11.04.2123:00

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова египетской газете «Аль-Ахрам», 11 апреля 2021 года

684-11-04-2021

  • en-GB1 ru-RU1

Вопрос: Ваш предстоящий визит в Каир, как и прежде, осуществляется практически сразу после поездки в ряд стран Персидского залива. Есть ли какое-то объяснение такой последовательности, имея также в виду, что накануне Москву посещал Министр иностранных дел Израиля? Достигнуты ли по итогам Ваших переговоров с арабами какие-либо подвижки в урегулировании кризисных ситуаций в регионе, в частности в отношении конфликта в Йемене?

С.В.Лавров: Не следует искать какую-либо скрытую подоплеку в моих недавних визитах в ряд арабских государств Персидского залива. Это неотъемлемая составная часть нашего регулярного и доверительного внешнеполитического диалога. Напомню, что мои коллеги министры иностранных дел ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии посетили Москву в декабре 2020 г. – январе 2021 г.

В ходе состоявшихся встреч и бесед мы обсудили перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений. Разумеется, подробно рассмотрели ситуацию на Ближнем Востоке и Севере Африки с ударением на необходимость преодоления кризисов и конфликтов исключительно политическими средствами – через широкоохватный диалог при строгом соблюдении норм международного права и, прежде всего, принципов Устава ООН. Это, в частности, предполагает отказ от вмешательства во внутренние дела стран региона, уважение их суверенитета и территориальной целостности. Договорились и далее плотно координировать усилия, в том числе на различных многосторонних площадках.

Что касается положения в Йемене, то эта тема также затрагивалась в ходе моих переговоров с руководством аравийских монархий. Внимательно следим за развитием ситуации в этой стране, где уже шесть лет продолжается острый военно-политический кризис. Особую обеспокоенность вызывает возобновление в провинции Мариб в начале февраля с.г. кровопролитных боестолкновений между хуситами и формированиями, лояльными Президенту Йеменской Республики.

Важным шагом в направлении стабилизации обстановки на юге страны стала достигнутая при саудовском посредничестве в декабре 2020 г. договоренность о создании действующим главой йеменского государства и Южным переходным советом (ЮПС) нового коалиционного правительства. Значительную часть министерских портфелей в нем впервые получили представители южных регионов.

Россия публично приветствовала упомянутые договоренности. Выразили надежду, что их претворение в жизнь приведет к повышению уровня общественной безопасности, позволит сосредоточиться на решении социально-экономических проблем в этой части Йемена, а также создаст благоприятные условия для запуска переговоров объединенной делегации официальных йеменских властей и ЮПС с руководством хуситского движения «Ансар Алла» относительно будущего политического обустройства страны.

Призываем участников йеменского конфликта отказаться от насилия и встать на путь мирного разрешения существующих разногласий. На решение задачи политического урегулирования нацелена и недавняя инициатива Саудовской Аравии. Мы ее приветствовали.

При этом исходим из того, что установление долгосрочного мира возможно на основе адекватного учета интересов всех ведущих йеменских политических сил. Это предполагает налаживание широкого национального диалога, полное снятие морской, воздушной и сухопутной блокады территории страны, а также осуществление других неотложных практических шагов в социально-экономической и гуманитарной сферах.

Намерены и далее поддерживать соответствующие усилия спецпосланника Генсекретаря ООН по Йемену М.Гриффитса, а также энергично побуждать Президента Йеменской Республики А.Хади и руководство хуситского движения «Ансар Алла» проявить конструктивный подход и готовность к компромиссам при рассмотрении имеющихся разногласий.

Вопрос: Как Вы оцениваете развитие ситуации в двусторонних отношениях между нашими странами? Можно ли ожидать, что в ходе Вашего предстоящего визита в Каир будет объявлено о возобновлении прямого авиасообщения с египетскими курортами, особенно с Хургадой и Шарм-эш-Шейхом?

С.В.Лавров: Российско-египетские отношения поступательно развиваются по многим направлениям. Несмотря на пандемию коронавируса, поддерживается интенсивный политический диалог. Например, в марте этого года в Каире прошли двусторонние межмидовские консультации на уровне заместителей министров по европейской проблематике, а также по вопросам взаимодействия наших стран в ООН и правочеловеческой тематике.

Хорошие перспективы и у сотрудничества в других сферах, в частности в области туризма. Египетские курорты давно стали излюбленным местом отдыха многих россиян. Для Египта же приток иностранных туристов в страну – важный источник пополнения бюджета.

В связи с этим хотел бы подтвердить нашу заинтересованность в восстановлении регулярного авиасообщения между Россией и египетскими курортными городами. За последние годы профильные специалисты двух стран проделали большую совместную работу в этом направлении. Рассчитываю, что полеты чартерных рейсов из России в Шарм-эш-Шейх и Хургаду будут возобновлены уже в ближайшее время.

Вопрос: Что можно сказать о стратегическом партнерстве между Египтом и Россией? Когда возобновится деятельность механизма в формате «2 + 2»?

С.В.Лавров: Характер наших отношений с Египтом определяется Договором о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, подписанным президентами В.В.Путиным и А.Сиси в Сочи в октябре 2018 г. и вступившим в силу в январе этого года. Таким образом, наши отношения носят стратегический характер.

Египет – в числе ключевых партнеров России на Ближнем Востоке и на Африканском континенте. Регулярные встречи министров иностранных дел и обороны в формате «2 + 2» – важный элемент двустороннего политического диалога. При этом конкретные сроки проведения очередного раунда консультаций согласовываются с египетской стороной по мере содержательного наполнения их повестки дня.

Вопрос: Как Вы оцениваете состояние двусторонних отношений между нашими странами? Что можно сказать о практических шагах по реализации заявления Министра иностранных дел Египта Самеха Шукри о покупке и праве на производство вакцины «Спутник V», сделанного им в ходе встреч с российскими официальными лицами в Москве в октябре прошлого года? Как осуществляется сотрудничество в области борьбы с терроризмом?

С.В.Лавров: Наряду с тесным политическим диалогом у нас развивается взаимовыгодная двусторонняя кооперация в торгово-экономической сфере. К сожалению, пандемия коронавирусной инфекции оказала негативное воздействие на динамику товарооборота. В 2020 г. объем взаимной торговли между Россией и Египтом снизился по сравнению с 2019 г. с 6,25 млрд долл. США до 4,54 млрд долл. США.

Вместе с тем продолжается реализация ряда масштабных совместных проектов, к числу которых относятся строительство в Египте по российскому проекту атомной электростанции «Эль-Дабаа», создание Российской промышленной зоны в Экономической зоне Суэцкого канала, поставки в Египет железнодорожных вагонов. На 2021 г. в России и Египте запланировано проведение ряда значимых мероприятий в рамках Перекрестного года гуманитарного сотрудничества.

Регистрация российской вакцины «Спутник V» в Египте в феврале нынешнего года создала хорошие предпосылки для активизации контактов между профильными структурами двух стран по вопросу возможных поставок данного препарата в АРЕ.

Москва и Каир последовательно выступают за объединение усилий в целях эффективного противодействия глобальной угрозе международного терроризма. Поддерживаем тесный диалог по данной проблематике на площадке ООН.

Договор о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве юридически закрепляет функционирование двусторонней Рабочей группы по вопросам борьбы с терроризмом. Совместная работа в рамках этого механизма способствует укреплению нашего взаимодействия на антитеррористическом направлении. Планируем провести очередное заседание Группы в Каире в ближайшее время.

Вопрос: Какие усилия были приложены Москвой для налаживания взаимодействия с арабскими странами в целях достижения мирного урегулирования в Сирии? Есть ли примерное понимание того, когда данная цель будет достигнута? Что Вы можете сказать об идее возвращения Сирии в Лигу арабских государств в контексте итогов Ваших переговоров в столицах государств Персидского залива?

С.В.Лавров: Сирия – арабская страна, стоявшая у истоков Лиги арабских государств и традиционно игравшая важную роль на Ближнем Востоке.

Драматические события десятилетней давности, которые не обошли стороной и вашу страну, привели к серьезному росту напряженности в регионе БВСА. Важно помнить, при каких условиях в ноябре 2011 г. принималось решение о приостановлении членства САР в ЛАГ. Сейчас же, спустя 10 лет, многие арабские страны осознают важность восстановления связей с Дамаском. Со своей стороны всецело поддерживаем такую готовность.

В частности, в ходе недавних переговоров в ОАЭ и Саудовской Аравии мы с коллегами подтвердили приверженность суверенитету, национальному единству и территориальной целостности САР, праву сирийцев самостоятельно определять свое будущее, как это и предусматривают резолюция 2254 СБ ООН и итоги Конгресса сирийского национального диалога в г.Сочи. Как представляется, у руководства этих стран имеется настрой на скорейшее возвращение Сирии в «арабскую семью», неотъемлемой частью которой она была и остается.

Убеждены, что чем скорее такой шаг будет сделан, тем лучше. Среди прочего он способствовал бы формированию благоприятной атмосферы для достижения взаимопонимания между сирийцами по вопросам комплексного урегулирования кризиса в САР, включая его политическую составляющую.

Вопрос: Состоится ли в 2022 г. саммит Россия-Африка? Какие усилия прилагает Россия для успешного проведения будущего российско-африканского саммита? Какие проекты по интеграции с Африкой предлагает на рассмотрение Москва?

С.В.Лавров: В ходе первого саммита Россия – Африка в Сочи в 2019 г. был учрежден Форум партнерства Россия – Африка – новый диалоговый механизм, призванный координировать весь комплекс российско-африканских отношений. Встречи на высшем уровне, подобные сочинской, обозначены в качестве его руководящего органа. Их планируется проводить раз в три года.

Как ожидается, второй саммит состоится в 2022 г. в одной из африканских стран. Место и дату его проведения предстоит определить в ближайшее время по дипломатическим каналам.

В целях закрепления успеха, достигнутого в Сочи, по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина в мае 2020 г. в МИД России был учрежден Секретариат Форума партнерства Россия – Африка. Его основная функция заключается в подготовке российско-африканских встреч на высшем уровне и координации выполнения принимаемых на них решений.

В настоящее время ведется активная работа по подготовке концепции и «дорожной карты» предстоящего саммита. Их содержательное наполнение будет, разумеется, отражать и приоритеты африканских партнеров. Эти и другие вопросы имеется в виду обсудить в ходе предстоящих консультаций министров иностранных дел России и стран «афротройки» (предыдущий, нынешний и следующий председатели Африканского союза), проводимых на ежегодной основе.

Конкретные предложения по укреплению российско-африканского взаимодействия прорабатываются тремя советами (Координационным, Общественным и Научным) при Секретариате Форума партнерства. В них представлены министерства, ведомства, деловые и общественные организации, участвующие в развитии отношений с Африканским континентом.

При энергичной поддержке МИД России начала работу созданная в прошлом году Ассоциация экономического сотрудничества со странами Африки (АЭССА). Она объединяет ряд крупнейших российских экономоператоров, заинтересованных в реализации различных проектов и инициатив в африканском регионе. В ближайшие месяцы АЭССА планирует организовать, если позволит эпидемиологическая обстановка, серию бизнес-миссий в страны Африки.

Что касается последней части вопроса, то хотел бы уточнить: речь идет не об интеграции с Африкой, а о выстраивании стратегического сотрудничества с панафриканскими и региональными интеграционными объединениями. На саммите в Сочи были подписаны два принципиально важных документа – Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Африканским союзом об основах взаимоотношений и сотрудничестве, а также Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Африканским союзом в области экономического сотрудничества. Дорабатывается «дорожная карта» сотрудничества между Россией и Сообществом развития Юга Африки. Завершается согласование проекта профильного меморандума с Межправительственной организацией по развитию (ИГАД).

В рамках углубления контактов с интеграционными структурами региона планируем продолжить практику приглашения их руководителей к участию в российско-африканских саммитах.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+967 73 300-65-58
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж