу. Проведение «профилактической» работы непосредственно у себя в стране – это полностью их право на реализацию суверенной политики, в том числе на данном направлении.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Ранее в Казахстане закончилось судебное разбирательство по делу российского бизнесмена В.А.Балашова. Прокурор запросил для него 11 лет заключения. Планирует ли МИД предпринять какие-то действия в случае обвинительного приговора для В.А.Балашова?

Ответ: Много разного читала в СМИ. Нам направляли соответствующие запросы. Еще раз хочу подтвердить, что сотрудники Генерального консульства России в Алма-Ате находятся в контакте с ним, его родственниками и адвокатом.

В ходе одной из таких встреч В.А.Балашов с признательностью говорил об оказываемой нашим Генконсульством помощи, благодарил за внимание со стороны российских дипломатов. 12 ноября с.г. сотрудники Генконсульства присутствовали на очередном судебном заседании по делу В.А.Балашова.

Ситуация на контроле. Российское представительство ведет активную работу.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: На Ваш взгляд, есть политическая составляющая в решении регулятора ФРГ приостановить процедуру сертификации «Северного потока – 2»? МИД планирует контакты с Германией по этому вопросу?

Ответ: Как следует из опубликованного 16 ноября с.г. официального пресс-релиза Федерального сетевого агентства ФРГ, а также последовавших затем разъяснений Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ приостановка процесса сертификации газопровода «Северный поток – 2» (СП-2) обусловлена нормативно-регулятивными факторами и связана с необходимостью выполнения зарегистрированной в Швейцарии компанией-оператором СП-2 – «Nord Stream 2 AG» – ряда юридических формальностей, включая создание в соответствии с требованиями германского законодательства её дочерней компании в ФРГ, которая станет собственником немецкого участка трассы СП-2 и будет осуществлять его управление. Соответствующая работа уже проводится. Рассчитываем, что по её завершении оформление разрешительной документации СП-2 будет продолжено, и сроки завершения сертификации газопровода не изменятся.

Что касается контактов, могу сказать только о тех, которые ведутся по линии внешнеполитического ведомства. Поддерживаем регулярный диалог, в том числе по энергетической проблематике.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Пресс-секретарь Белого дома Дж.Псаки в одном из своих выступлений призвала Россию повлиять на Белоруссию для урегулирования ситуации с мигрантами. Как вы можете прокомментировать подобный призыв? Может ли Россия посодействовать урегулированию ситуации на польско-белорусской границе?

Ответ: Хочется ответить партнерам в их же стилистике. Призываем Белый дом вместе с партнерами по НАТО и коалициям проанализировать собственные ошибки, просчеты, преступные действия, имевшие место в американской внешней политике и повлиявшие на миграционный кризис, который коснулся европейского континента. Без такого анализа невозможно понимать как нынешнюю ситуацию, так и будущую. Она же не закончилась, мигранты появились не только на польско-белорусской границе в последние месяцы, но и на других границах стран ЕС. И не только там. Как можно не видеть истинных причин того, что сейчас происходит на этом направлении?

Хотела бы напомнить коллегам, в том числе и пресс-службе Белого дома, что драматическая ситуация разворачивается уже длительное время на американо-мексиканской границе с людьми, штурмующими эту границу. Они часто сталкиваются с отношением, точно не основанном на всех правочеловеческих документах, которым привержены США. Эта ситуация не имеет стабильной тенденции к разрешению. Она постоянно меняется. Доктрины и чиновники, стоящие как у истоков этого вопроса или его решения, все время меняют подход к разрешению кризиса на американо-мексиканской границе. Есть чем заняться американским партнерам, нежели взывать и призывать нас проанализировать, оказать давление или каким-то образом объясниться на этот счет. Не только Белый дом позволяет себе подобные высказывания.

Первый блок – анализ истинных причин. Второй – хотела бы порекомендовать им внимательнее следить за теми заявлениями, которые делаются с нашей стороны. Буквально вчера была пресс-конференция С.В.Лаврова. Министр сказал: «Россия делает всё, чтобы помочь урегулировать этот кризис. К Президенту Российской Федерации В.В.Путину обращались представители ряда стран ЕС, включая Германию, Францию (позавчера состоялся телефонный разговор с Президентом Франции Э.Макроном). К нам адресуются просьбы оказать содействие.

Россия такое содействие готова оказать, но главным является установление прямого диалога между представителями ЕС и руководством Белоруссии. Хорошо, что состоялся телефонный разговор и.о. Канцлера Германии А.Меркель с Президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко. Договорились, как я понимаю (естественно, не знаю деталей), о том, что будут продолжены контакты с целью поиска развязок. Надеюсь, что здравый смысл на польской стороне границы возобладает».

Все заявления давно сделаны. Хочу вновь обратить внимание на важный факт, который тоже прошел мимо внимания пресс-службы Белого дома. С апреля с.г. официальный Минск предлагал есовским партнерам начать диалог, переговоры, контакты с целью урегулировать нагнетающуюся ситуацию на границах в связи с потоками мигрантов. Прошло больше полугода. К сожалению, только сейчас в связи с уже критической ситуацией ЕС и отдельные страны обратили на это внимание. Белый дом вот только что увидел это. Хотя всё можно было давно урегулировать, найти или выработать общие подходы. Необходимо, в первую очередь, делать это во благо людей, о которых «в теории» Запад заботится, а когда дело доходит до реальной жизни, почему-то забывает.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Продолжает ли российская сторона диалог с координатором ближневосточной политики Совета национальной безопасности Белого дома США Б.Макгерком на женевской площадке? Каких договоренностей уже удалось достичь? Есть ли ожидания, что будет еще один раунд подобных переговоров?

Ответ: Саммит продемонстрировал потенциал для двустороннего диалога в дальнейшем, позволил запустить совместную работу по стратегической стабильности и кибербезопасности. Несмотря на то, что по многим вопросам наши оценки расходятся (мы этого не скрываем), продолжим активный обмен мнениями в целях нормализации российско-американского взаимодействия.

Исходим из того, что на Российской Федерации и США – двух крупнейших ядерных державах – лежит особая ответственность за поддержание стратегической стабильности и международной безопасности. Без полноценного российско-американского диалога мировому сообществу трудно противостоять трансграничным вызовам и угрозам, добиваться урегулирования региональных конфликтов.

Хочу добавить, по конкретным делам (а не только по заявлениям и раундам переговоров) видно, что уже есть результаты от установок и работы, которая проводилась по итогам женевского саммита, в т.ч. и в вопросах кибербезопасности.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг заявил о поддержке Украины в условиях, по его выражению, «необычной концентрации российских войск» на украинской границе. В то же время Посольство США на Украине подтвердило передачу украинским военным 80 тонн боеприпасов. Как в МИД России оценивают связь между данными заявлениями и событиями?

Ответ: Складывается впечатление, что подобные заявления «о повышенной военной активности» делаются для того, чтобы скрыть или оправдать собственные действия или приготовления.

Давайте перейдем к фактам. На Украине Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ фиксирует существенный рост числа случаев нарушения режима прекращения огня. Если за весь октябрь с.г. было зафиксировано порядка 6 тысяч случаев, то только за первые недели ноября с.г. их было уже более 8 тысяч. Кто же это творит? С какой стороны всё это происходит?

Вооруженные силы Украины  методично обстреливают гражданскую инфраструктуру Донбасса, в первую очередь объекты газо-, электро- и водоснабжения, образовательные учреждения. Получают ранения и гибнут мирные жители, в т.ч. дети. Существенно возросло количество вылетов разведывательно-ударных беспилотников. Всё это указывает на подготовку киевских властей к попытке силового решения конфликта на востоке страны.

С сожалением вынуждены констатировать, что милитаристский запал Киева (помните дикое заявление «по Фрейду», выдавшее то, что у киевского режима на уме, о «плацдарме к миру»?) находит поддержку США и их союзников по НАТО. Они наращивают усилия по военному «освоению» украинской территории и усилению своего присутствия в черноморском регионе. Привела сегодня конкретные цифры и факты по данному направлению сотрудничества Киева с Лондоном. Не прекращается подобное взаимодействие и развитие, как они его называют, «сотрудничества». На самом деле понимаем, что речь идет о военной «накачке» Украины другими странами. Из европейских столиц звучат заявления о готовности перебросить на Украину дополнительные контингенты. И это притом, что «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (пункт 10) прямо требует вывода «всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ». Получается, что уже не только Киев, но и западные страны нарушают Минские соглашения.

На прошлой неделе в акватории Чёрного моря прошли внеплановые военные учения США и их союзников, которые включали полёты стратегической авиации вблизи российской границы. Цель этой провокации очевидна – послать Киеву сигнал о поддержке его агрессивного курса. Тем самым натовцы напрямую, любыми способами и очень активно вовлекают Украину в реализацию своих планов по «сдерживанию» России. К сожалению, в Киеве не понимают, что их страну буквально используют. Их страна не рассматривается Западом как суверенное государство, к ней относятся как к инструменту. 

Вновь призываем наших западных партнеров воздержаться от действий по искусственному нагнетанию напряженности, которые чреваты серьезными последствиями для региональной безопасности и стабильности.

В этом контексте хотела бы сказать, что мы обратили внимание на заявление МИД Украины в связи с недавним Указом Президента Российской Федерации «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины». В Киеве, судя по всему, даже не удосужились внимательно его прочитать, но сразу обвинили Москву в якобы нарушении Минских соглашений. Хотела бы напомнить, что в соответствии с п.11 «Комплекса мер» Донбасс в рамках реализации законодательства об особом статусе имеет право вести трансграничное сотрудничество с регионами Российской Федерации.

Всячески саботируя выполнение обязательств по Минским соглашениям, украинские власти поставили на поток выдвижение инициатив и принятие решений, которые не обсуждались с представителями Донецка и Луганска, лишая тем самым всякой перспективы и без того буксующий процесс урегулирования. Речь идёт о внесённом 9 августа с.г. правительством Украины в Верховную Раду законопроекте «Об основах государственной политики переходного периода». В нём не нашлось места ни особому статусу, ни языковым правам, ни амнистии для жителей Донбасса – всему, что было обусловлено в соответствующих договоренностях. Вместо определения статуса и полномочий местных органов власти и организации выборов в соответствии с «Комплексом мер» и итогами Парижского саммита «нормандского формата» 2019 г. предусматривается введение военно-гражданских и международных администраций. Проживающие в регионе граждане попадут под люстрацию, им будет отказано в амнистии. Это нельзя охарактеризовать иначе, чем «зачистка» Донбасса, его фактически военная оккупация, а, учитывая международный компонент, возможно, с элементом интервенции. По сути, закон «ставит крест» на Минских соглашениях. На практике это будет означать выход из них Украины и слом всего переговорного процесса. В Киеве должны понимать, что они делают и к чему это приведет. 

Эксперты Венецианской комиссии Совета Европы в своём заключении от 18 октября с.г. откровенно проигнорировали все эти нарушения международных обязательств Украины, противоречие законопроекта Конституции и законодательству страны и фактически дали ему «зелёный свет». 

Хочу напомнить, что минский «Комплекс мер» – это уже не просто договоренности между сторонами. Это международно-правовой, обязательный для исполнения всем международным сообществом документ. Это часть резолюции Совета Безопасности ООН. Она обязательна для всех. В оценке правовых аспектов принятия тех или иных решений внутри украинского политического поля об этом нельзя забывать. Ведь эта резолюция принималась при поддержке, в том числе на уровне политических заявлений и намерений Украины. Киев был частью этих договоренностей, поддерживал их прохождение в СБ ООН. Это обязательный для исполнения документ.

Большинство рекомендаций Венецианской комиссии направлено на юридическое совершенствование текста закона, чтобы сделать его менее уязвимым для критики. Странная работа экспертов. В Киеве уже заявили, что учтут все высказанные в Страсбурге замечания.

28 октября с.г. мы уже подробно комментировали как сам закон, так заключение Венецианской комиссии. Все наши соображения остаются в силе. Добавлю, что у нас вызывает разочарование неожиданное проявление «близорукости» Венецианской комиссией, которая, наперекор собственным уставным целям и принципам, позволила втянуть себя в нечистоплотную политическую игру вокруг «Комплекса мер» как единственной признанной международно-правовой основы урегулирования конфликта на Украине. Еще раз напомню, это не просто договоренности между сторонами. Они являются частью резолюции СБ ООН, которая обязательна для выполнения всеми.

Убеждены, что в интересах самой Комиссии исключить ситуации, когда ее экспертный и правовой потенциал использовался бы в качестве инструмента для решения сугубо политических задач. От этого зависит будущее наших отношений с этой консультативной структурой Совета Европы.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Американский конгрессмен М.Тернер рассказал о присутствии военных США на украинской территории. Британская газета «The Mirror» написала, что Великобритания готова развернуть до 600 военнослужащих на Украине на случай «вторжения» России. Как бы Вы могли прокомментировать подобные заявления?

Ответ: Речь идет о создании некоего несуществующего факта и попытке выдать его за существующий. И реакция на этот несуществующий факт как на существующий. Классическая история. Это расскажет любой учебник прежних времен по пропаганде, а теперь и по контрпропаганде.

Как мы неоднократно отмечали, росту милитаристских настроений и военной эскалации на Украине прямо способствует политика США и стран НАТО. На словах они декларативно выступают за политическое решение конфликта в Донбассе, а на деле «накачивают» оружием тех, кто воюет против собственного населения, проводят совместно с ВСУ учения и активно продолжают военное «освоение» Украины. Забывают о Минских договоренностях, правочеловеческом аспекте. Все это является несущественным, когда дело доходит до поставок вооружения, выделения кредитов на закупку у них же этих вооружений, оснащение различными видами оружия Украины, которая применяет их не против внешнего врага (это только слова, прикрытие), а против собственного населения. При этом киевский режим делает агрессивные заявления в адрес нашей страны. Вашингтон прямо поощряет реваншизм в Киеве и поддерживает «на плаву» тезис о мнимой российской угрозе. Это замкнутый круг. 

Именно США и их союзники по НАТО только что провели в Черном море незапланированные учения с участием мощной корабельной группировки и стратегической авиации. Это откровенная попытка протестировать российскую реакцию и усилить напряженность в Причерноморье. Все это укладывается в концепцию «сдерживания», создания агрессивных ситуаций, дестабилизации обстановки в целом, что ведет к понижению предсказуемости и серьезно повышает риск эскалации. Хотелось бы надеяться, что здравый смысл в Вашингтоне есть, и (при его наличии) он возобладает над безответственными планами добиться доминирования в Черном море и по другим аспектам.

Что касается российских вооруженных сил, то, в отличие от подразделений американской армии, их передвижение происходит на российской территории. Даже принимая это как «базовую» информацию, то никакой избыточной концентрации сил и средств вблизи Украины нет. 6 ноября с.г. начальник Генштаба ВСУ С.Шаптала опроверг сообщения изданий «Вашингтон пост» и «Политико» о переброске российских войск к границам Украины. По его словам, «никакого наращивания усилий сейчас нет».

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В СМИ было объявлено, что в ходе встречи в Москве З.Кабулов и Т.Уэст обсудили весь круг проблем, связанных с Афганистаном. Там продолжается вооруженное противостояние сил Талибана и оппозиции. Какую позицию занимает Россия в этом вопросе? Насколько она согласуется с позицией США?

Ответ: 15 ноября с.г. в Москве спецпредставитель Президента Российской Федерации по Афганистану З.Н.Кабулов и его американский коллега Т.Уэст обсуждали ключевые вопросы афганской повестки дня. Отмечено, что в целом военно-политическая обстановка в Афганистане сейчас имеет тенденцию к стабилизации. Речи о вооруженном противостоянии талибам со стороны оппозиции нет. При этом обе стороны считают важным содействие формированию инклюзивного афганского правительства, отражающего интересы всех этнополитических сил страны. 

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Как вы оцениваете попытки «привязать» Россию к ситуации с мигрантами на границе Белоруссии и Евросоюза? Что можно сделать, чтобы избежать человеческих потерь среди мигрантов и разрастания конфликта с ЕС? А Польша, кажется, хотела бы и НАТО в это втянуть…

Ответ: Давайте по порядку. Первое. Не надо Россию ни к чему «привязывать». Есть объективные факты. Тем, кто хочет проанализировать причины, нужно иметь смелость и понять, что картина намного шире. История началась не вчера и даже не весной 2021 г. Она насчитывает не один год и даже десятилетие. 

Следующий аспект: что можно сделать, чтобы избежать человеческих потерь? Начать переговоры. Это то, что прописано во всех учебниках по международным отношениям, дипломатии и конфликтам. Повторю, Минск к ним готов с апреля с.г. Наверное, нужна политическая воля Евросоюза и отдельных его стран, чтобы вместо пустой болтовни на темы того, как обустроить жизнь в Белоруссии, заняться практическими вопросами и проблемами, которые бурным цветом расцвели на их границах. Это вам не с С.Тихановской по телефону разговаривать. Здесь нужно заниматься прикладной, практической дипломатией, знать правовые аспекты, историю вопроса, находить развязки, реализовывать на практике права человека, о которых столько говорили и так мало делали. Это работа. И, кстати, не самая благодарная, потому что она многокомпонентна. Ситуация сильно запущенная.

Необходимо действовать исходя из заявленных правочеловеческих, гуманитарных норм и правил, применять их на практике. Поднять все свои методички, заявления, выступления в Совете по правам человека. По поиску можно найти твиты «митинги в России», «позиция Польши». Посмотреть, как они относились, как критиковали нас, наши правоохранительные органы. Скопировать, поменять название стран и дать самим себе указание действовать согласно критериям, которые они применяли к нашей стране. 

По поводу «разрастания конфликта с ЕС». Мы не имеем к этому никакого отношения. Зачем нас втягивают туда в информационном плане? Знаем ответ на этот вопрос: нужно постоянно придумывать несуществующие факты, чтобы поддерживать миф о некоей нашей «агрессивности». Эта ситуация к нам не имеет никакого отношения. Все равно можно упомянуть Россию «через запятую», хоть как-то. Главное – сказать, а дальше, может быть, у кого-то в голове это «осядет». Все это говорится на широкую аудиторию. 

Попытки возложить ответственность на нашу страну по этой проблематике не имеют под собой никаких оснований. Ответственным журналистам следует соответствующим образом подходить к этой ложной информации. Другое дело, что они пытаются это сделать – осветить этот кризис как со стороны Белоруссии, так и со стороны Польши. Со стороны Белоруссии им это удается. А со стороны Польши мы видим, что происходит. В частности, 15 ноября с.г. польские полицейские в районе г.Уснаж-Гурны задержали корреспондента и оператора, выполнявших редакционное задание «РТ Франс». Журналистов препроводили в полицейский участок в наручниках, изъяли технику и паспорта, подвергли многочасовому допросу и выписали крупный штраф. 

Они же не поехали в ту зону, где располагается секретный объект, который должен быть скрыт от посторонних глаз в связи с «вопросами национальной безопасности» Польши. Они поехали в то место, о котором правительство Польши говорит каждый день на протяжении длительного времени, обвиняя других в создании там напряженности. Они выполняют свою журналистскую работу. Они хотят объективно рассказать о том, что там творится. 

С огромным уважением отношусь к правилам, законам, порядку аккредитации журналистов в различных странах. С уважением и пониманием отношусь к тому, что в каждой стране они собственные, регулируются различными положениями. Всегда рекомендуем нашим журналистам обращаться к местной стороне за уточнением. Но есть такая оперативная ситуация, не связанная с безопасностью журналистов – это не посещение зоны вооруженного конфликта, террористического акта, не горящий склад боеприпасов. Это ситуация гуманитарного характера. Журналисты хотят сделать об этом репортаж. При всем уважении к внутреннему законодательству есть же еще высокие слова о свободе слова, независимости журналистики, оказании ей содействия, непротиводействии, которые мы слышали в том числе от Варшавы и Брюсселя, являющегося руководителем и на этом направлении для стран-членов ЕС. Надо все это выполнять. Или – это тоже опция – сказать, что больше они не намерены это выполнять, т.к. их внутренняя политика, национальная безопасность, подходы нынешнего времени таковы, что они не чувствуют себя приверженными предыдущим установкам. Такое тоже возможно. Тогда надо об этом сказать и определиться, по каким критериям они живут. Если они живут по своим собственным критериям, не навязывать их другим, дать возможность другим жить по их критериям. 

Одна из целей – отвести внимание от реальной ситуации и от крайне жесткого обращения польских властей с мигрантами в нарушение своих международных гуманитарных обязательств. Если сказать, что виновата Москва, то сами уже не несут никакой ответственности. Они делают вид, что употребляют силу не столько в отношении мигрантов, сколько в отношении тех, кто эту ситуацию, с их точки зрения, «создал». И называют другие страны. 

Что касается призывов Польши к НАТО принять участие в разрешении кризиса на белорусско-польской границе, считаем их провокационными и весьма опасными. Это может привести к ненужной эскалации ситуации. Напомню, что именно кампания альянса по бомбардировке Ливии в свое время привела к наплыву в Европу мигрантов из Северной Африки, масштаб которого превышает все современные примеры. Количество беженцев, совершивших исход из упомянутых стран Ближнего Востока и Северной Африки многократно превышает число соискателей убежища, собравшихся на границе Польши.

Сложившиеся обстоятельства предоставили странам ЕС возможность на практике показать свою приверженность высоким гуманистическим идеалам и международному праву. Они же называют себя «развитыми», «полноценными», «совершенными» демократиями, в основе которых лежат конкретные и много раз переподтвержденные принципы прав человека, свободы слова, независимости прессы и т.д. Вместо этого польские пограничники при молчаливой поддержке Брюсселя (не видела не одного твита, который выражал бы озабоченность и порицал то, что там происходит) пускают в ход против безоружных людей, прибывших из разрушенных западными интервенциями государств (только в Ираке в разные периоды было более 2 тыс. польских солдат), водомёты, дубинки и слезоточивый газ. Тот факт, что власти Польши не допускают к месту событий правозащитников и журналистов, говорит сам за себя. Видимо, есть, что скрывать. Какие есть другие объяснения? Вопрос безопасности? Нет, это гуманитарная ситуация. Причем здесь безопасность? Как только говорится, что это «рука Кремля» и «происки Москвы», сразу можно подверстать сюда и вопрос безопасности.

Выход из ситуации только один – переговоры, контакты, диалог со странами, которые находятся сейчас «на острие» этой ситуации. Белорусские власти заявили не только о своей готовности, но даже о конкретных мерах, которые они могли бы предложить. Они не просто «завлекают» к какому-то неопределенному формату поддержания отношений. Они конкретно объявили о мерах, которые готовы реализовать. При этом отмечаем аккуратные шаги Германии и ЕС в направлении контактов и диалога. Исходим из того, что при урегулировании данного вопроса Евросоюз будет опираться на богатый опыт решения проблем на южных миграционных маршрутах.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Принят значимый Указ Президента Российской Федерации об оказании гуманитарной помощи Донбассу и в этой связи вопрос. Гуманитарная помощь со стороны России Донбассу, означает ли это, что будет оказана помощь только гражданам России, российским соотечественникам или всем жителям Донбасса независимо от гражданства? И влияет ли Российская Федерация на принципы распределения гуманитарной помощи? Что конкретно и в каких объемах будет поставляться? И входят ли в состав гуманитарной помощи лекарства и вакцины от COVID-19?

Ответ: Хотела обратить Ваше внимание, что мы помогали и направляли гуманитарную помощь в Донбасс практически с первых месяцев вооруженной агрессии киевского режима против мирных жителей востока Украины. Еще более востребованной она стала после того, как в ноябре 2014 г. так называемые майданные власти ввели абсолютно бесчеловечную социально-экономическую блокаду этого региона. Не будем считать сколько жизней спасла российская гуманитарная помощь. Главное, что мы знаем, что мы вместе в сложные минуты, всегда протягиваем руку помощи. Мы понимаем, что жители Донбасса эту помощь получают, и она им нужна и востребована. Она спасает эти жизни по-настоящему. Честно говоря, не поддается подсчету число отремонтированных после разрушения от артобстрелов Вооруженных сил Украины домов, объектов критически важной гражданской инфраструктуры. Это та же самая помощь –  гуманитарная помощь, потому что Вы можете поставлять лекарства, а лечить будет просто негде. 

Очередная гуманитарная колонна МЧС России запланирована на 25 ноября, о чем МИД России согласно установленному порядку уведомил украинскую сторону, а также профильные структуры Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Международный комитет Красного Креста. Это, кстати, будет 104-й российский гуманитарный конвой, который отправляется в страдающие от киевской агрессии районы Донецкой и Луганской областей Украины. Помните, с чего начиналось? Начиналось с того, что эти белые автомобили, которые осуществляли эти грузовые гуманитарные перевозки, были названы западными средствами массовой информации транспортными средствами, которые перевозят российские танки. В британской прессе были материалы, публиковались твиты британских и американских журналистов, в которых они писали, что вот началась «интервенция». Причем это было не один раз, что могло бы быть случайностью, это было неоднократно. Думаю, что тогда они не могли себе даже представить, что это будет не разовая акция, а  это будет на постоянной основе, по-серьезному и вот так масштабно. 

Теперь к вопросу непосредственно о том, что туда входит. В состав традиционно входят лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, жизненно необходимые людям предметы первой необходимости, продовольствие, детские товары, игрушки и т.д. Упомянутый Вами Указ Президента России от 15 ноября с.г. «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» в том числе смягчил условия допуска на наш рынок продукции, которая производится местными производителями и предприятиями. Мы будем и далее продолжать оказывать поддержку и помощь мирным жителям Юго-Востока Украины, которые испытывают на себе тяготы, лишения, страдают от продолжающейся уже восьмой год гражданской войны киевского режима против жителей Донбасса. 

В очередной раз призываем власти Украины немедленно прекратить военную операцию на юго-востоке против собственного населения, полностью снять блокаду региона и на основе прямого диалога с Донецком и Луганском, как это и предусмотрено Минскими соглашениями, приступить к решению неотложных социально-экономических гуманитарных проблем.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: У меня два вопроса. Первый касается позиции Турции, Министра иностранных дел Турции, Министра обороны Турции. Они уже связались со своими азербайджанскими коллегами и выразили полную поддержку действий Азербайджана на границе с Арменией. Хочу понять, как в Москве относятся к подобной риторике со стороны Турции и не обуславливают ли агрессивные действия Азербайджана в отношении союзника России Армении тем, что имеют полную поддержку и карт-бланш со стороны своего союзника в лице Турции? 

Ответ: Мы выполняем свою работу посредника, целью которой является достижение мира в регионе. Знаем, что у каждой страны есть свои интересы, какие-то интересы противоречат нашему представлению о развитии ситуации, какие-то совпадают. В данной случае, мы понимали, что необходимо было экстренно предпринять для того, чтобы ситуация не усугублялась и вернулась в мирное русло. Мы сконцентрированы на этом. Наверное, анализ тоже будет проведен, но это вторично. Первично – это конкретные меры по успокоению ситуации, чем занимаются наши профильные ведомства и в первую очередь, конечно, Президент нашей страны.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Второй вопрос касается недавних инцидентов в Арцахе, в Нагорном Карабахе. 08 ноября с.г. азербайджанский военнослужащий из пистолета расстрелял группу гражданских лиц, которые осуществляли ремонтные работы на водопроводе. Один человек убит, трое ранены. Фактически отсутствие какой-то внятной реакции на убийство тракториста 09 октября привело к новой трагедии и желанию жителей Нагорного Карабаха самим им привлечь к ответственности азербайджанских военнослужащих. Интересно, как Россия, миротворческие силы России планируют сохранять режим прекращения огня и осуществлять защиту мирного населения Карабаха, не привлекая при этом к ответственности виновных в убийствах мирных жителей?

Ответ: Ваш вопрос связан с практической деятельностью миротворческих сил, которые могут дать Вам свой комментарий. Мы работаем с каждой конкретной страной, как по двусторонним каналам, так и в ходе, так сказать, таких коллективных встреч. Призываем стороны к сдержанности, к недопущению подобного развития событий. Мы даем оценки, но не все оценки мы делаем публично. Многое из того, что говорится, адресуется непосредственно сторонам. Исходим из того, что будет более эффективно в той или иной ситуации. 

 

Назад к оглавлению

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска