Соединенные Штаты Америки (США)
Ответ заместителя Министра иностранных дел России С.В.Вершинина на вопрос МИА «Россия сегодня» о досрочном прекращении полномочий России в Совете ООН по правам человека
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию вокруг принятой 7 апреля с.г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о приостановке членства России в Совете ООН по правам человека и последующего заявления российской делегации о досрочном прекращении полномочий члена данного правозащитного органа ООН?
Ответ: Понимаю, что у непосвященных могла возникнуть некоторая путаница, недопонимание в связи с произошедшим: Россию вроде «исключили», и вслед за этим она сама вышла из состава Совета. Как такое может быть? Что, собственно, произошло 7 апреля? Хотел бы внести некоторую ясность.
В продолжение своей линии на изоляцию России, в т.ч. в многосторонних межправительственных структурах, включая ООН, США и их союзники потребовали рассмотреть в Генеральной Ассамблее ООН вопрос о приостановлении членства нашей страны в Совете ООН по правам человека.
Примечательно, что инициатором такого решения стал Вашингтон, который сам дважды под надуманными предлогами выходил из Совета и отказывался от работы в данном органе как в статусе его члена, так и наблюдателя. В 2021 г. США вновь «передумали» и посчитали необходимым вернуться в СПЧ. Маленькая деталь: для обеспечения своего гарантированного избрания в данный орган Вашингтон «по-дружески попросил» Италию, которая несколько лет активно проводила свою предвыборную кампанию в СПЧ, отозвать в последний момент свою кандидатуру из списка претендентов и «освободить место» для США. Видимо, в духе той демократии, как ее понимают в Вашингтоне.
Так вот, США, которые позиционируют себя в качестве локомотива демократии и прав человека, на самом деле не соответствуют даже формальным критериям членства в Совете ООН по правам человека. Судите сами: из 12 основных международных правозащитных конвенций и факультативных протоколов к ним американская сторона ратифицировала только пять таких документов! Несмотря на постоянные призывы и многочисленные рекомендации международного сообщества и контрольных мониторинговых механизмов в области прав человека в Вашингтоне до сих пор отказываются присоединиться к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах инвалидов. И это не полный список, а лишь «базовые» договоры. За последнее время Администрация США дала «зеленый свет» на посещение своей страны лишь трем спецдокладчикам СПЧ. Остальных – а их десятки – тормозят. Трудно не заметить, что Соединённые Штаты являются страной, где проявления расизма и расовой дискриминации не только не изжиты в XXI веке, но и приняли системный и структурный характер. А сколько раз за последние 20 лет Вашингтон выступал агрессором, развязывая по своему усмотрению войны во всех регионах мира? Разве американцы понесли какую-либо ответственность за многочисленные нарушения прав человека и международного гуманитарного права в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии? Что уж говорить о позорной практике пыток в тюрьме на военной базе США в Гуантанамо, которую американская Администрация до сих пор не торопится закрывать, несмотря на многократные обещания, начиная еще с президентства Б.Обамы, это сделать. И вот государство с таким «послужным списком» в правозащитной сфере берется судить, кто из членов Совета ООН по правам человека достоин оставаться в этом органе? «Театр абсурда» – по-другому эту ситуацию трудно назвать.
Несомненно, стремление «отменить» членство России в СПЧ стало попыткой наказания нашей страны за независимую внутреннюю и внешнюю политику. Очевидно за этим шагом «коллективного Запада» последуют аналогичные меры в отношении других суверенных государств, не приемлющих диктат западного мира в области прав человека. Все более ясно становится, что США и страны Евросоюза продолжат добиваться «монополии» на правозащитном направлении деятельности ООН. Их цель –трансформировать СПЧ в своего рода «закрытый клуб настоящих демократий», призванный устанавливать для остального мира правила игры, нарушения которых будут безжалостно караться.
Именно на это и была направлена инициированная США и их союзниками резолюция ГА ООН, принятая путем голосования 7 апреля с.г. Если бы план западников осуществился, Россия полностью лишилась бы возможности проводить работу в Совете и его вспомогательных органах до конца 2023 г. Однако удалось избежать такого сценария. Поясню.
В документах, учредивших СПЧ, ничего не сказано о последующих мерах после приостановления членства в Совете. Правовые последствия решений Генассамблеи ООН на этот счет нарабатываются практикой. До недавнего времени единственным практическим примером было приостановление членства Ливии в СПЧ в 2011 г. Официальный Триполи тогда был лишен всех своих полномочий: права принимать участие в принятии решений и голосовать, права выступать по пунктам повестки дня, готовить и распространять любые заявления и т.д. Ливийская делегация могла лишь продолжать находиться в зале заседаний, да и то не за своей табличкой.
Если бы Россия 7 апреля согласилась с «ливийским сценарием», мы, по сути, получили бы аналогичное «поражение в правах» на оставшиеся полтора года нашего членства в СПЧ. Нам отводилась бы роль молчаливого зрителя – не более того. При этом фактическое отсутствие России в СПЧ развязывало бы западным странам руки для дальнейших манипуляций тематикой прав человека, ее использования в качестве инструмента политического давления и шантажа «неугодных» правительств. При таком развитии ситуации об универсальности и эффективности функционирования Совета можно было бы не говорить.
Этот вариант, конечно, нас не устраивал. Было принято решение самостоятельно заявить о досрочном прекращении полномочий России в Совете. Что и было сделано сразу после принятия неправомерной и политически мотивированной резолюции ГА ООН о приостановлении членства Российской Федерации в СПЧ. Результат такого шага – наш переход из статуса члена Совета в статус наблюдателя. А это достаточно широкий спектр возможностей влиять на деятельность основного правозащитного органа ООН. Да, мы не сможем принимать участие в голосовании, но в остальном наши возможности будут сопоставимы с полномочиями государств-членов СПЧ. Мы продолжим вносить свои инициативы, принимать участие в переговорном процессе по проектам резолюций, делать выступления и заявления. Другими словами, сможем доносить до международного сообщества – пусть и в усложнившихся условиях – российскую позицию по актуальным международным вопросам.
Россия продолжит отстаивать свои интересы и приоритеты в СПЧ, главным из которых было и остаётся укрепление конструктивного равноправного международного диалога по вопросам поощрения и защиты прав человека. Роль Совета ООН по правам человека – обеспечить приверженность нашим общим, а не ценностям узкого круга государств, продвигать взаимоуважительные дискуссии без политизации и двойных стандартов, не допускать использования правозащитной тематики для вмешательства во внутренние дела.
Настанет время, и Россия вернется в состав СПЧ, – я в этом уверен. А пока в качестве наблюдателя мы приложим максимум усилий для того, чтобы не допустить полной деградации деятельности Совета, сохранить его авторитет и репутацию в глазах международного сообщества.