Публикатор

17.04.2019:32

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 17 апреля 2020 года

585-17-04-2020

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. О выступлении Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова перед участниками Фонда им. А.М.Горчакова
  2. Об оказании содействия российским гражданам в возвращении на Родину
  3. О ситуации с российскими школьниками в США
  4. О взаимодействии государств-членов ОДКБ по профилактике и борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19
  5. О российской помощи Белоруссии в борьбе  с новой коронавирусной инфекцией
  6. О российской помощи Узбекистану в борьбе с коронавирусом
  7. О решении США о прекращении финансирования Всемирной организации здравоохранения
  8. О биолабораториях США в третьих странах
  9. О введении ответственности за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе эпидемиях
  10. О публикации Платформой по содействию защите журналистики и безопасности журналистов «уведомления об угрозе» со стороны официального представителя Минобороны России И.Е.Конашенкова в адрес итальянского журналиста Ж.Якобони
  11. Об интервью Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля германскому изданию «Цайт»
  12. О «сигнальной» версии доклада Госдепартамента США о соблюдении международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения
  13. Об обвинениях США в адрес России о якобы имевшем место применении противоспутникового оружия
  14. Об обмене удерживаемых лиц между Киевом и Донбассом
  15. О предполагаемых планах будущего коалиционного правительства Израиля по аннексии части территорий Западного берега р.Иордан и Иорданской долины
  16. О попытках США по продвижению межафганского диалога
  17. О ежегодной встрече Межучрежденческой целевой группы ООН по Чернобылю в формате видеоконференции
  18. О ситуации вокруг обвиняемого в шпионаже П.Уилана
  19. О заявлении пресс-секретаря Европейской внешнеполитической службы касательно «дела Ю.Дмитриева»
  20. О комментарии Европейской внешнеполитической службы в связи с началом весеннего призыва в Крыму и Севастополе
  21. О задержании в т.н. «рыбоохранной зоне» Шпицбергена российского рыболовного траулера «Борей»
  22. Об открытии выставки, посвященной 75-летию дипотношений между Россией и Гватемалой

Из ответов на вопросы:

  1. О призыве депутатов шведского Риксдага от Партии центра К.Лундгрен и М.Эка «работать над возобновлением антироссийских санкций» в Парламентской ассамблее Совета Европы
  2. О продолжающейся работе по нагорно-карабахскому урегулированию
  3. О сотрудничестве России и Азербайджана в борьбе с коронавирусной инфекцией
  4. О лесных пожарах в районе Чернобыля
  5. О предложении по списанию долгов бедным и развивающимся странам в свете сложившейся международной ситуации
  6. О ближневосточном урегулировании

 

 

 

Мы продолжаем проводить брифинги дистанционно, отвечая на присланные нам вопросы. Хотела бы сказать, что по-прежнему международные отношения, дипломатия подвергаются влиянию пандемии, переходят и осваивают новые виды коммуникации. В этой связи большая часть контактов переходит в телефонный и видео- формат. Но при этом работа МИД России ни на секунду не сворачивается. О том, на чем мы фокусируемся, сегодня расскажу подробно.

Как я уже сказала, основную часть контактов руководство Министерства перевело в формат телефонных переговоров. На официальном сайте МИД России публикуются сообщения для СМИ с подробным изложением их сути, также происходит онлайн общение, о чем мы также скажем еще дополнительно. 

        

О выступлении Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова перед участниками Фонда им. А.М.Горчакова

 

21 апреля состоится выступление и общение Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в рамках заседания круглого стола  с участниками Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова в формате видеоконференции. Трансляция будет осуществляться на официальном сайте МИД России и в аккаунтах Министерства в социальных сетях. Она будет доступна всем пользователям.

Начало в 11.00 (время московское). Дополнительную информацию мы опубликуем. Можно будет брать сигнал телевизионного качества.

Назад к оглавлению

 

Об оказании содействия российским гражданам в возвращении на Родину

 

Начну с вопроса от канала «Настоящее время», который является обобщенным по сути и стилистике: «Вы часто говорите о том, как МИД помогает сейчас россиянам возвращаться из-за границы. Мы в четверг говорили с туристами в Индии, Таиланде и Саудовской Аравии. Среди них есть люди, которые не могут улететь в Москву, Санкт-Петербург и в регионы. У них всех похожие ситуации: они все покупали обратные билеты на рейсы нероссийских авиакомпаний, которые были бы готовы выполнить свои обязательства, но Россия закрыла для них небо. Почему эти люди сейчас должны покупать билеты за свои деньги и сколько они будут ждать рейсов в свои регионы? И что делать людям из Республики Тува, например? Вряд ли туда целый самолет полетит».

Отвечу на этот вопрос комплексно и конкретно по тем аспектам, которые в нем упомянуты.  

Мы продолжаем работу по оказанию содействия возвращению наших граждан из-за рубежа и оказанию им поддержки на местах. Я хотела еще раз и детально пояснить с учетом новых аспектов действующий на сегодня общий организационный  алгоритм реализации мероприятий по возращению на Родину российских граждан, оказавшихся в сложной ситуации за рубежом в связи с введением большинством иностранных государств жестких карантинно-ограничительных режимов. Он разработан и утвержден Правительством Российской Федерации с учетом как складывающейся в Москве и отдельных регионах санитарно-эпидемиологической ситуации, так и имеющихся возможностей приема прибывающих людей, включая помещение их на карантин или режим самоизоляции. Как вы знаете, в настоящее время осуществляются т.н. монорейсы, доставляющие россиян из-за рубежа по месту их постоянного проживания в России. Такие полеты организуются в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Уфу, Казань, Красноярск, Новосибирск и Хабаровск. В ближайшее время, как мы планируем и прорабатываем этот вопрос, география будет расширяться. Мы отмечаем активную роль регионов в готовности обеспечить взаимодействие друг с другом, с центром, чтобы вернуть своих жителей домой. Это, конечно же, важнейший элемент на пути успешной реализации стоящей перед нами задачи. Также есть примеры спаренных рейсов – Москва – Московская область – Санкт-Петербург. Это тоже удачный опыт. Сегодня ночью в Москву должен вернуться рейс из Гоа, как мы ожидаем, с максимальной загрузкой. На Родину вернутся свыше 400 россиян. Завтра в течение дня из Бангкока самолеты доставят наших граждан в Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток.

Буквально час назад было объявлено, что вывозной борт из Катманду сделает остановку в городе Янгоне (Мьянма), чтобы забрать оттуда наших сограждан.

Работа ведется. Она очень сложная и построена на учете большого количества аспектов и учете интересов граждан, которые находятся как за рубежом, так и на территории Российской Федерации.

Относительно списков пассажиров вывозных рейсов. На утверждение Оперативным штабом их представляет в окончательном виде Минкомсвязи России. Наши министерства теснейшим образом взаимодействуют в этом вопросе. В первую очередь, с учетом опыта российских загранучреждений, которые ориентируются в специфике ситуации на «местах», знают возвращающихся буквально лично, включая все их жизненные ситуации. Решением Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина Послы Российской Федерации за рубежом наделены правом включать в списки вывозных рейсов т.н. гуманитарные случаи, когда речь идет о прямой угрозе жизни и здоровью граждан.

В текущих условиях МИД России действует в круглосуточном режиме, к указанной работе подключены все без исключения подразделения Министерства.

Что касается вопроса об оплате обратных проездных документов, то сейчас действует следующее правило, мы о нем уже говорили, решения были опубликованы на сайтах Росавиации, Минтранса России есть соответствующие документы. Граждане, имеющие на руках билеты отечественных авиаперевозчиков и не инициировавшие процедуру возврата и возмещения денежных средств, перевозятся бесплатно. Идет взаиморасчет между авиакомпаниями.  Те, у кого билетов нет, или они были приобретены у иностранных авиакомпаний, оплачивают билет в Россию по единому тарифу. Он также указан на сайтах Росавиации и Минтранса России.

Что касается конкретного вопроса относительно того, что у людей есть билеты на авиакомпании зарубежных перевозчиков, но, как было написано в вопросе, «небо для них закрыла Россия». Еще раз возвращаемся к тому, что, во-первых, небо Россия не закрывала, а, во-вторых – действует алгоритм по приему и размещению наших граждан в регионах, «на земле» с учетом эпидемиологической обстановки.

Что касается материальной помощи – по состоянию на текущий момент оформлено свыше 8 тыс. поручений на выплаты. Порядка 28 тыс. заявок находятся еще на рассмотрении. Получаем огромное количество запросов как индивидуальных, так и групповых, на предмет уточнения судьбы заявки. Многие заполнили соответствующие анкеты достаточно давно, но до сих пор не получили выплат. Это основной вопрос. Процесс рассмотрения не останавливается ни на минуту, ведется практически круглосуточно. Любой отказ по итогам рассмотрения доводится до заявителя. Если этого не произошло и ваша заявка еще не рассмотрена, то хочу обратить внимание, что процедура затягивается нередко и потому, что формы заполняются недостаточно внимательно. Самый распространенный пример и ошибка: в реквизитах банковской карты люди указывали вместо стандартных 16 цифр меньшее или большее количество. Когда связываемся с людьми, которые ставят перед нами эти вопросы и обозначают проблемы, они сами признают, что действительно заполнили не верно. Что делать в этой ситуации? Вместе с Минкомсвязью России МИД России прикладывает все усилия, чтобы каждый, кто имеет право на помощь и поддержку, получил ее в полном объеме. Специалисты Минкомсвязи России и МИД России сейчас работают над этим вопросом. Еще раз говорю, что нужно иметь в виду, если были неверно указаны реквизиты банковских карт, паспортов – это сразу делает невозможным перечисление средств, потому что анкеты проходят проверку в нескольких ведомствах и они должны быть верифицированы. Повторяю: в отношении тех анкет и заявлений, которые были оформлены не с подлогом и с ненамеренным заявлением несуществующих или неверных данных, а были заполнены неверно из-за ошибки мы сейчас работаем с Минкомсвязью России над тем, чтобы эти люди получили возможность перезаполнить анкеты. Об этом будет объявлено дополнительно.     

Назад к оглавлению

 

О ситуации с российскими школьниками в США

 

Мы продолжаем добиваться от властей США конкретики относительно российских школьников, оказавшихся в этой стране по линии разного рода учебных и ознакомительных программ, о чем уже сообщали. Хотела бы еще раз подчеркнуть: речь идет о вывозе из России детей школьного возраста без родителей и без какого-либо согласования с государственными органами нашей страны.

Пока результатов не очень много. В Госдепартаменте США теперь пытаются просто откреститься от кураторства программы «Secondary School Student Program», хотя на его сайте есть прямые ссылки на нее и десять дней назад он сам попросил наше Посольство репатриировать детей в Россию из-за начавшейся эпидемии коронавируса.

Хотя Госдепартамент США попросил наше Посольство и отправил соответствующий документ, но списков, которые мы сразу потребовали, до сих пор не представил. Ни имен, ни телефонов детей нет. Лишь сегодня утром нам передали список американских организаций, которые должны непосредственно ими заниматься. Накануне говорили, что таковых организаций девять, но в перечне только семь названий. Адресов, телефонов и даже информации, в каких штатах они находятся, нет. Наше Посольство в Вашингтоне сейчас пытается найти контакты с этими организациями, хотя бы исходя из адресов  электронной почты, и оттуда уже узнать информацию о том, что это за организации и каким-то образом с ними связаться. 

Дополнительно нам сообщили, что в рамках упомянутой программы в США с осени находилось 74 российских ребенка, но это нам сообщили 10 дней назад. На сегодняшний момент от американской стороны есть данные, что их 80, то есть больше, чем считалось прежде. Утверждается, что из них в США остаются только 29, а остальные якобы уехали домой. Нам официально известно только о шести детях, которые добрались до России.

Где находятся остальные, когда и откуда они выехали, а самое главное, прилетели ли они в Россию, неизвестно.  Госдеп ответить не может. Этой работой мы сейчас занимаемся.

К сожалению, полная неспособность наших американских партнеров предоставить точные данные, возможно, это тоже связано с тем, что Госдепартамент находится «на удаленке», не исключаю, но хотелось бы, конечно, большей работы и кооперабильности, учитывая, что речь идет о несовершеннолетних детях.            

Причем сейчас речь идет только об одной программе, которую мы распутываем и расследуем, а таковых в США создали очень много. Основная цель была прививать «американские ценности», популяризовать «американский образ жизни». В следующий раз, на будущее неплохо было бы в эти программы заложить и еще аспекты, связанные с безопасностью детей и досконально проработать алгоритм на случай чрезвычайных ситуаций.

Желательно, чтобы и наши школы и, конечно, родители детей, соглашающиеся отправлять их в подобные сомнительные турне, отдавали себе отчет в возможных рисках. Чтобы этот случай стал отправной точкой при принятии подобных решений. Исходим из того, что осуществление каких-либо проектов, сопряженных с вывозом несовершеннолетних граждан России за рубеж, без должного согласования с российскими компетентными ведомствами недопустимо. Ведь речь идет о таких важных вещах, как обеспечение здоровья и безопасности детей. Нынешняя ситуация высветила все эти проблемы.

Еще раз хочу подчеркнуть, что российские дипломаты делают всё возможное для розыска школьников. При этом мы исходим из того, что это не снимает ответственность за возвращение наших детей из США с тех, кто их туда увез, по крайней мере, кооперабильность они должны проявлять стопроцентную.

Назад к оглавлению

 

О взаимодействии государств-членов ОДКБ по профилактике и борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19

 

В рамках Организации Договора о коллективной безопасности с учетом динамики развития ситуации с распространением коронавирусной инфекции государства-члены ведут поиск эффективных механизмов преодоления возникающих вызовов.

В Центре кризисного реагирования ОДКБ по российской инициативе 16 апреля проведены в формате видеоконференции внеплановые консультации руководителей военно-медицинских служб по профилактике и борьбе с коронавирусной инфекцией.

Состоялся полезный для всех сторон содержательный диалог военных специалистов в области эпидемиологии, инфекционных болезней, анестезиологии-реаниматологии с презентацией имеющихся наработок ведущих российских военно-лечебных учреждений – Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова и Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н.Бурденко, в том числе по тактике ведения тяжелых больных.

В ходе консультаций российские специалисты поделились с партнерами опытом организации профилактических мер в вооруженных силах, взаимодействия с гражданским здравоохранением, а также наработками, полученными в ходе оказания помощи российскими военнослужащими в Италии и Сербии.

Достигнуты договоренности о продолжении контактов в данном формате по анализу и обмену информацией об обстановке, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на пространстве ОДКБ.

Государства-члены ОДКБ подтвердили готовность к тесному взаимодействию и взаимопомощи с целью обеспечения общей безопасности и поддержания боеспособности Коллективных сил Организации.

Назад к оглавлению

 

О российской помощи Белоруссии в борьбе  с новой коронавирусной инфекцией

 

Россия оказывает существенную помощь Белоруссии в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции. Мы уже предоставили Минску несколькими партиями на безвозмездной основе тест-системы для выявления коронавируса и другие материалы.

В частности, Госкорпорация «Росатом» передала больницам Островецкого района Гродненской области Белоруссии помощь. Там мы сооружаем атомную электростанцию. Переданные оборудование и материалы будут использоваться, в том числе, больничным персоналом, задействованным для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности многонационального коллектива на площадке строительства АЭС.

Прорабатывается поставка других материалов, которые белорусская сторона запросила нотой по дипломатическим каналам от 1 апреля текущего года.

Мы также помогаем Белоруссии через многосторонние механизмы. Так, в рамках ПРООН Россия перераспределяет средства своего взноса, предусмотренные на проект «Содействие развитию Белоруссии при вступлении в ВТО», благодаря чему определенная сумма пойдет на приобретение для Минска экспресс-тестов и других материалов.

Назад к оглавлению

 

О российской помощи Узбекистану в борьбе с коронавирусом

 

В связи со сложившейся ситуацией в целях оказания содействия Узбекистану, российской стороной на безвозмездной основе в адрес партнеров направлены  наборы тест-систем для диагностики вируса, которые произведены во ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора.

Представители Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан были приглашены на заседания Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-членов Евразийского экономического союза по вопросу о ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции СОVID-19 (в формате видеоконференций), состоявшиеся 27 января, 10 февраля, 2,16 и 30 марта текущего года.

Взаимодействуем не только с Белоруссией и Узбекистаном, но и с целым рядом сопредельных государств. Об этом еще буду сегодня говорить, отвечая на присланные вопросы. Мы помогаем и содействуем гражданам наших стран, которые находятся за рубежом, которым необходима помощь либо в репатриации, либо в оказании содействия на месте. Здесь мы, конечно, работаем очень плотно по линии посольств, министерств  иностранных дел, общественных организаций. Работа ведется очень активно.     

Назад к оглавлению     

 

О решении США о прекращении финансирования Всемирной организации здравоохранения

 

Считаем контрпродуктивным и, мягко говоря, безответственным решение Вашингтона о приостановке выплат взносов в бюджет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также попытки этой страны возложить на ВОЗ вину за происходящее в США и выставить ее крайней в условиях разрастающейся пандемии.

Обвинения ВОЗ в пассивности, непрозрачности и тем более в злонамеренности абсолютно беспочвенны. Мы уже публиковали хронологию действий ВОЗ, список решений доступен на аккаунтах Министерства в соцсетях, об этих  материалах говорил и Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Можете убедиться сами, что после получения первичных данных Организация в публичном пространстве начала очень активно действовать, заявляя о всех тех шагах, которые предпринимает.    

Организация на всех этапах развития пандемии действовала в рамках своего мандата, в строгом соответствии с установками государств-членов и основываясь на научных данных. Но есть очень важный момент. В Вашингтоне теперь говорят о ВОЗ, как бы дистанцируясь от этой структуры, как будто это неправительственная организация, как будто это некое сообщество не столько стран, а людей, действующих по своему собственному усмотрению.     

Давайте вернемся к фактам. Американцы занимают два поста помощника генерального директора, широко представлены во всех подразделениях Секретариата ВОЗ, а также в экспертных комитетах, включая Чрезвычайный экспертный комитет ВОЗ, созванный в соответствии с Международными медико-санитарными правилами. Более того, как подчеркнул Министр иностранных дел России С.В.Лавров 14 апреля, тот факт, что ВОЗ играла и продолжает играть важную координирующую роль, помогая бороться с пандемией, отражен в соответствующей консенсусной резолюции ГА ООН и в итоговой декларации саммита «Группы двадцати». И в том, и в другом случае США активно поддержали консенсус. Исходим из того, что это и есть официальная позиция государства.

Безусловно, в дальнейшем потребуется провести детальный анализ действий ВОЗ по реагированию на вирус  и на его основе принимать решения. Опыт, который сейчас проходит мир, на сегодняшний день является беспрецедентным с точки зрения влияния на существующие реалии. Были пандемии и ранее, были они глобальными с очень сложными и иногда даже катастрофическими последствиями для человечества, но с учетом влияния на современную жизнь человека, на его психологию, отношение к жизни, на социо-культурную среду – это, наверное, впервые.     

Продолжая реагировать на решение США в отношении ВОЗ, хочу сказать, что ничего не мешало делегации США как члену Исполкома ВОЗ инициировать принятие в феврале специальной резолюции, нацеленной на укрепление потенциала ВОЗ для того, чтобы в условиях чрезвычайных ситуаций Организация более эффективно реализовывала свою основную задачу по координации международной работы в области здравоохранения. Поэтому дистанцироваться сейчас от ВОЗ, в чем-то ее обвинять и при этом забывать о собственной роли в ее деятельности, как-то совсем уже не комильфо.

Назад к оглавлению

 

О биолабораториях США в третьих странах

 

Обратили внимание на усиление американского биологического присутствия за рубежом. Мы бы хотели такого же внимания от Вашингтона, которое бы он сфокусировал на собственной ответственности на данном направлении. В том числе в бывших советских республиках, где под предлогом борьбы с биотерроризмом в рамках осуществляемой Минобороны США программы «Совместное снижение угрозы» организуются биолаборатории двойного назначения.

В частности, на территории Грузии в пригороде Тбилиси функционирует американо-грузинский Центр общественного здравоохранения имени Р.Лугара, мы о нем говорили очень много раз. Данный лабораторный комплекс официально включен в состав американской военной системы глобального контроля за распространением инфекционных заболеваний наряду с подобными структурами в ряде других стран. Более того, по имеющейся информации, там совсем недавно вновь побывали высокопоставленные представители Пентагона, предлагавшие грузинским властям расширить диапазон проводимых исследований.

Между тем, нельзя исключать, что в подобных референс-лабораториях американцами в третьих странах ведутся работы по созданию и модифицированию различных возбудителей опасных заболеваний, в том числе в военных целях. Мы, естественно, не можем игнорировать тот факт, что инфраструктура с опасным биологическим потенциалом формируется американцами в непосредственной близости от российских границ. Эту тему мы неоднократно поднимали в течение последних нескольких лет. Никакого возмущения Вашингтона собственными очень опасными действиями, которые могут привести к непредсказуемым последствиям, мы не слышали. А уже пора.

Назад к оглавлению

 

О введении ответственности за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе эпидемиях

 

Обратили внимание на ряд критических комментариев в адрес России со стороны представителей международных структур, занимающихся медиапроблематикой, в том числе Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезира. Выражается обеспокоенность принятием законодательных поправок о введении ответственности за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе эпидемиях.

Хотели бы сразу подчеркнуть: ключевые слова здесь – «заведомо ложной». Поправки касаются тех случаев, когда лицо осознает недостоверность сведений и, тем не менее, осуществляет их распространение под видом заслуживающей доверия информации. Преступность подобной практики в условиях мировой пандемии коронавируса очевидна, поскольку чревата самыми губительными последствиями для здоровья и благополучия людей. Первостепенная цель поправок заключается в том, чтобы воспрепятствовать распространению вируса дезинформации и предотвратить возможные жертвы, к которым он может привести.

В данном контексте мы полностью солидарны с позицией Генерального секретаря ООН А.Гутерреша, который на днях объявил о запуске специальной инициативы ООН в рамках борьбы с дезинформацией, назвав ее (дезинформацию) «ядом, угрожающим жизни многих людей». Такого же мнения придерживаются и Г.Бергер, директор Департамента стратегии и политики сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО.

Подчеркнем, что введение поправок следует в русле мировой юридической практики. При их разработке российскими законодателями был проанализирован и учтен опыт наших зарубежных партнеров. В ряде стран, в том числе в тех, откуда сейчас раздается критика, уже сейчас действуют жесткие нормы регулирования информационного пространства, нацеленные на противодействие «фейковым» вредоносным сообщениям. Так, например, во Франции за их распространение предусмотрен штраф до 75 тыс. евро и уголовное наказание в виде тюремного заключения. В Италии для противодействия дезинформации в 2018 г. был создан специализированный государственный интернет-портал, через который подразделение местной полиции по борьбе с киберпреступлениями отслеживает сообщения граждан о «нежелательной информации». Введение дополнительного регулирования онлайн контента в борьбе с дезинформацией рассматривается также в Еврокомиссии и в Парламенте Великобритании. Тюремные сроки за распространение ложных новостей предусмотрены в Малайзии, Таиланде, а с недавнего времени и в Пуэрто-Рико. Жителям Кении, Вьетнама и Камбоджи за «фейки» грозят крупные штрафы. Тайвань, Китай – не исключение.

Еще раз подчеркнем: принятые в России поправки не ограничивают работу СМИ или свободу слова. Законодательные нововведения нацелены исключительно на противодействие дезинформации, ставящей под угрозу жизни граждан. Неудивительно, что они встретили одобрение и поддержку со стороны гражданского общества и профессионального журналистского сообщества России. Поправки, в частности, поддержали в Общественной палате и Союзе журналистов России, где отмечают, что с момента принятия поправок в нашей стране отмечается резкое сокращение ложных сообщений о «COVID-19».

Назад к оглавлению

 

О публикации Платформой по содействию защите журналистики и безопасности журналистов «уведомления об угрозе» со стороны официального представителя Минобороны России И.Е.Конашенкова в адрес итальянского журналиста Ж.Якобони

 

15 апреля с.г. действующая под эгидой Совета Европы (СЕ) Платформа по содействию защите журналистики и безопасности журналистов (далее – Платформа) опубликовала на своей странице «уведомление об угрозе» со стороны официального представителя Министерства обороны России И.Е.Конашенкова в адрес журналиста итальянской газеты «Ла Стампа» Ж.Якобони. Авторы данного уведомления (британская НПО «Статья 19» и бельгийская «Ассоциация европейских журналистов») в качестве угрозы восприняли не пассаж о российском оружии, не новость о военных учениях, которые мог бы И.Е.Конашенков упомянуть, – ему вменяется в качестве «акта агрессии» использование латинской пословицы «Qui fodit foveam, incidet in eam» («Кто роет яму другому, тот упадет в нее»), содержавшуюся в комментарии И.Е.Конашенкова от 2 апреля с.г. в отношении публикации вышеупомянутой газеты по российской помощи итальянскому региону Ломбардия в борьбе с коронавирусом.

Здесь можно много чего придумать, провести лингвистические дебаты по осмыслению значения этой пословицы в современном мире, но, конечно, ничего общего с «запугиванием» здесь и близко нет. Другое дело, что знания, образование делают жизнь намного опасней, т.к. можно узнать о том, о чем еще не знал, например, не владея латынью.

Хотела бы сказать о тех структурах, которые обвинили представителя Министерства обороны России в некой «агрессивной риторике». С момента создания Платформы в ноябре 2014 г. Россия высказывала серьезные сомнения в способности этой структуры к объективности и непредвзятости. Хотела бы напомнить, что она сформирована из 14-ти западных НПО, которые зачастую получают прямое финансирование правительств соответствующих стран. Мы любим всегда отвечать нашим партнерам фактами. Итак, более половины бюджета «Статьи 19» (та самая британская НПО, которая испугалась И.Е.Конашенкова) поступает от органов власти, включая МИД Великобритании и Госдепартамент США. Более того, ее публикации никак не проверяются и не редактируются Секретариатом СЕ. Именно поэтому Россия отказалась от распространения деятельности Платформы на свою территорию. К сожалению, за эти годы мы неоднократно могли убедиться в предвзятости и несбалансированности публикуемой ею информации. Новый антироссийский выпад лишь подтвердил обоснованность нашего отказа от взаимодействия с Платформой.

Сожалеем, что страница этой структуры нашла свое пристанище на сайте Совета Европы и пользуется его эмблемой. Надеемся, что этот пример ее антироссийской работы подтолкнет руководство СЕ к пониманию, что в нынешнем виде Платформа не только не способствует реализации основной цели страсбургской Организации – укреплению единства стран-членов, но и фактически ее дискредитирует.

Что же касается содержания политизированной статьи упомянутого итальянского журналиста, то по этой теме было сказано достаточно. Напомним: российская помощь Италии в борьбе с коронавирусом оказывается по прямой просьбе премьер-министра этой страны, носит исключительно гуманитарный характер и получила высокие оценки властей и населения Ломбардии.

Назад к оглавлению

 

Об интервью Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля германскому изданию «Цайт»

 

Обратили внимание на интервью Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля германскому изданию «Цайт». Он заявил, что в условиях борьбы с пандемией ЕС не забывает о своей ответственности перед миром. В частности, он сказал, что в Брюсселе планируют переформатировать политику развития с акцентом на оказание помощи африканским странам в борьбе с коронавирусом и обеспечение таким образом европейской безопасности.

Понимаю всю актуальность помощи ЕС, европейских структур, Брюсселя африканскому континенту, но, может быть, имеет смысл начать с той же Италии, которая так просила о помощи и не получила ее в кризисный для себя момент. Ведь это очень показательно, что, делая заявление глобального масштаба, за ним не видится то, что наиболее должно быть близко евроинститутам. Мне кажется, что прежде чем, с одной стороны, брать ответственность за весь мир, прежде чем критиковать помощь, которую Россия оказывает своим давним партнерам, можно было бы помогать самим себе.

Назад к оглавлению

 

О «сигнальной» версии доклада Госдепартамента США о соблюдении международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения

 

15 апреля с.г. Госдепартамент США опубликовал «сигнальную» версию ежегодного доклада Конгрессу по вопросам соблюдения международных договорённостей в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.

В присущей американцам манере в очередной раз выдвинуты ничем не обоснованные претензии другим государствам. При этом США уходят от упоминания целого ряда наиболее серьёзных реальных проблем в сфере контроля над вооружениями, включая невыполнение ими своих собственных обязательств. Так, ни слова не сказано об одностороннем выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД), как и о том, что международное сообщество на самых разных площадках, включая СБ ООН, неоднократно и решительным образом указывало на грубейшие нарушения США его международных обязательств по СВПД и резолюции 2231. Столь бесцеремонное пренебрежение международным правом - сильнейший вызов всей глобальной системе, основанной на центральной роли ООН и обязывающих решениях её Совета Безопасности, против которых выступают США.

Преднамеренно замалчивается и фактический отказ США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и приведение испытательного полигона в Неваде в состояние повышенной готовности к возобновлению полноформатных испытательных взрывов ядерного оружия. При этом для отвлечения внимания международной общественности США вновь вбрасывают свои инсинуации относительно якобы несоблюдения Россией своих обязательств в этой области. Подробные комментарии на этот счёт мы неоднократно давали, в том числе 15 апреля с.г. это вновь сделал заместитель Министра иностранных дел С.А.Рябков.

На этом прискорбный «послужной список» действий Вашингтона по подрыву основ международной системы контроля над вооружениями и нераспространения, к сожалению, не заканчивается. Далеко за примерами ходить не надо. В последнее время их было предостаточно. Это слом договоров по ПРО и о ракетах средней и меньшей дальности, некорректные манипуляции с выполнением обязательств по Договору о СНВ и затягивание вопроса о его продлении, продолжение «совместных ядерных миссий» с неядерными странами НАТО в нарушение ДНЯО, уже конкретные шаги по развитию ударных систем космического базирования, отказ от укрепления Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия и бесконтрольное размещение по всему миру биолабораторий военного ведомства США, нежелание выполнять обязательства по ликвидации в срок по КЗХО американского арсенала химоружия и стремление сделать ОЗХО механизмом давления на неугодные Вашингтону правительства суверенных государств, отказ от ратификации адаптированного ДОВСЕ и развал тем самым системы контроля над обычными вооружениями в Европе.

Более подробный анализ указанного документа Госдепартамента будет нами опубликован позднее.

Назад к оглавлению

 

Об обвинениях США в адрес России о якобы имевшем место применении противоспутникового оружия

 

Обратили внимание на заявление Командующего космическими силами США Дж.Реймонда о якобы имевшем место 15 апреля с.г. испытании российской противоспутниковой ракеты с потенциалом прямого перехвата на низкой околоземной орбите.

Судя по всему, мы имеем дело с инициированной Вашингтоном целенаправленной кампанией по дискредитации российской космической деятельности и наших мирных инициатив по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). Ранее такие претензии выдвигал и заместитель Госсекретаря США К.Форд. Все подобные антироссийские выпады являются ни чем иным, как попыткой США отвлечь внимание международной общественности от реальных угроз в космосе, оправдать предпринимаемые ими шаги по размещению оружия в космическом пространстве и добиться выделения дополнительного финансирования под эти цели.

Очевидным является то, что серьезные озабоченности, если такие действительно имеют место, через заявления подобного рода, вбросы, утечки не решаются. Для этого необходимо задействовать имеющиеся каналы экспертного и политического диалога. Их не нужно создавать – они есть, ими просто нужно пользоваться. Нежелание делать это скорее свидетельствует о недостаточной аргументированности позиции американских коллег.

Имеются международно-правовые платформы, где могли бы быть поставлены подобные деликатные вопросы, т.к. о них должны говорить эксперты. В частности, нашим американским коллегам стоило бы обратиться к положениям Договора по космосу 1967 г.

Снятию взаимных озабоченностей способствовало бы и выстраивание полноценного содержательного российско-американского диалога по широкому кругу вопросов безопасности космической деятельности, об организации которого ещё 16 января с.г. договорились заместители глав внешнеполитических ведомств России и США. Подтверждаем нашу готовность к обсуждению всей проблематики космической деятельности с участием представителей заинтересованных ведомств и организаций обеих сторон.

Намерены особое внимание уделить вопросам недискриминационного использования и исследования космоса в мирных целях. В связи с этим определяющую роль приобретают продвигаемые российской стороной инициативы по предотвращению размещения оружия в космосе. Речь идет о разработке многостороннего юридически обязывающего соглашения по ПГВК на базе российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а также о глобализации политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе.

Рассчитываем на профессиональный и ответственный подход США в целях укрепления международной безопасности и стратегической стабильности.

Назад к оглавлению

 

Об обмене удерживаемых лиц между Киевом и Донбассом

 

16 апреля с.г. во исполнение договоренностей, достигнутых между Киевом и Донбассом в Контактной группе, состоялся новый обмен удерживаемых лиц. Ему предшествовала непростая подготовительная работа, в том числе из-за ситуации с пандемией коронавируса.

Первоначально планировалось, что обмен пройдет по схеме «20 на 18», однако из-за изменений, произошедших в последний момент, Донецк и Луганск передали Киеву 20 человек, а украинская сторона передала Донбассу 14 человек.

Это уже второй обмен после «нормандского» саммита в Париже. Предыдущий состоялся 29 декабря 2019 г. Тогда в Донбасс вернулись 124 человека, а в Киев – 76.

В Москве приветствуют очередной этап освобождения сторонами конфликта удерживаемых лиц. К сожалению, остальные парижские решения остаются невыполненными. Рассчитываем, что Киев проявит политическую волю к реализации всех договоренностей, прежде всего в политической сфере. Уверены, что решение ключевого вопроса предоставления Донбассу особого статуса на постоянной, конституционно гарантированной основе приведет к позитивным подвижкам на всех треках урегулирования внутриукраинского конфликта.

Назад к оглавлению

 

О предполагаемых планах будущего коалиционного правительства Израиля по аннексии части территорий Западного берега р.Иордан и Иорданской долины

 

Обратили внимание на появившиеся в ряде СМИ сообщения о предполагаемых планах будущего коалиционного правительства Израиля по аннексии в ближайшие месяцы части территорий Западного берега р.Иордан, включая Иорданскую долину. 

Подобные намерения вызывают закономерную озабоченность и неприятие палестинской стороны.  Россия, как и представители других стран, выступающих за двугосударственное решение палестино-израильского конфликта, разделяет опасения, что реализация упомянутых планов может подорвать перспективу создания независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства. 

При этом исходим из необходимости последовательно придерживаться общепризнанной международно-правовой  базы ближневосточного урегулирования, включая соответствующие резолюции СБ и ГА ООН. Призываем израильтян и палестинцев к скорейшему возобновлению прямых переговоров, нацеленных на согласование взаимоприемлемых развязок по всем имеющимся спорным вопросам. 

Назад к оглавлению

 

О попытках США по продвижению межафганского диалога

 

Отмечаем попытки США не допустить срыва прямого межафганского диалога, которые выражаются в участившихся в последнее время контактах с лидерами ключевых афганских общественно-политических объединений, руководством политофиса Движения талибов в Дохе, военно-политическим руководством Пакистана. Цель Вашингтона вполне понятна – скорее начать межафганский переговорный процесс, что позволит приступить к полномасштабному завершению афганской военной кампании, от которой США и их союзники уже давно устали.

Однако реализовать эту цель представляется вряд ли возможным без решения вопроса кризиса власти в Кабуле, возникшего в результате откровенного провала прошлогодних президентских выборов в ИРА. Действующее афганское руководство к тому же откровенно тормозит выполнение ключевого условия начала межафганского диалога – обмена пленными с талибами.

Не можем не отметить в этой связи, что к нынешнему обострению политического противостояния в Кабуле приложили руку сами американцы, фактически признавшие победу одного из политиков на президентских выборах. Это противоречит существующим договоренностям в рамках международного формата «тройки плюс» по Афганистану с участием России, США, Китая и Пакистана, направленным на содействие созданию широкой инклюзивной основы нового правительства в ИРА.

Российская сторона призывает к скоординированным действиям ключевых международных игроков по содействию выходу из сложившегося тупика, нахождению политических решений в интересах всего афганского народа, подлинного мира на афганской земле, стабильности в регионе.

Назад к оглавлению

 

О ежегодной встрече Межучрежденческой целевой группы ООН по Чернобылю в формате видеоконференции

 

24 апреля с.г. в Нью-Йорке в формате видеоконференции состоится ежегодная встреча Межучрежденческой целевой группы ООН по Чернобылю, которая будет приурочена к очередной годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Актуальность этой работы еще раз показал пожар в зоне отчуждения вокруг станции.

Высоко оцениваем деятельность этой структуры. МЦГ была учреждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/190 в 1990 г. для укрепления взаимодействия между структурами системы ООН в деле уменьшения и преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С 2004 г. функции координатора работы Группы возложены на Администратора ПРООН. В её работе участвуют еще более 12 международных организаций, которые вносят весомый вклад в минимизацию последствий чернобыльской катастрофы и реабилитацию затронутых территорий и пострадавшего населения.

ПРООН осуществляет проекты в области развития устойчивой энергетики, поддержки бизнеса и защиты интересов наиболее уязвимых групп населения. МАГАТЭ оказывает содействие в утилизации ядерных отходов. ЮНИСЕФ следит за физическим и психологическим здоровьем детей и молодежи, разрабатывает учебные программы в области безопасности жизнедеятельности, а также осуществляет мониторинг ситуации в сфере здорового и сбалансированного питания. ВОЗ отвечает за оказание медицинской помощи чернобыльцам и ликвидаторам аварии.

По данным ООН, благодаря координируемым МЦГ усилиям реализовано порядка 4 тыс. проектов технического содействия, которые затронули 7 млн чел., в пострадавшие регионы привлечено порядка 18 млрд долл.США инвестиций.

Во встрече примут участие представители Белоруссии, России и Украины, как наиболее пострадавших стран, а также основных государств-доноров МЦГ. Стороны оценят прогресс, достигнутый в течение 2019 – начала 2020 гг. и наметят основные направления дальнейшей деятельности.

Российские приоритеты в международном сотрудничестве на чернобыльском направлении заключаются в следующем: совершенствование системы радиационной безопасности населения, развитие устойчивого сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения, создание условий по возврату загрязненных территорий к нормальной жизнедеятельности.

Страны «чернобыльской тройки» являются координаторами взаимодействия на чернобыльском направлении пострадавших в результате аварии государств на площадке ООН и играют ключевую роль в определении дальнейших направлений работы МЦГ.

Готовы к сохранению трехстороннего формата взаимодействия (Россия, Белоруссия, Украина) по чернобыльскому досье, в том числе открыты к контактам с Киевом. Однако это возможно только в том случае, если взаимодействие будет по-прежнему носить неполитизированный характер и будет ориентировано на практическое решение реальных проблем пострадавших в результате аварии людей.

Назад к оглавлению

 

О ситуации вокруг обвиняемого в шпионаже П.Уилана

 

Обратили внимание на слова Посла США в Москве Дж.Салливана. 13 апреля он критически высказался в отношении суда над гражданином четырех западных стран П.Уиланом. Он въехал на территорию России по американскому паспорту с туристической визой, а 29 декабря 2018 г. был задержан в Москве с поличным при осуществлении шпионской деятельности. 

Дело обвиняемого в настоящее время рассматривается Московским городским судом. К сожалению, он сам на полгода затянул ознакомление с судебными материалами – читал он их не спеша, с сентября прошлого года по март нынешнего. Теперь в ход процесса, который стартовал 30 марта, вносит существенные коррективы эпидемия коронавирусной инфекции. Она распространилась, как мы все знаем, по всему миру. Из-за введенных в Москве карантинных ограничений заседания приходится переносить на более поздний срок. Тем не менее, судопроизводство ведется в строгом соответствии с российским законом, с соблюдением всех требуемых процессуальных норм. 

Одновременно, как мы уже сообщали об этом, П.Уилан получает необходимую квалифицированную лечебную помощь – как от врачей следственного изолятора, где он содержится, так и от специалистов других московских медицинских учреждений. Я хотела бы напомнить, что ранее по просьбе обвиняемого в одной из городских больниц для него было организовано обследование и назначено медикаментозное лечение имеющегося заболевания.

Ему даже предлагали провести небольшую хирургическую операцию, которая ему, с точки зрения медиков, была бы полезна, но он сам от этого отказался. 

Я хочу напомнить о том, что все эти заявления американской стороны мы будем сопровождать фактами. И чем больше будет заявлений относительно П.Уилана, тем больше фактов мы будем предоставлять. И одновременно будем всегда следить за тем, чтобы каждое заявление американского посольства в Москве, Госдепа и по теме П.Уилана, и по другим аналогичным темам сопровождалось нашим напоминанием о том, в каких по-настоящему нечеловеческих условиях содержатся российские граждане в американских тюрьмах, которые не получают вообще ничего. Не то, что предложение об операции, лечении или обследовании в местных, не тюремных клиниках. Они месяцами не могут добиться посещения врачей при том, что у них повышается температура и обостряются очень серьезные заболевания.

Назад к оглавлению

 

О заявлении пресс-секретаря Европейской внешнеполитической службы касательно «дела Ю.Дмитриева»

 

Еще одно заявление 9 апреля сделала Европейская внешнеполитическая служба. В этом заявлении содержится призыв к российским властям освободить Ю.Дмитриева и амнистировать иных заключенных в связи с пандемией коронавируса.

Я оставлю за скобками тот факт, что есовская сторона в очередной раз грубо вмешивается в компетенцию российских судебных инстанций. Также не буду углубляться в то, что ни слова не сказано о сути предъявленных Ю.Дмитриеву обвинений, а речь идет о насильственных действиях сексуального характера против несовершеннолетнего лица. Об избирательности внимания наших партнеров к отдельным сюжетам нам хорошо известно.

Поражает другое. В условиях глобального эпидемиологического кризиса, когда всем очевидна необходимость проявления международной солидарности и отказа от политизированных подходов, еврочиновники считают допустимым эту тему наоборот заострять и политизировать ее дополнительно.

Такие нравоучения в адрес России касательно того, как следует обеспечивать работу пенитенциарной системы в условиях пандемии, выглядят особенно неуместно на фоне ситуации в этот же самый момент в самой Европе. Во многих странах-членах ЕС крайне остро стоит проблема «перенаселенности» тюрем, а попытки «разгрузить» их за счет амнистии предпринимают лишь единицы. В этом смысле мы исходим из того, что каждое государство должно заниматься этой проблемой самостоятельно. Если государству потребуется помощь, оно должно об этом сказать. Но, в любом случае, лезть с советами к другим странам, когда у самих ситуация крайне неблагополучная, мы считаем неуместным. Ни в одной из есовских стран амнистия и иные послабления не распространяются на лиц, совершивших тяжкие преступления, к которым относятся и преступления, вменяемые Ю.Дмитриеву.

Если же наши партнеры всерьез обеспокоены вопросами содержания заключенных в третьих странах, то предлагаем им перенаправить свою энергию в более конструктивное русло. В частности, озаботиться положением российских граждан, которые в свое время – зачастую по надуманным основаниям – были экстрадированы из ЕС в США. Вы в общем-то несете за них ответственность. Вы их выдали Соединенным Штатам Америки. Так уточните, как они там содержатся. А если у Вас нет материалов, мы их Вам предоставим.

Я повторю, они содержатся в американских тюрьмах в ужасающих условиях. Многие из них имеют серьезные проблемы со здоровьем, причем на протяжении многих лет, нуждаются в медицинской помощи, которая им в принципе не оказывается. Мы постоянно призываем американские власти серьезно отнестись к этой проблеме, но также считаем, что дополнительные призывы со стороны ЕС в адрес США по этому поводу были бы более чем уместными. 

Назад к оглавлению

 

О комментарии Европейской внешнеполитической службы в связи с началом весеннего призыва в Крыму и Севастополе

 

Европейская внешнеполитическая служба (ЕВС) отметилась очередным критическим комментарием в адрес России. На этот раз в качестве повода было избрано начало весеннего призыва в Крыму и Севастополе.

Сложно сказать, почему эта тема привлекла внимание ЕВС. Очень может быть, нашим европейским коллегам, которые остались на дежурстве в соответствующих подразделениях дипслужбы ЕС в этот непростой период, попросту больше нечем заняться. Это очень странно, что в этом году в принципе обратили на это внимание.

Я напомню, что правовой основой воинской обязанности и военной службы в нашей стране является Конституция Российской Федерации. Незнание этой специфики нашими партнерами, конечно, простительно. Евросоюз, как известно, до сих пор не обзавелся конституцией – ее проект был отвергнут избирателями на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году.

Раз есть в данном случае пробелы, я напомню, что Статья 59 Основного Закона нашей страны гласит: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Жители Крыма и Севастополя, подавляющее большинство которых еще в 2014 г. добровольно получили российское гражданство, несут военную службу наравне с представителями других регионов нашей Родины.

Назад к оглавлению

 

О задержании в т.н. «рыбоохранной зоне» Шпицбергена российского рыболовного траулера «Борей»

 

2 апреля Береговой охраной Норвегии в т.н. «рыбоохранной зоне» Шпицбергена был задержан российский рыболовный траулер «Борей». МИД России направил Посольству Норвегии в Москве ноту. В ней заявлено, что подобные действия норвежских властей вызывают серьезную озабоченность.

Наша позиция о непризнании т.н. «рыбоохранной зоны» вокруг Шпицбергена неоднократно доводилась до сведения норвежской стороны. Мы об этом публично говорили. Полагаем, что практика задержаний норвежской Береговой охраной иностранных судов в т.н. «рыбоохранной зоне» находится в русле политики Норвегии на неправомерное расширение своих прав в районе архипелага вопреки положениям Договора о Шпицбергене 1920 года. В год 100-летнего юбилея этого документа мы призываем Осло неукоснительно следовать духу и букве договора, в основу которого положена идея международного сотрудничества и взаимного уважения прав и законных интересов государств-участников Договора.

Норвежской стороне хорошо известна наша готовность применять национальные полномочия в отношении российских рыболовных судов в случае поступления от норвежских компетентных властей информации о допущенных нарушениях.

Ожидаем от Осло конструктивного подхода и тесного взаимодействия в целях урегулирования подобных инцидентов, в том числе в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.

Назад к оглавлению

 

Об открытии выставки, посвященной 75-летию дипотношений между Россией и Гватемалой

 

19 апреля исполняется 75 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Гватемалой. История двустороннего сотрудничества насчитывает немало ярких страниц и пронизана духом взаимного уважения и симпатии.

Обычно в связи с такими знаковыми датами Министерство реализует ряд крупных выставочных мероприятий. Однако, принимая во внимание текущую ситуацию с пандемией, на этот раз тематическая экспозиция, а она включает основополагающие документы и редкие исторические кадры, будет подготовлена в электронном виде и размещена на официальном сайте МИД России и на других ресурсах, в частности, на официальных аккаунтах МИД России в социальных сетях.

Мы приглашаем всех желающих ознакомиться с выставкой. Мы ее еще аннонсируем дополнительно. 

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать призыв депутатов шведского Риксдага от Партии центра К.Лундгрен и М.Эка «работать над возобновлением антироссийских санкций» в Парламентской ассамблее Совета Европы?

Ответ: Этот призыв вызывает недоумение и сожаление, если говорить дипломатическим языком.

Точный диагноз этому заявлению уже поставил наш Постоянный представитель при Совете Европы (СЕ) И.Д.Солтановский, в частности, в интервью РИА «Новости» 10 апреля с.г. (https://ria.ru/20200410/1569847266.html).

Стремление некоторых политиков закрепить конфронтационную повестку дня в страсбургской Организации неприемлемо и, между прочим, еще и глупо. Особенно сегодня, потому что всем европейским государствам нужно сплотиться для преодоления вызовов, которые связаны с пандемией.

Хотели бы также отметить, что упомянутые депутаты даже не являются членами шведской делегации в ПАСЕ. К.Лундгрен потеряла свой мандат еще в начале 2019 г., а у М.Эка его никогда и не было. Более того, Партия центра, получившая в Риксдаге менее девяти процентов мест, в настоящее время вообще не имеет своих представителей в Ассамблее. Напротив, члены шведской делегации от правящей Социал-демократической рабочей партии в июне 2019 г. в полном составе проголосовали за восстановление полномочий российских парламентариев. Все это наводит на мысль об использовании упомянутыми политиками «российской темы» во внутриполитических целях и для привлечения к себе внимания СМИ. Свою «минуту славы» они получили, но это «антиминута славы».

Что касается возможности «возобновления» в ПАСЕ санкций против России, хотела бы напомнить, что согласно Уставу, только Комитет министров СЕ вправе ограничивать представительство государств-членов. Поэтому мы категорически против оспаривания в ПАСЕ прав национальных делегаций по политическим основаниям. Считаем это незаконным. Как известно, именно такие неправомерные решения Ассамблеи в отношении российской делегации в 2014-2015 гг. привели к глубокому кризису самого СЕ, поставили под угрозу его общеевропейский характер. После создания в феврале с.г. трехсторонней (Комитет министров – Парламентская ассамблея – Генеральный секретарь) процедуры реагирования на грубые нарушения странами-членами их уставных обязательств ожидаем от ПАСЕ окончательного отказа от самоприсвоенных полномочий по ограничению прав делегаций. Только таким образом Регламент Ассамблеи будет приведен в полное соответствие с Уставом СЕ, а также буквой и духом договоренностей Хельсинкской министерской сессии Комитета министров в мае 2019 г.

Мы уже не раз подчеркивали: Россия готова участвовать в работе ПАСЕ исключительно на равноправной основе. Любые попытки ее дискриминации по политическим мотивам чреваты новым кризисом в Совете Европы с трудно предсказуемыми последствиями. Всем достаточно сложно было выйти из предыдущего кризиса, и работа была проделана колоссальная, причем она затянулась на несколько лет. Зачем повергать эту структуру в новый кризис, совершенно непонятно.

Показательно, что 29 января с.г. Ассамблея, как и в июне 2019 г., с более чем двукратным перевесом приняла резолюцию, подтвердившую полномочия российских парламентариев в полном объеме. Большинство поправок, вброшенных русофобскими силами с целью включить в документ обвинения России в невыполнении обязательств перед СЕ, были отклонены. Более того, руководитель российской делегации, заместитель Председателя Государственной Думы нашей страны П.О.Толстой был избран вице-спикером ПАСЕ. Все это убедительно подтверждает, что за последний год в страсбургской Организации сложилось и сохраняется здравомыслящее большинство. Оно осознает необходимость диалога с нашей страной, не желает повторения в СЕ системного кризиса прошлых лет и не намерено идти на поводу у русофобского меньшинства.

Нельзя не согласиться с Генсекретарем СЕ М.Пейчинович-Бурич, заявившей в ходе выступления 10 апреля с.г. на онлайн-форуме «Законы коронавируса» в рамках Петербургского международного юридического форума, что в условиях пандемии жизненно необходима солидарность между странами-членами Организации. По ее словам, главным уроком Великой Победы над нацизмом – этой теме она уделила значительное внимание – стало достижение большего взаимопонимания и единства на европейском континенте путем продвижения сотрудничества и взаимопомощи для решения общих проблем. Ответственные представители государств-членов СЕ не должны забывать, что именно это является главной целью Организации. Все это юридически закреплено в статье 1 ее Устава.

Можем присоединиться и к прозвучавшему на упомянутом онлайн-форуме призыву Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведева к международному сообществу о необходимости в условиях пандемии в полной мере осознать ответственность за положение дел в мире, объединить усилия, отложить в сторону текущие политические разногласия, отказаться от санкционных и дискриминационных практик в международных отношениях.

Назад к оглавлению

Вопрос: За последние дни дважды прошли телефонные переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с азербайджанским коллегой. В ходе переговоров обсуждались возможные дальнейшие шаги по нагорно-карабахскому урегулированию с учетом предложений представителей России, США и Франции в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Можно ли таким образом говорить о том, что и сейчас работа по нагорно-карабахскому урегулированию продолжается, несмотря на коронавирус. Какие шаги в этом направлении и как скоро возможны?

Ответ: Действительно, несмотря на коронавирус, работа по НКУ продолжается. Были упомянуты в вопросе телефонный разговор Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъяровым. Ранее, 8 апреля, состоялся разговор и с армянским коллегой З.Г.Мнацаканяном. Рассматривались, в том числе и вопросы, связанные с урегулированием.

Регулярные контакты со сторонами поддерживают сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция, США), а также Личный представитель Действующего Председателя ОБСЕ посол А.Каспржик. В центре внимания продолжающейся серии консультаций находятся тема коронавирусной инфекции и ее воздействия на переговорный процесс, а также некоторые вопросы НКУ. Обсуждается ситуация на границе и линии соприкосновения.

Более подробную информацию о посреднической активности сопредседателей можно почерпнуть из их совместного заявления от 19 марта с.г., размещённого на сайте ОБСЕ.

Назад к оглавлению

Вопрос: Телефонные переговоры С.В.Лаврова с азербайджанским коллегой были посвящены борьбе с коронавирусной инфекцией. Как Вы оцениваете эффективность сотрудничества в этом направлении, какие меры предпринимаются, какие вопросы требуют скорейшего разрешения?

Ответ: Действительно, вопросы координации усилий двух наших стран в противодействии новой коронавирусной инфекции и ее социально-экономическим последствиям в настоящее время являются важной темой двусторонней повестки. Между Россией и Азербайджаном налажено тесное взаимодействие в этой сфере. Тема несколько раз обсуждалась главами правительств двух стран – М.В.Мишустиным и А.И.Асадовым, министрами иностранных дел С.В.Лавровым с Э.М.Мамедъяровым. В контакте находятся профильные ведомства России и Азербайджана.

С начала марта текущего года российская сторона передала Азербайджану 120 наборов тест-систем (они предполагают 12 тыс. исследований) для лабораторной диагностики вируса. Мы готовы и далее оказывать партнерам необходимую помощь.

Москва и Баку плотно сотрудничают в вопросе возвращения на Родину граждан наших стран. Мы признательны азербайджанской стороне за содействие в этом вопросе.

Назад к оглавлению

Вопрос: На уходящей неделе сложилась сложная ситуация с лесными пожарами в районе Чернобыля на Украине. Огонь подходил практически вплотную к саркофагу Чернобыльской АЭС. По некоторой информации сейчас тоже продолжается тление древесины. Контактируем ли мы с Киевом по данному вопросу?

Ответ: Мы отслеживаем ситуацию с лесными пожарами. Я уже упоминала эту тему сегодня. Речь идет о районе Чернобыля. На данный момент просьб от украинской стороны об оказании какого-либо содействия нам не поступало. В случае, если украинские коллеги направят нам соответствующее обращение, будем готовы его рассмотреть по традиционной дипломатический практике.

Назад к оглавлению

Вопрос: Генеральный секретарь ООН поддержал инициативу Премьер-министра Пакистана Имран-хана по списанию долгов бедным и развивающимся странам в свете сложившейся непростой международной ситуации из-за пандемии коронавируса. Как Россия оценивает подобное гуманитарное предложение?

Ответ: Проблема облегчения долгового бремени в условиях пандемии коронавируса и общего ухудшения ситуации в мировой экономике, безусловно, находится в фокусе внимания ведущих международных объединений и финансовых организаций и, соответственно, Россия как их полноправный участник также отслеживает это направление.

15 апреля в качестве одной из мер поддержки стран с низкими доходами «Группа двадцати» и Парижский клуб одобрили инициативу о временном приостановлении выплат по обслуживанию долга этой категорией государств перед всеми официальными двусторонними кредиторами. Решением о временной заморозке выплат по обслуживанию долга для запросивших льготу беднейших стран предусматривается использование сэкономленных средств на поддержку их социальной сферы и системы здравоохранения.

Будучи страной-членом Международного валютного фонда, также приветствуем утвержденное Фондом облегчение долгового бремени для 25 стран, в рамках которого в течение следующих шести месяцев «беднейшим и наиболее уязвимым государствам-членам» будут предоставлены гранты для покрытия их долговых обязательств перед данным международным финансовым институтом за счет донорских ресурсов.

Кроме того, сегодня состоится заседание Комитета по развитию МВФ и Всемирного банка, в котором также примет участие представитель России. Ожидается, что будет рассмотрен призыв к Группе Всемирного банка изучить возможность заморозки выплат по обслуживанию долга беднейших стран.

В этой связи полагаем, что реализация высказанной Имран-ханом инициативы оказала бы положительное воздействие на социально-экономическое положение в развивающихся государствах, в которых быстрое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 накладывается на традиционно существующие экономические проблемы, прежде всего связанные с высоким уровнем закредитованности национальных экономик.

Назад к оглавлению

Вопрос: Вопрос о российских оценках назначения нового Премьер-министра Ирака Мустафи аль-Казими начинается с того, что Тегеран приветствовал назначение нового Премьер-министра Ирака Мустафи аль-Казими. Речь также идет о неких консервативных кругах Ирана, у которых есть ряд опасений. Здесь сказано много всего. Непосредственно вопрос  формулируется так:

Начнут ли американцы при новом Премьер-министре Ирака свою анонсированную спецоперацию против шиитских проиранских сил в Ираке, чтобы минимизировать иранское влияние в этой стране и заодно остановить процесс вывода своих войск из Ирака, обезопасить свое присутствие в Сирии и иметь возможность повлиять на ситуацию в Афганистане?

Ответ: Выражаем надежду на стабилизацию внутриполитической обстановки в Ираке, которой должно способствовать скорейшее завершение процесса формирования нового национального правительства. Исходим из того, что с этой задачей успешно справится выдвинутый на пост Премьер-министра Ирака Мустафа Каземи, которого, по имеющейся информации, готово поддержать большинство фракций иракского парламента – Совета представителей.

Убеждены, что вопросы дальнейшего пребывания на иракской территории иностранных воинских контингентов, включая войска США, будут решаться сторонами на основе диалога при безусловном уважении суверенитета и целостности Ирака.

Считаем неприемлемыми попытки использования иракской территорией в качестве арены для сведения счетов между другими странами. Мы полагаем, что подобные действия противоречат международному праву, нарушают суверенитет Ирака и наносят ущерб его национальным интересам.

***

Прощаюсь с вами до следующего раза. Мне кажется, нам стоит всем теперь добавлять фразу: «Желаю вам здоровья».

 

Назад к оглавлению

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска