Публикатор

21.06.0322:02

К вопросу о совершенствовании сотрудничества России с международными финансовыми организациями» (по материалам «Аналитического вестника» Совета Федерации России № 7(200), 2003 года)

 

Россия накопила значительный опыт работы с ведущими международными финансовыми организациями, осуществлявшими поддержку социально-экономических реформ в Российской Федерации - Международным валютным фондом (МВФ), Группой Всемирного банка (ВБ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

В последние годы наметилась тенденция к изменению характера взаимодействия с этими организациями. Россия, являющаяся крупным акционером в Международном валютном Фонде, Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития и имеющая своих директоров в представительствах, стремится всё больше выполнять роль акционера и всё меньше роль заёмщика.

В 2002 году, впервые за десять лет, Правительство России приняло среднесрочную программу сотрудничества с этими организациями, приняв решение значительно сократить, но не прекращать заимствования, направив их непосредственно на реальные, приоритетные проекты, которые нельзя осуществить за счёт бюджетных средств. Это стало возможным в результате выхода России из периода нестабильности, роста масштабов российской экономики и влияния России на международной арене в политической сфере.

Комитетом Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Федерального Собрания России проведён «круглый стол» на тему «О совершенствовании взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями». В заседании «круглого стола» приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной Думы, Банка России, коммерческих банков, международных финансовых организаций. Участники «круглого стола» считают необходимым рекомендовать при дальнейшем сотрудничестве с МВФ:

- повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях в ситуации, когда Россия, с одной стороны, является одним из главных кредиторов стран третьего мира и особенно стран СНГ, а с другой стороны, выступает заемщиком на рынке финансовых кредитов;

- укрепить российские позиции в сообществе развитых государств, прежде всего, в группе 8-ми;

- повысить доверие инвесторов к экономической политике Российской Федерации;

- использовать опыт МВФ для совершенствования российской финансовой системы, а также технического содействия со стороны международных финансовых организаций с целью повышения эффективности государственного управления и квалификации государственных служащих

- сохранить благоприятные условия взаимодействия с МВФ, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получении финансовой помощи со стороны МВФ.

Учитывая недостаточную эффективность взаимодействия России с Группой Всемирного банка по ряду направлений, участники «круглого стола» считают целесообразным отказаться в дальнейшем от привлечения:

- бюджетозамещающих займов;

- средств займов на программы прямого кредитования частного сектора, в которых Минфин России непосредственно предоставляет субзаймы коммерческим предприятиям;

- средств займов для реализации проектов, целью которых является осуществление текущих процессов управления или обновление технологической и технической базы в различных секторах экономики, включая государственное управление;

- средств займов для реализации проектов сложной внутренней структуры, реализация которых потребует вовлечения большого количества участников (более 3-4), а также предусматривающих одновременную проектную деятельность в более чем 2-3 направлениях;

- средств займов для реализации проектов в секторах, где отсутствует эффективная государственная система управления реформами, а также не утверждена программа конкретных мер по реализации политики реформ;

- средств займов для реализации проектов в секторах, где у Всемирного банка нет успешных примеров в других странах-заемщиках.

С учётом накопленного опыта следует рассмотреть три возможных сценария развития сотрудничества России с Всемирным банком:

- инвестиционный - ежегодный объём заимствований до 1,0 млрд. долл. (в т.ч. на инвестиционные цели, включая гарантийные операции: 0,8 -1,0 млрд. долл., на техническую помощь: 0-0,2 млрд. долл.);

- поддержка реформ - ежегодный объём заимствований до 0,5 млрд. долл. (в т.ч. на инвестиционные цели, включая гарантийные операции: 0,15 – 0,2 млрд. долл., на техническую помощь: 0,3-0,35 млрд. долл.);

- консультативное содействие по ключевым направлениям реформ.

В долгосрочной перспективе участники «круглого стола» считают необходимым изучить возможность принципиальной перестройки существующего механизма сотрудничества с группой Всемирного банка. Банку может быть предложена следующая схема.

Все средства, предоставляемые Банком, сосредотачиваются в одном финансовом займе на развитие инвестиций, который поступает в Фонд регионального развития (ФРР). Правительство России определяет глубокие федеральные проблемы, требующие приоритетного решения либо в России в целом, либо в конкретных частях страны, и задает несколько программных направлений (например, реконструкция ЖКХ, борьба со СПИДом, борьба с наркоманией и т.п.). Средства ФРР в определённой пропорции делятся между заданными программами. Инициатива по подготовке конкретных инвестиционных проектов исходит от Правительства России. Бенефициары проектов (регионы, муниципалитеты, муниципальные образования) отбираются на конкурсной основе по результатам анализа следующих критериев отбора: 1) финансовый порядок управления бюджетом; 2) наличие у региона четкой инвестиционной политики; 3) уровень нуждаемости региона. Все средства ФРР делятся по чётко прописанным правилам в виде грантов при условии софинансирования со стороны бенефициаров (например, 50% на 50%).

В рамках сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития участники «круглого стола» считают необходимым обеспечить:

- расширение общего объёма операций ЕБРР в России с увеличением доли России в инвестиционном портфеле Банка до 30% и тем самым расширение возможности финансирования проектов, имеющих государственное значение, за счёт ресурсов Банка, предоставляемых под суверенную гарантию;

- увеличение доли инфраструктурных проектов, в первую очередь, в области транспорта, телекоммуникаций, жилищно-коммунального хозяйства, а также доли проектов в высокотехнологичных отраслях промышленности;

- предоставление государственной поддержки в форме суверенных займов и гарантий только в случаях невозможности финансирования проекта с использованием коммерческих кредитов ЕБРР или гарантий от некоммерческих рисков;

- повышение эффективности подготовки и реализации проектов за счёт совершенствования совместной системы мониторинга.

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска