Выступления Министра

12.04.2117:50

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Арабской Республики Египет С.Шукри, Каир, 12 апреля 2021 года

  • en-GB1 ru-RU1
Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего хочу выразить признательность египетским друзьям за гостеприимство и прекрасную организацию нашего визита. Сегодня утром состоялись обстоятельные переговоры с Президентом Арабской Республики Египет А.Сиси. Только что провели очень полезную встречу с моим коллегой и другом, Министром иностранных дел Египта С.Шукри.

Выразили обоюдное удовлетворение тем, как развиваются наши отношения. Они получили новое качество. 10 января с.г. вступил в силу Договор о всестороннем партнёрстве и стратегическом сотрудничестве между Россией и Египтом, который был подписан в 2018 г. в ходе визита Президента А.Сиси в Российскую Федерацию.

Подробно проанализировали состояние двусторонних отношений во всех областях. Отметили, что несмотря на ограничения, вызванные коронавирусной инфекцией, у нас сохраняется нацеленность на соблюдение всех договоренностей, достигнутых между нашими ведомствами, министерствами о проведении контактов, нацеленных на реализацию практических проектов в различных областях. 

Важную роль отводим Совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Очередное, 13-е заседание должно состояться в Российской Федерации в этом году.

Рассмотрели в рамках подготовки к заседанию комиссии ход реализации крупных совместных проектов. Прежде всего, сооружение атомной электростанции и создание Российской промышленной зоны в Египте. Подчеркнули значимость уже осуществляемых планов в таких сферах, как транспортная инфраструктура, в т.ч. участие наших компаний в модернизации отдельных участков железнодорожной сети Арабской Республики Египет.

Планируется очередной раунд переговоров о заключении соглашения между Евразийским экономическим союзом и Египтом о создании зоны свободной торговли. Здесь налицо прогресс. Россия активно поддерживает продвижение работы на этом направлении.

Есть у нас и хорошие планы в сфере культурных, образовательных обменов. В мае будет объявлен российско-египетский Год гуманитарного сотрудничества. Договорились продолжать сотрудничество в рамках механизма «2+2», который объединяет министров иностранных дел и министров обороны наших двух стран.

Обсудили вопросы, связанные с дальнейшим развитием контактов между людьми. Рассчитываем, что пандемические ограничения не сильно повлияют на возобновление этих контактов в текущем году. Говорили о важности такой составляющей нашего стратегического взаимодействия, как координация внешнеполитической деятельности. У нас совпадающие или очень близкие позиции по большинству региональных и глобальных проблем. Выступаем за урегулирование всех конфликтов исключительно мирными способами, в т.ч. на Ближнем Востоке и Севере Африки и на основе международного права. Договорились продолжать тесный диалог по всем этим вопросам в ООН и на других международных площадках.

Подробно говорили о положении дел в палестино-израильском урегулировании, приветствуя нормализацию отношений ряда арабских стран с Израилем. Считаем необходимым не допустить придание забвению приоритетности палестинской проблемы. В этой связи обсуждали возобновление работы «квартета» международных посредников. Российская позиция, которая уже на протяжении многих лет нами отстаивается, была поддержана египетскими друзьями. Я имею в виду необходимость также подключить к работе «квартета», в который, как известно, входят Россия, Соединённые Штаты, Евросоюз и ООН представителей арабского мира. И в таком составе создавать условия для возобновления прямых переговоров. Особую роль в этой работе  уделяем необходимости продвижения принципов, закрепленных в Арабской мирной инициативе, в своё время инициированной Королевством Саудовская Аравия.

Из других конфликтных ситуаций подробно говорили о Ливии. С удовлетворением отметили некоторую стабилизацию военно-политической ситуации, что создает благоприятные условия для восстановления единства страны. Выступаем за выполнение всех тех решений, которые были приняты самими ливийцами и в Женеве, и затем в Ливии по вопросам организации переходного процесса и подготовки к референдуму по Конституции и выборам новых органов власти. Как и Египет, считаем важным выполнять всё, о чём условились на заседаниях военного комитета, т.н. комитета «5+5».

В отношении ситуации в Сирии у нас единая позиция о необходимости строгого и полного выполнения резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, сохранения политического единства, территориальной целостности и суверенитета Сирийской Арабской Республики и уважения права ее граждан самим определять будущее своей страны.

Поделились нашими оценками работы в «Астанинском формате», рассказали о тех усилиях, которые предпринимаем в интересах обеспечения большей эффективности деятельности Конституционного комитета в Женеве. Считаем, что особое значение на нынешнем этапе имеет оказание сирийцам помощи в преодолении последствий многолетнего вооружённого конфликта и оказания им содействия в том, чтобы восстановление элементарной гуманитарной и экономической инфраструктуры не тормозилось незаконными односторонними санкциями, направленными буквально на удушение сирийского народа в надежде на то, что это приведёт к т.н. «смене режима».

Высказались за скорейшее создание условий для возвращения беженцев. В России считают контрпродуктивными и недальновидными попытки финансировать лагеря беженцев, созданные на территории соседних с Сирией стран вместо того, чтобы направлять средства для создания условий для  возвращения беженцев к родным очагам.

У нас общее мнение о необходимости предпринять дополнительные усилия по стабилизации обстановки в районе Персидского залива, а также по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.

Говорили мы о ситуации на переговорах между Египтом, Суданом и Эфиопии в том, что касается проблем с сооружением плотины «Возрождение». Позиция России хорошо известна. Убеждены, что только решение, которое будет согласовано всеми заинтересованными сторонами и будет обеспечивать их законные права, законные права их народов, может быть эффективным. Будем всячески способствовать созданию условий для такого урегулирования.

Обменялись мнениями о развитии отношений между Россией и Лигой арабских государств. Сейчас мы готовим очередной форум партнёрства между Россией и ЛАГ.

Также говорили о работе, которая проводится во исполнение решения первого в истории саммита Россия-Африка, состоявшегося в октябре 2019 г. в Сочи. На 2022 г. намечен второй саммит. Сегодня обсудили, как наиболее эффективно подготовиться к этому историческому событию.

Ещё раз хочу подчеркнуть удовлетворение итогами переговоров. Рассчитываем на продолжение работы с нашими египетскими друзьями по развитию сотрудничества и по двусторонней повестке дня, и в международных делах.

Вопрос (перевод с арабского): Плотина «Возрождение» – большая проблема. В 2019 г. Вы участвовали в технической экспертизе. Есть ли у Российской Федерации видение, как решить проблему для того, чтобы поддержать три государства в целях подписания соглашения, учитывая, что последние переговоры прошли без результатов?

С.В.Лавров: Этот вопрос давно ставится нашими египетскими друзьями. Искренне заинтересованы в его урегулировании. Сделать это можно исключительно в составе трех заинтересованных государств. Все остальные должны создавать для этого необходимые благоприятные условия.

В свое время наше руководство предложило вовлечённым в этот спор странам техническую экспертизу, прежде всего снимки из космоса и анализ экспертов в водно-энергетической сфере. Это было передано. Мы не претендуем на другие роли. Нас не приглашали в посредники. В посредники приглашались США, ЕС, ООН и Африканский союз (АС). Я считаю, что это очень важно, потому что АС – структура, где представлены все три участника процесса и где должна проявиться традиция решать африканские проблемы усилиями самих африканских стран. Мы активнейшим образом не только в этом случае, но и по любому другому вопросу, включая конфликты, сохраняющиеся в Африке, поддерживаем принцип: африканским проблемам – африканское решение.

Вопрос (С.В.Лаврову): Обсуждался ли вопрос призыва к возвращению Сирии в ЛАГ после Вашего визита в страны Персидского залива? Эти призывы по сей день остаются только призывами. Какие фактические шаги (может быть, Вы что-то слышали от арабских коллег) необходимо предпринять, чтобы этот вопрос продвинулся?

С.В.Лавров: Могу подтвердить, что мы твёрдо убеждены в необходимости для Сирии вернуться в арабскую семью, полностью восстановить свое участие в ЛАГ.

Такой вопрос не решишь в одночасье с учетом накопившихся за многие годы противоречий и эмоций. Чувствуем, что наши последовательные призывы создать условия для его решения, находят все более заинтересованный и позитивный отклик. Могу подтвердить, что именно такие выводы мы вынесли из недавнего визита в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар.

Сегодня тоже об этом подробно говорили. Считаю, что здесь главное, чтобы обе стороны – ЛАГ и САР – осознали коренные преимущества восстановления членства Сирии в этой панарабской организации. Если эти преимущества осознаются (а я услышал от всех моих собеседников, что это именно так), все остальное – дело дипломатической техники. Арабская дипломатия известна своей эффективностью, поэтому мы можем рассчитывать на урегулирование вопроса. Надеюсь, достаточно быстро.

Вопрос (перевод с арабского): На данный момент наблюдается сближение позицией между Россией и Египтом по разным региональным вопросам. Каковы Ваши усилия в разрешении конфликтов в Ливии и Ливане? Какова позиция России по инициативе вывода боевиков и наемников из Ливии? Вы ее поддерживаете? Что Вы можете предложить в этом направлении?

С.В.Лавров: Предлагать ничего не надо. Мы, как и Египет, поддерживаем договорённости, достигнутые сначала на Женевской встрече, где состоялись выборы должностных лиц. Потом переходное правительство Ливии было одобрено парламентом в Тобруке. Также поддерживаем решения Совместного военного комитета «пять плюс пять». Уверен, Вы с ними знакомы, поэтому тут нечего подробно рассказывать.

С.В.Лавров (добавляет после С.Шукри): Мы считаем, что проблему Ливана и нынешний политический кризис можно решить исключительно силами самого ливанского народа с обязательным участием всех политических и этноконфессиональных групп, как это было всегда в современной истории этой страны без каких-либо рецептов, навязываемых извне, пусть даже под обещание какой-то финансовой помощи.

Продолжаем работать в этом направлении. Ждем Премьер-министра С.Харири в Российскую Федерацию в ближайшие дни. Также будем принимать в Москве представителей других ведущих политических сил этой страны. Будем их призывать осознать ответственность перед своим народом, перед своей страной и сформировать правительство, которое будет отражать баланс интересов всех частей ливанского общества.

Вопрос: СМИ и различные эксперты связывали недавнюю поездку президента Украины В.А.Зеленского в Турцию с продажей Анкарой ударных беспилотников Киеву. Беспокоят ли Россию такие возможные сделки?

С.В.Лавров: Всем ответственным странам, с которыми мы общаемся (Турция – одна из них), настоятельно рекомендуем проанализировать ситуацию, вечные воинствующие заявление киевского режима. Предостерегаем их от того, чтобы они подпитывали эти милитаристские настроения.

Не секрет, что уже в 2014 г. новые киевские власти – путчисты – под воздействием такого рода поощрений после того, как был организован антиконституционный государственный переворот, осуществили агрессию против собственного народа. Когда представители администрации В.А.Зеленского заявляют, что Киев ничего не планирует в Донбассе, потому что не может воевать с собственным народом, это неправда. После «революции достоинства», которая на самом деле была антиконституционным путчем, Киев нападал на свой народ и с тех пор ведет против него войну, объявив собственных граждан террористами. Хотя жители Донбасса ни на кого на остальной территории Украины не нападали. Они просто попросили оставить их в покое и дать им разобраться, что происходит, когда власть в Киеве захватили неонацисты, которые тут же выступили против прав русскоязычного населения своей страны.

Надеюсь, что эту историю помнят, в том числе и в тех странах, которые обсуждают с Украиной возможности поставок ей того или иного военного оборудования.

Вопрос: Можно ли говорить, что планы Вашингтона о проходе военных кораблей в Черное море «подливают масла в огонь», а действия США в этой ситуации создают дополнительную напряженность для обстановки на Востоке Украины? Поддерживала ли Россия контакты с США? Если да, то на каком уровне? Призвали ли мы американцев действовать более прозрачно на этом направлении?

С.В.Лавров: Что касается военной активности США, включая походы кораблей в Черное море, это происходит регулярно. Сейчас это делается особенно напористо, сопровождается агрессивной риторикой. Задаются вопросы: что делает Российская Федерация на границе с Украиной? Ответ очень простой: мы там живем, это наша страна. А вот вопрос, что делают США в виде своих кораблей, военнослужащих, которые постоянно организуют какие-то мероприятия по линии НАТО на Украине, в тысячах километров от своей собственной территории, пока остается без ответа.

Мне кажется, уроки 2014 г. должны были быть извлечены. К сожалению, это пока не так. Мы не наблюдаем подтверждения этой истины, усвоенной – мы надеялись – всеми теми, кто поощрял антироссийские, русофобские настроения украинского руководства и отсутствие какого-либо желания у прошлого и нынешнего правительства в Киеве выполнять международно-правовые договоренности, закрепленные резолюцией Совета Безопасности ООН, одобрившей Минские соглашения. Это может плохо кончиться, потому что в погоне за восстановлением своего рейтинга нынешний киевский режим вполне может сорваться на безрассудные действия.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные