22.07.2121:00

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ по вопросу ухудшающейся ситуации на Украине и продолжающегося невыполнения украинскими властями Минских договоренностей, Вена, 22 июля 2021 года

1485-22-07-2021

Уважаемый господин Председатель,

Ровно год назад, 22 июля 2020 года, представители центральных властей Украины и отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) достигли в Контактной группе договоренности о мерах по усилению режима прекращения огня. Такие меры должны были быть введены в действие 27 июля 2020 года на основании приказов руководства вооруженных сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО и соблюдаться на весь период до полного всеобъемлющего урегулирования конфликта.

Представители Донбасса сразу же издали и опубликовали в средствах массовой информации приказы с перечислением вышеупомянутых мер. В то же время соответствующий приказ руководства вооруженных сил Украины (ВСУ) так и не был обнародован. Вместо этого Минобороны Украины выпустило материал, в котором содержание и смысл мер были искажены. В частности, отсутствовало положение о том, что огонь может открываться только в ответ и только по приказу военного руководства. Лишь спустя восемь с лишним месяцев представители Киева признали эти несоответствия, и 7 апреля текущего года материал на сайте Минобороны был заменен публикацией полного текста упомянутых мер – но, опять-таки, не приказа. Несмотря на это, находящиеся у линии соприкосновения командиры отрядов военизированных украинских националистов отметились заявлениями (мы приводили их в этом зале) о том, что продолжат открывать огонь, в том числе первыми, даже в условиях перемирия. Сегодня налицо тенденция к росту напряженности. Всего с момента формального вступления в силу мер Спецмониторинговая миссия ОБСЕ (СММ) насчитала свыше 45,8 тысяч таких нарушений.

Как свидетельствуют заседания Контактной группы и ее подгруппы по безопасности, в том числе недавние 20-21 июля, Киев сознательно уклоняется от обсуждения практических механизмов по обеспечению выполнения договоренностей от 22 июля 2020 года. Не реализуется одно из ключевых положений – создание и задействование координационного механизма по реагированию на нарушения режима прекращения огня при содействии Совместного центра контроля и координации в действующем составе. Такой механизм предполагает прямой диалог представителей ВСУ и вооруженных формирований ОРДЛО, которого категорически избегают в Киеве.

Нарушается и самый первый пункт мер, предполагающий запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия. Напомним, 11 июня возле поселка Голубовское атакован наблюдательный пост луганских ополченцев, в результате чего были убиты пять человек. 21 июня в районе населенных пунктов Лозовое и Старомихайловка в отдельных районах Донецкой области погибли еще четверо и ранены пятеро донецких ополченцев в результате минометной атаки, а затем и гранатометного обстрела санитарного транспорта. Эти инциденты могли привести к серьезной военной эскалации.

16 июля в Донецке в районе железнодорожной станции «Мушкетово» на объекте гражданской инфраструктуры – газопроводе среднего давления – произошел взрыв, который привел к перебоям с газоснабжением четырнадцати близлежащих многоквартирных жилых домов и 112 частных домохозяйств. Руководство отдельных районов Донецкой области выступило с заявлением о диверсионном характере повреждения этого объекта жизнеобеспечения. Удивлены тем, что информация о взрыве не получила освещения СММ. Призываем Миссию в соответствии с ее мандатом отслеживать и информировать об инцидентах, которые влияют на безопасность гражданского населения.

К слову, согласование мер по усилению режима прекращения огня – один из шагов Контактной группы в русле рекомендаций «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года. В его совместно согласованных итогах подчеркнуто и то, что параллельно должны быть предприняты усилия для реализации политических аспектов Минских соглашений.

Весьма конкретно в итоговом документе саммита говорится о необходимости интегрировать в украинское законодательство «формулу Ф.-В.Штайнмайера», текст которой согласован в Контактной группе. Спустя более полутора лет после саммита этого не сделано. Недавно советник по информационной политике делегации Украины в Контактной группе А.Арестович публично подтвердил, что Киев и вовсе не собирается что-либо делать. В интервью каналу «UkrLife» 15 июля на вопрос о судьбе договоренности по «формуле Ф.-В.Штайнмайера» он заявил буквально следующее: «Ничего не будем делать, имплементировать не будем». После чего предложил, как он выразился, «продать реализацию формулы» за некие специальные гарантии безопасности для Украины.

К сожалению, открытый саботаж Киевом договоренностей Контактной группы и Минских соглашений в целом не встречает какой-либо критики со стороны зарубежных кураторов и политических спонсоров нынешних украинских властей. Многолетние попытки с помощью различного рода казуистических уловок уклониться от выполнения «Минска», заменить Донбасс на Россию в качестве стороны конфликта заводят в тупик дискуссии и в «нормандском» формате, и в Контактной группе.

В этой связи на ОБСЕ ложится особая роль в содействии диалогу между реальными сторонами конфликта – сторонами, имеющими обязательства по Минским соглашениям. Сторонами, от результативности контактов между которыми на деле зависит судьба процесса урегулирования по всем аспектам – в сфере безопасности, политических, социально-экономических и гуманитарных проблем. Призываем уважаемого посла М.Киннунена, который сменяет посла Х.Грау на посту спецпредставителя Действующего председателя по Украине и в Контактной группе, а также всех координаторов рабочих подгрупп всячески содействовать такому прямому диалогу. Попытки реанимировать дискуссию о сторонах конфликта, которая завершилась в 2015 году подписанием «Комплекса мер», опасны и бесперспективны.

Вдобавок к потугам Киева исказить букву и дух Минских соглашений наблюдаем и то, как вместо комплексного согласования всех аспектов урегулирования предлагаются к обсуждению отдельные вопросы, вырванные из контекста и логики урегулирования. Одновременно за скобки выводится ключевой вопрос об особом статусе Донбасса в составе Украины – основного элемента всеобъемлющего политического урегулирования.

На этом фоне ряд зарубежных партнеров нынешнего украинского руководства продолжают подогревать воинственные устремления «горячих голов» в Киеве. 10 июля завершились совместные военные учения «Си Бриз» (“Sea Breeze”). До конца текущего месяца продлятся учения «Казацкая булава» (“Cossack mace”) и «Три меча» (“Three Swords”), в ходе которых отрабатываются, среди прочего, наступательные действия, включая «бой в урбанизированной местности». Фактически поддерживая иллюзию способности Киева решить конфликт военным путем, его внешние кураторы не спешат призвать украинские власти выполнить то, что в своей резолюции 2202 одобрил Совет Безопасности ООН. А тем самым несут свою долю ответственности за ухудшение ситуации и дальнейшее насилие. Неудивительно, что в этих условиях многими представителями военно-политического руководства Украины углубление военного сотрудничества с государствами НАТО воспринимается как одобрение последними линии на саботаж Минских соглашений.

Подчеркнем – кризис на Украине может и должен быть урегулирован исключительно мирным путем на основе Минских соглашений в рамках прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском. Попытки отвлечь внимание политизированными пропагандистскими измышлениями о некой внешней «агрессии» и «оккупации» на фоне отсутствия у Киева политической воли продвигаться в работе Контактной группы всё больше отдаляют перспективы достижения мира и общественного согласия на Украине.

Благодарю за внимание.

Горячая линия

+380 44 280-14-12
+380 44 244-09-61
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж