Публикатор

20.06.0322:50

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ М.М.КАСЬЯНОВА НА ПЕТЕРБУРГСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ 18 ИЮНЯ 2003 ГОДА

Уважаемый Председатель!

Уважаемые господа!

Я очень рад приветствовать в Санкт-Петербурге участников и гостей очередного, седьмого Петербургского экономического форума. Нынешний форум для нас особо знаменателен, поскольку проходит в год 300-летнего юбилея нашей северной столицы, в рамках празднований, получивших воистину значение мирового масштаба.

Те, кто ежегодно приезжают на Форум, видят, как похорошел Санкт-Петербург за последнее время и сколько усилий прикладывали и прикладывают для этого горожане и городские власти. Под стать городу меняется и Петербургский экономический форум - с каждым годом его авторитет растёт, расширяется круг постоянных участников и обсуждаемых проблем. Не случайно, что в центре внимания нынешнего Форума - вопросы повышения конкурентоспособности на микро- и макроуровне и стимулирования инвестиционного процесса - ключевые для разрешения стоящих перед нами сегодня проблем.

Поставленная перед нами задача удвоения ВВП страны к 2010 году подразумевает разработку комплекса мероприятий в экономике и социальной сфере. Часть из них связаны с продолжением и углублением той работы, которую Правительство проводит в течение последних трёх лет. Это налоговая реформа, снятие административных барьеров, препятствующих нормальной экономической деятельности, реформирование естественных монополий, улучшение условий для внешнеэкономической деятельности, преобразования в финансовом секторе.

Позитивные экономические результаты последних месяцев этого года только укрепляют нашу уверенность в том, что основные направления преобразований выбраны правильно и приносят свои плоды. В мае промышленный рост в России достиг 8,5%, тогда как в январе составлял только 4,9% к соответствующему периоду прошлого года. Продолжение инвестиционного подъёма и повышения доходов населения с темпами выше 10% позволяет ожидать, что российская экономика в текущем году вырастет не на 4,5%, а на 5%. Это хорошая стартовая позиция для дальнейшего фронтального устойчивого экономического подъёма, который уже вовлекает всё новые и новые сектора, в том числе ранее устойчиво депрессивные, такие, как сельское хозяйство или "оборонка".

Но сегодня нас беспокоят не столько количественные показатели, сколько их качественное наполнение. В целом сохраняется сырьевая ориентация экономики и, следовательно, её зависимость от конъюнктуры рынков ограниченной товарной номенклатуры, которые отличаются высокой степенью нестабильности. Сырьевые экспортные отрасли - по-прежнему в числе наиболее рентабельных и инвестиционно привлекательных, они имеют возможность выплачивать самую высокую заработную плату и привлекать лучшие кадры.

Однако сказанное вовсе не означает, что для диверсификации и ускорения темпов экономического развития нужно каким-то образом сдерживать динамику сырьевых отраслей. Напротив, их ускоренный рост и генерируемый в результате спрос улучшают условия для других отраслей. Для повышения эффективности доставки сырья на рынки сбыта мы уже приняли решения по детальной проработке целого ряда транспортных проектов по доставке нефти и газа на перспективные рынки. Многие сырьевые компании уже выходят на мировой уровень производительности труда и успешно соперничают с иностранными конкурентами на международном рынке. России нужны эффективные крупные компании, очень крупные компании и эффективный малый бизнес.

К сожалению, пока не очень многие российские компании реально готовы к полноценной конкуренции. Если предприятия, длительное время защищенные заниженным обменным курсом валюты, низкими энерготарифами и относительно небольшими по среднемировым меркам расходами на оплату труда, а во многих случаях - еще и региональными льготами, продолжают требовать повышения импортных пошлин или иных незаслуженных привилегий, это говорит только о предельной неэффективности управления и отсутствии шансов на выживание в нормальных рыночных условиях.

При этом мы готовы помогать там, где отечественные предприятия сталкиваются с недобросовестной конкуренцией зарубежных партнёров или, скажем, последние опираются на кредитную или иную поддержку своих правительств. Но чаще всего это не так, и такие предприятия только впустую расходуют ресурсы, мешая пробиться новому эффективному бизнесу. Никакая "промышленная политика" им не поможет.

В целях обеспечения устойчивой основы для дальнейшего экономического роста, повышения адаптивности экономики к изменениям пришло время приступить и к решению других, в том числе более сложных задач социально-экономических преобразований. Это и реформа социального сектора, прежде всего, образования и здравоохранения, а также административная и военная реформа. Во всех этих сферах назрели коренные преобразования системы, которая в целом была унаследована от советского периода и сохранилась практически без изменений.

Однако противоречие такой ситуации с нынешним уровнем общественных потребностей с каждым годом все больше углубляется.

Серьёзные надежды мы, в частности, связываем с таким компонентом административной реформы как предстоящее разграничение полномочий и ресурсов между органами власти различного уровня. Например, можно сколь угодно долго латать дыры в жилищно-коммунальном хозяйстве, но реальные результаты могут быть получены лишь тогда, когда этой реформой всерьёз займутся местные и региональные власти в содружестве с деловыми кругами.

Ситуация сегодня разительно отличается от наблюдавшейся ещё совсем недавно. Обществом уже накоплен довольно серьёзный социально-политический опыт. В стране структурировался бизнес, который осознаёт свои реальные интересы и строит на этой основе долгосрочную стратегию своего развития, а также - что важно - обладает серьёзным кадровым и материальным потенциалом. Наконец, важным ресурсом является доверие, завоеванное благодаря позитивной динамике последних лет в политической сфере, экономике и социальной сфере.

Опираясь на эти возможности, можно объединить усилия различных общественных сил так, чтобы наилучшим образом использовать их сильные стороны. Для этого предназначены программы сотрудничества государственных и частных структур - совместно осуществляемые ими проекты, направленные на достижение некоторой общественно значимой цели. Данная цель должна разделяться большинством, а не просто отвечать интересам той или иной социальных или бизнес-групп.

Хотел бы сказать несколько слов о нашей внешнеэкономической стратегии. Мы по-прежнему считаем, что вступление России во Всемирную торговую организацию станет исключительно важным шагом по интеграции России в мировое экономическое пространство и упрочению конкурентного режима внутри страны. Принятие стандартов ВТО, а также ОЭСР должно повысить привлекательность страны для иностранных инвестиций, защищённость национальных производителей на международных рынках.

Считаю, что есть все возможности для того, чтобы в ближайшее время согласовать условия вступления с основными торговыми партнерами нашей страны, без ущерба интересам России.

Говоря о внешнеэкономических связях, нельзя не остановиться на углублении взаимодействия с Евросоюзом, нашим доминирующим торговым партнёром. Шаги, намеченные на недавнем саммите Россия-ЕС, который только что прошёл здесь, в Санкт-Петербурге, позволяют рассчитывать, что к очередному саммиту осенью в Риме мы существенно продвинемся по самым насущным вопросам нашей повестки дня - энергодиалогу, формированию общего экономического пространства и плану действий по введению безвизового пространства. Главное - обеспечить, чтобы обе стороны двигались навстречу друг другу. Мы в России к такому сближению в самых разных областях готовы.

Я многократно говорил и хочу ещё раз подчеркнуть, что, по нашему мнению, присоединение восточноевропейских государств к Евросоюзу совсем не означает, что они удаляются от России и других государств СНГ. Наоборот, это создаёт гораздо более благоприятные условия для нашего сотрудничества с этими странами, способствуя формированию единого экономического, правового и культурного пространства на всем континенте.

Нужно только предпринять энергичные меры, чтобы переходный период не ознаменовался провалом в наших традиционно тесных и многогранных связях. Рассчитываю, что и мы, и наши восточноевропейские коллеги приложим для этого необходимые усилия.

Приоритетным направлением в политике России по-прежнему является расширение всестороннего сотрудничества России со странами СНГ. Взаимозависимость и взаимообусловленность нашего развития очевидны, более того, полноценное раскрытие экономического потенциала каждого из государств невозможно без теснейшей кооперации с соседними государствами, связанными с ними множеством нитей.

Наиболее динамично развиваются торгово-экономические отношения России с Белоруссией в рамках Союзного государства, а также со странами, входящими в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

На пути строительства единой государственности с Белоруссией мы подходим к важнейшему рубежу - введению с 1 января 2005 г. российского рубля в качестве единственного законного платежного средства Союзного государства. Соответствующее соглашение практически завершено. В условиях, когда российская и белорусская экономики уверенно сближаются, монетарная интеграция не только представляет собой логически естественный шаг, но и повышает нашу международную конкурентоспособность.

Благодаря устранению валютных рисков и снятию барьеров для перемещения товаров и капиталов предприниматели обеих стран получат возможность ещё более активно развивать взаимовыгодный инвестиционный процесс, что, безусловно, укрепит их позиции и на общеевропейском рынке, и за его пределами. Уверен, что по мере повышения зрелости наших экономических связей с другими соседними государствами мы будем приходить к договорённостям о координации кредитно-денежной политики и с ними. Не стоит забывать, что тем самым мы заметно облегчим экономическую жизнь нашим гражданам, ежедневно и ежечасно теряющим огромные суммы на прямом или косвенном обмене валют.

В свою очередь, страны Евразийского экономического сообщества достигли значительного прогресса в деле унификации внешнеторгового законодательства.

В частности, по большинству товаров введены единые таможенные пошлины, обеспечено формирование общих таможенных режимов по отношению к третьим странам, в основном отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле. Предпринимаемые в рамках ЕврАзЭС меры по формированию единого таможенного пространства позволили существенно повысить роль этого объединения в обеспечении благоприятных условий для взаимной торговли.

Осознание огромного потенциала более тесного взаимодействия подтолкнуло к пониманию необходимости перехода на более высокую ступень экономической интеграции - формированию Единого экономического пространства. Главы Белоруссии, Казахстана, России и Украины 23 февраля текущего года подписали заявление, которое предполагает проведение согласованной политики по ряду направлений, гармонизацию соответствующего законодательства и создание единой межгосударственной независимой Комиссии по регулированию торговли и тарифов.

В настоящее время активно разрабатываются проекты Концепции и Соглашения о формировании единого экономического пространства. В этих документах должны найти своё отражение механизмы и институциональные изменения, обеспечивающие свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Планируется согласовать меры по унификации законов во внешнеторговой, денежно-кредитной, налоговой, валютной, тарифной политике, защите прав интеллектуальной собственности и других сферах.

Реализация поставленных задач позволит использовать новые, перспективные формы и механизмы взаимодействия, развивать общий рынок Содружества, обеспечить защиту от возможного экономического ущерба в результате недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран. Ключевым вопросом создания Единого экономического пространства является согласование позиций стран-участниц на переговорах по присоединению к ВТО.

Важно, что Соглашение о формировании Единого экономического пространства будет строиться на базе апробированных критериев региональной экономической интеграции с учётом опыта взаимодействия в рамках СНГ. Соглашение не направлено на создание "закрытого клуба" и будет открыто для присоединения других стран при условии их соответствия согласованным макроэкономическим и институциональным критериям.

Чтобы подчеркнуть, насколько велики возможности и потенциал более тесного взаимодействия и взаимопроникновения стран Содружества, приведу только два примера.

Во-первых, это координация усилий в сфере трудовой миграции. Не секрет, что демографическая ситуация в России такова, что мы с каждым годом будем нуждаться во всё большем притоке трудовых ресурсов, в то время как во многих других странах Содружества, наоборот, сейчас наблюдается избыток рабочей силы. Миллионы граждан пересекают границы своих государств в поисках работы, но отсутствие соответствующей правовой базы для трудовой миграции вытесняет их в сферу теневой экономики и зачастую - вынужденно ставит на грань преступления.

Легализация миграционных процессов и введение их в предсказуемые рамки на базе межправительственных соглашений и других долгосрочных договорённостей между властями наших стран не только будет способствовать повышению эффективности функционирования рынка труда и правовой защищённости его участников, но и позитивно скажется на криминогенной ситуации во многих регионах. Представляется, что и Межпарламентская ассамблея Содружества могла бы принимать активное действие в выработке такой скоординированной политики.

Во-вторых, это объединение усилий в сфере реализации инфраструктурных проектов. Интенсификация международной торговли предъявляет повышенные требования к скорости и стоимости транспортного сообщения между региональными рынками. Поэтому совершенствование имеющихся коммуникационных путей и развитие новых международных транспортных коридоров постоянно находится на нашей повестке дня.

Кроме того, экономический рост в азиатском и европейском регионах, а также истощение традиционно использовавшихся ранее источников энергоресурсов свидетельствуют о необходимости ускоренного развития энергетической инфраструктуры.

В том числе речь идёт о создании новых объектов,- портов, трубопроводного хозяйства, - позволяющих наладить устойчивое снабжение потребителей за счёт ресурсов ранее не задействованных месторождений нефти и газа. Мы позитивно расцениваем рост российского экспорта энергоресурсов и будем способствовать дальнейшему развитию экспортной инфраструктуры как на западном, так и на восточном направлении, а также поддерживать совместные проекты в этой сфере с нашими соседями.

Именно решение задачи обеспечения надежности растущих поставок нефти европейским потребителям лежит в основе идеи создания международного Газового консорциума.

Российской и украинской сторонами уже совместно реализованы основные подготовительные мероприятия по формированию Консорциума, к концу августа должна быть подготовлена вся документация, что позволит третьим сторонам подключиться к его работе.

На основе результатов прединвестиционной фазы будут определены потребности в капиталовложениях и основные их направления.

Вместе с тем представляется, что для повышения эффективности работы по развитию инфраструктурных объектов межрегионального значения нам целесообразно было бы задуматься над созданием совместных специализированных финансовых институтов. На мой взгляд, имело бы смысл преобразовать такой фактически бездействующий ныне институт Содружества, как Межгосударственный банк, в полноценный региональный банк развития. Помимо обеспечения финансовой стабильности в странах-участницах СНГ, он мог бы решать и другие задачи, связанные с достижением целей устойчивого развития в нашем регионе.

Уважаемые коллеги! Экономики России и других стран СНГ на нынешнем этапе сталкиваются с совершенно новыми проблемами и задачами. Они не только коренным образом отличаются от тех задач, которые нам приходилось решать всего несколько лет назад, но и являются принципиально новыми для экономического развития государств в современных условиях.

Как наилучшим образом использовать механизмы международной торговли и рынков капитала в условиях глобализации? Формирование и укрепление каких институтов является ключевым для стимулирования сбалансированного социально-экономического развития?

Эти и многие другие актуальные вопросы ещё ждут своего окончательного ответа: его пока не могут дать ни учёные, ни практики. Мы рассчитываем, что заинтересованное профессиональное обсуждение этих и других проблемных тем на нынешнем Петербургском экономическом форуме будет способствовать более глубокому пониманию нашего положения в системе координат современной мировой экономики и тех мер, которые необходимы для задания верного направления вектора экономического и социального развития.

Благодарю вас за внимание.