18:32

Выступление члена Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Ю.Д.Ждановой на 1033-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 25 января 2023 года

103-25-01-2023

Пункт повестки дня: «Диалог по вопросам безопасности»

Тема: Проблематика лёгкого и стрелкового оружия и запасов обычных боеприпасов в Юго-Восточной Европе

 

Уважаемый господин Председатель,

Приветствуем инициативу председательства Боснии и Герцеговины организовать обсуждение, посвящённое проблематике управления лёгким и стрелковым оружием (ЛСО) и запасами обычных боеприпасов (ЗОБ) в Юго-Восточной Европе. Признательны докладчикам, затронувшим в своих презентациях некоторые аспекты международных усилий по борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в регионе. Исходим из того, что «корень проблемы» ЛСО – это его переток на «чёрные» и «серые» рынки, которые подпитывают террористов, незаконные вооружённые формирования, а также приводят к расширению конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ.

Вопросы контроля над ЛСО и боеприпасами к нему в Российской Федерации относятся к числу приоритетных. В нашей стране приняты жёсткие нормы, регламентирующие их обращение. Выступаем за безотлагательные меры по пресечению нелегальных потоков ЛСО, по поиску практически реализуемых путей решения этой проблемы в интересах обеспечения международной безопасности. В этой связи призываем к более эффективной реализации Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО с учётом усилий всего международного сообщества и при координирующей роли всемирной организации.

Российская Федерация уделяет весомое внимание повышению эффективности Регистра обычных вооружений ООН как одному из ключевых механизмов транспарентности и обеспечения международной безопасности посредством отслеживания и выявления дестабилизирующих накоплений оружия в различных регионах мира. В то же время мы с настороженностью воспринимаем попытки ряда стран без должных на то оснований расширить сферу охвата Регистра, что может быть использовано вопреки его основным целям и задачам, не в последнюю очередь – при определении параметров вводимых по линии Совета Безопасности ООН оружейных эмбарго.

ОБСЕ в качестве регионального соглашения по смыслу Главы VIII Устава ООН на протяжении двух десятилетий вносила посильный вклад в урегулирование проблемы незаконного оборота ЛСО и ЗОБ, в том числе в ЮВЕ. Отмечаем значимость дальнейшего развития практического взаимодействия в этом регионе, что способствовало бы укреплению доверия между балканскими государствами, снижало потенциальные риски обострения имеющихся противоречий и позволяло бы предотвращать контрабанду.

Убеждены, что реализация проектной деятельности ОБСЕ на Западных Балканах должна носить подчёркнуто деполитизированный характер, осуществляться в рамках действующего мандата и подразумевать строгий многосторонний контроль, который бы исключал возможные злоупотребления с целью хищения. Наряду с этим реализуемые под эгидой ОБСЕ проекты не должны закулисно использоваться в целях «подтягивания» тех или иных государств-участников в сторонние интеграционные структуры.

Господин Председатель,

Не следует забывать, что проблема незаконного оборота оружия на Балканах является порождением вооружённых конфликтов на территории бывшей Союзной Республики Югославия в 1990-х гг., сопровождавшихся неспровоцированными, неоправданными и противоправными интервенциями Североатлантического альянса. В годы «югославского кровопролития» Запад поставлял туда крупные партии оружия. Последнее самолётами переправлялось в государства региона, включая Боснию и Герцеговину, в нарушение введённого СБ ООН оружейного эмбарго. Последствия этой волюнтаристской политики претендующих на исключительность США и НАТО до сих пор эхом разносятся по всему пространству ОБСЕ.

По данным опубликованного в 2021 г. доклада Интерпола, Западные Балканы до сих пор остаются крупным узлом для нелегальной торговли ЛСО. Многонациональные криминальные группировки покупают оружие для перепродажи в страны Евросоюза, включая Бельгию, Францию, Германию, Испанию и Нидерланды. За примерами далеко ходить не надо – совсем недавно радикальные экстремисты организовали серию чудовищных терактов в центре Европы, в том числе с использованием реактивированного оружия. Повторим: плоды агрессивной накачки региона оружием странами – членами военного блока пожинает весь Европейский континент.

С сожалением констатируем, что США и НАТО не отказываются от уже апробированных способов ведения дел. В XXI в. одним из главных источников пополнения незаконного оборота ЛСО являются организованные из-за рубежа «цветные» революции, в ходе которых утрачивается контроль над государственными оружейными арсеналами. Вспомним в этом контексте Ливию, Сирию, некоторые страны Северной Африки, а также Украину, в которой по состоянию на 2019 г. в незаконном обороте находилось порядка 5 млн. единиц оружия. Причём любые усилия по решению этой проблемы в восточноевропейской стране наталкивались на повальную коррупцию на всех уровнях власти. Ситуация не изменилась.

С начала специальной военной операции Российской Федерации западные страны передали Киеву сотни тыс. единиц вооружения, военной техники и снаряжения на десятки миллиардов долларов США. У вооружённых сил Украины (ВСУ) на руках не только современные ПЗРК и ЛСО, произведённые странами – членами НАТО, но и дорогостоящие артиллерийские установки, РСЗО и прочие высокотехнологичные средства. Пропорционально увеличению военной помощи растёт и нелегальный рынок, причём вооружение распродаётся буквально всем подряд, в том числе и преступным группировкам со всего света. Если Российская Федерация била в набат по этому вопросу ещё в начале минувшего года, то теперь и западные спонсоры Украины признают наличие проблемы.

Так, 31 октября 2022 г. американское издание «The Washington Post» сообщило, что США начали выездные инспекции на Украине, объяснив это рисками передачи оружия «не в те руки». В первую очередь, это касается весьма опасных для гражданской авиации ПЗРК «Стингер», а также ПТРК «Джавелин», которые якобы подвержены «повышенному риску утечек». Примечательно и то, что анонимные источники в Госдепартаменте США признали, что из 22 000 единиц вооружений, требующих особого контроля, удалось проинспектировать лишь 10%. Кстати, отчёты о контроле над полученной продукцией военного назначения, которые Пентагон получал от украинской стороны, поступали в весьма сомнительном виде – фактически это были «написанные от руки квитанции» без какой-либо фактуры.

1 июня 2022 г. Генеральный секретарь Интерпола Ю.Шток предупредил о высокой вероятности активизации незаконной торговли оружием, изначально предназначенным Киеву. Но и это не всё. Глава Европола Катрин де Болле, рассуждая о проблеме контрабанды оружия с Украины, ещё весной предупреждала о его возможном проникновении в западные страны, а уже через пару месяцев полицейская служба ЕС заявила, что располагает конкретными сведениями о «перетоке» боеприпасов и оружия из зоны боевых действий. У Европола есть неопровержимые данные, согласно которым криминальные сети в регионе планируют обеспечить контрабанду тяжёлых вооружений, используя в том числе онлайн-платформы.

Преступные возможности украинской «оружейной мафии» уже отмечают на Африканском континенте. Так, 30 ноября 2022 г. президент Нигерии М.Бухари заявил, что местные власти обнаружили оружие, предназначенное для ВСУ, в руках боевиков на озере Чад. Параллельно с этим представители украинской Интернет-площадки «Weapons Ukraine» анонсировали, что имеют возможность доставить крупную партию стрелкового оружия в Йемен.

Где и когда «всплывёт» направленное «сердобольным» западным альянсом государств «железо» для Украины в следующий раз – вопрос открытый. Российская делегация месяцами предъявляет западным государствам-участникам на ФСОБ неопровержимые фото- и видео-доказательства того, как поставляемая ими военная техника за бесценок реализуется украинскими «дельцами» в теневом секторе Интернета. Под дулом «западного ружья» может оказаться весь мир. Однако страны НАТО и Евросоюза последовательно игнорируют угрозу попадания современного высокоточного оружия в руки национал-радикалов, террористов и экстремистов не только на Украине, но и за её пределами, что с учётом высоких рисков для международной безопасности приравнивается к потворству странами Запада террористической деятельности.

Господин Председатель,

В завершение несколько слов о вызовах проектной деятельности ОБСЕ в свете нынешнего кризиса европейской безопасности. Важно понимать, что «переток» западных оружия и боеприпасов с Украины в незаконный оборот способен подорвать усилия ОБСЕ и международных доноров, финансирующих реализацию проектов. По иронии, многие из щедрых кредиторов проектов по совместительству являются оружейными спонсорами Киева. «Двойные стандарты» «коллективного Запада» распространяются даже на борьбу с незаконным оборотом оружия.

С учётом изложенных фактов, неудивительно, что некогда конструктивное взаимодействие делегаций на ФСОБ в области ЛСО и ЗОБ находится в глубоком кризисе. Инициатива по заморозке сотрудничества исходит от тех государств-участников, которые совершают наиболее грубые и беспринципные нарушения международных принципов и обязательств, препятствующих передаче обычных вооружений и боеприпасов в зоны вооружённых конфликтов в нарушение международного гуманитарного права, а также базовых принципов строгого экспортного контроля. Речь идёт о следующих фундаментальных документах:

- Принципы ОБСЕ, регулирующие передачу обычных вооружений
(1993 г.);

- Документ ОБСЕ о ЛСО (2000 г.);

- Элементы экспортного контроля за ПЗРК, согласованные в рамках Вассенаарских договорённостей (2003 г.);

- Принципы ОБСЕ, касающиеся контроля за экспортом ПЗРК (2008 г.);

- резолюция ГА ООН 62/40 «Предотвращение незаконной передачи ПЗРК, несанкционированного доступа к ним и их несанкционированного использования» (2007 г.);

- Общая позиция Совета ЕС (2008 г.);

- Международный договор о торговле оружием (2013 г.).

Решительно призываем есовско-натовское «крыло» государств-участников ОБСЕ задуматься над тем, что поставляемое ими оружие на Украину используется для совершения военных преступлений и преступлений против человечности, а также нападений на гражданские объекты и гражданские лица, включая женщин и детей. Последствия проводимой ими политики – расширение «чёрных» рынков оружия, погружение региона ОБСЕ в пучину беззакония и разгула преступности. Оружейным спонсорам Киева ещё предстоит это осознать.

Благодарю за внимание.

  • Общие сведения

    Загранучреждения МИД РФ

    США

    Посольство России в США (Вашингтон)

    Адрес :

    2650 Wisconsin Ave., NW., Washington D.C., 20007, USA

    Посол - ДАРЧИЕВ Александр Никитич

    Телефон :

    +1 202 298-57-00

    Горячая линия :

    +1 202 298-57-00
    +1 202 298-57-01
    +1 202 298-57-04

    Факс

    +1 202 298-57-35

    E-mail

    rusembusa@mid.ru

    ruspressusa@mid.ru

    Web

    https://washington.mid.ru/

    Twitter Rus.

    Twitter Eng.

    Facebook 

    Youtube 

    Instagram 

    Вконтакте 

    Periscop 

    soundcloud 

    iTunes 

    Telegram 

    США

    Консульский отдел Посольства России в Вашингтоне

    Адрес :

    2645, Tunlaw Road., NW, Washington DC, 20007, USA

    Заведующая консульским отделом - ШУМОВА Надежда Юрьевна

    Телефон :

    +1 202 939-89-13

    +1 202 939-89-14

    Горячая линия :


    +1 202 298-57-00
    +1 202 298-57-01
    +1 202 298-57-04

    Факс

    +1 202 939-89-19

    E-mail

    waconsru@prodigy.net

    rusconswdc@gmail.com

    Web

    https://washington.mid.ru/ru/consular-services/

    Twitter 

    Facebook 

    США

    Генеральное консульство России в Нью-Йорке

    Адрес :

    9 East 91 Street, New York, NY, 10128, USA

    Генеральный консул - ЗАХАРОВ Александр Константинович

    Телефон :

    +1-212-348-0750

    +1-646-784-4580

    Горячая линия :

    +1-347-899-5884

    Телекс:

    2326734839

    Факс

    +1 212 831-91-62

    E-mail

    mailny@mid.ru

    Web

    https://newyork.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    США

    Генеральное консульство России в Хьюстоне

    Адрес :

    1333 West Loop South, Ste.1300, Houston, TX 77027

    Генеральный консул - МАРКОВ Алексей Геннадьевич

    Телефон :

    +1 713 337-33-00

    Горячая линия :

    +1 713 337-33-00
    +1 713 213-84-84

    Факс

    +1 713 337-33-05

    E-mail

    info@rusconshouston.org

    Web

    https://rusconhouston.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    США

    Постоянное представительство России при ООН в Нью-Йорке

    Адрес :

    136 East 67th St., New York, N.Y., 10065, USA

    Постоянный представитель - НЕБЕНЗЯ Василий Алексеевич

    Первый заместитель Постоянного представителя - ПОЛЯНСКИЙ Дмитрий Алексеевич

    Телефон :

    +1 212 861-49-00

    +1 212 861-49-01

    +1 212 861-49-02

    Факс

    +1 212 628-02-52

    E-mail

    mission@russiaun.ru

    Web

    https://russiaun.ru/

    Горячая линия

    phone
    • +1 202 332-07-37
      +1 202 365-21-24
      +1 202 298-57-00
      +1 202 298-57-01
      +1 202 298-57-04
    Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

    Представительства в РФ

    США

    Посольство Соединенных Штатов Америки в России (Москва)

    Адрес:

    121099, Москва, Большой Девятинский пер., д.8

    Телефон:

    +7 495 728-50-00

    Факс

    +7 495 728-50-90

    E-mail

    support-russia@ustraveldocs.com

    Web

    https://russian.moscow.usembassy.gov/