Публикатор

3.11.2118:11

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, 3 ноября 2021 года

2239-03-11-2021

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О предстоящем совместном заседании коллегий МИД России и МИД Беларуси
  2. О предстоящем участии С.В.Лаврова в презентации в МИД России комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь»
  3. О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Председателем Комиссии Африканского союза Муссой Факи Махаматом
  4. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Н.Попеску
  5. О текущей ситуации в Афганистане
  6. О ситуации в эфиопском регионе Тыграй
  7. Об итогах 4-го саммита Россия-АСЕАН
  8. О российско-китайском проекте «политико-гуманитарной» резолюции в отношении КНДР
  9. О рассмотрении Советом Безопасности ООН вопроса о продлении мандата Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре
  10. О статьях в американских СМИ, спекулирующих на том, что Россия якобы стягивает войска к границам с Украиной
  11. О присуждении Международной премии ЮНЕСКО-России им. Д.И.Менделеева за достижения в области фундаментальных наук
  12. О международной просветительской акции «Географический диктант-2021»

Из ответов на вопросы:

  1. О годовщине подписания трехстороннего Заявления по Нагорному Карабаху
  2. О формате «3+3» на Южном Кавказе
  3. О сотрудничестве России и США в сфере информационной безопасности
  4. Об амбициях НАТО в АТР
  5. О российских подходах по климатической повестке
  6. О встрече глав МИД стран «нормандского формата»
  7. О критических высказываниях Министра информации Ливана Дж.Кордахи о действиях арабской коалиции в Йемене
  8. О миротворческих учениях ОДКБ
  9. О реакции на проявления нетерпимости по национальному признаку
  10. О ситуации в Судане
  11. О дестабилизирующих факторах в Афганистане
  12. О роли России, Пакистана, Китая и Ирана в урегулировании ситуации в Афганистане
  13. О поздравлении с праздником – Днём народного единства

 

 

 

О предстоящем совместном заседании коллегий МИД России и МИД Беларуси

 

По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 9-10 ноября Министр иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макей посетит Москву с рабочим визитом для участия в ежегодном совместном заседании коллегий двух министерств иностранных дел.

Программой предусмотрены переговоры глав внешнеполитических ведомств, в ходе которых планируется обсудить текущие вопросы двустороннего сотрудничества и актуальные международные и региональные проблемы.

В рамках совместного заседания коллегий МИД России и МИД Беларуси 10 ноября будет рассмотрен ход выполнения Программы согласованных действий в области внешней политики Союзного государства в период на 2020-2021 гг., проект новой Программы на очередной двухлетний период, намечены задачи внешнеполитической поддержки и дипломатического сопровождения работы по реализации интеграционных решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства. Коллегии обсудят взаимодействие наших стран на международных площадках по проблематике прав человека с акцентом на недопустимость вмешательства во внутренние дела суверенных государств, а также вопросы сотрудничества ООН с ОДКБ и СНГ. Особое внимание стороны планируют уделить положению дел в области нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями, также взаимодействию России и Беларуси по данной проблематике в профильных многосторонних структурах.

По итогам заседания планируется подписание ряда совместных документов, включая Программу согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на период 2022-2023 гг., План межмидовских консультаций на будущий 2022 г. и Постановление коллегий, в котором найдут отражение договоренности по рассмотренным вопросам.

Назад к оглавлению

 

О предстоящем участии С.В.Лаврова в презентации в МИД России комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь»

 

11 ноября в Культурном центре ГлавУпДК при МИД России запланирована презентация комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» для представителей дипломатического корпуса, деловых кругов, российских и зарубежных СМИ. Впервые будет продемонстрирован экономический, инфраструктурный, культурный и туристический потенциал сразу трех сибирских регионов: Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия.

Ожидается выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и руководителей указанных регионов.

Назад к оглавлению

 

О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Председателем Комиссии Африканского союза Муссой Факи Махаматом

 

16 ноября состоится встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Председателем Комиссии Африканского союза Муссой Факи Махаматом, который будет находиться с рабочим визитом в Москве в период с 16 по 18 ноября.

Основное внимание будет уделено вопросам реализаций Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Африканским союзом об основах взаимоотношений и сотрудничестве. Напомню, он был подписан «на полях» Саммита Россия – Африка, который проходил в Сочи с 23 по 24 октября 2019 г.

Глава российской внешнеполитической службы и Председатель Комиссии Африканского союза планируют обсудить задачи дальнейшего укрепления стратегического партнерства России и  Африканского союза, в том числе в таких областях, как поддержание мира, обеспечение безопасности, подготовка кадров, а также развитие образования, науки и технологий.

Назад к оглавлению

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Н.Попеску

 

17 ноября предусмотрены переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Н.Попеску, который по приглашению своего российского коллеги посетит Москву с рабочим визитом с 16 по 17 ноября.

В ходе переговоров министры рассмотрят актуальные вопросы двустороннего сотрудничества с акцентом на тематику взаимодействия по линии внешнеполитических ведомств двух стран.

Планируется обмен мнениями по основным глобальным, региональным вопросам, которые представляют взаимный интерес. Особое внимание стороны уделят взаимодействию в рамках ключевых международных организаций, прежде всего ООН, а также региональных интеграционных форматов, включая СНГ, ЕАЭС и ЧЭС.

Важное место в ходе переговоров займет обсуждение текущего состояния и перспектив приднестровского урегулирования.

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Афганистане

 

Решительно осуждаем произошедшие 2 ноября с.г. теракты группировки ИГИЛ у военного госпиталя в Кабуле, в результате которых погибло, по имеющимся данным, около 20 человек, пострадали более 40 граждан. Выражаем соболезнования родным и близким погибших, желаем скорейшего выздоровления пострадавшим.

Отмечаем предпринимаемые временным афганским правительством усилия по обеспечению безопасности, по налаживанию нормальной мирной жизни. В восточной провинции Нангархар более 60 боевиков ИГИЛ сложили оружие и сдались талибским властям. В условиях заморозки Западом афганских национальных активов Центробанк страны объявил о планах введения системы исламского банкинга, предполагающего разделение прибыли и убытков между вкладчиками банков и заемщиками, отсутствие процентов по кредиту и залогов, также другие детали. Временными властями назначен новый президент Академии наук Афганистана.

Также обратили внимание на поступающую в СМИ информацию о готовности Фронта национального сопротивления к возобновлению боевых действий с талибскими силами. Также сообщается, что лидер сопротивления Ахмад Масуд находится в Таджикистане. Считаем, что на данном этапе различным этнополитическим силам страны необходимо воздерживаться от действий, провоцирующих межафганский конфликт, а также следует искать пути к взаимопониманию и национальному примирению в целях восстановления устойчивого мира, стабильности и безопасности в Афганистане и окружающем регионе.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в эфиопском регионе Тыграй

 

С тревогой следим за развитием обстановки в эфиопских регионах Тыграй, Афар, Амхара, где происходят столкновения правительственных сил с подразделениями «Сил обороны Тыграя». Продолжение боев вокруг городов Дессе и Комболчи ведет к новым жертвам, тяжелым гуманитарным последствиям для населения, которые затронуты конфликтом в соответствующих районах.

Считаем, что стороны внутриэфиопского силового противоборства должны проявить политическую волю и как можно скорее достичь договоренности о прекращении огня с целью восстановления мира и поэтапной социально-экономической стабилизации во всей Эфиопии.

Исходим из того, что сохранение единства и территориальной целостности этого государства является безальтернативной основой для разрешения всех спорных вопросов.

Назад к оглавлению

 

Об итогах 4-го саммита Россия-АСЕАН

 

Хотелось бы еще раз затронуть, как и обещали на прошлом брифинге, итоги 4-го саммита Россия-АСЕАН. Он состоялся 28 октября с.г. и был посвящен 30-летию российско-асеановских отношений. Переговоры с лидерами государств «десятки» в режиме видеоконференции провел Президент Российской Федерации В.В.Путин.

Развитие диалога с Ассоциацией, который в 2018 г. вышел на уровень стратегического партнерства, – один из неизменных приоритетов российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Объединяющая Россию и АСЕАН философия многостороннего равноправного инклюзивного взаимодействия легла в основу принятого лидерами совместного заявления в поддержку создаваемой АСЕАН региональной архитектуры безопасности – системы, которая сейчас, к сожалению, находится под серьезным давлением. Этот документ пропитан духом сохранения АТР как общего пространства взаимодействия без разделительных линий и ориентирует на дальнейшее развитие широких в географическом плане процессов синергии интеграционных потенциалов Большой Евразии. Принятые на саммите решения и насыщенный диалог лидеров подтверждают важность ускорения движения навстречу друг другу таких площадок, как АСЕАН, ЕАЭС, ШОС в целях формирования единого бесшовного связующего контура, охватывающего как конкретные платформы, так и прикладные инициативы, для обеспечения устойчивого развития региона.

Позитивное прагматичное сотрудничество по самому широкому спектру направлений составляет суть принятого лидерами комплексного плана действий Россия-АСЕАН на период 2021-2025 гг., который предусматривает конкретные совместные действия на обозримую перспективу. В нем заложены меры в области политики, безопасности, солидный торгово-экономический сегмент, а также установлены задачи в сфере энергетики, транспорта, защиты окружающей среды, борьбы с пандемией, чрезвычайного реагирования, культуры, молодежных контактов и многого другого. Особый упор делается на развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей, включая цифровую экономику, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и т.д. Особенно важным в этом плане будет будущий 2022 г., объявленный на саммите Годом научно-технического сотрудничества Россия-АСЕАН.

Традиционным для российско-асеановских встреч в верхах стало предметное обсуждение вопросов взаимодействия в сфере противодействия новым вызовам и угрозам. В этот раз акцент был сделан на борьбу с мировой наркоугрозой на базе общих подходов, которые были зафиксированы еще в одном итоговом заявлении саммита. Напомню, на 3-ем саммите в 2018 г. в фокусе внимания лидеров была безопасность использования ИКТ.

Отдельно рассмотрена тематика сотрудничества со странами «десятки» в сфере преодоления пандемии новой коронавирусной инфекции как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних организаций.

Имеем в виду и далее на регулярной основе информировать вас о ходе реализации достигнутых на саммите договоренностей.

Назад к оглавлению

 

О российско-китайском проекте «политико-гуманитарной» резолюции в отношении КНДР

 

29 октября с.г. Россия и Китай представили членам Совета Безопасности ООН совместный проект «политико-гуманитарной» резолюции в отношении Северной Кореи. Его суть – внесение корректив в международный санкционный режим в гуманитарной сфере и иных гражданских областях, не связанных с северокорейской ядерной программой. Неоднократно отмечали, что необходимость пересмотра ограничений давно назрела с учетом предпринятых Пхеньяном с 2018 г. шагов на треке денуклеаризации, в том числе соблюдения моратория на ядерные испытания и запуски межконтинентальных баллистических ракет, а также на фоне сложной гуманитарной ситуации в стране. Убеждены, что принятие резолюции поможет восстановить доверие среди вовлеченных государств, послужит стимулом для реанимации многостороннего политического диалога, который является единственным путем комплексного урегулирования проблем Корейского полуострова. Российско-китайский документ нацелен на содействие международным усилиям по помощи КНДР в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Совет Безопасности ООН должен адекватно отреагировать на тот факт, что предвзятое и расширительное толкование некоторыми странами его решений наносит удар системе здравоохранения Северной Кореи.

Открыты к работе над текстом проекта резолюции. Ожидаем конструктивных предложений со стороны коллег по Совбезу. Надеемся, они также заинтересованы в мобилизации гуманитарной помощи населению КНДР без каких-либо предварительных условий и скорейшем возобновлении переговорного процесса на полуострове.

Назад к оглавлению

 

О рассмотрении Советом Безопасности ООН вопроса о продлении мандата Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре

 

29 октября с.г. Российская Федерация воздержалась по подготовленному США проекту резолюции СБ ООН о продлении мандата Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре до 31 октября 2022 г. Аналогично поступила делегация Туниса. При этом, резолюция в итоге принята и мандат продлен.

К сожалению, в очередной раз в проект были включены формулировки, которые  означают отход от беспристрастной и неангажированной позиции по западносахарскому урегулированию со стороны Совбеза ООН. Наши замечания и предложения компромиссного характера были проигнорированы. Считаем неправильным размывание одобренных Советом базовых параметров западносахарского урегулирования. Важно нахождение таких взаимоприемлемых для сторон решений, которые предусматривали бы самоопределение народа Западной Сахары в рамках процедур, соответствующих принципам и целям Устава Организации Объединенных Наций.

Одновременно подтверждаем нашу поддержку Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре, которая играет важную стабилизирующего роль в регионе и оказывает содействие продвижению мирного процесса и возобновлению диалога между сторонами.

Назад к оглавлению

 

О статьях в американских СМИ, спекулирующих на том, что Россия якобы стягивает войска к границам с Украиной

 

Обратили внимание на информационный залп, который имел место в статьях американских средств массовой информации относительно того, что Россия якобы стягивает войска к границам с Украиной.

Это не был один фейк, а целая свежая фейк-кампания в американских СМИ. Как минимум три крупных издания – «Политико», «Вашингтон пост», «Форейн полиси» опубликовали, как по команде, полные настоящей панической атакой материалы о том, что Россия стягивает войска к российско-украинской границе.

Все комментарии, как говорят журналисты, «под источник», и все сливы, которые там присутствуют, – сугубо доверительно, из самых закрытых кабинетов Пентагона, Белого дома и Госдепартамента, т.к.источники изданий якобы «не уполномочены говорить публично». Интересная такая постановка вопроса. Объясняю, почему они не уполномочены говорить публично: потому что им надо будет объясняться, а объясняться здесь можно только одним образом – просто сказать, что это все неправда.

Единственный «названный» источник – это Антон Семелрот, пресс-секретарь Минобороны США. Что же он сказал? Он заявил журналистам следующее: «Мы не можем говорить о намерениях России». Хоть какая-то правда, но присутствует.

При этом приводятся цитаты из заявления Министерства обороны Украины. Вот здесь начинается самое интересное. Видимо, до украинской стороны американские методички на тот момент не долетели, возможно они просто не знали о новых трендах в медиасфере. Поэтому украинские военные просто решили «пойти своим путем», может быть их просто не уведомили. Сложно понять, что там происходило. В итоге, в оборонном ведомстве Украины открыто опровергли домыслы американских журналистов о каком-то стягивании войск к своим границам. Хочется сказать большое спасибо тем изданиям, которые сохранили либо профессиональную какую-то этику, либо просто мужество и решили опубликовать эти заявления, хотя они рушат всю конспирологическую «картину» других изданий.

Дальше всех пошло «Политико». В качестве сенсации Б.Свон и П.Маклири, представляющие это издание, опубликовали снимки, которые по их замыслу должны доказывать агрессивные намерения Москвы. Как выяснили российские журналисты (вы можете это сделать самостоятельно, если у вас есть доступ к атласу России или хотя бы к Интернету), эти снимки «танков у границы с Украиной» на самом деле оказались спутниковыми фотографиями территории близ города Ельня, расположенного от Украины за сотни километров. Далеко от границы с Украиной располагается и станция Масловка, на которую ссылаются коллеги из «Форейн полиси».

Американские журналисты с радостью опубликовали фейк, снабдив его ставящим под сомнение наличием у них хоть какого-либо критического мышления снимками и видеоматериалами, надерганными из каких-то тик-ток-аккаунтов воронежских блогеров. К нам никто не обращался. Уверены, что не обращались вообще ни к кому кто бы представлял нашу страну. Это классика жанра, когда готовятся такие публикации, то официальная позиция страны не запрашивается. Причем как прекрасно осведомлены эти издания, мы всегда готовим материалы оперативно и с удовольствием бы помогли им разобраться, что есть правда, а что - неправда, особенно при использовании фото- и видеоматериалов.

Исходя из той динамики, которую наблюдаю в СМИ США, не удивлюсь, если в ближайшее время там будут опубликованы снимки танковой колонны Т-34 у морских границ Белоруссии.

Назад к оглавлению

 

О присуждении Международной премии ЮНЕСКО-России им. Д.И.Менделеева за достижения в области фундаментальных наук

 

15 ноября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже «на полях» 41-й сессии Генеральной конференции этой Организации должна состояться первая церемония награждения Международной премией ЮНЕСКО-России им. Д.И.Менделеева. Она присуждается за достижения в области фундаментальной науки.

Старт этому проекту уже дан. Он состоялся в продолжение провозглашенного ООН по инициативе нашей страны Международного года Периодической таблицы химических элементов-2019. Это самая значительная из всех совместных с ЮНЕСКО премий, ее наградной фонд составляет 500 тыс. долл. США.

Учреждение Премии им. Д.И.Менделеева призвано популяризировать значимость открытий этого выдающегося русского ученого для мировой науки, а также подчеркнуть роль фундаментальных наук и важность международного взаимодействия в решении наиболее острых глобальных проблем современности.

В этом году Премия присуждена двум крупным ученым – академику Ю.Ц.Оганесяну (Россия) и профессору В.Бальцани (Италия). Решение принято на основании рекомендаций международного жюри, в его состав входят семь известных ученых.

Академик Ю.Ц.Оганесян является единственным ныне живущим ученым, в честь которого назван элемент Периодической таблицы химических элементов (118 – оганесон, Og).

Мероприятие видится как одно из ключевых «на полях» предстоящей сессии Генконференции. Планируется, что саму премию будет вручать Генеральный директор ЮНЕСКО О.Азуле.

Надеемся на Ваше участие в этой церемонии и на ее широкое освещение.

Назад к оглавлению

 

О международной просветительской акции «Географический диктант-2021»

 

14 ноября Русское географическое общество при поддержке Министерства иностранных дел нашей страны и Россотрудничества проведет масштабную международную просветительскую акцию «Географический диктант-2021», инициатором которой является Президент России, Председатель Попечительского Совета Русского географического общества В.В.Путин.

Географический диктант проходит ежегодно с 2015 г. Акция носит просветительский характер и нацелена на популяризацию географических знаний, повышение интереса к науке, национальному наследию. Участники анонимно отвечают на вопросы по географии России, оценки особого значения не имеют.

За шесть лет в проекте приняли участие около 2-х млн человек. В 2017 г. Диктант впервые стал международным: его написали в 25 странах мира. В прошлом 2020 г. число стран-участниц, включая Россию, достигло 110. Акция прошла на всех континентах, кроме Антарктиды, и даже в космосе – на МКС. Кроме того, задания онлайн-версии впервые были переведены на 10 языков мира: английский, французский, немецкий, испанский, арабский, итальянский, португальский, китайский, турецкий и хинди.

В этом году среди самых необычных площадок проведения диктанта – атомный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», поезд Нижний Новгород – Москва, корабль-музей «Крейсер «Аврора», Центр управления полётами, нефтедобывающие платформы в Каспийском море и Катунский биосферный заповедник.

Географический диктант можно будет написать и в интернете. Онлайн-акция стартует на сайте dictant.rgo.ru в тот же день, что и на очных площадках. Но будет идти в течение нескольких суток, чтобы все желающие успели проверить свои знания. В этом году онлайн-тестирование продлится с 14:00 14 ноября до 14:00 24 ноября по московскому времени.

Приглашаем всех желающих поучаствовать в Диктанте и проверить свои географические знания.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: 9 ноября будет годовщина подписания лидерами России, Азербайджана и Армении исторического трехстороннего Заявления по нагорно-карабахскому урегулированию. Как в МИД России оценивают выполняемость Заявления за год и что считают главными достижениями в урегулировании с момента подписания Заявления? Можно ли ожидать подписания новых документов на том или ином уровне до конца года?

Ответ: Развернутые комментарии планируем дать на следующей неделе, когда исполнится год со дня принятия трехстороннего Заявления лидеров от 9 ноября 2020 г.

Сейчас могу сообщить, что работа по всем направлениям продолжается. Приближающаяся годовщина принятия лидерами России, Азербайджана и Армении Заявления от 9 ноября 2020 г. о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта обсуждалась в телефонных разговорах главы МИД России С.В.Лаврова с мининдел Армении А.С.Мирзояном 1 ноября с.г. и мининдел Азербайджана Д.А.Байрамовым 2 ноября с.г.

Министры были едины в оценках того, что за прошедший год ситуация в регионе стабилизировалась. Режим прекращения огня в целом соблюдается. В Баку и Ереване высоко ценят роль российских миротворцев. Отдельные инциденты урегулируются по отлаженным каналам взаимодействия с обеих сторон.

Прилагаются усилия по разблокированию транспортных связей. 20 октября с.г. в Москве состоялось восьмое заседание Трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении.

Продолжаются контакты по линии МИД, Минобороны и пограничных служб трех стран с целью урегулирования пограничных инцидентов. Видим комплексное решение проблемы в скорейшем запуске процесса делимитации азербайджано-армянской границы с ее последующей демаркацией.

Активная работа ведется по линии Минской группы ОБСЕ, о чем ее сопредседатели регулярно информируют в соответствующих пресс-релизах.

Информации о возможности подписания новых документов у меня пока нет. Оставим это пресс-службам лидеров трех стран. Если у них появятся соответствующие сведения, они поделятся ими. На данном этапе по линии упомянутых мной ведомств обеспечивается ежедневная работа по выполнению всего объема уже принятых документов, которые требуют реализации.

Назад к оглавлению

Вопрос: Главы МИД России и Турции «на полях» саммита «G20» в Риме обсудили перспективы запуска на Южном Кавказе механизма «три плюс три». Можно ли говорить о едином мнении по данному вопросу между Россией и Турцией? Есть ли некие наметки, договоренности, когда формат может реализовываться? Стоит ли ожидать консультаций на уровне России, Турции и Ирана как больших соседей закавказских государств? В целом есть ли примерное понимание, как двигаться по пути к реализации данного формата?

Ответ: Подробно останавливалась на этом вопросе на брифинге 21 октября с.г. Поддерживаем выдвинутую Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым и Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом идею создания консультативного регионального механизма «3+3», объединяющего страны Южного Кавказа и его соседей (Азербайджан, Армению, Грузию, Россию, Турцию, Иран). Считаем, что настало время переводить эти планы в практическую плоскость.

Развитие многостороннего регионального сотрудничества отвечает интересам всех предполагаемых участников данного формата. На наш взгляд, его запуск способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий и раскрытию экономического и транспортного потенциала региона. Вопросов много, тем более теперь имеются новые вводные – проблемы, имевшиеся раньше, в виде ситуации с пандемией, которая расставила новые акценты. Формат может и должен предложить решение как старых проблем, так и справиться с новыми вызовами.

Назад к оглавлению

Вопрос: Могли бы Вы рассказать о ходе диалога Россия-США по вопросам кибербезопасности? Американская сторона вроде бы передала России информацию о хакерах? Чего-то ждут в ответ? В конце октября секретарь Совбеза Н.П.Патрушев заявил о кибератаках на российские объекты, в том числе ядерной энергетики. Что происходит в этой области по линии МИД России-Госдеп США?

Ответ: Диалог между Россией и США по вопросам информационной безопасности действительно ведется. Прежде всего – под эгидой советов безопасности двух стран. Детали конкретного диалога, обменов информацией в силу ее специфики на данном этапе раскрывать не могу. Как только и если будет возможность отчитаться о проделанной работе, мы это сделаем либо по линии Совбеза, либо по поручению соответствующих структур. Подчеркну (об этом говорят представители Администрации Президента и Совбеза России), что диалог на этот счет с американскими партнерами действительно ведется.

Назад к оглавлению

Вопрос: Министр иностранных дел России С.В.Лавров недавно говорил, что натовские «планировщики» обращают внимание на Восток. Говорят, что миссия НАТО должна распространяться на Индо-Тихоокеанский регион. Можно предположить, что в «прицеле» НАТО, помимо России и КНР, будет и Северная Корея с ее ядерной программой? КНДР, как известно, называет испытания своих ядерных зарядов и пуски ракет «ответом на десятилетия американского военного шантажа». Как Вы видите позицию России в этих вопросах? В частности, как оцениваете ядерную программу Пхеньяна в контексте предстоящей в январе 2022 г. Обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия? Северная Корея – «де-факто» ядерная страна?

Ответ: В Вашем вопросе содержится план научно фундированной диссертации. Есть многовекторные вопросы, соответственно, мои ответы будут разбиваться по блокам.

Говорить о стремлении НАТО к расширению своих функций по «укреплению безопасности» к востоку от себя, в азиатском регионе, АТР, потому что они увязаны только на ядерную проблематику корейского полуострова, нельзя.

Видели и слышали неоднократные заявления руководства НАТО, прежде всего ее Генерального секретаря Й.Столтенберга, о намерении после ухода из Афганистана передислоцировать натовский потенциал в Восточную Азию. Например, его мартовские высказывания в Совете по международным делам США: «У НАТО есть потенциал для создания новых партнерств в АТР, возможности для работы в этой части света. Мы вышли за границы натовской «зоны ответственности» – сначала на Балканах, потом в Афганистане – и открыты к большему взаимодействию с партнерами в АТР».

Многие хорошо помнят, чем закончился выход НАТО «за границы собственной ответственности» на Балканах – кровавой бойней, трагедией, длящейся не дни или месяцы 1999 г., а годы, учитывая последствия, которые испытывает регион. В данном случае говорю не только о геополитике, но просто о последствиях, которые испытывают на себе люди. После бомбардировок целые поколения людей, не только граждан Сербии, но и натовского контингента, страдали от соответствующих заболеваний  в связи с тем, какие снаряды были использованы.

Видимо, говоря об этом в марте с.г. и упомянув балканскую операцию НАТО и ситуацию в Афганистане, Й.Столтенберг даже не предполагал, насколько его слова окажутся пророческими. Ведь и та, и другая истории закончились полным провалом действий соответствующих стран. В каждом случае по-разному, но финал получился, увы, близким по своему итогу.

Подобные анонсы «непрошеного визита» в АТР – вопреки всяким правилам дипломатического приличия – делались в центре этого региона, в его «сердце». Выступая в апреле с.г. на организуемой Индией ежегодной международной конференции «Диалог Райсина», Й.Столтенберг, не стесняясь, назвал Китай «объектом для контрдействий евроатлантистов».

Еще одна цитата, чтобы нам не говорили, что мы приписываем ему то, что он не заявлял: «НАТО – ключевая платформа для сопряжения усилий в реагировании на вызовы в сфере безопасности, связанные с ростом влияния Китая». Посмотрите, как интересно получается. НАТО в подаче руководителя этой структуры должно содействовать сопряжению усилий не в связи с вызовами, связанными с террористической активностью, наркотрафиком, организованной преступностью, техногенными катастрофами, а в связи с ростом влияния Китая. Как будто суверенное государство не имеет права на рост своего влияния, если оно находится в законных рамках.   

«Со страниц» индийской прессы в апреле с.г. генсек НАТО обозначил глобалистские амбиции альянса, призванного стать «прочным фундаментом мирового сообщества демократий и опорой основанного на правилах международного порядка». Кто уполномочил его и его структуру становиться прочным фундаментом для мирового сообщества демократий? Кто мандат выписывал? Какое-то тайное голосование анонимов происходило где-то в Брюсселе или за его пределами? Что за новый «порядок, основанный на правилах»? Кем он утверждён? И где можно посмотреть свод этих самых правил? 

При этом Й.Столтенберг четко очерчивает круг партнеров, важных с точки зрения реализации этих задач. Так, в сентябре с.г. «на полях» 76-й сессии ГА ООН он отметил: «Новые вызовы и угрозы требуют более плотной координации альянса с его азиатскими единомышленниками, такими как Япония, Республика Корея, Австралия и Новая Зеландия». Это как всё вяжется с теми предыдущими заявлениями о прочном фундаменте мирового сообщества демократии? Все ли перечисленные страны входят в понятие демократии? Как к этому можно относиться? 

В число этих «единомышленников» почему-то записан и находящийся вне военно-политических союзных блоковых схем Нью-Дели, с которым натовский Брюссель хотел бы развивать кооперацию по целому ряду стратегических направлений.

На фоне таких далеко идущих политических заявлений евроатлантистами предпринимаются и серьезные практические шаги. Эти заявления не остаются неподкреплёнными делами. Свои корабли, включая даже авианосную ударную группировку, в Азиатско-Тихоокеанский регион практически синхронно направили Великобритания, ФРГ и Нидерланды. «Программа» включает отработку задач боевой подготовки совместно с Австралией, Японией, Республикой Корея и Новой Зеландией, а также все более активизирующимися на военно-морском треке США, Канадой и Францией. Участие последних двух в маневрах ВМС QUAD (США-Япония-Австралия-Индия) в январе с.г. (учения «Си Дрэгон») и апреле с.г. («Лаперуз») трактуется региональными экспертами как де-факто подключение к военному измерению «индо-тихоокеанского квартета».

Всю эту работу ведут как раз самые активные члены НАТО. А если учесть еще и договоренности о модернизации силами Вашингтона и Лондона военной инфраструктуры Австралии и строительстве для нее собственного атомного подводного флота, то в предложенном региону Евроатлантикой «геополитическом пазле» остается все меньше незаполненных мест. Картина складывается соответствующая.

Неслучаен в связи со складывающейся ситуацией рост настороженности в региональном экспертном сообществе, которое – вслед за западными коллегами – начинает просчитывать, какими могут быть последствия, прежде всего для АСЕАН от прихода в АТР Североатлантического альянса или его элементов. Даже американские аналитики порой задаются вопросом о целесообразности «разворота» НАТО в ATP.

Нужно понять, на основе каких концепций это всё делается, на основе каких решений о «приглашении» Североатлантического альянса в регион предпринимаются подобные действия? Каким образом на подобную активность реагируют страны, которые традиционно обеспечивали безопасность и справлялись с этими задачами в регионе?

В целях повышения своей роли в глобальных военно-политических процессах Североатлантический блок стремится расширить свое влияние в различных регионах мира. Это очевидно. Под реализацию этих планов страны-члены альянса создают новые форматы межгосударственного сотрудничества в военной области. Полагаем, что попытки НАТО навязать региону свое видение архитектуры безопасности деструктивны и грозят серьезно дестабилизировать обстановку в АТР. Самый главный вопрос остаётся без ответа. Это делается для того, чтобы укрепить безопасность, а значит бороться с реальными вызовами и проблемами или для того, чтобы нарастить своё военное присутствие в этом регионе с некими стратегическими потенциальными целями? Согласитесь, это вещи разные. Если первое, то тогда необходима согласованность действий от теории до практики всех тех, кто традиционно присутствует в АТР, стран, кто непосредственно там находятся. Если второе, то тогда возникает вопрос относительно соответствия международному праву и тем целям, которые альянс ставит перед собой или кто-то ставит перед альянсом. Но это точно не вяжется с тем, о чём так высокопарно говорят натовские руководители. Поэтому полагаем, что попытки НАТО навязать региону своё видение архитектуры грозит серьёзно дестабилизировать обстановку в АТР.     

Исходим из того, что урегулирование проблем Корейского полуострова и Северо-Восточной Азии должно осуществляться исключительно политико-дипломатическим путем и носить комплексный, многосторонний характер. Залогом нормализации ситуации в субрегионе является проявление вовлеченными государствами взаимной сдержанности, а также принятие конкретных мер, направленных на учет законных озабоченностей друг друга в русле известных российско-китайских инициатив на основе принципов поэтапности и синхронности.

Что касается ядерной программы Пхеньяна. С точки зрения международного права КНДР не является ядерным государством. Такое понимание закреплено рядом резолюций СБ ООН, которые были поддержаны Российской Федерацией.

Следует ожидать, что ядерная проблема Корейского полуострова будет обсуждаться в ходе предстоящей в январе 2022 г. 10-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), поскольку шаги Пхеньяна, направленные на создание данного вида ОМУ, являются серьёзным вызовом режиму нераспространения.

При этом полагаем, что урегулирование ситуации вокруг ядерной проблемы Корейского полуострова должно осуществляться путём переговоров и на основе ДНЯО.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать призыв Президента США Дж.Байдена к «Двадцатке» сосредоточиться на обязательствах России и Китая по климату, которые они, по его словам, не выполняют?

Ответ: Российская Федерация, в отличие от американских партнеров, активно и последовательно выполняет свои обязательства по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижскому соглашению. Странно слышать подобные вещи от американской стороны, учитывая ту несистемную и хаотичную политику, которую Вашингтон ведёт на этом направлении. Американцы то настаивали на заключении соглашения, то выходили из него. Для нас этот вопрос не привязан к политической конъюнктуре. Перечень реализуемых нашей страной мер объемен и всеобъемлющ.

Россией предпринимаются серьезные шаги, направленные на достижение углеродной нейтральности. Фактически мы являемся одним из лидеров процесса глобальной декарбонизации и ставим конкретный ориентир достичь углеродной нейтральности своей экономики не позднее 2060 г. Как отметил Президент В.В.Путин в своем выступлении на саммите «Группы двадцати», за последние 20 лет углеродная интенсивность нашей экономики ежегодно снижалась в среднем на 2,7%. Это больше чем в целом в мире и больше чем в странах «семерки». Как можно было не услышать это заявление – остаётся вопросом.

В соответствии с Парижским соглашением Правительством нашей страны 29 октября с.г. утверждена новая Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.

Помимо простого сокращения объема выбросов, мы постоянно стремимся наращивать поглощение парниковых газов, расширяя поглощающий потенциал наших лесов и других природных экосистем. С 2022 г. планируется запуск масштабных климатических проектов в этой сфере, а с  2023 г. – обязательной углеродной отчетности для предприятий. Все планы заявлены, всё находится в официальных доктринах, документах и программах.

Активно развивается российская низкоуглеродная энергетика. Как заявил Президент Российской Федерации В.В.Путин на саммите «Группы двадцати», сегодня в России доля энергии от практически безуглеродных источников (АЭС, ГЭС, ветряные, солнечные электростанции) превышает 40%, а с учетом природного газа (самого низкоуглеродного топлива среди углеводородов) эта доля составляет 86%. Это один из лучших показателей в мире. Дальнейшие меры на данном направлении будут приняты в рамках реализации госпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики для снижения нагрузки на окружающую среду на период до 2035 г.

Как известно, потепление климата в России идет быстрее, чем в среднем в мире. Это негативно влияет на таяние вечной мерзлоты, опустынивание, эрозию почв. Заинтересованы в том, чтобы коллективно, но с учетом социально-экономических особенностей стран, добиться снижения опасных последствий изменения климата. Все заявления на этот счёт сделаны. Мне кажется, каждая международная площадка использует её потенциал для того, чтобы вновь переподтверждать нашу позицию. Сейчас, в дни проведения 26-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго, время не для взаимных выпадов, а для совместной работы на климатическом треке. Можно ли усомниться в том, что Россия последовательно выступает за подобный совместный подход? Думаю нет. Мы таких поводов не давали.

Американский президент в своем выступлении на саммите «Группы двадцати» уличил в недостаточной активности на климатическом направлении и наших китайских коллег. Разумеется, мы должны предоставить им слово, не нам их позицию комментировать. Но по нашим оценкам китайская сторона весьма конструктивно и ответственно подходит ко всему комплексу вопросов глобальной климатической повестки.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как идет подготовка к встрече глав МИД стран «нормандского формата»? Когда она может состояться?

Ответ: По вопросу проведения министерской встречи в «нормандском формате» позиция России хорошо известна. Она не изменилась. Исходим из необходимости тщательной подготовки такого мероприятия, включая разработку итогового документа. В нем должны быть отражены состояние переговорного процесса, в том числе ход выполнения решения Парижского саммита «нормандской четверки» 9 декабря 2019 г. и новые ориентиры по продвижению внутриукраинского урегулирования на основе Минских соглашений. Есть ли такой документ или его проект на сегодняшний день? Нет. Такого документа нет даже в проекте. Свое собственное видение итогов возможной встречи министров мы своевременно передали участникам «нормандского квартета».

Есть ли реакция на российские наработки? Реакции на них до сих пор не получили. Без ясного понимания возможных результатов такой встречи говорить о каких-либо датах ее проведения просто не имеет смысла. Данную позицию наши коллеги хорошо знают. Эту точку зрения официально довели до германских и французских партнеров. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров озвучил ее в беседе Министром иностранных дел Ж.-И.Ле Дрианом «на полях» заседания саммита «Большой двадцатки» в Риме 30 октября с.г. Российский министр прямо спросил французского коллегу, есть ли у партнеров какое-либо понимание относительно итогов соответствующего заседания в «нормандском формате» на министерском уровне. Четкого ответа на тот момент не последовало. Также французский коллега был проинформирован о том, что рабочий график Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ближайшее время не позволяет ему принять участие в предполагаемом заседании «нормандской четверки».

Назад к оглавлению

Вопрос: Между Ливаном и странами Персидского залива продолжается дипломатический кризис, поводом для которого стали критические высказывания Министра информации Ливана Дж.Кордахи о действиях арабской коалиции в Йемене. Есть ли намерение у России использовать свой посреднический потенциал для разрешения этого спора между региональными игроками? Видит ли Москва в этом необходимость на данном этапе?

Ответ: Россия твердо привержена суверенитету дружественной Ливанской Республики. Поддерживаем деятельность недавно сформированного в Ливане правительства Премьер-министра Н.Микати, направленную на преодоление кризисных явлений в экономике и социальной сфере, решение других вопросов национальной повестки дня. Заинтересованы в сохранении стабильности в этой уникальной по своему этноконфессиональному многообразию стране. Всегда призывали и призываем ливанских политиков к взаимному уважению и согласию, учету интересов всех групп населения.

Что касается дипломатического обострения, вызванного реакцией ряда арабских государств Персидского залива на высказывания Министра информации Ливана Дж.Кордахи о действиях арабской коалиции в Йемене, то рассчитываем на его скорейшее преодоление. Объективности ради, нужно уточнить, что свое мнение по этому вопросу Дж.Кордахи излагал в качестве частного лица – еще до назначения на министерский пост.

Надеемся, что стороны сумеют уладить возникшую коллизию без ущерба для межгосударственных отношений и арабской солидарности. При этом с просьбой о посредничестве в урегулировании этой ситуации к российской стороне никто не обращался.

Назад к оглавлению

Вопрос: Ранее стало известно, что ОДКБ проведет под Казанью миротворческие учения, в рамках которых военные будут, среди прочего, тренироваться в возведении лагерей для беженцев. Связаны ли подобные учения с обстановкой в Афганистане? Опасаются ли Россия и ее партнёры по ОДКБ наплыва афганских беженцев? Какие меры, помимо данных учений, предпринимаются в этом направлении?

Ответ: Предстоящие в России миротворческие учения ОДКБ «Нерушимое братство» носят плановый характер и являются завершающим этапом в комплексном оперативно-стратегическом учении ОДКБ «Боевое братство-2021». В его рамках состоялись учения на территории Республики Таджикистан, включая «Взаимодействие» с Коллективными силами оперативного реагирования, «Поиск» с силами и средствам разведки, «Эшелон» с силами материально-технического обеспечения. Ранее в Киргизии также состоялось учение «Рубеж» с Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Разумеется, планирование осуществляется с учетом развития обстановки в зоне ответственности Организации, прежде всего в ее центральноазиатском сегменте, включая таджикско-афганскую границу.

У нас налажено эффективное взаимодействие с нашими партнерами по ОДКБ в целях противодействия общим вызовам и угрозам, исходящим с территории Афганистана, таким, как распространение терроризма и наркотрафика, а также задачи купирования миграционных потоков. Особое беспокойство обусловлено рисками проникновения на территорию стран Центральной Азии и далее в Россию террористических и криминальных элементов под видом афганских беженцев.

Исходим из того, что вопрос сдерживания миграционных потоков из Афганистана напрямую связан с внутриполитической и экономической ситуацией в этой стране. Создание нормальных условий жизни и гарантий безопасности и стабильности в самом Афганистане должно привести к тому, чтобы у афганских граждан отпала необходимость искать приюта где-то за рубежами своей родины. Полагаем, что основную роль в этом должны сыграть те страны, чье 20-летнее военное присутствие привело к текущему печальному положению дел в Афганистане. Это зона их ответственности. Она не должна оставаться на словах, а реализовываться на практике.

Традиционно учения ОДКБ вызывают значительный интерес у наших зарубежных партнеров, не входящих в объединение, а также международных организаций. По каналам МИД России направлены приглашения посетить «Нерушимое братство-2021» в качестве наблюдателей в ООН, ОБСЕ, МККК.

По вопросам, связанным с подготовкой и освещением учения, рекомендовали бы обратиться в развернутый для этих целей Объединенный пресс-центр ОДКБ.

Назад к оглавлению

Вопрос: В конце лета в СМИ появились истории о «языковых патрулях» в Казахстане, на которые реагировал МИД. Однако, несмотря на эту реакцию, в день визита Премьер-министра России М.В.Мишустина 7 лет тюрьмы получил пророссийский активист Е.Тайчибеков, вчера прокуратура запросила 11 лет для российского бизнесмена В.Балашова. Будет ли МИД реагировать на эти случаи?

Ответ: Действительно, тема вызвала вопросы и у других СМИ. Отношения Российской Федерации и Республики Казахстан носят особо привилегированный, союзнический характер.

При этом внимательно следим за любыми проявлениями нетерпимости по национальному признаку на бытовом уровне. С руководством Казахстана мы едины (здесь не должно быть никаких сомнений) в том, чтобы наращивать совместные усилия по профилактике и реагированию на такие проявления, вести адресную работу с молодежью двух стран, взаимодействовать по линии ученых и экспертов, использовать все возможные ресурсы, задействовать весь потенциал.

Неразрывность культурного и социального пространства является конкурентным преимуществом наших стран на мировой арене.

Действия лиц, стоящих за информационными вбросами о «языковых патрулях», не останутся без реакции казахстанских властей и правоохранительных органов.

1 сентября с.г. Президент Республики Казахстан К.Ж.Токаев в послании народу заявил, что русский язык обладает статусом официального языка и его использованию препятствовать нельзя. Глава государства справедливо отметил, что от того, что казахстанская молодежь владеет разными языками, в том числе русским, страна только выигрывает. Это истина. Это относится глобально ко всему миру, всем странам. О «нулевом уровне терпимости к любым проявлениям национализма» и готовности властей жестко пресекать проявления «пещерного национализма» говорил Президент Казахстана и на заседании Ассамблеи народа Казахстана 21 октября с.г. Полностью поддерживаем указанную позицию.

Действительно, в медиапространстве ведется дискуссия о судьбе приговоренного судом Республики Казахстан к семи годам тюрьмы Е.Тайчибекова (ст.174 Уголовного кодекса РК «За разжигание национальной розни»). Он осужден повторно по аналогичному обвинению (первый раз в 2015 г.). Е.Тайчибеков через своих адвокатов обращался с ходатайством о предоставлении ему российского гражданства, на что ему был дан ответ. Его суть в том, что в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, либо теми, кто преследуются в уголовном порядке в иностранных государствах за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с российским законом. Таким образом, на настоящий момент удовлетворить ходатайство Е.Тайчибекова не представляется возможным.

Российский гражданин В.Балашов обвиняется Департаментом внутренних дел (ДВД) г.Алма-Аты в том, что будучи руководителем совместного предприятия, совершил действия, подпадающие под ст. 189 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) и ст.389 (самоуправство) УК Республики Казахстан. Впоследствии местная Прокуратура переквалифицировала его деяния на ст. 194 (вымогательство).

Сотрудникам Генконсульства России в г.Алма-Ате удалось организовать встречу с В.Балашовым. В ходе беседы задержанный жалоб на содержание и нарушение его прав и законных интересов не высказывал. На вопрос относительно состояния своего здоровья проинформировал об ухудшении зрения и низком качестве лекарств, которые ему предоставляются в медицинской части учреждения.

Наши дипломаты довели до начальника следственного отдела ДВД Алма-Аты необходимость строгого соблюдения прав и законных интересов россиянина, в т.ч. в контексте медицинского обслуживания и содержания. Начальник следствия заверил, что вся необходимая медпомощь будет оказана после получения соответствующего адвокатского запроса. В последствии В.Балашов от медобследования отказался.

После получения информации от адвоката о состоянии здоровья подследственного и нарушении ряда процессуальных норм Генконсульством незамедлительно была направлена нота в МИД Казахстана и письмо на имя прокурора г.Алма-Аты, в результате чего дело было взято под контроль прокуратуры, а жалобы адвоката частично удовлетворены.

Генконсульство России неоднократно обращалось в судебные инстанции об изменении меры пресечения, а также проведении медицинских мероприятий. Частично эти обращения были выполнены,

В настоящее время предварительное следствие закончено и дело передано в суд. 12 июля с.г. состоялось первое заседание. По информации адвокатов, судебный процесс идет в строгом соответствии с казахстанским законодательством. Очередное слушание дела назначено на начало ноября. Генконсульство находится в постоянном контакте с родственниками и адвокатом подследственного.

Назад к оглавлению

Вопрос: В комментарии в связи с развитием ситуации в Судане Вы не называете произошедшее переворотом. Как Вы трактуете события там, где власть захватили военные? Вы также говорите о масштабном иностранном вмешательстве во внутренние дела Судана. Какие это страны? Сохраняются договоренности между Москвой и Хартумом по Пункту военно-технического обслуживания и поддержки ВМФ России в свете произошедших событий?

Ответ: По последнему вопросу были заявления суданской стороны. На тот момент (когда они были сделаны) они были исчерпывающие. Если есть детали, которые Вам остались непонятны, то необходимо обращаться в пресс-службу Министерства обороны России.

Отвечая на первую часть вопроса, хотела еще раз обратить внимание на развернутый комментарий МИД России по событиям в Судане от 25 октября с.г.

Не считаем правильным давать какие-либо публичные оценки случившемуся, поскольку в данном контексте рассматриваем это как сугубо внутреннее дело Судана. Председатель Верховного (Суверенного) Совета, Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Судан А.Бурхан принимал решение о роспуске переходного правительства, являясь фактическим главой государства. Стоит обратить на это внимание.

Что касается военного и военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, то мы не раскрываем детали в силу чувствительности подобной информации. Если есть предметные вопросы, направляйте. Проконсультируемся с коллегами из Минобороны России.

Назад к оглавлению

Вопрос: В интервью телеканалу «Россия 24» Министр иностранных дел России С.В.Лавров сказал, что главное для России – не допустить дестабилизации соседних центральноазиатских стран и распространение террористической и наркотической угрозы внутри Афганистана и за его границами. Недавно в Москве состоялись многосторонние переговоры с участием делегации Талибана. Обсуждались вопросы взаимодействия по этим направлениям в ходе данной встречи?

Ответ: Могу подтвердить, что для нас остаются актуальными террористическая и наркотическая угрозы, исходящие с территории Афганистана, а также обстановка внутри страны на этом направлении. С сожалением констатируем, что после прихода к власти Движения талибов ситуация кардинально не изменилась. Примером тому служат теракты в афганских городах, организованные террористической группировкой ИГИЛ.

Другим дестабилизирующим фактором в регионе являются неприемлемые для нас попытки США разместить на территории соседних с Афганистаном стран свою военную инфраструктуру, а также обслуживавший их афганский персонал. Видим в таких шагах серьезные риски подрыва региональной стабильности.

Еще один вызов – рост миграционных потоков из Афганистана. Важная проблема в том, что под видом беженцев в сопредельные страны, в частности Центральную Азию, могут проникать эмиссары террористических группировок, криминальные элементы, боевики и т.д.

Все эти вопросы затрагивались в ходе дискуссии на прошедшем 20 октября с.г. третьем заседании Московского формата консультаций по Афганистану. Итоговое совместное заявление участников размещено на сайте МИД России. С удовлетворением отмечаем, что принявшая участие в указанном мероприятии делегация временного афганского правительства подтвердила свои обязательства по недопущению использования афганской территории против интересов третьих стран, а также намерение продолжать борьбу с терроризмом и наркотрафиком.

Назад к оглавлению

Вопрос (перевод с английского): Какую роль Россия, Пакистан, Китай и Иран могут совместно сыграть для урегулирования ситуации в Афганистане?

Ответ: Считаем чрезвычайно важным координировать региональные усилия по содействию урегулированию ситуации в Афганистане, а также по противодействию общим вызовам и угрозам, исходящим с афганской территории. С Китаем, Пакистаном и Ираном у нас налажено взаимодействие по афганской проблематике на различных региональных и международных площадках: в рамках региональной четверки Россия-Китай-Пакистан-Иран (первая встреча состоялась в Душанбе 16 сентября с.г. «на полях» саммитов ШОС и ОДКБ); Московского формата консультаций по Афганистану (третье заседание состоялось в Москве 20 октября с.г.); расширенной «тройки» Россия-Китай-США-Пакистан (очередное заседание состоялось 19 октября с.г. в Москве без участия США); региональной встречи стран-соседей Афганистана (вторая встреча состоялась 27 октября с.г., в Тегеране).

В рамках перечисленных механизмов координируются подходы сторон к вопросам содействия афганскому урегулированию и поддержания устойчивого мира, стабильности и безопасности в регионе. Значительное место в контактах с Пекином, Исламабадом и Тегераном уделяется направлениям постконфликтного восстановления Афганистана, практического оказания гуманитарной помощи афганскому народу во избежание сползания страны к экономическому и социальному коллапсу.

Это региональные, специально созданные форматы по афганской проблематике. Не буду говорить о Совете Безопасности ООН – глобальном, мировом механизме, в котором тоже обсуждается эта тема с упомянутыми странами, постоянными членами СБ ООН и странами, активно работающими на ооновской площадке. Вырабатываем общие подходы.

Подчеркну, вклад в постконфликтное восстановление Афганистана – это ответственность тех стран, которые 20 лет там «наводили свои порядки». Ситуацию в нынешнем виде нельзя оставлять в качестве «наследства» народу Афганистана и проблемы странам региона, не неся всю полноту ответственности (включая материальную) за то, что страны НАТО и Запада во главе с США делали там 20 лет.

***

Я хотела бы поздравить всех с наступающим праздником – 4 ноября. Для нас праздник всё-таки относительно новый, с каждым годом он наполняется всё новым смыслом и особым духом.

Поэтому с наступающим Днём единства, и чтобы каждый смог прочувствовать, понять и осознать глубину его и значения, и значимости для всех нас и для каждого.

С наступающим Праздником! Здоровья!

 

Назад к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска