17.08.1812:45

Сообщение Российской Федерации к докладу Генерального секретаря ООН по пункту повестки дня 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, переданное 18 мая 2018г. в Секретариат ООН

  • en-GB1 ru-RU1

СООБЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

к докладу Генерального секретаря ООН Генеральной Ассамблее ООН  

Пункт повестки дня: «Рассмотрение эффективных мер по усилению защиты, безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств и представителей»

1. Российская Федерация считает необходимым обратить внимание международного сообщества на следующие вызывающие самую серьёзную обеспокоенность действия правительства Соединённых Штатов Америки, которые несовместимы с их международными обязательствами, установленными Уставом ООН и общепризнанными нормами международного дипломатического и консульского права, ставят под сомнение декларируемую этим государством приверженность принципам справедливости и верховенства права.

2. Правительство США, ссылаясь на свои суверенные прерогативы и национальное законодательство (Акт об иностранных миссиях 1982 года и принятые на его основе «определения» Государственного секретаря США), в период с декабря 2016 года по апрель 2018 года осуществило против ряда российских официальных представительств, их имущества, а также сотрудников этих представительств и членов их семей беспрецедентный по масштабам и цинизму комплекс насильственных мер, носивших провокационный и враждебный характер. Эти меры были направлены на изгнание российских официальных представительств, их сотрудников и членов их семей из занимаемых ими на законных основаниях помещений; нанесение ущерба суверенному достоинству Российской Федерации и морального ущерба сотрудникам её официальных представительств; создание помех нормальному функционированию дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в США; лишение её доступа к собственности, используемой ею в суверенных целях.

3. В данном контексте обращает на себя особое внимание тот факт, что объектом указанных репрессивных мер стали объекты, используемые для выполнения функций официальных представительств Российской Федерации не только в двусторонних отношениях с США, но и в её отношениях с ООН (пункт 4.2 ниже), что является несовместимым с выполнением Соединёнными Штатами функций государства пребывания штаб-квартиры этой международной организации миссии.

4. Ниже приводится список официальных представительств Российской Федерации и их помещений, ставших объектом вторжения и захвата американскими властями.

4.1. Посольство Российской Федерации. Часть помещений Посольства (штат Мэриленд, Сэнтрвилль, ул. Таун Пойнт Лэйн, 115). Использовалась в служебных целях, для проведения протокольных мероприятий и в качестве резиденции персонала Посольства.

4.2. Постоянное представительство Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке. Часть помещений Постоянного представительства (штат Нью-Йорк, Аппер Бруквилл, ул. Милл Ривер Роуд, 136). Использовалась в служебных целях, для проведения протокольных мероприятий и в качестве резиденции персонала Постоянного представительства.

Госдепартамент США известил Посольство России нотами от 29 декабря 2016 года № 16-2027 и, соответственно, № 16-2057 об отзыве разрешения на использование указанных объектов в дипломатических целях; снятии с них всех привилегий и иммунитетов; запрете доступа в указанные помещения, начиная с 30 декабря 2016 года, «любых лиц, включая представителей России».

4.3. Генеральное консульство Российской Федерации в Сан-Франциско. Административно-жилое здание (штат Калифорния, Сан-Франциско, Гринстрит, 2790) и резиденция Генерального консула Российской Федерации (штат Калифорния, Сан-Франциско, Бродвей, 2820).

Госдепартамент США нотой от 31 августа 2017 года № 17-1287 объявил: об отзыве согласия на открытие и функционирование Генерального консульства России в Сан-Франциско; о снятии с него, начиная со 2 сентября 2017 года, всех иммунитетов; потребовал прекратить - с этой же даты - всякую деятельность Генерального консульства; объявил о запрете доступа в служебную зону административно-жилого здания Генконсульства «любых лиц, включая российских представителей» и нахождения в этих помещениях архивов дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. Начиная с 1 октября 2017 года запрещён доступ и в другие помещения Генерального консульства - жилую зону административного здания и резиденцию Генерального консула, с которой с этой же даты сняты все иммунитеты.

4.4. Торговое представительство Российской Федерации в Вашингтоне. Административное здание (Округ Колумбия, Вашингтон, Коннектикут авеню, СЗ, 2001). В соответствии с условиями Соглашения о торговых отношениях между Союзом ССР и США от 1 июня 1990 года, действующего в отношениях России и США,  Торговое представительство - составная часть Посольства Российской Федерации в Вашингтоне. Его сотрудники и члены их семей пользуются статусом, аналогичным предоставляемому соответствующим категориям персонала Посольства (дипломатический, административно-технический, обслуживающий).

4.5. Отделение Торгового Представительства Российской Федерации. Служебные помещения (штат Нью-Йорк, Нью-Йорк, Лексингтон авеню, 353, офис 1500).

В отношении официальных представительств Российской Федерации, их помещений и членов их персонала, указанных в пунктах 4.4. и 4.5., в соответствии с нотой Госдепартамента США № 17-1287, осуществлены принудительные меры и установлены запреты, аналогичные тем, которые введены против Генерального консульства Российской Федерации в Сан-Франциско (пункт 4.3.), включая сроки. 

4.6. Генеральное консульство Российской Федерации в Сиэтле. Служебные помещения (штат Вашингтон, Сиэтл, 600 Юниверсити стрит, 2510) и резиденция Генерального консула (штат Вашингтон, Сиэтл, Ист Мэдисон Стрит, 3726). Госдепартамент США нотой от 26 марта 2018 года № 18-439, в частности, объявил: об отзыве согласия на открытие и функционирование Генерального консульства, а также разрешения на использование соответствующих помещений в дипломатических/консульских целях и снятии с них всех иммунитетов начиная с 24.00 1 апреля 2018 года - в отношении помещений на Юниверсити стрит и с 24.00 24 апреля 2018 года - в отношении помещений на Ист Мэдисон Стрит); о запрете нахождения в этих помещениях архивов дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.

5. Установление упомянутых ограничительных мер, вопреки протестам российской стороны, сопровождалось насильственным (со взламыванием замков и выведением из строя въездных ворот) проникновением представителей американских властей в соответствующие помещения, проведением в них обысков (под видом так называемых «осмотров» или «инспекций»), а также инженерных работ, не согласованных с Российской Федерацией, в результате которых помещениям и предметам их обстановки причинён ущерб.

6. Российская Федерация особо отмечает, что она на законных основаниях (договоры купли-продажи) обладает правом собственности на объекты, указанные выше в пунктах 4.1., 4.2., 4.3., 4.4. и 4.6. (здание резиденции Генконсула). В отношении объектов, указанных в пунктах 4.5. и 4.6. (помещение на Юниверсити стрит), она на основании частно-правового договора осуществляла права арендатора. В отношении земельного участка по адресу, указанному в пункте 4.6., - право пользования сроком на 99 лет (до 2075 года).

Однако, несмотря на протесты Российской Федерации и её регулярные (каждые две недели) обращения по дипломатическим каналам с просьбой допустить российских представителей для осмотра вышеупомянутых помещений (в том числе в целях предупреждения выхода из строя систем эксплуатации и проведения разовых протокольных мероприятий), Госдепартамент США систематически отказывает в предоставлении такого доступа на все вышеперечисленные объекты.

Таким образом, вопреки содержанию нот Госдепартамента США, предусматривающих «разрешительный порядок» их посещения российскими представителями, Российская Федерация полностью и на протяжении продолжительного времени лишена всякой возможности контроля над этими объектами, доступа в них, осуществления в отношении них принадлежащих ей правомочий собственника (пользователя). В то же время, представители американских властей регулярно получают доступ в упомянутые помещения - в отсутствие согласия и без уведомления Российской Федерации. С учётом изложенного можно констатировать, что указанные помещения захвачены властями США.

7. Несмотря на протесты Российской Федерации, со всех вышеупомянутых помещений американскими властями сняты и удалены   государственные флаги Российской Федерации.

8. Нарушена неприкосновенность архива Генерального консульства Российской Федерации, содержавшего,  среди прочего, персональные данные заявителей - российских и американских граждан. Этот архив был, без согласия Российской Федерации, изъят американскими властями из помещений Генерального консульства, упакован ими в коробки и посредством нанятой Госдепартаментом США транспортной компании перевезён в Вашингтон для передачи Посольству.

9. Российская Федерация отмечает, что, несмотря на её систематические протесты, правительство США не только не предпринимает каких-либо мер для прекращения своего противоправного поведения и урегулирования ситуации, но и заявляет о «полном соответствии» своих действий национальному законодательству и международному праву. Соответственно, ни одно из лиц, причастных к их планированию, организации и осуществлению не привлечено властями США к ответственности.

 10. Российская Федерация также выражает самую серьёзную обеспокоенность по поводу того, что в основу описанных выше репрессивных посягательств, несовместимых с объектом и целями Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и российско-американской Консульской конвенции от 1 июня 1964 года, Соглашения между Правительством США и ООН о штаб-квартире ООН от 26 июня 1947 года, положены юридически не обоснованные постулаты о наличии у государства пребывания единоличного и абсолютного права принятия односторонних мер по прекращению деятельности иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, снятию с них иммунитетов, введению запретов на доступ аккредитующего государства к их помещениям, выдворении из них, включая личные резиденции, сотрудников этих представительств и членов их семей на заведомо неприемлемых условиях, не обеспечивающих даже тех гарантий, которые в соответствии с международным правом должны предоставляться аккредитующему государству в случае войны или разрыва дипломатических отношений. Тем самым выхолащивается и обессмысливается самая суть основополагающих институтов международного дипломатического и консульского права, нарушается фундаментальный принцип ne impediatur legatio.

11. Российская Федерация заявляет решительный протест против такого толкования и применения вышеупомянутых международных договоров и считает, что последствия принятых властями США мер, затрагивающих действие международных обязательств характера erga omnes, выходят далеко за рамки двусторонних отношений России и США, способны создать крайне нежелательный прецедент, нанести серьёзный ущерб устойчивости и стабильности всей системы международных отношений

Российская Федерация убеждена, что описанные выше действия властей США требуют решительного осуждения Объединёнными Нациями.

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+1 202 332-07-37
+1 202 365-21-24
+1 202 298-57-00
+1 202 298-57-01
+1 202 298-57-04
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж