Общие сведения


РОССИЙСКО-СУДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Дипломатические отношения между СССР и Суданом были установлены 5 января 1956 г.
В 1960-е гг. двусторонние связи носили стабильный характер, осуществлялись контакты на высшем уровне.
С начала 70-х гг. Хартум в одностороннем порядке пошел на свертывание контактов с СССР. После свержения режима Дж.Нимейри в апреле 1985 г. отношения двух стран стали постепенно восстанавливаться.
29 декабря 1991 г. Судан заявил об официальном признании Российской Федерации, а также других государств-членов СНГ.
В апреле 2019 г. после смены власти в стране Переходный военный совет Судана заявил о неизменности характера российско-суданских отношений.
Поддерживается политдиалог на высшем и высоком уровнях.
23 октября 2019 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Верховного (Суверенного) Совета Республики Судан А.Бурханом «на полях» саммита Россия-Африка в Сочи.
23 февраля – 3 марта 2022 г. в России находился с визитом заместитель Председателя Верховного (Суверенного) Совета Республики Судан М.Дагло. Он встретился с Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Новаком, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
4-5 апреля 2022 г. и.о.Министра иностранных дел Республики Судан А.Ас-Садик Али посетил Москву в составе делегации министерской группы Лиги арабских государств по Украине, которая провела встречу с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
29 июня – 1 июля 2023 г. заместитель Председателя Верховного (Суверенного) Совета Судана М.Аггар посетил Россию с визитом, в ходе которого прошли его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
27-28 июля 2023 г. М.Аггар принял участие в работе второго саммита Россия-Африка в Санкт-Петербурге.
В декабре 2010 г. был учрежден Российско-Суданский Рабочий комитет высокого уровня в качестве главного механизма внешнеполитического взаимодействия и координации работы по развитию многопрофильного сотрудничества. Проведены десять его заседаний, последнее – в Москве 3 августа 2022 г. (сопредседатель с российской стороны – специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов).
Контакты по межпарламентской линии. В 2014 г. Заместитель председателя Национальной ассамблеи Судана И.Хамид принял участие в III Международном парламентском форуме. Председатель Национальной ассамблеи И.А.Омер во главе делегации суданских депутатов участвовал в октябре 2015 г. в IV Международном парламентском форуме в Москве и в октябре 2017 г. в 137-й сессии Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге.
Торгово-экономические связи с Суданом регулируются межправительственным Соглашением о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве (1998 г.) Их развитию помимо внутриполитических рисков после смены власти в стране в апреле 2019 г. препятствуют сложности в сфере предоставления банковских гарантий и финансовых расчетов за поставки товаров суданским компаниям, невысокая платежеспособность суданских экономоператоров.
В 2022 г. российско-суданский товарооборот вырос по сравнению с 2021 г. на 43,1 % (с 306,6 млн долл. США до 438,6 млн долл. США). Российский экспорт увеличился на 43,1 % (с 306,3 млн долл. США до 438,2 млн долл. США), российский импорт вырос на 33,9 % (с 0,3 до 0,4 млн долл. США).
С сентября 2013 г. функционирует Межправительственная Российско-Суданская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). 17-19 августа 2022 г. в Москве состоялось ее седьмое заседание. Председатель Российской части МПК – Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А.Козлов, Председатель Суданской части – Министр природных ресурсов Республики Судан
М.Абу-Наму.
С июня 2010 г. действует Российско-Суданский деловой совет (РСДС).
Целый ряд российских компаний, прежде всего специализирующихся в области геологии и недропользования, которая является бюджетообразующим сегментом, продолжает в целом успешно работать на территории Республики Судан.
Российско-эмиратское предприятие Emiral Resources Ltd. через компанию Alliance for Mining реализует проект по добыче золота «КУШ» на блоке В30 мощностью до 3 т в год с использованием собственного парка буровых установок и оборудования. Компанией ведутся геологоразведочные работы на лицензионных блоках, полученных в штате Южный Кордофан.
АО «Росгео» завершило разработку металлогенической карты Судана в интересах государственного геологического агентства. В августе 2021 г. заключен договор с Министерством минеральных ресурсов Судана на продолжение работ по созданию прогнозно-металлогенической карты с оценкой ресурсов полезных ископаемых. Прорабатывается возможность модернизации принадлежащего Министерству энергетики и горнорудной промышленности Судана геохимического лабораторно-исследовательского комплекса.
ООО «КЗ «Ростсельмаш» в ноябре 2019 г. поставило в Судан партию сельскохозяйственной техники: 2 самоходные косилки «KSU-1», зерноуборочный комбайн «NOVA-340» и кормоуборочный комбайн «RSM-1401».
Консорциум «Элеваторпродмашстрой» прорабатывает с суданскими партнерами вопросы реализации совместных проектов в области строительства новых и модернизации действующих объектов зерновой инфраструктуры и заводов по производству комбикормов.
ПАО «НПО «АЛМАЗ» ведет подготовительную работу, необходимую для начала реализации проекта по оснащению 12 аэропортов гражданской авиации в Судане оборудованием для управления воздушным движением.
Предпринимаются шаги по развитию сотрудничества в атомной энергетике. 24 ноября 2017 г. в г. Сочи было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
4 марта 2022 г. в Судан была доставлена партия российской гуманитарной продовольственной помощи в объеме 20 тыс. тонн пшеницы. 8 июля 2022 г. по линии российского взноса в фонд Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН осуществлена поставка в г.Порт-Судан 375,36 тонн подсолнечного масла.
Сотрудничество в сфере науки, культуры и образования носит ограниченный характер. Главное направление – подготовка суданских специалистов в отечественных ВУЗах (с 1953 г. – 4 тыс. человек). В Хартумском университете ведется преподавание русского языка (в настоящее время обучается около 200 студентов). В Судане действуют Ассоциация выпускников советских и российских вузов и Общество судано-российской дружбы.
В 2021/2022 учебном году в российских высших учебных заведениях по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета обучался 381 гражданин Республики Судан, из них 68 за счет ассигнований федерального бюджета и 313 по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Развивается сотрудничество в сфере здравоохранения. В 2013 г. Минздравом России был заключен Меморандум о взаимопонимании в сфере здравоохранения и медицинской науки с Министерством здравоохранения Республики Судан. В ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н.Федорова» Минздрава России продолжается работа по развитию сотрудничества в области офтальмологии с Хартумским медицинским университетом и госпиталем «Соба».
В декабре 2020 г. подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Судан о создании пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации на территории Республики Судан.
В связи с начавшимся 15 апреля 2023 г. в Хартуме вооруженным противостоянием между подразделениями регулярной армии и Сил быстрого реагирования, 1 мая 2023 г. специальными рейсами ВКС России был осуществлен вывоз из Судана более 200 граждан России, а также других государств.
27-28 июля 2023 г. были проведены мероприятия по временному переводу Посольства России в Судане из Хартума в Порт-Судан, находящийся на расстоянии 850 км от суданской столицы.
По состоянию на 19 октября 2023 г.
РЕСПУБЛИКА СУДАН
Общие сведения. Республика Судан (PC) – государство в Африке, граничащее с Египтом, Эритреей, Эфиопией, Южным Суданом (РЮС), ЦАР, Чадом и Ливией.
Территория – 1,89 млн кв. км.
Население – 45,66 млн чел. 96,7% населения – мусульмане-сунниты, 3% – христиане и 0,3% – приверженцы традиционных верований.
Столица – г.Хартум (до 9 млн чел. с пригородами). Другие крупные города: Ньяла (532 тыс.), Порт-Судан (474 тыс.), Кассала (419 тыс.), Эль-Обейд (411 тыс.). В связи с продолжающимися с апреля 2023 г. боестолкновениями между подразделениями суданской армии и Сил быстрого реагирования, которые контролируют большую часть Хартума, де-факто временной административной столицей является г. Порт-Судан.
Государственное устройство – федерация, объединяющая 18 штатов.
Высшее руководство. Председатель Верховного (Суверенного) Совета – Абдельфаттах Бурхан.
Религия – ислам суннитского направления.
Официальный языки – арабский и английский.
Флаг Судана представляет собой полотнище из горизонтальных полос красного, белого и черного цветов и зеленого треугольника с основанием на древке. Герб – изображение птицы-секретаря. Гимн – песня на арабском языке «Мы воины Аллаха и Родины».
Национальные праздники: 1 января – День независимости (1956 г.). Праздники, имеющие подвижные даты: День рождения пророка Мухаммеда (12 день месяца Рабиа аль-авваль), праздники Жертвоприношения (10 день месяца Зуль-хиджа) и Разговения (в течение трех дней после окончания поста в месяц Рамадан), мусульманский Новый год.
Денежная единица – суданский фунт (с.ф.). По состоянию на февраль 2023 г. официальный курс по отношению к доллару США составил 595 с.ф.
Парламент. В настоящее время отсутствует.
Социально-экономическое положение и внешняя торговля. По уровню экономического развития PC относится к группе беднейших стран мира.
В 2021 г. ВВП страны составил 34,33 млрд долл. США (в 2020 г. – 27,03 млрд). ВВП на душу населения в 2021 г. – 751,8 долл. США (в 2020 г. – 608,3 долл. США). Уровень инфляции в 2022 г. снизился до 87,32 % (в 2021 г. – 359%).
Экспорт Судана в 2022 г. составил 4,36 млрд долл. США (в 2021 г. – 5,03 млрд долл. США), импорт – 11,09 млрд долл. США (в 2021 г. – 9,89 млрд долл. США). Основными зарубежными партнерами Судана являются ОАЭ, Египет, Китай, Саудовская Аравия, Индия, Турция, Франция. Основные экспортные статьи - золото, живой скот, гуммиарабик, арахис, суданская роза. В импорте Судана преобладают продовольствие (пшеница, растительные масла и др.), нефтепродукты, промышленные товары, медикаменты, минеральные удобрения, машины и оборудование.
Золотодобыча, сельхозпроизводство и транзит южносуданской нефти обеспечивают около 70% бюджетных поступлений. В сельском хозяйстве занято около 80% населения. Другие сектора экономики развиты слабо.
Внутренняя политика. В конце 2018 г. в Судане разразился глубокий социально-экономический и политический кризис. В декабре того же года страну охватили масштабные антиправительственные выступления.
11 апреля 2019 г. командование вооруженных сил заявило об отстранении Президента Республики Судан О.Башира с поста главы государства и его аресте. Были распущены центральные и местные органы представительной и законодательной властей, сформирован Переходный военный совет (ПВС), который заявил о намерении в течение двух лет осуществлять управление страной, обеспечить принятие новой конституции, организовать свободные выборы и передать власть новому правительству по окончании переходного периода. 12 апреля Совет возглавил бывший командующий сухопутными войсками генерал-полковник Абдельфаттах Бурхан.
После непродолжительной паузы протесты вновь возобновились под лозунгом передачи всей полноты власти в стране от военных гражданскому правительству.
В ночь с 24 на 25 октября 2021 г. группа военных блокировала резиденцию Премьер-министра А.Хамдука, проведены аресты ряда членов возглавляемого им переходного правительства. 25 октября Председатель Верховного (Суверенного) Совета Судана А.Бурхан объявил о решении распустить Совет и переходное правительство, а также ввел в стране чрезвычайное положение
11 ноября 2021 г. в Хартуме было объявлено о формировании нового состава высшего органа переходной власти – Верховного (Суверенного) Совета во главе с А.Бурханом. Как и прежде, Совет состоит из 14 членов (5 военных, 3 представителя Суданского революционного фронта, 5 гражданских лиц из различных регионов страны, 1 независимый деятель).
Конституционный документ 2019 г. провозглашался основным источником, определяющим задачи переходного периода. При этом в него предусматривалось внести поправки, гарантирующие участие в политической жизни страны всех слоев суданского общества за исключением распущенной бывшей правящей партии «Национальный конгресс». Подчеркивается безальтернативность военно-гражданского партнерства в переходный период. Подтверждалась приверженность Джубийскому мирному соглашению от 3 октября 2020 г.
29 мая 2022 г. в Судане отменено чрезвычайное положение, действовавшее с 25 октября 2021 г. Ранее было освобождено большинство активистов, задержанных силами безопасности в ходе протестных выступлений.
4 июля 2022 г. А.Бурхан выступил с телеобращением к народу, в котором объявил о прекращении участия военного руководства страны в переговорах под эгидой трехстороннего механизма. Гражданским силам предложено посредством диалога договориться о формировании нового переходного правительства на основе инклюзивности и репрезентативности. После создания правительства военные обещали распустить ВСС, оставив за собой вопросы обороны и безопасности. Председатель ВСС подтвердил приверженность военных завершению политперехода.
В апреле 2023 г. обострились противоречия между Председателем Верховного (Суверенного) Совета Судана А.Бурханом и его заместителем М.Дагло, который выступил против интеграции возглавляемых им Сил быстрого реагирования (СБР) в состав Вооруженных сил Судана.
15 апреля 2023 г. начались вооруженные столкновения между подразделениями суданской армии и СБР в Хартуме и других городах Судана с использованием тяжелой техники. По информации армейского командования, боевики СБР атаковали резиденцию Председателя ВСС А.Бурхана, Республиканский дворец, международный аэропорт Хартума, комплекс Главного командования Вооруженных сил Судана. Указом А.Бурхана СБР были распущены.
Боевые действия привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Значительно ухудшилась гуманитарная ситуация в стране: ощущается нехватка продовольствия, питьевой воды, медикаментов, топлива. По данным Всемирной организации здравоохранения, объектом вооруженных атак стал ряд медицинских учреждений. Неоднократно объявлявшееся прекращение огня фактически нарушается обеими сторонами конфликта.
1 мая 2023 г. специальными рейсами ВКС России был осуществлен вывоз из Судана более 200 граждан России, а также других государств.
6 мая 2023 г. в Джидде (Саудовская Аравия) начались контакты между представителями армейского руководства и СБР с целью решения ряда вопросов гуманитарного характера. 11 мая они подписали «Декларацию об обязательствах по защите гражданского населения». Документ предусматривает обеспечение беспрепятственного гумдоступа, свободы передвижения для мирного населения, обязательства не использовать объекты гражданской инфраструктуры и, по возможности, жилые кварталы в военных целях.
В середине мая с.г. А.Бурхан освободил от занимаемых должностей ряд высокопоставленных силовиков и государственных чиновников. В частности, был отправлен в отставку и.о. Министра внутренних дел А.Хамед.
Противостояние между армией и СБР привело к ослаблению государственной власти и активизации повстанческих группировок в регионах. Прежде всего, это проявилось в охваченном межэтническим насилием Западном Дарфуре. Нестабильность распространяется и на другие регионы, в том числе Южный Кордофан, где фиксируются нападения на армейские позиции и вылазки в нефтеносных районах, и Голубой Нил.
Во внешней политике Судан проводит линию на активизацию сотрудничества с организациями системы ООН, углубление взаимодействия с Лигой арабских государств, Африканским союзом и Организацией исламского сотрудничества.
Суданская дипломатия сфокусирована на задачах формирования позитивного международного имиджа страны, мобилизации внешней помощи и поддержки в условиях переходного периода.
Приоритет во внешней политике – отмена действующего в отношении Хартума санкционного режима ООН. В декабре 2020 г. Судан был официально исключен из американского списка «Государств – спонсоров терроризма» в обмен на нормализацию Хартумом отношений с Израилем в рамках «авраамических соглашений».
Заметно продвинувшиеся ранее отношения со странами Запада оказались в значительной степени свернуты после событий 25 октября 2021 г., а все донорские обязательства и программы помощи были поставлены «на холд».
Вооруженные силы PC являются одними из самых многочисленных в регионе – 100 тыс. военнослужащих. Организационно ВС PC состоят из сухопутных войск, ВВС, ПВО, ВМС, сил специального назначения. Существуют иррегулярные формирования (силы народной обороны – 70 тыс. чел., национальная гвардия – 20 тыс. чел.).
Наука и образование. Школьное образование в Судане основывается на трехэтапной системе (общий срок обучения – 12 лет). В стране действует около 40 высших учебных заведений.
Суданская культура характеризуется значительным влиянием исламской, арабской и африканской культур и отличается большим многообразием. В стране существует около 578 этнокультурных групп.
СМИ. Официальные информационные агентства – Суданское агентство новостей (SUNA) и Суданский медиа-центр (SMC). Функционируют 20 телеканалов регионального уровня и 6 местных каналов, 16 государственных и 14 частных радиостанций. Издается около 50 печатных СМИ различного профиля. Доля населения, имеющего свободный доступ к сети Интернет – 12%.
Российско-суданские отношения. Дипломатические отношения между СССР и Суданом были установлены 5 января 1956 г. В 1960-е гг. были подписаны долгосрочные соглашения, на основе которых успешно развивались двусторонние связи. В 1970-е гг. в период нахождения у власти Дж.Нимейри в отношениях с Суданом отмечался спад.
29 декабря 1991 г. Хартум заявил об официальном признании Российской Федерации в качестве преемника СССР.
Поддерживается политический диалог на высшем и высоком уровнях.
23 октября 2019 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Верховного (Суверенного) совета Республики Судан А.Бурханом на «полях» саммита Россия-Африка в Сочи.
11-14 июля 2021 г. состоялся визит Министра иностранных дел Республики Судан М.Аль-Махди в Россию, в ходе которого прошли ее переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
23 февраля – 3 марта 2022 г. в России находился с визитом Заместитель Председателя Верховного (Суверенного) Совета Республики Судан М.Дагло. Он встретился с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Новаком, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым.
9 февраля 2023 г. состоялся визит в Судан Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, который был принят А.Бурханом и М.Дагло, а также провел переговоры с и.о.Министра иностранных дел Республики Судан А.Ас-Садиком Али.
29 июня – 1 июля 2023 г. заместитель Председателя Верховного (Суверенного) Совета Судана М.Аггар посетил Россию с визитом, в ходе которого прошли его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.
В декабре 2010 г. был учрежден Российско-Суданский Рабочий комитет высокого уровня в качестве главного механизма внешнеполитического взаимодействия и координации работы по развитию многопрофильного сотрудничества. Проведены десять его заседаний, последнее – в Москве 3 августа 2022 г. (сопредседатель с российской стороны – специальный представитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов).
24 сентября 2013 г. в Хартуме было подписано соглашение о создании Российско-Суданской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Первое заседание МПК состоялось 16-19 декабря 2013 г. в Хартуме. Седьмое – 17-19 августа 2022 г. в Москве. (Председатель Российской части Межправкомиссии – Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А.Козлов).
В 2022 г. российско-суданский товарооборот вырос по сравнению с 2021 г. на 43,1 % (с 306,6 млн долл. США до 438,6 млн долл. США). Российский экспорт увеличился на 43,1 % (с 306,3 млн долл. США до 438,2 млн долл. США), российский импорт вырос на 33,9 % (с 0,3 до 0,4 млн долл. США).
Контактная информация Посольства России в г. Порт-Судан: тел. +249 90 302 47 80, +249 11 027 72 17, адрес: г. Порт-Судан, квартал Матар, блок 20, участок 230. Эл. почта: rfsudan@mid.ru, consulrfsudan@mid.ru, сайт: www.sudan.mid.ru.
Положение соотечественников. По оценкам Посольства России в Хартуме, на территории Судана постоянно проживают свыше 100 российских граждан.
Основной центр изучения русского языка в Судане – кафедра русского языка Хартумского университета, при которой в декабре 2014 г. был открыт Кабинет русского языка им. А.С.Пушкина.
По состоянию на 19 октября 2023 г.
Горячая линия

- +249 183-47-10-42
+249 183-47-12-39
+249 912-32-71-65
Загранучреждения МИД РФ
Посольство России в Судане (Хартум)
- Адрес :
-
P.O. Box 1161, B1.A.10, Street 5, New-Extension, Khartoum, the Republic of Sudan
Посол - ЧЕРНОВОЛ Андрей Георгиевич
- Телефон :
+249 183-47-10-42
- Горячая линия :
+249 183-47-10-42
+249 183-47-12-39
+249 912-32-71-65- Факс
+249 183-47-12-39
- Web
Консульский отдел Посольства России
- Адрес :
-
P.O. Box 1161, B1.A.10, Street 5, New-Extension, Khartoum, the Republic of Sudan
Заведующий консульским отделом - АМБАРЦУМЯН Георгий Ованесович
- Телефон :
+249 183-47-10-42
- Факс
+249 183-47-12-39
- Web
Представительства в РФ
Посольство Республики Судан в России (Москва)
- Адрес:
-
127006, г. Москва, Успенский пер., 4А
- Телефон:
+7 495 699-54-61
+7 495 699-72-45 (секретарь г. Посла)
+7 499 243-77-85 (Аппарат Военного Атташе)
- Факс
+7 495 699-33-42, +7 499 243-19-14 (Аппарат Военного Атташе)