9.07.1918:09

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пленарном заседании неформальной министерской встречи ОБСЕ, Высокие Татры, 9 июля 2019 года

1433-09-07-2019

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Прежде всего хотел бы поблагодарить, как это сделали те, кто выступал до меня, за эту инициативу проведения встречи в Высоких Татрах. Она очень полезна.

В нынешних условиях такие дискуссии особенно важны и актуальны, потому что военно-политическая ситуация в Евроатлантике по целому ряду аспектов выглядит гораздо более напряженной, выглядит хуже, чем в годы «холодной войны». И это началось не вчера. Надо отдавать в этом себе отчет. 20 лет назад силы НАТО в нарушение Хельсинского заключительного акта и Устава ООН, без санкции СБ ООН бомбили Югославию. Пять лет назад наши западные коллеги открыто вмешались во внутренние дела Украины. Спровоцировали государственный переворот, привели к власти национал-радикалов и на пространстве ОБСЕ появился еще один конфликт – в Донбассе. Все эти пять лет конфликт не мог решаться из-за того, что режим П.А.Порошенко категорически саботировал выполнение Минских договоренностей. Поэтому мы желаем новому Президенту и новому правительству, которое будет сформировано на Украине после парламентских выборов, поскорее избавиться от наследия режима П.А.Порошенко и, конечно, будем внимательно следить за тем, как комментируют нынешнюю ситуацию руководство Украины. Заявления противоречивые. С одной стороны, вроде бы они говорят, что будут выполнять полностью Минские договоренности, с другой – что не будут вести прямой диалог с Донецком и Луганском. Это, безусловно, противоречие, потому что прямой диалог – это суть Минских договорённостей. Посмотрим.       

В ряду нарушений, которые сказываются на нашей общей безопасности, – создание системы противоракетной обороны США после того, как   Вашингтон вышел из договора по ПРО. Сейчас уже «умирает» Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Более того, по нашим оценкам, в Вашингтоне всерьез думают и о том, чтобы отозвать свою подпись под Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Надеюсь, что это только слухи, но они достаточно устойчивые. Президент России В.В.Путин и Президент США Д.Трамп недавно в Осаке обсуждали судьбу Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Пока нам не очень понятно, как США планируют определиться. То признают, что Договор нужен, иначе мы вообще потеряем все инструменты регулирования проблем в сфере стратегической стабильности, то говорят, что этот Договор нужно продлевать, только если к нему присоединится Китай. Это, наверное, те вещи, за которыми вы все следите.   

Беспокоит нас и то, что в последней редакции своей ядерной доктрины США резко понизили порог применения ядерного оружия. Пятый год НАТО занимается милитаризацией Севера Европы и Прибалтики, продвигает военную инфраструктуру все ближе к границам России. Напомню, что  совокупный оборонный бюджет стран-членов НАТО в 20 раз больше российского, но миф о российской угрозе продолжает раскручиваться, требования повышать оборонные расходы не перестают звучать в адрес европейских столиц. Между нами полностью свернуто практическое сотрудничество, включая сотрудничество между военными. Конечно, у нас опаснейший дефицит доверия, повышающий риски инцидентов и их непреднамеренной эскалации. В этой связи много говорят о Венском документе 2011 года. Наш ответ очень простой: давайте вернемся к тем уровням военного присутствия в Европе, которые были в 2011 году. Тогда мы можем говорить о дополнительных мерах доверия. Потому что накачать военную машину до такой степени, как произошло это сейчас, и говорить, а теперь давайте показывать друг другу, «где мы есть и что мы делаем», – это неправильно. В любом случае у нас есть опыт, который продолжается, – брифингов и обучениях России-НАТО, приглашениях наблюдателей, но это ничто по сравнению с тем, что было раньше.   

Убеждены, что в качестве первого шага надо отказываться от идеологизированной риторики. Министр иностранных дел Швеции М.Вальстрем начала с рассказа про медведей и волков. Есть такая байка, когда маленького мальчика папа послал караулить ночью овец и сказал ему, что если он увидит волков, чтобы он кричал, тогда он придет и поможет ему. Мальчику было скучно, и он решил просто так крикнуть «волки, волки», чтобы папа пришел. Папа пришел, понял и отшлепал его. Через неделю повторилось то же самое снова. А когда пришли настоящие волки папа не поверил мальчику, и его съели вместе с этими овцами. Давайте не будем пугать друг друга выдуманными угрозами, а давайте профессионально работать.

Через десять дней США, наконец, вроде бы согласились. состоится встреча ведомств, дипломатов, военных, представителей служб безопасности по стратегической стабильности на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Посмотрим, что получится. Почти уже год назад мы предложили США сделать то же самое, что дважды делали Москва и Вашингтон в период «холодной войны» – принять заявление о том, что ядерная война не может быть выиграна, поэтому ее нельзя допустить. С октября прошлого года наши американские партнеры думают над этим предложением. Тем временем, повторяю, в ядерной доктрине резко понижен порог применения этого самого ядерного оружия.

Хотел бы еще сказать о том, что мы внимательно наблюдаем за тем, как идет оборонное строительство Евросоюза в рамках общей политики в сфере безопасности и обороны, как наращивается координация с НАТО, включая втягивание нейтральных государств, в том числе в учения, которые проводятся по легенде, связанной с применением ст.5 Вашингтонского договора. Мне кажется, что это достаточно не позитивное развитие. Надеюсь, что это не приведет к дальнейшей дестабилизации. В любом случае я бы попросил наших коллег из Евросоюза понимать, что в их интересах обеспечить максимальную транспаретность этих процессов, прежде всего, на площадке ОБСЕ.

ОБСЕ может и должна внести вклад в деэскалацию военной напряженности. В этом году мы будем отмечать, об этом уже говорили коллеги до меня, 20-летие Хартии европейской безопасности и Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве. Эти документы закрепили принцип неделимости безопасности и заложили основу для взаимодействия не только государств, но и международных организаций. Кстати, говоря об этом, Министр иностранных дел Словакии, Действующий председатель ОБСЕ М.Лайчак в начале нашей встречи упомянул, что такие неформальные собрания проходят нечасто. Я участвовал во встрече, которую проводила Министр иностранных дел Греции Д.Бакоянни на Корфу. Это было очень давно. Тогда, помимо министров были приглашены еще генеральные секретари НАТО, ОДКБ, СНГ и представитель Евросоюза по внешней политике. Мне кажется, это был полезный формат. Я понимаю, что сейчас некоторым членам НАТО кажется ниже своего достоинства взаимодействовать с ОДКБ. Мы, кстати, на последнем заседании министров иностранных дел ОДКБ приняли обращение к министрам НАТО с предложением начать диалог. Ждем. Я не думаю, что дождемся, учитывая те настроения, которые сейчас доминируют в НАТО. Подчеркну еще раз, недостатков в предложениях с нашей страны о том, чтобы разговаривать, а не кричать «волки», нет. В принципе, мы убеждены, что для европейской безопасности нужно не сдерживание (containment), а сдержанность (constraint). Рассчитываю, что на Совете министров иностранных дел в Братиславе эти вопросы будут среди основных.

Я не буду говорить об угрозах транснационального характера – терроризме, наркотрафике, вызовах в киберпространстве. Признательны Словакии и Генеральному секретарю ОБСЕ за подготовку и организацию соответствующих конференций по этим трем направлениям.

Не буду подробно останавливаться на кризисах. Мы за то, чтобы все конфликты урегулировались с участием всех заинтересованных сторон через прямой диалог, как это положено в любой подобной ситуации. Хотел бы еще отметить, что по второй корзине нам очень важно развивать те ростки, которые появились в контексте продвижения концепции, требующей гармонизации интеграционных процессов, включая те, которые развиваются между Европейском союзом и Евразийским экономическим союзом. Это идет в русле тех решений, о которых сегодня также говорили, которые были на саммите ОБСЕ в Астане в 2010 г., по формированию архитектуры равной и неделимой безопасности, охватывающей Евроатлантику и Евразию.

В гуманитарном измерении задача номер один, особенно в свете последних тенденций, – противодействие распространению агрессивного национализма и неонацизма, защита языковых, религиозных и образовательных прав национальных меньшинств. Здесь не могу не упомянуть о том, что права национальных меньшинств грубейшим образом были попраны на Украине теми законами, который принимал режим П.А.Порошенко. Я очень надеюсь, что и с этим наследием новые власти разберутся.

На нас на всех лежит ответственность выполнить то, о чем договаривались, если мы говорим о договороспособности. В 2014 г. в Базеле, когда принимали декларацию по борьбе с антисемитизмом, мы все торжественно обязались принять такие же декларации по проблемам исламофобии и христианофобии. Как я понимаю, некоторые ведущие страны Евросоюза, которые не составляют большинство, категорически этого не хотят. Я считаю, что это нечестно. Если мы будем закрывать глаза на те проблемы, которые существуют в религиозной сфере, если будем говорить, что неполиткорректно напоминать о своих религиозных корнях, то мы не будем уважать религиозные убеждения других людей.

Еще раз хотел бы поблагодарить. Мы открыты к совместной работе, в том числе по подготовке СМИД ОБСЕ в Братиславе. Надеюсь, что это будет полезная встреча.           

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+421 911-34-32-97
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж