Публикатор

16.03.2122:24

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО А.В.Шульгина на 96-й сессии Исполнительного совета ОЗХО (Право на ответ), Гаага, 9 марта 2021 года

489-16-03-2021

В связи с заявлениями ряда делегаций, коллективными демаршами группы 44 стран, а также от имени Европейского союза относительно мнимого «отравления» российского блогера А.Навального неким боевым отравляющим веществом хотели бы высказать нашу принципиальную позицию по поводу подобных вбросов в ОЗХО.

Категорически отвергаем выдвигаемые в ультимативной форме требования к России раскрыть и объяснить все обстоятельства произошедшего с А.Навальным. Российская Федерация для этого задействовала все возможные механизмы, включая положения Конвенции о запрещении химического оружия. Генеральная прокуратура России незамедлительно запросила у Германии, а также Франции и Швеции все данные о результатах проведенных исследований, включая передачу нам всех имеющих отношение к делу доказательств. Но никакой субстантивной информации мы от них так и не получили.

Вместо готовности к диалогу в ход запущены различные нелепые предлоги для отказа в удовлетворении официальных запросов российской стороны. Причем версии причин менялись одна за другой. Сначала германские власти ссылались на то, что информация относительно формулы якобы обнаруженного токсичного вещества засекречена, поскольку ее разглашение позволило бы российской стороне понять, какими знаниями обладает Бундесвер в сфере химического оружия. Затем стали делать упор на то, что А.Навальный запрещает передавать России какие-либо сведения, включающие его персональные данные. Письма федерального ведомства юстиции, позиционируемые германской стороной в качестве ответов на упомянутые российские запросы, являются не более чем формальными и бессодержательными отписками. С такой же ситуацией мы столкнулись при обращении к Парижу и Стокгольму. Нелогичность и непоследовательность действий наших западных партнеров очевидны.

Налицо – сокрытие от России критически важных для запуска расследования данных. На каком же тогда основании предлагается провести тщательное разбирательство? Нам говорят, будто специализированные лаборатории трех стран, а также ОЗХО без сомнения подтвердили факт отравления А.Навального веществом из группы так называемых «новичков». Так дайте нам эти доказательства! Ни в одной стране мира правоохранительные органы не работают по принципу «верьте на слово». Нужны конкретные факты.

Некооперабельность наших европейских партнеров, с которой нам пришлось столкнуться, наводит на мысль о том, что за поднятой вокруг инцидента с А.Навальным шумихой стоит вовсе не стремление прояснить обстоятельства произошедшего, а интерес в оказании политического давления на Россию, введения новой порции санкций против нашей страны. Об этом свидетельствуют, в частности, недавно последовавшие шаги со стороны Брюсселя и Вашингтона.

Не имеют под собой почвы утверждения о якобы имеющихся у нас возможностях по производству химического оружия. Российская Федерация в соответствии с международными обязательствами уничтожила к 2017 году все запасы этого вида оружия массового поражения под строгим международным контролем со стороны ОЗХО. Вместе с тем США, выступающие в роли обвинителей, до сих пор имеют запасы химического оружия и медлят с завершением процесса химической демилитаризации. Абсолютно двуличная позиция: выдумывать проблемы у других стран и не обращать внимания на свои собственные.

Хотели бы расставить все точки над «и» в связи с направленным нами 1 октября 2020 года запросом к Техническому секретариату об оказании технического содействия по п.38 (е) статьи VIII КЗХО. Россия была крайне заинтересована в получении такой помощи. Основную задачу мы видели в том, чтобы совместно с экспертами ОЗХО проанализировать образцы проб, отобранные у А.Навального в Омске, и сравнить их с результатами анализа, полученными по линии ОЗХО. Причем предлагали сделать это общими усилиями, честно и транспарентно. Это позволило бы прояснить главные вопросы: где, каким образом и при каких обстоятельствах в биоматериалах блогера появились обнаруженные за пределами Российской Федерации химические вещества. Однако Технический секретариат, к сожалению, оказался не на высоте положения в этом деле.

Предложения российской стороны по модальностям планировавшегося визита были отклонены. Технический секретариат отказался также раскрыть конкретную формулу вещества, якобы обнаруженного в биоматериалах А.Навального. Предлог – анализ проводился по заказу немцев, вот к ним, мол, и обращайтесь. Германия же упорно уклоняется от сотрудничества, грубо нарушая обязательства по КЗХО. Круг замкнулся. Раз Берлину известно новое отравляющее вещество, которое может быть использовано в качестве оружия, да еще и не входящее в контрольные списки Конвенции, он обязан раскрыть его в ОЗХО.

Вместе с тем Технический секретариат выставил собственные условия взаимодействия, применимые исключительно для проведения расследований о возможном использовании химического оружия. Однако об этом Россия не просила. Мы хотели совместно выяснить, что имеется в пробах А.Навального, не более того. Убеждены, что формулирование параметров технического содействия – прерогатива запрашивающего государства, в данном случае России.

В конечном итоге Технический секретариат так и не удовлетворил нашу просьбу. Это вызывает у нас глубокое разочарование. Подчеркиваем, что российская сторона не отзывала предложение о поездке экспертов ОЗХО в Россию, а лишь констатировала, что с учетом неконструктивного подхода Технического секретариата оно утратило актуальность. Последний, видимо, продолжает выполнять чьи-то политические установки в рамках развернутой вокруг ситуации с А.Навальным евроатлантическими союзниками оголтелой антироссийской кампании. Переписка российской стороны с Генеральным директором на этот счет размещена на сайте Организации. Каждый желающий может с ней ознакомиться и решить, на ком все же лежит ответственность за то, что этот визит не состоялся.

В открытых источниках все чаще появляется альтернативное видение произошедшего с А.Навальным. С сугубо научных позиций специалисты в области медицины и биологии указывают на нестыковки, которые совершенно намеренно игнорируются во всей этой сознательно криминализированной истории. Такие публикации будут весьма интересны представителям не только экспертных кругов, но и всем, кто желает узнать, что же на самом деле произошло в августе 2020 года. К числу таких материалов относится открытое письмо Министру иностранных дел России С.В.Лаврову от работающего в Швейцарии врача-невролога В.В.Козака. С.В.Лавров обратился к Генеральному директору Технического секретариата с просьбой изучить и публично прокомментировать изложенные этим специалистом доводы. К сожалению, реакция Генерального директора на это обращение не привнесла ничего нового в изначально занятую им неконструктивную позицию.

Видим, что желания разобраться в ситуации как не было, так и нет. Зато есть неуемное стремление раздуть эту историю при помощи политико-пропагандистских методов и представить Россию в ложном свете нарушителем международных норм. Подобные приемы хорошо известны из недавнего в исторической ретроспективе прошлого, когда Госсекретарь США размахивал в СБ ООН пробиркой с якобы спорами сибирской язвы, будто бы найденной в Ираке. Все это оказалось грубой ложью, предлогом для развязывания войны в регионе. История, как известно, часто повторяется и в виде такого чудовищного фарса, о чем свидетельствует и провокация с А.Навальным в стиле политической мелодрамы с элементами трагикомедии.

Призываем прекратить заниматься политиканством на гаагской площадке и в других международных организациях в связи с так называемой попыткой «отравления» А.Навального. Пора прекратить напыщенные демарши, противоречащие здравому смыслу. Германия, Франция и Швеция обязаны предоставить российским правоохранительным органам всю запрошенную Генеральной прокуратурой России информацию для того, чтобы надлежащим образом завершить доследственную проверку на наличие признаков возможного преступления в случившемся с А.Навальным и возбуждения при наличии таковых уголовного дела в строгом соответствии с национальным законодательством Российской Федерации. Такого рода обязательства по правовой помощи предусмотрены в п.2 статьи VII КЗХО и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года.

Просим распространить это выступление в качестве официального документа девяносто шестой сессии Совета и разместить его в экстранете и на сайте Организации.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска