Публикатор

12.03.2115:25

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 12 марта 2021 года

461-12-03-2021

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О визите в Россию Председателя ПАСЕ Х.Дамса
  2. О визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Государства Израиль Г.Ашкенази
  3. О заседании расширенной «тройки» по вопросу мирного урегулирования в Афганистане
  4. О благодарственном письме дуайена московского дипкорпуса
  5. Заявление МИД России в связи с 10-й годовщиной начала антиправительственных демонстраций в Сирии
  6. О манипуляциях стран Запада Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО)
  7. О возможности размещения в Японии американских ракет средней дальности наземного базирования
  8. О планах норвежских властей открыть для нефтегазовой деятельности новые участки, входящие в зону действия Договора о Шпицбергене 1920 г.
  9. О высказываниях Л.М.Кравчука о «радикальных шагах» Киева в случае отказа России признать себя стороной конфликта в Донбассе
  10. О ситуации вокруг Комиссии ООН по разоружению
  11. О техногенной катастрофе в Республике Экваториальная Гвинея
  12. О ситуации в Гаити
  13. О польско-американском историческом фейке
  14. О переименовании сквера в Бухаресте
  15. О принятии Комитетом министров Совета Европы резолюции о реализации Латвией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств
  16. О решении Апелляционного суда Литвы продлить срок заключения для россиянина Ю.Н.Меля
  17. О 100-летии подписания Торгового соглашения между РСФСР и Великобританией
  18. О британских СМИ

Из ответов на вопросы:

  1. О заявлениях Президента Азербайджана И.Г.Алиева, сделанных 5 марта с.г. в ходе онлайн-встречи стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития
  2. О военных учениях, которые стартуют в Азербайджане 15 марта
  3. Об очередном акте вандализма в отношении мемориала памяти жертв Великой Отечественной войны
  4. О практике немецких спецслужб по формированию общественного мнения в Германии
  5. Об образовательных программах для противодействия «фейк ньюз»
  6. Об ответных действиях России на санкционное давление США
  7. О позиции России по формированию временного коалиционного правительства в Афганистане

 

 

 

О визите в Россию Председателя ПАСЕ Х.Дамса

 

Как уже было анонсировано ранее, по приглашению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина 15-16 марта состоится рабочий визит в Москву Председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Х.Дамса. Программа предусматривает и встречу с Министром иностранных дел С.В.Лавровым, в ходе которой предполагается обсудить ситуацию в Совете Европы, а также актуальные международные вопросы на повестке Организации.

Назад к оглавлению

 

О визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Государства Израиль Г.Ашкенази

 

17 марта в Москве с рабочим визитом будет находиться Министр иностранных дел Государства Израиль Г.Ашкенази. В этот же день пройдут его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

В год 30-летия восстановления российско-израильских дипломатических отношений министры планируют предметно обсудить актуальные вопросы двусторонней повестки дня, включая развитие контактов по линии внешнеполитических ведомств, деятельность Смешанной Российско-Израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с прицелом на укрепление делового взаимодействия, пострадавшего от пандемии коронавирусной инфекции, а также гуманитарные связи.

Предстоит обмен мнениями по международной и региональной проблематике с акцентом на состояние дел в ближневосточном урегулировании. С российской стороны будет выражена приверженность активизации усилий «квартета» международных посредников с целью возобновления мирного процесса через прямой диалог между израильтянами и палестинцами на общепризнанной международно-правовой основе.

Особое внимание будет уделено координации шагов по противодействию попыткам пересмотра истории и итогов Второй мировой войны, героизации нацистов и их пособников, отрицания Холокоста.

Отмечаем интенсивный характер многопланового российско-израильского диалога, который отличается взаимным уважением и обоюдной заинтересованностью в достижении взаимопонимания по обсуждаемым вопросам в интересах народов двух стран.

Назад к оглавлению

 

О заседании расширенной «тройки» по вопросу мирного урегулирования в Афганистане

 

На 18 марта в Москве запланировано очередное заседание расширенной «тройки» на уровне спецпредставителей России, КНР, США и Пакистана, посвященное межафганскому урегулированию. Ожидается также участие делегаций Правительства Исламской Республики Афганистан (ИРА), Высшего совета по национальному примирению ИРА, видных афганских политических деятелей, Движения талибов и, в качестве почетного гостя – Катара. С приветствием к участникам встречи обратится Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В ходе заседания предполагается обсудить пути содействия продвижению межафганских переговоров в Дохе, снижению уровня насилия и прекращению вооруженного конфликта в Афганистане, становлению этой страны в качестве независимого, мирного и самодостаточного государства, свободного от терроризма и наркопреступности.

По итогам планируется принятие совместного заявления.

Накануне брифинга поступил вопрос от МИА «Россия сегодня» о том, планируются ли встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «на полях» заседания. Такие встречи возможны, если поступят соответствующие запросы. Сейчас график прорабатывается.

Назад к оглавлению

 

О благодарственном письме дуайена московского дипкорпуса

 

Хотела бы сказать несколько слов об общих усилиях международного сообщества и вкладе нашей страны в борьбу с пандемией.

Российская сторона предоставила возможность бесплатной вакцинации вакциной «Спутник V» для сотрудников посольств, аккредитованных в Российской Федерации, и членов их семей. Делаем это на основе соответствующих международно-правовых документов и, исходя из норм, правил, традиций дипломатической работы. Многие иностранные дипломаты уже сделали российскую прививку.

На имя Министра иностранных дел России С.В.Лаврова поступило благодарственное письмо от Посла Азербайджана Полада Бюльбюль оглы - дуайена московского дипкорпуса. В нем подчеркивается, что «инициатива МИД России заслуживает глубокого уважения и высоко оценена со стороны всего дипломатического корпуса».

Хотела бы напомнить, что созданная в России вакцина против коронавирусной инфекции «Спутник V» продолжает убедительно доказывать свою эффективность как в России, так и за ее пределами. Препарат уже одобрен для использования в 50 странах, что делает его вторым в мире по числу национальных регистраций. На подходе и другие отечественные вакцины.

Точно не собираемся политизировать этот вопрос и не участвуем ни в каких политических гонках или тем более в «инфодемии». Надеемся, что мы ей не подвержены, имею в виду огромное количество фейковых материалов. К сожалению, становимся объектом лжи, большого количества недостоверной информации, публикующейся, в том числе о российской вакцине и усилиях нашей страны на данном направлении. Попытки дискредитации России и ее вклада в общую мировую борьбу с пандемией срабатывают, но только в одном направлении – против тех, кто предпринимает такие попытки.

Уверены, что скорейшее преодоление продолжающейся эпидемии коронавируса и ее масштабных социально-экономических последствий требует сплочения мирового сообщества и его скоординированных усилий. Российские вакцины (напомню всем, кто придумывает различные небылицы и пытается оскорбить или опубликовать недостоверные материалы) - это часть общего вклада в победу над пандемией. Хочется верить, что и зарубежные партнеры, понимая важность прогресса в иммунизации всего населения земного шара, перестанут тратить силы на политизацию этой проблемы, возведение дополнительных барьеров, а сконцентрируются на позитивной повестке в общих интересах.

Мы не просто готовы к разговору, взаимодействию, общему сотрудничеству, но и активно работаем на этом направлении, о чем регулярно вас информируем.

Назад к оглавлению

 

Заявление МИД России в связи с 10-й годовщиной начала антиправительственных демонстраций в Сирии

 

Хотела бы озвучить Заявление МИД в связи с 10-й годовщиной начала антиправительственных демонстраций в Сирии. Этот документ будет опубликован на сайте МИД России:

15 марта исполняется десять лет с начала массовых волнений в Сирийской Арабской Республике. Из-за вмешательства извне внутриполитический процесс стремительно трансформировался в вооруженный конфликт, на авансцену которого вышли незаконные вооруженные формирования. Страна подверглась беспрецедентной агрессии со стороны международного терроризма.

Благодаря решающему вкладу России удалось разгромить ИГИЛ, нанести невосполнимый ущерб другим структурам террористического интернационала. В результате слаженных усилий партнеров по «Астанинскому формату» – России, Ирана, Турции – на большей части территории САР обеспечивается устойчивый режим прекращения боевых действий. Вместе с тем отдельные очаги напряженности все еще сохраняются в Идлибе, где окопались террористы «Джабхат Ан-Нусры» и союзных ей бандформирований, а также в зонах незаконного военного присутствия США в Заевфратье и Ат-Танфе.

Занимая бескомпромиссную позицию в отношении международного терроризма во всех его формах и проявлениях и оказывая военную помощь в его ликвидации на сирийской земле, Россия твердо и последовательно выступает за политическое урегулирование внутреннего конфликта в Сирии. По нашему глубокому убеждению, он не имеет военного решения. Привержены политическому процессу, ведомому и осуществляемому самими сирийцами на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Делаем все, от нас зависящее, в контактах с Правительством САР и представителями оппозиции для его продвижения.

Активно содействуем работе межсирийского Конституционного комитета в Женеве, созданного в соответствии с решениями Конгресса сирийского национального диалога, прошедшего в 2018 г. в г.Сочи. Настраиваем сирийские стороны на то, чтобы дискуссии на этой площадке носили регулярный и конструктивный характер. При этом убеждены в необходимости самостоятельной выработки сирийцами общего видения будущего своей родины без какого-либо внешнего давления и установления искусственных сроков выхода на конечный результат.

Императивом нашей политики на сирийском направлении всегда было и остается уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики.

В трагическую годовщину начала разрушительных и кровавых событий в Сирии нельзя не вспомнить о многочисленных зверствах террористов в отношении мирного населения и провокациях псевдогуманитарщиков из «Белых касок» с применением химоружия, инспирированных их западными покровителями. Как известно, именно надуманные обвинения в адрес Правительства САР в военных преступлениях неоднократно использовались американцами и их союзниками для оправдания ударов по сирийской территории в нарушение международного права и в обход Совета Безопасности ООН.

В качестве важнейшего шага на пути восстановления национального единства Сирии рассматриваем содействие добровольному и безопасному возвращению к родным очагам сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц. Убеждены, что решение насущной гуманитарной задачи обеспечения достойных условий жизни для настрадавшихся на чужбине миллионов сирийцев требует энергичного участия всего международного сообщества.

К сожалению, не всех устраивают положительные тенденции в Сирии. После провала предшествующих многолетних попыток антисирийских сил добиться цели свержения законного правительства этой страны силовым путем – руками бандитов и террористов, они переключились на методы финансово-экономического удушения. Для этого используются односторонние ограничительные меры, блокируется предоставление внешней помощи, создаются препятствия возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц на подконтрольные Правительству САР территории. При этом избирательная помощь, которая оказывается западными странами своим клиентам в Сирии, способна лишь закрепить существующие линии раскола в сирийском обществе и стимулировать сепаратистские настроения в тех районах, которые сегодня искусственно обособляются.

Считаем антигуманными и неконструктивными подходы тех, кто выдвигает политические требования в вопросах оказания гуманитарного содействия сирийцам, особенно в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Сирийцев фактически наказывают за то, что они не пожелали жить по навязываемым им извне лекалам. Видим в этом еще одно свидетельство двойных стандартов, применяемых нашими оппонентами в отношении Сирии, которую пытаются сделать заложницей узкокорыстных геополитических интересов, превратить ее в территорию перманентных внутренних конфликтов и арену сведения счетов внешних сил. Неудивительно, что такую позицию занимают те государства, которые непосредственно участвовали в раздувании сирийского пожара, оказывали и продолжают оказывать поддержку антиправительственным силам, включая террористов. Именно они несут основную ответственность за продолжающуюся сирийскую трагедию.

Призываем всех, кто реально заинтересован в скорейшем урегулировании кризиса в Сирии, отказаться от политизированных подходов и принять действенное участие в оказании международной помощи сирийскому народу, прежде всего в решении острых социально-экономических проблем и гуманитарных вызовов.

Назад к оглавлению

 

О манипуляциях стран Запада Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО)

 

США и их «единомышленники» в Организации по запрещению химического оружия не в первый раз используют эту техническую по своему предназначению площадку для безосновательных обвинений Сирии в использовании химического оружия. Путем процедурных ухищрений западники блокировали российское предложение рассмотреть в ходе текущей сессии Исполнительного совета ОЗХО французский проект санкционного решения против Дамаска за якобы применение сирийской армией боевой химии в трех эпизодах в районе н.п.Аль-Латамна в марте 2017 года.

Проводимые ОЗХО расследования в Сирии политизированы и давно не вызывают доверия. Достаточно вспомнить сфальсифицированный отчет по химинцинденту в г.Дума в апреле 2018 года и провокацию годом ранее в населенном пункте Хан-Шейхун, где группировка «Белые каски» использовала зарин. Оба эпизода были убедительно опровергнуты российскими военными специалистами, представившими в подтверждение технические выкладки по баллистике, саперному делу и химзащите. Делали это открыто, не использовали технологии информационного влияния, проводили пресс-конференции, давали интервью, публиковали соответствующие материалы. Опираясь на опубликованные самими американцами данные объективного контроля, они доказали, что вся западная, мейнстримовская версия бомбардировки Хан-Шейхуна противоречит элементарным законам физики.

Чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от этого разоблачения западного «фейка», Вашингтон с союзниками попытались переключиться на предполагаемые химицинденты в Аль-Латамне. Сверстанный под соотвествующий «заказ» доклад получился предвзятым, неубедительным и, в конечном итоге, непрофессиональным.

Несмотря на это, в июле прошлого года с минимальным перевесом голосов Сирии были предъявлены заведомо невыполнимые требования объявить о якобы незадекларированных объектах по производству и хранению химоружия. При этом неоднократно подтвержденный в ОЗХО факт ликвидации под строгим международным контролем военно-химической программы САР был попросту проигнорирован.

Теперь же коллективный Запад, цинично нарушая нормы Конвенции о запрещении химического оружия, в обход Исполнительного совета организации добивается введения санкций против Дамаска на предстоящей Конференции государств-участников Конвенции. Сценарии все одни и те же. Меняются названия стран, в отношении которых осуществляется информационно-политическая срежиссированная кампания, а методология одна и та же. Будем противодействовать этой затее. Констатируем, что усилиями США и манипулируемого ими Технического секретариата ОЗХО Организация превратилась в инструмент обслуживания геополитических интересов узкой группы «избранных» стран, у которых пресловутая «солидарность», являющаяся просто пособничеством друг другу, все более заменяет здравый смысл и чувство реальности. Чем-то другим – и более конструктивным и важным – ОЗХО, к сожалению, практически не занимается, хотя название этой Организации звучит как Организация по запрещению химического оружия. Может, пора перейти к своим непосредственным обязанностям? Напоминаю, США не уничтожили химическое оружие, несмотря на имеющиеся обязательства. Технический секретариат ОЗХО, может быть, вы обратите внимание на этот вопиющий факт нарушения международного права?

Назад к оглавлению

 

О возможности размещения в Японии американских ракет средней дальности наземного базирования

 

Обратили внимание на информацию в японских СМИ о том, что Токио и Вашингтон в скором времени могут провести обсуждение вопроса о перспективах размещения в Японии американских ракет. Как это следует из контекста, речь, скорее всего, идёт о ракетах средней дальности наземного базирования, ранее запрещённых по Договору о РСМД.

В связи с этим хотели бы ещё раз подчеркнуть, что размещение в различных регионах мира, в том числе в АТР, американских наземных ракет средней и меньшей дальности - в каком бы то ни было оснащении - имело бы крайне дестабилизирующий эффект с точки зрения международной и региональной безопасности. Это спровоцировало бы новый виток гонки вооружений с непредсказуемыми последствиями. Подобное развитие событий, очевидно, никак не укрепит безопасность ни США, ни, тем более, их союзников.

При этом появление дополнительных ракетных угроз для территории России, безусловно, повлечёт за собой реакцию с нашей стороны.

Вновь призываем все заинтересованные стороны к совместному поиску путей политико-дипломатического урегулирования ситуации, сложившейся после развала Вашингтоном ДРСМД. Напомним, что на фоне деструктивных действий США Россия объявила односторонний мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в тех регионах, где не будут появляться соответствующие системы американского производства. Это наше обязательство остаётся в силе. Мы также по-прежнему открыты к равноправной и конструктивной работе по восстановлению доверия, укреплению международной безопасности и стратегической стабильности «в мире после Договора о РСМД».

Назад к оглавлению

 

О планах норвежских властей открыть для нефтегазовой деятельности новые участки, входящие в зону действия Договора о Шпицбергене 1920 г.

 

Обратили внимание на информацию о планах норвежских властей в рамках очередного лицензионного раунда по освоению ресурсов континентального шельфа в т.н. «предварительно определенных районах» в Баренцевом море открыть для нефтегазовой деятельности девять новых участков, входящих в зону действия Договора о Шпицбергене 1920 г.

Исходим из того, что правовой режим, установленный Договором о Шпицбергене 1920 г., полностью распространяется на континентальный шельф архипелага. Из этого следует, в частности, что разведка и добыча минеральных ресурсов на шельфе вокруг Шпицбергена должна осуществляться с учетом соответствующих положений упомянутого Договора и Горного Устава 1925 г. с тем, чтобы гарантировать возможность реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц всех государств-участников Договора 1920 г.

Настоятельно призываем Норвегию к неукоснительному соблюдению Договора, являющегося международно-правовой основой суверенитета Королевства над архипелагом.

Назад к оглавлению

 

О высказываниях Л.М.Кравчука о «радикальных шагах» Киева в случае отказа России признать себя стороной конфликта в Донбассе

 

Было много вопросов в связи с высказываниями главы украинской делегации на переговорах в рамках Контактной группы Л.М.Кравчука о неких «радикальных шагах» Киева в случае отказа России признать себя стороной конфликта в Донбассе.

К сожалению, официальные лица на Украине с завидной регулярностью, особенно в последнее время, свое бездействие и откровенный саботаж достигнутых ранее договоренностей по урегулированию ситуации на востоке страны пытаются прикрыть обвинениями в адрес России, переложить на нас ответственность за то, что украинская сторона фактически завела переговорный процесс в тупик. При этом в Киеве пытаются всех убедить, что якобы Москва является стороной конфликта, что у нее якобы есть некие обязательства по минскому «Комплексу мер». Как будто у них нет перед глазами этого документа, и они не видят, чьи подписи там стоят.

Еще раз напоминаю для тех, кто забыл: стороны конфликта четко определены в указанном документе, одобренном резолюцией СБ ООН. Это Киев, с одной стороны, и Донецк и Луганск – с другой. И именно нежелание признавать этот факт украинскими переговорщиками, их отказ договариваться с Донбассом являются причиной, которая препятствует установлению долгосрочного мира в регионе.

Агрессивная, враждебная риторика, находящаяся вне правового контекста, в условиях, когда ситуация в сфере безопасности явно деградирует, заставляет всерьез задуматься об истинных намерениях Киева на данном историческом отрезке. Тем более, на фоне того, что Украина фактически вышла из подписанных в июле прошлого года дополнительных договоренностей по обеспечению режима прекращения огня. Число обстрелов, в том числе гражданской инфраструктуры, неумолимо растет, этот вопрос становится еще более актуальным. В этой связи хотели бы предостеречь киевский режим, «горячие головы», которые его обслуживают или манипулируют им, от дальнейшей эскалации и попыток реализовать в Донбассе силовой сценарий.

В очередной раз призываем украинские власти перестать выдумывать некие «новые договоренности» и документы, и взяться за добросовестное выполнение своих обязательств по Минским соглашениям.

Назад к оглавлению

 

О ситуации вокруг Комиссии ООН по разоружению

 

Рассматриваем Комиссию ООН по разоружению (КОР) как важный элемент разоруженческой триады ООН, включающей помимо КОР Первый комитет ГА ООН и Конференцию по разоружению в Женеве. Россия последовательно отстаивает полноформатный характер деятельности Комиссии и неукоснительное следование её мандату – разрабатывать рекомендации по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Заинтересованы в дальнейшем детальном обсуждении вопросов повестки дня КОР.

В силу важности и особой специфики вопросов КВРН Россия, как и многие другие государства-члены ООН, направляла на сессии КОР в Нью-Йорк квалифицированных экспертов. Однако эта практика была прервана в 2019 г. Напомню, тогда власти США под надуманными предлогами не выдали въездную визу главе российской делегации. И продолжают это делать. Кризисная ситуация вокруг КОР – не единичный случай, а результат системной противоправной визовой практики Вашингтона в отношении направляемых на мероприятия по линии ООН экспертов государств-членов Организации, в результате чего содержательная работа в КОР фактически приостановлена.

Американские власти грубо нарушают свои обязательства по Соглашению 1947 г. о центральных учреждениях ООН и игнорируют ключевые положения принятой консенсусом, т.е. при поддержке и Вашингтона, резолюции ГА ООН 75/146 «Доклад Комитета по сношениям со страной пребывания». Согласно Статье IV Соглашения, США «не должны чинить препятствия проезду в район Центральных учреждений ООН представителей или должностных лиц государств-членов Организации», а также «визы должны выдаваться безвозмездно и в возможно краткий срок». Напомню, в визе было отказано в 2019 г., на дворе – 2021 г. Это к вопросу о «кратких» сроках выдачи американцами виз для экспертов, направляющихся не в Соединенные Штаты, а в ООН, расположенную на территории США. Положения Статьи должны применяться независимо от отношений между правительствами государств, гражданами которых являются представители, и правительством США.

В резолюции ГА ООН 75/146 закреплено, что от американских властей ожидается оперативная выдача въездных виз всем представителям государств-членов ООН с тем, чтобы они могли приезжать в Нью-Йорк по официальным делам Всемирной организации. Кроме того, в ней подтверждается ничем не ограниченное право лиц, направляемых в Нью-Йорк в качестве представителей государств-членов Организации для участия в мероприятиях ООН, на въезд в США с целью проезда в район центральных учреждений ООН.

Пренебрежение США своими обязательствами в качестве государства пребывания штаб-квартиры ООН стало фактором, препятствующим работе КОР и дискредитирующим её статус как одного из ключевых элементов разоруженческого механизма ООН. В условиях, когда невозможно обеспечить участие профильных экспертов государств-членов ООН в сессии Комиссии, девальвируется «добавленная стоимость» разрабатываемых ею рекомендаций.

Кроме того, Вашингтон своими действиями подрывает устоявшиеся процедурные особенности функционирования КОР, прежде всего практику принятия решений консенсусом – основополагающего принципа работы, гарантирующего баланс интересов всех государств-членов и универсальный характер рекомендаций, разрабатываемых КОР.

Без обеспечения равных условий работы на площадке КОР для всех экспертов государств-членов ООН проведение организационной и содержательных сессий Комиссии теряет практический смысл.

В этой связи требуем от властей США кардинально пересмотреть свою линию, вернуться к ответственному выполнению обязательств в качестве государства пребывания штаб-квартиры ООН, обеспечив въезд в США главе российской делегации для участия в работе КОР.

Могу заверить, что Секретариат ООН также работает над разрешением этой ситуации, причиной которой являются незаконные действия правительства США.

Назад к оглавлению

 

О техногенной катастрофе в Республике Экваториальная Гвинея

 

7 марта с.г. в экономической столице Республики Экваториальная Гвинея (РЭГ) г.Бате произошла серия мощных взрывов на военной базе Нкоатама. По заявлению официальных властей страны, причиной трагедии стало возгорание хранившихся на объекте боеприпасов. По предварительным данным, в результате происшествия погибли по меньшей мере 105 человек, более 600 получили ранения различной степени тяжести. В близлежащих районах разрушены жилые здания, повреждены объекты городской инфраструктуры.

По информации Посольства России в Яунде (аккредитовано в РЭГ по совместительству), среди жертв катастрофы российских граждан нет.

Руководством Экваториальной Гвинеи принято решение об объявлении общенационального траура с 10 по 12 марта с.г.

Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших, пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Гаити

 

Нам поступило много вопросов о ситуации в Гаити. Хотела бы дать на них обобщенный ответ.

В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН (видимо, именно поэтому нам было адресовано столько вопросов на этот счет) внимательно и с беспокойством следим за событиями в Гаити. В настоящее время это карибское государство переживает новый виток длящейся более четверти века политической нестабильности, крупнейший социальный и экономический кризис. Такое положение дел с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону стало константой жизни гаитянцев.

Резонен вопрос: откуда берутся истоки такой ситуации? Почему когда-то богатая территория, именовавшаяся в XVIII в. карибской «жемчужиной», первой в Латинской Америке добившаяся независимости и ставшая примером прогрессивного развития, ныне сталкивается с постоянными острейшими проблемами, став одним из беднейших и нестабильных государств региона, предметом особой озабоченности Совета Безопасности ООН?

Причин много. Среди них – последствия колониального прошлого. Естественны внутренние проблемы организации и управления. Памятны стихийные бедствия, самым драматическим из которых стало землетрясение января 2010 г. Но неизменно на этом фоне, как нельзя более зримо, выступает другой, абсолютно искусственный для страны деструктивный фактор – навязываемое внешнее воздействие.

Как еще расценить образ постоянно висящей над Гаити «большой дубины демократизаторства» со стороны «северного соседа», именующего себя самым демократическим государством мира? Какой еще результат можно было бы ожидать от такой внешней «помощи», как пережитые Гаити только за одно минувшее столетие период многолетнего всевластия поддерживавшегося Вашингтоном клана Дювалье и двукратное – в 1915 и 1994 гг. – иностранное военное вторжение? Эти вопросы не риторические, на них есть ответы. Какой еще эффект может дать постоянно пронизывающее все сферы экономической и политической жизни Гаити внешнее присутствие, сопровождающееся насаждением в стране прямого управления через игру на противоречиях гаитянских национальных элит?

Такой политический и социальный инжиниринг всегда лишь усугубляет проблемы, но никак не помогает решать их, тем более в условиях нынешней пандемии. Мировой практикой неоднократно доказано, что любой экспорт чужих моделей развития, а тем более их насильственное насаждение, без учета специфики, традиций, менталитета, в отрыве от национальных исторических корней населяющих каждую конкретную страну народов лишь чреват привнесением дисбалансов в системные элементы ее государственного строительства, ломкой ориентиров развития, подрывом естественных хозяйственных связок.

Все это становится еще более зримым на фоне вопиющей практики двойных стандартов. Видим это на примере Венесуэлы, Кубы, Сирии, ряда других стран различных регионов и континентов. Прискорбно, что открыто используется разлагающая международные принципы двойная мораль (если это вообще можно назвать моралью), демократия трактуется исключительно в ее «западном» прочтении, а во многом – как повод для вмешательства. Отсюда – все те вызовы, о которых мы говорим сегодня в отношении Гаити. Отсюда – ответственность за эти вызовы породивших их иностранных государств.

Убеждены, что этим странам следует задать самим себе немало нелицеприятных вопросов и попытаться прийти хоть к каким-то разумным выводам. Главное – осознать, что истинное предназначение помощи – не в навязывании чужих рецептов, а в содействии тому, чтобы сами народы определяли свою судьбу через инклюзивный диалог, формирование общественно-политического консенсуса на основе внутреннего законодательства и норм международного права, без какого-либо вмешательства извне. Это прописные истины, закрепленные в Уставе ООН. Но часто мы видим не просто их нарушение, а забвение многими мировыми игроками.

Россия выступает за такой подход. Будучи неизменно приверженными принципам Устава ООН, готовы и дальше оказывать необходимое содействие гаитянцам как в двустороннем формате, так и в рамках Объединенного представительства ООН в Гаити, в вопросах восстановления политической стабильности в стране, поддержания ее внутренней безопасности, подготовки кадров, удержания мирной обстановки и обеспечения прав человека.

Назад к оглавлению

 

О польско-американском историческом фейке

 

К сожалению, есть комментарий по теме, которая стала практически системной для наших брифингов – это лживая, фейковая интерпретация истории и ее переписывание. В данном случае речь пойдет о польско-американском историческом фейке.

Иногда ложь восточно-европейских государственных структур и западных СМИ позволяет наглядно раскрыть механизм фальсификации истории, искажения итогов Второй мировой войны. Сейчас в американской прессе появляются материалы о найденных польскими археологами монашках, «убитых русскими солдатами в 1945 г.». Источником послужили ничем не подтвержденные «данные» печально известного польского государственного Института национальной памяти. Именно эта структура несет ответственность за разрушение и ликвидацию сотен мемориалов погибшим при освобождении Польши более 600 тыс. советских солдат.

В подаче американских СМИ, «русская Красная Армия вторглась в Польшу в 1944 г. после ее оккупации Германией, надеясь установить контроль, бросая в тюрьмы, изгоняя и ликвидируя польских солдат, гражданских и членов религиозных общин». Есть еще более чудовищный пассаж: «Жестокая советская оккупация охваченной войной страны последовала, когда нацистская Германия вывела своих солдат». Американской аудитории с подачи неких