Публикатор

25.01.1913:00

Регистр обычных вооружений

Регистр обычных вооружений создан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/36 L от 9 декабря 1991 г. и остается единственным глобальным инструментом транспарентности в области передач обычных вооружений.

Основными задачами Регистра является укрепление доверия в межгосударственных отношениях, снятие озабоченностей государств в сфере военной безопасности и предотвращение дестабилизирующих накоплений оружия.

Регистр состоит из двухуровневой системы транспарентности. Eё основу составляют данные о международных передачах обычных вооружений, предоставляемые на добровольной основе c использованием стандартизированных форм отчетности по семи категориям Регистра. К последним относятся боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты и беспилотные аппараты самолетного типа, боевые вертолеты, военные корабли, ракеты и ракетные пусковые установки (включая подкатегорию переносных зенитных ракетных комплексов).

По усмотрению государств представляются дополнительная справочная информация о закупках вооружений за счет национального производства, военных запасах, а также сведения о поставках легкого и стрелкового оружия (ЛСО).

На фоне тенденции к значительному снижению числа стран, представляющих сведения в Регистр, Россия с 1993 г. ежегодно представляет отчеты о своем экспорте и импорте вооружений (количество поставленной техники по категориям без указания её типов). Порядок предоставления сведений в Регистр ООН определен постановлением Правительства Российской Федерации № 302 от 26 мая 2003 года.

Обзор функционирования Регистра осуществляется на регулярной основе каждые три года Группой правительственных экспертов (ГПЭ) при Генеральном Секретаре ООН. Рекомендации этой группы в 2003 и 2006 гг. по расширению охвата вооружений Регистром, одобренные соответствующими сессиями Генеральной Ассамблеи ООН, касались снижения калибра регистрируемых артиллерийских систем со 100 до 75 мм, водоизмещения регистрируемых кораблей с 750 до 500 метрических тонн, а также включения отдельной подкатегории ПЗРК и передачи дополнительных сведений об ЛСО. По итогам работы ГПЭ в 2013 г. изменения в состав категорий вооружений Регистра не вносились. В 2016 г. ГПЭ рекомендовала технически размещать отчетность по ЛСО в разделе, посвященном основным категориям вооружений Регистра. При этом добровольный принцип представления отчетности остается неизменным. Также принято решение о включении в охват Регистра в качестве подкатегории БПЛА самолетного типа. Резолюцией Генассамблеи ООН 71/44 созыв очередной ГПЭ запланирован на 2019 г.

Россия поддерживает развитие и универсализацию Регистра с учетом законных интересов государств в сфере безопасности. Здесь важную роль играют такие технические аспекты, как: расширение определений, детализация, а также актуализация категорий вооружений. Ключевое значение имеют политическая составляющая Регистра, поддержание и развитие диалога между государствами в целях снятия возникающих озабоченностей фактами дестабилизирующих накоплений оружия.

Общие вопросы международной безопасности и контроля над вооружениями