17.09.1411:00

Интервью Посла России в Йемене В.П.Дедушкина государственному каналу «Аль-Йемен», 1 сентября 2014 года

17-09-2014

Вопрос: Как Вы оцениваете текущую ситуацию в Йемене?

Ответ: Ситуация в Йемене сложная, противоречия, возникшие еще в 2011 году проблемы, породившие этот кризис, не исчезли. На Юге страны усиливают свою деятельность терорганизации вроде АКАП. Россия поддерживает усилия Его превосходительства президента А.Хади и йеменскую армию в борьбе с терроризмом на Юге. На Севере ситуация, к сожалению, так же непростая. Насколько мне известно, йеменское правительство сейчас предпринимает серьезные усилия по урегулированию ситуации с протестами, организованными группировкой «Ансар Алла». СБ ООН даже пришлось принять заявление. Я считаю, что эта проблема — внутреннее дело Йемена, и йеменское правительство, и Президент способны разрешить ее довольно быстро, для этого есть все необходимые условия, включая поддержку международного сообщества. Вопрос должен быть урегулирован в рамках результатов КНД. Итоги КНД предусматривают участие «Ансар Алла» в правительстве, и я думаю, что сейчас нужно выполнить все положения КНД в максимально сжатые сроки, и тогда все вопросы будут решены успешно.

Вопрос: Как вы видите разрешение сложившегося в Йемене кризиса в контексте требований со стороны партии «Ансар Алла»?

Ответ: Я считаю, что йеменцы в состоянии преодолеть все противоречия, существующие между ними, включая требования и условия движения «Ансар Алла». Самое главное на данном этапе — решение всех вопросов через политический диалог. Между политическими партиями во всем мире, и в России, существует большое количество противоречий. Многие из них выдвигают свои требования, в т.ч. и правительству, действуя в оппозиции. Это абсолютно нормальный процесс поиска политических решений и развязок. Насколько мне известно, Президентом страны создана комиссия по урегулированию возникшей проблемы. Я думаю, что решение будет найдено в ближайшее время.

Вопрос: Оптимистично ли вы смотрите на ситуацию в Йемене?

Ответ: Нынешние события в Йемене ни у кого не вызывают радости, но в то же время ситуация, возникшая здесь в 2011 году была еще более сложной. Сейчас Йемен активно сотрудничает с международным сообществом, здесь работает группа послов стран «десятки» гарантов йеменского урегулирования. Йеменские проблемы обсуждаются в ООН. Не могу не сказать и о «ГДЙ». Во всех этих организациях активно участвует Россия. Я уверен, что нам удастся преодолеть ту сложную ситуацию, которая сегодня возникла в Йемене.

Вопрос: Какова на современном этапе роль «десятки» послов стран-спонсоров Инициативы ССАГПЗ?

Ответ: Правильный вопрос. Я считаю, что «десятка» послов играет очень существенную роль в Йемене. Само ее существование — важный фактор. В рамках «десятки» сложился консенсус международного сообщества по Йемену. В «десятку» входят страны-постоянные члены СБ ООН, ЕС, страны ССАГПЗ, и между этими странами не существует никаких противоречий по Йемену. «Десятка» не только выступает с заявлениями по наиболее острым проблемам йеменского урегулирования, но и проводит регулярные встречи с йеменскими сторонами, добиваясь поиска взаимопонимания между ними. Большую помощь в работе «десятки» и мне лично оказывает Президент А.Хади, который регулярно приглашает её членов на консультации. Его советы и рекомендации имеют для нас приоритетное значение.

Вопрос: Каково мнение «десятки» по вопросу политического урегулирования в рамках созданных механизмов?

Ответ: Для урегулирования йеменской проблемы создана необходимая схема. В его основе лежит Инициатива ССАГПЗ и ее Имплементационный механизм, а также решения КНД. Этот механизм детально разработан и никаких сложностей в его реализации нет. Вся работа идет в тесной координации с йеменскими сторонами и международным сообществом. Вы правильно ответили, что ситуация пока не урегулирована. Это вполне естественно, потому что решение йеменской проблемы требует времени. Посмотрите, как развиваются кризисы в других странах — они иногда тянутся десятилетия. Россия вместе с другими странами будет продолжать прилагать все усилия для разрешения йеменского кризиса, и я думаю, что результат будет положительный.

Вопрос: Вы оптимистично смотрите на будущее Йемена?

Ответ: Естественно. Во-первых, политик всегда должен быть оптимистом. Во-вторых, посмотрите, как успешно реализуются решения КНД. Примеров много: в стране работают комиссия по подготовке конституции и выборов. Создан и приступил к работе Национальный орган по контролю над реализацией итогов КНД. Это все позитивные результаты. Я думаю, что не за горами то время, когда в Йемене пройдут президентские и парламентские выборы. Есть соответствующий график, и надо сделать все, чтобы этот график был реализован в конкретные сроки.

Вопрос: Последнее заявление СБ ООН было достаточно сильным. Изменит ли это заявление ситуацию в Йемене в ближайшем будущем?

Ответ: Заявление Председателя СБ ООН достаточно серьезное, и это важный сигнал всем тем силам в Йемене, которые препятствуют реализации политпроцесса. На мой взгляд, на данный момент нет необходимости в принятии еще более срочных и жестких решений. Йеменские стороны сейчас должны продумать дальнейшие шаги, рассмотреть затронутые в этом заявлении аспекты. Важность заявления в том, что оно выражает консолидированную точку зрения международного сообщества. Как вы знаете, любые решения СБ ООН являются обязательными для исполнения всеми странами и гражданами мира. Фактически, сегодня СБ ООН — главный источник международного права, решения которого обязательны для исполнения. Все, что принимается в СБ ООН, должно быть осуществлено.

Вопрос: Заявление СБ ООН не кажется обязательным, как оно может помочь разрешению кризиса в Йемене?

Ответ: Я не соглашусь с Вами, что оно не обязательное. Все решения СБ ООН, два вида — заявления и резолюции — носят обязательный характер. Другое дело, что резолюция имеет более весомое значение. Но и то, и другое является решением СБ ООН и выражает позицию всего международного сообщества. И даже те страны, партии, организации и отдельные люди, которые не согласны с ним, обязаны подчиниться. Таковы принципы международного права.

Вопрос: Если заявление СБ ООН не выполняется – какими могут быть следующие шаги со стороны международного сообщества?

Ответ: Действительно, если положение в стране усугубляется, конфликт между сторонами осложняется, в этой ситуации СБ ООН может принять дополнительные решения. Это могут быть как заявления, так и резолюции. Это зависит от ситуации. Не исключен вариант ужесточения позиции СБ ООН. Но я надеюсь, в Йемене этого не произойдет, и мы ограничимся уже принятыми решениями.

Вопрос: В этой связи Йеменцы часто говорят о вмешательстве во внутренние дела государства. Где в этом вопросе можно найти баланс?

Ответ: Я согласен, положение в Сане сложное. Проходят многочисленные демонстрации. Но я убежден, что параллельно с усилиями послов «десятки» и СБ ООН йеменцы сами должны искать пути преодоления сложившихся в стране проблем. Я исхожу из опыта развития моей страны, других государств. Ни в одной стране мира серьезные проблемы не могут быть урегулированы под диктовку иностранцев. Мы как «десятка» содействуем этому процессу, создаем позитивную атмосферу. Но мы никогда не вмешиваемся во внутренние дела Йемена. И я как член «десятки» приложу все усилия, чтобы наша работа сохранялась в подобном формате. Решения послов «десятки» всегда сбалансированы и не являются вмешательством во внутренние дела государства. Все решения принимаются на основе консенсуса. Но мы не можем за самих йеменцев решать их проблемы.

Вопрос: Как в этой связи вы взаимодействуете с йеменскими политическими силами, в частности, с партией «Ансар Алла» в сложившихся условиях?

Ответ: Скажу честно, что работать в Йемене мне очень интересно. Такой разнообразной политической палитры нет ни в одной арабской стране, а, может быть, и ни в одной стране мира.

Главное, что мне помогает в контактах с йеменцами – это их основное национальное качество – открытость, искренность и природная доброта. Уверен, что если иностранец ведет себя, не исходя из геополитических интересов, а из интересов честного сотрудничества, то все двери перед ним откроются.

Я постоянно встречаюсь с представителями всех политических парий: ВНК, «Ислах», ЙСП, партия «Хак», Южного движения, «Ансар Алла», женских и молодежных организаций и многими другими. Россия не делит йеменцев на правых и неправых, виноватых и нет, победителей и побежденных. Главное задача России – помочь в разрешении конфликта.

Вопрос: Ситуация в сфере предоставления донорской помощи, а также практическая реализация итогов Конференции по национальному диалогу. Как вы все это оцениваете?

Ответ: Мы не отрицаем, что Йемен нуждается в донорской помощи, но не можем не согласиться и с тем, что её эффективность явно недостаточна. И дело здесь не только в медленной раскачке доноров, предоставляющих эту помощь, как известно, на определенных условиях. Проблема также и в неспособности йеменской экономики быстро освоить донорскую помощь в рамках соответствующих проектов развития.

Важное значение имеет и положение в сфере безопасности. В условиях обострение внутренней ситуации очень сложно реализовывать экономические проекты.

Поэтому Россия не идет по пути оказания донорской помощи. Мы считаем более эффективным путь двустороннего сотрудничества с параллельным гуманитарным содействием беднейшим слоям населения. Кстати, о гуманитарном содействии. В Йемен самолетами МЧС в мае 2013 г. и в марте 2014 г. доставлено около 100 тонн гуманитарных грузов– крупы, мясные и рыбные консервы, сахар, мобильные электростанции. Будем продолжать эту практику. Также мы продолжим развивать и двусторонние экономические отношения.

Вопрос: Специфика российско-йеменских отношений, роль России в становлении Йемена, её вклад в укрепление йеменской экономики, в частности, с учетом медленного предоставления донорской помощи и её слабой эффективности?

Ответ: Хотел бы начать с того факта, что в ноябре исполняется 86 лет со дня подписания первого российско-йеменского договора о дружбе и торговле 1928 г. Нельзя не вспомнить и нашу помощь Йеменской революции 26 сентября 1962 г. Мы помогли йеменцам защитить революцию и по договоренности с выдающимся политическим деятелем арабского мира Гамалем Абдель Насером перебросили нашими транспортными самолетами в Сану несколько египетских армейских бригад. Не меньшую роль наша страна сыграла и в помощи революционному движению на Юге Йемена в борьбе за независимость.

В то время с помощью СССР строилось большое количество промышленных объектов, причем как на севере, так и на юге. В российских вузах подготовлено более 50 тыс. йеменских специалистов, которые сегодня работают на благо развития экономики страны. У нас учится около тысячи йеменцев. Продолжается подготовка кадров и для йеменской армии. В Йемене, как и в прежние годы, трудятся десятки российских врачей.

Напомню, что некоторый спад в сотрудничестве произошел, в том числе, и в связи с событиями 2011 года, а также в результате становления России и Йемена как сравнительно молодых государств. Объединение Йемена и рождение Йеменской Республики почти совпало по времени с рождением Российской Федерации. Разница была в один год. Единый Йемен появился в 1990 г., Российская Федерация – в 1991 г.

Что касается конкретики в области экономических связей, то и здесь немало планов. За основу этой работы мы и йеменские друзья взяли запуск Двусторонней межгосударственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), работа которой была запущена несколько лет назад.

Делегация российских бизнесменов побывала в Сане в июне 2013.г. Ответный визит йеменских бизнесменов в Москву только что завершился в конце августа. Бизнесмены должны подготовить перечень проектов двустороннего сотрудничества. Сопредседатели МПК министр планирования и международного сотрудничества ЙР М.Саади и министра связи России А.Волин во время их встречи в Сане в июне договорились обсудить этот перечень проектов в ходе первого заседания МПК в Москве в октябре.

Вопрос: В ноябре исполняется 86 лет с момента установления отношений между Йеменом и Россией, которые активно развивались и до объединения страны в 1990 году. Россия играла важную роль в урегулировании событий 2011 года не только в Йемене, в том числе и на международной арене. Каково влияние России на сам процесс политического урегулирования в стране?

Ответ: В период объединения страны мне повезло работать в посольстве в Адене, потому что я своими глазами наблюдал процесс мирного объединения Йемена. Тогда я искренне радовался этому историческому факту и убежден, что это было правильным и единственно верным решением. Россия принимала активное участие в процессе объединения Йемена в 1990 году.

Россия активно подключилась к йеменским делам еще до событий 2011 г. Мы стали членами «Группы друзей Йемена» с момента её основания в январе 2010 г. в Лондоне. Мы принимали участие во всех последующих заседаниях группы. Мы являемся членами группы послов «десятки» и активно содействуем решению сложившихся в Йемене противоречий.

Однако наиболее ярко роль России проявилась в самый острый период кризиса в 2011 г., когда согласовывалась Инициатива ССАГПЗ по Йемену и велись переговоры о мирной передаче власти. Россия участвовала в весьма непростых контактах со всеми йеменскими сторонами в тесном взаимодействии с послами ССАГПЗ, США, ЕС и КНР при содействии спецсоветника Генсекретаря ООН Дж.Беномара. Эти усилия увенчались подписанием 23 ноября 2011 г. в Эр-Рияде плана мирной передачи власти в ЙР. Россия приняла участие в церемонии подписания этих документов в качестве одной из стран «десятки» наблюдателей и гарантов их выполнения.

Мы также продолжаем активное взаимодействие со спецсоветником Генсекретаря ООН по Йемену Дж.Беномаром. Я постоянно нахожусь на связи с ним даже в период его пребывания в Нью-Йорке, мы регулярно проводим консультации.

Несмотря на все сложности, йеменский вариант урегулирования является наиболее верным не только среди стран арабского мира, но и в принципе. Это пример для многих стран «арабской весны», как нужно договариваться всем политическим силам.

Вопрос: Какова позиция России по «арабской весне»?

Ответ: Начну ответ с ситуации в Сирии. Сирийские события имеют прямое отношение к «арабской весне». Ситуацией в этой стране и вокруг неё мне пришлось в течение двух лет заниматься в МИД России. С самого начала конфликта между Дамаском и оппозицией Россия выступала за его мирное разрешение путем диалога. Если бы в ходе двух последних раундов женевских переговоров между представителями государства и оппозиции, последняя приняла бы предложение Дамаска объединить усилия в борьбе с терроризмом в качестве приоритетной задачи, то конфликт был бы давно погашен. Однако, поощряемые Западом и получая его военную помощь, оппозиционеры упорно продолжают настаивать на абсолютно нереалистичном и безусловном требовании об отставке президента Б.Асада. На Западе нас, как обычно, никто не слушал. Однобокая «Группа друзей Сирии», в которой не участвовало ни сирийское правительство, ни Россия, вдохновляла оппозицию на продолжение кровопролитной войны, обещая новую и новую помощь. Этот ошибочный подход стал следствием резкого усиления в САР террористических группировок типа «Исламского государства Ирака и Леванта» или как её сейчас называют «Исламское государство» и «Джабгат ан-Нусра», которые распространили свое влияние на соседние Ирак и Ливан. Сейчас американцы как бы спохватились и даже начали применять силу против боевиков «Исламского государства» в Ираке. Почему же бороться с террористами нужно только в Ираке, позволяя им безнаказанно бесчинствовать в Сирии? Почему не объединить усилия сирийского правительства и умеренной оппозиции в борьбе с главной угрозой региона – терроризмом? В последнее время американцы заговорили о возможности противодействия террористам и в Сирии. Однако делать это нужно, не нарушая международного права и с согласия соответствующих государств. Мы вновь и вновь повторяем, что затянувшийся кризис в Сирии не имеет силового решения и может быть урегулирован лишь политико-дипломатическими средствами через межсирийский диалог. Обвинить Россию в непоследовательности или ошибочных подходах нелепо. Думаю, йеменским телезрителям хорошо понятно, в чем корень зла в сирийском конфликте. Кстати, сегодня всем ясно на примере Ирак и Ливии, каковы были бы трагические последствия для региона, если бы сирийский режим рухнул. Пора положить конец кровопролитию в этой прекрасной арабской стране с древней культурой и историей.

Россия всегда поддерживала прогрессивные процессы в арабских странах, законное стремление арабских народов к политической, экономической и социальной справедливости. При этом мы убеждены, что решения о любых переменах и реформах должны приниматься народами самостоятельно, а не навязываться им извне по шаблонам западных демократий.

Позитивная идея «арабской весны», к сожалению, была искажена из-за попыток корректировать внутренние процессы в арабском мире внешними силами. Примеров тому множество. Это только что рассмотренная нами ситуация в Сирии. Это бомбардировки НАТО территории суверенной Ливии под предлогом обеспечения «бесполетной зоны» в рамках решения СБ ООН. Если к «бесполетной зоне» отнести президентский дворец или телевидение Триполи, которые атаковались томагавками и авиацией НАТО, то становится ясным, что целью была не «бесполетная зона», а режим М.Каддафи. Таким образом, Запад во время этих событий грубо нарушил решения СБ ООН. Это Ирак, в который американские войска вторглись в 2003 г. вообще без санкции СБ ООН.

Последствия этих действий всем хорошо известны. Сирия, Ирак и Ливия превратились в вовсе не в оплот демократии и свободы, где народы пользуются плодами социальной справедливости, а в государства, переживающие тяжелейший внутренний раскол и этно-конфессиональную раздробленность. До окончательно урегулирования там еще очень далеко. Эти страны наводнили террористы разных мастей, с которыми сейчас всем приходится думать, как бороться. Надеюсь, что хотя бы сейчас наши западные коллеги начнут понимать, что решать международные проблемы нужно коллективными усилиями, а не в одиночку и главное – исключительно с опорой на волю народов этого региона.

Вопрос: Ни для кого не секрет, что позиции России и Китая по принятию решений в ООН, в частности, по Сирии, совпадают. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Вы правильно отметили, что Россия и Китай всегда выступали с единой позиции по сирийскому вопросу. Повторю еще раз, что мы придерживаемся той точки зрения, что преодолеть сирийский кризис можно исключительно путем политдиалога между правительством и оппозицией, на основе договоренностей, достигнутых 30 июня 2012 г. в Женеве. К сожалению, как я уже сказал, реализовать результаты пока не удаётся по одной и той же причине: сирийское правительство настаивает на том, что приоритетом является совместная борьба режима и оппозиции с терроризмом. Наши западные коллеги, увы, занимают другую позицию, по-прежнему вынашивая планы по свержению режима, и вопрос борьбы с терроризмом отходит на задний план. Война продолжается, люди гибнут, число жертв конфликта превышает 120 тыс. человек.

Вопрос: Как Вы кратко оцените итоги «арабской весны» в других странах региона?

Ответ: Я уже сказал об этом, но если очень коротко, то могу добавить: «арабская весна» ни в одной стране легко не прошла. Сложности были везде. Я опять же хочу возвратиться к тому, что, несмотря на все противоречия, существующие в Йемене, йеменский путь — правильный, взвешенный и соответствующий международному праву более, чем в других странах. Поэтому я думаю, что даже тем странам, прошедшим «арабскую весну», где внутренняя ситуация сейчас лучше, гордиться не стоит. Йеменский вариант является уникальным и наиболее верным, на мой взгляд.

Вопрос: Существует мнение, что Россия искала и продолжает искать возможности восстановить свое влияние в Южном Йемене.

Ответ: Если позволите, еще два слова по проблемам арабского мира, о трагических событиях в Палестине. Нас очень беспокоит ситуация в секторе Газа и вокруг него. С начала конфронтации между израильской армией и действующими в секторе палестинскими группировками погибло в общей сложности 2090 палестинцев, в основном это мирные граждане. Считаем, что недавно достигнутое соглашение о прекращении огня должно соблюдаться. Мы предпринимаем усилия, чтобы обеспечить поддержку мирной инициативы Египта о налаживании диалога между палестинцами и израильтянами, который должен привести к долгосрочному и устойчивому перемирию, открывающему путь к всеобъемлющему и справедливому решению палестинской проблемы. Мы решительно выступаем за международные усилия по созданию независимого, жизнеспособного, территориально целостного палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. Работаем в этом направлении на двусторонней основе и в различных международных форматах, прежде всего в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников.

Теперь о Южном Йемене. В период «холодной войны» и противостояния Советского Союза и США у нас были геополитические цели в Южном Йемене. Исчезла идеологическая основа для восстановления каких-то особых интересов России на Юге. Сейчас мир стал многополярным, хотя некоторые страны и пытаются сделать его однополярным. Очень надеюсь, что этого не произойдет, и «холодная война» канула в вечность.

Я верю в йеменское единство. Россия с самого начала поддержала объединение двух частей вашей страны. В это время я работал в нашем посольстве в Адене, а после объединения в 1990 г. был переведен в Сану. Я видел, как йеменцы начали свободно путешествовать по своей собственной стране. Северяне поехали купаться в Аден, а южане смогли увидеть богатое историческое наследие Севера. Объединение Йемена было великим историческим событием, воплотившим вековые чаяния йеменского народа.

Не вижу никаких оснований для нового раскола страны на северную и южную части. Для этого нет ни политических, ни экономических, ни социальных, ни культурных оснований. Об этом я прямо говорю моим друзьям в Адене во время поездок туда. Не все с этим соглашаются. Однако уверен, что те, кто поднимают лозунги независимости на Юге рано или поздно поймут ошибочность такого подхода. Что же касается сложных социально-экономических проблем Юга, то их решение ясно обозначено в итоговых документах Конференции по национальному диалогу. Просто нужно воплотить эти итого в жизнь.

Вопрос: Сейчас Йемен движется в направлении федеративного устройства. Как это может помочь в решении йеменских проблем, в том числе и политических?

Ответ: Считаю, что новое административное деление страны по федеративному принципу, утвержденное Конференцией по нацдиалогу, откроет путь к преодолению многих йеменских проблем. Россия поддерживает это решение конференции. Федерация позволит населению каждого региона самому решать свои проблемы, обеспечит его доступ к распределению природных богатств. В условиях федерации сможет полностью реализоваться стремление народа к справедливому управлению и социальной справедливости. Об этом свидетельствует опыт России, которая является федеративным государством. Причем у нас этно-конфессиональная природа общества не менее сложная, чем в Йемене. В Российской Федерации мирно живут в дружбе и согласии более 100 национальностей, которые свободно говорят на своих языках, а также представители практически всех религий. 20 миллионов мусульман прекрасно уживаются с христианским большинством. Приезжайте к нам, и вы убедитесь в этом сами. Такой результат является следствием того, что у нас отлично функционирует федеративная система. Я думаю, что йеменцам удастся достичь того же, но придется поработать.

Вопрос: Как международное сообщество может помочь Йемену сегодня?

Ответ: Сегодня созданы все необходимые международные условия для того, чтобы йеменцы могли преодолеть свои внутренние проблемы. Сейчас самое главное, чтобы йеменцы между собой договорились. Часто приходится слышать, что недостаточно внешней экономической, финансовой помощи. Однако в Йемене множество крупных бизнесменов, которые способны вложить в йеменскую экономику средства, значительно превышающие те, которые могут дать внешние спонсоры. Самое важное для страны сейчас — прийти к национальному примирению через взаимные уступки. Политические силы должны понять, что надо уступать друг другу и договориться. Йеменцы могут это сделать, и пример тому - Инициатива ССАГПЗ, ведь договорились же тогда — в ноябре 2011 года. Я думаю, что и сейчас вы сможете договориться.

Вопрос: Какова оценка Россией периода президентства А.Хади?

Ответ: Я уже говорил о важной роли президента А.Хади в его взаимодействии с «десяткой» послов стран-спонсоров и гарантов осуществления Инициативы ССАГПЗ.

Президент А.Хади занял кресло главы государства в критический, можно сказать, переломный момент в истории страны. Получив высокие полномочия в ходе мирной передачи власти, он добился национального согласия в момент принятия Инициативы ССАГПЗ и механизма её реализации. Огромной его заслугой является успешное проведение КНД. Россия полностью поддерживает президента А.Хади в его деятельности по строительству нового демократического и процветающего Йемена, в котором народу будет жить лучше. Эта многогранная поддержка является инструкциями, которые я как Посол России в вашей стране получил от Президента Российской Федерации В.В.Путина. И я буду четко их придерживаться.

Вопрос: Позиция России по украинскому вопросу?

Ответ: Действительно, нельзя обойти стороной этот вопрос, который волнует многих. Единственный ключ к решению проблемы – как и в Сирии, как и в Йемене - путь политического диалога между теми, кто противостоит киевским властям на юго-востоке и самим Киевом. Зачастую проблема даже не в самих украинцах, а в тех, кто толкает их к братоубийственной войне. Сейчас на Украине идет гражданская война, а не война России и Украины. Россия не участвует в ней, несмотря на заявления ряда политиков на западе, как не участвовала и в войне в Сирии.

21 февраля с.г. в Киеве произошел военный переворот. Русскоговорящее население юга и востока начало протестное движение, поскольку новые власти попытались вводить законодательство по ограничению использования русского языка. В этих районах население выступило за создание на Украине федеративной государственной системы. Киев сразу объявил тех, кто выступал за федерацию, сепаратистами и начал на юго-востоке карательную опера, цинично назвав её антитеррористической. Там рекой полилась кровь. Погибло более 2000 человек.

Как видите, йеменцам можно создавать федерацию, а украинцам почему-то нельзя. Йеменцам можно создавать правительство национального единства, а украинцам нельзя. За такие желания их обстреливали системами залпового огня и сотнями убивали.

Украинская армия продолжала воевать, окружала города и обстреливала мирное население. Население бежало в Россию. Количество беженцев превышает 700 тыс. человек. Мы предоставляем им медицинскую помощь, рабочие места. Еще раз хотел бы повторить – разрешение кризиса на Украине возможно только политическим путем. Однако киевские власти на это долго не соглашались. США, страны ЕС, в свою очередь, поддерживали любое направление деятельности Киева, кроме активизации процесса диалога. Можно отметить очень много общего между событиями в арабском мире и на Украине – не кажется ли Вам это странным?

Вопрос: Каким Россия видит решение украинского кризиса и какова позиция Москвы в связи с санкциями запада?

Ответ: В рамках урегулирования на Украине были одобрены Женевское заявление России, ЕС, США и Украины от 17 апреля с.г. и Берлинская декларация России, Германии, Франции и Украины от 2 июля. Эти документы предусматривают немедленное прекращение огня между ополченцами и украинской армией и начало того же самого инклюзивного, транспарантного и подотчетного конституционного процесса, включая немедленное начало широкого национального диалога с вовлечением всех регионов Украины. Однако эти договоренности пока не выполняются.

Буквально сегодня в Минске должна состояться встреча контактной группы, в которую входят Россия, украинские стороны и ОБСЕ. В рамках этой группы, я очень надеюсь, будет принято решение о прекращении огня, и гражданская война на Украине подойдет к своему завершению.

К вопросу о санкциях. Наши западные партнеры совершенно забыли, что санкции вещь обоюдоострая, как йеменская «джамбия», особенно если речь идет о такой крупной стране, как Россия. Как вы знаете, Россия недавно ввела ответные санкции – запрет на импорт из США и ЕС продуктов питания. Хотел бы особо подчеркнуть, что это была ответная и исключительно вынужденная мера.

Мы считаем, что санкциями ничего не решишь. Россия выступает против любых санкций. Приведу лишь несколько цифр: потери стран ЕС, по самым скромным подсчетам, достигают 5 млрд. долл. Назову прогнозируемые потери только ряда стран: Литва – 927 млн. долл., Германия – 600 млн. долл., Польша - 850 млн. долл., Нидерланды – 1, 5 млрд. долл., Бельгия – 500 млн. долл. Этот список можно продолжить. Компенсаций от ЕС уже требуют Польша, Литва, Финляндия, Чехия и Франция. Но вот имеются ли такие деньги. Кризисный фонд ЕС составляет всего 400 млн. долл.

Для России же западные санкции во многом будут стимулом для развития собственного производства сельскохозяйственной продукции. Наши компании уже приступили к расширению своих предприятий.

Как мы говорим в России – нет худа без добра. Безусловно, санкции – вещь неприятная, но это далеко не наш выбор. Это ошибки в той политической цепи, которой придерживаются наши западные партнеры.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+967 73 300-65-58
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж