7.10.2019:26

Выступление специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, директора Департамента международной информационной безопасности А.В.Крутских на специальной сессии Министерской конференции АСЕАН по кибербезопасности с диалоговыми партнерами V Сингапурской международной кибернедели в формате видеоконференции, 7 октября 2020 года

1669-07-10-2020

Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов за предоставленную возможность выступить на этой серьезной дискуссионной площадке в условиях, когда от уровня координации и общей слаженной работы зависит наше общее будущее.

Мы видим, что на фоне тяжелой эпидемической ситуации в мире разворачивается самая настоящая «киберпандемия», последствия которой, учитывая трансграничный характер ИКТ, неизбежно затрагивают все государства вне зависимости от уровня их социально-экономического и технологического развития. По оценкам ООН, только за 9 месяцев текущего года ущерб от киберкриминала составил 1,5 триллиона долларов, а по неофициальной информации, он достиг 6 триллионов.

Возрастает личная уязвимость всех без исключения граждан, включая государственные элиты и представителей бизнеса. Предприниматели несут сегодня существенные экономические потери и уже не способны даже при значительных вложениях обеспечить необходимый уровень безопасности используемых систем и технологий. Под угрозу ставятся перспективные проекты и инвестиции.

Возникает закономерный вопрос: почему при наличии значительного числа авторитетных и работающих переговорных форматов мы все никак не можем договориться о создании так называемой вакцины от киберпандемии? Затягивается процесс внести хотя бы базовый порядок в набирающий в силу киберхаос?

Важно не обольщаться по поводу достигнутого прогресса в рамках международного переговорного процесса по вопросу об обеспечении международной информационной безопасности.

В общепринятом дипломатическом смысле собственно переговоры не ведутся. Они подменяются все еще общеконцептуальной дискуссией. Мы начинаем забывать, что оба ооновских формата – и РГОС, и ГПЭ – созданы в рамках Первого комитета Генассамблеи ООН, приоритетом в работе которой являются вопросы обеспечения мира и безопасности.

Тревожат попытки подменить серьезную работу распространением бездоказательных обвинений в кибератаках в адрес непричастных к этому государств.

На этом фоне считаем АСЕАН одной из политически значимых и перспективных региональных площадок. Приветствуем стремление стран Ассоциации наращивать свой киберпотенциал, чему свидетельствует открытие Центра передовых практик АСЕАН. Этому будет способствовать и предстоящий запуск Диалога Россия-АСЕАН.

Однако глобальные проблемы на региональном уроне не под силу решить ни одной даже самой сплоченной региональной площадке. Масштаб киберугроз слишком велик. Предпринять конкретные и действенные меры в области безопасного использования ИКТ возможно только совместными скоординированными усилиями всех стран при центральной координирующей роли универсальной международной организации – ООН.

Россия готова предложить свое видение создания жизнеспособного и действенного универсального переговорного механизма по МИБ, естественно, при сотрудничестве со всеми странами.

Необходимо продолжить в рамках ООН работу над перечнем правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, своего рода «правил дорожного движения» в сфере использования ИКТ. Для этого необходимо обеспечить непрерывный и преемственный характер глобального переговорного процесса по МИБ в ООН и сохранить в этих целях работу профильного механизма, объединяющего все без исключения страны.

В этих целях внесли на днях на рассмотрение Первого комитета 75-й сессии Генассамблеи ООН обновленный проект традиционной российской резолюции по МИБ. Его ключевая цель – закрепить поддержание инклюзивной многосторонней дискуссии по МИБ в рамках всемирной Организации путем создания новой РГОС в 2021 г. сроком на пять лет, чтобы больше не зависеть ни от каких катаклизмов.

Наш проект содержит два инновационных и весьма привлекательных для международного сообщества момента по сравнению с резолюцией 2018 г. Во-первых, предусмотрели в качестве отдельного аспекта мандата РГОС возможность рассмотрения национальных инициатив в области МИБ, что позволит каждому государству вынести на всеобщее рассмотрение свои предложения и получить их адекватное рассмотрение. Во-вторых, с учетом пожеланий многих стран мандат РГОС теперь также включает изучение вопроса институционализации диалога участников Группы с другими заинтересованными сторонами, прежде всего, бизнесом, неправительственными организациями и научным сообществом.

Пользуясь случаем, призываем все государства, и прежде всего столь активные страны АСЕАН, поддержать российскую инициативу и войти в число ее первоначальных соавторов.

Хотел бы пожелать всем участникам Сингапурской международной кибернедели успешной, содержательной и плодотворной работы.

Благодарю за внимание!

Общие сведения

  • Флаг
  • Герб
  • Гимн
  • Двусторонние
    отношения
  • О стране

Горячая линия

+65 62-35-18-32
+65 62-35-18-34
+65 97-20-39-75
Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

Загранучреждения МИД России

Представительства в РФ

Фоторепортаж