Публикатор

17.06.2020:27

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 17 июня 2020 года

926-17-06-2020

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О текущей ситуации с коронавирусом
  2. О ситуации с возвращением россиян на Родину вывозными рейсами
  3. О проводимых в российских загранучреждениях мероприятиях, приуроченных к 79-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  4. О предстоящей видеоконференции министров иностранных дел России, Индии и Китая
  5. О ситуации в Венесуэле и вокруг нее
  6. Об утечках в СМИ в связи с докладом Генсекретаря ООН по вопросам осуществления резолюции 2231 СБ ООН
  7. О предоставлении Украине статуса партнера НАТО с расширенными возможностями
  8. О ситуации с российским гражданином К.В.Ярошенко
  9. О поправках к закону «Об электронных СМИ» Латвии
  10. О массовой блокировке и удалении якобы связанных с Россией аккаунтов в социальной сети «Твиттер»
  11. О статье в израильской газете «Исраэль ха-йом»
  12. О 75-летии российско-эквадорских дипломатических отношений

Из ответов на вопросы:

  1. О позиции ОДКБ в связи с уходом американских войск из Афганистана
  2. О ситуации на китайско-индийской границе
  3. О заявлении Генсекретаря НАТО Й.Столтенберга
  4. О ситуации вокруг «Северного потока-2»
  5. Об отказе японской стороны от размещения американских систем ПРО
  6. О диалоге по нагорно-карабахскому урегулированию
  7. О виртуальной дипломатии
  8. О Пакистанском металлургическом комбинате
  9. Об инциденте с конвоем, перевозившем банкноты для Центрального банка Йемена
  10. О заявлениях посла США в Греции Дж.Пайетта

 

О текущей ситуации с коронавирусом

 

На прошедшей неделе общее число инфицированных COVID-19 в мире перешагнуло порог в восемь миллионов человек. Несмотря на некоторую «амортизацию» темпов прироста новых случаев заражения и тенденцию на понижение цифры по летальным случаям, обнадеживающих признаков перелома в глобальной эпидемиологической обстановке пока не просматривалось. Тревожная статистика распространения заболевания поступала из латиноамериканского и азиатского регионов. В ряде случаев всерьез заговорили о начале второй волны пандемии.

Государства еврозоны, продолжая эпидемиологические послабления, с 15 июня объявили о начале снятия ограничений на поездки внутри Шенгенской зоны и одновременно анонсировали открытие с 1 июля внешних границ. Еще раз хотела бы подчеркнуть, что пока речь идет только о намерениях. Учитывая шаги европейских партнеров в направлении восстановления свободы передвижения, надеемся, что соседи не будут ослаблять внимания к вопросам эффективности работы по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. От чрезмерной поспешности в ослаблении карантинных запретов продолжает предостерегать Всемирная организация здравоохранения.

Назад к оглавлению

 

О ситуации с возвращением россиян на Родину вывозными рейсами

 

Не менее актуальная тема – возвращение россиян на Родину вывозными рейсами. За последнюю неделю – в период с 10 по 17 июня было вывезено рейсами российских и иностранных авиаперевозчиков в совокупности чуть более 5 тыс. человек – из Нью-Йорка, Пхукета, Дубая, Бангкока, Кейптауна, Касабланки, Парижа, Бишкека, Оша, с Бали, из Ташкента и Токио, Гоа, Хошимина, Сеула, Еревана, Антальи, Дели.

Хотела бы обратить внимание на то, что с момента начала работы алгоритма вывезено более 33 тыс.человек рейсами российских авиакомпаний и еще более 4,5 тыс. – иностранными. Общее число вернувшихся на Родину граждан с начала апреля приближается к 38 тыс. человек. Подчеркну то, о чем говорила неоднократно. Речь идет о количестве людей, которое превысило заявившееся на возвращение в начале апреля. Сейчас уже мы говорим о людях, которые решили вернуться, в мае-июне. Это те люди, которые ожидали возобновления регулярного авиасообщения, у которых были билеты на более поздние даты. Поэтому это не затянувшийся вывоз, а продолжение оказания содействия гражданам, у которых возникает потребность в возвращении в Россию или оказание содействия российским гражданам за рубежом, которые там еще остаются.

16 июня в Москву с промежуточной посадкой в Тюмени прибыл очень сложный по своей логистике и организации борт авиакомпании «ЮТэйр», выполнивший перелет сразу по шести африканским государствам и забравший оттуда 154 пассажира. Среди них как сотрудники различных подразделений самой авиакомпании, находившиеся в длительных командировках в Африке, так и обычные граждане, которых пандемия застала вдали от Родины, воспользовавшиеся этой возможностью. Мы особенно признательны руководству компании «ЮТэйр», которое в сжатые сроки приняло ответственное решение согласиться с нашим предложением о дополнительной посадке в столице Эфиопии Аддис-Абебе, откуда в итоге вернулись в Россию 38 человек, и, конечно, усиленному экипажу воздушного судна, выполнившему этот сложный рейс. Залогом успеха стала круглосуточная координация между авиакомпанией и сотрудниками российских заграничных учреждений в упомянутых странах, представителями местных властей и коллег из ведомств – участников алгоритма. 

После предыдущего брифинга нам пришло много уточняющих вопросов относительно ситуации в Латинской Америке. Могу подтвердить, что фактически большую часть стран мы действительно «разгрузили». Но оставшихся россиян в Центральной Америке и Эквадоре, куда пока вывозных рейсов не было, мы не забываем и рассчитываем в ближайшее время порадовать их позитивными новостями. Так что все находится в проработке.

На прошлой неделе мы разместили на наших информационных ресурсах подробные сведения для граждан, находящихся в государствах, где ранее – в период до пандемии – отсутствовало прямое авиасообщение с Россией. Благодаря эффективной реализации действующего алгоритма вывоза нам удалось согласовать и апробировать новые логистические схемы: стыковку регулярных рейсов иностранных авиакомпаний и «вывозных» российских рейсов, выполняемых из крупных транспортных хабов в Европе и Азии. Теперь у наших соотечественников, находящихся в удаленных государствах есть еще больше возможностей вернуться домой, то есть не только использовать разовые возможности, но и варьировать как возможности выбора аэропорта из нескольких стран, так и более удобные для них даты. На электронных ресурсах российских диппредставительств информация о возможности транзита будет актуализироваться постоянно. При желании граждане России могут передать необходимые данные, а также зарегистрироваться на вывозной рейс на портале Госуслуг. Наши коллеги в посольствах и консульствах с учетом количества свободных мест на вывозных рейсах окажут все необходимое содействие с тем, чтобы россияне смогли беспрепятственно совершить пересадки в пунктах транзита. Более подробная информация на эту тему размещена на наших ресурсах и впоследствии будет актуализироваться в аккаунтах РЗУ в зависимости от графика вывозных рейсов.

Данной схемой воспользовались уже более 150 человек, которые смогли вернуться из Австралии, Новой Зеландии, Канады, Сингапура, с Филиппин, из Ирландии, а также Китая, включая Тайвань. 

Вместе с коллегами из Минкомсвязи, Росавиации и Минтранса мы отдельно прорабатываем и внутреннюю логистику, позволяющую пассажирам возвращаться в свои регионы транзитом через Москву. Сейчас эта схема работает именно так. Пока это ключевой внутренний хаб, но надеемся задействовать возможности и других крупных региональных центров.

Назад к оглавлению

 

О проводимых в российских загранучреждениях мероприятиях, приуроченных к 79-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

 

Переходим к актуальной международной повестке, так или иначе связанной с условиями жизни в период пандемии. Постепенное снятие ограничений, связанных с распространением в мире коронавирусной инфекции COVID-19, тем не менее, пока не позволяет восстановить полноценный формат работы российских дипломатических представительств. Главным образом это касается проведения мероприятий, в том числе приуроченных к 79-й годовщине начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С учетом этого пересмотрены форматы многих ранее запланированных акций, посвященных этой скорбной дате.

Разумеется, 22 июня в большинстве стран российские дипломаты (при активном участии наших соотечественников) возложат цветы к мемориальным комплексам, возведенным в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. При соблюдении необходимых карантинных мер будут проведены траурные мероприятия.

Серьезный акцент наши загранпредставительства сделают на работе в Интернете и медиапространстве. Речь идет о тематических фотовыставках и специальных экспозициях, включая ретроспективы видео- и фотохроники военных лет, трансляциях художественных и документальных картин российского кинематографа, передач о Великой Отечественной войне.

В условиях непрекращающихся в ряде стран попыток переписать историю Второй мировой войны в угоду политической конъюнктуре, продолжаем активно отстаивать, в том числе в интернет-пространстве историческую правду и святую память о героическом подвиге народов Советского Союза, решающем вкладе нашей страны в Победу над фашизмом. 

В День памяти и скорби совместно с нашими загранучреждениями проводится серия онлайн-акций, запланированы публикации статей и исторических заметок на иностранных языках. Запланированы разнообразные виртуальные фотовыставки. Продолжаем популярные у зарубежной аудитории и соотечественников инициативы: #ЛицаПобеды, #СвечаПамяти, #ПисьмаПобеды. Не может не радовать, что, несмотря на продолжающийся годами поток дезинформации о Второй мировой в западных СМИ, наши материалы вызывают живой неподдельный интерес у широкой аудитории, особенно среди молодёжи других стран. 

Так, в рамках акции #ПесниПобеды молодые таланты со всего мира с энтузиазмом исполняют песни военных лет, главная из которых – это «День Победы».

Особое внимание уделяем нашим дорогим ветеранам, проживающим за рубежом. Вопрос их благополучия для нас всегда приоритет, Послы и Генконсулы, руководители загранучреждений как правило, берут этот вопрос под личный контроль. С учетом сложной обстановки во всем мире ввиду пандемии новой коронавирусной инфекции, сегодня особенно важно беречь наших героев.

Назад к оглавлению

 

О предстоящей видеоконференции министров иностранных дел России, Индии и Китая

 

График Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на предстоящую неделю мы уже озвучивали. Завтра начинаются визиты в Сербию и Республику Беларусь. Но есть еще одно мероприятие, которое планируется и прорабатывается. 

23 июня в рамках российского председательства в объединении РИК (Россия, Индия, Китай) планируется проведение видеоконференции министров иностранных дел трех стран. Предстоит предметный, развернутый обмен мнениями относительно тенденций, развивающихся в мировой политике, экономике, финансах и других сферах вследствие пандемии COVID-19, а также возможностей взаимодействия «тройки» в преодолении указанных кризисных процессов.

Необходимо отметить, что между государствами-участниками РИК имеется общее понимание необходимости поиска ответа на эту и подобные угрозы на коллективной основе при центральной роли ООН. Они считают недопустимыми попытки использования нынешней кризисной ситуации в целях получения односторонних сиюминутных выгод в ущерб безопасности и долгосрочным интересам других стран.

Известный символизм конференции придает тот факт, что она проводится непосредственно накануне Парада Победы в Москве. Вместе с российскими военнослужащими по Красной площади пройдут также воинские контингенты из Индии и Китая. 

Хотела бы обратить ваше внимание, что это мероприятие сейчас находится в стадии проработки.

Назад к оглавлению

 

О ситуации в Венесуэле и вокруг нее

 

Положение в Венесуэле характеризуется сочетанием двух основных тенденций. Тревожной – нарастающей линией Вашингтона на санкционное удушение экономики и социальной сферы страны, что усугубляется эпидемиологической ситуацией. И, на наш взгляд, несколько обнадеживающей, связанной с проблесками начала межвенесуэльского гуманитарного диалога, перспективами политического процесса и проведения парламентских выборов.

Подтверждаем поддержку документа о сотрудничестве в целях противодействия эпидемии, подписанного 1 июня Правительством Н.Мадуро и представителями оппозиции в Национальной ассамблее при участии Панамериканской организации здравоохранения. Важно разработать практический инструментарий его реализации, для чего необходимы новые контакты сторон, заключивших соглашение. Необходимо, чтобы венесуэльские средства на заблокированных в связи с санкциями США счетах были использованы на общее благо: для закупки товаров медицинского назначения для борьбы с коронавирусом, продовольствия, а также в целях восстановления национальной экономики, пострадавшей как от пандемии, так и от западных рестрикций.

Это тем более существенно, что на Родину сейчас возвращается немалая часть венесуэльских граждан из соседних стран – Колумбии, Бразилии, Перу, – в которых сложилась крайне непростая ситуация с COVID-19 (неслучайно, более 80% выявленных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией в Венесуэле приходится именно на эту категорию граждан). Важно не допустить новой волны заражения. Помимо, безусловно, главного приоритета, заботы о здоровье граждан, речь идет о политической динамике в этой стране.

Помним, что западные страны и поддерживаемая ими внутренняя оппозиция неизменно подчеркивали важность выработки графика избирательного процесса в Венесуэле. На днях (12 июня) в этом направлении сделан существенный шаг: сформирован новый состав Национального избирательного совета (НИС). Правда, произошло это, может быть, не так, как рассчитывали радикалы, которые привели ситуацию в контролируемой ими Национальной ассамблее к невозможности достичь требуемого квалифицированного большинства. В результате в дело был вынужден вмешаться Верховный суд этого государства, действовавший при этом строго в рамках своих конституционных полномочий и на основе неоднократных прецедентов, когда именно он назначал или все руководство НИС (в 2003 и 2014 гг.), или его отдельных новых членов (в 2005 и 2016 гг.). Причем каждый раз это происходило по причине чрезмерного затягивания парламентом указанного процесса.

Избранная процедура назначения нового руководства Совета вызвала ожидаемую критику оппонентов, в том числе в Вашингтоне. В этой связи хотели бы отметить следующее.

Динамика событий вокруг Венесуэлы, чьи официальные внутриполитические решения – вопреки всем демократическим нормам международного общения – стали предметом обструкции или прямого вмешательства извне со стороны международных критиков нынешней власти, показала полную бесперспективность такого пути. Грубое давление и противоправные рестрикции лишь усугубляют проблемы страны, мешают выстраиванию доверия между венесуэльцами, заводят ситуацию в тупик. Радикалам и их внешним руководителям, действующим по принципу «чем хуже – тем лучше», все больше отказывает чувство реальности.

Нужно по-новому взглянуть на ситуацию. Призываем к этому влиятельных международных «игроков». Такой подход уже начинает, на наш взгляд, формироваться. Его суть: решение проблем Венесуэлы должно быть мирным, переговорным и достигнуто самими венесуэльцами. Внешнее влияние должно быть не разъединяющим внутривенесуэльские силы, а наоборот, конструктивным, работающим на построение доверия между ними, в том числе в интересах реализации демократических избирательных процессов.

Именно с таких позиций мы выступаем в ходе поддерживаемых нами интенсивных внешних контактов по венесуэльской проблематике. Подобного подхода мы намерены придерживаться и в дальнейшем.

Назад к оглавлению

 

Об утечках в СМИ в связи с докладом Генсекретаря ООН по вопросам осуществления резолюции 2231 СБ ООН 

 

На днях некоторые новостные агентства, прежде всего западного полушария и, конечно, в первую очередь США произвели сенсацию, дали некие утечки из содержания очередного полугодового доклада Генсекретаря ООН, посвященного осуществлению резолюции 2231 СБ ООН. Хотела бы напомнить, что именно этой резолюцией в 2015 г. был утверждён Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД).

Примечательно, что эти «утечки» пошли ещё до того, как государства-члены ООН смогли ознакомиться с докладом. Организаторы этой информационной кампании, видимо, торопились, задача была сделать так, чтобы ни у кого не возникло соблазна вчитываться в сам документ и каким-то образом самостоятельно оценить его содержание. Со страниц заранее отмобилизованных СМИ международному сообществу были предложены некие подсказки, как правильно читать доклад Генсекретаря и на что обращать внимание. Все, что ненужно соответственно через эти «утечки» не транслировалось. Неудивительно, что при таком прочтении ответственным за всю ситуацию и все сложности в осуществлении резолюции 2231 СБ ООН  непременно оказывается Иран, хотя известно, что именно США в одностороннем порядке разорвали «ядерную сделку» и по сей день продолжают чинить препятствия выполнению соответствующих решений Совета Безопасности ООН другими странами. 

Подробный анализ упомянутого доклада Генсекретаря ООН российская сторона, в соответствии с устоявшейся практикой и действующими процедурами, представит в ходе соответствующей дискуссии в СБ ООН 30 июня. Разговор намечается, как мы уже понимаем, непростой. С чем точно спорить мы не будем, так это с тем, что доклад сложно назвать сбалансированным и выверенным, к сожалению. Понимаем, что изрядную часть отчётного периода авторам пришлось провести в режиме самоизоляции, утратив живую связь с государствами-участниками ООН и реальной ситуацией на местах. Отсюда, как мы понимаем, однобокость в подаче материала, дефицит объективности, не подкреплённые фактами обвинения в адрес Ирана, стремление «спрямить» оценки, что недопустимо, когда речь идёт о столь чувствительном вопросе.

На международное сообщество был обрушен поток утверждений будто ООН доказала причастность Ирана к ракетным атакам на нефтяные объекты в Саудовской Аравии в 2019 г., а также уличила Иран в нарушении ряда положений резолюции 2231 СБ ООН, включая ограничения на поставки вооружений и военной техники. Не буду углубляться в пересказ доклада. При этом считаю необходимым уточнить, что на самом деле никаких убедительных свидетельств иранских нарушений членам СБ ООН никем так и не было представлено. Из доклада следует, что некие представители Секретариата выезжали в командировки по приглашению заинтересованных стран и проводили осмотр предоставленных в их распоряжение неких «артефактов». Никаких полномочий на осуществление подобных обзоров у них не было. Проверочные или т.н. атрибутивные функции Секретариата ООН вообще не предусмотрены резолюцией 2231 СБ ООН. Необходимой экспертизы в Секретариате не имеется. Тем не менее, на основе неких таких личных наблюдений самоназначенные проверяющие взялись почему-то утверждать, что увиденное ими внешне напоминает то, что когда-то иранская сторона демонстрировала на выставках вооружений. К числу «неопровержимых улик» отнесены надписи на фарси. Это очень напоминает все предыдущие случаи, когда по разговорам на неких языках делались выводы о причастности стран, где эти языки используются, к каким-то преступлениям. У незадачливых экспертов, которые почему-то действительно решили выполнить несвойственную им функцию следователей не закралось и мысли, что все эти стройные конструкции исходят от тех, кто стремится любой ценой доказать виновность Ирана, при этом, в данном случае, все средства для них хороши. 

Особую озабоченность вызывает то, что часть так называемой доказательной базы против Ирана строится на результатах перехватов американскими и австралийскими ВМС неких судов в международных водах. О том, что такая деятельность, внешне напоминающая пиратство, сама по себе выходит за рамки признанных норм межгосударственного взаимодействия и международного права, в докладе, разумеется, не говорится ни слова, как и о том, что пресловутые «перехватчики» осуществляли свои провокационные действия без всякого объективного контроля, что заведомо обесценивает все их находки.

Вызывает сожаление, что у авторов доклада не нашлось времени или желания разобраться в ситуации с якобы имевшим место в январе нынешнего года запуском механизма разрешения споров в рамках СВПД. Стоит пояснить, что вопреки ничем неподкрепленным утверждениям сторонников этой версии, дело ограничилось обращением трёх европейских стран на имя Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, в котором они уведомили его о намерении прибегнуть к этому механизму. Однако запустить его так и не получилось в силу обнаружившихся многочисленных процедурных пробелов. Без предварительного устранения подобных пустот, причём на консенсусной основе, запустить механизм разрешения споров невозможно. В итоге Совместная комиссия СВПД для рассмотрения европейского обращения даже не собиралась. Подробно об этой ситуации говорилось в комментарии МИД России от 24 января.

Это не означает, что проблемы и вызовы осуществлению резолюции 2231 СБ ООН  исчезнут сами собой. Для устранения противоречий нужна консолидация усилий и позитивная повестка дня, а не давление и конфронтация. Ведь именно так должен работать СБ ООН и ООН в целом. В Совместной комиссии СВПД уже два года идёт напряжённая дискуссия. Российская сторона настойчиво ставит вопрос о том, чтобы защитить СВПД от агрессивных нападок со стороны США. Недавнее решение американских властей прекратить действие всех своих санкционных изъятий в отношении ядерных проектов СВПД, составляющих существо «сделки», является наглядным примером и свидетельством того, кто и как разрушает договорённости и подрывает резолюцию 2231 СБ ООН. Мы об этом неоднократно и откровенно говорили с партнёрами.

Возможности для возвращения процесса реализации СВПД в изначально согласованные рамки и достижения поставленных в нём высоких целей не утрачены, с нашей точки зрения. Но сохранить СВПД и обеспечить полнокровное выполнение резолюции 2231 СБ ООН  можно только на коллективной основе. Для этого требуется соблюдение взятых на себя обязательств всеми вовлечёнными сторонами, а также решительная поддержка остального международного сообщества. Надеемся, что Секретариат и руководство ООН будут этому способствовать, отстранившись от любых устремлений, направленных на подрыв соответствующих консенсусных решений Совета Безопасности ООН. Действия противников СВПД, на наш взгляд, заслуживают самого серьезного и решительного осуждения.

Назад к оглавлению

 

О предоставлении Украине статуса партнера НАТО с расширенными возможностями

 

12 июня Украина получила статус партнера НАТО с расширенными возможностями. По документам альянса это предполагает более широкий доступ к программам и учениям альянса по оперативной совместимости, подготовки военнослужащих по натовским стандартам, политическим консультациям и обмену информацией. Помимо Украины, таким статусом обладают Грузия, Иордания, Финляндия, Швеция, Австралия.

Это решение подается как признание «значительного вклада» Киева в натовские операции, включая Афганистан и Косово. Вы же прекрасно понимаете, что без вклада Украины там не удалось бы достичь процветания. При этом пытаются уверять аудиторию, что «повышение статуса» мало что меняет в существующей системе партнерства Украина-НАТО и уж точно «не предопределяет» решения по членству Киева в альянсе.

Что бы в НАТО ни говорили о принятом решении, политическая подоплека очевидна. В условиях, когда Киев открыто саботирует выполнение Минских договоренностей, продолжает вести войну на Донбассе, его нельзя оценить иначе как целенаправленное поощрение такого деструктивного курса украинских властей. Выписывая все новые партнерские бонусы «партии войны» в Киеве, страны НАТО на деле демонстрируют свою незаинтересованность в урегулировании внутриукраинского конфликта. Иначе будет трудно продолжать пугать обывателя надуманной российской угрозой и осуществлять военную накачку восточного фланга альянса.

Назад к оглавлению

 

О ситуации с российским гражданином К.В.Ярошенко

 

Продолжаем внимательно следить за судьбой отбывающего наказание в американской тюрьме российского гражданского летчика К.В.Ярошенко. В условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки в США его нынешнее положение вызывает особую обеспокоенность.

Как известно, К.В.Ярошенко был схвачен в мае 2010 г. в Либерии сотрудниками американского Агентства по борьбе с наркотиками, подвергался пыткам. После этого его незаконно перевезли на территорию США и осудили на 20 лет лишения свободы по обвинению, полностью построенному на показаниях подставных агентов спецслужб.

Здоровье россиянина серьезно подорвано, в том числе из-за пыток в ходе допросов в Либерии, где ему выбили зубы и повредили внутренние органы. Несмотря на это, администрация пенитенциарного учреждения, где он содержится, демонстрирует подчеркнуто пренебрежительное отношение к его обращениям за медицинской помощью. В частности, даже не выдает обезболивающие средства, чтобы облегчить сильную зубную боль.

Подобный подход категорически неприемлем. Требуем от властей США обеспечить нашему соотечественнику необходимое лечение. Тем более, что в тюремных условиях для К.В.Ярошенко существует повышенный риск заразиться коронавирусом.

Вашингтон должен проявить гуманизм и немедленно освободить россиянина и других несправедливо осужденных или задержанных граждан нашей страны, дав им возможность вернуться на Родину.

Назад к оглавлению

 

О поправках к закону «Об электронных СМИ» Латвии

 

11 июня Сейм Латвии в окончательном чтении утвердил поправки в закон «Об электронных СМИ», вводящие языковые квоты на телевидении.
C 1 июля 2021 г. 80% телепрограмм должны будут выходить на языках Евросоюза и Европейского экономического пространства. На остальные языки, включая русский, отводится не более 20%. Эта цифра никаким образом не соответствует статистике популярности российских телеканалов, которые предпочитает значительная часть жителей страны. 

Инициаторами внесения изменений в марте текущего года выступили депутаты Сейма Латвии из числа консерваторов, которые не скрывали, что их главной целью является снижение доли русского языка в эфире латвийского вещания. То есть заведомо ставили цель, которая не соответствует международно-правовым обязательствам этого государства. Реформаторы называют свою кампанию против русского языка «борьбой с российской пропагандой» и их абсолютно не смутил широкий негативный резонанс  этой инициативы в латвийском обществе. Русскоязычная община и профессиональное сообщество телевизионщиков резко осудили и выступили против изменений, существенно ограничивающих законный доступ граждан страны к источникам информации на понятном им языке.

Помимо языковых ограничений поправками накладывается запрет на ретрансляцию телеканалов, попадавших в последние три года под санкции Национального совета по электронным СМИ, в составе базового, самого доступного и, соответственно, самого популярного пакета телевещания.
Это, прежде всего, ударит по телеканалу «Россия РТР», который уже подвергался временным блокировкам в Латвии из-за своей редакционной политики. В целом, данный сюжет не оставляет возможности иначе характеризовать эту ситуацию, как   политизированный подход латвийских депутатов.

Формально техническая возможность доступа к российским телеканалам в Латвии сохраняется, но при условии, что они будут находиться лишь в составе дополнительных более дорогих пакетов телевещания. 

Снова обращаем внимание европейских партнеров на несоответствие такой практики демократическим стандартам и международным обязательствам Риги в области обеспечения свободного доступа к информации и ее свободного распространения. 

Призываем отреагировать профильные международные организации и правозащитные структуры. Со своей стороны, все материалы им, безусловно, передадим. 

Назад к оглавлению

 

О массовой блокировке и удалении якобы связанных с Россией аккаунтов в социальной сети «Твиттер»

 

Обратили внимание на очередную волну удалений и блокировок администрацией социальной сети «Твиттер» пользователей, придерживающихся неугодных, с её точки зрения, позиций. На этот раз пострадали «политически ангажированные» аккаунты из России (всего более тысячи), а также КНР и Турции.

В число заблокированных входит российский проект «Актуальная политика» – под надуманным предлогом ведения политической пропаганды. Что именно под этим подразумевается, понять сложно. Что тогда себе позволяют политические партии в США, в принципе? Видимо, руководство соцсети полагает, что любые СМИ и блоги, в том числе специализирующиеся на политике, не имеют права высказываться на политические темы? Мы правильно вас понимаем? Или просто у данного ресурса мнение оказалось несоответствующим генеральной линии «Твиттера»? Тогда будьте добры озвучьте генеральную линию «Твиттера». Хотелось бы официально ознакомиться с ней. 

Аналогичные меры блокировки предприняты также в отношении официального аккаунта конкурса «Лидеры России». Опять-таки – без объяснения причин. Хотела бы напомнить, что проект направлен на выявление, поддержку и продвижение перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем лидерских и управленческих качеств. Получается, что «Твиттеру» появление в России молодых и перспективных лидеров не по душе что ли?

В целом, подобные действия, сочетающие громкие заявления и отсутствие доказательной базы, уже давно не вызывают удивления. Руководство «Твиттера» в очередной раз демонстрирует непрозрачность критериев оценок и крайне избирательный подход в определении т.н. «нарушителей». Об этом все чаще говорят и в США. По сути, имеем дело с политически окрашенной цензурой. Причём, сам процесс вынесения виртуального приговора не предполагает ни разбирательств, ни вообще возможности пользователей Интернет-ресурсов отстаивать свои права. Не приводится даже банального объяснения причин блокировки по каждому конкретному случаю: вместо этого звучит лозунг и ничем не подтверждённые формулировки, фразы.

Весьма показательно и симптоматично, что, как бы «защищая демократию», зарегистрированные в США площадки используют недемократические, можно сказать, тоталитарные методы. Администрация «Твиттера», по сути, выступает судьёй, присяжными и судебным исполнителем в одном лице.

При этом, игнорируются любые нарушения правил со стороны активно продвигающих антироссийскую повестку и распространяющих дезинформацию. Достаточно вспомнить недавнюю историю с синхронными и почти идентичными публикациями в «Нью-Йорк таймс» и «Файненшл таймс» фейков о якобы «занижении российским Правительством данных о количестве смертей от новой коронавирусной инфекции». Данный вброс был оперативно разоблачён с помощью объективных статистических данных, которые предоставили профильные структуры нашей страны. Это, впрочем, не помешало координирующим свои действия антироссийским сетевым сообществам и ангажированным блогерам свободно тиражировать данную ложную информацию, в том числе на площадке «Твиттера», а вбросившие эти данные СМИ не удостоились даже порицания или предупреждения на площадке социальных сетей от администраторов. Еще один пример: в конце прошлого года «Твиттер» заблокировал аккаунт проекта «Хорошие новости», где публиковались просто позитивные заметки о российской экономике, науке и культуре. Никакой политики там не было и в помине. Очевидно, что в представлении американских платформодержателей и их кураторов любые упоминания о России положительного свойства априори находятся вне закона?

Мы все-таки призываем американские Интернет-платформы пересмотреть свои подходы и перестать выступать в роли цензора собственной и зарубежных аудиторий.

Назад к оглавлению

 

О статье в израильской газете «Исраэль ха-йом»

 

К сожалению, практика недостоверных информационных вбросов уже давно стала характерной чертой нашего времени. Сейчас она просто обострилась. Особое разочарование вызывает, когда объектом такого рода дезинформации становятся официальные лица, руководители государства, так как на их заявления ориентируются, цитируют, задают вектор и тон, определяют внутреннюю и внешнюю политику. В связи с публикацией 15 июня в израильской газете «Исраэль ха-йом» статьи, содержащей абсурдные утверждения о том, что в 2016 г. Президент России В.В.Путин якобы пообещал Премьер-министру Израиля Б.Нетаньяху воспользоваться правом вето в СБ ООН в случае вынесения на голосование проекта некой резолюции, поддерживающей провозглашение Государства Палестина в границах 1948 года.

Версия абсолютно фантастическая, которая развивалась по ходу публикации. Якобы с идеей подобной резолюции выступил сам президент США Б.Обама, который отказался от нее только после того, как узнал об обещании российского лидера израильскому Премьеру заблокировать этот документ в СБ ООН. Корреспондент указанной газеты явно не знаком с ближневосточными реалиями. Это все звучит настолько невероятно, в частности, предложение от любого американского лидера, включая даже Б.Обаму, о возврате к границам, существовавшим с 1948 по 1967 гг., на которых основывается двухгосударственное решение палестино-израильского конфликта, поддерживаемое Россией и подавляющим большинством государств мира. Видимо, автор не в курсе, что наша страна, задолго до описываемых событий, уже в 1988 г. признала Государство Палестина в этих границах, включая Восточный Иерусалим. Возникает еще один вопрос: зачем автор этого дикого фейка рассказывает или предлагает аудитории версию того, что американцы, президент США Б.Обама, решили к вопросу о признании Государства Палестина прийти в СБ ООН? Зачем это делать, когда это можно сделать в своем страновом качестве, как это сделала Российская Федерация. Все вообще малопонятно. 

В заключение хотела бы вновь подтвердить принципиальную позицию России в поддержку комплексного и устойчивого палестино-израильского урегулирования путем прямых переговоров между его сторонами под эгидой ООН с опорой на общепризнанную международно-правовую базу – соответствующие резолюции СБ и ГА ООН, Арабскую мирную инициативу и Мадридские принципы.

Назад к оглавлению

 

О 75-летии российско-эквадорских дипломатических отношений

 

16 июня исполнилось 75 лет со дня установления российско-эквадорских дипломатических отношений. По случаю знаменательной даты состоялся обмен поздравительными посланиями между Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Министром иностранных дел Республики Эквадор Х.Валенсией.

В послании от российской стороны Министр иностранных дел России С.В.Лавров отметил прочные традиции сотрудничества с Эквадором, существенный прогресс, достигнутый в развитии политического диалога, торгово-экономических и гуманитарных связей. Подчеркнут настрой российской стороны на дальнейшее расширение многопланового взаимодействия в интересах процветания народов обеих стран.

В свою очередь глава эквадорского внешнеполитического ведомства высказался за последовательное укрепление традиционно тесных уз российско-эквадорской дружбы, наращивание взаимовыгодного сотрудничества на стратегических направлениях.

В рамках юбилейных мероприятий на сайте МИД России размещена подготовленная на основе материалов из Архива внешней политики России виртуальная выставка документов и фотографий по истории российско-эквадорских дипломатических отношений.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: В СМИ появилась информация о том, что ОДКБ обеспокоена возможными угрозами для государств Центральной Азии в связи с уходом американских войск из Афганистана. Не могли бы вы это прокомментировать?

Ответ: ОДКБ готова к любому сценарию развития военно-политической обстановки в Афганистане. Государства-члены предпринимают совместные усилия по укреплению южных границ зоны ответственности ОДКБ, включая практику проведения учений с контингентами Коллективных сил ОДКБ в приграничных с Афганистаном районах Таджикистана.

В рамках ОДКБ реализуется Перечень мер, направленных на снижение напряженности в таджикско-афганском приграничье, который в ноябре 2019 года утвердили главы государств. Прорабатываются меры по усилению разведки за перемещением боевиков и мониторингу наиболее опасных направлений. Со своей стороны укрепляем потенциал российской военной базы в Таджикистане. Считаем эти шаги важным условием повышения безопасности южных рубежей ОДКБ.

Не считаем, что вывод американских войск из Афганистана чреват ростом угроз для государств Центральной Азии. Скорее, присутствие контингентов США и НАТО является раздражителем для вооруженной оппозиции и препятствием для стабилизации обстановки в стране. В этой связи рассчитываем, что реализация американо-талибского соглашения, подписанного 29 февраля с.г. в Дохе, приведет к полному выводу иностранных войск и достижению межафганского национального примирения.

Исходим также из того, что нормализация обстановки в стране позволит властям Афганистана эффективнее бороться с действующими в настоящее время на территории Исламской Республики угрозами терроризма и наркопреступности.

Назад к оглавлению

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию на китайско-индийской границе?

Ответ: Пристально следим за развитием ситуации на разделяющей Китай и Индию Линии фактического контроля. Рассчитываем, что эти два государства как ответственные члены международного сообщества смогут найти взаимоприемлемые пути скорейшего урегулирования возникшей напряженности с использованием отлаженных механизмов двустороннего диалога в соответствии с политической договоренностью о недопущении насилия.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать заявление Генсекретаря НАТО Й.Столтенберга в интервью «Ди Вельт» («Die Welt») о том, что якобы российские войска стоят у самых границ НАТО и в других регионах?

Ответ: Конечно, мы обратили внимание на такое заявление Й.Столтенберга. В частности, он говорил о том, что Россия «активна в Арктике, страна наращивает свое присутствие в средиземноморском регионе и стоит с войсками непосредственно у внешних границ НАТО». Поэтому, по его логике, страны альянса «должны по-прежнему инвестировать в сдерживание и оборону». Сдерживая, они все расширяются и расширяются.

Подобное заявление, конечно, переворачивает логике, фактам, здравому смыслу, представлениям о приличиях и уважении к людям, которые уже научились пользоваться интернетом. Все переворачивается с ног на голову и говорит об отсутствии у НАТО исторической памяти, утере ориентации в пространстве.

Господа, не Россия приближается к НАТО, а альянс последовательно расширяется и продолжает продвигаться в сторону наших границ, несмотря на достигнутые в 1990 г. договоренности об отказе от экспансии на Восток (о них в НАТО, видимо, тоже «забыли») и зачастую вопреки отсутствию поддержки вступления в альянс среди населения стран – будущих членов (мы и такое фиксировали).

Российские корабли присутствовали в Средиземном море испокон веков. Возможно, об этом тоже не догадываются в альянсе, и Й.Столтенберг не в курсе. НАТО тогда в помине не было, а российские суда присутствовали там с различными целями – торговли, оказания помощи нашим партнерам, для обеспечения национальной безопасности страны, на что мы имеем право. С 2015 года Россия участвует в антитеррористической операции в Сирии, и, подчеркну, в отличие от стран НАТО – по приглашению правительства этого суверенного государства, обеспечивая в т.ч. доставку грузов, прикрытие авиационной группировки, спасательные операции.

Что касается Арктики, то деятельность России в этом регионе более чем логична, учитывая, что более одной пятой части нашей страны расположено к северу от Полярного круга. Она осуществляется в полном соответствии с нормами международного права, включая Конвенцию ООН по морскому праву.

Таким образом, в НАТО (конечно, мы подготовили дипломатичные формулировки) опять пытаются оправдать само свое существование и наращивание финансирования странами-членами полностью извращенными фактами о мнимой российской угрозе. Но, честно говоря, складывается впечатление, что в НАТО весь этот текст пишут люди, которые вообще не представляют, в каком мире они живут.

Назад к оглавлению

Вопрос: Глава комитета Бундестага Клаус Эрнст предложил ввести санкции против американских сенаторов, выступивших с инициативой новых ограничений против «Северного потока-2», а также призвал страны Евросоюза обсудить, не стала ли Европа фактически штатом, сателлитом США, и дать единогласный ответ. Насколько своевременно Берлин задумался о решительных мерах против методов давления, используемых Вашингтоном? Какой реакции стоит ждать от Евросоюза? Как возможный отпор Европы Штатам отразится на их взаимодействии с Россией?

Ответ: Агрессивное давление, оказываемое Вашингтоном на своих европейских союзников, в первую очередь на Германию, с целью срыва строительства «Северного потока-2» – беспрецедентный факт для трансатлантических отношений. Обсуждаемые в Конгрессе США санкции призваны нанести прямой удар именно по германской экономике. Реакция на них, будь то на национальном или общеевропейском уровнях, – это, безусловно, суверенное решение Берлина и стран Евросоюза.

Рассчитываем на дальнейшую поддержку проекта со стороны Правительства ФРГ. Исходим из того, что все его участники смогут в полном объёме выполнить свои контрактные обязательства, а все государства, заинтересованные в новом газопроводе, проявят политическую волю, необходимую для реализации этой стратегически важной для надёжного энергообеспечения объединённой Европы инициативы. В любом случае складывающаяся ситуация является серьёзным вызовом для ЕС, как во внешнеполитическом плане, так и с точки зрения безопасности его рынка для зарубежных инвестиций.

Назад к оглавлению

Вопрос: Московское бюро японской телекомпании NHK выражает свое почтение и обращается с просьбой прокомментировать планы японской стороны отказаться от установки американских систем ПРО на своей территории. В частности, мы хотели узнать позицию МИД России в связи с этим решением – как российская сторона оценивает данное решение? 

Ответ: Обратили внимание на заявления ряда японских официальных представителей о намерении, как было сказано, «приостановить» реализацию планов развертывания противоракетных комплексов «Иджис Эшор» наземного базирования на территории страны. При этом учитываем также и высказывания Министра иностранных дел Японии Т.Мотэги в парламенте и в ходе общения с журналистами относительного того, что никаких изменений в курсе Японии на наращивание военно-политического сотрудничества с США не произошло. Будем отслеживать развитие данного сюжета, прежде всего, на предмет того, последуют ли за нынешними заявлениями конкретные шаги японского руководства в противоракетной области, имеющей прямую проекцию на ситуацию с безопасностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Назад к оглавлению

Вопрос: Ввиду того, что мир постепенно начинает снимать ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса, есть ли у МИД России информация, когда может быть возобновлен диалог по нагорно-карабахскому урегулированию при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Можно ли ожидать, что он возобновится после открытия границ и после этого сопредседатели посетят регион?

Ответ: Сопредседатели находятся в постоянном контакте с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении, в прошлом месяце они провели совместную видеоконференцию, на которой обсуждали вопросы нагорно-карабахского урегулирования. Очередная заочная встреча планируется до конца этого месяца.

Есть понимание, что по мере открытия границ и снятия ограничений на международные сообщения, введённые в связи с коронавирусом, встречи приобретут очный характер.

Назад к оглавлению

Вопрос: Мой первый вопрос скорее теоретический, после распространения COVID-19 виртуальная дипломатия становится все более полезной благодаря использованию Интернета, интеллектуальных устройств и компьютеров.  Какое влияние оказывают онлайн-конференции, проводимые в российском МИДе, на изменение внешней политики России?

Ответ: Надо к этому относится как к дополнительному полезному инструменту как в чрезвычайных обстоятельствах (как нынешняя), так и в условиях всё более плотного графика международных контактов. 

Также можно отметить, что вряд ли они заменят живое, межличностное общение, переговорный процесс. По крайней мере, планов об отказе от традиционных форм дипломатии нет. Но при этом справедливо отмечено в самом вопросе – мы, действительно, за последние годы сделали всё для того, чтобы воспользоваться информационными достижениями и достижениями в киберсреде, и быть подготовленными для дистанционного, виртуального общения, что сейчас успешно делаем.

Назад к оглавлению

Вопрос: Пакистанский металлургический завод, построенный в 70-х годах при содействии СССР, находится в кризисе, правительство решило уволить всех рабочих и приватизировать его.  

У российского Министерства торговли есть предложения для Пакистана.  Не могли бы Вы рассказать о масштабах сотрудничества России в области обновления и повышения производительности Пакистанского металлургического комбината в рамках двустороннего сотрудничества между Россией и Пакистаном?

Ответ: Построенный при содействии советских специалистов Карачинский металлургический завод (КМЗ) долгое время был крупнейшим промышленным предприятием в Пакистане и символом дружественных отношений между двумя странами. Насколько нам известно, в последние годы в силу различных причин КМЗ фактически прекратил свою работу.

Пакистанские партнеры знают о том, что ряд российских компаний готов рассмотреть вопрос участия в проекте модернизации завода. Однако это возможно только после принятия Исламабадом решения о дальнейшей судьбе предприятия, в том числе насчет его потенциальной приватизации. 

Назад к оглавлению

Вопрос: СМИ сообщают о задержании сепаратистами в Йемене конвоя, перевозившего 64 млрд риалов в банкнотах, напечатанных для Центрального банка Йемена в России.

Можете ли Вы подтвердить эту информацию? Соответствует ли она действительности? Деньги были отпечатаны в России? Можете ли Вы рассказать об условиях, на которых Россия печатает деньги для правительства Йемена?

Ответ: Как известно, российские дипломатические и консульские представительства на территории этой страны в настоящий момент отсутствуют. После эвакуации Посольства России из Саны в декабре 2017 г. наш Посол базируется на временной основе в Эр-Рияде, где продолжает также находиться Президент Йеменской Республики А.Хади и подавляющая часть членов назначенного им правительства страны.

Судя по той информации, которую мы получаем, указанный инцидент действительно имел место в столице йеменского юга г.Аден. Можем также подтвердить, что в соответствии с контрактом, подписанным с официальными йеменскими властями в 2017 г., АО «Гознак» печатает для этой страны новые денежные знаки. Речь идет об исключительно коммерческой сделке, свои обязательства по которой упомянутая российская компания выполняет, как мы понимаем, со свойственным ей высоким профессионализмом, качественно и в срок.

Назад к оглавлению

Вопрос: Небезызвестный посол США в Афинах Дж.Пайетт критикует систематически Россию, утверждая, что единственный, кому выгоден возможный конфликт между Грецией и Турцией, это Россия и В.В.Путин. Совсем недавно заявил, что Россия использует энергетические ресурсы как оружие в ее отношениях с Европой. Каково Ваше мнение по этим утверждениям?

Ответ: В отличие от некоторых других государств, Россия не является сторонницей политики «разделяй и властвуй», не ставит развитие двусторонних связей в зависимость от качества отношений партнера с третьей страной. Не в наших принципах провоцировать и поддерживать «тлеющие» конфликты, разжигать новые. Мы заинтересованы в стабильной и понятной системе международных отношений, когда их участники не тратят силы на междоусобицу, а вся их деятельность концентрируются на общих задачах: борьбе с глобальными вызовами, включая международный терроризм, организованную преступность, незаконный оборот наркотиков, изменение климата, а теперь и пандемию.

Выступаем в пользу урегулирования всех разногласий путем переговоров в рамках международного права, призываем вовлеченные государства проявлять здравомыслие и выстраивать добрососедство. В этом состоит квинтэссенция российской внешней политики на любом направлении, а не только применительно к дружественным нам Греции и Турции, их взаимоотношениям.

Два совета. Во-первых, помнить об истории двусторонних отношений. Это всегда хороший источник информации для анализа. Во-вторых, вспомнить историю отношений США с другими странами. Дж.Пайетт обвиняет Россию в использовании энергетических ресурсов в качестве оружия. Это не соответствует действительности. Напомню, что США используют оружие как оружие против мирных жителей многих суверенных стран.

Назад к оглавлению

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска