Публикатор

23.07.2022:23

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 23 июля 2020 года

1138-23-07-2020

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О текущей ситуации с коронавирусной инфекцией
  2. О содействии возвращению российских граждан на Родину
  3. О ситуации вокруг граждан Российской Федерации, содержащихся в пенитенциарных учреждениях на территории иностранных государств в условиях пандемии
  4. О российской гуманитарной помощи Абхазии в борьбе с коронавирусом
  5. О российской гуманитарной помощи Киргизии в борьбе с коронавирусом
  6. О возможности бесплатного оформления виз после снятия ограничений на въезд в Россию
  7. О публикации на сайте Министерства материалов о позиции России на предстоящей 75-й сессии Генассамблеи ООН
  8. Об итогах 44-й сессии Совета ООН по правам человека
  9. О финансовых махинациях основателя «Белых касок» Дж. Ле Мезюрье
  10. Об усилиях США по противодействию российскому влиянию в Африке
  11. Об обвинениях в адрес России в якобы имевших место хакерских попытках получить доступ к западным разработкам вакцины против COVID-19
  12. О санкциях США в отношении иностранных компаний
  13. О докладе Комиссии по неотчуждаемым правам при Госдепартаменте США
  14. О российской части доклада Комиссии по международной религиозной свободе при Конгрессе США
  15. О 45-й годовщине программы «Союз-Аполлон»
  16. Об очередных антироссийских высказываниях президента Литвы Г.Науседы
  17. О «Белой книге по обороне Японии»
  18. О запуске обновленной версии портала «Русский век»
  19. Об открытии восстановленного памятника воинам Великой Отечественной войны в Молдавии
  20. О праздновании 28 июля Дня независимости Перу
  21. О неоднозначной ситуации в урегулировании внутриукраинского конфликта в Донбассе
  1. О решении Турции закрыть морские зоны в Средиземноморье
  2. О санкциях США в отношении Главы Чеченской Республики Р.А.Кадырова 
  3. Об агитационной кампании в преддверии выборов в Собрание Северной Македонии
  4. О предложении Азербайджана касательно проведения саммита Минской группы ОБСЕ в расширенном составе
  5. О возражениях правительства Афганистана против освобождения 600 пленных талибов
  6. О реакции правительства Афганистана на предложение России принять у себя межафганские переговоры
  7. О внесении в сенат США резолюции против участия России в «семерке»
  8. О предстоящей встрече министров иностранных дел и министров обороны России и Франции в формате «2+2» 
  9. Об отношениях России и Великобритании
  10. О возможном снятии ограничений на пересечение российско-абхазской границы

 

 

 

О текущей ситуации с коронавирусной инфекцией

 

За прошедшую неделю количество заразившихся COVID-19 на нашей планете приблизилось к показателю в 15 миллионов человек. Подтверждаются ранее сделанные экспертным сообществом оценки относительно интенсификации распространения заболевания – среднесуточная динамика прироста инфицированных стабилизировалась в последние дни на отметке более 200 тыс. человек. Патоген мутирует, в том числе появляются его более агрессивные разновидности. В некоторых странах и отдельных регионах, где заболеваемость, казалось бы, пошла на спад, наблюдаются повторные вспышки и рецидивы болезни.

Всемирная организация здравоохранения продолжает настаивать на императивности сохранения предельной бдительности перед лицом вполне реальных рисков. Ее официальные представители, включая Генерального директора Т.Адханома, неоднократно акцентировали неоправданность преждевременной самоуспокоенности, пренебрежения простыми правилами безопасности и поспешного выхода из коронавирусных ограничений. По мнению ВОЗ, залог успеха здесь только в объективном соизмерении национальных усилий по «либерализации» с реальным санитарно-эпидемиологическим фоном у себя «дома» и вокруг. Крайне важно при этом целенаправленное сопряжение коллективных шагов международного сообщества по эффективному противостоянию сегодняшней эпидемиологической угрозе планетарного масштаба.

Назад к содержанию

 

О содействии возвращению российских граждан на Родину

 

Хотела бы отчитаться о проделанной за неделю работе по содействию в возвращении российских граждан на Родину. Обстоятельства у людей меняются. При этом наша помощь и поддержка, которая предоставляется путем сопряжения усилий целого ряда российских ведомств, представителей гражданского общества, продолжается. На днях мы преодолели очередную веху – позади четыре месяца работы программы содействия возвращению на Родину российских граждан, оказавшихся в трудной ситуации за рубежом в условиях пандемии коронавируса. К настоящему моменту общее количество вывезенных соотечественников со дня введения действующего алгоритма в начале апреля превысило 61 тыс. человек. Из них более 49 тыс.  вывезено самолетами российских авиаперевозчиков, более 11 тыс. – спецрейсами иностранных авиакомпаний. Мы находимся в тесном контакте с нашими зарубежными партнерами.

Символичным аккордом, отнюдь не финальным – ведь вывозные рейсы по-прежнему выполняются – стала уникальная по своей сути и форме операция по единовременному возвращению наших граждан из  8 африканских государств, а также из Иордании. Этот рейс, которой уже вошел в историю как «Африканское кольцо», стал квинтэссенцией усилий всех тех, кто на протяжении уже более 120 дней в непрерывном, круглосуточном режиме трудится для того, чтобы наши соотечественники вопреки любым обстоятельствам оказались дома. 

За четыре дня самолет авиакомпании «Роял Флайт» совершил 9 взлетов и 9 посадок, внутри этой операции за сутки было совершено 6 взлетов и посадок – в семи государствах: Танзании, Либерии, Гане, Камеруне, Уганде, Кении, Иордании. Все это для того, чтобы принять на борт 205 пассажиров, из них 197 россиян, а также граждане Казахстана, Украины, Узбекистана и Ирака. Мы уже выполняли несколько сложных рейсов. Когда я говорю «мы», опять же подчеркиваю, что это сопряженные усилия целого ряда российских ведомств исполнительной власти, нашего гражданского общества, включая активистов, волонтеров и в т.ч.  бизнесменов. Сложные рейсы были выполнены по Африке и Латинской Америке, но подобная логистика поистине беспрецедентна. Хотела бы выразить особую признательность Российскому союзу промышленников и предпринимателей, без финансового содействия которого реализация этого проекта была бы невозможной. Это яркий пример взаимодействия государства и социально-ответственного бизнеса. 

Помимо Африки в фокусе нашего постоянного внимания остаются и другие государства, где по-прежнему фиксируется потребность в вывозе российских граждан. Состоялись ставшие уже привычными рейсы из Таиланда (одновременно из Бангкока и Пхукета), Аликанте, Белграда, Парижа, Душанбе, Бишкека и Ташкента, Сеула, Нью-Йорка. Выполнен долгожданный рейс из Баку. На следующей неделе, помимо рейсов в столицы стран СНГ и Европы, а также в Нью-Йорк и Сеул, мы организуем еще один вывозной борт для соотечественников, остающихся на Филиппинах. 

Это драматическая история: ранее мы осуществили уже два вывозных рейса с Филиппин, но через месяц выяснилось, что там еще остается большое количество людей, которым необходимо вернуться на Родину и которые не могли это сделать по целому ряду причин. Исходим из того, что все желающие покинуть Филиппины воспользуются данной возможностью, поскольку дополнительных шансов до возобновления полноценного авиасообщения в ближайшей перспективе не предвидится. 

Назад к содержанию

 

О ситуации вокруг граждан Российской Федерации, содержащихся в пенитенциарных учреждениях на территории иностранных государств в условиях пандемии

 

Я хотела бы затронуть весьма актуальную тему и сказать несколько слов о ситуации с нашими гражданами, содержащимися в пенитенциарных учреждениях на территории иностранных государств в условиях пандемии. На фоне глобальной пандемии коронавирусной инфекции загранучреждения МИД России держат на особом контроле вопрос, связанный с условиями содержания российских граждан в пенитенциарных учреждениях на территории иностранных государств. При наличии соответствующих предпосылок с властями государств пребывания прорабатывается возможность изменения им меры пресечения или наказания, включая досрочное освобождение из-под стражи (особенно в случаях, связанных с совершением нетяжких преступлений), в том числе с учетом гуманитарных аспектов и необходимости соблюдения санитарных правил в условиях резкого осложнения эпидемиологической обстановки.

При принятии компетентными органами решений об амнистии или условно-досрочном освобождении заключенных сфера действия таких решений в большинстве случаев не затрагивает лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. При этом в отдельных случаях возможность положительного рассмотрения соответствующего обращения в отношении иностранных граждан, отбывающих наказание за совершение нетяжких преступлений, увязывается с условием их немедленного выезда в государство гражданской принадлежности (с запретом на последующий въезд в течение ближайших нескольких лет). В силу сохраняющихся ограничений на трансграничное передвижение выполнение данного условия на сегодняшний день весьма проблематично.

Тем не менее, поступают и позитивные сигналы, прежде всего из стран ближнего зарубежья. По состоянию на начало июля наши загранучреждения информировали об амнистии одного гражданина Российской Федерации в Азербайджане, а также о сокращении неотбытых сроков наказания 21 российскому гражданину на территории Киргизии (из них 10 человек осуждены за совершение нетяжких преступлений, 3 – за совершение тяжких и 8 – за совершение особо тяжких преступлений).

Большинство загранучреждений отмечают отсутствие всплеска жалоб российских граждан на условия содержания под стражей в текущей ситуации, в частности, на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и оказания им своевременной медицинской помощи.

Вместе с тем особую тревогу по-прежнему вызывает ситуация в США: американские власти сознательно уклоняются от возложенной на них двусторонней Консульской конвенцией 1964 года безусловной обязанности по уведомлению российских консульских должностных лиц об аресте или задержании российского гражданина. Соответствующие обращения Посольства в Госдепартамент с просьбой предоставить поименный список российских граждан, находящихся под следствием либо отбывающих наказание в американских тюрьмах, традиционно остаются без ответа.

Нашу озабоченность вызывает и исполнение американской стороной обязательств в части соблюдения сроков означенного уведомления (один – три дня), а также сроков предоставления консулу возможности посещения и общения с помещенным под стражу (в течение двух – четырех дней после задержания или ареста в зависимости от его местонахождения). В очередной раз призываем наших американских коллег к соблюдению положений упомянутой консульской конвенции.

Назад к содержанию

 

О российской гуманитарной помощи Абхазии в борьбе с коронавирусом

 

Также я хотела бы сказать несколько слов о той гуманитарной помощи, которую мы оказываем различным странам по их просьбе. С начала пандемии в соответствии с обращениями абхазской стороны нами на безвозмездной основе поставлялись тест-системы «Вектор» для лабораторной диагностики нового коронавируса. Регулярное содействие, включая диагностику, оказывает референс-центр Ставропольского научно-исследовательского противочумного института, на базе которого абхазские специалисты прошли обучение по работе с тест-системами.

Кроме того, по просьбе Сухума с 18 апреля по 18 мая сводный медицинский отряд 4-го отдельного полка радиационной, химической и биологической защиты Черноморского флота России выполнял работы по дезинфекционной обработке объектов на территории Абхазии (больницы, рынки, госучреждения, пункты погранпропуска и др.).

Готовы и далее оказывать необходимое содействие.

Назад к содержанию

 

О российской гуманитарной помощи Киргизии в борьбе с коронавирусом

 

Также Россия оказывает содействие Киргизии в борьбе с коронавирусной инфекцией. По линии Роспотребнадзора киргизской стороне были переданы 3 мобильных лаборатории, 1570 наборов тест-систем для диагностики заболевания (для проведения 157 тыс. исследований) с необходимым количеством реагентов, а также 10 приборов дистанционного измерения температуры тела. Осуществляется консультационная и научно-методическая поддержка. В начале июля в Киргизию была направлена делегация Роспотребнадзора для консультативной помощи киргизской стороне в организации противовирусных мероприятий.

В связи с осложнением эпидемиологической ситуации в Киргизии Правительством Российской Федерации принято решение об оказании народу этой страны срочной гуманитарной помощи.

22 июля борт Минобороны России доставил в Киргизию 6 медицинских бригад (19 человек), специальное врачебное оборудование, а также средства индивидуальной защиты, дезинфекции и медикаменты.

Утром 23 июля бортом МЧС России в Бишкек доставлены 58 российских медицинских работников, которые будут работать в киргизских медучреждениях. В ближайшее время (ориентировочно 25 июля) спецрейс МЧС России доставит в Бишкек лекарства и медицинское оборудование.

Назад к содержанию

 

О возможности бесплатного оформления виз после снятия ограничений на въезд в Россию

 

В настоящее время выдача виз в российских консульских учреждениях временно приостановлена на основании распоряжения Правительства Российской Федераций от 16 марта 2020 года № 635-р.

После возобновления работы загранучреждений на визовом направлении иностранным гражданам будет предоставлена возможность оформить визы без взимания консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов при одновременном соблюдении всех нижеперечисленных условий:

- в паспорт заявителя вклеена неиспользованная однократная (двукратная) виза, срок действия которой начинается не ранее 15 марта 2020 года;

- заявителем представлены документы, являющиеся основанием для оформления визы аналогичной либо меньшей кратности на новый срок действия;

- срок действия оформляемой визы истекает в течение 6 месяцев после признания распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р утратившим силу. Вот эти три условия должны быть одновременно соблюдены для того, чтобы получить соответствующую услугу.

Одновременно с документами, являющимися основанием для оформления новой визы, заявитель представляет на имя руководителя консульского учреждения письменное заявление (составляется в свободной форме) об освобождении от уплаты вышеупомянутых сборов в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. В данном случае мы опираемся на решения российских властей об ограничении въезда на территорию Российской Федерации, которые не позволили ему осуществить поездку по ранее полученной визе.

Назад к содержанию

 

О публикации на сайте Министерства материалов о позиции России на предстоящей 75-й сессии Генассамблеи ООН

 

Как вы знаете, завершается 74-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Мы находимся в ожидании 75-й, которая стартует 15 сентября. В этой связи на сайте МИД опубликованы материалы по позиции России на предстоящей юбилейной 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В них нашли отражение подходы нашей страны ко всему спектру международных проблем, находящихся на повестке дня. 

Назад к содержанию

 

Об итогах 44-й сессии Совета ООН по правам человека

 

Еще одна тема, связанная с ООН. Если 75-я юбилейная сессия только грядет, то 44-я сессия ООН по правам человека как раз завершилась в Женеве. Она проходила с 30 июня по 17 июля. Введенные в системе ООН из-за пандемии коронавируса ограничения наложили свой отпечаток на ход и характер работы сессии. Сессия прошла без участия делегаций из столиц. В результате работы Совета были приняты 23 резолюции, одобрены итоги прохождения Испанией и Бахрейном процедуры Универсального периодического обзора.  Назначены четыре эксперта на открывшиеся вакансии специальных процедур СПЧ. 

Вынуждены констатировать, что сессия также продемонстрировала неспособность западных стран, развитых экономик перед лицом таких глобальных вызовов, каковым стал COVID-19, подняться над своими конъюнктурными устремлениями и проявить солидарность, избрав вместо этого путь конфронтации.

Как результат – крайняя политизированность и эмоциональный характер дискуссии по ситуации на Филиппинах, в Венесуэле, Эритрее, Белоруссии, Мьянме, Никарагуа и Бурунди. Совет вновь «проштамповал» резолюции о ситуации с правами человека в Сирии и Эритрее, которые уже давно «ушли в отрыв» от реального положения дел на местах.

Хотели бы отдельно остановиться на принятии СПЧ с подачи Брюсселя резолюции о ситуации с правами человека в Белоруссии в преддверии предстоящих 9 августа выборов президента этой страны. На фоне непрекращающегося потока обвинений со стороны западных партнеров о якобы российском следе в выборах в их странах, причем все это как всегда бездоказательно, вызывает недоумение то, что как должное воспринимается собственное реальное, а не мнимое вмешательство во внутренние дела суверенного государства посредством инициирования таких решений Совета. Считаем подобный подход недопустимым.

Вызывает сожаление, что многие т.н. развитые демократии воспользовались усеченными организационными параметрами работы Совета, когда невозможна полноценная работа над текстами инициатив, для закрепления в повестке дня сессии таких противоречивых, до сих пор не нашедших должного отражения в международном праве концепций, как ответственность по защите, мирные протесты, а также для продвижения собственного толкования интерпретации целей и принципов Устава ООН с прицелом на перекройку всей архитектуры международных отношений.

Разочарованы сохраняющейся неготовностью отдельных наших коллег в Совете вести открытый и равноправный диалог, учитывать озабоченности и интересы других стран. Хотели бы вновь призвать западных партнеров совместными усилиями вернуть СПЧ в русло взаимоуважительного и равноправного сотрудничества в области прав человека.

Назад к содержанию

 

О финансовых махинациях основателя «Белых касок» Дж. Ле Мезюрье

 

Сегодня я хотела бы сказать несколько слов о Сирии, но не в контексте оценки ситуации, которую мы даем регулярно, а о том, о чем мы не говорили достаточно давно – о «Белых касках». Чтобы донести до мирового сообщества, что это никакие не гуманитарщики, не неправительственная организация, пытающаяся помочь людям, а что это просто лжеистория, обман, фейк, дезинформация, которая давно перешла за грань правовых рамок. 

Подобные оценки нашли отражение, как это ни покажется странным, в СМИ западных государств. Хотя в течение долгого времени именно западные СМИ упорно навязывали ангажированные и исключительно позитивные оценки деятельности псевдогуманитарной организации «Белые каски» в Сирии. Сотрудникам приписывали амплуа неких беспристрастных героев-спасателей, рискующих собой ради жизни мирного населения, которое стало, как они писали, жертвой «режима Президента Сирии Б.Асада и его союзников». В целом эта линия не претерпела изменений. Западные спонсоры до сих пор не отказались от поддержки «Белых касок» и аффилированных с этой организацией структур. 

Со своей стороны не раз отмечали, что за демонстративно благочестивым фасадом гуманитарного «бренда» скрываются настоящее мародерство, рэкет, грабежи, целенаправленная дезинформация, инсценировки химатак, авиа- и артиллерийских ударов и прямое пособничество терроризму. Похоже, теперь все это заинтересовало журналистов, которые решили заглянуть глубже и посмотреть не только на парадную сторону пропаганды, которую западное сообщество навязывало в течение многих лет. Провели собственное расследование. 

На днях в одной из ведущих голландских газет «Фолкскрант» вышла статья о финансовых махинациях основателя «Белых касок» и бывшего главы НПО «Мэйдэй Рэскью» Дж. Ле Мезюрье, умершего 11 ноября 2019 г. в Стамбуле. Жил он, судя по материалам издания, на широкую ногу – с ежемесячной зарплатой в 24 тыс. евро, апартаменты и шикарная вилла в Стамбуле, роскошная квартира в Амстердаме стоимостью более полутора млн. евро. Много было «сказочного» в его жизни, что не укладывается в понимание заявленной деятельности и  «Мэйдэй Рэскью», и «Белых касок». 

Проведенное газетой журналистское расследование показало, что Дж. Ле Мезюрье не отличался особой щепетильностью в финансовых вопросах. Выяснилось, например, что летом 2018 г. он попался на попытке хищения 50 тыс. евро в ходе эвакуации «белокасочников» в Иорданию. Впрочем, у голландских контролеров и без того к деятельности британца длинный список вопросов: неоправданно высокие зарплаты и широкие привилегии руководства НПО «Мэйдэй Рэскью», отсутствие необходимой финансовой прозрачности, конфликт интересов, уклонение от уплаты налогов в Нидерландах. То есть это такой взгляд со стороны, позволивший не только увидеть, чем занимались «белокасочники», но и посмотреть на внутреннюю «кухню» жизнедеятельности не рядовых сотрудников этой псевдогуманитарной структуры, а ее руководства.

Всё это еще раз подтверждает, что руководство «Белых касок», беззастенчиво залезая в карман налогоплательщику спонсирующих их стран, ставило во главу угла прежде всего свои корыстные криминальные интересы. Заказчиков и организаторов «проекта» в действительности никогда не беспокоили чаяния мирных сирийцев, которыми они прикрывались. Им было все равно, что происходит в Сирии, стабильна ли ситуация в этой стране. Неудивительно, что их подчиненные, освоив бизнес на крови, прямо сотрудничали с террористами, содействуя их жестоким преступлениям.

Трудно представить, что после громкого журналистского расследования «Фолкскрант» среди западных пропагандистов найдутся такие, кто будет по-прежнему стремиться очистить запятнавших свою репутацию псевдогуманитарщиков, представить их благодетелями. Их каски уже давно не белого цвета.

Назад к содержанию

 

Об усилиях США по противодействию российскому влиянию в Африке

 

Обратили внимание на выделение по линии Государственного департамента США журналистам, образовательным учреждениям и НПО африканских стран грантов на противодействие якобы имеющей место российской пропаганде в информационном пространстве. Под предлогом усиления прозрачности государственных институтов и повышения устойчивости судебной системы на Африканском континенте осуществляется финансирование деятельности по поиску «руки Кремля» в духе настоящей «охоты на ведьм». По-моему, сейчас не лучший момент в США для того, чтобы наводить порядок на африканском континенте. Лучше начать с себя. Есть чем заняться.

Не можем это не прокомментировать, потому что действительно видим в этом стремление Вашингтона купировать позитивный общественно-политический фон в отношении нашей страны в регионе, ставший особенно очевидным по итогам сочинского саммита Россия – Африка в октябре 2019 г. Такое впечатление, что США сознательно подпитывают антироссийские публикации в ряде африканских СМИ, пытаются выставить нашу страну дестабилизирующей силой. Уверены, что такие способы недобросовестной конкуренции и дезинформации являются показателем полного отсутствия фактического подтверждения т.н. российской политики пропаганды, дезинформации, следствием слабости американских подходов в публичной дипломатии.

Выделение грантов вписывается в усилия Белого дома по продвижению тезиса о безальтернативности западных установок в вопросах государственного управления, навязыванию суверенным государствам чуждых им ценностей. Считаем это очередным проявлением неоколониализма, элементом скрытого закрепления неравноправия в общей системе международных связей. С учетом отмечаемого в декабре 60-летия принятия Декларации ООН «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» призываем наших американских коллег следовать духу этого важнейшего в истории документа и окончательно отказаться от менторского отношения к развивающимся странам.

Назад к содержанию

 

Об обвинениях в адрес России в якобы имевших место хакерских попытках получить доступ к западным разработкам вакцины против COVID-19

 

Решительно отвергаем очередной абсурдный медийный «вброс» наших англосаксонских «друзей» из США, Канады и Великобритании относительно якобы имевшей место «хакерской атаки» с целью получения западных разработок вакцины от коронавируса. Как нами неоднократно уже подчеркивалось, никаких связей российских государственных структур с этими обвинениями никогда не было и быть не может. В реальности мы давно успешно взаимодействуем по животрепещущей для всего человечества проблеме со многими странами мира, включая упомянутые. Пытаться же играть на столь чувствительной теме – просто недостойно и кощунственно.

Непонятно, зачем вновь раскручивается антироссийская истерия вокруг всем уже надоевшего «хакерского сюжета». Это просто все нелепо, это просто очередная русофобская атака. 

Хотели бы порекомендовать Национальному центру кибербезопасности Великобритании, который этот фейк столь усиленно продвигает, в следующий раз опираться на информацию, подкрепленную конкретными и неопровержимыми доказательствами, а не кричать на весь мир о «вероятности в 95 процентов». Мы уже «хайли лайкли» прошли, был новый термин «почти точно». Теперь видимо новая наработка – «вероятность в 95%». Наберете 100 – приходите.

Назад к содержанию

 

О санкциях США в отношении иностранных компаний

 

Еще один акт странной политики США. Обратили внимание на заявление Госсекретаря США М.Помпео от 15 июля о запрете въезда на американскую территорию высокопоставленным сотрудникам всем известного IT-гиганта «Хуавэй», а также целого ряда контрагентов компании. 

Китайские компании обвиняют в совершенно нелепых вещах, не имеющих ничего общего с коммерческой деятельностью, таких как, например, содействие осуществлению цензуры, преследование диссидентов, установление тотального контроля над гражданами, незаконный сбор их персональных данных.

Складывается впечатление, что Вашингтон всеми силами пытается задействовать нерыночные, экстерриториальные методы вытеснения сильного конкурента в высокотехнологичной сфере, прибегая к заведомо «запрещенным приемам». Причем они запрещены самими США. Вспомните, что говорил Вашингтон лет 10 назад, продвигая свои IT технологии по всему миру. Целый блок американских политиков настойчиво старается обвинить тех, кто подрывает былую американскую монополию на растущем мировом рынке информационных технологий и коммуникаций пятого поколения.

К финансовым санкциям теперь уже добавляются разнообразные визовые ограничения на основе избирательного применения американскими властями собственного «Закона об иммиграции и гражданстве» в отношении иностранных граждан, которые неугодны по тем или иным причинам.

Не может не вызывать сожаление опасный курс Вашингтона на жесткое вытеснение высокотехнологичных компаний-конкурентов с международных рынков. Тем более в текущих весьма непростых условиях пандемии коронавируса, когда сотни тысяч людей теряют свои рабочие места. Именно IT технологии пришли на помощь миру, людям в эти сложные времена, когда многие были вынуждены оставаться месяцами дома и не имеют возможности к коммуникации, несмотря на то, что семьи, близкие люди, родственники разбросаны по всему миру. Подобные безответственные действия явно не способствуют выходу из разразившегося в мире экономического кризиса. 

В этом же русле политики сдерживания, санкций, агрессивного давления лежит и требование США к Китаю закрыть свое консульство в Хьюстоне. Такое складывается впечатление, что если страна отстаивает свои интересы, развивает экономику и делает это законным путем, не «прогибается» под неправовые действия США, то тут же включаются автоматические механизмы – угрозы, санкции, запугивания, стоп-листы, аресты людей и недвижимости, закрытие посольств и консульств. Мы видим это уже на протяжении нескольких лет при разных администрациях. Все это противоречит тем ценностям, которые Вашингтон много лет внедрял в мировое сознание.

Назад к содержанию

 

О докладе Комиссии по неотчуждаемым правам при Госдепартаменте США

 

Внимательно ознакомились с подготовленным Комиссией по неотчуждаемым правам при Госдепартаменте США докладом. Отмечаем достаточно самокритичный характер заявленной цели данного исследования: может ли Вашингтон по-прежнему претендовать на роль мирового лидера в продвижении правочеловеческой повестки дня в третьих странах. Зачем исследования, доклады? Спросите нас. Мы бы вам сказали коротко и ясно.

Такая постановка вопроса кажется нам как никогда смелой, решительной на фоне непрекращающихся в стране волнений и многочисленных протестных проявлений после убийства в Миннеаполисе сотрудниками правоохранительных органов Дж.Флойда.

К сожалению, приходится констатировать, что 60-страничные итоги работы Комиссии не содержат и намека на анализ существующих в США проблем в правозащитной сфере. Там нет проблем исходя из этого доклада. Видео того, что там происходит, есть, а проблем в докладе нет. При этом сам доклад и его итоги представляют собой яркий пример неприкрытой пропаганды американской исключительности в вопросах формирования и продвижения собственного, соответственно, «правильного»  – мы уже к этому привыкли – видения концепции прав человека. По сути, Комиссия пришла к интересному выводу о том, что без американцев основные свободы и права не получили бы такого развития, как не была бы создана и ООН с правозащитными механизмами.

Такое заключение выглядит, по меньшей мере, странным на фоне, мягко говоря,  «вялого» участия Вашингтона в международных правозащитных инструментах – из девяти основных договоров по правам человека всего в трех, да и то с широким кругом оговорок, участвуют США. Например, в отличие от России Вашингтон не позволяет своим гражданам обращаться в договорные органы с жалобами на нарушение их прав. Тоже очень «либерально» и «демократично». Нелогичным выглядит демонстративное бойкотирование «мировым лидером в области прав человека» работы основного органа ООН на данном направлении – Совета ООН по правам человека, о котором мы сегодня говорили. Это действительно бойкот. Нелишним было бы и разобраться со сделанной США – постоянным членом Совета Безопасности ООН, несущим особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности – оговоркой к статье 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, запрещающей всякую пропаганду войны.

Много вопросов, в том числе чисто правового характера, вызывает изложенная в докладе линия Вашингтона на выстраивание иерархии среди прав и свобод человека. История человечества нам преподала достаточно уроков в данном вопросе, чтобы не было соблазна вновь рассуждать о том, что первично, а что вторично. Хотелось бы напомнить американским коллегам, что международное право уже давно и четко зафиксировало универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека.

Такое бесцеремонное игнорирование и пренебрежение основами международного права, особенно на фоне сохраняющихся широкомасштабных системных нарушений прав человека в самих США и несоблюдения их в отношении граждан иных стран лишает Вашингтон морального права выдвигать какие-либо претензии к правительствам третьих стран. В этой связи хотели бы рекомендовать нашим американским партнерам заняться решением реальных проблем у себя дома, - мы в последнее время часто об этом говорим. В том числе существует насущная проблема расовой дискриминации. Все эти проблемы стали объектом внимания таких международных органов, как Совет ООН по правам человека, который провел на сей счет специальное заседание и принял отдельную резолюцию.

Назад к содержанию

 

О российской части доклада Комиссии по международной религиозной свободе при Конгрессе США

 

Обратили внимание на выпущенный 17 июля очередной доклад Комиссии по международной религиозной свободе при Конгрессе США. Он традиционно изобилует русофобскими доводами и предвзятыми оценками ситуации в нашей стране. В этот раз авторы этого так называемого исследования решили сосредоточиться на якобы чрезмерно жестком российском законодательстве, ущемляющем, по их версии, права и интересы различных религиозных движений, в частности, «Свидетелей Иеговы», а также организации «Хизб ут-Тахрир».

По поводу «Сведетелей Иеговы»: возможно в США просто не в курсе, но хотела бы обратить внимание партнёров на то, что недавно в Швейцарии вступило в силу судебное решение. Изначально оно было вынесено в июле 2019 года. Исходя из этого решения признано применение местной организацией «Свидетелей Иеговы» методов, нарушающих основополагающие права человека. Неужели вы этого не знаете?

Речь идёт о практике бойкота лиц, решивших покинуть секту или не соблюдать ее указания, со стороны близких и родственников, в том числе о практике бойкота детей, о психологическом, социальном давлении на инакомыслящих с использованием различного рода манипулятивных способов воздействия на сознание, наказания; о безнаказанных случаях сексуального насилия. Фактический отказ членам секты в праве на свободу мнения и совести тоже привлёк внимание швейцарской Фемиды.

Что касается «Хизб ут-Тахрир», то напомним, что это международная террористическая организация. Ее деятельность запрещена и преследуется не только на территории России, но и в большинстве арабских и европейских стран. Еще недавно Госдепартамент США в своих докладах характеризовал данную организацию как способствующую распространению экстремистских настроений среди мусульман. С этим можно ознакомиться в Страновом докладе о терроризме за 2009 г. Прошло десять лет, мнение США изменилось на противоположное. Это с ними часто бывает. В этой связи забота наших заокеанских партнеров об их судьбе вызывает немалое удивление.

Россия неизменна в своей позиции. Любые работающие на территории нашей страны неправительственные организации, в том числе религиозного толка, должны уважать и соблюдать российское законодательство. К сожалению, представители данной структуры продолжают открыто выступать с призывами не выполнять законы Российской Федерации. С нашей точки зрения – это недопустимо.

Назад к содержанию

 

О 45-й годовщине программы «Союз-Аполлон»

 

17 июля 1975 г. состоялось знаменитое «космическое рукопожатие» командиров советского и американского экипажей в ходе стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон». Успех такого экспериментального полета заложил прочный фундамент для дальнейшего прогресса в освоении космоса, придав мощный импульс развитию международного сотрудничества в этой сфере. Благодаря полученному в ходе выполнения миссии опыту в дальнейшем стала возможной реализация космической программы «Мир–Шаттл», в рамках которой российские космонавты доставлялись на орбиту американскими кораблями «Спейс шаттл», а американские астронавты работали на российской орбитальной станции «Мир». Итогом многолетнего плодотворного российско-американского взаимодействия в области исследования космоса стало решение о создании Международной космической станции – проекта, в научно-исследовательской деятельности которого на сегодняшний день принимают участие 14 стран мира. 

Таким образом, 45 лет назад, в разгар «холодной войны», несмотря на существовавшие политические разногласия между двумя странами, совместными усилиями советских и американских ученых, инженеров, космонавтов и астронавтов удалось осуществить масштабный, не имеющий аналогов проект, заложивший прочную основу для работы следующих поколений исследователей космоса. 

Надо отметить, что задачи перед советскими и американскими специалистами стояли действительно сложные. Символично, что экипаж корабля «Союз» и астронавты, находившиеся на борту «Аполлона», в буквальном смысле дышали разным воздухом. Из-за различий в химическом составе атмосферы в советском и американском космических аппаратах потребовались сложные инженерные решения по созданию специального стыковочно-шлюзового отсека для перехода из одного корабля в другой. Кроме того, по воспоминаниям командира «Союза» Алексея Архиповича Леонова, изначально планировалось, что его историческое рукопожатие с американским коллегой Томасом Стаффордом произойдет во время полета над Москвой, однако мистическим образом оно состоялось, когда состыковавшиеся корабли пролетали над Эльбой, где 30 лет назад в ходе Второй мировой войны войска СССР встретились с американскими союзниками. Кстати, традиция символического рукопожатия в космосе существует и до сих пор. Было бы здорово, если бы эти прекрасные традиции могли вернуться на землю и стать основополагающими в наших отношениях с США в различных сферах.

В этом году в ознаменование 45-й годовщины стыковки «Союза» и «Аполлона» состоялся совместный «видеозвонок в космос», в ходе которого заместитель директора Департамента Северной Америки МИД России В.В.Боряк и Посол США в Москве Дж.Салливан поздравили членов экипажа Международной космической станции с этим историческим событием. Дипломаты отметили, что космос по-прежнему остается одним из приоритетных направлений сотрудничества между Россией и США, где сохраняется устойчивая позитивная динамика.

Назад к содержанию 

 

Об очередных антироссийских высказываниях президента Литвы Г.Науседы

 

Мы уже неоднократно давали оценку попыткам прибалтийских политиков фальсифицировать исторические события XX века и навязать свою ангажированную точку зрения, основанную на пресловутой концепции «советской оккупации». Очередные такие недружественные выпады допущены президентом Литвы Г.Науседой в ходе недавнего заседания Европейского совета в Брюсселе.

Полагаем, что из уст руководства Литвы, проводящего последовательную линию на героизацию т.н. «лесных братьев», многие из которых сотрудничали с нацистами и виновны в гибели десятков тысяч мирных жителей, обвинения в адрес России в «историческом ревизионизме» неуместны, циничны и аморальны.

Печально, что литовский лидер продолжает подпитываться деструктивными фобиями вместо того, чтобы подумать об улучшении российско-литовских отношений, оказавшихся по вине Вильнюса в беспросветном тупике.

Назад к содержанию

 

О «Белой книге по обороне Японии»

 

Обратили внимание на оценки российской оборонной политики в «Белой книге по обороне Японии» за 2020 г. Удивлены, что соответствующие положения документа не только полностью оторваны от реальности, но и пронизаны недоверием и подозрительностью в отношении курса и действий нашей страны, которые нацелены исключительно на эффективное обеспечение национальной безопасности в условиях напряженной военно-политической обстановки в АТР.

Категорически не приемлем претензии Токио в отношении оборонных мероприятий на южных Курилах, именуемых в данной книге «незаконно оккупированными исконными японскими землями». 

Вновь вынуждены напомнить, что эти острова находятся под суверенитетом России по итогам Второй мировой войны, которые закреплены в том числе в Уставе ООН, и мы вправе вести на них любую деятельность.

С сожалением отмечаем, что Токио в «Белой книге» так и не продемонстрировал транспарентности своего оборонного строительства, уклонившись от разъяснений региональному сообществу планов ревизии послевоенной «мирной» конституции страны, а также подтвердил сохранение узкоблоковых подходов к обеспечению безопасности, игнорируя давно назревшую необходимость создания инклюзивной и прозрачной архитектуры взаимодействия в АТР, учитывающей интересы и озабоченности всех государств региона.

Назад к содержанию

 

О запуске обновленной версии портала «Русский век»

 

Заработала обновленная версия Интернет-портала, ориентированного на соотечественников, проживающих за рубежом, «Русский век». Данный ресурс создан по заказу МИД России в рамках выполнения мероприятий по информационному обеспечению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Исполнитель проекта – Институт Русского зарубежья.

Основной задачей Портала является информирование граждан, государственных органов, неправительственных организаций и широкой общественности в России и за рубежом о ходе реализации Государственной программы, а также о другой деятельности Российской Федерации по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом;  продвижение интересов и укрепление имиджа Российской Федерации; развитие культурных и экономических связей с соотечественниками с использованием современных Интернет-технологий.

На Портале в режиме ежедневного обновления публикуются информационные сообщения, аналитические и иные материалы в форме статей, репортажей, интервью, освещающие актуальные события в России и в Русском мире.

На сайте «Русского века» размещена подробная информация по вопросам, касающимся правовых и организационных основ участия в Госпрограмме, в том числе: Официальный информационный пакет Государственной программы, сведения о региональных переселенческих программах, регулярно обновляемый банк вакансий в регионах вселения, контактные данные дипломатических представительств и консульских учреждений МИД России, представительств МВД России по вопросам миграции, организаций российских соотечественников за рубежом.

Впервые на Портале в разделе «Переселение» создана интерактивная карта регионов – участников Государственной программы с их кратким описанием и возможностью пройти по ссылкам на сайты уполномоченных органов труда и занятости, а также территориальных управлений внутренних дел.

В актуальной версии Портала акцент сделан на повышении его интерактивности, формировании функционального и доступного контента.

Рассчитываем, что интуитивно понятный, эффективный в использовании, обновлённый сайт будет удобен для посетителей разной степени подготовки и опыта работы в сети Интернет. 

Если у вас будут дополнительные комментарии, присылайте. Мы с удовольствием доработаем.

Назад к содержанию

 

Об открытии восстановленного памятника воинам Великой Отечественной войны в Молдавии

 

18 июля в селе Жеврены Криулянского района Республики Молдова состоялась торжественная церемония открытия памятника воинам Великой Отечественной войны после реконструкции.

Мемориальный комплекс был открыт в 1956 г. и с тех пор ни разу не ремонтировался. Памятник за эти годы обветшал, часть мраморных плит были разбиты, бетонная стела треснула во многих местах. Поэтому было принято решение о его реставрации при финансовой поддержке Российской Федерации.

В граните увековечены имена более четырехсот солдат Красной Армии, которые героически сражались за свободу нашей общей Родины. Среди них были уроженцы России, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Украины. 

Всего в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне при поддержке МИД России, российских регионов и фондов будет восстановлено и благоустроено 16 мемориалов по всей территории Республики Молдова.

Назад к содержанию

 

О праздновании 28 июля Дня независимости Перу

 

В следующий вторник, 28 июля, в Республике Перу будут праздновать День независимости (1821 г.).

Наши страны связывают давние узы дружбы и взаимопонимания.

Лима – важный, стратегический партнер России в Латинской Америке. Успешно реализуются совместные проекты в торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах, налажено взаимодействие в международных организациях. Мы активно сотрудничаем в деле борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Важная область – образование, сотни перуанских специалистов прошли подготовку в российских вузах.

Очередным свидетельством тесных связей в этот непростой для всех период стало выделение российской стороной перуанским партнерам гуманитарной помощи для борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

Буквально на днях мы вспоминали трагическую для обеих стран дату 18 июля, День российско-перуанской солидарности, – когда ровно 50 лет назад произошло крушение самолета АН-22 с советскими летчиками и медиками на борту, сопровождавшими гуманитарный груз для пострадавших от разрушительного землетрясения в перуанском департаменте Анкаш. Ценим внимательное отношение наших партнеров к родственникам погибших в этой авиакатастрофе и непосредственное участие в их судьбе.

Пользуясь случаем, хотела бы от имени Министерства выразить народу этой замечательной страны наилучшие пожелания мира и процветания.

Назад к содержанию

 

О неоднозначной ситуации в урегулировании внутриукраинского конфликта в Донбассе

 

Отмечаем определенные позитивные подвижки в ходе выполнения Киевом, Донецком и Луганском решений парижского саммита «нормандского формата». Вчера, 22 июля, в ходе видеозаседания Контактной группы стороны подписали документ «Меры по усилению режима прекращения огня». Он предусматривает реализацию с 27 июля ряда шагов, направленных на поддержание перемирия на линии соприкосновения в Донбассе. Достижение этих договоренностей стало результатом прямого диалога представителей Киева, Донецка и Луганска при содействии России и ОБСЕ. Рассчитываем, что эти согласованные меры будут выполняться.

Вместе с тем серьезную озабоченность вызывает ситуация на политическом треке. Ее существенно осложнили решения Киева по местным выборам на Украине, которые назначены на 25 октября с.г. В постановлении Верховной Рады №3809 от 15 июля организация таких выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей была обусловлена требованиями, которые прямо противоречат минскому «Комплексу мер». В их числе восстановление украинского конституционного строя и порядка в Донбассе (при этом, непонятно какого строя: действующего или проектируемого с учетом децентрализации и особого статуса Донбасса), а также восстановление контроля Украины на границе с Россией, 22 июля эти требования были подтверждены в официальном пресс-релизе офиса Президента Украины.

Хотелось бы напомнить, что «Комплекс мер» устанавливает совершенно иную последовательность шагов. Сначала должны быть приняты поправки в Конституцию и другие законы в контексте конституционной реформы с упором на децентрализацию и предоставление Донбассу постоянно действующего особого статуса, закрепленного в Конституции, пройти выборы, а затем начаться процесс восстановления контроля Киева над границей. Завершиться этот процесс должен только после всеобъемлющего политического урегулирования. Кроме того, «Комплекс мер» предписывает необходимость согласования вопросов выборов в Донбассе в прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском.

До сих пор нет ясности, что означают последнее постановление Верховной Рады по местным выборам и пресс-релиз офиса Президента Украины, которые можно трактовать как фактический выход Украины из Минских соглашений. Нужны разьяснения.

Россию как сопосредника мирного процесса, участника Контактной группы и «нормандского формата» данная ситуация не может не беспокоить. Требуем от украинской стороны четких разъяснений по данному вопросу. Призываем наших германских и французских партнеров по «нормандскому формату» и международные структуры дать принципиальную оценку сложившейся ситуации и побудить киевские власти к выполнению своих обязательств.

Назад к содержанию

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Турецкое правительство объявило о закрытии морских зон в Средиземноморье и о планируемом начале геологоразведки в морском шельфе на основе непризнанного меморандума между Анкарой и Триполи. Возражают этим намерениям Греция, Кипр, Египет, руководители Востока Ливии и другие страны, которые не признают это соглашение и неоосманские турецкие планы. Каков взгляд России на данный меморандум и в целом на ситуацию с явным ростом напряженности в регионе? Учитывая морское и международное право, имеют ли все острова влияние на разграничение морских зон и шельфа?

Ответ: Неоднократно давали разъяснения по этому сюжету в комментариях ДИП МИД России. Наша позиция не претерпела изменений. Внимательно и с тревогой следим за очередным ростом напряженности в Восточном Средиземноморье. Выступаем за урегулирование разногласий путем переговоров, исходя из общепризнанных норм международного права. Призываем партнеров работать над укреплением мер доверия и добрососедства, обязательно воздерживаться от односторонних непродуманных действий.

Для эффективного решения возникающих спорных вопросов есть универсальная площадка – Организация Объединенных Наций. Кроме того, механизм разграничения исключительных экономических зон и континентальных шельфов между государствами предусмотрен положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Назад к содержанию

Вопрос: Как Вы прокомментируете санкции США в отношении Главы Чеченской Республики Р.А.Кадырова?

Ответ: Мы уже комментировали этот вопрос. В дополнение могу сказать следующее. Госдепартамент США решил «обновить» введенный еще в 2017 г. запрет на въезд в США для Главы Чеченской Республики. На этот раз распространил его еще и на членов семьи Р.А.Кадырова – жену и двух детей.

Как понимаем, тему обвинений во всех мыслимых и немыслимых грехах в адрес России, руководства страны, политиков, представителей исполнительной, законодательной власти целый ряд политических деятелей США постоянно держит «на плаву». Это очередной пример публичной акции. При том что часть американского политического «бомонда» не отказалась от своего политического курса. Хотелось бы задать, по-моему, вполне закономерный вопрос: какое отношение имеют ближайшие родственники Р.А.Кадырова к вменяемым нарушениям? Совершенно непонятно. Не собираюсь комментировать эти надуманные обвинения. Тем более что доказательства и аргументы традиционно отсутствуют.

Это очередная попытка оправдать выделение американскому внешнеполитическому ведомству бюджетных средств на оплату трудов массы «специалистов» по поиску любой негативной информации, в данном случае в контексте нашей страны, а в принципе и в отношении граждан всех «неугодных» государств. Это идет в русле курса, на «сдерживание» России, на собственную исключительность и, конечно, в целом на нарушение международного права, исходя из самим себе присвоенного титула «исключительных».

Назад к содержанию

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать агитационную кампанию в преддверии выборов в Собрание Северной Македонии, которые состоялись 13-15 июля?

Ответ: Было сложно не заметить целую череду широко растиражированных в ходе предвыборной кампании в Северной Македонии видеообращений высокопоставленных западных политиков, в том числе глав правительств и министров, которые открыто и настойчиво призывали северомакедонских избирателей голосовать за ту или иную партию.

На фоне таких весомых фактов откровенного иностранного вмешательства в дела суверенного государства нечистоплотные и абсолютно безосновательные спекуляции о присутствии некоего «российского следа» в любых выборах по всему миру выглядят совершенно абсурдно. Налицо циничное применение двойных стандартов: подозрения и упреки в адрес России рутинно обосновываются непрозрачными, мутными рассуждениями в стиле «хайли лайкли», в то время как прямое давление Запада на граждан Северной Македонии подается как нечто законное, вписывающееся в пресловутые «демократические каноны».

Мне кажется, на этом примере можно понять, насколько лицемерно Запад ведет свою политику агрессивного давления и обвинения одних во вмешательстве, когда его нет, и выдачи себе «индульгенции» на вмешательство во что угодно, когда речь идет о собственных интересах. Даже несмотря на то, что речь идёт о суверенном государстве.

Назад к содержанию

Вопрос: Вспышка эскалации на границе между Азербайджаном и Арменией в последние дни ослабилась, но ситуация продолжает оставаться напряженной. Вместе с тем официальный Баку считает недостаточной деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ в вопросе урегулирования конфликта и предлагает сменить методологию, а также созвать заседание Минской группы в расширенном составе с участием всех 11 государств. Также в Азербайджане считают, что механизм выполнения резолюций СБ ООН должен быть пересмотрен. Как Вы можете прокомментировать позицию Баку и можно ли сказать, что ключевую роль в ослаблении эскалации сыграла Россия? Какие договоренности достигнуты на ближайшее время для закрепления стабилизации ситуации?

Азербайджан на днях предложил проведение саммита Минской группы ОБСЕ в широком составе с участием всех стран-членов этого формата. Как Россия относится к этой инициативе по активизации дипломатического процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

Ответ: Случаи нарушения режима прекращения огня пошли на спад, но напряженность сохраняется.

С тем чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию предпринимаем конкретные шаги в рамках Минской группы ОБСЕ в качестве одного из ее сопредседателей, а также самостоятельно.

На прошлой неделе ситуация в зоне конфликта рассматривалась на заседании Минской группы, а затем на Постоянном совете ОБСЕ в присутствии всех участников Организации. Сопредседатели Минской группы поддерживают постоянный контакт со сторонами. Ранее прошли их дистанционные встречи с Действующим председательством ОБСЕ Э.Рамой и Генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингером, планируются консультации с Секретариатом ООН.

Сделан ряд заявлений с призывом к сторонам проявлять максимальную сдержанность и строго придерживаться режима прекращения огня, в том числе по линии Администрации Президента и МИД России. Состоялись экстренные телефонные контакты Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с армянским и азербайджанским коллегами. На этой неделе он обсуждал ситуацию с послами Азербайджана и Армении в Москве. Осуществляется взаимодействие по линии военных ведомств.

Ереван и Баку выступают с различными инициативами, направленными на закрепление перемирия и активизацию переговорного процесса. Обсуждаем их со сторонами. Рассчитываем, что после того, как снимут ограничения на международные поездки, появится возможность предметно проработать весь комплекс вопросов, связанных с урегулированием конфликта.

Вопрос: Правительство Афганистана выступает против освобождения 600 пленных талибов, мотивируя это тем, что они осуждены за тяжкие преступления. Как Вы оцениваете эту позицию?

Ответ: Полагаем, что данный вопрос должен решаться самими противоборствующими сторонами. Насколько нам известно, технические консультации по поводу списков освобождаемых заключенных продолжаются. Главное, данный вопрос не должен служить искусственным препятствием для начала прямых межафганских переговоров. Со своей стороны призываем Кабул и Движение талибов к скорейшему завершению процесса обмена пленными и переходу к конструктивному диалогу.

Назад к содержанию

Вопрос: Как руководство Афганистана отреагировало на предложение России принять у себя межафганские переговоры?

Ответ: На настоящий момент Россия официально не выступала с предложением о принятии у себя межафганских переговоров, однако не исключаем такой возможности в будущем. Не скроем, что соответствующие просьбы к нам поступали. Пока исходим из того, что переговорный процесс будет длительным и потребует проведения не одного раунда встреч в различных столицах.

Назад к содержанию

Вопрос: Какова реакция МИД России на внесение в сенат США группой демократов резолюции против участия России в «семерке»?

Ответ: Инициатива группы сенаторов-демократов по внесению резолюции против участия России в мероприятиях «Группы семи» вряд ли имеет практическую проекцию на наши интересы. Это всего лишь очередная попытка использовать российский фактор во внутриполитических баталиях в США, набрать политические очки на почве русофобии. Мне кажется, просто пользуются неискушенностью американского электората в международной проблематике. Придумывают все, что им заблагорассудится. Даже не пытаются объяснить всю несоразмерность подобных шагов и, по большому счету, их абсурдность. 

Что касается предложения Президента США Д.Трампа провести расширенное заседание «Группы семи» с участием России и ряда других стран, то мы уже комментировали этот сюжет в начале июня.

Исходим из того, что в формирующейся полицентричной системе международных отношений поиск решения проблем мировой политики и экономики может вестись исключительно на основе принципа инклюзивности. Время «элитарных клубов» прошло. И совершенно очевидно, что никакой серьезный разговор по важнейшим глобальным проблемам сегодня невозможно представить без участия Китая.

Убеждены в том, что духу времени соответствуют такие механизмы глобального управления, как «Группа двадцати», в которой представлены ведущие центры экономического роста и политического влияния, а также БРИКС, ШОС, ЕАЭС – где работа ведется на принципах коллегиальности, уважения интересов друг друга, учета цивилизационных и культурных особенностей стран-членов.

Назад к содержанию

Вопрос: Может ли МИД России подтвердить информацию о готовящейся встрече министров иностранных дел и министров обороны России и Франции в формате «2+2» в Париже?

Ответ: Действительно, такая встреча прорабатывается. Предполагается, что в порядке очередности она пройдет в Париже. Даты еще не определены.

Назад к содержанию

Вопрос: Вы назвали заявление Комитета по разведке и безопасности Великобритании касательно России «русофобией в  фейковой огранке». Вы хотите сказать, что весь этот широкий спектр – от кибератак, дезинформации до загадочных убийств российских граждан в Британии – это все вымысел? Какие перспективы для улучшения отношений России и Великобритании Вы видите? 

Ответ: Не могу не согласиться, что убийства российских граждан в Британии в очень многих случаях действительно загадочные, я бы сказала, иногда даже чисто английские. То, что вместо объективного расследования мир регулярно становится свидетелем очередного фарса – это уже факт. Почему? Потому что, например, приговоры выносятся даже до начала следствия. Это тоже уже стало доброй английской традицией.

Что касается упомянутого доклада, то мы, действительно, его прокомментировали по линии Центрального аппарата МИД России, также высказалось российское посольство в Великобритании. На протяжении многих лет не перестаем подчеркивать, что российская сторона неизменно руководствуется принципом невмешательства во внутренние дела других стран. У нас отсутствуют и недружественные намерения в отношении Великобритании. Мы об этом много раз говорили. Готовы развивать с ней равноправное сотрудничество. При этом неоднократно предупреждали Лондон, что развернутая в Великобритании истеричная антироссийская кампания в конечном счете ударит по ее авторам.

В этой связи хотели бы вновь напомнить о бесперспективности возведения русофобии в ранг государственной политики. Это девальвирует параллельные заявления Лондона о желании нормализовать двусторонние отношения, да и многие другие заявления – о международном праве, соблюдении законности и т.д. 

Что касается, как было сформулировано в вопросе, перспектив улучшения отношений России и Великобритании, то о них подробно рассказал Посол России в Лондоне А.В.Келин. Ознакомьтесь с его интервью.

Считаю, что эти скупые фразы при оценке самого доклада абсолютно отражают его суть – она никакая. Это доклад ни о чем, абсолютно пустой выхлоп, потому что он изобилует обвинениями, но при этом не предоставляет никаких фактов. Стиль хорошо известен – никаких доказательств, никаких конкретных фактов не приводится. Как мы уже поняли, все это задается в тональности «хайли лайкли», «почти точно» или – новая находка – «95 процентов уверенности». Создано еще одно дополнение к негативному информационному фону, которое деструктивно влияет на межгосударственный диалог и нормальное развитие двусторонних связей.

Назад к содержанию

Вопрос: Планирует ли Россия в ближайшее время рассмотреть возможность снятия ограничений на пересечение границы с Абхазией? Ведутся ли соответствующие переговоры с абхазской стороной? Когда может начаться первый этап снятия ограничений?

Ответ: Действительно, в начале июля текущего года руководство Республики Абхазия обратилось к российской стороне с просьбой рассмотреть возможность поэтапного снятия ограничений, которые были введены в условиях пандемии. Вопрос рассматривается в межведомственном формате. Окончательное решение будет приниматься на основе всестороннего анализа текущей санитарно-эпидемиологической обстановки в Абхазии. Как ожидается, соответствующие рекомендации представят выехавшие в Сухум представители Роспотребнадзора.

 

Назад к содержанию

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска