15:49

Интервью Посла России в Австрии Д.Е.Любинского «МИЦ «Известия», 7 февраля 2023 года

Вопрос: Согласно недавнему опросу «Eurobarometer» лишь каждый четвертый австриец (24%) полностью согласен с санкциями против России. Почему население страны не удалось заставить безоговорочно поддерживать политику Брюсселя?

Ответ: Общественное мнение в Австрии в отношении антироссийских санкций неоднородно, и оно существенно меняется. Всё больше австрийцев понимает, что ограничительные меры отнюдь не наносят России того масштабного ущерба, о котором мечтали в Брюсселе. Венский институт международных экономических исследований подсчитал, что по итогам 2022 года ВВП России сократился на 2,5%, а по многим показателям дела в нашей стране по меньшей мере сопоставимы с положением в ведущих европейских экономиках. Более того, люди ощущают в повседневной жизни, что санкции несут весьма негативные последствия для местной и европейской экономик, рождая целый комплекс проблем в энергетике, инфляцию и так далее. Они уже задаются вопросом а всё ли было сделано и делается правильно, если от рестрикций в итоге страдают сами европейцы?

Эксперты задают вопросы и к юридической базе санкционных решений, и по поводу деградации общей правовой дискуссии в Австрии, где в последнее время под политический заказ готовы подгонять любые рестрикции, не считаясь с нормами международного права. Некоторые юристы полагают здесь, что гипотетическая попытка кого-либо из пострадавших от санкций оспорить их в суде имела бы неплохие шансы на успех. Недоумение вызывает и то, каким образом декларируемый нейтральный статус Австрии вяжется с ее участием в санкционном режиме. Одним словом, сомнений в проводимой линии у жителей Австрии всё больше.

Вопрос: Недавно на выборах в федеральной земле Нижняя Австрия партия евроскептиков получила сенсационный результат, увеличив свой рейтинг на 10%. Уместно ли это связывать с недовольством населения нынешним правительственным курсом? Почему в Австрии столь распространен евроскептицизм?

Ответ: По данным соцопросов, рейтинг популярности правительственной коалиции Австрийской народной партии и «Зеленых» в сумме колеблется в пределе 30%. Недовольство и опасения простых австрийцев вызывает в первую очередь повсеместный рост цен, только усиливаемый санкционным противостоянием, и небывалый приток мигрантов (в 2015 году на волне кризиса в Австрии он составил 89 тыс. человек, в 2022-м – уже 108 тыс.).

Оппозиция дает внятные ответы на эти насущные для населения озабоченности. Она обращает внимание и на другие важные темы. В том числе – на осознанный ползучий отход властей от основополагающего для австрийской государственности принципа постоянного нейтралитета. Отметим, дарованного, а не навязанного, как утверждает канцлер К.Нехаммер, при решающей роли СССР в обмен на восстановление независимости страны. Всё это сказывается на настроениях избирателей. Так что корректнее, видимо, было бы говорить не о популярности евроскептиков как таковых, а сил, готовых отстаивать реальные национальные интересы своей страны вне русофобского мейнстрима в Европе.

Вопрос: Позиция австрийского правительства по поставкам оружия на Украину последовательна. Вена опасается эскалации. Есть ли вероятность, что Австрия рано или поздно отойдет от принципа нейтральности в этом вопросе?

Ответ: Делать прогнозы такого рода – дело неблагодарное. Могу сказать лишь одно: подобный крен со стороны австрийского правительства мог бы иметь весьма серьезные последствия как в международно-правовой, так и внутриполитической плоскости. Ведь как показывают опросы общественного мнения, подавляющее большинство граждан Австрии категорически не согласно с самой возможностью утраты их страной нейтрального статуса. Надеюсь, до этого дело всё же не дойдет.

Вопрос: Могла бы Вена предложить площадку для переговоров России и Украины?

Ответ: К сожалению, мы становимся свидетелями всё большего размывания австрийского суверенитета. Это проявляется и в присоединении страны к незаконным антироссийским санкциям «коллективного Запада», и в оказании помощи киевскому режиму, и в публичных высказываниях руководства страны о безоговорочной поддержке Киева. В ходе своего недавнего заезда на Украину президент А.Ван дер Беллен подчеркнул, что в «политическом измерении» Австрия ни в коем случае не нейтральна – вооружений Украине не поставляет, да и не имеет необходимых, но ни коим образом не будет препятствовать в этом другим. Поэтому нет никаких оснований рассматривать Вену в качестве гипотетического посредника или возможной площадки для проведения переговоров.

Австрия «свою» сторону выбрала. Резкие антироссийские заявления и недавняя безосновательная высылка наших дипломатов – лишнее тому подтверждение. Вена сознательно продолжает сжигать мосты и разрушать наши некогда конструктивные взаимоотношения по сути не задумываясь о последствиях.

Вопрос: Как Австрия справляется с энергокризисом, учитывая, что ее доля зависимости от российского газа была куда выше, чем у других членов ЕС?

Ответ: Сейчас в Австрии стало нормой говорить о зависимости от российского газа как о потенциальной, добавлю, эфемерной угрозе. Хотя еще совсем недавно речь шла о безупречном стратегическом партнерстве в газовой сфере с полувековой историей. Вопреки экономической логике власти ведут дело к сворачиванию энергетического диалога и полному отказу от ставших «токсичными» российских энергоресурсов в недалекой перспективе. В хаотичных попытках вырваться из т.н. газового плена – в частности, путем спешного и весьма дорогостоящего перевода производств на зеленые рельсы, поиска новых поставщиков, призывов к гражданам экономить электроэнергию везде – правительству приходится платить в буквальном смысле высокую цену. При сокращении в январе-октябре 2022 года экспорта на 40% цены на газ выросли на 127%. Закрытие предприятий, волна банкротств, рекордная инфляция, взрывной рост тарифов – расплата за конъюнктурную политику правительства.

Загрузка местных газохранилищ перед отопительным сезоном во многом была обеспечена за счет поставок из Российской Федерации, пусть здесь об этом и предпочитают умалчивать. Доля российского газа в Австрии до сих пор оценивается почти в 50%, несмотря на заверения отдельных политиков о ее снижении чуть ли не до 20%. Выходит, без участия нашей страны справляться с энергокризисом и гарантировать стабильное энергоснабжение всё же не очень получается. А вот рассчитывать на сохранение встречной зависимости нашей страны от ненадежных партнеров – потребителей российских энергоносителей в Европе, здесь уже впредь не смогут.

Вопрос: Австрия остается важным торговым партнером для России? Снизился ли товарооборот между странами в 2022 году?

Ответ: Правильнее было бы говорить, что Россия остается важным торговым партнером для Австрии. По итогам 2022 года наша страна входит в их первую десятку, а по объему экспорта занимает шестое место. На официальном уровне по инициативе Вены диалог по торгово-экономической повестке де-факто заморожен, но в деловых кругах настроения иные. Если оперировать австрийской статистикой, то за 10 месяцев 2022-го стоимостные показатели двустороннего товарооборота выросли к аналогичному периоду 2021 года на 65,4% и достигли рекордных 8,38 млрд евро. Объем российского экспорта практически удвоился до 6,86 млрд евро. Импорт сократился всего на 6,3%, до 1,51 млрд евро. Понятно, что высокие показатели экспорта в основном объясняются скачком цен на энергетических рынках, однако это не меняет сути.

Деловой настрой местного предпринимательского сообщества никуда не исчез. Здесь мало желающих потерять привлекательный своей масштабностью и очень выгодный российский рынок. Хорошо знаю это из личных контактов. Предприниматели проявляют большой интерес к сохранению взаимовыгодного сотрудничества. На фоне беспрецедентного санкционного давления из представленных в России 650 австрийских компаний полностью свернули свой бизнес и ушли из нашей страны считаные единицы.

Вопрос: Планируются ли уже на 2024 год общие мероприятия, приуроченные к столетию установления дипломатических отношений между Австрией и Россией?

Ответ: Российско-австрийские связи традиционно многогранны и насчитывают уже более 500 лет. В их истории есть много памятных дат. В июне-июле этого года исполнится 325 лет посещению Австрии Петром I в ходе знаменитого Великого посольства (1697-1698 гг.). Недавно в Российском культурном центре в Вене состоялся предпремьерный показ документального фильма, посвященного пребыванию русского царя в австрийской столице.

Примечательно, что этот проект стал результатом совместной работы российско-австрийской команды неравнодушных профессионалов – историков, режиссеров, публицистов. Еще один пример – вышедшая в конце прошлого года книга авторов из Тироля под названием «Почему мы не понимаем русских». В ней есть интересные, в том числе политические, наблюдения и исторические зарисовки из различных периодов и сфер российско-австрийских отношений. Презентация книги в нашем культурном центре также вызвала живой интерес у австрийской публики.

В целом могу подчеркнуть, что мы продолжаем работать на полных оборотах там, где это возможно, где есть искренняя заинтересованность в сохранении и развитии такого сотрудничества со стороны австрийских партнеров, не готовых идти в ногу и руководствоваться исключительно принципом текущей политической конъюнктуры. Смею заверить, что и в этом, и в следующем 2024 году мы будем открыты для конструктивного диалога и взаимодействия.

Вопрос: Есть ли шанс у культурной дипломатии?

Ответ: К сожалению, антироссийская истерия добралась и до культурной сферы. Австрийские официальные структуры, государственные и муниципальные учреждения культуры прекратили или свели к формальному минимуму контакты с российскими визави. Однако «отменить Россию», порвать с нашей общей историей не удастся ни незаконными санкциями, ни любыми надуманными, а в итоге позорными «бойкотами».