Публикатор

19.11.2017:45

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 19 ноября 2020 года

1994-19-11-2020

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О текущей ситуации с коронавирусом
  2. Российская заявка на преквалификацию ВОЗ вакцины "Спутник V"
  3. О завершении 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения
  4. О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Д.Зарифа
  5. О предстоящем участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Женевской международной конференции по Афганистану
  6. О предстоящем визите в Российскую Федерацию заместителя Премьер- министра, Министра иностранных дел Республики Ирак Ф.Хусейна
  7. О предстоящем совместном заседании коллегий МИД России и МИД Беларуси в Минске
  8. О ситуации в Нагорном Карабахе
  9. Об итогах президентских выборов в Молдавии
  10. О вступлении в должность нового президента Перу
  11. О развитии ситуации в Федеративной Демократической Республике Эфиопии
  12. О принятии Сенатом США антидопингового «акта Родченкова»
  13. Об американской реакции на Международную конференцию по беженцам в Дамаске
  14. О проведении в США испытаний по перехвату межконтинентальной баллистической ракеты
  15. О принятии Третьим комитетом 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции о ситуации с правами человека в Крыму
  16. О результатах форума «Российско-китайское межрегиональное сотрудничество в постэпидемическую эпоху»
  17. О парламентских выборах в Мьянме
  18. О параметрах урегулирования кипрской проблемы
  19. О заявлении представителя МИД Ирана по вопросу вывода войск США из Афганистана
  20. О выступлении посла ФРГ в Литве на церемонии открытия в Вильнюсе памятника Еврейскому водовозу 19 октября 2020 года
  21. О научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга»
  22. О ситуации вокруг А.Навального
  23. О награждении 17 американских ветеранов медалью Ушакова
  24. О создании в Совете Европы Обсерватории по преподаванию истории в Европе
  25. О 40-летии Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО
  26. О праздновании 60-летия установления дипотношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерия

Из ответов на вопросы:

  1. О российской повестке в диалоге с новым лидером Молдавии
  2. О помощи со стороны МИД российским морякам за границей в условиях коронавируса
  3. О процессе мирного урегулирования в Нагорном Карабахе
  4. О взаимодействии по военной линии с Норвегией
  5. О ситуации вокруг Нагорного Карабаха
  6. О позиции России по кипрскому урегулированию

 

 

 

О текущей ситуации с коронавирусом

 

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в мире продолжает, к сожалению, демонстрировать тревожную отрицательную динамику. COVID-19 наступает практически повсеместно. Стремительно растет число инфицированных, которое по состоянию на 19 ноября с.г., уже перевалило отметку в 56 млн человек. В русле самых нежелательных сценариев международные эксперты-эпидемиологи видят пока и ближайшее будущее.

В большинстве стран, особенно в Европе, правительства вводят карантинные ограничения. Основная забота при этом – не только сбить волну заражений, но и снять напряжение с национальных систем здравоохранения, буквально «задыхающихся» от пандемии. Государства с популярными курортами скрупулезно выверяют списки стран, из которых можно было бы пускать туристов без особых опасений завезти вирус извне. Ситуация меняется каждый день. Режимы ограничений подстегивают экономическую рецессию, размах которой не только грозит спадом инвестиционной активности, но и кое-где «бюджетным обвалом». Наблюдается небывалый рост социального недовольства, протестных проявлений, особенно со стороны наиболее уязвимых слоев населения. Новым явлением нашего «ковидного» времени становятся выступления представителей малого и среднего бизнеса, предприятия которого практически исчерпали возможности для выживания в условиях парализованной деятельности. Обсуждается повсеместно проблематика вакцинации, разработки и распространения вакцины.

В распространенном недавно совместном заявлении спецпроцедур Совета ООН по правам человека содержится призыв ко всем государствам поддержать инициативу ВОЗ по созданию и свободному, справедливому распространению передовых антиковидных разработок, обеспечить всеобщий недискриминационный доступ к основному пакету медицинских услуг. В документе акцентирована неприемлемость как «вакцинного национализма», так и неоправданной коммерциализации аспектов вокруг ее производства и распространения.

Эта тема получила развитие 17 ноября с.г. в ходе онлайн-саммита БРИКС, на котором с российской стороны была отмечена важность выработки коллективных международных шагов по борьбе с коронавирусом, наращивания взаимодействия национальных эпидемиологических служб по защите жизни и здоровья граждан, в том числе на базе создаваемого Центра разработки и исследования вакцин БРИКС.

Учитывая ситуацию в мире, о которой мы вас регулярно информируем, вновь хотели бы обратить внимание на необходимость тщательно взвешивать риски в связи с зарубежными поездками, не подвергать себя неоправданным рискам, следить за теми рекомендациями, которые даются на сайте МИД, на страницах наших посольств в интернете и аккаунтах в социальных сетях, в приложении «Зарубежный помощник» при выезде в другие страны.

Назад к оглавлению

 

Российская заявка на преквалификацию ВОЗ вакцины "Спутник V"

 

Российский фонд прямых инвестиций направил во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) заявки на ускоренную процедуру регистрации и преквалификацию вакцины против коронавируса «Спутник V», созданной на хорошо изученной платформе аденовирусных векторов человека. Таким образом, Российская Федерация стала одной из первых стран в мире, обратившихся в ВОЗ для преквалификации своей вакцины против новой коронавирусной инфекции.

В условиях пандемии ускоренная регистрация вакцины в рамках процедуры позволит сделать российскую вакцину доступной для всего мира в более короткие сроки по сравнению с обычными процедурами и поддержать глобальные усилия по профилактике коронавирусной инфекции. Успешное прохождение преквалификации даст возможность включить вакцину «Спутник V» в перечень лекарственных препаратов, который используется международными закупочными организациями и странами для управления массовыми закупками лекарственных средств.

С более подробной информацией на этот счет вы можете ознакомиться на соответствующих ресурсах РФПИ, посвященных разработке вакцины.

Назад к оглавлению

 

О завершении 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения

 

13 ноября завершилась возобновленная 73-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения – главного руководящего органа ВОЗ. Ввиду ограничений, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции, мероприятие прошло в виртуальном формате. В его работе принимали участие представители различных стран, в том числе и принимала участие российская межведомственная делегация.

В ходе сессии были рассмотрены различные вопросы деятельности ВОЗ, в том числе реагирование на пандемию COVID-19, а также функционирование системы Международных медико-санитарных правил 2005 г. Состоялся экспертный диалог и по другим профильным направлениям – борьбе с менингитом, забытыми тропическими болезнями и другими опасными заболеваниями. Странами-членами ВОЗ поддержан подготовленный Российской Федерацией проект резолюции ВАЗ по борьбе с эпилепсией.

Большое внимание было уделено проблематике эффективного функционирования ВОЗ – комплексу административно-бюджетных вопросов.

Назад к оглавлению

 

О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Д.Зарифа

 

23 ноября Министр иностранных дел Исламской Республики Иран М.Д.Зариф будет находиться в Москве с очередным рабочим визитом, в ходе которого состоятся его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

Предполагается продолжить обмен мнениями по ряду актуальных международных вопросов, включая ситуацию в районе Нагорного Карабаха, вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, положение дел в Сирии, Афганистане и зоне Персидского залива.

Разумеется, предстоит обсуждение двусторонней повестки дня, прежде всего ее торгово-экономической составляющей в контексте реализации ключевых совместных проектов в области энергетики и транспорта, а также перспектив наращивания культурно-гуманитарных связей.

Российско-иранские отношения продолжают активно развиваться, о чем свидетельствует интенсивный и доверительный диалог на высшем уровне – в текущем году президенты России и Ирана четырежды общались по телефону. Вопреки распространению коронавирусной инфекции, между нашими странами поддерживаются регулярные контакты, в том числе по линии глав внешнеполитических ведомств – это будет четвертый визит М.Д.Зарифа в нашу страну в текущем году. Также у нас поддерживается активный диалог на уровне представителей парламентов, министерств и других ведомств России и Ирана.

Назад к оглавлению

 

О предстоящем участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Женевской международной конференции по Афганистану

 

23-24 ноября состоится Женевская международная конференция по Афганистану (в онлайн-формате) под председательством правительств Исламской Республики Афганистан и Финляндии, а также ООН. 24 ноября в пленарном заседании конференции планируется участие Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова.

Рассматриваем это мероприятие как весьма своевременное. Оно предоставит международному сообществу возможность подтвердить приверженность содействию развитию и восстановлению Афганистана на фоне прилагаемых правительством ИРА и Движением талибов усилий по запуску полноценных межафганских мирных переговоров.

По итогам конференции планируется принятие совместного коммюнике.

Назад к оглавлению

 

О предстоящем визите в Российскую Федерацию заместителя Премьер- министра, Министра иностранных дел Республики Ирак Ф.Хусейна

 

25-26 ноября состоится рабочий визит в Москву заместителя Премьер- министра, Министра иностранных дел Республики Ирак Ф.Хусейна. Это его первая поездка в российскую столицу в качестве главы иракского внешнеполитического ведомства.

В ходе запланированных на 25 ноября переговоров С.В.Лавров и Ф.Хусейн обсудят актуальные темы глобальной и региональной повестки дня с акцентом на ситуацию вокруг Сирии, БВУ, в зоне Персидского залива и Йемене. Отдельное внимание будет уделено вопросам консолидации усилий по противодействию международному терроризму.

Планируется предметно рассмотреть практические задачи по дальнейшему развитию всего комплекса двусторонних отношений, в том числе в контексте работы Межправительственной Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

С удовлетворением отмечаем, что двусторонний политический диалог носит регулярный и конструктивный характер. Его отличают высокая степень доверительности, близость или совпадение подходов по ключевым международным и ближневосточным проблемам.

Назад к оглавлению

 

О предстоящем совместном заседании коллегий МИД России и МИД Беларуси в Минске

 

25-26 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Минск с рабочим визитом для участия в ежегодном совместном заседании коллегий МИД России и МИД Беларуси.

Программой предусмотрена его встреча с Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко и переговоры с Министром иностранных дел В.В.Макеем, в ходе которых планируется обсудить ситуацию в республике и ключевые вопросы двусторонней и международной повестки дня.

В рамках совместного заседания коллегий наших внешнеполитических ведомств 26 ноября будет рассмотрен ход выполнения Программы согласованных действий в области внешней политики Союзного государства на 2020-2021 гг., включая координацию действий в международных организациях, сотрудничество в ЕАЭС, ОДКБ и СНГ. Планируется обмен мнениями о состоянии отношений с ЕС, возможности участия ОДКБ в операциях ООН по поддержанию мира, перспективы формирования Большого Евразийского партнерства через сопряжение интеграционных процессов, а также взаимодействие в области международной информационной безопасности.

По итогам заседания планируется подписание совместных документов, включая План межмидовских консультаций на 2021 год и Постановление двух коллегий, в котором найдут отражение договоренности по рассмотренным вопросам.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Нагорном Карабахе

 

На минувшей неделе были продолжены усилия по нормализации ситуации в Нагорном Карабахе.

Состоялись контакты по телефону Президента России В.В.Путина с Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым и Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном, в ходе которых были обсуждены практические аспекты реализации договоренностей, зафиксированных в трехстороннем Заявлении по Нагорному Карабаху от 9 ноября с.г. Эта тема была центральной и в ходе телефонных разговоров Министра иностранных дел С.В.Лаврова с азербайджанским (15 ноября) и армянским (13,15 ноября) коллегами.

17 ноября с.г. Президент России В.В.Путин подробно ответил на вопросы СМИ, касающихся нагорно-карабахского урегулирования. Не буду пересказывать подробности этого интервью, вы сами можете прочитать его на сайте Кремля. Руководство нашей страны находятся в постоянном контакте с руководством Азербайджана и Армении, координируя работу по постконфликтному урегулированию.

Важно обеспечить безусловное выполнение договоренностей. С удовлетворением отмечаем, что посреднические усилия России позволили сегодня добиться устойчивого прекращения огня, установленного с 10 ноября с.г. в соответствии с Заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении, а также сделать важные шаги по пути к возвращению к мирной жизни.

Продолжается развертывание российских миротворцев вдоль линии соприкосновения и в Лачинском коридоре, связывающем Нагорный Карабах с Арменией. Происходит вывод армянских военных из Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского районов.

Первоочередного решения на текущем этапе требуют гуманитарные вопросы. 13 ноября с.г. Президент России В.В.Путин подписал Указ о создании Межведомственного центра гуманитарного реагирования. На него возложены задачи содействия возвращению беженцев в места постоянного проживания, оказания им помощи, восстановления гражданской инфраструктуры и создания условий для нормальной жизнедеятельности в районе Нагорного Карабаха.

В состав Межведомственного центра вошли представители МЧС России, МИД России, ФСБ России, а также представители других заинтересованных ведомств. Решение организационных и иных вопросов, связанных с созданием и деятельностью Межведомственного центра, возложено на Минобороны России.

Оперативная группа Центра осуществляет контроль за процессом перемещения беженцев. На территорию Армении массово прибывает население из Кельбаджарского района. В то же время идет возвращение беженцев в Нагорный Карабах. С 14 ноября в Нагорный Карабах вернулись 3054 человека. С 13 ноября передано 385 тел убитых. Эта цифра включает жертвы с обеих сторон.

Планируем сотрудничать на этом направлении с ОБСЕ и профильными международными организациями – Международным комитетом Красного Креста, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и ЮНЕСКО. 17 ноября с.г. в Москве Министр иностранных дел России С.В.Лавров обсудил вопросы обмена военнопленными и удерживаемыми лицами с Президентом Международного комитета Красного Креста П.Маурером. Стенограмма выхода к прессе также доступна на сайте МИД России. Считаем, что МККК способен сыграть важную роль в преодолении гуманитарных последствий произошедшего в Нагорном Карабахе.

17-19 ноября с.г. по приглашению С.В.Лаврова в Москве с визитом находятся сопредседатели Минской группы ОБСЕ Э.Шефер (США) и С.Висконти (Франция), а также Личный представитель Действующего председателя ОБСЕ А.Каспржик. Они провели консультации в МИД и встретились с представителями Минобороны России, «сверили часы» по дальнейшему взаимодействию «тройки» в достижении урегулирования карабахской проблемы после прекращения огня.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на заседании 18 ноября единогласно одобрил обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина о направлении в Нагорный Карабах российского миротворческого контингента.

В целом принимаемые меры создают условия для долгосрочного и полноформатного урегулирования кризиса на справедливой основе, в интересах дружественных армянского и азербайджанского народов.

Хотела бы подчеркнуть еще раз, что контакты со сторонами не прекращаются. Я могу даже сказать, что они проходят практически в круглосуточном режиме. Задействуется высокий уровень, экспертный уровень, работают наши посольства. Мы находимся в постоянном контакте. О дополнительных моментах мы будем вас оперативно информировать.

Назад к оглавлению

 

Об итогах президентских выборов в Молдавии

 

Внимательно следили за президентскими выборами в Республике Молдова, которые проходили в два тура 1 и 15 ноября с.г. По оценкам международных наблюдателей, в том числе российских, они в целом соответствовали общепринятым демократическим стандартам. Избирательную кампанию отличала свободная и соревновательная атмосфера. В итоге голосования избиратели сделали выбор исходя из своего видения путей решения политических, экономических и гуманитарных проблем, стоящих перед Республикой Молдова.

Президент России поздравил победившую на выборах М.Г.Санду в качестве избранного президента Молдовы. Надеемся, что в период ее президентства будут в полной мере реализованы предвыборные обещания о соблюдении прав и свобод всех граждан страны, независимо от того, на каком языке они говорят. Приветствуем заявленные намерения избранного президента способствовать поддержанию конструктивных отношений между Молдовой и Россией.

Со своей стороны, открыты к развитию взаимовыгодного российско-молдавского сотрудничества в различных сферах в интересах народов наших стран, а также тесному взаимодействию в целях достижения устойчивого и жизнеспособного приднестровского урегулирования.

Назад к оглавлению

 

О вступлении в должность нового президента Перу

 

17 ноября после отставки предыдущего главы государства вступил в должность новый Президент Республики Перу Ф.Сагасти.

Желаем приступающей к работе администрации этой дружественной нам страны, отношения с которой развиваются поступательно, успехов в выполнении своего мандата и проведении всеобщих выборов в апреле 2021 г. в соответствии с конституционными нормами при соблюдении принципов демократии и прав граждан.           

Подтверждаем заинтересованность в дальнейшем развитии отношений дружбы и сотрудничества с Перу в различных областях, в т.ч. в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции.

Назад к оглавлению

 

О развитии ситуации в Федеративной Демократической Республике Эфиопии

 

Внимательно отслеживаем обострившуюся ситуацию в Эфиопии, где федеральное правительство объявило о введении чрезвычайного положения в регионе Тыграй на севере страны и начале военной спецоперации по восстановлению конституционного порядка в этом государстве.

Серьезную обеспокоенность вызывают поступающие сообщения о жертвах среди мирного населения на фоне вооруженных столкновений между правительственной армией и отрядами Народного фронта освобождения Тыграй, а также проявления межэтнического и межконфессионального насилия в других регионах Эфиопии.

Дальнейшая эскалация этого конфликта создает угрозу как национальной безопасности Эфиопии, так и региональной стабильности. Исходим из того, что федеральному правительству и руководству региона Тыграй необходимо проявить политическую волю к возобновлению диалога в целях поиска компромиссных вариантов разрешения всех спорных вопросов ради сохранения единства и территориальной целостности Эфиопии.

Призываем участников конфликта не допустить ухудшения гуманитарной ситуации, предпринять необходимые шаги по обеспечению безопасности гражданского населения. Выражаем надежду на скорейшую деэскалацию внутреннего противостояния и нормализацию обстановки в Эфиопии, с которой Россию связывают давние дружественные отношения.

Назад к оглавлению

 

О принятии Сенатом США антидопингового «акта Родченкова»

 

Как стало известно, 16 ноября Сенат США единогласно одобрил «Акт Родченкова» (RADA – Rodchenkov Anti-Doping Act). Он предусматривает уголовную ответственность в отношении широкой категории лиц (врачи, тренеры, функционеры и т.д., кроме атлетов), подозреваемых в допинговых махинациях. В скором времени законопроект должен быть представлен на подпись главе Белого дома.

Действие RADA распространяется на все международные спортивные состязания, проводимые в соответствии с правилами WADA, с участием американских атлетов, а также турниры, которые спонсируются компаниями, ведущими бизнес в США. Нарушителю из любой страны мира будет грозить до 10 лет тюремного заключения и штраф в размере до 1 млн долл.

Таким образом, Вашингтон вновь определил себя «главным третейским судьей», на этот раз – всего мирового спорта, опять противопоставив экстерриториальное применение своего законодательства общепринятым международным антидопинговым механизмам.

По сути, речь идет о появлении нового, подконтрольного исключительно США инструмента для дискриминации зарубежных участников международных соревнований. Не приходится сомневаться, что при принятии решений о его применении американцы будут руководствоваться преимущественно политическими мотивами.  Мы все это уже знаем и видели много раз. Это – крайне опасная тенденция, ведущая к разрушению международного спортивного движения.

При этом особо циничным выглядит тот факт, что на фоне масштабного и систематического использования допинга в самих США из-под сферы охвата «Акта Родченкова» выведены североамериканские профессиональные спортивные лиги (НБА, НФЛ, НХЛ и др.). Нужно ли еще это каким-то образом комментировать? Конечно, нет. Все понятно – создается еще один механизм борьбы с теперь уже неугодными США достижениями мирового спорта. Возможность селекции и оказания давления на соответствующую сферу международной жизни.

Назад к оглавлению

 

Об американской реакции на Международную конференцию по беженцам в Дамаске

 

С недоумением восприняли заявления заместителя официального представителя Госдепартамента США К.Брауна в отношении прошедшей 11-12 ноября в Дамаске Международной конференции по беженцам. Чем вам международная конференция по беженцам в Дамаске не понравилась? Почему такая истерика до, во время, а теперь и после этого международного гуманитарного мероприятия? Что сделали наши американские партнеры на этот раз? Они попытались поставить под сомнение значение этой конференции.

Хочу напомнить, что на протяжении всего периода подготовки форума, который был организован сирийцами при активном российском содействии, Вашингтон предпринимал многочисленные демарши в столицах потенциальных стран-участниц, а также штаб-квартирах международных организаций с целью не допустить их присутствия на конференции.

Вместе с тем, несмотря на активное противодействие американцев и бойкот со стороны ЕС, форум состоялся. В нем приняли участие более 20 государств. Исходим из того, что прошедшая в Дамаске конференция – не разовое мероприятие, а часть соответствующего комплексного процесса, и у нее будет соответствующее продолжение.

Критические комментарии американских представителей рассматриваем как идущие в русле проводимого Вашингтоном курса на блокирование процесса возвращения сирийских беженцев на родину. Американские коллеги наши дорогие, вы же так печётесь каждый раз о судьбах сирийцев, много лет занимаетесь только одним в этом регионе, а именно заботой о правах человека в Сирии. Что же вы сейчас таким нелепым образом проявляете свою истинную суть политики, мешая людям вернуться на их родину? Даже та помощь, которую США выделяют сирийцам, предназначена в основном беженцам в соседних с Сирией странах, чтобы поощрять их оставаться в этих странах и не возвращаться на родину. Те же из них, кто принимает решение вернуться, автоматически лишаются пособий. То есть помогать можно тем сирийцам, которые находятся вне Сирии. А тем сирийцам, которые возвращаются в Сирию, либо там изначально находились помогать не то, что не нужно, им нужно все время мешать восстанавливать свое государство. Видимо, так принято в демократических обществах на современном этапе. При этом важно еще понимать, что в отношении подконтрольных Правительству САР территорий Соединенными Штатами проводится настоящая политика экономического удушения. Такой вот, как выражается заместитель официального представителя Госдепартамента США К.Браун, «трюк».

Россия предпринимает практические шаги в плане содействия возвращению сирийцев, включая внутренне перемещенных лиц, к своим очагам. Это уже смогли сделать почти 2,2 млн человек, в том числе свыше 850 тыс. – из-за рубежа. Это тоже очень важный факт российского участия и содействия восстановлению и нормализации жизни в этой стране.

На постоянной основе российскими государственными структурами и общественными организациями оказывается гуманитарная помощь нуждающимся на большей части территории САР. Только по линии Центра по примирению враждующих сторон в Хмеймиме за пять последних лет распространено более 4,5 тыс. тонн продуктов питания и медикаментов, а также предметов первой необходимости. Стоит отметить, что к упомянутой конференции в Дамаске была приурочена доставка из России 78 тонн гуманитарной помощи. Многие российские организации помогают Сирии, не афишируя свою благотворительную деятельность.

Сожалеем, что в Госдепартаменте США продолжают деструктивную игру на публику вокруг прошедшего в столице САР международного форума по тематике беженцев, сорвать который американским дипломатам, несмотря на все попытки, оказалось не по силам.

Назад к оглавлению

 

О проведении в США испытаний по перехвату межконтинентальной баллистической ракеты

 

Обратили внимание на информацию Агентства по противоракетной обороне при военном ведомстве США о проведении 17 ноября в Тихом океане испытаний, предусматривавших пуск с морской платформы ракеты-перехватчика «Стандарт-3» модификации 2А по цели, имитирующей межконтинентальную баллистическую ракету (МБР). Это – новое подтверждение опасного и дестабилизирующего характера линии Вашингтона в вопросах ПРО и её очевидной антироссийской направленности.

Многие годы американские коллеги нас уверяли, что перехват российских МБР американскими системами «Стандарт», в т.ч. данной модификации, технически невозможен и что глобальная система противоракетной обороны нужна им исключительно для парирования неких ограниченных региональных угроз, вспомним иранскую тему. Однако нынешнее испытание прямо подтверждает лживость американских заверений в «ненаправленности» глобальной ПРО США против России. Это прямое доказательство конкретный пример того, как Вашингтон манипулировал общественным мнением своей страны, врал международным партнерам и обосновывал свои действия на международной арене абсолютно надуманными предлогами.

Не можем не учитывать, что в последнее время американцы прямо заявляют о намерении иметь потенциал защиты от гиперзвуковых вооружений, хотя подобными системами вооружений может обладать крайне ограниченный круг стран с развитым военно-промышленным потенциалом. В последней версии Обзора политики США в сфере ПРО, который был опубликован в январе 2019 г., Россия была открыто названа «потенциальным противником».

Испытание противоракет «Стандарт-3» модификации 2А на перехват МБР примечательно еще и тем, что такие перехватчики могут устанавливаться как на боевых кораблях ВМС США, так и на американо-натовских базах в Румынии и Польше, где размещены или будут размещаться универсальные пусковые установки ракет, идентичные корабельным. Естественно, нам придётся принимать необходимые меры реагирования, о чем мы неоднократно говорили, исходя из задач обеспечения национальной безопасности и поддержания стратегической стабильности.

Вместе с тем мы никогда не закрывали дверь для продолжения диалога по вопросам противоракетной обороны. Требуется искать возможности для конструктивного диалога по вопросам комплексного обеспечения безопасности. А коллегам в Вашингтоне не следует делать ставку на иллюзорный выигрыш в провозглашённом ими «соперничестве великих держав». Вновь призываем американскую сторону серьезно заняться совместным поиском решения накопившихся проблем в сфере безопасности, в том числе связанных с эволюцией глобальной ПРО США.

Очень хочется надеяться, что этот сюжет будет освещен в СМИ той же самой Европы, ЕС, что эту тему не обойдут стороной, заметят и то, что было предпринято Вашингтоном, и реакцию российской стороны, в т.ч. и последний абзац моего комментария.

Назад к оглавлению

 

О принятии Третьим комитетом 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции о ситуации с правами человека в Крыму

 

18 ноября Третий комитет 75-й сессии Генассамблеи ООН принял голосованием инициированный Украиной проект резолюции о ситуации с правами человека в Крыму.

Как и в прошлые годы, эта резолюция носит политически ангажированный характер и не имеет ничего общего с реальной ситуацией на полуострове. Украина в очередной раз воспользовалась площадкой ООН для тиражирования своих необоснованных политических и территориальных притязаний на Крым. В этой связи еще раз хотели бы подчеркнуть, что вопрос территориальной принадлежности Республики Крым и города Севастополь раз и навсегда решен его жителями на референдуме в марте 2014 года, проведенном в строгом соответствии с нормами международного права. Тем более неуместно поднимать вопросы о статусе и принадлежности отдельных территорий в Третьем комитете Генассамблеи ООН, где обсуждаются исключительно социальные, культурные, гуманитарные и правозащитные проблемы.

Крайне политизированный характер резолюции подтверждает и то обстоятельство, что количество воздержавшихся делегаций и проголосовавших «против» превышает число тех, кто выступил в поддержку этого документа. Кроме того, ряд государств предпочел вообще не участвовать в голосовании, тем самым продемонстрировав свое негативное отношение к самой украинской затее.

Что же касается собственно ситуации с правами человека на полуострове, то вновь хотим подчеркнуть, что Россия привержена выполнению своих международных обязательств на всей территории Российской Федерации, включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Мы готовы к диалогу с профильными международными организациями по вопросу соблюдения прав человека в Крыму в рамках процедур, применимых к соблюдению Российской Федерацией обязательств в этой среде на территории нашей страны. Мы также готовы принимать миссии соответствующих организаций в Крыму, если они направляются в рамках мандата соответствующих структур в привязке к процедурам, применимым к посещению России.

Мы готовы к диалогу. У нас возникают проблемы с тем, чтобы подключить реальных жителей Крыма, не тех, которые десятилетиями там не живут и не представляют себе ситуации в современных условиях, а реальных представителей гражданского общества, журналистов к различным международным конференциям. Раньше, когда не было проблем с международной транспортной логистикой, их не пускали, не выдавая визы. Сегодня, когда форумы перешли в виртуальный формат, у нас существуют проблемы даже с подключением по интернету. Нам все время в этом отказывают. Делегация Украины бесконечно блокирует выступления представителей Крыма, считая, что они знают лучше, как там обстоят дела.

Многие международные структуры принимают решение, в том числе о гуманитарной ситуации и о правах человека в Крыму, не зная реальной ситуации, потому что, к сожалению, основываются на мнении украинской стороны, которая не имеет понятия, что там происходит. Многие международные т.н. «эксперты» делают свои заключения, заявляя себя в качестве экспертов по крымской проблематике, ни разу не приехав туда и не имея возможности очно понять, что же там происходит. Даже не считают нужным использовать современные технические возможности для нормального диалога с представителями гражданского общества Крыма.

Назад к оглавлению

 

О результатах форума «Российско-китайское межрегиональное сотрудничество в постэпидемическую эпоху»

 

Межрегиональное сотрудничество между Россией и Китаем играет важную роль в российско-китайских межгосударственных отношениях. Одной из важных площадок для налаживания и укрепления связей по этой линии является Совет по межрегиональному сотрудничеству Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития. 12 ноября в режиме видеоконференции под его эгидой состоялся форум «Российско-китайское межрегиональное сотрудничество в постэпидемическую эпоху. Возможности и вызовы», в котором приняли участие руководители ряда российских регионов и китайских провинций.

Участники форума высказались в пользу уплотнения взаимодействия по широкому кругу направлений: электронная торговля, сельское хозяйство, угольная промышленность, здравоохранение. Обсуждены вопросы развития трансграничной инфраструктуры, наращивания транзитных перевозок, восстановления грузопотока через автомобильные пункты пропуска. Отмечено, что практическое сотрудничество между регионами наших стран, несмотря на эпидемию коронавирусной инфекции, сохранилось на высоком уровне.

Назад к оглавлению

 

О парламентских выборах в Мьянме

 

8 ноября в Республике Союз Мьянма состоялись очередные всеобщие выборы, в ходе которых был избран новый состав депутатского корпуса обеих палат Союзного парламента и региональных законодательных собраний.

Приветствуем успешное проведение выборов, которые стали важным этапом в поступательном продвижении Мьянмы по пути демократического развития и национального примирения. Несмотря на сохраняющуюся в отдельных областях страны сложную ситуацию, избирательная кампания и голосование прошли в целом в стабильной и мирной обстановке, в соответствии с законодательством Мьянмы, и отличались высокой явкой избирателей.

Подтверждаем принципиальный настрой на дальнейшее укрепление традиционно дружественных российско-мьянманских отношений и взаимовыгодного многопланового сотрудничества в интересах народов наших стран.

Назад к оглавлению

 

О параметрах урегулирования кипрской проблемы

 

Продолжаем внимательно следить за ситуацией вокруг возобновления переговоров по Кипру, звучащими в последнее время различными оценками в отношении параметров, на основании которых необходимо вести поиск решения проблемы.

Позиция России остается последовательной и неизменной. Выступаем за достижение всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования на острове на основе договоренности двух кипрских общин о создании двузональной двуобщинной федерации, как это предусмотрено соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Возможные корректировки уже существующих ооновских рамок подлежат одобрению СБ ООН.

Призываем кипрские стороны продемонстрировать политическую волю к скорейшему возобновлению переговорного процесса.

Назад к оглавлению

 

О заявлении представителя МИД Ирана по вопросу вывода войск США из Афганистана

 

В принципиальном плане поддерживаем заявление Гендиректора по странам Западной Азии МИД ИРИ Р.Мусави в той части, где говорится о необходимости ответственного вывода войск США из Афганистана.

Полагаем, что в Вашингтоне должны проанализировать и осознать все последствия своей 20-летней военной кампании в ИРА, имея в виду в первую очередь жертвы среди мирного гражданского населения в результате ошибочных авиаударов США и НАТО или несанкционированных действий их военнослужащих, а также социально-экономический ущерб, нанесенный афганскому народу в результате длительных военных действий. Кроме того, по мере сокращения численности иностранных войск важно соразмерно наращивать поддержку афганской армии в целях предотвращения обвала ситуации с безопасностью в ИРА и в русле общих усилий по борьбе с международным терроризмом.

Назад к оглавлению

 

О выступлении посла ФРГ в Литве на церемонии открытия в Вильнюсе памятника Еврейскому водовозу 19 октября 2020 года

 

Возмущены выступлением посла ФРГ в Литве на церемонии открытия в Вильнюсе памятника Еврейскому водовозу 19 октября 2020 года. Глава немецкой дипломатической миссии в литовской столице заявил, что целью освобождения Красной армией Германии от нацизма было ни много, ни мало установление в побеждённой стране сталинского репрессивного правления.

Хочется спросить наших немецких коллег, все ли у них нормально? Квалифицируем эти откровения высокопоставленного дипломата МИД ФРГ, навеянные культивируемыми десятилетиями ультранационалистическими силами в Литве антироссийскими настроениями, как грубую и циничную провокацию. В этой связи хотели бы, прежде всего, напомнить о том, что война СССР против нацистской Германии была Великой Отечественной войной его народов за свободу и независимость, борьбой с угрозой порабощения и уничтожения нацистами. Третий рейх, одержимый безумием расовой теории гитлеризма, объявил нашу страну «жизненным пространством» немцев, которое должно быть очищено от неполноценных народов, в первую очередь славян. Наступательные боевые действия Вермахта и частей СС, их союзников и приспешников против Советского Союза велись не только для нанесения ему военного поражения, но и с целью физического уничтожения населения страны, что сопровождалось беспрецедентными в истории зверствами и преступлениями против гражданского населения, подпадающими по своей сути под сформулированное позже международно-правовое определение геноцида. Более трёх лет многонациональный советский народ боролся за своё выживание. Лишь в 1944 году освободив территорию СССР от германской оккупации, Красная армия начала ценой бесчисленных жизней советских солдат и офицеров вырывать Восточную и Центральную Европу из-под нацистского террора.

С учётом истории Второй мировой войны и роли Германии и её народа в самом кровавом конфликте человечества вышеупомянутое выступление посла ФРГ в Литве прозвучало особенно цинично и вызывающе. Мы рассматриваем это как провокацию. Ожидаем от германской стороны объяснений и чёткого дистанцирования от подобного индивидуального выпада, который, к сожалению, не является единичным случаем.

Вынуждены с сожалением констатировать, что в последнее время в ФРГ всё активнее продвигается псевдоисторический нарратив, приравнивающий СССР к Третьему рейху в контексте проблематики генезиса Второй мировой войны и отождествляющий коммунистический и национал-социалистский режимы. Делается это, очевидно, в стремлении выхолостить ответственность Германии за бесчеловечные преступления нацизма. Такой подход вызывает наше категорическое неприятие и ставит под вопрос беспрецедентный по степени человеческого самопреодоления процесс послевоенного примирения россиян и немцев.

Для такой исторической амнезии, ее профилактики и лечения и проводится научно научно-практический форум «Уроки Нюрнберга».

Назад к оглавлению

 

О научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга»

 

Завтра, 20 ноября, в Музее Победы на Поклонной горе стартует Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга» -  масштабное мероприятие, приуроченное к 75-летию начала Нюрнбергского трибунала, одно из ключевых событий Года памяти и славы.

Не хотелось привлекать внимание к этой теме наших германских партнеров, посольства, дипломатов, аккредитованных здесь, но после подобных выпадов немецкого посла мы будем это делать.

К крупнейшему форуму представителей профессиональных сообществ, исследователей, общественных организаций, деятелей культуры и образования присоединятся участники из всех субъектов Российской Федерации, а также из 30 стран – ближнего зарубежья, Европы, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Учитывая действующие ограничения, большинство из них будут выступать в онлайн-формате.

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров обратится к участникам Форума.

Во второй день форума, 21 ноября, будут работать девять тематических площадок, организаторами которых стали министерства, ведомства, общественные организации, музеи и СМИ. Их участники рассмотрят вопросы, связанные с Трибуналом и его решениями – историческими, правовыми, идеологическими, гуманитарными, образовательными и так далее. МИД совместно с Минюстом и Генеральной прокуратурой выступает соорганизатором тематической площадки «Наследие Нюрнберга в международном и национальном праве», в которой примут участие известные российские и зарубежные юристы-международники, имеющие обширный научный и практический опыт.

Будут работать отдельные тематические круглые столы, посвященные музейной деятельности по сохранению памяти о трагедии народов в годы войны; образовательным программам; мифам и пропаганде в современном информационном пространстве. На форуме также подведут итоги целого ряда мероприятий, реализованных в 2020 году в рамках проекта «Без срока давности».

В ходе форума будет также представлен мультимедийный исторический проект «Нюрнберг. Начало мира» к 75-летию с начала главного судебного процесса ХХ века, который запустит РИА Новости медиагруппы «Россия сегодня». На основе уникальных архивных и музейных свидетельств, фотографий, карикатур, фото- и видеоматериалов проект расскажет о Трибунале в формате подкастов, VR-реконструкций, представлений. Портал проекта nuremberg.media стартует сегодня, 19 ноября, на русском, немецком, французском и английском языках, и будет работать в течение года. В основе проекта – свидетельства от первого лица. Среди его участников – журналисты, общественные деятели, историки, аналитики, военные эксперты. Главная цель проекта «Нюрнберг. Начало мира» – представить беспрецедентные факты и доказательства геноцида советского народа в годы Второй мировой войны и сделать это понятие основой международной оценки преступлений нацистов, восстановив историческую справедливость.

Сегодня, когда в целом ряде стран вновь провозглашаются нацистские доктрины, предпринимаются циничные попытки уравнять жертв и палачей, возвести в ранг героев нацистов и их приспешников (я говорила об этом, цитируя выступление немецкого посла), необходимо направить все усилия на отстаивание исторической правды о Великой Отечественной войне в память о миллионах погибших, во имя сохранения фундаментальных принципов демократии и прав человека.

Убеждены, что Форум внесёт весомый вклад в работу по противодействию фальсификации истории, формированию консолидирующей позиции международного сообщества в оценке преступлений нацистов против человечества.

Назад к оглавлению

 

О ситуации вокруг А.Навального

 

Хотела бы обратить внимание наших немецких коллег, на то, что видные российские общественные деятели буквально требуют фактуры по делу Навального. Глеб Павловский, Матвей Ганапольский, Виктор Шендерович и многие другие обращаются с просьбой  сообщить, что же всё-таки случилось с их другом и партнером. Они встревожены множащимися версиями этого инцидента, и высказывают свое мнение отнюдь не в российских государственных СМИ, которые могут квалифицироваться как пропаганда. Нет, речь идет о либеральной прессе. Они вновь и вновь ставят вопрос, и мы таким образом ретранслируем его Берлину.

Призываем немецкую сторону раскрыть материалы по делу А.Навального, предъявить результаты проб и анализов, взятых европейскими врачами. Требуем, чтобы российской стороне в ответ на ее запросы предоставили нормальный, а не вымаранный документ. В материалах, предоставленных Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО)  вся фактура, представляющая ценность, была вымарана черным маркером. Материалы, которые мы получили – это «полуотписки», в них в принципе отсутствует какая-либо значимая информация.

Было множество обращений Генпрокуратуры России, мы много раз говорили с нашими немецкими коллегами, дипломатами. Российское руководство – представители различных министерств и ведомств публично обращались к Берлину. Все было бесполезно. Видимо, в Берлине нас не слышат по-русски. В этой связи я хотела бы процитировать для наших коллег в МИД и Минюсте Германии отрывок из стихотворения Генриха Гейне «Лорелея» на немецком:

Ich weiß nicht, was soll es bedeuten,

Daß ich so traurig bin;

Ein Mährchen aus alten Zeiten,

Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

 

«Не знаю, что значит такое,

Что скорбью я смущен;

Давно не дает покоя

Мне сказка старых времен». (Перевод А.Блока)

 

Уважаемые немецкие коллеги, ваша история про Навального грозит превратиться в очередную старую сказку, как легенда о Лорелее. Что в ней правда, что ложь – уже никому не понятно. Ждем ответов на наши вопросы. На сегодняшний момент, у Гейне больше фактов.

Назад к оглавлению

 

О награждении 17 американских ветеранов медалью Ушакова

 

Хотела бы привлечь внимание СМИ к размещенной на странице в «Фейсбуке» Посольства России в Вашингтоне информации о вручении российских государственных наград американским ветеранам. Соответствующий Указ о награждении медалью Ушакова 17 американских граждан, принимавших участие в Северных конвоях по доставке грузов и военной техники в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны, был подписан Президентом Российской Федерации в августе этого года.

В нашей стране высоко оценивают вклад союзников по антигитлеровской коалиции в общую Победу над нацизмом. Восхищаемся  отвагой доблестных героев-моряков, которые в тяжелейших условиях беззаветно выполняли свой долг. Их подвиг – навсегда в наших сердцах.

Надеемся, что эти образцы мужества и самоотверженности помогут новым поколениям американских политиков и общественных деятелей лучше ориентироваться в решениях современного мира, настроиться на конструктивное взаимодействие с нашей страной. Мы к этому готовы.

Назад к оглавлению

 

О создании в Совете Европы Обсерватории по преподаванию истории в Европе

 

12 ноября с.г. Комитет министров Совета Европы принял резолюцию о создании новой автономной структуры – Расширенного частичного соглашения «Обсерватория по преподаванию истории в Европе». Наша страна наряду с 16 государствами вошла в состав ее соучредителей.

Напомню, что речь идет об инициативе французского председательства в Комитете министров СЕ, выдвинутой в сентябре 2019 года. Мы с самого начала поддержали этот проект, включились в работу над уставом Обсерватории. Всегда считали необходимым активнее задействовать потенциал страсбургской организации в целях сохранения исторической памяти и ее передачи новым поколениям. Особенно важно это в нынешних условиях, когда в ряде европейских стран исторический ревизионизм возводится в ранг государственной политики, школьные учебники прославляют пособников нацистов, оскверняются памятники и захоронения воинов-освободителей Европы.

Обсерватория займется сравнительным анализом программ и методик преподавания истории в системах среднего образования стран-участниц, будет готовить доклады и рекомендации, станет площадкой для экспертных дискуссий и обмена опытом. Исходим из того, что она не должна превращаться в очередной мониторинговый механизм СЕ, навязывать образовательные стандарты, тем более идеологические установки. Главное ее предназначение видим в укреплении взаимопонимания и доверия между странами и народами континента.

Планируется, что представлять нашу страну в Управляющем совете этого нового Расширенного частичного соглашения Совета Европы будет Министерство просвещения Российской Федерации.

Назад к оглавлению

 

О 40-летии Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО

 

24 ноября ЮНЕСКО отмечает 40-летие Международной программы развития коммуникации (МПРК) – единственного межправительственного форума в системе ООН, ориентированного на защиту свободы выражения мнений и поддержку независимых СМИ в развивающихся странах.   Решение об учреждении этой программы, направленной на построение  более справедливого и демократического «нового международного информационного порядка», было принято на 21-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО осенью 1980 года в Белграде. Тогда же основными  целями МПРК были определены улучшение международного обмена информацией и поощрение сотрудничества по вопросам развития национальной и международной коммуникации.

Наша страна стояла у истоков Программы и первые полтора десятилетия ее существования входила в число крупнейших доноров МПРК. В частности, Советский Союз построил несколько десятков типографий и радиокомплексов в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, принимал на обучение и стажировки молодых журналистов из этих регионов, осуществлял консультативную помощь по вопросам создания профессиональных информационных агентств.

Российская Федерация и, в частности, Российский комитет МПРК и сегодня активно участвует в деятельности Программы, в том числе ее Межправительственного совета, очередная сессия которого состоится 25-26 ноября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Среди наших приоритетов – продвижение медийной и информационной грамотности, развитие профильного журналистского образования, укрепление профессиональных стандартов и журналистской этики, повышение  безопасности журналистов в зонах вооруженных конфликтов.

Назад к оглавлению

 

О праздновании 60-летия установления дипотношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерия

 

25 ноября исполняется 60 лет со дня установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией.

До обретения независимости 1 октября 1960 года Нигерия прошла сложный и длительный путь национально-освободительной борьбы против британских колонизаторов за обретение государственного суверенитета.

Советский Союз незамедлительно признал молодое африканское государство и взял курс на развитие с ним всестороннего сотрудничества. С самых первых лет существования независимой Нигерии СССР оказывал ей масштабную финансовую и материальную помощь, вносил существенный вклад в социально-экономическое развитие, в том числе в создание стратегических промышленных объектов, имеющих приоритетное значение для народного хозяйства. Тысячи нигерийцев получили образование в советских и российских учебных заведениях.

В настоящее время отношения между нашими странами находятся на подъеме. Поддерживается высокий уровень политического диалога. Встреча Президентов России и Нигерии «на полях» саммита Россия – Африка в Сочи в октябре 2019 года придала новый импульс расширению торгово-экономического, инвестиционного и гуманитарного сотрудничества. В качестве весьма перспективных рассматриваются такие направления кооперации как геологоразведка, совместная добыча и переработка углеводородов, атомная энергетика.

Мы искренне поздравляем нигерийских партнеров с нашим общим праздником, желаем им мира и процветания.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Новый Президент Республики Молдова М.Санду сказала, что хочет наладить отношения с Россией для восстановления молдавского экспорта и решения проблемы Приднестровья. Какой будет российская повестка в диалоге с новым лидером? Каким может быть новый этап приднестровского урегулирования?

Ответ: С этого материала я начала брифинг. Могу еще раз повторить. Мы на высшем уровне поздравили победившую на выборах М.Санду. Выражаем надежду, что в ходе ее президентства будут в полной мере реализованы предвыборные обещания о соблюдении прав и свобод всех граждан страны независимо от того, на каком языке они говорят. Приветствуем заявление М.Санду о том, что планируется способствовать поддержанию конструктивных отношений между нашими странами.

Назад к оглавлению

Вопрос: Во время первой волны пандемии МИД России организовал возвращение россиян домой – масштабная, массовая история. Мой вопрос касается российских моряков, которые часто оказываются в бедственном положении, а коронавирус также усложняет им жизнь. Как писала «Новая газета», десятки россиян оказались буквально в бедственном положении за границей на брошенных и арестованных в иностранных портах судах (в Турции, Италии, Ливане, на Филиппинах). Часто эти суда не принадлежат России, но, тем не менее, россияне там есть. Многие из них очень долгие месяцы проводят без денег, почти без еды, без медицинской помощи, поскольку в условиях коронавируса ее сложно оказать. С другой стороны, некоторые страны запрещают выпускать людей на берег. В итоге суда брошены, арестованы, домой вернуться непросто. Знает ли МИД России о такой проблеме, проводит какой-то мониторинг? Как помогает российским морякам?

Ответ: Я, правда, не вижу взаимосвязи между кампанией, осуществленной в межведомственном формате нашей страной, включая, конечно, МИД России и РЗУ, по содействию в возвращении наших граждан из-за рубежа, с ситуацией с моряками и другими российскими гражданами, у которых возникают юридические проблемы за границей и т.д. Мне кажется, это разные вещи. Вопрос содействия возвращению людей вставал не только перед нашей страной. В этой ситуации впервые оказались граждане огромного количества государств, таких масштабов транспортного коллапса наша планета не испытывала. Это беспрецедентная вещь, ее ни с чем нельзя сравнить. Нужно сделать выводы на будущее. Такое, оказывается, возможно. На мой взгляд, необходимо вести активную информационную работу, в том числе среди российских граждан, напоминая, рассказывая о том, как это может быть, давая рекомендации, обновляя соответствующие данные, что мы и пытаемся делать.

Вы правы, вопрос о моряках звучит регулярно, не только в этом году. Все осложнилось в связи с коронавирусом, появились новые аспекты. Но тема не этого года, не двухлетней давности. Она, к сожалению, десятилетиями на повестке дня.

Конечно, мы обратили внимание на статью в «Новой газете». Причем это была, как я понимаю, серия публикаций в октябре-ноябре с.г. о бедственном положении российских моряков, оказавшихся, как пишет издание, «заложниками на своих кораблях без денег, медицинской помощи, еды и воды». Речь идет о торговых судах, брошенных или арестованных за долги судовладельцев, которые стоят на рейде или пришвартованы в иностранных портах, что в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в мире делает репатриацию экипажей еще более затруднительной. В публикациях утверждается, что все просьбы о помощи, которые были адресованы российским ведомствам и лично Президенту Российской Федерации В.В.Путину, якобы остаются без должного внимания властей.

«Новая газета» увидела эту проблему только сейчас, в этом году, но она существует десятилетиями. Не просто существует, а решается. К сожалению, в данном случае мы видим только одно – не совсем объективный взгляд. Опять же здесь важна информационная профилактика подобных вещей.

Защита прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, неизменно остается одним из приоритетов деятельности МИД России и входящих в его систему загранучреждений. Работа на данном направлении носит комплексный, многоплановый характер, и выстраивается в том числе посредством совершенствования нормативно-правовой базы.

Если говорить о российских моряках, оказание содействия которым стоит в ряду первоочередных задач наших посольств и консульств,  то следует упомянуть о действующем с 2016 г. приказе МИД России (№ 1692 от 10.02.2016 г.), утвердившем Порядок репатриации с территории иностранного государства моряков, работающих на судах под Государственным флагом Российской Федерации, а также моряков – граждан Российской Федерации, входящих в состав экипажей судов под иностранным флагом. Данный документ был принят во исполнение обязательств России, вытекающих из Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве, и направлен на регламентацию действий консульских должностных лиц в случае невозможности осуществления возвращения моряков судовладельцем либо компетентным органом государства, под флагом которого ходит судно.

В 2016 г. появился документ, на который ориентируются наши дипломатические и консульские представительства и представители. Он предписывает схему оказания содействия морякам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Причем речь идет о гражданах России, находящихся и на российских судах, и на зарубежных.

Сложные жизненные обстоятельства, в которых периодически оказываются моряки за рубежом, нельзя списывать исключительно на судовладельца, хотя, безусловно, проблемы возникают в первую очередь на той стороне. Есть вещи, связанные с объективной неспособностью, а порой и намеренным отказом недобросовестных судовладельцев выполнять принятые на себя обязательства в отношении экипажей своих судов. Так, одними из наиболее сложных ситуаций, к разрешению которых подключаются российские консульства, связаны с арестами моряков, пиратскими нападениями на суда с российскими членами экипажей. Это уже не связано с неправильной деятельностью судовладельцев. Хотели бы вновь напомнить о важности соблюдения россиянами законов и обычаев посещаемого иностранного государства, базовых правил безопасности и поведения в общественных местах с учетом местной специфики, а если говорить о моряках – крайне осмотрительно подходить к выбору потенциального работодателя, когда речь идет о найме на иностранное судно, т.к. многие проблемы связаны именно с этим.

Разумеется, каждый инцидент такого рода требует индивидуального, кропотливого разбирательства. Универсального «рецепта» нет и не может быть, т.к. каждая ситуация особенная.

Помимо обращений моряков и членов их семей, в Министерстве отслеживают публикации СМИ по всем новым фактам. Бывает, что журналистам по тем или иным причинам становится известно о них раньше, чем загранучреждениям. Иногда это связано с тем, что в стране, где произошел инцидент, нет российских РЗУ, поэтому людям проще обратиться в СМИ, а они уже обращают наше внимание. Проводится проверка и предпринимаются необходимые меры реагирования.

Не все приведенные факты «Новой газеты» подтвердились. Мы их проработали. На сегодняшний день работа по отдельным сюжетам (в частности, по морякам, находящимся в турецких портах) продолжается. Российским членам экипажей танкеров, ранее задержанных за неуплату сборов в портах Ливии и Египта, при активном содействии российских посольств в этих странах удалось добиться разрешений местных властей на возвращение на родину.

По утверждению «Новой газеты», в портах Италии арестованы суда «Хосров Бей» («Khosrov Веу»), «Генерал Шихлинский» («General Shikhlinsky»), танкеры «Гобустан» («Gobustan») и «Зейналабдин Тагиев» («Zeynalabdin Tagiyev»). Согласно сведениям, полученным РЗУ в Италии от официальных портовых служб Венеции, Ористано и Равенны, информация газеты о наличии на указанных судах российских гражданах не соответствуют действительности.

По данным Генерального консульства России в Милане, среди членов экипажа судна «Зейналабдин Тагиев» в порту Венеции, россиян вообще не значится (все моряки – граждане Азербайджана). На судах «Хосров Бей» и «Генерал Шихлинский», пришвартованных в порту Ористано, российских граждан также нет. Судно «Гобустан», находящееся в порту Равенны, было единственным, в состав команды которого входили 12 россиян. По информации руководства береговой охраны порта все они уже давно благополучно вернулись на родину авиарейсами из Милана. Каких-либо обращений от указанных в публикации «российских» моряков или от их родственников в адрес КЗУ в Италии не поступало.

Обращаю внимание, что если нет обращения в РЗУ, то нелогично ждать реакции. Честно говоря, удивляет, что газета допускает достаточно поверхностное и небрежное отношение к фактам. Не хочу называть это фейками. Надеюсь, что речь идет о плохо проработанном материале. Повторю, к нам всегда можно обратиться, мы оперативно установим факты, подтвердим или опровергнем их до выхода материала, чтобы не получилось так, что судно есть, а россиян на нем нет. Мы всегда открыты. Эмоции понятны, но все-таки нужно исповедовать взвешенный и ответственный подход к работе, в том числе на информационном направлении, верифицировать сведения, потому что они предназначены для широкой публики.

Хочется, чтобы замечали и положительные примеры. Мы иногда рассказываем о них. Мы можем сказать не обо всем, в том числе и по просьбам моряков, потому что на момент возникновения сложностей многие просят нас о реакции. А когда происходит освобождение или разрешение этого вопроса, многие просят как раз не афишировать свое возвращение на Родину. Есть такие примеры, и их немало.

Например, ситуация с моряками теплохода «Заполярье» ПАО «Мурманское морское пароходство», который находится в Испании с момента захода 1 июля 2018 г. в порт Сеута. В целях поддержания корабля в рабочем состоянии на него периодически направляются моряки по вахтовому методу.

В мае 2019 г. при содействии Посольства России в Испании Мурманским пароходством были репатриированы на Родину шесть членов экипажа. В настоящее время на судне продолжают находиться девять моряков. В связи с вновь поступившей жалобой экипажа на отсутствие на корабле нормальных условий работы и жизни российское Посольство оперативно связалось с Мурманским морским пароходством с просьбой максимально ответственно разобраться в сложившейся ситуации и помочь своим работниками. Как показывают предпринятые руководством пароходства шаги, вмешательство оказалось результативным. Морякам были перечислены средства на проживание в хостеле, а также, по информации ведущего специалиста управления трудовыми ресурсами Мурманского пароходства, 16 ноября с.г. теплоход был продан с аукциона, а моряки в течение месяца будут возвращены в Россию за счет средств компании. Это только один пример комплексной работы. Работать без кооперации с судовладельцами либо той или иной структурой (государственной или частной), которая курирует данное судно и является нанимателем моряков, тоже невозможно. Зачастую проблемой является установить принадлежность того или иного судна, определить судовладельца. Это кропотливейшая работа.

МИД России уделяет первоочередное значение защите российских граждан за рубежом, в том числе, конечно, и моряков. Подчеркну, это не единственная категория, которая требует нашего внимания. Однако далеко не всегда помощь консульских работников совершается публично. На это есть целый ряд причин – это неразглашение личных данных, соответствующие проблемы, если речь идет о захвате заложников. Многие ссылаются на то, что имеют полное право не публиковать эти истории.

Если у Вас будут конкретные вопросы, мы с удовольствием будем адресно на них отвечать. Пожалуйста – задавайте. Мы всегда только «за».

Назад к оглавлению

Вопрос: Президент России В.В.Путин в откровенном интервью П.Зарубину подчеркнул, что главный итог трехстороннего соглашения – прекращение кровопролития. Ранее Президент России обратил внимание Президента Азербайджана И.Г.Алиева на необходимость обеспечить сохранность христианских храмов в районах Нагорного Карабаха, которые перейдут к Баку.

Флаг Турции на выезде из Шуши, радикалы, террористические элементы, врывающиеся в христианские храмы с криками «Аллаху акбар!», ставят вопрос о безопасности не только храмов, но и христианского населения в Карабахе. В этой связи какие шаги может и будет предпринимать Россия для пресечения иностранной активности в процессе мирного урегулирования, для исключения религиозных провокаций и недопущения возникновения христианофобии и всех вытекающих из этого рисков?

Ответ: Я бы разделила ответ на Ваш вопрос на две части. Первая будет достаточно компактной и краткой. Вторая часть философская и программная. Сейчас я не буду себе ее позволять по одной причине – это займет долгое время. И еще одна причина, по которой я сейчас не буду вдаваться в детали, потому что эта работа сейчас как раз выстраивается.

Безусловно, мы будем держать эту тему в зоне нашего повышенного внимания. Не хочется предварять словами и комментариями ту работу, которая как раз сейчас находится в стадии формирования и реализации.

Возвращаясь к краткому комментарию, могу сказать, что вопрос сохранения святынь, культурных объектов, является частью наших контактов со сторонами. Ей придается особое значение. Могу подтвердить, что она находится в зоне особого внимания наших миротворческих сил, которые там разворачиваются. Это краткий ответ для того, чтобы дать понять и заверить, что эта тема одна из наиболее актуальных. Конечно, сейчас речь в первую очередь идет о людях – сохранении жизней, возвращении беженцев, восстановлении инфраструктуры, создании условий, необходимых для выживания. Но, безусловно, заданный Вами вопрос имеет особую актуальность и находится на повестке наших контактов со сторонами.

Есть кадры, ужасные фотографии, на которые Вы ссылаетесь, чудовищные факты попыток осквернения или уничтожения. Но есть и другая сторона. Вы видите, каким образом наши миротворцы, которые находятся в этом регионе, активно себя проявляют по охране и сохранению святынь и культурных объектов. Более подробный, детальный и содержащий факты ответ, надеюсь, смогу Вам дать к следующему брифингу.

Назад к оглавлению

Вопрос: 9 ноября в ответ на решение Норвегии позволить США пользоваться портом Тромсё, Посольство России в Осло заявило, что этим шагом были испорчены добрососедские отношения с Москвой. Можно ли сказать, что взаимодействие по военной линии сейчас находится в тупике? Какие инициативы есть у России для восстановления сотрудничества? 

Ответ: Надеемся, что в Осло обратили внимание на комментарий Посольства России.

В настоящее время двусторонние российско-норвежские отношения переживают не лучшие времена. Мы рассказывали о многих фактах. Сохраняется негатив, который был привнесен Осло после начала украинского кризиса. В 2014 г. Правительство Норвегии в инициативном порядке свернуло все контакты с Россией по военной линии, и на сегодняшний день признаков желания их восстановить мы не отмечаем. Норвегия продолжает следовать в русле санкционной политики Запада, энергично участвует в военных приготовлениях НАТО, причем особенно активно – в непосредственной близости от наших границ. Вопреки соблюдавшейся с 1949 г. «базовой политике» Норвегии в настоящее время на ее территории фактически на постоянной основе размещаются иностранные военные. Мы фиксируем, что их численный состав неуклонно наращивается. В абсолютно антироссийском ключе формируются планы развития национальных вооруженных сил, закупок вооружений и модернизации военной инфраструктуры. Увеличивается число учений с участием иностранных контингентов. Что особо удивляет – по сюжету этих учений Россия фигурирует в качестве противника.

Территория Норвегии становится плацдармом для вхождения НАТО в Арктику. Могу привести пример: реализация планов по размещению атомных подводных лодок альянса в гражданском порту Тёнснес рядом с северонорвежским г.Тромсё в граничащей с Россией губернии Тромс и Финнмарк. Все это вписывается в усилия по укреплению натовской военной инфраструктуры у наших рубежей.

Это не помогает деэскалации напряженности в Европе и не может способствовать укреплению доверия и формированию позитивной повестки дня в нашем диалоге. Заявления политического руководства Норвегии о якобы стремлении к сохранению «хорошего сотрудничества» с Москвой противоречат проводимому на практике деструктивному курсу на сдерживание России. Мы не сможем не учитывать соответствующие действия в контексте планирования мероприятий по обеспечению национальной безопасности России.

Вместе с тем наша страна не заинтересована в нагнетании напряженности и по-прежнему открыта к равноправному и конструктивному диалогу с заинтересованными сторонами в целях восстановления доверия и расширения пространства безопасности в Европе. В этом контексте настойчиво призываем наших партнеров к выстраиванию подлинных равноправных отношений, отказу от дестабилизирующего «двухтрекового подхода», когда взаимодействие строится на основе выборочного сотрудничества по выгодным, в частности, для Норвегии направлениям. Мы многократно предлагали обсуждать вопросы, вызывающие беспокойство и озабоченность друг у друга. К сожалению, мы не получаем ответной реакции.

Хотели бы обратить внимание на то, что Россия готова и к многостороннему разговору по проблематике укрепления безопасности и мер доверия. Напомню, Россией объявлен односторонний мораторий на развертывание наземных ракет средней и меньшей дальности до появления в соответствующих регионах подобных средств американского производства.

Как Вы знаете, мы призвали Североатлантический альянс рассмотреть возможность объявления встречного моратория. 26 октября с.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил о готовности обсуждать верификационные меры, которые позволяли бы снимать встречные озабоченности на взаимной основе. В данной связи с сожалением приходится констатировать, что Норвегия не прислушалась к нашим аргументам по ситуации вокруг Договора о РСМД – направленное в сентябре 2019 г. послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Премьер-министру Норвегии Э.Сульберг по тематике Договора осталось без ответа. Нет позитивной реакции и на упомянутое заявление от 26 октября.

Складывается ощущение, что народ Норвегии, обыватели, вообще не представляют себе того, что Россия предлагает, по той простой причине, что все российские инициативы, хотя они сопровождаются нашими разъяснениями и подробнейшим образом излагаются публично, до широкой аудитории Норвегии не доходят. Этому не уделяется должное внимание в местной прессе. Думаю, это происходит неслучайно. Мне кажется, делается все возможное, для того чтобы эта тема была неправильно истолкована либо сопровождена такими странными аргументами, что у людей складывается искаженное представление о тех инициативах, которые я упомянула.

Фактически были проигнорированы наши неоднократные предложения норвежской стороне – первое еще в 2017 г. – провести консультации по ПРО.

Не находят поддержки предлагаемые российской стороной шаги по обеспечению безопасности в сопредельных регионах. В частности, в мае текущего года российская сторона выступила с инициативой о военной сдержанности, предусматривающей отвод оперативных учений от линии соприкосновения Россия-НАТО и другие меры транспарентности. К сожалению, последовавший ответ продемонстрировал отсутствие у Североатлантического альянса реальной готовности к подобным шагам. Норвегия, равно как и ее союзники, отвергает идею возобновления встреч начальников Генштабов арктических государств. Когда мы говорим Норвегия, все-таки лучше себя поправлять и говорить: руководство этой страны, а не население. Нужно понимать, что у простых людей не спрашивают. Потом ссылаются на них как на источник волеизъявления народа, но на самом деле то,  что они читают в прессе, думаю, далеко от правды.

Мы неоднократно предлагали подумать партнерам, в том числе норвежцам, над возрождением диалогового формата в составе России, североевропейских и прибалтийских стран по линии внешнеполитических ведомств для обсуждения всего комплекса накопившихся вопросов, в том числе в сфере безопасности. Внятной реакции нет и на это предложение.

Тем не менее, мы исходим из безальтернативности диалога, в том числе для решения возникающих вопросов по военной линии. Востребованы активные усилия по сокращению дефицита доверия, укрепления региональной и глобальной стабильности, а также снижению рисков, проистекающих от недопониманий и разногласий в области международной безопасности. Рассчитываем на ответственный и дальновидный подход норвежских властей к выстраиванию своей политики в отношении России, отказ от шагов, подрывающих региональную стабильность и наносящих ущерб нашему добрососедству.

Хотела бы обратить внимание на очень интересный факт. Практически полное отсутствие реакции норвежских властей мы видим на недавно обнародованную информацию о шпионаже Агентства национальной безопасности США в кооперации с военной разведкой Дании за своими союзниками в Европе, включая Норвегию. Это установленный факт. Не мифы, распространяющиеся о нашей стране или отсутсвие информации о реальных мирных инициативах (имею в виду вопросы стратегической международной безопасности, стратегической стабильности). Это конкретный, доказанный факт вовлечения стороннего государства (кстати, не присутствующего на континенте) в дела Европы, причем в нарушение всех возможных международно-правовых норм. Тем не менее, ни санкций, ни высылки американских дипломатов из Осло мы не наблюдаем. Получается, что там, где есть прямые доказательства неприкрытой американской шпионской деятельности и вмешательства во внутренние дела, никаких последствий не наступает. Любые неподтвержденные слухи, мифы, спекуляции, если речь идет о России, являются основанием для реагирования и попыток сдержать нашу страну.

Назад к оглавлению

Вопрос: Президент России В.В.Путин в интервью по Нагорному Карабаху использовал фразу о том, что можно давать какие угодно оценки действиям Турции, но трудно обвинить ее в нарушении международного права. Это универсальная позиция по Турции или она касается только Карабаха? Мог бы напомнить, что Турция нарушает международное право, оккупируя часть Кипра.

В СВР вчера упомянули, что Запад пытается подрывать перемирие и мирное соглашение в Карабахе. Есть ли какая-либо конкретика на этот счет? Как Запад пытается? Какие сведения можно обнаружить?

Ответ: Это интервью было посвящено проблематике нагорно-карабахского урегулирования и действиям, предпринятым нашей страной за последнее время для реализации изначально заявленных целей: прекращение кровопролития, остановка боевых действий и возвращение ситуации в переговорное русло. Это интервью касается данной конкретной проблематики.

Относительно фактов подрыва нашими западными партнерами договоренностей, лучше уточнить непосредственно в ведомстве, цитату которого Вы сейчас привели.

С точки зрения экспертного взгляда очевидно, что есть реакция официальных властей западных стран, СМИ. Мы видим, как минимум сдержанную реакцию на данное Заявление, которое, естественно, повлекло конкретную реализацию указанных в нем положений. Сдержанное – наиболее применимое определение ко многим заявлениям, услышанным сейчас от западных партнеров.

Отчего же? Ведь еще месяц-полтора назад все так хотели и ждали прекращения огня. Оно состоялось, зафиксировано и поддерживается. Мы не видим настоящей полноформатной реакции, на которую способен Запад. А мы знаем, что когда они реагируют широким фронтом, об этом становится известно и слышно везде. Почему же эта конкретная ситуация не вызвала такого ажиотажа, желания комментировать и приветствовать это Заявление, воодушевлять стороны к реализации, отмечать роль посредника – нашу страну?

Мы видим СМИ, в которых тоже как будто невидимая рука наводит соответствующий порядок. Во многих заявлениях официальных лиц внешнеполитических ведомств западных стран вообще не упоминается о роли России. Как будто речь идет о двустороннем заявлении. Там даже не сказано, что Заявление – трехстороннее. Удивительно, но факт. Как будто позитивная и конструктивная роль нашей страны вообще ни в каком виде не должна быть представлена в международных делах. Мы только что говорили о целом ряде других примеров, но этот очень показательный. Есть конкретные достижения России как посредника.

Наверное, не позволила бы себе подобного комментария, если бы Вы не задали конкретный вопрос про интервью Президента. Посмотрите, как много желающих было заявить себя в роли посредника нагорно-карабахского урегулирования. Желающих и заявок на это посредничество, по крайней мере, в теории было немало. Ответьте честно на вопрос: многие ли из тех политиков, кто заявлял о своей возможной посреднической роли, могли выдать такое интервью, как дал Президент России В.В.Путин по нагорно-карабахскому урегулированию, свидетельствующее о погружённости как в современную часть посредничества и урегулирования конфликта, так и глубокое знание исторической стороны этого вопроса? Понимание целей, задач и самое главное истинное, дружеское отношение к двум сторонам – Азербайджану и Армении. Этот вопрос, как мне кажется, многие должны были бы себе задать прежде, чем заявлять о возможности подключения к урегулированию. Насколько хорошо они понимают ситуацию в этом регионе?

На примере целого ряда других ситуаций, в частности, Украины, мы неоднократно видели желание быстро подключиться и разрешить ситуацию со стороны наших западных партнеров. Дров было наломано немало, при этом не удавалось добиться позитивного результата. Только потом становилось понятно отчего. Они не знали исторической подоплеки, столь важной для решения современных, в частности украинских проблем. Как «замечательно» сказал один из американских высокопоставленных лиц в середине 2014 года (это после Майдана, антиконституционного переворота, крымского референдума, после активной фазы, перешедшей в боевые действия в Донбассе спустя пол года): «Теперь я достаточно прочитал об истории этого региона для того, чтобы понять, что же там сейчас происходит». Так это нужно делать до, а не после.

Мы фиксируем во многом информационное замалчивание, где-то даже попытки информационного искажения происходящего вокруг реализации трехстороннего Заявления по нагорно-карабахскому урегулированию. По остальным фактам, уточню у коллег. Но, мне кажется, лучше обращаться к структуре, чье заявление Вы процитировали.

Вопрос: Раз Вы упомянули кипрское урегулирование, как Вам кажется, помогают ли урегулированию и не являются ли нарушением международного права визит Президента Турции Р.Эрдогана на Кипр и спектакль, который он устроил на оккупированных территориях на Севере острова?

Ответ: Мы уже дали свои оценки. Сегодня я их переподтвердила насчет нашей позиции по кипрскому урегулированию.

 

Назад к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска