Республика Узбекистан
Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел Нидерландов Б.Ботом, Гаага, 28 июня 2005 года
С.В.Лавров (выступает после Б.Бота): Уважаемые коллеги,
Я доволен проходящими переговорами. Поддерживаю то, что было сказано Министром иностранных дел Б.Ботом, как в развитие договоренностей между Россией и ЕС по "третьему" общему пространству - внешней безопасности, - так и в двустороннем плане. Мы ценим, что это было сделано откровенно. Это позволяет нам находить дополнительные шаги по тем или иным международным ситуациям. В рамках наших отношений с ЕС мы с благодарностью выслушали те оценки, которые высказал сегодня утром в беседе со мной Премьер-министр Нидерландов Я.П.Балкененде и которые были дополнены Министром иностранных дел Нидерландов Б.Ботом в ходе наших переговоров. Мы услышали главное, а именно то, что внутренние проблемы, которые временно возникли в Евросоюзе не повлияют на развитие партнерства между Российской Федерацией и ЕС. У нас есть общее понимание, что надо уже думать о выходе на новое качество партнерства между Россией и ЕС, особенно в свете того, что в 2007 году истечет срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Так что будем работать над этим с нашими западноевропейскими коллегами и конечно с председательством Евросоюза и Комиссией ЕС.
Помимо той международной проблематики, о которой уже сказал Министр иностранных дел Нидерландов Б.Бот, мы также уделили внимание необходимости реформы ОБСЕ. Мы согласны с тем, что нужно обязательно в течение этого года внести ясность в вопросы формирования бюджета ОБСЕ и, что самое главное, в институциональные вопросы, в те правила, на основе которых функционирует ОБСЕ.
Я также весьма удовлетворен обсуждением состояния наших двусторонних отношений. Нидерланды занимают среди западноевропейских стран второе место в торговле с Россией и по инвестициям в российскую экономику. У нас богатый политический диалог, основывающийся на регулярных контактах лидеров двух государств, весьма интенсивные культурные связи, гуманитарное сотрудничество. Все это, конечно же, подкрепляется теми событиями давней истории, которые сблизили наши страны. Все это будет отражено в ходе подготовки к государственному визиту Президента России В.В.Путина в Нидерланды в начале ноября этого года. Мы договорились о том, чтобы интенсифицировать подготовку конкретных документов к этим переговорам.
Вопрос: Изменится ли сотрудничество России с Ираном после президентских выборов в Иране?
С.В.Лавров: Почему мы должны изменять свою линию в вопросах международного сотрудничества в области мирного атома с какой-либо страной при понимании, конечно, что такое сотрудничество осуществляется в строгом соответствии с нашими международными обязательствами и в рамках соблюдения всех правил, действующих в контексте режима нераспространения ядерного оружия? Именно на этих основах осуществляется наше сотрудничество с Ираном, которое выражается в строительстве атомной электростанции в Бушере, и именно на этих основах оно будет продолжаться.
Вопрос: Насколько известно, Литва и Польша не будут участвовать в торжествах по случаю празднования 750-летия Калининграда. Поясните ситуацию, потому что в этих странах выражают удивление и недовольство случившимся.
С.В.Лавров: 750-летие Калининграда - российское событие. Оно будет отмечаться российским руководством в сотрудничестве, конечно, с руководством Калининградской области. Запланирована целая серия внутрироссийских мероприятий. Кроме того, там предстоит встреча Президента России В.В.Путина с Федеральным Канцлером ФРГ Г.Шредером и Президентом Франции Ж.Шираком. Эта встреча отражает наличие самостоятельного диалогового формата между тремя лидерами. Они уже не раз встречались в таком составе. К тому же 3 июля предстоит церемония присвоения Калининградскому государственному университету имени И.Канта. Поэтому, более чем естественно, что на церемонии будет присутствовать Федеральный Канцлер ФРГ Г.Шредер.
Что касается утверждений, будто Польша и Литва не приглашены на празднования, то они не отражают действительность. Руководство Калининградской области планирует мероприятия с участием приграничных регионов, на которые приглашены представители соответствующих регионов сопредельных стран.
Вопрос: Россия второй год ведет разговор о пересмотре бюджета ОБСЕ в связи с некоторыми изменениями в мировой политике и в европейских отношениях. До какой степени европейцы готовы реформировать ОБСЕ? Возможен ли некий кризис этой Организации в связи с неожиданным кризисом, возникшим в других европейских структурах, в частности в Еврокомиссии?
Вы подтвердили, что на ваших переговорах обсуждался Узбекистан. К какому выводу Вы пришли? Понятна ли позиция России по этому вопросу? Удалось ли что-нибудь прояснить относительно тех внешних сил, которые, как утверждает Россия, были задействованы в мятеже в Узбекистане?
С.В.Лавров (отвечает после Б.Бота): Я уже отмечал, что крайне важное значение имеет институциональная реформа, что означает, как собственно и порекомендовала Группа мудрецов, необходимость превратить ОБСЕ в подлинную организацию со своими правилами, которые были бы согласованы всеми странами-членами и которые определяли бы процедуры деятельности ОБСЕ во всех сферах. Это важно, чтобы мы, наконец, поняли, кто назначает глав различных полевых миссий ОБСЕ, включая миссии, которые занимаются мониторингом выборов, кто дает им полномочия и какие полномочия. Если это мониторинг, то его результаты должны, видимо, кем-то оцениваться. Пока получается, что Глава миссии по мониторингу выносит вердикт в тот же день, когда состоялся мониторинг. Мы не знаем, кто их назначает и какова процедура назначения. О серьезном значении этого вопроса говорит следующий эпизод. Когда миссия ОБСЕ в Югославии была возглавлена известным послом Уокером, и произошли трагические события в селе Рачек, посол Уокер вместе с журналистами отправился туда и, увидев несколько десятков трупов, немедленно объявил, что это акт геноцида. Это заявление многим правительствам, которые планировали применить силу для наведения в Югославии того порядка, который казался им правильным, дало повод для того, чтобы сказать: "Наше терпение лопнуло, мы применяем силу". Как известно, после этого Евросоюз инициировал подготовку доклада, который был заказан патологоанатомам из Финляндии. Доклад был представлен в ЕС, а потом передан Евросоюзом в Международный трибунал по бывшей Югославии. Некоторые положения этого доклада утекли в прессу. Из утечек следовало, что вывод патологоанатомов опровергает заявления представителя ОБСЕ Уокера, что это был акт геноцида. Наоборот, утечки давали возможность понять, что убитые были солдатами, которые впоследствии были переодеты в гражданскую одежду. Мы тогда попросили, чтобы доклад был представлен членам Совета Безопасности ООН, поскольку именно СБ ООН создал Международный трибунал по бывшей Югославии. Нам было отказано. Я лично несколько раз говорил с обвинителем Трибунала К.Дельпонте. Она под разными предлогами, то ссылаясь на конфиденциальность, то на технические трудности, ознакомила СБ ООН только с некоторыми резюме по этому докладу, которые не давали ответов на главные вопросы. Совсем недавно очередная попытка получить этот доклад привела к тому, что нам сообщили, что он был утерян. Я так подробно остановился на этом, чтобы показать, какое значение имеет доклад глав миссий ОБСЕ, и какую цену он может иметь. Поэтому мы хотим знать, кто их уполномочивает, и на что конкретно их уполномочивают. Конечно, это должно быть приемлемо для всех стран-членов ОБСЕ, раз уж эти люди являются нашими представителями.
Что касается Узбекистана, то мы его еще не обсуждали. Не хочу предрешать ни наши переговоры, которые продолжатся, ни тех бесед, которые состоятся сегодня между Президентом России В.В.Путиным и Президентом Узбекистана И.К.Каримовым. Скажу только, что Россия считает важным, чтобы расследование состоялось. Мы рассчитываем, что парламентское расследование внутри Узбекистана, которое было запущено, будет транспарентным. В этой связи считаем весьма важным шаг по созданию мониторинговой группы для взаимодействия с этим расследованием из послов, которые аккредитованы в Ташкенте. Полагаем, что состав этой группы мог быть расширен и другие послы, которые пока не участвуют в этой работе, но были бы приглашены, присоединятся к ней. Мы ожидаем регулярной информации о ходе расследования. Конечно, необходимо, чтобы оно было всесторонним, включая расследование обстоятельств подготовки и осуществления неправомерных силовых акций группой лиц, которая вторглась в Андижан. Уже имел возможность отвечать на вопрос о дополнительных фактах, свидетельствующих о причастности к этому представителей различных зарубежных экстремистских группировок. Такие факты есть. Мы занимаемся по имеющимся каналам дополнительным прояснением обстоятельств в контакте с компетентными службами других государств, которые имеют возможность отследить ситуацию в этом регионе. Уверяю вас, что эти факты зиждятся не на песке, а на конкретных реалиях.
* * *
Видеозапись пресс-конференции размещена на сайте https://mid.ru/ru/press_service/video/
29 июня 2005 года