Публикатор

31.07.2015:00

Конференция по разоружению

Конференция по разоружению (КР) в её нынешнем виде учреждена в 1978 г. решением первой Спецсессии ГА ООН по разоружению. Размещена в Женеве.

КР – постоянно действующий многосторонний переговорный форум в области разоружения и контроля над вооружениями. Основная цель КР – проведение переговоров и выработка многосторонних договоров по нераспространению ОМУ, контролю над вооружениями и разоружению. КР стала преемницей ранее функционировавших в Женеве разоруженческих институтов: Комитета «десяти» (1959-60 гг.), Комитета «восемнадцати» (1962-69 гг.) и Конференции Комитета по разоружению (1969-78 гг.).

Первоначально в работе КР участвовало 40 государств. Впоследствии её состав был постепенно расширен и в настоящее время членами КР являются 65 государств, включая все ядерные государства и страны, обладающие военным ядерным потенциалом. Порядка 40 государств ежегодно принимают участие в сессии Конференции в качестве наблюдателей. Из членов ОДКБ наряду с Россией (как правопреемницей и правопродолжательницей СССР) в работе Конференции участвуют Белоруссия и Казахстан. Статус наблюдателя регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан.

На КР (с учётом деятельности предшествующих форумов) разработаны такие важные многосторонние разоруженческие соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов ОМУ (1971 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).

Основополагающим при принятии решений (как процедурных, так и субстантивных) является принцип консенсуса.

Функции Секретариата КР обеспечивает женевское подразделение Управления ООН по вопросам разоружения. Обязанности Генерального секретаря Конференции исполняет Генеральный директор женевского Отделения ООН Т.Д.Валовая (Россия). В 2014-2019 гг. Генсекретарем КР являлся М.Моллер (Дания); в 2011-2014 гг. – К.-Ж.К.Токаев (Казахстан); в 2002-2011 гг. – С.А.Орджоникидзе (Россия).

Практической работой КР руководит Председатель. По Правилам процедуры государства занимают этот пост на ротационной основе (в соответствии с английским алфавитом) в течение четырех рабочих недель.

КР проводит ежегодную сессию, которая состоит из трех частей: конец января – конец марта; конец мая – начало июля; начало августа – середина сентября. По итогам принимается ежегодный доклад Генассамблее ООН, который утверждается соответствующей резолюцией. Доклады КР носят развёрнутый фактологический характер, однако в 2018-19 гг. из-за неконструктивной позиции США они были приняты в сокращённом виде.

Повестка дня Конференции (в основе лежит перечень вопросов, одобренных при закреплении мандата КР в 1978 г.) принимается в начале каждой сессии:

  1. прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение;
  2. предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы (в т.ч. в рамках этого пункта традиционно рассматривается проблематика запрещения производства расщепляющихся материалов для целей создания ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств);
  3. предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК);
  4. эффективные международные соглашения о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия («негативные» гарантии безопасности);
  5. новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие;
  6. всеобъемлющая программа разоружения;
  7. транспарентность в вооружениях;
  8. рассмотрение и принятие ежегодного доклада (или любого другого доклада) Генассамблее ООН.

Ключевую организационную роль для деятельности КР играет Программа работы (ПР - должна приниматься ежегодно на основе повестки дня и предусматривать порядок, формат и мандат рассмотрения конкретных вопросов). Включенные в ПР темы становятся предметом субстантивного (вплоть до начала переговоров) обсуждения.

C 1999 г. переговорная работа на КР заблокирована ввиду неспособности согласовать ПР. Это связано с различиями в подходах государств к рассмотрению четырех ключевых вопросов: ядерное разоружение (ЯР), запрещение производства оружейного расщепляющегося материала (ЗПРМ), ПГВК, «негативные» гарантии безопасности (НГБ).

Россия заинтересована в активизации процесса многостороннего разоружения. Реанимация КР позволила бы начать переговорную работу по приоритетному для нас российско-китайскому проекту договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК, внесен на КР в 2008 г., обновлен – в июне 2014 г.).

Переговорная площадка КР могла бы стать хорошим подспорьем и в плане подключения всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом, к сокращениям и ограничениям  стратегических наступательных вооружений, осуществляемых на договорной основе Россией и США пока лишь в двустороннем порядке.

Российская делегация на КР предпринимает последовательные усилия по сближению позиций государств, предлагая компромиссные варианты «развязок» по ПР.

1 марта 2016 г. Министр иностранных дел С.В.Лавров представил на форуме нашу инициативу по разработке на Конференции международной конвенции по борьбе с актами химического терроризма, охват которой по предложению ряда государств был распространен и на противодействие биотерроризму (МКХБТ). Инициатива нацелена на решение сверхактуальной задачи устранения угрозы ОМУ-терроризма через совершенствование  международно-правовой базы в этой области. К тому же, практическая реализация этой идеи, стоящей на стыке нераспространения, разоружения и контртерроризма, способствовала бы выводу КР из многолетнего застоя и запуску на этом многостороннем форуме переговорного процесса в соответствии с его мандатом.

Представили на рассмотрение КР проект элементов будущей конвенции, учитывающий биологическую составляющую (зарегистрирован как документ CD/2071 и размещен на интернет-сайте форума: www.unog.ch/disarmament). Безусловное преимущество новой конвенции в том, что она не затрагивает интересов безопасности участников КР, тогда как все ключевые вопросы КР наталкиваются на неприятие того или иного государства.

Вместе с тем сохраняется оппозиция инициативе, главным образом, со стороны США и их ближайших союзников. Их аргументация выстраивается вокруг соображений правового (достаточность существующих международно-правовых инструментов для противодействия ОМУ-терроризму) и институционального (оправданность выбора КР в качестве площадки для переговоров) характера.

На основе МКХБТ российская делегация выдвинула собственное предложение по ПР, которое включало переговоры по новой конвенции и продолжение дискуссий по четырем ключевым вопросам КР. Впоследствии - 17 мая 2016 г. и в обновленном варианте 4 августа - в целях компромисса нами было внесено предложение по ПР КР, комбинирующее британскую идею дискуссионного мандата по тематике ядерного разоружения с нашей о разработке элементов МКХБТ.

В ходе сессии 2018 г. по инициативе Шри-Ланки принято решение (CD/2119) о создании пяти вспомогательных органов (ВО) по рассмотрению вопросов повестки дня в целях поиска компромисса по Программе работы. ВО 1 (председатель – индонезиец Х.Клейб) занимался прекращением гонки вооружений и ядерным разоружением; ВО 2 (голландец Р.Я.Габриэлсе) – предотвращением ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы; ВО 3 (бразилец Г.Патриота) – ПГВК; ВО 4 (немец М.Бионтино) – эффективными международными соглашениями о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия; ВО 5 (белорус Ю.Амбразевич) – новыми типами ОМУ и новыми системами таких вооружений, радиологическим оружием, всеобъемлющей программой разоружения, транспарентностью в вооружениях, новыми и другими вопросами в контексте предметной работы КР, которые могли бы быть также рассмотрены в соответствии с решением КР CD/2119 от 16 февраля 2018 г.

В ходе сессий 2019-20 гг. предпринимались усилия по достижению консенсуса по ПР с целью запуска содержательной работы КР в соответствии с имеющимся мандатом.

В марте 2019 г. по нашей инициативе группа государств выступила с совместным заявлением в поддержку КР. Соавторами стали Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Иран, КНДР, КНР, Куба, Мьянма, Никарагуа, Сирия. В заявлении подчёркивалось равенство всех государств-участников форума, недопустимость политизации дискуссий, роль КР как единственного многостороннего форума для переговоров по разоруженческой повестке дня, а также содержался призыв преодолеть противоречия с целью вывода форума из тупика и возобновления переговорной работы.

В ходе сессии КР-2020  (20 января – 18 сентября с.г.) поочередно председательствуют Алжир (с 20 января по 14 февраля), Аргентина (с 17 февраля по 13 марта), Австралия (с 16 марта по 27 марта и с 25 мая по 05 июня), Австрия (с 08 июня по 03 июля), Бангладеш (с 06 по 10 июля и с 03 по 21 августа), Белоруссия (с 24 августа по 18 сентября).

Продолжалось обсуждение подготовленного алжирским и аргентинским председательствами «пакетного» предложения по ПР на предмет переучреждения вспомогательных органов КР. С марта по июль с.г. деятельность на КР была приостановлена в связи с пандемией коронавируса.

На КР-2020 продолжаем продвижение российских инициатив по МКХБТ, которая уже закрепилась на КР в качестве одной из центральных тем, и по проблематике ПГВК, в рамках которой стремимся вывести государства-участников на консенсус в отношении начала переговорной работы на основе ДПРОК.