Публикатор

1.07.2118:58

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 1 июля 2021 года

1336-01-07-2021

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О предстоящих переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Королевства Бахрейн А.Аз-Зайяни
  2. О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в государства Юго-Восточной Азии
  3. Об официальной церемонии открытия Года истории Россия – Греция в 2021 году
  4. О заседании Совета Безопасности ООН по Боснии и Герцеговине
  5. О требованиях Чехии к России выплатить компенсации за взрывы в Врбетице
  6. О докладе ЕС о правах человека и демократии в мире за 2020 г.
  7. О состоявшемся в Сенате Франции семинаре, посвященном антисемитизму на Украине
  8. О перспективах Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД)
  9. О ситуации в Эфиопии
  10. О XVI конференции городов-партнеров России и Германии
  11. О российско-итальянском взаимодействии по сохранению генуэзских культурных объектов Крыма и Черноморско-Азовского бассейна
  12. Об участии германских военнослужащих в натовских учениях «Железный волк 2021» в Литве
  13. Об очередном примере польской государственной политики, нацеленной на фальсификацию истории периода Второй мировой войны
  14. О попытках властей ФРГ не допустить телевещание канала «RT DE»
  15. О блокировке по указанию США сайтов ряда иранских СМИ

Из ответов на вопросы:

  1. О перспективах проведения саммита Россия-ЕС
  2. О задержании полицией Чехии представителя цыганской общины
  3. О позиции России относительно активизации движения «Талибан»
  4. О возможном влиянии военной активности талибов на государства Центральной Азии
  5. О введении новых санкций против России
  6. О заявлении Министерства обороны Нидерландов относительно ситуации вокруг фрегата Evertsen
  7. Об учениях НАТО «Sea Breeze 2021»
  8. О роли МИД России в ситуации с российскими гражданами, задержанными за участие в протестной активности на территории Белоруссии
  9. О ситуации вокруг Е.Дудникова
  10. О снятии государственного флага Российской Федерации в Латвии
  11. О переводе образовательной системы Эстонии на государственный язык
  12. О вакцинации «Спутником V» в МИД России

 

О предстоящих переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Королевства Бахрейн А.Аз-Зайяни

 

Как мы уже анонсировали на прошлом брифинге, завтра, 2 июля в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Королевства Бахрейн А.Аз-Зайяни, который посетит нашу страну с рабочим визитом.

С.В.Лавров и А.Аз-Зайяни проведут обстоятельный разговор по ситуации в Сирии, арабо-израильскому урегулированию, перспективам устойчивой стабилизации в зоне Персидского залива и другим актуальным аспектам региональной повестки дня, обсудят ключевые вопросы российско-бахрейнского взаимодействия в ООН и на других многосторонних площадках.

Назад к оглавлению

 

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в государства Юго-Восточной Азии

 

5-8 июля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Государство Бруней-Даруссалам, Республику Индонезию и Лаосскую Народно-Демократическую Республику.

5 июля в Бандар-Сери-Бегаване состоятся встреча С.В.Лаврова с Султаном Брунея Х.Болкиахом и переговоры со Вторым министром иностранных дел Э.Юсофом. Планируется обмен мнениями по широкому спектру тем двусторонней повестки дня, включая сотрудничество в политической, торгово-экономической, гуманитарной областях, в сферах обороны и безопасности.

Предстоит обсуждение взаимодействия двух стран в рамках ООН и на других международных площадках. С учетом председательства Брунея в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии особое внимание будет уделено вопросам продвижения стратегического партнерства Россия – АСЕАН, координации шагов в рамках асеаноцентричных форумов и форматов.

6 июля в Джакарте С.В.Лавров встретится с Президентом Индонезии Дж.Видодо и проведет переговоры с Министром иностранных дел Р.Марсуди. Планируется провести дискуссию по всему комплексу двусторонних отношений, актуальным вопросам глобальной и региональной повестки дня, взаимодействию в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.

В программу визита также включено проведение в видеоформате совместного с Р.Марсуди специального совещания министров иностранных дел Россия – АСЕАН по случаю 30-летнего юбилея российско-асеановских отношений и 25-й годовщины установления полномасштабного диалога нашей страны с «десяткой». Оно будет сфокусировано на задачах дальнейшего развития стратегического партнерства с Ассоциацией и вопросах формирования архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР.

Намечена отдельная встреча С.В.Лаврова с Генеральным секретарем Ассоциации Л.Хоем.

7 июля во Вьентьяне планируются встречи С.В.Лаврова с Президентом Лаоса Т.Сисулитом, Премьер-министром П.Випхаваном, а также переговоры с Министром иностранных дел С.Коммаситом.

В рамках существующих между Россией и Лаосом отношений стратегического партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в основе которого конструктивный политический диалог, взаимовыгодное сотрудничество и узы традиционной дружбы, стороны обсудят широкий круг вопросов двустороннего взаимодействия в торгово-экономической, научно- технической и гуманитарной областях, обменяются мнениями по актуальным международным и региональным сюжетам.

Основные контуры программы визита С.В.Лаврова обозначены. В случае изменений оперативно вас проинформируем.

Назад к оглавлению

 

Об официальной церемонии открытия Года истории Россия – Греция в 2021 году

 

2 июля в Афинах состоится официальная церемония открытия Года истории Россия – Греция, проводимого в 2021 г. под патронатом Президента Российской Федерации и Премьер-министра Греческой Республики.

Председатели национальных Оргкомитетов Года – помощник Президента Российской Федерации В.Р.Мединский и Президент Греческого фонда парламентаризма Э.Хадзивасилиу – подпишут Совместное заявление об утверждении программы Года. Перечень мероприятий с обеих сторон насчитывает более 140 пунктов, реализация некоторых из них уже началась.

Договоренность об этом масштабном культурно-гуманитарном проекте была достигнута по итогам переговоров министров иностранных дел С.В.Лаврова и Н.Дендиаса в Москве 6 ноября 2019 г. В ходе встречи в Афинах 26 октября 2020 г. главы внешнеполитических ведомств подписали соответствующий Совместный меморандум. Официально Год истории был объявлен Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустиным в Афинах 25 марта с.г. «на полях» центральных торжеств по случаю 200-летия начала греческой национально-освободительной борьбы.

Весьма символичен тот факт, что Год истории приурочен к отмечаемой в этом году знаменательной дате – 200-летию начала Греческой революции. С уверенностью можно сказать, что это наш общий праздник. Россия без преувеличения внесла решающий вклад в обретение Грецией независимости, способствовала становлению ее государственности. Важнейшую роль в успехе борьбы сыграла победа союзной эскадры России, Англии и Франции над турецко-египетским флотом в Наваринском сражении 20 октября 1827 г. Уже в сентябре 1828 г. Российская империя установила дипломатические отношения с нарождавшимся греческим государством, что стало первым международным признанием его независимости. Наконец, положение о предоставлении Османским правительством Греции статуса автономии было впервые зафиксировано в Адрианопольском мирном договоре 1829 г. в результате победы русского оружия в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Большое число мероприятий в рамках Года истории будет посвящено теме национально-освободительной борьбы греческого народа и роли России в освобождении Греции.

Проверенные временем традиции дружбы и взаимовыручки, уважения и искренней симпатии составляют прочный фундамент российско-греческого сотрудничества и на современном этапе. Цель Года – подчеркнуть особый характер духовных и культурных уз, связывающих наши народы, сохранить память о ярких общих страницах прошлого и передать это значимое наследие будущим поколениям.

В Афинах В.Р.Мединский проведет встречи с Министром культуры и спорта Греческой Республики Л.Мендони и Президентом Греческого фонда парламентаризма, председателем греческого Оргкомитета Года Э.Хадзивасилиу. В мероприятиях примет участие Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, координатор Года М.Е.Швыдкой.

Назад к оглавлению

 

О заседании Совета Безопасности ООН по Боснии и Герцеговине

 

29 июня с.г. по инициативе Российской Федерации было проведено заседание Совета Безопасности ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине. Основное внимание было уделено сюжету вокруг якобы состоявшегося назначения гражданина ФРГ К.Шмидта на должность Высокого представителя по БиГ.

С российской стороны было акцентировано, что любой номинант на эту должность без согласия СБ ООН и всех боснийских сторон не будет обладать не только легитимностью, но и достаточной политической поддержкой для реального содействия постконфликтному урегулированию. К настоящему моменту такого согласия нет. Попытки назначения на этот пост нового представителя в отсутствие консенсуса в Руководящем комитете Совета по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в БиГ (Дейтонского соглашения 1995 г.), между самими боснийскими сторонами и в обход ООН несовместимы с интересами достижения устойчивого мира и стабильности в БиГ.

Назад к оглавлению

 

О требованиях Чехии к России выплатить компенсации за взрывы в Врбетице

 

Сюжет со взрывами в Врбетице и некими претензиями чешской стороны все больше напоминает рассказы о похождениях бравого солдата Швейка из бессмертного произведения Я.Гашека. Та же фантасмагория, граничащая (а иногда и переходящая границу) с абсурдом. Подобная «концепция» не дает возможности рассуждать о случившемся в рациональных категориях, становится бессильной дипломатия, которая подменяется различными литературными жанрами. «Швейковщина» в чистом виде. Попытаюсь найти смысл в том, что происходит в Праге с опорой на хоть какие-то факты. Понять, чего хочет Чехия и что на самом деле соответствует интересам граждан этой страны достаточно сложно из-за несистемных противоречий и абсурдных заявлений политического эстеблишмента этой страны.

Российское посольство в Праге получило чешскую ноту, в которой наши партнеры, отмахнувшись от каких-либо юридических процедур и даже не пытаясь подкрепить фактами звучавшие из уст официальных лиц различного калибра безосновательные обвинения, выдвинули абсурдные требования о возмещении Россией «причиненного международным противоправным деянием вреда». Новое слово в международном праве. Не уверена, что оно разумное, но термин интересный. При этом стоит напомнить, что в самом руководстве Чехии нет единства в оценках и версиях произошедших семь лет назад взрывов на военном складе в Врбетице, не завершены следственные мероприятия по факту происшествия, не говоря уже о наличии судебного вердикта. Абсурдно не только говорить о каких-то требованиях, а в принципе странно обсуждать политические заявления на тему, которая должна находиться с юридической плоскости и в компетенции суда. Но мы имеем дело с ситуацией, находящейся за рамками здравого смысла. Даже не буду пытаться спрашивать, где же презумпция невиновности. Об этом можно было говорить, если бы были соблюдены хотя бы какие-то юридические формальности. Их нет.

Вердикт наш прост. Прага запуталась в версиях, в собственных интересах (к национальным это не имеет никакого отношения) и переключилась на создание мифологии и продвижение собственных фантазий, которые выдает за некие факты.

Предложения чешской стороны о проведении обсуждения её претензий рассматриваем как неприемлемые. Своё отношение к этой политизированной возне в ближайшее время изложим главе чешской дипломатической миссии в Москве (который будет вызван в МИД России).

Назад к оглавлению

 

О докладе ЕС о правах человека и демократии в мире за 2020 г.

 

Опубликованный на днях доклад ЕС о правах человека и демократии в мире за 2020 г. однозначно свидетельствует в пользу того, что в Брюсселе продолжают следовать деструктивной линии на инструментализацию правочеловеческой проблематики и продвижение политизированного и откровенно избирательного подхода к вопросам соблюдения прав человека в мире.

При этом очевидно, что градус адресованных третьим странам претензий прямо пропорционален ухудшению ситуации в самом Евросоюзе и его государствах-членах. В данном случае можно проследить логику – чем хуже дома, тем громче и напористее нападки на соседей. За примерами далеко ходить не надо. Это сохраняющийся позорный феномен безгражданства, системные проблемы с соблюдением прав национальных и языковых меньшинств, насаждение цензуры под предлогом борьбы с дезинформацией, ежедневно множащиеся факты ущемления журналистов в связи с их профессиональной деятельностью, торжественные марши бывших легионеров СС и тех, кто героизирует коллаборационистов, по улицам ряда европейских городов. Это проходит либо с молчаливого согласия брюссельской бюрократии, либо при непосредственном участии стран-членов ЕС.

На этом фоне не можем рассматривать беспардонные попытки ЕС навязывать свое видение правочеловеческой ситуации в третьих странах иначе как содержательно и морально ничтожные.

Назад к оглавлению

 

О состоявшемся в Сенате Франции семинаре, посвященном антисемитизму на Украине

 

Обратили внимание на состоявшийся 21 июня с.г. в здании Сената Франции семинар, посвященный проблеме антисемитизма на Украине в контексте предстоящего 80-летия трагедии в Бабьем Яру. Инициатором мероприятия стала французский сенатор Н.Гуле, посетившая в начале июня с.г. Украину в составе парламентской делегации. В качестве основных докладчиков выступили депутат Верховной Рады Украины В.Рабинович и видный французский писатель и общественный деятель, бывший узник варшавского гетто М.Хальтер.

Участники семинара представили факты, подкрепили фотографиями. С тревогой говорили об укоренившейся в последние годы на Украине тенденции к героизации нацистских преступников и коллаборационистов, росте антисемитизма, подчеркнули невиданный, с их точки зрения, размах кампании по возвеличиванию эсэсовцев из числа украинских националистов, в том числе из дивизии «Галичина». Внимание французской общественности и властей было привлечено к давно очевидной для нас в России проблеме разгула неонацизма на Украине, что выглядит особенно кощунственно на фоне годовщины чудовищного преступления фашистов в Бабьем Яру под Киевом. Сенатор Н.Гуле направила письменный вопрос Министру Европы и иностранных дел Франции, в котором выразила крайнюю озабоченность активизацией на Украине неонацистских партий, готовящих в своих лагерях боевиков, прежде всего из числа молодежи, и поинтересовалась позицией на этот счет МИД Франции. Не скроем, что и нас весьма интересует ответ официального Парижа на этот вопрос. С интересом с ним ознакомимся, если, конечно, он последует.

К сожалению, прошедшее мероприятие не получило широкого освещения во французском информационном пространстве. Тоже логично, ведь доклад ЕС о правах человека и демократии в мире за 2020 г. подобную проблематику подробно не осветил. В принципе во Франции и на Западе предпочитают не замечать, как неонацизм и антисемитизм поднимают голову на Украине, в стране, народ которой испытал на себе ужасы фашизма и вместе с другими народами СССР внес огромный вклад в победу над гитлеровским оружием.

Вместе с тем сам факт проведения упомянутого семинара подтверждает, и мы с удовлетворением это отмечаем, что во Франции есть люди, которые видят и честно говорят о тревожных, драматических процессах, происходящих на Украине. Хотелось бы, чтобы и официальные власти всех без исключения европейских государств обратили на это внимание. Уже пора.

Назад к оглавлению

 

О перспективах Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД)

 

14 июля исполняется ровно шесть лет с тех пор, как в 2015 г. был заключён СВПД. Эти важнейшие международные договорённости, скреплённые резолюцией СБ ООН 2231, дали миру надежду на всестороннее урегулирование одной из наиболее острых и долгоиграющих проблем в области ядерного нераспространения, которая была связана с накопившимися на тот момент у МАГАТЭ вопросами в отношении иранской ядерной программы.

Таким образом, дипломатия взяла верх, разговоры о прочих «опциях на столе» поутихли, а Агентство в сравнительно короткий срок – за шесть месяцев – смогло восстановить полную картину и устранить все свои информационные пробелы в отношении ядерной деятельности в ИРИ, обеспечив её предельную прозрачность. На протяжении нескольких лет Иран оставался наиболее проверяемым государством среди членов МАГАТЭ. Убеждены, что от этого выиграли и Тегеран, и Агентство, и всё международное сообщество. Те, кто привык видеть в Иране перманентную угрозу, лишились одного из главных своих аргументов – возможности утверждать, что иранская ядерная программа имеет военную направленность.

СВПД подтвердил свою эффективность и востребованность даже тогда, когда одна из вовлечённых сторон, причем активно участвовавшая в выработке договоренностей, – США – в одностороннем порядке отказалась от всех своих обязательств в рамках «ядерной сделки» и перенаправила свою мощь на создание препятствий выполнению резолюции СБ ООН 2231 всеми ответственными и законопослушными странами. С сожалением и озабоченностью приходится констатировать, что, заявив о желании вернуться к осуществлению СВПД, нынешняя американская администрация пока не предприняла никаких практических шагов, которые свидетельствовали бы об отказе от разрушительного курса своих предшественников. Все ранее введённые против Ирана односторонние санкции вместе с ограничениями и запретами на реализацию проектов СВПД по реконфигурации иранской ядерной программы продолжают действовать. Ответные шаги Тегерана по всё более глубокой «заморозке» своих обязательств по СВПД – прямое следствие непродуманной политики Вашингтона, густо замешанной на иранофобии, идеях по смене режимов и т.д.. В мире всем здравым силам совершенно ясно, что нет более провальной политики, чем «максимальное давление», из-за которой и США в конечном итоге попали под собственный «каток», получив исторический урок изоляции в СБ ООН.

Главный вопрос сегодня состоит не в том, кто виноват (ответ есть), а что делать. Ведущиеся сейчас переговоры направлены именно на это. Фундаментальной подвижкой за последние месяцы стало согласие Вашингтона поработать вместе со странами-участницами СВПД, включая Иран, над потенциальной схемой, позволяющей США вернуться к полному соблюдению требований договоренностей при параллельном, встречном движении со стороны Тегерана. Начиная с апреля текущего года, состоялось в общей сложности шесть очных раундов интенсивных консультаций под эгидой Совместной комиссии СВПД, которые сопровождались практически непрерывной работой на экспертном уровне. Точное число рабочих контактов невозможно подсчитать. Отмечаем в этом контексте незаменимую роль Европейской внешнеполитической службы (ЕВС) и лично заместителя Генерального секретаря ЕВС Э.Моры (Испания), который ценой неимоверных усилий сумел выстроить соединительный мост между всеми заинтересованными партнёрами, включая Вашингтон и Тегеран, несмотря на довлеющий над иранскими переговорщиками запрет на прямые переговоры с американцами.

За эти три месяца делегациям удалось значительно продвинуться в согласовании параметров и модальностей восстановительного процесса в СВПД, определить ответ и последовательность тех шагов, которые предстоит предпринять США и Ирану, проанализировать, каким образом будут закрепляться соответствующие обязательства и обеспечена их проверка. Американцам, конечно, сложно признавать свои нарушения международного права и допущенные стратегические просчёты, но иного пути нет. В свою очередь Иран обещает незамедлительно отыграть назад по всем позициям своей приостановки и вернуться к неукоснительному выполнению всех положений «ядерной сделки» 2015 г. Искренне надеемся, что так оно и будет.

Наряду с полным пересмотром ранее принятых американской стороной антииранских рестрикций, вступающих в противоречие с СВПД и резолюцией СБ ООН 2231, первостепенное значение, конечно, имеет скорейшее восстановление проверочной деятельности МАГАТЭ в ИРИ в тех масштабах, которые были заданы СВПД. Это позволит Агентству неотрывно держать руку на пульсе происходящего в иранской ядерной программе, а ведь именно на транспарентности основывается глобальный режим ядерного нераспространения, краеугольным камнем которого является ДНЯО. Исходим из того, что МАГАТЭ продолжит на высоком профессиональном уровне выполнять свою миссию как в плане применения гарантий в Иране в связи с ДНЯО, так и обеспечивая проверку соблюдения иранской стороной ядерных обязательств по СВПД.

Таким образом, основной вектор усилий направлен на то, чтобы вернуть осуществление СВПД в устойчивое, предсказуемое русло и создать условия для нормализации международного сотрудничества с ИРИ в экономике, торговле, научно-технической области, включая мирный атом. Российская сторона в этом заинтересована, поскольку Иран – наш сосед, с которым нас связывает множество общих проектов, деловых контактов и культурных связей. Речь о пересмотре или расширении охвата всеобъемлющих договорённостей 2015 г. не идёт. Идеи на этот счёт звучат далеко не первый год, но совершенно очевидно, что они не имеют перспективы, а будут только сковывать продвижение в сторону перезапуска «ядерной сделки» на полную мощность. Считаем, что всё необходимое для восстановления СВПД заложено в самом документе, который дался большой ценой.

Россия, как и все остальные стороны, стремится к скорейшему завершению переговорного процесса, желательно не позднее шестой годовщины СВПД. Но это, скорее, желаемая психологическая отметка. Настоящий ценностью является качественный результат, который, как мы надеемся, будет достигнут. Как подсказывает жизнь, секрет живучести СВПД состоит в том, что эти договорённости не имеют разумной альтернативы, а без них мир и безопасность становятся более уязвимыми.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Эфиопии

 

Внимательней следим за развитием военно-политической обстановки в дружественной Федеративной Демократической Республике Эфиопии. Считаем, что принятое федеральным правительством страны 28 июня с.г. в одностороннем порядке решение о немедленном установлении режима прекращения огня в эфиопском регионе Тыграй – шаг в правильном направлении.

Надеемся, что реализация этой инициативы будет способствовать качественному улучшению гуманитарной обстановки, поэтапной социально- экономической стабилизации, позволит провести посевную кампанию, вернуть внутренне перемещенных лиц в места постоянного проживания.

Призываем все политические силы поддержать эти шаги эфиопского правительства в целях возвращения региона к миру, восстановлению нормальной жизни населения. Исходим из того, что в урегулировании внутриэфиопского конфликта решающая роль принадлежит самим эфиопам при содействии в первую очередь африканского сообщества.

Назад к оглавлению

 

О XVI конференции городов-партнеров России и Германии

 

28-30 июня с.г. в Калуге состоялась XVI конференция городов-партнеров России и Германии. Отрадно, что, несмотря на непростую санитарно-эпидемиологическую обстановку в мире, мероприятие все же удалось провести, хотя и в «усечённо-гибридном» формате.

Особенно важно, что двустороннее региональное и межмуниципальное сотрудничество продолжает поступательно развиваться на фоне сложного периода в двусторонних отношениях. На сегодняшний день региональные связи поддерживаются между двадцатью субъектами Российской Федерации и землями Германии, реализуются 120 соглашений о партнёрствах между муниципалитетами наших стран. Исходим из того, что побратимские связи по линии городов открывают хорошие перспективы для народной дипломатии, создают благоприятную почву для расширения контактов между гражданами, положительно сказываются на экономике, торговле и туризме, придают импульс совместным научно-образовательным, культурно-гуманитарным и спортивным проектам. Видим в этом зримое свидетельство наличия общественного запроса у нас в стране и в ФРГ на улучшение российско-германских взаимоотношений.

Тезис о приоритетном характере межмуниципальных связей для продвижения позитивной динамики российско-германских отношений проводился в приветствиях организаторам и участникам форума Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко, Министра иностранных дел С.В.Лаврова, Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, координатора депутатской группы по связям с Бундестагом ФРГ П.Н.Завального.

На этом фоне, как говорится в русской пословице, в бочке меда появилась ложка дегтя. Диссонансом прозвучало видеообращение главы МИД ФРГ Х.Мааса, который, начав за здравие, закончил за упокой, не удержавшись от очередной порции негативных заявлений в адрес России. Расцениваем такие действия как неприемлемые и провокативные.

При этом положительно оцениваем итоги конференции в Калуге. В рамках заседаний ее рабочих групп обсуждены конкретные аспекты кооперации в сфере борьбы с пандемией, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, молодежных обменов, в т.ч. с целью повышения уровня профессионально-технического образования. Особое внимание было уделено важности сохранения исторической памяти в контексте 80-й годовщины вероломного нападения фашистской Германии на СССР.

Полагаем, что форум способствовал продвижению позитивной повестки дня в диалоге с ФРГ, укреплению объединительных начал в двусторонних отношениях и взаимопониманию между нашими странами и народами.

Отдельной благодарности заслуживают организаторы конференции в лице администрации Калужской области и города Калуги, Германо-Российского форума, международной ассоциации «Породненные города», сумевших обеспечить ее эффективную работу в непростых санитарно-эпидемиологических условиях.

Назад к оглавлению

 

О российско-итальянском взаимодействии по сохранению генуэзских культурных объектов Крыма и Черноморско-Азовского бассейна

 

Хотела бы рассказать о продолжающемся российско-итальянском взаимодействии по сохранению генуэзских культурных объектов Крыма и Черноморско-Азовского бассейна. Ранее, 25 сентября 2019 г. мы уже организовывали в Пресс-центре МИД России мероприятие для информирования общественности о проводимой по линии экспертных сообществ двух стран работе по изучению итальянского культурного наследия в Крыму. Видим, что данная тема вызывает неподдельный интерес как в России, так и в Италии.

22 июня с.г. в Генуе (область Лигурия) состоялась рабочая встреча делегации московского отделения Русского географического общества (РГО) с заместителем мэра итальянского города М.Никколо и представителями региональных научных и общественных организаций. Обсуждались результаты осуществленной в 2019 г. в Крыму российско-итальянской научной экспедиции в целях учёта, сохранения и перспективного включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО более 40 генуэзских фортификационных сооружений Крымского полуострова. Были намечены направления дальнейшего сотрудничества, в т.ч. обмен учёными и студентами по линии высших учебных заведений двух стран, внедрение инновационных технологических решений с использованием виртуальной и дополненной реальности, робототехники, искусственного интеллекта.

22 июня с.г. российская делегация также приняла участие в состоявшейся под патронатом Министерства культуры Италии при широкой поддержке местных властей конференции, посвящённой защите и сохранению генуэзских крепостей в бассейнах Средиземного, Чёрного и Азовского морей.

Хотелось бы обратить внимание, что данные мероприятия прошли в позитивном и конструктивном ключе. Партнёрами подчеркивалось отсутствие каких-либо препятствий для осуществления международной научно-исследовательской деятельности в Крыму. К примеру, в мае с.г. представитель Генуэзского университета по приглашению НКО «Фонд Севастополь» принял участие в состоявшейся в Севастополе международной конференции «Черноморский вопрос в фокусе мировой политики». При этом её поездка в Крым не сопровождалась какими-либо трудностями.

Со своей стороны, МИД России и российские загранучреждения продолжат работу, направленную на содействие развитию научного сотрудничества Республики Крым с зарубежными партнёрами.

Это пример того, как можно вне зависимости от политической конъюнктуры развивать взаимодействие на международной арене, направленное на изучение и сохранение истории.

Назад к оглавлению

 

Об участии германских военнослужащих в натовских учениях «Железный волк 2021» в Литве

 

В год 80-летия нападения фашистской Германии на СССР произошел вопиющий факт участия германских военнослужащих из состава расквартированной в Рукле (Литва) боевой группы усиленного передового присутствия НАТО в прошедших в мае 2021 г. учениях Альянса под знаковым для литовских неонацистов названием «Железный волк». Напомним, что именно так называлось основанное в 1927 г. литовское фашистское движение, члены которого активно задействовались в массовых расправах над поляками и евреями. Позже, после распада организации, ее приспешники примкнули к литовским коллаборационистам и вместе с ними продолжили участие в планомерном истреблении прибалтийских евреев.

В Минобороны ФРГ, судя по ответу представителя его руководства на слушаниях в парламенте 23 июня с.г., не усмотрели в созвучности названия натовских маневров и литовского фашистского движения ничего предосудительного. Возможно, плохо знают историю, либо не знают ее вообще. Но ближе к истине вариант, что это делается злонамеренно. Не стали утруждать себя в ведомстве и объяснениями того, как участие бундесвера в учениях, направленных «на сдерживание российской угрозы» на восточном фланге НАТО, соотносится с исторической ответственностью немцев за нападение фашистской Германии на Советский Союз. Предпочли всю ответственность переложить на литовскую сторону. Якобы название «Железный волк» носит бригада, в подчинении которой находятся расквартированные в Рукле германские военнослужащие. А поскольку речь идет о национальной серии учений, то Вильнюс волен давать им наименование на свое усмотрение. При этом чиновники, хотя и не стали отрицать перед депутатами очевидное наличие в символике маневров эмблемы литовских нацистов из числа «Железных волков», упирали однако на то, что она якобы берет свое начало в Средневековье. Дескать, именно в этом виде она и находит широкое применение в современной «демократической» Литве. Прекрасно понимаем, что и шествие, и вообще все, что связано с культом огня, тоже уходит глубоко в древность, как и история свастики. Но мир сделал правильный вывод из трагедии XX в. и дал оценку событиям Второй мировой войны, идеологии фашизма и нацизма и символике, которая была эмблемой для крупнейшего преступления в истории человечества. У символики Третьего рейха есть истоки, уходящие корнями в древность, но ведь она неприемлема. Зачем придумывать, делать очевидные вещи и давать им «исторический кредит»? Эти «заигрывания» с тематикой неонацизма крайне опасны. В Берлине не могут этого не понимать.

Это далеко не первая неприглядная история, в которую оказывается замешана размещенная в Литве боевая группа бундесвера. Широкое освещение в немецких СМИ получила фактология, которая позже была подтверждена официальными лицами ФРГ. В апреле 2021 г. расквартированные в Рукле германские военнослужащие устроили «празднование» дня рождения Гитлера, в ходе которого распевали нацистские марши, антисемитские песни, издевались и избивали сослуживцев. Министр обороны ФРГ А.Крамп-Карренбауэр публично осудила поведение своих подчиненных и отозвала весь взвод, в котором служили провинившиеся. Все эти вещи взаимосвязаны. Поощрение или молчаливое игнорирование «заигрывания» с нацистской символикой и идеологией приводит к таким практическим результатам. В ходе начавшихся впоследствии служебных проверок вскрылись многочисленные факты домогательств, физического насилия, проявления антисемитизма, расизма и экстремизма правого толка. У всего есть почва. Речь идет не просто о соверешеннолетних, а о военнослужащих. Выявлена еще была и крупная недостача боеприпасов. Страшно представить, что там происходило, учитывая всплывшие факты.

Поражает не столько вновь продемонстрированное разложение морально-боевого духа в рядах бундесвера, сколько прогрессирующее историческое беспамятство немцев. В сочетании эти факторы могут привести к печальным результатам. Налицо полное непонимание незнание ими сложной истории Прибалтики в период ее оккупации нацистской Германией и вообще того, что цивилизованный мир считает за гранью допустимого – «заигрывания» с темой неонацизма. Создается такое впечатление, что немцы, как и в годы Второй мировой войны, продолжают воспринимать этот регион как свою вотчину, позволяя себе творить там то, что им заблагорассудится. Возможно, они апеллируют к временам Средневековья, но мы живем в XXI в.

Назад к оглавлению

 

Об очередном примере польской государственной политики, нацеленной на фальсификацию истории периода Второй мировой войны

 

В преддверии 80-й годовщины нападения нацистской Германии на СССР основной проводник современной польской исторической политики – Институт национальной памяти (ИНП) организовал 17 июня с.г. конференцию «Нападение третьего рейха на СССР в июне 1941 г. и его влияние на польский вопрос», а его сотрудники отметились рядом провокационных публикаций.

Официальная Варшава и её «псевдоученые»-фальсификаторы, которых невозможно назвать «историками», давно приучили нас к тому, что им неизвестны такие понятия, как историческая память, скорбь и бережное отношение к истории.

Сообщения о случаях осквернения советских и российских мест памяти и захоронений, об антисемитских выходках регулярно приходят с берегов Вислы. Не можем позволить себе пройти мимо польских попыток ревизии прошлого с позиций, близких идейным пособникам нацистов – коллаборационистам.

Крайнее возмущение вызывают попытки под прикрытием «научного» мероприятия популяризировать тезисы о том, что «немецко-советский конфликт был выгоден полякам», что «приход немцев в 1941 г. воспринимался жителями «бывших польских окраин» (так называют в Институте национальной памяти Западную Белоруссию и Украину, а также часть Литвы) как избавление». Странно напоминать полякам, что гитлеровский режим нёс им, русским, белорусам, украинцам, евреям, литовцам и другим народам порабощение и смерть. Именно это, а не «избавление» началось в 1939 г. на территории «генерал-губернаторства» и аннексированных Германией частях довоенной Польши, а с 22 июня 1941 г. на тех советских землях, куда вступали немецкие оккупанты. Конец этому положил героический подвиг советского народа и Красной Армии, разгромившей фашизм и спасшей народы Европы от нацистской чумы, грозившей истреблением. Поляков в том числе.

Антироссийские устремления польских властей в различных сферах в последние годы не знают границ. Наблюдая на примере польского Института национальной памяти постепенную эволюцию от «беспамятства» через русофобию и исторические фальсификации к частичному оправданию человеконенавистнического фашизма, хотим предупредить всех, кто до сих пор ещё не понял: именно этим и опасно переписывание истории в угоду сиюминутной политической конъюнктуре.

Назад к оглавлению

 

О попытках властей ФРГ не допустить телевещание канала «RT DE»

 

Мы ожидаем в конце 2021 г. запуск вещания телеканала RT на немецком языке, о чем было объявлено в начале этого года. Судя по всему, ждем не только мы, но по-разному.

Не раз констатировали, что телеканалу RT приходится сталкиваться с рядом препятствий, много говорили о блокировке счетов, невозможности нормально «оперировать» на территории ФРГ в финансовом плане, при этом строго соблюдая немецкое законодательство. Чего только стоит дискриминационная политика «Коммерцбанка», хотя это должна была быть чисто коммерческая сфера. Но политика дошла и туда. Без всякой на то причины, без предъявления фактов банк закрыл счета «РТ ДЕ Продакшн». Напомню, что крупнейшим держателем акций банка является сама Федеративная Республика Германия. Это не первый случай воспрепятствования деятельности российским СМИ в Германии. Мы пытались привлечь к этому внимание публично, т.к. усилия выстроить конструктивный диалог на различных уровнях не приносили результатов. Препятствий, которые чинили «чисто коммерческие структуры» (но мы пониманием, что они политизированы) и противодействия, оказанного целым рядом представителей государственных служб, было достаточно, чтобы задаться вопросом, не пора ли остановиться и вернуться к высоким идеалам в сфере свободы слова, о которых Берлин говорит миру.

Газета «Зюддойче Цайтунг» недавно выпустила расследование о кампании Берлина, нацеленной на недопущение запуска вещания РТ Дойч.

Чтобы получить право на вещание на территории Евросоюза RT запросил разрешение в Люксембурге. Телесигнал будет транслироваться из Москвы на люксембургский спутник «Астра» на территорию ЕС. Запрос сделан в соответствии с действующим европейским законодательством в сфере лицензирования телевизионного вещания согласно применимым критериям. Ещё до официальной подачи заявки немецкие бюрократы озадачились тем, чтобы всё это сорвать. Как пишет «Зюддойче Цайтунг», речь об этом шла на секретной встрече, на которой присутствовали члены правительства Германии, а также дипломаты и представители спецслужб Германии и Люксембурга и медиа-регуляторы Люксембурга. Надеемся, что будут даны официальные комментарии на этот счет, учитывая педантичность в отстаивании Берлином основополагающих принципов демократии – свободы слова и защиты прав журналистов. Хочется услышать объяснение.

Все это вкупе с непрекращающейся информационной войной, объявленной немецкими СМИ российскому телеканалу, к которой подключились «Бильд», «Шпигель», «Фокус», «Франкфуртер Рундшау» и другие издания. Как только не называют «RT DE»: «рупор Кремля» и «орудие пропаганды». Ведут себя не просто неприлично, а за гранью какой-либо профессиональной этики. Они всегда отвечают, что не считают телеканал RT профессиональным и вообще не рассматривают его как СМИ. Во-первых, это не им решать. Во-вторых, миллионы зрителей и пользователей продукции телеканала по всему миру подтвердили, что это RT предоставляет во многом альтернативную точку зрения, которая никогда не может пробиться в эфир крупнейших мировых СМИ, т.к. они ангажированы по целому ряду вопросов, подтвердили то, о чем знают все: RT – это журналисты, предоставляющие качественный материал и добросовестно выполняющие свои профессиональные обязанности. Удивительно, что вещание еще не запущено, а канал уже обвинили в снижении рейтинга партии «Зеленых». Как такое может быть?

Нам странно и грустно видеть, как нарушается и извращается фундаментальное право на свободу распространения и получения информации, которое зафиксировано во многих международных договоренностях, принимаемых Берлином как руководство к действию.

Возможно, в Берлине не знают, пусть услышат от нас. В России работает много немецких журналистов. Они пользуются такими же правами, как и российские. Отечественные СМИ в отношении них никогда не позволяли себе и доли того, что позволяют немецкие. Мы не ставили вопрос относительно деятельности на территории России, например, «Дойче Велле» – «независимого» холдинга, который получает прямое финансирование из бюджета Германии. Никаких препятствий для их деятельности никто не чинит. Должны ли мы и как долго будем терпеть подобное отношение к российским СМИ в Германии, при этом предоставляя возможности для свободной, профессиональной, качественной журналистики германским СМИ в нашей стране? Не подошли ли мы к опасному пределу нашего хорошего отношения, основанного на уважении свободы слова? Мне кажется, подошли. Не злоупотребляет ли Германия нашим терпением и хорошим отношением? Берлину пора остановиться в плане развернутой травли и атаки на российские СМИ и журналистов.

Это не единственный пример ангажированного подхода и неуважения свободы слова со стороны западных партнеров.

Назад к оглавлению

 

О блокировке по указанию США сайтов ряда иранских СМИ

 

22 июня с.г. американские интернет-провайдеры ограничили доступ к более чем тридцати государственным медиаресурсам Ирана под предлогом проведения в их отношении «правоохранительных мероприятий». Официальный комментарий последовал только на следующий день. В опубликованном 23 июня с.г. пресс-релизе Минюста США сообщается, что суд принял решение о блокировке якобы из-за обвинений в распространении дезинформации и вредоносном влиянии на американской территории. Казалось бы, ничего нового. Обвинения в дезинформации прочно вошли в политическую традицию Вашингтона, став удобным методом борьбы с неугодными СМИ и журналистами, которые находятся у американских политиков на особом счету.

Действия Вашингтона вызвали ожидаемую реакцию в Тегеране. Официальный представитель МИД Ирана С.Хатибзаде назвал этот акт «вопиющим нарушением свободы слова», «очередным примером политики «двойных стандартов» со стороны США» (не могу согласиться – это попрание международных норм и правил) и счел его «абсолютно неконструктивным подходом» в контексте переговоров по СВПД. Полностью разделяем оценки иранского коллеги. Хотя могли бы их даже усилить. Это не «двойные стандарты», а попрание международных норм и правил. «Двойные стандарты» это не закрытие СМИ, а когда к ним имеется ангажированный подход. Если их начинают блокировать, это преследование по политическим мотивам.

Цинизм, с которым действуют в Вашингтоне, уже переходит все границы. Смена руководства Белого дома на подходах к свободе слова для «своих» и «чужих» не отразилась. Здесь продолжают заявлять о соблюдении свободы выражения мнения и прав СМИ, а на деле – ограничивают доступ к зарубежным информационным ресурсам без какой-либо оглядки на свои же высокие идеалы.

Впечатление, что в США «заигрались» в цензоров Интернета. При этом позабыли о своих обязательствах по международным документам в области прав человека. Например, по ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., закрепляющей право аудитории «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». А также по п. 9.1 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 г., предусматривающего «свободу придерживаться своего мнения и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ». Цитировать документы можно долго. Важно, что США их не отвергали.

Не приходится говорить и об этике крупнейших компаний с огромными оборотами и высокими показателями котировок акций на мировых биржах. Эти IT-гиганты (при этом понимаем, что они увязаны с официальным Вашингтоном) легко закрывают глаза на многостраничные кодексы и уставы своих организаций и запросто лишают целые народы возможности заявить свою позицию миру. Все это происходит в разгар непростых консультаций по СВПД в Вене, напрямую связанных с безопасностью.

Нам известно, что некоторые из заблокированных ресурсов к настоящему моменту смогли вернуться в сеть с новыми доменными адресами, но считать это выходом из ситуации нельзя. Призываем интернет-компании и непосредственно американские власти вернуться в правовое поле, отказаться от политически мотивированных блокировок и не поступаться демократическими ценностями в угоду интересам одной группы вашингтонской элиты, коль скоро от своих высоких заявлений в адрес других государств в контексте свободы слова они еще не отказались.

Требуется беспристрастная оценка со стороны профильных международных структур и правозащитных организаций. Созданная США опасная ситуация заслуживает внимания только что назначенного спецпосланника Генсекретаря ООН по цифровому сотрудничеству Ф.Хохшильда.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: После сообщений о том, что лидеры стран Евросоюза на встрече в Брюсселе отклонили инициативу Германии и Франции о проведении саммита Россия-ЕС, Канцлер ФРГ А.Меркель неоднократно высказывалась о необходимости проведения встреч лидеров ЕС с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. На Ваш взгляд, нужен ли России такой саммит? Возможна ли нормализация отношений с ЕС без дополнительных встреч?

Ответ: Ответ на этот вопрос уже дал 25 июня с.г. заместитель руководителя Администрации – пресс-секретарь Президента Российской Федерации Д.С.Песков. С сожалением воспринимаем неготовность Евросоюза к восстановлению диалога с Россией.

Напомню, что саммиты Россия-ЕС традиционно проводились дважды в год (всего в таком формате состоялось 32 встречи). Формат являлся главенствующим в выстроенной не без труда многоярусной архитектуре взаимодействия. Он позволял не только путем переговоров решать те или иные практические проблемы, но и определять стратегический вектор отношений, что отвечало интересам жителей России и стран ЕС.

В 2014 г., когда поддержка странами Запада неконституционного государственного переворота в Киеве спровоцировала тяжелейший внутриукраинский кризис – с проекцией на обстановку во всей Европе, в Брюсселе в одностороннем порядке «заморозили» формат саммитов Россия-ЕС. Сделали это без реальной основы, а исходя из конъюнктурных интересов и под большим внешним давлением – США диктовали тогда ЕС свою волю. Это был не наш выбор. Исходим из того, что инициатором восстановления данного формата станет Евросоюз. Недавний российско-американский саммит показал, что диалог на высшем уровне возможен и полезен даже тогда, когда позиции сторон серьезно расходятся.

При этом сотрудничество не появляется на пустом месте. Встречи ради встреч, как говорило российское руководство на разных уровнях, не имеют смысла. Для любых политических контактов, тем более на высшем уровне, должны быть созданы соответствующие условия. Одним из них является наличие политической воли к совместной конструктивной работе. Но те сигналы, которые мы получаем в последнее время от Европейского союза, свидетельствуют об отсутствии такого настроя. Хотела бы обратить внимание на статью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «О праве, правах и правилах» от 28 июня с.г., где освещается эта проблематика.

Назад к оглавлению

Вопрос: Сегодня Вы уже говорили о Чехии. Как бы Вы могли прокомментировать факт жестокого задержания полицией Чехии представителя цыганской общины С.Томаша, который впоследствии скончался? Его уже называют «чешским Флойдом».

Ответ: Это было во второй половине июня с.г. Вызывает недоумение факт оправдания случившегося властями Чехии и отсутствия какого-либо официального разбирательства. Судя по тому, что мы видим на примере темы со взрывами, отсутствие разбирательства является современной новеллой у официальной Праги. Внимание к инциденту удалось привлечь лишь с использованием интернет-ресурсов цыганской общины, и, в отличие от аналогичной ситуации в США, данная трагедия не получила соответствующей оценки ни со стороны государства, ни со стороны гражданского общества.

Видимо, что речь идёт о системном проявлении ксенофобии, в том числе и в отношении представителей цыганской общины, в Чешской Республике, на которые международному сообществу необходимо обратить внимание. Случившееся идёт в русле неблагоприятной ситуации в стране с правами цыганского меньшинства, с проявлением сегрегации и дискриминации цыган, за что Чехия регулярно подвергается критике специализированных международных структур: ОБСЕ и Совета Европы, включая Европейский суд по правам человека.

Весьма оправданы призывы к Праге неукоснительно соблюдать свои международно-правовые обязательства в вопросах борьбы с дискриминацией чешских граждан, сфере поощрения и защиты прав национальных меньшинств.

Поддерживаем призыв руководства Совета Европы безотлагательно провести независимое расследование по факту смерти С.Томаша.

Назад к оглавлению

Вопрос: В последнее время иностранные СМИ и представители власти зарубежных стран все чаще выражают беспокойство тем, что радикальное движение «Талибан» укрепляет свои позиции в Афганистане. В Москве считают иначе. На этой неделе Посол России в Кабуле Д.А.Жирнов заявил, что у талибов недостаточно сил, чтобы они могли сделать что-то серьезное в Афганистане. Могли бы Вы объяснить, почему позиция России отличается от других стран и подробнее рассказать о подходах Москвы по данному вопросу?

Ответ: В последнее время на фоне завершения вывода иностранных войск из Афганистана мы наблюдаем наращивание активности Движения талибов в ряде регионов страны, в особенности в северных и северо-восточных провинциях, в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств. В этой части Афганистана за последние 10 дней под контроль боевиков перешли более 30 уездов. Афганские национальные силы безопасности (АНСБ) с трудом сдерживают натиск. Вместе с тем, крупные города и административные центры провинций, включая столицу ИРА г.Кабул, остаются нетронутыми, что свидетельствует о том, что у вооруженной оппозиции на настоящий момент отсутствуют необходимые для этого ресурсы.

В целом, не склонны драматизировать традиционное для данного периода года обострение вооруженного противостояния между правительственными силами и боевиками ДТ. Полагаем, что по завершении «боевого сезона» военная ситуация в стране относительно стабилизируется, и противоборствующие стороны не на словах, а на деле будут готовы начать конструктивный мирный диалог.

Назад к оглавлению

Вопрос: В последнее время усилилась военная активность талибов и их влияние в северных районах Афганистана. Представляет ли это, по российским оценкам, угрозу для соседних государств Центральной Азии?

Ответ: По заявлениям самих представителей Движения талибов (ДТ) и по нашим оценкам, ДТ не намерено обострять отношения с соседними странами.

Вместе с тем нарастание боевой напряженности в провинциях Афганистана, граничащих с Центрально-Азиатскими государствами, может повлечь возникновение гуманитарного кризиса и рост числа беженцев в регионе, что вызывает нашу обеспокоенность.

В этой связи призываем обе конфликтующие афганские стороны к скорейшему прекращению военных действий и началу содержательных переговоров по повестке дня национального примирения, чтобы это было зафиксировано не только на словах, но и на деле.

Назад к оглавлению

Вопрос: Глава европейской дипломатии Ж.Боррель заявил, что ЕС работает над вариантами введения новых санкций против России, которые будут представлены в ближайшие месяцы в случае, если «Россия продолжит нарушать международное право на территории государств-членов ЕС и соседних стран». Правда, он не уточнил, в чем нарушения. Одновременно с этим Ж.Боррель заявил, что также работает над способами взаимодействия с Москвой. Получается, оксюморон.

Как Москва рассматривает подобное намерение Ж.Борреля одновременно ограничивать Россию, но при этом взаимодействовать с ней в «сферах соприкосновения интересов»? Будет ли Россия отвечать зеркально в случае введения новых ограничительных мер со стороны ЕС?

Ответ: Мы вынуждены по нескольку раз в день комментировать заявления по линии Евросоюза и, в частности, философические мысли Ж.Борреля. Процитированное Вами высказывание появилось в его личном блоге, размещенном на сайте Европейской внешнеполитической службы 28 июня с.г. Честно говоря, сомневаюсь, что он пишет сам. Есть ощущение, что кто-то это готовит по целому ряду причин. Непосредственно этот текст построен на иллюзии и опасном самовнушении, будто с Россией можно говорить языком угроз и ультиматумов. Почему с упорством, достойным лучшего применения, они не хотят видеть и слышать наши заявления о том, что с нами так говорить непозволительно, и все попытки выстраивать диалог именно с такой позиции обречены на провал, я не знаю. По-моему, мы уже достаточно высказывались на этот счет, чтобы запомнить. Почему не слышат, не видят или не запоминают (такую опцию я тоже не исключаю) – вопрос к ЕС.

Изложенная в материале триада принципов, которыми в Брюсселе планируют руководствоваться в отношениях с нашей страной, звучит анекдотично – «отпор, сковывание и выборочное взаимодействие». Это в принципе, не только в отношении нашей страны, но и других государств, народов, организаций не может служить основой для восстановления доверия и выстраивания стабильных, предсказуемых отношений. Это ущербная логика. В этом есть некая болезненность восприятия и мироощущения. Это точно не для XXI века с учетом того огромного опыта, который накоплен у глобальной мировой политики.

Новая «конструкция» (ее сложно назвать философией) грешит теми же фундаментальными изъянами, которые содержались в пресловутых «пяти принципах Ф.Могерини» от 2016 г. Это превратная интерпретация Минского «Комплекса мер» по урегулированию кризиса на Украине, реализация которого последовательно саботируется киевскими властями. За декларируемой поддержкой фокусных государств инициативы «Восточное партнерство» вновь просматривается стремление евроструктур и впредь ставить страны постсоветского пространства перед надуманным, искусственным выбором – либо с Россией, либо с Евросоюзом. И вне критики – потому что это алогично, неразумно – все, что касается попыток под надуманными предлогами изобразить Россию источником угроз для стран-членов ЕС, в т.ч. криминальной активности в киберсфере.

Мы приводили примеры, как за счет проводимой на территории стран ЕС операцией с участием представителей их компетентных органов отлавливали хакеров, мошенников, киберпреступников, IT-специалистов, являвшихся членами организованной преступности. И при этом, как они пишут, Россия все равно «является источником неких угроз и криминальной активности в киберсфере». Распространяются некие материалы, основанные на явно добытых хакерским, незаконным путем данных. Никто в странах ЕС или, если брать более широко, натовского пространства не задается вопросом, как получены эти материалы, откуда они берутся. Если им выгодно, они используют их, не задаваясь вопросом, чьи это хакеры. Все это говорит о глобальном лицемерии и нежелании считаться с реальностью.

Хотела бы напомнить, что именно Евросоюз последовательно уходит от профессионального разговора по тематике киберугроз и борьбы с дезинформацией. Мы неоднократно предлагали всем нашим партнерам, в том числе и западным, выстраивать механизмы (они у нас открыты, европейцы о них знают) для взаимодействия в том числе по проблематике кибербезопасности, международной информационной безопасности.

Завершая ответ на Ваш вопрос, хочу сказать следующее. Разговаривать с Россией на языке санкций, шантажа, угроз бесполезно. Сожалеем, что, вместо того, чтобы признать этот очевидный и исторически подкрепленный факт, в Евросоюзе продолжают нагнетать конфронтационную риторику, которая все больше отдаляет его от нашей страны. Пытаясь, с одной стороны, «сковывать» Россию, а с другой – развивать сотрудничество в тех сферах, где это ему выгодно, Брюссель сам оказывается заложником своей порочной концепции взаимоисключающих принципов и предусловий для нормализации отношений Россия-ЕС.

В результате продолжения этой линии развивается беспрецедентный кризис доверия, бесполезно простаивают форматы взаимодействия Россия-ЕС, существовавшие до госпереворота на Украине в феврале 2014 г.

Альтернатива этому недальновидному курсу есть. Это взаимовыгодное и равноправное сотрудничество с учетом интересов друг друга. Выстраивание отношений с Россией на этой основе даст свои плоды. Если в ЕС не хотят это слышать, пусть, по крайней мере, не блокируют информацию на этот счет, чтобы народы стран Евросоюза знали об этой нашей позиции. Надеемся, что осознание этого в конечном итоге придет к странам-членам ЕС, если они заинтересованы в обеспечении безопасности и стабильности на нашем общем континенте. А если они в этом не заинтересованы, пусть откровенно об этом скажут.

Назад к оглавлению

Вопрос: Министерство обороны Нидерландов обвинило Россию в создании опасной ситуации на Чёрном море, где совершал проход нидерландский фрегат Evertsen. В частности, Министерство обороны Нидерландов заявило: «Российские истребители создали небезопасную ситуацию на Zr.Ms. Evertsen в Черном море. Это произошло в прошлый четверг, когда военный корабль находился к юго-востоку от Крыма». Кроме того добавили, что действия России противоречили праву на свободное мореходство.

Как Россия расценивает подобное заявление/обвинение Нидерландов? Как Россия ответит на такое обвинение?

Ответ: Исчерпывающие разъяснения по данному вопросу уже были даны Минобороны России. Остаётся лишь напомнить, что вопреки утверждениям нидерландской стороны полёты российских самолетов выполнялись в полном соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. Наша боевая авиация была поднята лишь после того, как нидерландский фрегат «Эвертсен», выполнявший 24 июня с.г. проход в акватории Черного моря к юго-востоку от крымского побережья, изменил курс и начал движение к российской территории. Чтобы не допустить нарушения границы территориальных вод России истребители Су-30 и бомбардировщик Су-24 совершили на безопасном расстоянии пролёты вблизи корабля ВМС Нидерландов. Ни о каком нарушении права на свободное мореходство или создании опасной ситуации тут не может быть и речи. Любые попытки интерпретировать это таким образом, каким это сделали Нидерланды, будем считать недобросовестными вбросами.

Что для нас остаётся неясным, почему Нидерланды так долго (5 дней) тянули со своим заявлением. Каких-либо объяснений, как и, впрочем, доказательств «агрессии» нам представлено не было. Учитывая, что инцидент с «Эвертсеном» имел место на следующий день после случая с британским эсминцем «Дефендер», трудно отказать себе в удовольствии подчеркнуть, что нидерландская сторона действовала скоординировано как по линии НАТО, так и непосредственно в контакте с британскими партнёрами. Напрашивается вывод, что опасное маневрирование нидерландского фрегата было сознательной провокацией.

Назад к оглавлению

Вопрос: В Чёрном море стартовали масштабные учения НАТО «Sea Breeze 2021». В свете недавней опасной провокации Великобритании у крымского мыса Фиолент начали звучать и провокационные заявления.

«Корабли Украины и НАТО могут совершить проход в водах Крыма вслед за британским эсминцем «Дефендер» – такое предположение сделал бывший замначальника Генштаба ВСУ И.Романенко. Также он добавил, что «россияне понимают только силу».

Как Россия расценивает подобное заявление, как провокацию или угрозу? В случае умышленной провокации со стороны участников натовских учений против Крыма, как Россия будет защищать свои границы? Идёт ли НАТО на целенаправленную провокацию для создания реального военного конфликта? Как можно пресечь подобные опасные для всего черноморского региона намерения НАТО?

Ответ: Что касается заявления И.Романенко, во-первых, это глупость. Во-вторых, это и провокация, и угрозы, и всё, что с этим связано. В-третьих, это, конечно, заявление, рассчитанное на внутреннюю аудиторию, когда других поводов «проявить доблесть» не наблюдается, и нет возможности решить насущные проблемы, связанные с подлинно национальными задачами и интересами. Нет такой возможности, начинается подобная риторика.

Мы уже неоднократно говорили, что натовские учения (на территории Украины или с её участием) регулярно проводятся в соответствующих акваториях. Они проводятся по ряду направлений. Это, безусловно, провокативная «игра мускулами». Созвали более 30 стран, нагнали боевые корабли, около 5 тыс. чел. личного состава. Назвали это «учебное мероприятие» «Sea Breeze – 2021». При чем здесь дружелюбные намерения? При чем здесь учения? Всё это развивается на соответствующей политической основе. Боевое развёртывание такого масштаба вблизи российской территории вызывает у нас соответствующую реакцию. Черноморская акватория, по сути, последовательно превращается Вашингтоном и его союзниками из пространства сотрудничества, которое там выстраивалось, в зону силового противостояния. Это делается намерено для того, чтобы еще один регион мира под руководством США стал нестабильным и начал представлять угрозу.

То, что эти манёвры имеют явный антироссийский подтекст, не вызывает сомнений. В этом вы можете сами убедиться. Примеров предостаточно, вы их сами приводили. Это британский эсминец «Дефендер», который пошёл на провокационные действия. Видимо, началось это для разогрева информационного фона в преддверии учений. Была нагло нарушена государственная граница Российской Федерации. После предупредительных действий наших пограничников судно ретировалось. 24 июня с.г. провокационные намерения демонстрировал уже нидерландский фрегат.

С нашей точки зрения произошедшее имеет скоординированный характер. Это свидетельствует о продолжении агрессивного курса НАТО в отношении России.

Заявляя о готовности к диалогу, на деле Североатлантический блок целенаправленно дестабилизирует обстановку по периметру наших рубежей, повышает опасность вооружённых инцидентов. Если бы в НАТО действительно хотели снизить градус конфронтации, то давно бы откликнулись на российские предложения по деэскалации и снижению военной активности, в т.ч. касающиеся отвода районов учений от линии соприкосновения, а не занимались бы провокациями с непредсказуемыми последствиями и бесконечным враньем в оправдание своих агрессивных действий.

Назад к оглавлению

Вопрос: Недавно была переведена под домашний арест задержанная в Белоруссии российская гражданка С.А.Сапега. Однако в белорусских тюрьмах всё ещё остаются россияне, также задержанные за участие в протестной активности. Какова была роль МИД России в ситуации с С.А.Сапегой? Планирует ли ведомство оказать поддержку другим гражданам?

Ответ: Защита прав российских граждан, оказавшихся в затруднительной ситуации за рубежом, и предоставление им консульской помощи является одним из приоритетов деятельности МИД России. Она закреплена в соответствующих документах и реализуется на практике в отношении не одного региона, а повсеместно.

Посольство России в Минске самым внимательным образом следит за судьбой С.А.Сапеги и оказывает ей посильную поддержку в тесном взаимодействии с ее родственниками и адвокатами. По просьбе отчима россиянки Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, принял решение о выделении средств на оплату адвокатских услуг и начал их перечисление.

Российский консул лично посещал С.А.Сапегу в СИЗО КГБ Белоруссии.

С 23 июня с.г. С.А.Сапеге была изменена мера пресечения с заключения под стражу на домашний арест. В ближайшее время планируется очередное консульское посещение россиянки по месту ее нового пребывания.

Вопрос о судьбе С.А.Сапеги стоит в повестке дня российско-белорусских контактов, находится на контроле. Посольство России в Белоруссии продолжает активные усилия по защите прав С.А.Сапеги во взаимодействии с её родственниками и адвокатами.

Что касается других граждан. У нас были вопросы и по поводу еще одного гражданина – Д.Ю.Попова. Он был задержан Следственным комитетом Республики Беларусь 17 июня 2020 г. в связи с обвинениями в организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, и содержится в настоящее время в СИЗО 3 г. Гомеля. Российские консульские сотрудники посещали Д.Ю.Попова и находятся на постоянной связи с его адвокатом.

Ситуацию вокруг других граждан России, задержанных за участие в протестной активности (Е.Дудников, А.Д.Геджадзе) также внимательно отслеживают наши коллеги из Посольства в Минске. Можете в этом не сомневаться.

В целом на территории Белоруссии за разные правонарушения под стражей находится 785 россиян. Из них 94 – в статусе подозреваемых, 163 – обвиняемых, 528 – отбывающих наказание. Подчеркиваю, что российские дипломаты держат на контроле все эти случаи. Каждому из задержанных, в случае необходимости, оказывается необходимое консульское содействие. Для нас гражданин России должен иметь возможность защищать свои права и получать соответствующую поддержку со стороны российских загранучреждений. Надеюсь, что и вы не будете делать какое-либо различие, проводить какие-либо линии между гражданами, и будете так же интересоваться судьбой всех, кому нужна помощь. Мне кажется, это будет справедливо и правильно.

Назад к оглавлению

Вопрос: Вы говорили о Е.Дудникове. Он через адвоката передал записку, в которой рассказал, что в отношении него применялись пытки, его избивали, он получал угрозы от белорусских силовиков. Есть ли такая информация у российских дипломатов раз они на связи с его адвокатом? Какие-то действия предпринимаются в диалоге с белорусскими властями, чтобы защитить права российского гражданина?

Ответ: Я сказала, что по всем случаям мы находимся в контакте с белорусскими властями. По каждому случаю есть свои детали, своя ситуация. Если задержанным, отбывающим наказание необходимо посещение консульским сотрудником, выстраивается график посещений. Цифры я Вам назвала. Вы можете представить себе количество сотрудников нашего посольства и количество людей, которые находятся в соответствующих заведениях Белоруссии. По каждому случаю мы работаем в соответствии с теми просьбами, которые мы слышим от российских граждан.

Хочу подчеркнуть то, что действительно является частью наших ежедневных усилий. Российские граждане попадают в сложные жизненные ситуации в связи с задержанием, ковидными ограничениями и сложностями в международной логистике.

Могу заверить – об этом говорило и российское руководство, и руководство Министерства иностранных дел – в том, что это является не просто приоритетом на бумаге, а частью ежедневных усилий наших посольств, консульских отделов и генеральных консульств.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как мы помним, в период проведения в столице Латвии чемпионата мира по хоккею мэр Риги М.Стакис предпринял грубую русофобскую выходку по снятию государственного флага Российской Федерации в центре города. Помимо комментария МИД России, российская сторона ещё как-то отреагировала на это?

Ответ: Мы уже комментировали этот вопрос, эту абсолютно беспрецедентную русофобскую выходку. Исходим из того, что занимая соответствующий пост, он всё-таки должен знать об общепринятой в мире норме уважительного отношения к государственной символике.

В нынешних непростых социально-экономических условиях, в которых оказалась Латвия, рижскому градоначальнику, наверное, следовало бы заниматься не политическим хулиганством, а подумать о развитии торгово-экономических связей с российскими регионами, как это успешно удавалось его предшественникам. Эти связи давали бы реальную выгоду не одному конкретному человеку для набора каких-то русофобских политических очков, а людям, живущим на территории этой страны.

Теперь М.Стакису это будет делать значительно сложнее. Он внесён в список лиц, которым запрещён въезд в Российскую Федерацию.

Назад к оглавлению

Вопрос: Не так давно мэр Таллина М.Кылварт выступил с жёсткой критикой инициативы эстонского руководства об окончательном переводе образовательной системы на государственный язык не позднее 2035 г. Как бы Вы могли прокомментировать данное заявление таллинского мэра?

Ответ: Неоднократно сообщали о деструктивности намерений Таллина полностью уничтожить в этой прибалтийской стране русскоязычное образование. Говорили, почему они хотят это сделать. Это желание направлено на подрыв базовых прав национальных меньшинств, зафиксированных в документах ООН и Совета Европы.

Позиция России, кстати говоря, в полной мере соответствует критическим выводам мониторинговых структур этих международных организаций, а также ОБСЕ, в отношении языковой политики эстонских властей. Надеемся, что давление на Таллин в этом принципиальном вопросе не ослабнет.

Россия, со своей стороны, продолжит осуществлять плотный мониторинг ситуации в образовательной сфере Эстонии вместе с профильными международными организациями на основе имеющейся юридической базы.

Назад к оглавлению

Вопрос: Известно, что ЕС, несмотря на остроту проблемы с коронавирусом, не признает вакцинацию «Спутником V». Влияет ли это как-то на работу российских загранучреждений, потому что понятно, что многие наши сотрудники привиты именно «Спутником V»? Создаются ли проблемы нашим работникам за границей, так как они находятся на территории, где «Спутник V» не признаётся? 

Если не секрет, а Вы лично, работники МИД России привиты? Требует ли МИД РФ обязательной вакцинации своих сотрудников?    

Ответ: Президент Российской Федерации В.В.Путин по поводу обязательной вакцинации сказал всё ясно и чётко, а также привёл юридические обоснования.

Что касается Министерства, мы уделяли и продолжаем уделять особое внимание здоровью своих сотрудников. Было бы намного проще, если в этом вопросе не было политизации, если всё это проходило оперативно, слаженно, исключительно в русле установленных и понятных общих норм и правил. К сожалению, не всегда и везде это так, но на эту тему много говорили, не буду повторяться.

Давайте я лучше Вам предоставлю факты, не углубляясь в личную повестку. Министерство иностранных дел России направило вакцины («Спутник V»  и «ЭпиВакКорону») в 122 страны. Вакцинация уже проведена в 243 российских загранучреждениях. Хотела бы подчеркнуть, что она была добровольной, а желающие привиться могли сами выбирать вакцину, где была такая возможность. Большинство привились «Спутником V», но были и те, кто воспользовался предложением местных властей и вакцинировался иностранными препаратами. Мы об этом тоже говорили, и многие послы рассказывали. Почему? Потому что не было возможности доставить российскую вакцину. В этом была сложность – отсутствие лицензии, сертификации не давало возможность привезти в некоторые страны российскую вакцину и привить наших сотрудников. Соответственно они прививались иностранными препаратами. В настоящее время вакцинировано порядка 80% сотрудников диппредставительств.

Назад к оглавлению

 

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска